Новообразования старшего школьного возраста. Психологические особенности среднего и старшего школьного возраста. проблемы подростка

27.Новообразования старшего школьного возраста.

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период – это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;

2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;

3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;

4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;

5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;

6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это

имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;

7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;

8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.

28.Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.

У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных, в том числе в настоящее время и коммерческих, задач. Такая познавательная мотивация может распространяться на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на отдельный предмет. Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности. Итак, для мотивационной сферы старшеклассника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т.е. все чаще ученик руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями. Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности они, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. Отношение к школе в целом характеризуется большей сознательностью и одновременным «вырастанием» из школы.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или другой профессии.

Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решили продолжить образование после школы).

Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение — профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни.

Старший школьный возраст;

Особенности формирования личности в раннем юношеском возрасте. Социально-психологические условия формирования личности, психологические основы формирования общественной направленности. Формирование и развитие морали. Становление мировоззрения. Развитие самосознания и образа «Я». Мотивы и ценностные ориентации. Нравственное самоопределение. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии и готовность старшего школьника к профессиональному самоопределению.

Психология юношеского возраста

Характеристика социальной ситуации развития юношеского возраста. Основные характеристики развития познавательной сферы старшеклассников.

Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытается при­общиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зави­сящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст – затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап – раннюю юность – счита­ют третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Переходный период. 15 (или 14-16) лет – переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального са­моопределения, хотя и первоначального.

Далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут выбрать профес­сию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямо­линейно, то теперь – более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения, волнение. Повышение уровня такого рода тревожности по сравнению с VIII классом вызвано, главным обра­зом, особым положением выпускного класса, предстоящими впе­реди экзаменами, отбором в Х класс и, возможно, началом нового жизненного пути. Тревожность поэтому одинаково высока и у де­вочек, и у мальчиков.

В переходный период притупляется острота восприятия сверст­ников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Будущая жизнь интересует девятиклассников, в первую очередь, с точки зрения профессиональной.

Что касается межличностных отношений, отношений в семье, то они становятся менее значимыми.

Девятиклассники, поглощенные вопросами профессионального самоопределения, нейтрально, без особого интереса упоминают семейные роли: «хороший семьянин», «любящая жена и мать». Эта сторона жизни отступает у них на второй план.

Условия развития. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростко­вым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потреб­ности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда – внутрен­ние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. На­оборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продви­гаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относи­тельно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на ав­торитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.

Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более по­верхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще счита­ется, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто про­шел через них, обычно в большей мере независимы, творчески от­носятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, – по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности прохо­дил в это время легко.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в пере­ходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подростко­вого возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно вос­станавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам за­трудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, испове­дальным.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появле­нии любви. Юношеская любовь предполагает большую степень ин­тимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные сто­роны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Личность старшеклассника. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрос­лую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).

В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессио­нальном самоопределении. Старше­класснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к професси­ям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полу­ченные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможно­стях.

В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность.

Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Де­ти в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдер­жанными, уравновешенными, чем в 11-15.

В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориен­тируется на собственные взгляды, убеждения, которые формиру­ются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о ми­ре, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается миро­воззрение – система ясных, устойчивых убеждений. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Еще один момент, связанный с самоопределением, – измене­ние учебной мотивации, пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без до­статочной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сде­лать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому са­мооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшекласс­ник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

Социальная ситуация развития.Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути как задача первостепенной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старшеклассников, создавая у них своевременную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Они оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, следовательно, старшеклассники смотрят на настоящее с позиции будущего.

Ведущая деятельность. Ведущая деятельность учебно-профессиональная (профессиональное самоопределение). У старшеклассников устанавливается довольно прочная связь между профессиональным и учебным интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников – выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией.

Характеристика психического развития.Старшеклассники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. У старшеклассников отмечается особенность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции.

Отмечается сформированность теоретического или сложно-логического мышления. Интеллектуализация всех познавательных процессов.

Умение пользоваться рациональными приемами запоминания, появление исследовательского отношения к предмету. Они любят исследовать, экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Личностное развитие. В этот период необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть и каким быть. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоутверждении, как профессиональное так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как числа общества, принятие своего места в нем. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывал с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Характеристика общения и межличностных отношений. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы они обсуждают и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно. Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Общение является интимно-личностное, доверительное, исповедальное.

Психологические новообразования в старшем школьном возрасте. Развитие личности старшеклассника

Психологические новообразования, которые складываются на протяжении старшего школьного возраста, касаются, прежде всего, личности старшеклассника. К этим психологическим новообразованиям в старшем школьном возрасте относят: 1) становление самосознания; 2) профессиональное самоопределение; 3) формирование мировоззрения.

1. Самосознание – сложная психологическая структура, вклю­чающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин,во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание собственного «Я»как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически. Но формируются они не одновре­менно.

Зачатки сознания тождественности появляются уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я»- примерно с трех лет, когда ребенок на­чинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наиболь­шее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но по­скольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Образ собственного тела. Уже подросток, с присущей ему жаждой самоутверждения, проявляет громадный интерес к соб­ственному «Я»и его свойствам. В частности, он совершенно по-новому начинает воспринимать свой физический облик, свое те­ло. Этот повышенный интерес часто сохраняется и в ранней юности. Придирчиво изучая свою меняющуюся внешность, юно­ши и девушки часто испытывают сильное беспокойство по этому поводу. Очень многие хотели бы изменить свой облик. Особен­но важны для них такие качества, от которых зависят престиж и популярность у сверстников. Многих юношей и девушек тре­вожат маленький рост, полнота, прыщи на лице и т. д. Особенно тяжелые переживания выпадают на долю поздно созревающих мальчиков; задержка появления вторичных половых признаков не только понижает их престиж у сверстников, но рождает чув­ство личной неполноценности. Эти переживания, как правило, держатся в тайне. Образ собственного тела — гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Незнание всех нюансов и вариантов нормаль­ного развития оборачивается для многих настоящей «трагедией нормы».

Осознание и самооценка личных качеств. Самосознание и самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других автори­тетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на са­мооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких, как смелость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоцио­нальной оценки и социального сравнения (свой ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).

Как и подросток, юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притяза­ний с достигнутым результатом («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус; если взялся за трудную задачу и осилил ее, значит, я способный»). Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую проверку. Многие нело­гичные с точки зрения взрослых поступки – опасное озорство, лихачество – объясняются не столько желанием выделиться в глазах других, завоевать популярность, сколько именно потреб­ностью самопроверки своей решительности, отваги и т. д.

Второй путь самооценки – социальное соревнование, сопо­ставление мнений о себе окружающих. Уже подросток, крайне чувствительный к мнению окружающих о себе, убеждается в том, что расходятся не только частные оценки, но и сами их кри­терии. Поступок, мужественный с точки зрения одноклассников, учитель называет ложным товариществом. Отсюда опять-таки необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.

Образы собственного «я», как известно, сложны и неодно­значны. Тут и реальное «Я» (каким я вижу себя в данный мо­мент), и динамическое «Я»(каким я стараюсь стать), и идеаль­ное «Я»(каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое «Я»(каким я хотел бы быть, ес­ли бы все было возможно), и целый ряд других представляемых «Я».Даже самосознание зрелой личности не свободно от проти­воречий, и не все самооценки адекватны. В юности дело еще сложнее. Иногда юноша пытается познать себя путем самонаб­людения, самосозерцания. Рост рефлексии, повышенного инте­реса к себе вообще типичен для ранней юности. Это обнаружи­вается и в появлении интимных дневников (у девушек значи­тельно чаще и раньше, чем у юношей), и в «примерке» к себе образов художественной литературы (если подросток идентифи­цируется с поступками персонажей, то юноша – с мотивами и переживаниями), и в растущем интересе к внутреннему миру других людей.

Самоанализ не следует смешивать с бесцельным самосозер­цанием. Открытие себя как неповторимо индивидуальной лич­ности неразрывно связано с открытием социального мира, в ко­тором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я»(«Кто я? Ка­кой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), ас другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоз­зренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ ста­новится элементом социально-нравственного самоопределения.Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоана­лизе – необходимый признак развитой личности и предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Самоуважение.Исключительно важная черта личности, во многом закладываемая в ранней юности, — само­уважение, т. е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Высокое самоуважение не сино­ним зазнайства или некритичности. Оно означает, что человек не считает себя хуже или ниже других, что он положительно от­носится к себе. Низкое самоуважение, наоборот, означает по­стоянную неудовлетворенность, презрение к себе, неверие в соб­ственные силы.

Уровень самоуважения, свойственный данной личности, в отличие от частных самооценок относительно устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут соответственно повышать или понижать его. На формирование самоуважения влияют мно­гие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников и др. В юности в свя­зи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе, и т. д. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых (да и сверстников), вызывает многочисленные конфликты и ра­зочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок мо­лодой человек постигает (обычно уже позже, за пределами школы) меру своих реальных возможностей.

Но как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Оно делает представление человека о самом себе противоречивым и неустойчивым. Юноши и девушки с пониженным самоуваже­нием часто испытывают трудности в общении и стремятся за­крыться от окружающих, выставив вперед какое-то ложное лицо, маску.

2. Профессиональное самоопределение.В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессио­нальном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, от­каз от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать пред­ставителем любой, самой привлекательной профессии. Старше­класснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к професси­ям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полу­ченные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

На что ориентируются старшеклассники при выборе профес­сии? Как правило, присутствуют три фактора при выборе профессии: 1) престижность профессии (ее социальная ценность); 2) качества личности, присущие представителям этой профессии; 3) возможность хорошо зарабатывать в профессиональной деятельности

То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уров­ня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притя­заний. Это может быть следствием разумного отказа от беспоч­венных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение,как профессиональное, так и личностное, означает формирование у старшеклассника новой внутренней позиции, включающей осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Самоопределение связано с новым восприятием времени – со­отнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точ­ки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринима­лось и не переживалось, теперь осознается временная перспекти­ва:«Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необра­тимости времени часто сочетается с представлениями о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень мо­лодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преем­ственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.

3. Формирование мировоззрения.Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности свя­заны с выработкой мировоззрения.

В подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о ми­ре, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представ­лений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идет к по­знанию действительности во многом «от себя», через свои пере­живания. Старшеклассник, наоборот, познавая окружающее, воз­вращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?» «Какое место я занимаю в нем?» «Каковы мои возможности?» «Какой я?» Он ищет четких, опре­деленных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не ре­шаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочи­ваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается миро­воззрение – система ясных, устойчивых убеждений. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Источники:

http://studfiles.net/preview/5430588/page:34/
http://studopedia.su/20_42390_starshiy-shkolniy-vozrast.html
http://megaobuchalka.ru/8/32571.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×