Нужен ли логопед ребенку-аутисту? Логопедическая работа с обучающимися с рда в коррекционной школе

Особенности логопедической работы с аутичными детьми

Елена Сафонова
Особенности логопедической работы с аутичными детьми

МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»

(с использованием компьютерной презентации)

«Особенности логопедической работы с аутичными детьми».

Учитель – логопед

Сафонова Елена Геннадьевна

• Определение понятия аутизм.

• Практическое ознакомление с особенностями логопедической работы с аутичными детьми.

• Выяснение трудностей в работе логопеда с ребенком с синдромом Каннера

• Ознакомление с этапами работы логопеда.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация.

Что такое аутизм?

Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а так же ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутистического спектра. Аутизм – это тяжелое нарушение развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни.

Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, — например, интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой являются основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Мы остановимся на некоторых аспектах работы с детьми с тяжелыми и осложненными формами аутизма.

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Напомним, что основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.

Так, у детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.

Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации. У детей второй группы есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить», «Дать печенье», а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать»). Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.

Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.

У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

При работе с детьми с диагнозом РАС, РДА нельзя говорить только лишь о коррекционном воздействии, как все привыкли понимать работу логопеда. Коррекция – значит исправление; но невозможно исправлять звукопроизношение или начинать работу по улучшению лексико – грамматических навыков, если нарушены именно коммуникативные особенности речи ребенка.

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

• установление эмоционального контакта с ребенком;

• выяснение уровня контактности ребенка с незнакомым человеком (т. е. логопедом)

• первичное обследование речи (ее понимания);

• обучение понимания речи;

• обучение экспрессивной речи.

Логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики – наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления про объект наблюдения или проверять исходные положения, связанные с ним. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.

С целью выяснения картины целостного развития ребенка логопед может использовать диагностической карту, разработанную К. С. Лебединской и О. С. Никольской. Исследуя сферу общения, логопеду необходимо обратить внимание на визуальный контакт, особенности комплекса оживления, узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми, отношение к физическому контакту, реакцию на словесные обращения, отсутствие отклика на имя, избирательность ответных реакций на речь, отсутствие адекватного жеста, поведение в одиночестве, отношение к окружающему, “отсутствие” дифференциации одушевленного и неодушевленного.

Большинство логопедических методик остаются не приспособленными для диагностики уровня речевого развития детей с аутизмом, когда основное внимание следует уделить обследованию понимания речи и ее коммуникативного использования. Описание логопедического обследования и коррекционной работы, построенной на методических основах прикладного поведенческого анализа мы можем увидеть у С. С. Морозовой в разделе «ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ И НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ».

Направления логопедической коррекции при аутизме.

1. Обследование понимания речи (импрессивиая речь).

В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым.

Затем проверяют, выполняет ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б) вне контекста происходящего. В первом случае ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят. Например, если он играет с железной дорогой, можно сказать: «Поставь вагон на рельсы».

Во втором случае ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занят, например: «Подойти сюда», «Дай кубик» и т. п. При обследовании понимания инструкций следует избегать помощи (например, жестов) для получения более точной информации. Инструкции должны предъявляться в разных контекстах и ситуациях.

Если поведение ребенка изменится видимым образом — например, он повернет голову в сторону говорящего или подойдет к нему, можно предположить, что он хотя бы частично понял высказывание.

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и звуки внегортанного происхождения. Обращается внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам; выражение требований или отказа; фиксируются эхолалии; отмечаются собственные спонтанные высказывания ребенка.

После наблюдений за ребенком, они могут быть неоднократными, логопед начинает выстраивать план работы. Для этого он составляет индивидуальную программу, где фиксирует свои этапы работы.

2. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий, сюжетное рисование). Логопед, участвующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом, должен научиться осуществлятьэмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи.

Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков; степень сложности определяется индивидуально.

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.

3. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).

• При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми (первая группа либо смешанный случай с признаками как первой, так и второй группы).

4. Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:

• Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.

• Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.

5. Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции.

• В подходящий момент игры, когда удалось сосредоточить внимание ребенка на своем лице, можно, например, состроить гримасу удивления, конечно, с подходящим комментарием. Вообще, нам важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на наше лицо, на рот именно в тот момент, когда мы что-то произносим. Этого мы добиваемся с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка. Эта работа занимает очень много времени. В большинстве случаев это длится до полугода.

6. Формирование навыков экспрессивной (активной) речи

• Данный этап начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

• Выбирать звуки и артикуляционные движения следует индивидуально, предпочтительно использовать те из них, которые встречаются в спонтанном поведении ребенка. Примеры артикуляционных движений: открыть рот, показать язык, почистить зубки, надуть щеки, подуть и т. п.

Изучение полученных результатов работы педагогов-практиков показало, что особая речевая терапия является одной из важнейших в коррекции аутистического поведения, эмоционального и психического недоразвития у детей с ранним детским аутизмом.

Список использованной литературы.

1. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. — М.: Теревинф, 2006.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.

Презентация к докладу «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью» Доклад;»Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью» Проблема воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью на.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.

Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи (ОНР). Следует отметить важнейшую задачу логопедической работы.

Особенности работы детского психолога с детьми «группы риска» Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Особенности работы с детьми 5–6 лет в процессе формирования конструктивных умений Особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного.

Особенности работы с одаренными детьми Особенности работы с одаренными детьми. Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Детская.

Консультация «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста» Статья: «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста». При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо.

Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста . Сологуб Елена Николаевна. В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. Очевидно, что этот.

Логопедическая работа с аутичными детьми

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

  • дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;
  • установление эмоционального контакта с ребенком;
  • активизация речевой деятельности;
  • формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
  • развитие речи в обучающей ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа с аутичными детьми»

с аутичными детьми

Дети первой группы — почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта.

Дети второй группы — эхолалии (отсроченные эхолалии), небольшой набор стереотипных коротких фраз, полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации.

Дети третьей группы — развернутая литературная речь, при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг.

Дети четвертой группы — тихая, нечеткая речь и эхолалии, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

  • дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;
  • установление эмоционального контакта с ребенком;
  • активизация речевой деятельности;
  • формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

развитие речи в обучающей ситуации.

  • Метод наблюдения.
  • Диагностическая карта, разработанная К.С.Лебединской и О.С.Никольской . Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.
  • Обследование Морозовой С.С.

РЕЧЬ (Никольская О.С., Лебединская К.С.)

Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциация между отсутствием реакции на слово и гиперсензитивностью к невербальным звукам, между «непониманием» простых бытовых инструкций и пониманием разговора, не обращенного к ребенку.

Лучшая реакция на тихую, шепотную речь.

Запаздывание или отсутствие фазы гуления. Его неинтонированность. Запаздывание или отсутствие фазы лепета. Его необращенность к взрослому.

Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость. Эхолалии. Динамика накопления словаря: «плавающие» слова, регресс речи на уровне отдельных слов.

Запаздывание или опережение появления фраз. Их необращенность к человеку. Комментирующие, аффективные фразы. Фразы-аутокоманды. Фразы-эхолалии. Отставленные эхолалии. Эхолалии-цитаты. Эхолалии-обобщенные формулы.

Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова-отрицания.

Страхи аффективно насыщенных метафор. Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма.

Отсутствие речи о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи). Неправильное употребление других личных местоимений. Регресс фразовой речи; факторы, его провоцирующие.

Вычурность интонаций. Повышение высоты голоса к концу фразы. Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь от» дельных слогов. Разница развернутости речи, внятности произношения в спонтанной и заданной деятельности. Мутизм тотальный. Мутизм избирательный.

Логопедическое обследование Морозовой С.С.

Непроизвольные реакции ребенка свидетельствуют, что он способен понимать речь и происходящее вокруг в том случае, если это попало в зону его непроизвольного внимания. Основная трудность аутичного ребенка лежит не в области понимания речи, а в сфере произвольности: произвольной организации своего внимания и поведения в соответствии с тем, что он слышит, произвольной организации собственной речевой реакции (Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М.).

Эффективно включение в индивидуальный коррекционный план целей по формированию коммуникативной функции речи детей с аутизмом.

Чем выше коммуникативная функция ребенка, тем лучше проходит образовательный процесс и социализация.

Развитие речи детей с аутизмом ведётся поэтапно и последовательно. Необходимо включить в процесс обучения максимальную зрительную опору, так как мышление аутичного ребёнка имеет тип « буквального » . Реальные предметы, картинки, применяются на всех этапах работы с ним.

Эмоционально-смысловым комментарий — это такой комментарий, который позволяет нам «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Эмоционально-смысловой комментарий должен быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию.

Комментируйте любое действие, любое сенсорное ощущение, с которым ребенок сталкивается (родители – дом и улица). Он не умеет понимать и придавать смысл, зато вы превосходно этим владеете. Взрослые — как проводники отчетливых, развернутых смыслов, событий.

Забудьте, что ребенку уже 4, 5, 6 лет. Вспомните, как общались с ним, когда ему был годик. Комментируйте, приговаривайте, подхватывайте его действия и уводите за границы сенсорных ощущений — добавляйте к ним свои пояснения, детские стишки и потешки, песенки и фразы из его любимых мультфильмов. Ребенок схватил мягкую игрушку – «Привет, зайчик!». Бросил ее – «Пока, зайчик!» Побежал по комнате – «Как быстро бегут твои ножки по ковровой дорожке!» Взмахнул руками – «Птичка полетела!»

Комментарии должны быть эмоционально окрашенными. Если ребенок плохо говорит или молчит, говорите громко, ярче интонируя свою речь, активнее жестикулируя. Если ребенок говорящий, пусть ваша речь будет спокойна, но выразительна, артистична – словно « читаете по ролям » , будто ребенок зачарованно слушает вас с широко распахнутыми глазами. Он слушает! Даже когда кажется, что « не реагирует » .

Комментарий должен сопровождать практически любое действие ребенка. Неважно, выполнил ли он его намеренно, достаточно ли заинтересован конкретным предметом или процессом. Помните: « Просто так ничего не бывает » . Если ребенок что-то сделал, значит это « что-то » принесло ему определенное сенсорное ощущение. А на любое сенсорное ощущение следует мгновенно накладывать смысл! Каждое ваше пояснение, отправленное вслед конкретному сенсорному ощущению, это малый или мощный, но очередной удар по крепкой стене аутизма. Пробивайтесь к сознанию ребенка каждым смысловым комментарием.

Комментируйте речевую аутостимуляцияю. Ребенок вокализирует – произносит отдельные звуки, словоподобные или фразоподобные звукосочетания? Отлично! Вокализация при аутизме разновидность аутостимуляции. Поэтому также обязана с вашей помощью превратиться в осмысленное слово, а лучше фразу в контексте происходящего. Начните с первых услышанных звуков и продолжите чем надо. (А! – Аааааах, какой красивый паровозик получился из кубиков!) Радуйтесь любой вокализации, подхватывайте и разворачивайте любой звук, подбирайте похожие слова и фразы, которые освещают возможный смысл, отражают контекст происходящего. Помните: вокализация, это первый шаг на пути к сознательной речи.

Родителям дается задание комментировать, по возможности, все происходящее с ребенком в течение дня, отмечая приятные эмоциональные детали, обязательно включая в комментарий отношения, чувства других людей и самого ребенка, социальные правила.

  • Бытовые ситуации, в которые включен ребенок.
  • События на улице, которые наблюдает ребенок.
  • Мультфильмы, песенки, сказки, которыми увлечен ребенок.

Обычным детям активные смысловые комментарии нужны до момента, когда им станет подвластно смыслотворчество. Аутичному ребенку внешние смысловые комментарии нужны до тех пор, пока не снят диагноз «аутизм». Для кого-то это годы, для кого-то вся жизнь. Если обратиться к одному дню, то комментировать желательно как можно чаще и как можно дольше. Как минимум до тех пор, пока ребенок не начнет с явным интересом и удовольствием с вами играть, читать, беседовать или взаимодействовать в рамках других совместных занятий.

Комментирование деталей, ощущений, ситуаций

сюжетный рассказ (сюжетное рисование)

Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).

Растормаживание речи идет одновременно в трех направлениях:

  • Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.
  • Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции.
  • Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций, в том числе и вокальной аутостимуляции.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУТИСТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Логопедическая работа с аутичными детьми Фатуллаевой И Н ФГАОУ ВПО Северо Кавказский Университет Институт образования и социальных наук Ставрополь Россия Логопедическая работа с аутичными детьми Фатуллаевой И Н ФГАОУ ВПО Северо Кавказский Университет Институт образования и социальных наук Ставрополь Россия

Актуальной проблемой в современной отечественной коррекционной педагогики остается создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ранним детским аутизмом (РДА). РДА является одним из самых распространенных нарушений развития у детей. Различные аутистические проявления в детском возрасте от легких до тяжелых форм формируют специальные системы клинико-психологической и психолого-педагогической помощи. Для специалистов разного профиля: педагогов, психологов ,логопедов ,дефектологов, врачей, генетиков, социальных работников, стоит невероятно трудная задача помочь ребенку с РДА адаптироваться в обществе . Однако ,разговор о развитие речи у детей с РДА стоит начать с того ,что необходимо отметить ряд тревожных симптомов таких как ;погруженность в собственный мир ,а на ранних этапах развития -отсутствие или запаздывание фаз гуления ,лепета, отсутствие местоимения я ,в более старшем возрасте мы можем наблюдать эхолалии ,а так же регресс речи на уровне слов. Все эти тревожные симптомы ,есть не что иное ,как проявление речевых и поведенческих проявлений РДА.

Большинство этих нарушений родители могут заметить самостоятельно и обратиться за помощью к специалистам таким как логопед и психолог . Зачастую именно логопед обнаруживает развития аутичного ребенка и направляет семью для дальнейшего подтверждения диагноза к неврологу и психиатру .Чем раньше будет поставлен диагноз ,тем успешнее будет выполнена коррекционная работа .Не смотря на то ,что аутизм на настоящий момент неизлечим ,статистика свидетельствует ,что медико -психолого-педагогическая помощь оказанная в младшем дошкольном возрасте наиболее эффективна ,Н. Сулимова в своих работах отмечает ,что при более позднем начале коррекционном работы в большинстве случаев возможна только симптоматическая терапия.

Cтоит отметить ,что речевые нарушения при аутизме многообразны по характеру, динамике и в большинстве случаев отражают специфику РДА, а именно: отсутствие коммуникативного поведения ,расстройство восприятия и внимания .Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок с аутизмом не использует речь как средство общения. Речевые проблемы у данной категории проявляются различно от мутизма( полного отсутствия речи )до нарушений коммуникативной функции формально сохранной речи.

Прогноз при РДА часто непредсказуемый .У одних детей не смотря на трудности в общении и ориентировании в социальной среде речь становится достаточно активной ,в то время как речь других остается на том же уровне .В помощь логопедам и дефектологам была разработанна диагностическая карта, К.С.Лебединской и О.С.Никольской которая позволяет диагностировать состояние ребенка по таким критериям как: восприятие, развитие моторики и речи ,а также навыков социального поведения.

Крайне важно специалисту работающему с ребенком , уделить особое внимание визуальному контакту . Обратить особое внимание на различие между близкими и чужими , развитие привязанности к родным людям, реакции на новое, отношение с детьми, , отсутствие отзыва на имя, поведение в одиночестве, отношение к окружающему миру, дифференциации живого и не живого.

При подозрениях на РДА логопеду не рекомендуется самостоятельно ставить диагноз а предложить родителям к дальнейшее обследование у детского психиатра.. Логопедическое обследование и коррекционная работа, построенная на методических основах прикладного поведенческого анализа, предложена С.С.Морозовой . В ее работах особое значение предается пониманию словесных инструкций: в различных ситуациях .Обследование понимания речи включает в себя задания на определение названий предметов и действий; качеств предметов и их понятий, формулирующих пространственные отношения. Необходимо обратить особое внимание ,что при выраженном аутизме установить контакт с ребенком можно лишь на его территории. Логопедическая работа при раннем детском аутизме имеет свою специфику и заметно отличается от той, которую используют в работе с детьми с сенсорной алалией или умственной отсталость. Н.В Черепкова в своей статье ‘Некоторые аспекты логопедической работы с аутичными детьми ‘отмечает что аутизм является нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, что приводит к нарушениям социального взаимодействия. Подводя итог хотелось бы отменить что , логопедическая работа при РДА не смотря на все трудности крайне важна для дальнейшей социализации ребенка в обществе и ей необходимо уделить особое внимание. В заключении своей статьи хотелось бы привести пример наиболее удачной на мой взгляд коррекции из опыта моей логопедической практике. Мальчик Максим 4.5 года на момент первичного приёма не контактен ,агрессивен ,речь а так же мелкая и крупная моторика на уровне 2.5 лет. За год проведённой мною работы совместно с родителями показатели улучшились до уровня 4-летнего ребёнка . Ребёнок социально востребован .В детском коллективе наметился ряд улучшений .Стал контактен .Освоил глобальное чтение . Наилучший результат был достигнут методом арт-терапии и сказко-терапии. Хороший результат был достигнут благодаря работе с карточками PECS. Несмотря на сложности в обучение детей с РДА в ряде случаев удаётся добиться положительного эффекта не только специалистам ,но и родителям. Так как главной родительской заботой является процесс социализации детской личности с самого раннего возраста.

Список использованной литературы1 Скрипник Т. В. Феноменологія аутизму: монографія. К.: Видавництво “Фенікс”, 2010. 368 с.

2 Лебединская К. С. Диагностическая карта / К. С.Лебединская, О. С. Никольская // Детский аутизм. Хрестоматия. / Сост. Л. М. Шипицына. СПб.: Изд-во “ Дидактика Плюс”, 2001. С.123-131.

3 Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. 176 с.

4 Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. М.: Теревинф, 2005. 288 с.

5 Черепкова Н.В «Некоторые аспекты логопедической работы с аутичными детьми»

6 Пятница. Т .В. «Речевые нарушения у детей»

7 Полякова. М .А. «Самоучитель по логопедии»

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-s-ras.html
http://multiurok.ru/files/loghopiedichieskaia-rabota-s-autichnymi-diet-mi.html
http://scienceforum.ru/2016/1613/22578

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector