Общение ребенка со сверстниками. Почему ребенку трудно со сверстниками

7 причин, которые мешают ребенку легко общаться и дружить со сверстниками.

7 причин, которые мешают ребенку легко общаться и дружить со сверстниками. У любой проблемы есть свои причины и последствия, давайте разбираться, что может мешать ребенку легко и непринужденно общаться и дружить со сверстниками.

1) Ребенок стесняется и не уверен в себе. Стеснение в школьные годы тяжело переживается ребенком, поскольку в школе поводов для этого предостаточно. Робким детям страшно сделать что-то не так — например, поднять руку и ответить или выйти к доске, когда вызывает учитель. Им сложно заводить новые знакомства и налаживать отношения с одноклассниками. Уверенный в себе ребенок может легко начать общаться с другими детьми, попросить помощи или наоборот сам предложить что-то другому, обычно таким способом дети начинают больше взаимодействовать и дружить, а если вашему ребенку не комфортно элементарно поговорить с одноклассником, то существует риск остаться без друзей в классе. Причина стеснительности кроется прежде всего в низкой самооценке ребенка и неумении правильно взаимодействовать в коллективе.

2) Немаловажным фактором, влияющим на общительность ребенка является семья. Семья это среда, где ребенок учится самовыражению, а следовательно и общению. Общение это одна из сфер самовыражения человека. Какая роль отведена вашему ребенку в семье? Является ли он полноправным членом семьи, к мнению которого прислушиваются и берут во внимание? Или наоборот мнение ребенка никого не интересует и его инициативность постоянно подавляется? От этого будет зависеть его общение со сверстниками и его успешность во взрослой жизни. Отношения между членами семьи откладывают отпечаток на личность ребенка. Если дома он привык, что его слушают и уважаю, то при общении с другими людьми он будет стремиться к такой же позиции. Если же в стенах дома ребенок привык быть «никем», то в компании сверстников ему будет сложно общаться на равных.

Он скорее всего будет вести себя также неуверенно, как дома, либо примет противоположную модель поведения и будет подавлять других ребят, что тоже будет создавать трудности в общении. Большая редкость, когда ребенок из семьи с дисгармоничными отношениями, умеет правильно выстраивать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

3) У ребенка не развиты базовые навыки общения. К ним можно отнести:

-умение слушать и правильно реагировать на услышанное

-вежливо присоединяться к разговору

-адекватно реагировать на критику

-правильно высказывать свое мнение, не обижая, собеседников

-четко и грамотно говорить

4) Ребенок ведет себя агрессивно, обзывается. Возможно, ответ Вас удивит, но обычно ведут себя агрессивно те дети, которые сами испытывают сильные страхи. Агрессивное поведение ребенка формируется дома, если ребенок периодически наблюдает сцены насилия дома и по телевизору — соответственно, сам он тоже будет причинять боль другим и решать конфликты с помощью

драки. Еще одна причина — это неумение справляться со своими отрицательными чувствами: ребенок не знает, как выйти из непонятной и неприятной для него ситуации, и начинает драться.

5) Ребенок не может за себя постоять Его обзывают, а он молчит. У него отбирают карандаши — он либо идет жаловаться, либо переключается на другое дело, будто бы ничего не происходит. Ситуаций может быть много разных, но причина одна, ребенок не умеет или не хочет защищаться. Стоит отметить, что такому ребенку в коллективе труднее всего, потому что если он не ответил одному обидчику, то обязательно задираться начнут и другие дети. Такое поведение может быть связано с различными причинами, например: дома ребенка не слушают и не позволяют выражать свое мнение, соответственно, в школе он этого сделать тоже не может, возможна и противоположная ситуация, когда домочадцы чересчур мягко обращаются с ребенком и он совершенно не умеет реагировать на агрессивное поведение других детей. В любом случае, я рекомендую в подобной ситуации обратиться к психологу, чтобы как можно скорее разобраться в причинах сложившейся ситуации и начать помогать ребенку.

6)Неадекватные притязания на лидерство Ребенок с неадекватными притязаниями на лидерство очень хочет быть главным и первым во всем, но по каким-то причинам он не является настоящим лидером — он только претендует на эту роль. Для того, чтобы занять лидерскую позицию, он раньше всех начинает тянуть руку на уроке, даже если не знает ответ. Может начать активно командовать и критиковать других детей. Часто отпускать шуточки в адрес непопулярного ребенка, чтобы показать свое превосходство. На уроке физкультуры самостоятельно может назначать себя капитаном и начинать командовать. Естественно, другим детям не нравится такое отношение и они начинают отдаляться. При этом родители часто не могут понять причин, почему у казалось бы активного и общительного ребенка возникают проблемы в отношениях с одноклассниками.

7) У многих на слуху такие понятия, как «экстраверсия» и «интроверсия». Данные

характеристики имеют большое влияние на общительность ребенка. Общение экстраверта, будет сильно отличаться от общения интроверта. Ребенка экстраверта можно определить по его активности в обществе, энергичности, желанию быть в центре внимания, умении быстро заводить знакомства и вступать в игру(общение) с малознакомыми людьми. Ребенок интроверт-спокойный, избирательный в контактах, дома может быть активным, а в обществе сдержанным и молчаливым.

Деткам интровертам комфортно быть с самим собой, он может спокойно играть один, без других детей. Слабыми сторонами экстраверсии является поверхностность, могут сначала что-то сделать и лишь потом подумать. Интровертам сложно вступать в контакт с новыми людьми и сложно быть естественным в присутствии большого количества людей. Учитывая, особенности разных типов личности можно предугадать сложности, с которыми ребенок может столкнуться и заранее помочь ему их предотвратить. Так например, экстраверта необходимо научить контролировать и правильно выражать свои эмоции, а интроверта заранее планировать свои действия в обществе малознакомой компании детей(это поможет ему чувствовать себя увереннее и комфортнее).

Дикарь: или почему ребенок не общается со сверстниками

Есть дети открытые, общительные, разговорчивые, а есть и такие, которые сторонятся, избегают контактов с другими детьми. Если ваш малыш относится ко второй категории и, придя на детскую площадку, стоит в сторонке, или вовсе прячется и никак не желает участвовать в общих забавах, то стоит разобраться в этом вопросе и помочь ребенку социализироваться.

Стремление ребенка к одиночеству зачастую вызывает тревожные мысли у родителей, они начинают мучиться вопросами: «Что же мы делаем не так?», «В чем психологическая проблема?».

Психологи в один голос утверждают, что для возрастной категории 2-3 года состояние отчужденности от сверстников может быть обычным делом. В этот период самыми близкими друзьями малыша являются родители и ближайшие родственники. Дома у него есть все необходимое для развития личности и удовлетворяются потребности в общении и играх. Поэтому необщение со сверстниками вполне обосновано.

Самый первый опыт общения с людьми дает основу дальнейших взаимоотношений в социуме. Для ребенка важно не только уметь говорить, но и выражать свои эмоции: кричать, смеяться, злиться, видеть реакцию других. Поведение детей трудно предсказать, и это дает возможность ребенку искать решения, подходы в общении. Именно во взаимоотношениях со сверстниками, малыш учиться искать выход из конфликтов, защищаться, примиряться.

К возрасту 4-5 лет дети начинают активно интересоваться другими, вовлекаться в общие игры, общаться и узнавать друг друга. Если и к данному возрасту ваш ребенок остается одиночкой, стоит выявить причины такого поведения.

Характер.

Ребенок может быть по натуре замкнутым и стеснительным. Такие малыши прячутся за мамой, застенчиво здороваются, не любят даже разговаривать на публике. Природу обмануть трудно, но открытость и смелость привить можно постепенно.

Не умение общаться и выражать эмоции.

Ребенка могли просто не научить общаться. Если в семье не принято делиться мнениями и переживаниями, а родители сами по себе интроверты, то и от ребенка трудно ожидать иного поведения. Поэтому так важно находить время на разговоры и активные игры с малышом.

Проявление лидерства.

Малыш может просто не хотеть подчиняться общим правилам игры, быть на вторых ролях среди сверстников, подстраиваться под большинство. Тем не менее, даже в младших группах детского сада уже выделяются несколько лидеров, задающих правила поведения и игр.

Опыт.

У малыша может накопиться негативный опыт общения со сверстниками. Его могли обидеть, ударить. Возможно, он пребывал в компании детей сильно отличающихся по возрасту, поэтому ему были либо непонятны их игры и разговоры, либо он скучал в общении с младшими детками.

Ограничения.

Ребенка могли намеренно ограничивать в общении с детьми. «Из садика только болезни принесет, пусть дома сидит», «Какие дети в доме, и так голова раскалывается», «После детей столько уборки» — такие аргументы находят родители и, сами того не подозревая, растят дикаря. Малыш тем временем углубляется в себя или проводит время за телевизором и прочими гаджетами, а это отнюдь не способствует социализации.

Если вы определились с причиной отчужденности вашего ребенка, переходите к активным действиям.

Ваш ребенок застенчив — корректируйте эту черту характера: чаще хвалите за результаты и помощь, поощряйте проявления индивидуальности. Не уставайте повторять, какой он замечательный, умный, способный и любимый. Поддержка творит чудеса.

Пусть ваш дом будет открыт для гостей, приглашайте друзей ребенка, сами организуйте торжества, праздники и тематические вечеринки. Больше разговаривайте и интересуйтесь делами малыша, ведь даже незначительные мелочи для него могут быть очень важны. Ни одна проблема ребенка не может стать для вас ерундой, то, что важно ему, должно быть важным и для вас.

Попробуйте записать чадо на кружок, секцию, групповые занятия. Учите малыша общаться, разыгрывайте правила знакомства, вежливости. Сами участвуйте в коллективных играх, будьте их организатором.

Если ребенок еще не ходит в сад, чаще бывайте в местах, где гуляют и играют дети, в холодное время года отправляйтесь в развлекательные центры. Обратите внимание на развитие вашего ребенка, подходит ли ему детская компания, ведь даже среди сверстников могут выделяться дети более развитые, чем остальные. Таким малышам просто неинтересно с другими.

Для родителей важно усвоить, что общения только с ними мало для маленького человека. Чтобы обеспечить ребенку нормальное психологическое развитие, важно помочь ему в налаживании отношений со сверстниками. Пока ребенок еще мал, это сделать гораздо проще, ведь у него еще не до конца сформированы представления о правильной коммуникации.

Если ребенок отчужден с детства от других, то, будучи взрослым, может испытывать проблемы в семье, на работе, впадать в депрессивные состояния, заработать себе психологические комплексы.

Малыши особенно чувствительно относятся ко всему новому, они чисты и открыты, способны очень активно усваивать информацию, поэтому влиять на ребенка раннего возраста нетрудно.

Помогите своим деткам, решайте проблемы вместе, ведь вы – самые близкие люди!

Читаем также:

Что делать, если ребенок 3-5 лет не ладит с другими?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Трудности общения детей со сверстниками

Как только мир дошкольника перестает ограничиваться только семьей, для него становится актуальным общение со сверстниками. В первую очередь, он знакомится с другими детьми на площадке, в детском саду или на развивающих занятиях. Поскольку все дети разные, то столкновения интересов и конфликтов не избежать. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь детям преодолеть трудности в общении с другими детьми.

Важность общения ребенка со сверстниками

Многие взрослые не понимают, насколько важен для детей первый опыт общения, первые ссоры и конфликты. Они считают их чем-то несерьезным и малозначительным. Между тем, от умения общаться с другими детьми зависит общение с людьми в будущем. В детстве закладывается основа всей будущей жизни человека, поэтому важно научить его правильно взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми.

Как правило, общение дошкольников друг с другом более эмоционально, чем со взрослыми. Со сверстниками допустимы резкие интонации, крики, смех, более разнообразная мимика и жесты. Со взрослыми дети разговаривают более спокойно. Для детей младшего дошкольного возраста (2-4 года) характерно познание мира через подвижные игры. Они легко повторяют действия ровесников — вместе кричат, бегают, прыгают. Чем больше других детей вокруг, тем активнее они общаются. Большое значение для них имеют игрушки, которые часто становятся причиной конфликтов — у кого игрушка лучше, у кого такая же есть, кто взял игрушку без спроса и так далее.

Чем старше становится ребенок, тем больше становятся его познания об окружающем мире. Требования к играм также усложняются. Начиная с 4-5 лет, он больше задумывается о мнении окружающих, особенно своих ровесников. Кроме игрушек, его также начинает интересовать красивая одежда. Для старшего дошкольного возраста характерно стремление к взаимопомощи, сопереживанию, желание дарить подарки друзьям. Дети начинают дружить группами по 2-3 человека и совместно решать, кого брать в компанию, а кого нет. Такой вариант взаимодействия сохраняется и в школьном возрасте.

Дети остро чувствуют отвержение со стороны окружающих и собственное одиночество. Если с дошкольником или младшим школьником не хотят играть, то он ощущает невостребованность. В будущем это приводит к неуверенности в себе, низкой самооценке. Поэтому задача родителей и воспитателей — помочь ребенку научиться правильно общаться с окружающими.

Трудности в общении с людьми у детей

Общение с людьми — один из самых интересных и самых сложных аспектов человеческой жизни. Взрослые имеют большой опыт и могут научить детей правильно взаимодействовать друг с другом — гасить конфликты, отвечать на агрессию, признавать свои ошибки.

Коллектив дошкольников или подростков достаточно жесток и нетерпим ко всем, кто отличается и выделяется. О незавидной и даже трагической участи «белых ворон» написаны книги и сняты фильмы. К сожалению, взрослые часто не придают значения детским конфликтам, закрывают на них глаза или порой сами поощряют травлю в коллективе — вольно или невольно. Для жертвы конфликта негатив со стороны сверстниками может привести к трудностям в общении с людьми во взрослом возрасте.

Механизм возникновения симпатий и антипатий в детском или подростковом коллективе изучен не до конца. «Популярными» считаются дети по признаку физической силы, материального положения, социального статуса родителей или стиля поведения, находящего отклик у сверстников. Робкие дети, предпочитающие книги коллективным играм или слишком эмоционально реагирующие на колкости и насмешки сверстников, чаще становятся изгоями. Поэтому важно, чтобы в нужный момент им помогали авторитетные взрослые — родители, педагоги или психологи.

Политика невмешательства со стороны взрослых является ошибочной. Люди, которым доверено воспитание детей, должны научить их правильно взаимодействовать друг с другом. Школа и детский сад являются уменьшенными моделями общества. Гармония в человеческом социуме зависит от того, насколько здоровым является общение между разными людьми внутри него. Если основными принципами являются дружба, взаимопомощь, внимание к интересам другого человека, то и общество будет более здоровым. Если в детском коллективе поощряется или игнорируются серьезные конфликты и травля, то последствия для личности человека будут печальными.

Как помочь ребенку правильно общаться со сверстниками

Когда ребенок входит в коллектив, самым важным для него становится мнение сверстников. Так же, как и для взрослого, для него важно быть заметным, интересным и востребованным. Но это удается далеко не всем детям.

Как взрослые могут помочь детям общаться правильно:

  • отвечать на вопросы детей о поведении в компании ровесников;
  • стимулировать активное взаимодействие с другими детьми на детских площадках, праздниках или в гостях;
  • не критиковать поведение в присутствии сверстников;
  • выяснить, не обижают ли детей в детском саду или в школе;
  • больше узнать об их взаимодействии с педагогами и одноклассниками;
  • помогать детям развивать навыки самопрезентации.

Часто родителей огорчает факт, что их дети не умеют общаться, и с ними никто не дружит и даже обижают сверстники. Если испробованы все средства, а проблема не решается, то следует подумать о консультации психолога или о смене коллектива. В некоторых случаях причины трудностей взаимодействия с другими детьми берут свое начало в семьях. Если в семье недостаточно гармоничные отношения, часто происходят ссоры, конфликты, родители склонны к насилию или имеют какую-либо зависимость, то проблемы у детей вполне вероятны.

Дружная семья, в которой близкие люди всегда поддерживают друг друга, будет хорошей опорой для детей. Ведь семья является моделью общества, так же, как детский сад и школа. Но не все семьи гармоничны, и это негативно отражается на детях. Поэтому важно учить их правильно общаться с любыми детьми и стараться их понимать. Если взрослые внимательны к их внутреннему миру, не игнорируют проблемы и стараются помочь, то таким детям будет проще познавать все многообразие окружающего мира и общаться с другими людьми.

Источники:

http://www.b17.ru/blog/obschenie_rebenka/
http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/dikar-ili-pochemu-rebenok-ne-obshhaetsya-so-sverstnikami.html
http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/doshkolnyy_vozrast/trudnosti_obshcheniya_detey_so_sverstnikami/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×