Обследование детей. Методика объективного обследования ребенка
МЕТОДИКА ОБЩЕГО ОСМОТРА РЕБЁНКА
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ»
МЕТОДИКА
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО РЕБЁНКА
для студентов, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия
УДК: 572.51 – 053.2
Методика исследования здорового и больного ребёнка. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103 – Педиатрия/ Составители: Хайретдинова Т.Б., Файзуллина Р.М., Яковлева Л.В., Казан А.Е., Еникеева Д.Н., Ивлева Н.А. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситета Росздрава». – 2006. –
Учебное пособие «Методика исследования здорового и больного ребёнка» подготовлено в соответствии с типовой программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней» (М., 2000) на основании рабочей программы (2001 г.), действующего учебного плана (2000 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 060103 – Педиатрия (2000).
Учебное пособие «Методика исследования здорового и больного ребёнка» предназначено для студентов специальности 060103 – Педиатрия.
Настоящее пособие призвано унифицировать методику обследования здорового и больного ребёнка, что необходимо для успешного усвоения студентами практических навыков и систематического изложения результатов объективного обследования в истории болезни. Весьма полезным является приложение к учебному пособию компакт-диска с изображением всей методики обследования, что в значительной степени поможет в усвоении практических навыков.
Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава».
© ГОУ ВПО «Башкирский государственный
медицинский университет Росздрава», 2007
ВВЕДЕНИЕ
Пропедевтика детских болезней – это первая педиатрическая кафедра, дающая студенту профессиональную подготовку.
Среди многих вопросов, призванных решать разделу пропедевтики детских болезней, особо важное место занимает методика обследования здорового и больного ребёнка. На каждом возрастном этапе жизни ребёнку свойственны особые морфологические, физиологические, психологические качества. Поэтому, знание клинической анатомии и физиологии детей разного возраста является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки получаемых результатов. Около половины часов по программе пропедевтики детских болезней выделено для изучения методики обследования здорового и больного ребёнка, а также семиотики основных поражений различных систем и организма в целом. При изучении пропедевтики вопросы диагностики рассматриваются в двух аспектах: симптомодиагностика, основанная на знании возрастной нормы и методики исследования, и синдромодиагностика – констатация патофизиологической связи между несколькими симптомами болезни и отражение в этой связи функциональной недостаточности данной системы. В этой сложной цепочке методика обследования органов и систем и сравнение полученных результатов с возрастной физиологической нормой является наиболее сложной. Для её усвоения требуется кропотливая работа для доведения до уровня автоматизма основных приёмов обследования больного и здорового ребёнка. Методика обследования органов и систем усваивается в процессе самостоятельной аудиторной работы под руководством преподавателя и самостоятельной внеаудиторной работы, т.е. самоподготовки. С целью систематизации самоподготовки студентов, развития самоконтроля за уровнем усвоения материала разработано настоящее учебно-методическое пособие. Материал последнего позволит не только активизировать самостоятельную работу студентов, улучшить степень усвоения практических навыков, но и даст возможность сравнения с возрастными физиологическими показателями, выявления симптомов и синдромов поражения отдельных органов и систем.
МЕТОДИКА ОБЩЕГО ОСМОТРА РЕБЁНКА
Общий осмотр ребёнка имеет большое диагностическое значение. С помощью осмотра и наблюдения за поведением ребёнка врач получает ценные сведения для диагноза и оценки тяжести его состояния.
Объективный осмотр начинают во время расспроса матери или родственников, наблюдая за поведением ребёнка, активностью, настроением, реакцией на окружающее, речью. Если ребёнок спит, следует первый осмотр произвести, не нарушая сна. Если бодрствует, то врач должен постараться не испугать ребёнка. Осмотр маленького ребёнка нельзя начинать сразу, нужно дать ему привыкнуть к врачу. Нужно стараться лаской, беседой завоевать расположение ребёнка. Врач любой специальности должен обладать такими качествами, как терпение и выдержка, но для врача-педиатра это особенно важно. Осмотр следует проводить неторопливо, используя элементы игры. При негативном отношении ребёнка к осмотру надо отвлечь его внимание игрушками, разговором. Нередко дети, особенно старшего возраста, понимают из разговора взрослых гораздо больше, чем мы думаем. Надо приучить себя к умению контролировать свои слова и эмоции, чтобы не навредить ребёнку. Ребёнок должен обязательно почувствовать доброжелательное отношение врача или студента.
Лучше, если осмотр проходит при дневном освещении в комнате с температурой воздуха 20-22 0 С. У детей старшего возраста сначала проводят общий осмотр, а затем осмотр и исследование отдельных органов и систем по схеме. При обследовании детей младшего возраста нередко стандартную схему приходится нарушать в зависимости от настроения и поведения ребёнка. Наиболее сложно осматривать ребёнка 2-го полугодия жизни и от 1 года до 3-х лет. Это лучше делать в присутствии матери. Каждый ребёнок требует индивидуального подхода и успех исследования полностью зависит от опыта и умения врача.
Осмотр полости рта и зева, а также исследование болезненных участков следует проводить в последнюю очередь, так как негативная реакция ребёнка усложнит дальнейшее обследование. При волнении, крике у ребёнка возникают изменения, которые могут затруднить диагностику (покраснение и цианоз кожи, учащение дыхания и пульса, нарушение их ритма и др.). Если ребёнок спит, то надо начать обследование с подсчёта частоты пульса и дыханий – эти данные будут наиболее точными.
Руки врача, студента должны быть чистыми, тёплыми, с короткими ногтями. Если руки холодные, ребёнок начинает кричать, сопротивляться осмотру, длинные ногти могут повредить нежную кожу, затруднить пальпацию и перкуссию.
При общем осмотре прежде всего оценивают тяжесть состояния, сознание, положение, поведение, настроение, двигательную активность ребёнка. Представление о тяжести состояния больного у врача складывается не только при общем осмотре, но и на протяжении всего исследования органов и систем. Но в случае выраженной тяжести состояния оценка может быть дана при первом же взгляде на пациента. В такой ситуации общий осмотр начинают с оценки сознания. В большинстве же случаев общий осмотр начинают с наблюдения за поведением ребёнка во время расспроса матери или самого ребёнка.
Характеристика поведенияочень важна как для оценки тяжести состояния ребёнка, так и для интерпретации результатов клинического обследования, так как важнейшие признаки (число дыханий, частота пульса, мышечный тонус, рефлексы и др.), возможность их определения и их оценка тесно связаны с характером поведения ребёнка в момент обследования.
При оценке поведения отмечаются фазы жизнедеятельности (сон, бодрствование). Если ребёнок бодрствует, определяют его активность по наличию и количеству движений. Выделяют спокойное бодрствование и активное бодрствование. Кроме того, отмечаются: настроение ребёнка; эмоциональное состояние; выражение лица (весёлое, грустное, печальное, спокойное и др.); интерес к окружающему, игрушкам, играм, занятиям; контакт с близкими, с врачом; изменение аппетита; характер сна.
Показатели поведения
1. Эмоциональное состояние (преобладают положительные, отрицательные эмоции, ребёнок малоэмоционален, эмоции неустойчивы).
2. Настроение (хорошее, плохое, бодрое, подавленное, неустойчивое и др.).
– засыпание (быстрое, медленное, спокойное, неспокойное);
– характер сна (глубокий, поверхностный, спокойный, беспокойный, прерывистый и др.);
– длительность (соответствует возрасту, спит мало, спит много).
4. Характер бодрствования и двигательной активности (ребёнок активный, пассивный, малоактивный, гиподинамичен, адинамичен).
5. Аппетит (хороший, плохой, неустойчивый, избыточный, избирательное отношение к пище).
6. Индивидуальные особенности (ребёнок контактен, застенчив, обидчив, ласков, агрессивен, навязчив, расторможен, избыточно подвижен, легко возбудим, вялый, уравновешен, внимателен, любознателен, легко утомляется и т.д.).
Показатели настроения
1. Настроение бодрое, жизнерадостное – контактен, активно с интересом играет, дружелюбен, преобладают положительные эмоции.
2. Настроение хорошее, спокойное – спокоен, активен, но менее эмоционален, чем при бодром настроении, меньше вступает в контакт по своей инициативе.
3. Настроение подавленное – вял, пассивен, грустен, замкнут, малообщителен, может долго, тихо плакать.
4. Настроение агрессивное – раздражителен, озлоблен, может вступать в конфликты, наблюдаются вспышки возбуждения, крика, плача, двигательно расторможен и бездеятелен.
5. Настроение неустойчивое – быстро переходит от одного настроения к другому, может быть весёлым, смеяться и быстро заплакать, может вступать в конфликты, давать вспышки возбуждения, крика, а затем переходить к спокойному настроению и т.д.
В выбранных показателях поведения проявляется уровень функционального состояния организма в целом и, в первую очередь, нервной системы, определяющей регуляцию роста и развития ребёнка. Именно в этих показателях отражается влияние как биологических, так и социальных факторов и, прежде всего, условий жизни и воспитания, именно эти параметры первыми изменяются при заболевании ребёнка.
Здоровый ребёнок обычно хорошо и спокойно спит, быстро засыпает, а в часы бодрствования активный, весёлый, живо интересуется окружающим, игрушками, играми, легко вступает в контакт, у него преобладают положительные эмоции, сохранён аппетит, отсутствуют жалобы, необъяснимый крик и плач.
Поведение больного ребёнка меняется. Он становится возбуждённым или вялым, или периоды возбуждения чередуются с периодами вялости, сонливости, гиподинамии. Исчезают положительные эмоции, ребёнок капризничает, плачет, много кричит, отбрасывает игрушки, отказывается от еды. Плохо засыпает и спит, неохотно вступает в контакт, безучастен к окружающему, выражение лица грустное, тоскливое. Однако, следует помнить, что у некоторых детей отклонения в поведении типа «возбуждение с негативизмом» могут быть и при относительном здоровье в связи с особенностями их нервной системы (невротические реакции).
Оценка состояния сознанияпроводится по результатам словесного контакта с больным, наличию движений и выраженности рефлексов. Полноценный словесный контакт возможен только у детей 3-5 лет. В раннем возрасте его оценка затруднена, так как ребёнок ещё не говорит, либо не хочет контактировать с медицинским персоналом. В таких случаях информацию получают при обследовании пациента, а также наблюдая за его поведением.
Сознание определяют как ясное или нарушенное. Признаки нарушения сознания проходят определённую последовательность от возбуждения или вялости до затемнения сознания или его потери.
Степени затемнения сознания:
· Сомнолентность –постоянная вялость, сонливость; слабая реакция на осмотр, уход; вместо крика и плача – тихое постанывание; кожная чувствительность и сухожильные рефлексы сохранены, но снижены.
· Ступор –состояние оглушенности, оцепенения, из которого больной выходит с трудом, безразличие к окружающему. Больной преимущественно спит. Речь смазанная, на вопросы отвечает медленно, с запозданием, возможна дезориентированность в месте и времени. Рефлексы снижены, реакция на болевое раздражение отчётливая, но кратковременная.
· Сопор –глубокий «сон», состояние оглушенности, когда защитных реакций (открывания глаз, движений в конечностях) можно добиться только сильными внешними стимулами. Речь смазанная, невнятные звуки. Адинамия. Рефлексы вызываются с трудом, реакция на боль неотчётливая.
· Кома –сознание отсутствует, утрата восприятия окружающего и самого себя, адинамия, арефлексия. Выделяют степени комы:
– I ст. –глаза не открываются, но роговичный, корнеальный и зрачковый рефлексы сохранены, некоординированные защитные движения на сильные внешние стимулы;
– II ст.– отсутствие (или вялая реакция) зрачкового рефлекса, отсутствие движений, сохранность спонтанного дыхания и сердцебиений;
– III ст. – глубокие расстройства дыхания и кровообращения, цианоз, гипотермия, полная арефлексия.
Для оказания экстренной медицинской помощи важна оценка нарушений сознания и комы. Лучше всего для этих целей подходит шкала Глазго.
ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА
производится с оценкой общего состояния, антропометрических данных и всех систем организма. При этом более подробному изучению подлежат следующие системы:
1. кожа и подкожно-жировая клетчатка, где обращается внимание
на цвет кожных покровов и слизистых, развитие подкожно-
жирового слоя, тургора тканей, эластичность;
2. сердечно-сосудистая система (частота сердцебиений, их гром
кость, наличие систолического шума);
3. волосистый покров головы, ногти;
4. желудочно-кишечный тракт (размеры печени и селезенки), часто-
та и характер стула.
Заключение по результатам обследования.
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА,
БОЛЬНОГО ПНЕВМОНИЕЙ, ОСТРОЙ
РЕСПИРАТОРНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ,
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ.
При сборе анамнеза выявить:
1. чем болел ребенок;
2.переносил ли заболевания органов дыхания, какие, когда;
3.данные аллергологического анамнеза у ребенка, родителей,
ближайших родственников;
4.когда началось настоящее заболевание, его первые симптомы;
5.чем лечился до данной госпитализации, как переносил антибиотики и другие лекарственные средства.
В ПРОЦЕССЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ:
1. жалобы матери или больного (повышение температуры, вялость, насморк, кашель, характер кашля);
2. состояние (тяжелое, средней тяжести);
3. цвет кожных покровов (бледность, цианоз носогубного треугольника, диффузный цианоз, серый оттенок кожи;
4. состояние органов дыхания (характеристика носового дыхания, выделение пены изо рта, форма грудной клетки, участие
вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (раздувание
крыльев носа, кивание головы в такт дыхания, втяжение
уступчивых мест грудной клетки и др.), частота дыхания, его
ритм, превалирование по продолжительности вдоха или
выдоха, изменение перкуторного звука над легкими,
выслушивание хрипов, их характеристика);
5. состояние слизистой полости рта;
6. изменения сердечно-сосудистой системы (частота пульса,
звучность тонов, их ритмичность, выслушивание шумов); 7. изменения желудочно-кишечного тракта (окраска языка и зева, размеры печени, характеристика стула).
Заключение по результатам обследования
ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ РЕБЁНКА С ХРОНИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ ПИТАНИЯ – ГИПОТРОФИЕЙ.
При обследовании ребёнка с хроническим расстройством питания, протекающим с дефицитом массы тела, из анамнеза следует подчеркнуть:
1. Течение беременности и родов (токсикозы, профессиональные вредности, заболевания в период беременности, прием лекарственных препаратов, родовые травмы, асфиксия);
2. Характер питания ребёнка (количественный и качественный
недостаток пищи, длительный приём неправильно разведенных смесей, дефицит витаминов);
3. Перенесённые ребёнком заболевания (желудочно-кишечные
инфекции, сепсис, рецидивирующие острые респираторные заболевания и пр.);
4. Динамику прибавки массы тела по месяцам;
5. Характер аппетита у ребёнка, сроки его изменения, наличие рвоты, срыгиваний.
При объективном исследовании:
1. Измерить длину тела и фактическую массу ребёнка:
2. Определить дефицит массы (ДМ) и степень гипотрофии:
3. оценить состояние кожи, слизистых (окраска, наличие сыпи,
шелушение, трещины, эластичность);
4. состояние подкожно-жирового слоя (ПКС) – на животе, груди, конечностях, лице ( толщина ПКС у здорового ребёнка на животе не менее 1.5 см). Тургор тканей;
5. состояние желудочно-кишечного тракта – конфигурация живота, вздутие, размеры печени и селезёнки; характер и частота стула;
6. оценить состояние сердечно-сосудистой системы и органов
дыхания;
7. обратить внимание на общее поведение ребёнка.
8.Заключение по результатам обследования.
ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ РЕБЁНКА С ЗАБОЛЕВАНИЕМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
В процессе обследования ребёнка с указанным заболеванием необходимо выявить:
1. Жалобы больного (лихорадка, одышка, сердцебиение,
боли в области сердца, боли в суставах, их припухлость и др.);
2. Оценить состояние больного;
3. Положение в постели (активное, вынужденное);
4.Кожа и видимые слизистые (бледность, цианоз, его локализация, сыпи, их характер и локализация);
5.Отёки (скрытые, общие, местные);-
6.Изменения в суставах (топика поражений, болезненность,
подвижность, форма, отечность);
7. Одышка (ЧДЦ, в покое, при движении, характер одышки);
8. Пульс (частота, ритм, наполнение, напряжение);
9. Артериальное давление;
10.Грудная клетка: видимые деформации (сердечный горб), пуль
сация в области сердца и сосудов;
11. Пальпацией определить верхушечный толчок, его положение, распространенность, силу, наличие дрожания (“fremissement cataire”), сердечный толчок;
12. Перкуссией определить границы сердца (относительную и абсо
лютную тупость). Перкутировать тихо, в направлении от ясного
лёгочного звука к сердечной тупости;
13. Аускультацию сердца производить в типичных точках в поло
жении лежа, сидя, стоя. Оценить тоны сердца (ясность, силу,
расщепление, раздвоение, ритм). Шумы (систолический, диа-
столический). Охарактеризовать силу шума, тембр, продолжи
тельность максимального звучания, проводимость. Оценить
характер шума (функциональный, органический, шум трения
перикарда, экстракардиальный шум);
14.Пальпация живота – поверхностная и глубокая (болезненность,
наличие асцита). Пальпаторно определить размеры печени, её плотность. Заключение по результатам обследования
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА С РЕВМА ТИЧЕСКОЙ ХОРЕЕЙ
Обследуя ребёнка с указанным заболеванием следует выяснить при сборе анамнеза: 1) заболевания ревматизмом в семье; 2) характер начала заболевания и предшествующие заболевания (ангина, острая респираторная инфекция и др.).
При объективном обследовании:
1. Оценить поведение ребёнка (беспокойный, плаксивый, раздражи
тельный, уравновешенный и пр.);
2. Подвергнуть внимательному осмотру больного для выявления гиперкинезов в области мимической мускулатуры, мышц туловища и конечностей;
3. Исследовать состояние мышечного тонуса;
4. Проверить выраженность хореических симптомов:
• Симптом «дряблых плеч»,
• Координационные пробы (коленно-пяточная, пальце-носовая);
5. Оценить почерк ребёнка;
6. Оценить характер речи (не нарушена, скандированная, замедленная);
7. Подвергнуть тщательному исследованию состояние сердечно
сосудистой системы.
Заключение по результатам обследования.
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С ЗАБОЛЕВАНИЕМ
КРОВИ
В процессе обследования ребёнка при указанных заболеваниях следует выявить.
1. Жалобы больного на момент обследования (лихорадка, боли в костях и суставах, головные боли, кровотечения, боли в животе, головокружение, припухлость тканей в какой-либо области);
2. Оценить общее состояние больного;
3. Положение ребёнка в постели (активное, вынужденное – дать характеристику положения);
4. Состояние кожи и слизистых (бледность, желтуха, сыпи, наличие
кровоизлияний – их характер, локализация, количество);
5. Оценить состояние лимфатических узлов. Более подробно описать
измененные группы лимфоузлов – (их количество, размеры, консистенция, болезненность, состояние кожи над ними);
6. Состояние опорно-двигательного аппарата (наличие припухлости и болезненности в области суставов, конечностей, ограничение движений, контрактуры, деформации и пр.);
7.Произвести пальпацию живота – поверхностную и глубокую;
8.Состояние паренхиматозных органов (пальпаторно оценить размеры печени и селезёнки, их плотность, характер поверхности, болезненность при пальпации);
9. Установить характер стула (нормальный, жидкий, с патологическими
примесями и пр.).
Заключение по результатам обследования.
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ПОЧЕК
При сборе анамнеза выявить:
1. Какие заболевания перенёс ребёнок;
2. Чем болел в течение последнего месяца;
3. Есть ли заболевания почек среди ближайших родственников;
4.Каковы первые симптомы заболевания, когда они возникли, в какой последовательности появились.
При обследовании ребёнка определить:
1. Жалобы ребенка на момент обследования: головная боль, боль в пояснице, животе, явления дизурии, (частое болезненное мочеиспускание, уменьшение или увеличение количества мочи в сутки, изменение цвета или прозрачности мочи), носовое кровотечение, тошнота, рвота и пр.
2. Дать оценку общего состояния;
3. Окраску кожных покровов и слизистых оболочек;
4. Состояние подкожно-жировой клетчатки <отёки, их локализация);
5. Полости рта (наличие кариозных зубов, тонзиллита и др.);
6. Исследование величины артериального давления, частоты и характера пульса, дыхания;
7. При обследовании органов грудной клетки особое внимание обратить на состояние сердечно-сосудистой системы (границы сердца, звучность тонов, ритм, наличие шумов);
8. Обследование органов брюшной полости (пальпация печени, селезёнки, почек, кишечника, наличие асцита, симптом Пастернацкого);
9. Характер мочеиспускания. Осмотр мочи. Обследование наружных
половых органов (отёк, фимоз, выделения и пр.).
Общие принципы клинического обследования детей.
По словам проф. Г. А. Захарьина, правильно собранный анамнез есть половина диагноза.
Обычно анамнез ребенка собирается у родителей, желательно у матери. Наблюдательная мать при умелом расспросе врача может сообщить много ценных сведений о развитии заболевания у ребенка. Однако нередко мать навязывает врачу свое субъективное мнение о причине и даже диагнозе заболевания. Поэтому от врача требуется немало терпения и такта, чтобы, выслушав спокойно рассказ матери, заставить ее затем точно и кратко ответить на конкретные вопросы.
Необходимо беседовать и с больным ребенком, особенно старшего возраста, но при этом следует помнить, что он не всегда может четко определить свои ощущения, очень внушаем. Кроме того, дети могут умышленно ввести врача в заблуждение.
Возраст ребенка определяет некоторую специфику сбора анамнеза. Так, для детей первых лет, особенно первого года жизни, важнейшее значение приобретают подробные данные о возрасте и здоровье родителей, их привычках и профессиональных вредностях, а также акушерский анамнез матери: сведения о течении беременности, питании во время беременности, продолжительности родового акта, осложнениях при родах. Подробно выясняются течение периода новорожденное™, характер вскармливания (когда введен прикорм, когда отнят ребенок от груди), показатели физического и психического развития, особенности поведения, перенесенные заболевания, бытовые условия, контакты с инфекционными больными.
Для детей более старшего возраста особенное значение приобретают данные о всех ранее перенесенных заболеваниях, в том числе острых инфекционных болезнях, с указанием возраста, когда эта болезнь была перенесена, тяжести заболевания и имевших место осложнениях. Обращается внимание на проводимые ранее профилактические прививки и наличие патологических реакций на них.
Учитывая возрастающую роль аллергии в развитии заболеваний, необходимо выявить склонность ребенка к аллергическим реакциям на различные факторы внешней и внутренней среды, продукты питания, лекарственные препараты, частоту острых респираторных заболеваний и связь их с аллергией.
В анамнезе настоящего заболевания необходимо отразить начало болезни, его первые и последующие симптомы, развитие болезни до настоящего момента. Оценка этих данных имеет свои особенности, определяющиеся возрастом ребенка. Так, диагностическое значение одного и того же симптома резко меняется в разные возрастные периоды (например, сыпь, судороги, желтуха могут иметь различную диагностическую значимость в раннем и старшем возрасте).
При тяжелом состоянии ребенка и необходимости срочных мероприятий целесообразно сначала расспросить мать о причине и развитии настоящего заболевания, осмотреть ребенка и оказать необходимую помощь, а затем уже собрать общий анамнез и все дополнительные сведения. Если ребенок находится на поликлиническом приеме или поступает в стационар в удовлетворительном состоянии, то сбор анамнеза может идти в обычной последовательности.
Подробный анамнез занимает большое место в обследовании и позволяет сделать заключение о предполагаемом заболевании, характере течения патологического процесса, а также отрицательных факторах в жизни ребенка и семейно-бытовых условиях, которые могли способствовать развитию настоящего заболевания.
Во время беседы с матерью и ребенком необходимо наблюдать за поведением больного, координированностью его движений, особенностями мышления и речи, т.е. начинать объективный осмотр. В педиатрии используют такие же оценки состояния больного («удовлетворительное», «среднетяжелое», «тяжелое», «очень тяжелое», «агональное») и те же методы исследования, как и у взрослых, но для того, чтобы результаты получились правильными, надо уметь подойти к ребенку, знать некоторые специальные правила обследования.
Важное место в обследовании ребенка занимает осмотр. Если ребенок спит, то будить его не рекомендуется. Наоборот, в этом состоянии наиболее точными будут данные подсчета частоты пульса, дыхания. Постепенно осторожными движениями и обязательно теплыми руками необходимо полностью раздеть ребенка. Только у больных пубертатного возраста, щадя психику, это можно сделать частично.
Если ребенок относится к осмотру негативно, то следует преодолеть его страх и сопротивление, переключив внимание на игрушки, приласкать, рассказать сказку. Многие дети быстро привыкают к врачу, процесс обследования, если он не причиняет болевых ощущений, привлекает их внимание, ребенок охотно дает себя осмотреть и даже подражает приемам врача. Но бывают дети избалованные, чрезмерно возбудимые, на которых не действуют обычные приемы. В этих случаях иногда помогает строгий приказ врача, и лишь в исключительных случаях может быть применен насильственный осмотр.
Осмотр желательно проводить при дневном свете и, как исключение, при ярком электрическом освещении, при котором трудно правильно оценить окраску кожных покровов и слизистых оболочек, особенно выявить желтуху. Детей раннего возраста располагают на столе, более старших детей можно осматривать на руках матери или в кроватке.
Существует определенная последовательность осмотра. Прежде всего необходимо оценить положение ребенка (активное, пассивное, вынужденное), его осанку, походку, выражение лица, глаз, окраску кожных покровов, наличие и характер сыпи, выраженность катарального синдрома. Ребенок должен быть осмотрен полностью, даже если диагноз ясен, так как могут быть неожиданные находки или сопутствующего заболевания, или аномалий развития. Оценивается состояние питания, физическое развитие, определяются пульс, частота дыхания, а затем обследуются органы и системы по общепринятой схеме.
Осмотр ротоглотки и болезненных участков тела (например, суставов при полиартрите) следует проводить в последнюю очередь, так как это исследование обязательно причинит неприятные ощущения и вызовет сопротивление ребенка, после чего дальнейший осмотр может оказаться невозможным. При обследовании ротоглотки ребенка нужно фиксировать так, чтобы врач мог внимательно при ярком освещении осмотреть слизистую оболочку полости рта и глотки, миндалины. Осмотр проводится только с помощью шпателя или ложки.
Спокойное, доброжелательное, уверенное поведение врача и медицинского
персонала, гуманное отношение к больному и его родственникам являются залогом успешного лечения и последующей профилактики заболеваний в детском возрасте. Врач должен всегда поддерживать с матерью ребенка тесный контакт, быть постоянным советчиком в воспитании ребенка и проводником необходимых медицинских знаний среди окружающих его людей.
Источники:
http://megalektsii.ru/s21000t9.html
http://lektsii.org/8-103577.html
http://studopedia.ru/17_93581_obshchie-printsipi-klinicheskogo-obsledovaniya-detey.html