Одаренный ребенок. Лекция на тему: «Современные подходы к вопросу одарённости у детей. Одаренные дети страны

Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей

Любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость одаренных детей. Стремление к творческой деятельности. Повышение самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося при организации учебного процесса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей

одаренный учебный творческий познание

Одаренный ребенок — это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед школой встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?».

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности требованиями, которые содержит задание, одаренные дети открывают новые способы решения проблем. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся и привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.

Можно выделить три подхода по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей в зарубежных странах:

1. Создание специальных государственных программ и образовательных учреждений для одаренных учащихся.

В США накоплен самый богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров. В этой деятельности принимают участие Министерство образования и науки, многие университеты и колледжи, местные органы образования, общественные организации.

В Австрии, во всех округах страны действуют программы для одаренных учащихся. В них активно используются школьные и внешкольные ресурсы обогащения и ускорения, специализированные классы и школы и обширная сеть конкурсов и олимпиад. На уровне государственной программы зафиксирована необходимость в образовании для одаренных детей и специальной подготовки для учителей.

2. Обучение одаренных детей в общеобразовательных школах.

Великобритания отличается тем, что не включает категорию одаренных в свое школьное законодательство, но интенсивно развивает поддержку учащихся в рамках обычных классов. В государственном образовании отсутствуют отдельные школы или классы для одаренных учащихся. Одним из важных принципов организации образования одаренных является доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. Каждая школа получает финансы, которые должны быть использованы только на развитие программ для одаренных учащихся.

3. Частные школы для одаренных детей, школы при университетах.

В европейских странах, таких как Бельгия, Греция, Ирландия, Италия, Португалия, Франция, а также в Швеции, Дании, Норвегии, одаренные учащиеся не упоминаются в законах о школьном образовании. В этих странах специальные школы и учебные программы для одаренных учащихся существуют только как частные образовательные инициативы или как учебные курсы в Центрах развития одаренности при Университетах.

К примеру, в Германии разработана летняя программа «Немецкая школьная академия» для одаренных учащихся, главной целью которой является создание атмосферы наилучшего развития способностей детей и их общения со сверстниками с таким же высоким потенциалом и мотивацией.

В странах Юго-восточной Азии, таких как Китай, Корея. Таиланд и Сингапур нет специальных школ для одаренных детей. Но в этих странах при каждом университете существует школа, которая позволяет давать образование повышенного уровня.

Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.

Среди всех зарубежных стран наиболее широкий размах работы с одаренными детьми наблюдается в США. Можно отметить большое разнообразие методов и форм обучения одаренных детей: «магнитные школы», «классы почета», «неградуированные классы», обучение в группах «смешанных способностей». Особое значение в образовании одаренных детей играют информационные технологии, поскольку с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы личности.

В соединенных Штатах активно используют различные стратегии обучения одаренных детей, на основе которых осуществляется разработка специальных учебных программ. К основным стратегиям можно отнести: ускорение (раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, перепрыгивание через класс, обучение в профильных классах, обучение в частной школе); обогащение (более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам); междисциплинарное обучение (глобальный характер тем и проблем для изучения, высокий уровень насыщенности содержания).

Использование наставнических (менторских) программ является сегодня одним их наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся в США. Наставник выступает как советник и консультант, является моделью поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение учеником поставленных целей. Менторство дает школьникам не только знания и умения, но и способствует развитию способностей к лидерству, умений социального взаимодействия, помогает устанавливать дружеские отношения со сверстниками, и благоприятствует творческим достижениям.

Россия вплотную озаботилась проблемой обучения и развития одаренных детей совсем недавно. В 2000 году была утверждена программа «Одаренные дети», целью которой является создание государственной системы выявления, развития, поддержки одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Авторитетные ученые и практики разработали «Рабочую концепцию одаренности» , в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей.

Государственная политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных походов по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей.

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей в России можно выделить:

1. систему дошкольных образовательных учреждений — детские сады общеразвивающего вида, «Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников;

2. систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

3. систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

4. систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения).

Важно иметь в виду, что два последних подхода являются сегодня наиболее распространёнными. Они позволяют учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей. Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В обучении одаренных учащихся в РФ применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности.

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов.

Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Выявление и общая оценка психологических особенностей одаренных детей. Методы педагогической поддержки одаренных детей. Проведение анализа практической реализации работы с одаренными и талантливыми детьми на базе дошкольного образовательного учреждения.

дипломная работа [65,9 K], добавлен 06.12.2015

Ознакомление с дидактическими основами развития одаренных школьников. Рассмотрение основных подходов к разработке концепции детской одаренности; анализ влияния генотипических и средовых факторов. Изучение процесса выявления и развития талантов у детей.

дипломная работа [959,7 K], добавлен 10.04.2014

Построение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе без учета индивидуальности ребенка. Жизнь одаренных детей в школе и проблемы их социализации. Опытно-экспериментальная работа по организации воспитательной работы с одаренными детьми.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 22.11.2014

Определение понятия одаренность и одаренный ребенок. Практические аспекты обучения и воспитания одаренных в условиях дополнительного образования детей. Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми. Подготовка педагога для одаренных детей.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 02.04.2011

Рассмотрение понятия одаренности; методы ее выявления и диагностики. Личностные особенности детей-вундеркиндов. Ознакомление с принципами организации работы родителей с незаурядным ребенком. Рекомендации психологов по воспитанию одаренных детей.

курсовая работа [337,4 K], добавлен 28.04.2012

Понятие и типы детской одаренности, основные критерии и параметры ее оценки, принципы и подходы к диагностике. Формы обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы, подготовка педагога. Психологические аспекты развития креативности.

дипломная работа [150,6 K], добавлен 08.06.2015

Понятие одаренности детей: жизнь в школе и проблемы социализации. Кризисы детской одаренности. Особенности обучения одарённых детей, основные задачи работы с ними. Пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей.

курсовая работа [76,5 K], добавлен 12.03.2012

Психолого-педагогические условия эффективного обучения одаренных детей в начальной школе. Подходы и методы диагностического исследования одаренности в младшем школьном возрасте. Выбор и апробация программы работы с одаренными детьми в начальной школе.

дипломная работа [450,8 K], добавлен 14.05.2015

Особенности одаренного ребенка, его повышенная умственная восприимчивость, тяга к умственным впечатлениям, постоянное проявление инициативы. Объективные и субъективные трудности у одаренных детей. Общая, специальная и потенциальная детская одаренность.

реферат [49,3 K], добавлен 07.06.2010

Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства. Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Выявление музыкально одаренных детей и особенности взаимодействия с ними.

курсовая работа [81,7 K], добавлен 07.12.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Современные подходы развития одаренных детей

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

The problem of development and education of gifted children. Identification of gifted children. The role of project-based work with gifted children.

Решение проблем обучения и развития одаренных детей – социальный заказ, обусловленный особенностями современного этапа развития нашего общества. Федеральная целевая программа «Дети России», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», основные направления модернизации системы образования — все эти правительственные документы отражают необходимость работы в данном направлении.

Главная особенность подхода к обучению основана на интеграции ресурсов базового и дополнительного образования школьников. Другими словами, урочной и внеурочной деятельности. Происходит интеграция образовательных ресурсов в целях индивидуализации обучения и воспитания школьников. Сегодня создается много центров по работе с одаренными детьми, но нам приходится работать в рамках общеобразовательной школы.

Что же такое детская одаренность? Согласно «Рабочей концепции одаренности», предложенной группой российских психологов, одаренность определяется как системное и развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Особенности общеобразовательной школы таковы, что зачастую большее внимание на уроках уделяется слабым детям, а сильный ученик остается не удел. Большое педагогическое мастерство требуется учителю, чтобы не потерять одаренного ребенка. Но повышенное внимание к одаренному ребенку ни в коей мере не должно препятствовать развитию всех остальных детей на уроке.

Как выявить одаренных детей? Почти всегда «яркие звездочки» сразу выделяются в классе. С ними занимаются дополнительно, посылают на конкурсы и часто добиваются значительных вершин развития таланта. Однако наблюдения показали, что часто люди талантливые в детстве теряются во взрослой жизни, и наоборот, обычные в детстве ребята достигают огромных успехов в зрелом возрасте.

Нет такого диагностического показателя, который мог бы служить в качестве единого и абсолютно верного предсказателя будущих высоких достижений детей. Иначе все было бы слишком просто. Психологические исследования и практика обучения одаренных детей во многих странах показали, что для развития высокой одаренности необходимо совпадение, по крайней мере, трех факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей как любознательность, увлеченность задачей, уверенность в успехе. Не стоит угадывать будущих рекордсменов, направьте свои усилия на выявление детей, требующих уже на данном этапе своего развития особых условий воспитания и обучения для реализации своих высоких умственных возможностей и восприимчивости к учению.

Несмотря на то, что с одаренными детьми работать зачастую легко, есть трудности в их обучении. Они могут иметь слабые стороны, которые являются обратной стороной их достоинств (не любят рутинную работу; запоминают трудный материал, а легкий не могут; неорганизованны; не могут уложиться во временные рамки заданий; не признают авторитетов; могут иметь конфликты со сверстниками, учителями и родителями; отношение к нему как к «чудику» может заставить скрывать свой талант; они могут быть невнимательны к деталям). Эти сложности могут затруднять развитие детей в учебе и во взрослой жизни. Поэтому одаренность и успешность в учебе (как они традиционно понимаются) далеко не всегда совпадают.

Потребности одаренных детей в индивидуализации обучения, эмоциональном комфорте, осознании целостности собственного дара, независимости и признании очень велики и при обучении, ориентированном на среднего ученика, часто не удовлетворяются. Учитель должен создать условия для развития одаренного ребенка. Если не сопровождать талантливого ученика, его талант постепенно теряется. Совместная деятельность учителя и ученика, работа по индивидуальным программам, тьюторское сопровождение — все это поможет в работе с одаренными детьми.

Современное направление модернизации образования требуют системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения. В этой связи, метод проектов является универсальным методом. Ему следует уделять большое внимание в работе с одаренными детьми. Возможность выбора тематики проектов, индивидуальная проектная деятельность, планирование работы и поиск новой информации помогут развивать детскую одаренность и культивировать его таланты. Исследовательская деятельность, решение проектных задач, самостоятельная и осмысленная оценка своей работы, являются основой проектного метода обучения и позволяют максимально развивать талант ребенка, не подавляя его индивидуальность. Кроме того метод проектов, является чуть ли не единственным методом, который позволяет учить детей – кинестетиков (воспринимающих информацию не столько через зрение и слух, сколько через тактильные ощущения). Им нужно сделать, чтобы понять.

«Талантливый человек талантлив во всем», и действительно мы наблюдаем картину, когда один ученик достигает высоких результатов в различных областях деятельности, участвует в олимпиадах по разным предметам, творческих конкурсах и достаточно успешно. В этом случае мы говорим об общей одаренности. Но зачастую, многие дети талантливы только в одной сфере деятельности, и если это заметить, то можно добиться хорошей динамики развития личности. Именно такого результата мы добились в работе с ученицей Ерченко Василиной. И хотя ярко выраженной общей одаренности у нее не было, проектная методика обучения, сопровождение ее с пятого класса, работа по индивидуальной программе, внеурочная деятельность, помогли ей добиться высоких результатов развития своего технологического таланта, и она сумела стать призером и победителем Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Одаренный ребенок должен быть мотивирован на развитие своего таланта. Технология сегодня не пользуется большой популярностью (к сожалению), поэтому одаренные дети выбирают для углубленного изучения более значимые, на их взгляд, предметы для получения дальнейшего образования. Олимпиады по технологии, конкурсы проектов (очные и интерактивные) — очень хороший стимул для развития одаренных детей, ведь мотивация имеет здесь не последнее место. Дети хотят побеждать, блистать и иметь материальное вознаграждение (что не маловажно). Формируется осознанность деятельности ребенка в образовательной области «технология», прогнозируются и планируются этапы дальнейшей работы и складывается профессиональное самоопределение личности (лучше быть талантливым слесарем, чем «посредственным» юристом). Помочь выявить одаренность ученика и развить свой талант – задача учителя.

Библиографический список:

1. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковай. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

2. Савенкова А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.

3. А.Э.Симановский. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 192с.

4. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», раздел «Ключевые направления развития общего образования», пункт 2.

5. Федеральная целевая программа «Дети России».

Консультация для воспитателей «Современные подходы к вопросу одарённости у детей» (стр. 2 )

Так что, не заниматься с ребенком? Напротив, заниматься, обязательно заниматься, но соблюдая определенные условия.

Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость — задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности — способностей не будет.

Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать. Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности необходимо вводить в учение. Но начало, когда ученье только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.

Кроме того на ранних этапах развития способностей, т. е. в дошкольном и младшем школьном возрасте, все зависит от любви к умственной деятельности или, точнее, от познавательной потребности ребенка. Чем ярче она проявляется в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей.

Если способности от природы никому не даются, их надо развивать, то познавательная потребность — это действительно дар, которым награжден каждый. В пять-шесть лет одаренного ребенка сразу видно, он отличается от других, но вот в два-три года понять, по какому пути развивается ребенок, как обыкновенный или как одаренный, чаще всего невозможно. Все дети любят узнавать, любят задавать вопросы, любят слушать, когда им читают, любят ломать игрушки, чтобы посмотреть, что у них внутри — словом, практически у каждого ребенка в этом возрасте высокая познавательная потребность. Если у ребенка в этом возрасте нет непрерывного стремления к познанию, значит, что-то с ребенком не в порядке. Очень часто это первый признак заболевания, даже физического.

Не будет преувеличением сказать, что потребность в познании является настоящим «мотором» в развитии способностей. Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, то, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций — чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон — именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы.

Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. В своем выступлении я попыталась облегчить понимание одаренности, обратившись к популярным и принимаемым большинством современных специалистов взглядам на проблему развитие детской одаренности.

Современные подходы к теме одаренности.

1. Эволюция учений об одаренности

Наблюдения, свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Но человеческая психика из всех явлений действительности — наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому, генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних — счастливый избранник богов. Он послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

2. Современные концепции одаренности.

Что же такое одаренность в современном понимании?

Концепции одаренности, созданных современными учеными так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы достаточное количество времени. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессиональные психологи. Облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов – Идее – Концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

— интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

— настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж. Рензулли

Итак, одаренность — это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта(IQ). Эта практика вызывала много споров.

Но вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем.

Одним из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был американский ученый . Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Креативность — одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет, прежде всего, особый склад ума. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. их четыре (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность) «Креативность — пишет П. Торренс — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

И прежде чем перейти к категории мотивация необходимо упомянуть о современной работе научного коллектива российских ученых во главе с и В разработанной ими «Рабочей концепции одаренности» они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: «могу» и «хочу».

Мотив (от французского motif — «побудительная причина») — психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос «зачем это нужно ребенку».

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности доминируют мотивы. Важные аспекты этой проблемы вскрыты в исследованиях психологов и . Они отмечают, в частности: «. .. умственная работа, выполняемая не в результате долга… а потому, что хочется самому , то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей. Эта мысль многократно подчеркивалась многими зарубежными и отечественными последователями. С точки зрения воспитания многие последователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не ­выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, и пишут: «. .. люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно-значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные». То есть максимально реализует свой потенциал, а, следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

Современное определение понятий одаренности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

  • Высокие интеллектуальные способности;
  • Высокие творческие способности;
  • Способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
  • Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
  • Высокая личностная ответственность;
  • Самостоятельность суждений;
  • Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Источники:

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00505271_0.html
http://lektsii.org/8-4911.html
http://pandia.ru/text/81/190/98618-2.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector