Опасные последствия гиперопеки над ребенком. Гиперопека: причины, последствия

Чем опасна родительская гиперопека?

Каждый родитель желает дать своему ребенку только лучшее. Но даже самые идеальные и любящие мамы и папы не всегда застрахованы от ошибок в воспитании. Эти ошибки могут быть вызваны недостаточным пониманием того, к чему в результате приведут те или иные благие намерения и родительские порывы. И чтобы понять связь причины и следствия, поговорим о родительской гиперопеке.

Что же такое гиперопека? Это стиль воспитания, для которого характерна избыточная забота о ребенке, несогласующаяся с его возрастом. При таком стиле семейных взаимоотношений ребенка чрезмерно опекают и контролируют. По данным статистики, гиперопекающих родителей более 40%.

Гиперопека проявляется в подавлении самостоятельности, в родительской готовности окружить ребенка повышенным вниманием, желании защитить тогда, когда нет реальной опасности и угрозы, удерживать возле себя. Так ребенка полностью лишают возможности научиться преодолевать трудности самостоятельно, делать выбор, находить решения. Как следствие, замедляется развитие личности, нарушается идентичность, и на выходе мы получаем человека эгоцентричного, инфантильного, избегающего рисков, безынициативного, неуверенного в себе, с заниженной самооценкой и низким уровнем социальной адаптации.

На первый взгляд может показаться, что гиперопека – это много любви, заботы и внимания. Но если присмотреться поближе, то мы увидим, что рядом с гиперопекой шагает тревога, беспокойство и неуверенность. Гиперопекающий Родитель, как правило, посылает ребенку следующие установки: «Без меня тебе не справиться!», «У тебя не получится! Только, если я буду рядом», «Я боюсь за тебя! Боюсь, что ты не справишься!», «Не вырастай (будь маленьким)!».

Причинами гиперопеки могут выступать родительские комплексы:

  • Нереализованная потребность в любви и заботе – когда родителей самих в детстве недолюбили, и они хотят избежать подобного сценария со своими детьми, и их любовь оказывается чрезмерной.
  • Сложности в коммуникации родителей с социумом – когда трудности в общении с людьми, конфликты с окружающими приводят к тому, что родители все свое внимание полностью сосредотачивают на ребенке.
  • Страх одиночества – родительское послание «Не вырастай!». Желание родителя, чтобы ребенок всегда оставался маленьким и беззащитным, чтобы его можно было опекать. Во взрослой жизни это приводит к проблемам в сепарации, построении личной жизни, конфликтам с избранниками детей (мужьями/женами). Родители хотят быть полезными для ребенка, учат делать и поступать так, как они хотят, боятся, что ребенок не разберется, не сможет справиться с жизненными ситуациями без них.
  • Тревога и пугливость – когда родителям кажется и видится во всем, что ребенок в смертельной опасности и с ним может произойти что-то плохое. И даже малейший ушиб вызывает панику.
  • Заниженная самооценка и чувство неполноценности.

Гиперопекающая модель заглушает в ребенке индивидуальность. Его личные желания и предпочтения игнорируются или вовсе наказываются. Потребность ребенка самостоятельно изучать и познавать мир постоянно наталкивается на ограничения. Это приводит к развитию так называемой «выученной беспомощности», когда возникает реакция на любое препятствие как на непреодолимое. Такие дети, как правило, очень зависимы, не имеют своего мнения и не умеют его высказывать, часто попадают в дурные компании или под влияние авторитетных и более уверенных сверстников.

Детям, воспитанным в гиперопекающей семье приходиться не просто во взрослой жизни. Им трудно верить в себя, создавать семью, строить отношения с другими людьми, делать карьеру. Т.к. активная жизненная позиция у них слабо развита, а пассивное отношение ко всему происходящему наоборот («Я ничего не решаю», «Мое мнение не важно», «Мама лучше знает»). Также отсутствует мотивация и понимание, зачем что-то делать и напрягаться, чтобы получить от жизни какой-то результат («Все сделают за меня», «Он лучше справиться»).

Задача родителя – позволить ребенку стать собой, помочь ему на этом пути и создать условия, благодаря которым он сможет раскрыть способности, таланты, умения и реализовать свой потенциал, а не мечты и ожидания любящих родителей об Идеальном Ребенке. Очень важно интересоваться мнением ребенка и уважать его, предоставлять ему свободу выбора, доверять, научить ответственности за свои поступки. Только так сможет вырасти зрелая интересная личность.

Если вы, как родитель, часто испытываете чувство беспокойства, раздражения, тревогу, сталкиваетесь со сложностями в процессе воспитания, приглашаю на специальный курс для осознанных родителей «4 шага успешного Родителя», а также на индивидуальные консультации.

Рада быть полезной!

Автор: Ольга Левко, психолог

P/S. Регистрация на Родительский курс по ссылке:

К чему приводит гиперопека ребёнка в семейном воспитании?

Последствия гиперопеки родителей

Излишняя опека, страх за своего ребёнка присущи многим родителям, особенно мамам, особенно если ребёнок — единственный в семье, но к чему приводит гиперопека в семейном воспитании? Последствия гиперопеки родителей можно часто наблюдать в жизни. Наверняка, каждый из нас видел женщин, которые не выходят замуж и остаются с родителями до старости. И молодых людей, а потом и мужчин, которые также не стремятся к самостоятельности, а предпочитают оставаться «под родительским крылом».

Это поведение детей, ставших уже взрослыми людьми, и есть последствие излишней родительской опеки, которой они подвергались в детстве и продолжают ощущать её на себе и во взрослом возрасте. Не все, однако, из таких детей живут с родителями. Многие из них вступают в брак, но оказываются несамостоятельными и неподготовленными для семейной жизни людьми.

Чаще всего, это оказывается причиной развода в семье. Ведь тяжело взять на себя ответственность за роль мужа или роль жены в семье. А тем более, исполнять роль матери или роль отца в воспитании ребёнка. Ведь человек привык, что вся ответственность лежит на родителях, они всё делают, они указывают, что делать, а что не делать, они всё контролируют. Т.е. раньше воспитывали тебя, а тут, вдруг ты сам уже должен воспитывать и наставлять «на путь истинный», а как это сделать — нет представления. И проблемы первых лет брака выявляют всю несостоятельность молодых людей.

Конечно, бывает так не всегда. Кто-то избавляется от излишней опеки, сбрасывает с себя родительскую заботу и начинает самостоятельную жизнь, как говорится, сам «вершит свою судьбу». Но, отголоски «излишней заботы» родителей всё рано могут проявляться, в той, или иной степени.

Как и когда начинается гиперопека родителей?

Гиперопека детей в первый год жизни

Гиперопека родителей начинается с самого малого возраста, с первого года жизни ребёнка. Мамы стремятся оградить малыша от всего, что можно. От острых булавок, от горячей кружки с чаем, от горького перца или горчицы. Но от многих опасностей не нужно ограждать, а нужно, наоборот, познакомить с ними. Естественно, в рамках разумного, и под присмотром родителей.

Не нужно убеждать малыша, что булавки или иголки острые, не нужно пытаться оттащить от горячего утюга, всё равно вам не удастся это сделать. Наступит момент, когда вы не уследите за ребёнком, особенно, если ребёнок гиперактивный. Как бы хорошо вы не исполняли роль матери в воспитании ребёнка, но это произойдёт.

А если малыш, под вашим присмотром, уколется об иголку, или дотронется пальчиком до утюга, то это не причинит вреда его здоровью. Но так ребёнок сможет убедиться, что эти предметы действительно опасны, и надо обходить их стороной. И узнать это ребёнок сможет, только сам, познакомившись с ними. Со слов родителей он это не узнает. Он, конечно, услышит их, но не поймёт: «Как это острые?» или «Как это горячий?». А «познакомившись» с ними, сразу поймёт это, и что такое острые, и что такое горячий. И сам перестанет к ним лезть. И родителям самим будет спокойнее. Ведь они уже знают, что ребёнок не будет приближаться к опасным вещам.

Гиперопека детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте родители продолжают гиперопекать детей. Часто можно увидеть сцену, как мама пытается накормить своего восьмилетнего ребёнка. Мама упорно усаживает его за стол и наливает тарелку борща и макароны с котлетой на второе. Ребёнок утверждает, что он пока не голоден, но мама его не слушает и чуть ли не с ложки начинает его кормить.

Таким образом, мама сама, за ребёнка решила, что он голоден, что ему нужно поесть. И побуждает его обедать не потому, что есть необходимость для этого, а потому, что «так надо». Хотя ребёнок в восемь лет вполне способен оценить, голоден он или нет, сейчас ему обедать или позже.

Другой пример, два брата — семилетний Данил и пятилетний Матвей гуляют на улице. Летний день, на улице солнце, жара. Через некоторое время Данил обращается к маме: «Мама, дай, пожалуйста, нам денег, мы сходим в магазин за лимонадом». Но мама не согласна: «Я с вами пока не могу сходить, я занята. А одних я вас не могу отпустить». «Но мама, на улице жарко, мы хотим лимонада», — настаивает Данил. Но мама непреклонна: «Вы ещё слишком малы». Данил не сдаётся: «Но ведь магазин недалеко, за соседним домом». «Я вам сказала «нет» и повторять больше не буду», — ставит мама точку в споре. Когда они разошлись, Данил сказал Матвею: «Они не пустила нас, потому что боится». И Матвей согласился с братом.

Приведёнными примерами проявления гиперопеки родителей не ограничиваются. Их можно продолжать долго, до бесконечности. В некоторых случаях даже возникают конфликты между родителями и детьми. Но почему родители часто окружают детей излишней заботой?

Причины гиперопеки детей

Мама боится за детей. Так бывает часто. И страхи за детей — являются частой причиной излишней опеки и пристального внимания. Но насколько эти страхи обоснованы? Действительно ли ребёнку угрожают все те опасности, от которых их заботливо ограждают мать, а, бывает, что и отец? Вряд ли. И страхи необоснованны и забота чересчур сильная.

Вообще, в психологии и психиатрии страхи делятся на невротические и нормальные. Как они различаются? Очень просто. Нормальный страх — это когда мы боимся того, что нам угрожает. Невротический страх — когда мы боимся того, что нам может угрожать. Т.е. если мы идём по улице, на нас нападает дикий зверь, мы боимся и убегаем от него. Это страх нормальный, мы опасаемся зверя, который нам угрожает. А если мы идём по улице и боимся, что сейчас, вдруг, откуда ни возьмись, появится зверь и нападёт на нас — это страх невротический. Мы опасаемся вымышленного зверя, который, якобы, может напасть на нас.

С ребёнком также. Мы ограждаем его от вымышленных опасностей, которых, на самом деле, не существует, это, во-первых. А во-вторых, нельзя ограждать ребёнка ото всех трудностей подряд. Если мы всё будем делать за ребёнка, если мы все трудности преодолеем за него, то он просто привыкнет к этому. И сам, во взрослом возрасте будет неспособен к решению задач и преодолению сложностей в жизни.

Ещё одна причина гиперопеки детей — это недоверие к ребёнку. Мы не доверяем ребёнку выполнить те, или иные задачи, считая, что он ещё слишком мал. Но, если ребёнок чувствует в себе силу и желание их выполнить, то почему бы ни дать ему попытать свои силы? Пусть попробует, а задача родителей — помочь ему, чтобы он добился положительного результата, а не запрещать. А в случае неудачи — поддержать его, сказав: «Ты молодец. Мы сейчас ещё раз с тобой попробуем, и у нас всё получится».

Вопрос о доверии к ребёнку, вообще, очень важный. В счастливых семьях родители и дети друг другу доверяют. И чем больше доверяем ребёнку мы, тем больше он начинает доверять нам. И эту тему мы, обязательно, затронем на других страницах нашего сайта.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Гиперопека

Гиперопека – тип детско-родительских отношений, характеризующийся повышенным вниманием, тотальным контролем действий, поступков ребенка. Родители расценивают многие ситуации как опасные для жизни, здоровья, стремятся ограждать, защищать детей, ограничивая их свободу, лишая возможности проявлять самостоятельность. Диагностика выполняется клиническим, психодиагностическим методом – используются беседы, наблюдение, опросники, интерпретационные тесты, рисунки. Основные способы лечения – семейная, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, консультирование.

Общие сведения

Термин «гиперопека» распространен в отечественной педагогике и медицине. Международный синоним – «гиперпротекция». Приставка «гипер» переводится как «сверх», слово «протекция» означает «охрана, защита, покровительство». Гиперопека – чрезмерная забота, контроль родителей, ограничение активности, самостоятельности ребенка. Данных о распространенности гиперпротекции нет – она не осознается родителями, не является причиной обращения за медицинской помощью. Случаи выявляются специалистами косвенно при диагностике аффективных нарушений (тревожных, фобических расстройств), психопатий (шизоидного, демонстративного типа), мутизма. Гиперопеке более подвержены болезненные пациенты, единственные дети в семье.

Причины гиперопеки

Гиперпротекцию формируют определенные личностные черты, эмоциональные состояния родителя. Факторами, способствующими реализации данного стиля воспитания, являются:

  • Тревожная мнительность. Тревога, постоянное предчувствие беды, опасности, богатое воображение, рисующее сцены падения, ушибов, болезней сына или дочери становятся основой гиперпротекции.
  • Перфекционизм. Стремление стать идеальной мамой, иметь послушного, умного ребенка реализуется посредством жесткого контроля его действий, ограничения самостоятельности.
  • Потребность самореализации. Иногда воспитание является единственной сферой проявления сильных, положительных черт родителя. Гиперопека компенсирует профессиональные, карьерные, личные неудачи.
  • Чувство вины. Ребенок вызывает враждебность, неудовлетворенность, разочарованность. Неприемлемость чувств порождает переживание вины, компенсируемое гиперопекой.
  • Инертность отношения родителей. Неумение адаптироваться, приспосабливаться к взрослению малыша становится причиной гиперопеки. Родители заботятся о дошкольнике, школьнике как о малыше 1-3 лет.
  • Недостаток любви, признания. Отношениями с ребенком родитель компенсирует жизненные неудачи – увольнение, развод, ссоры с друзьями. Обостряется ощущение зависимости, чувство любви, привязанности. Малыш становится «отдушиной».

Основа патогенеза гиперопеки – психологические проблемы, комплексы родителя. Тревожность, навязчивые страхи, самообвинения, заниженная самооценка компенсируются возможностью контролировать, управлять жизнью другого человека. Отношения с послушным, исполнительным, предсказуемым ребенком становятся источником успокоения, самореализации, устранения напряжения. Невротический сверхконтроль, являющийся основой родительской гиперпротекции, развивается при повышенной тревожности, мнительности, комплексе неполноценности, боязни старости, одиночества, нереализованной потребности любить, заботиться, оберегать. Нужды, желания, чувства ребенка игнорируются.

Классификация

Излишняя забота, сверхконтроль над ребенком реализуются различными способами. По особенностям проявления, мотивам гиперопека бывает:

  1. Доминирующая. Авторитарный стиль воспитания. Воля родителя исполняется беспрекословно, его слова, мнение считаются непреложной истиной. Существует строгая система запретов, правил поведения. Непослушание наказывается, потребность ребенка в уважении, принятии игнорируется. Доминирует недоверие, критика, занижение способностей.
  2. Потворствующая. Капризы, желания, потребности малыша сиюминутно удовлетворяются. Ребенок является кумиром семьи. Родители, родственники ограждают от трудностей, необходимости решать повседневные задачи, делать выбор. Формируется завышенная самооценка, уязвимое самолюбие, потребность во внимании, признании окружающих – истероидные черты характера.
  3. Демонстрационная. Ребенок используется для повышения общественного статуса. Гиперопека – результат неуверенности родителей, зависимости от мнения окружающих. Покупка дорогой одежды, посещение престижного учебного заведения, развлекательных мероприятий – «игра на публику». Родители требуют хороших школьных оценок, спортивных, творческих, научно-исследовательских достижений. Используют возможность продемонстрировать окружающим медали, грамоты, кубки.
  4. Инертная. Родители стараются сохранить зависимость ребенка, возможность полного контроля, несмотря на процесс взросления. Подавляют самостоятельность, инициативу, находятся «на шаг впереди». Ребенок позже начинает ходить, осваивать навыки самообслуживания, социального взаимодействия. Опека родителей тормозит физическое, психическое, социальное развитие.

Симптомы гиперопеки

Основное проявление гиперопеки – стремление родителей контролировать поведение ребенка, окружать заботой, защищать. Дети находятся рядом с матерью/отцом, зависят от их настроения, чувств. Гиперопека реализуется через приказы, требования, манипуляции, шантаж. Воля взрослого интерпретируется как форма любви, желание помочь. Решения принимаются исключительно родителем, создаются ситуации псевдовыбора: «ты хочешь кашу или суп?» – оба варианта устраивают мать, но не учитывают желаний ребенка.

Дети неспособны самостоятельно решать жизненные проблемы, справляться с повседневными трудностями. Сложные, опасные ситуации вызывают чувство растерянности, панику. Ребенок начинает плакать, кричать, ожидая помощи взрослого. Формируется обусловленная реакция – «выученная беспомощность». Возникают трудности детсадовской, школьной адаптации. Неадекватная самооценка, отсутствие инициативности препятствуют установлению дружеских отношений.

Повышенные требования родителей к школьной успеваемости, достижению спортивных побед делают ребенка напряженным, тревожным. Чрезмерные нагрузки проявляются вегетативными нарушениями (головными болями, бессонницей). Противоположное отношение – стремление оградить ребенка от умственной, физической работы. Матери выполняют домашние уроки, читают вслух сказки. Итог: познавательный интерес снижается, развивается школьная неуспеваемость.

Осложнения

Гиперопека тормозит, искажает развитие детей. Избыточное беспокойство, тревожность родителей передаются ребенку. Формируются детские аффективные расстройства – невроз навязчивых состояний, фобический невроз. Гиперопека рассматривается как фактор риска мутизма – отсутствия речи при физиологической сформированности навыка. Зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность, тенденция избегать трудностей осложняют социальную адаптацию. Детям нелегко заводить дружеские отношения, справляться со школьной программой, выбирать будущую профессию. У подростков гиперопека способствует формированию шизоидного/истероидного типа личности либо провоцирует «бунт» – скандалы, уходы из дома, бродяжничество.

Диагностика

Непосредственно гиперопека не вызывает беспокойства родителей. Помощь специалистов необходима для диагностики аффективных, поведенческих отклонений ребенка, возникающих как последствие чрезмерной заботы, тотального контроля. Гиперпротекция выявляется при исследовании эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа.Врач-психиатр, медицинский психолог собирают анамнез, уточняют жалобы, расспрашивают о способах воспитания. По ответам ребенка предполагают наличие/отсутствие гиперконтроля взрослых.
  • Наблюдение. О гиперпротекции свидетельствует неуверенность, зажатость, повышенная тревожность ребенка либо демонстративное поведение, пренебрежительное отношение к ситуации обследования. Могут наблюдаться тики, навязчивости, сниженная речевая активность, избегание зрительного контакта.
  • Рисуночные тесты. Наиболее распространено применение методики «Рисунок семьи». Характерными признаками гиперопеки являются первоочередное изображение доминирующего родителя, большие размеры его фигуры, центральное расположение. Ребенок изображает себя вблизи, схожим образом, но меньшим по размеру.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Используется детский апперцептивный тест, тест Розенцвейга. Общая черта итоговых данных – картинки воспринимаются ребенком как ситуации доминирования, контроля, управления, опеки.
  • Опросники. Анкетирование предлагается родителям. Результаты определяют тип воспитания, выявляют наличие гиперпротекции, но искажаются при соответствующей установке родителей. Используется методика PARI, опросник родительского отношения (В.В. Столин, А.Я. Варга), тест ЛИРИ.

Коррекция гиперопеки

На фоне лечения эмоционально-поведенческих нарушений ребенка проводится коррекция способа воспитания. Применяется ряд методов:

  • Психологическое консультирование. Родители узнают о различных типах воспитания, их влиянии на развитие ребенка. Основная задача специалиста – помочь осознать, принять факт наличия гиперопеки, установить причины, разобрать случаи реализации.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Цель индивидуальных сеансов – устранить неуверенность, страхи, тревожность. Выполняется коррекция эмоционального состояния, ошибочных когнитивных паттернов, вырабатываются продуктивные поведенческие сценарии, поддерживающие уверенность, независимость, спокойствие.
  • Семейная психотерапия. Используются тренинги коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания. Родители и дети обучаются взаимодействовать вне рамок модели «доминирование-подчинение». Для закрепления результата врач-психотерапевт дает домашние задания, отслеживает их выполнение.

Прогноз и профилактика

Прогноз определяется способностью, желанием родителей осознать наличие проблемы, обратиться за помощью к специалистам. Ориентация на сотрудничество с психотерапевтом дает положительный результат. Профилактика требует критического отношения к собственным психологическим проблемам – страхам, комплексам, сложностям взаимоотношений. Важно знать основные стадии детского развития, выстраивать взаимоотношения, ориентируясь на ближайшую зону развития – понимая реализовавшиеся и потенциальные возможности ребенка. Необходимо научиться делегировать обязанности, обучать малыша бытовым, социальным навыкам, постепенно сокращая долю своего участия.

Источники:

http://www.b17.ru/article/chemopasnagiperopeka/
http://mirvsemye.ru/deti/k-chemu-privodit-giperopeka-rebenka-posledstviya-giperopeki-roditeley.php
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hyper-guardianship

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector