Опыт одной московской школы. Инклюзивное обучение ребенка с синдромом Дауна до и после нового образовательного стандарта. Дети с синдромом Дауна. Возможности социальной адаптации

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)

надежда думанова
Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)

анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать в саду с обычными детьми. Опираясь на это я решила направить своё самообразование на подборку занятий с такими детьми и их адаптацию в группе с обычными детками. В течении двух лет общения и прибывания таких деток в моей группе я поняла,что главная моя задача и задача окружающих это помочь таким детям социально адаптироваться в обществе,дать им возможность общаться,радоваться,мыслить на равне с обычными детьми. В своей группе я посторалась создать доброжелательное и тёплое отношение к ним со стороны обычных детей. Был создан уголок который включал в себя больше тактильного материала. Ведь одна из отличительных особенностей этих детей это их повышенная чувствительность. Прибывание таких детей в группе положительнно сказывается и на обычных детях. Они стали более заботливыми,добрыми,отзывчивыми. У них ярко стало выраженно желание помочь более слабому. Я считаю что в наше время это очень важная задача. Конечно не моло важное значение в работе с такими детьми имеет и работа с их родителям. Такому ребёнку нужна их поддержка,а наша задача показать им что их детки такиеже как все и могут развиваться в обычном обществе.

Доклад по теме самообразования: «Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру». «Детство, это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Обмен опытом по планированию НОД в старшей группе по теме «Зима. Зимние развлечения» Понедельник 25 января 1. О/О «Художественно-эстетическое развитие» — Музыка (по пл. муз. руководителя) 2. О/О «Физическое развитие».

Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ» С сентября 2013 года работаю над методической темой «Развитие творческого мышления и воображения детей посредствам использования технологии.

Отчет по теме самообразования «Игра как важное средство воспитания дошкольников» Тема: «Игра как важное средство воспитания дошкольников». Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции,.

Отчет по теме самообразования: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4–5 лет» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.

Отчет по теме самообразования «Проектная деятельность в старшей группе» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Педагогическая.

План работы с родителями по теме самообразования «Нетрадиционная техника рисования» План работы с родителями в средней группе. 1-й квартал 1. Ознакомление с планом работы по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования».

План самообразования воспитателя по теме «Познавательно-изобразительная деятельность детей» План самообразования воспитателя СП детский сад «Колосок» Рудь Елены Петровны на 2015 год. Тема: «Позновательно – изобразительная деятельность.

Программа самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Актуальность темы: Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

План самообразования по теме «Приобщение детей к истокам русского народного творчества» Цель: воспитание творчески развитой личности через познавательную деятельность дошкольников при приобщении к истокам русского народного.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка-инвалида с синдромом Дауна.

ИАОП составлена с учётом требований ФГОС для особых детей после прохождения курсов. Работаю по ней первый год.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка-инвалида с синдромом Дауна.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза С.Т.Теплова

муниципального района Сызранский Самарской области

«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МО

Заместитель директора по УВР Протокол №

Директор ГБОУ СОШ с.Ст.Рачейка _______________/Л.А.Евсеева/ Руководитель ШМО_______/Н.А.Кулагина/

Индивидуальная адаптированная образовательная программа

для ученика с ограниченными возможностями здоровья, умственная отсталость,

на 2016-2017 учебный год

учителя начальных классов Шигиной Ольги Михайловны

Индивидуальная адаптированная программа для ученика с синдромом Дауна составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года, приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

В отечественной истории законодательно предусматривается введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст. 11, п. 6).
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у этого ребёнка.
Целью программы является включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.

В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.).

Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

Приоритетными задачами коррекционной работы являются:

-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;

-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;

-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;

-развивать восприятие, память, внимание;

-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;

-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.

-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;

-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д. Реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы и возможностей здоровья, прежде всего в форме различных видов игры, совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, специально организованной познавательной деятельности.

Программа предназначена для работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья ( с синдромом Дауна) 8 лет, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Педагогическая характеристика учащегося.

«Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

Учебная мотивация не сформирована. Преобладает игровая мотивация. Несформированность всех языковых средств на фоне первичного дефекта. Познавательная деятельность резко снижена. Саша является ребенком- инвалидом. Основные двигательные навыки сформированы. Мальчик очень подвижный. Координация движений в норме. Предположительно, состояние слуха соответствует норме.

Программный материал усваивает с большим трудом, т.к. он не разговаривает, не хочет пока писать, плохо ориентируется в цветах, частично повторяет действия учителя. Понимает слова-действия учителя: «положить», «убрать», «рисовать», «играть» и другие. Выполняет учебные действия только с помощью учителя, но желание есть не всегда. Если ему не нравится действие, издаёт звук «у» и уходит, проявляет упрямство, но не агрессию. Понимает слово «молодец».

Большую часть учебного времени ребенок спокоен. Саша иногда реагирует на запрет, при этом самоагрессия не наблюдается. Однако мальчик по-прежнему удерживается на индивидуальном занятии непродолжительное время, стремится уйти. Знакомые задания не делает самостоятельно, старается избежать выполнения новых заданий. Делает попытки играть в паре с учителем. Есть предметная игра с мячом, переходящая в специфические манипуляции.

Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (сидит на стуле непродолжительное время, низко наклоняет голову, забирается с ногами на стул), редко смотрит на говорящего с ним взрослого, действия по подражанию и образцу выполняет частично. С трудом принимает физическую помощь. Саша не может сортировать предметы, группировать их по цвету, форме и величине самостоятельно. Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире. Ребёнок не хочет слушать чтение, сразу берёт книгу, закрывает её или начинает сам листать страницы, останавливая своё внимание на некоторых картинках, комментарии слушать не хочет. Учебные презентации смотрит и слушает, реагирует на некоторые звуки: улыбается, удивляется, делает какие-то движения руками. Навыки самообслуживания не сформированы ( даже не может мыть руки).

Особенности психического развития.

Внимание неустойчивое, быстро переключается с одного на другое. Работоспособность низкая, а утомляемость высокая. Не хочет выполнять предложенные задания. Приходится часто менять задания. Саша выполняет задания за учителем. Память кратковременная, предметно-образная. Речевая деятельность отсутствует, но речь учителя частично понимает и принимает.

Эмоциональная сфера бедная. Выражает радость — улыбается, нежелание – отворачивается, укает, убегает. Любит, если гладишь по голове. Если ему нравится человек, может его погладить рукой. Мать слушается, но с большим трудом, она применяет силу. Ребёнок очень упрямый, у него бывает плохое настроение, тогда он ничего не хочет делать, даже играть, но агрессии пока не наблюдала. Со слов матери, Саша любит смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности).

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:

Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

• достаточно высокий уровень имитационных способностей;

• относительная сохранность тактильной чувствительности;

• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

• сохранность эмоциональной памяти.

В индивидуальном учебном плане взяты все предметы в соответствии с учебным планом для детей с тяжёлой (глубокой) умственной отсталостью. Исходя из психофизических особенностей учащегося выделено большее количество часов на изучение таких предметов как «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Изобразительная деятельность»

МБУ детский сад № 54

Дети с синдромом Дауна. Возможности социальной адаптации

Категория: Гармония различий Создано 16.01.2016 11:19 Обновлено 21.08.2017 07:35 Автор: Администратор МБУ Просмотров: 1232

Дети с синдромом Дауна. Возможности социальной адаптации

Синдром Дауна наблюдается у одного из 600-1000 новорожденных. Причина, по которой это происходит, до сих пор не выяснена. Дети с синдромом Дауна рождаются у родителей, принадлежащих ко всем социальным слоям и этническим группам, с самым разным уровнем образования. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, особенно после 35 лет, однако большинство детей с этой патологией все-таки рождаются у матерей, не достигших этого возраста.

Синдрома Дауна нельзя предотвратить и его невозможно вылечить. Но благодаря последним генетическим исследованиям теперь о функционировании хромосом, особенно о 21-й, известно намного больше. Достижения ученых позволяют лучше понять типичные особенности этого синдрома, а в будущем они, возможно, позволят усовершенствовать медицинскую помощь и социально-педагогические методы поддержки таких людей.

Как распознается синдром Дауна?

Наличие синдрома Дауна обычно выявляется вскоре после рождения ребенка, так как врач, медсестра или родители обнаруживают характерные черты. А затем обязательно проводятся хромосомные тесты, чтобы подтвердить диагноз.

У малыша уголки глаз слегка приподняты, лицо выглядит несколько плоским, полость рта чуть меньше, чем обычно, а язык — чуть больше. Поэтому малыш может высовывать его — привычка, от которой постепенно можно избавиться. Ладони широкие, с короткими пальцами и слегка загнутым внутрь мизинцем. На ладони может быть лишь одна поперечная складка. Наблюдается легкая мышечная вялость.

У людей с синдромом Дауна обычно бывают нарушения интеллекта в различной степени.
Развитие детей с синдромом Дауна бывает очень разным. Так же как обычные люди, став взрослыми, они могут продолжать учиться, если им дается такая возможность. Однако важно отметить, что, как к каждому обычному человеку, к каждому такому ребенку или взрослому надо относиться индивидуально. Точно так же, как нельзя заранее предсказать развитие любого младенца, нет возможности предсказать заранее развитие младенца с синдромом Дауна.

Чем помочь малышу?

Родители детей с синдромом Дауна, точно так же как и все мамы и папы, озабочены вопросом: какое будущее ожидает их детей? Чего же они желают для своих детей?
1. Уметь полноценно общаться как с обычными людьми, так и с людьми, возможности которых ограниченны. Иметь настоящих друзей среди тех и других.
2. Уметь работать среди обычных людей.
3. Быть желанным посетителем тех мест, куда часто приходят другие члены общества, и участвовать в общих мероприятиях, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.
4. Жить в доме, который соответствовал бы желанию и материальным возможностям.
5. Быть счастливыми.

Для того чтобы научиться взаимодействовать с обычными людьми так, как надо, ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычные государственные учреждения. Интеграция даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире.

Интеграция может быть разной. Учащийся может проводить весь учебный день в обычной обстановке, при этом ему оказывается необходимая помощь: предоставляются специальные учебные пособия, с ним занимается дополнительный персонал, для него составляется особый (индивидуальный) учебный план. При этом количество часов, проводимых группе, устанавливается в соответствии с его индивидуальными нуждами и согласовывается с родителями и педагогами в процессе составления индивидуальной учебной программы.

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно 1 .

Ориентируемся на международный опыт

Одна из примет нашего времени — удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Прежде всего это «ранняя педагогическая помощь» этим детям от рождения до 4 — 5 лет (и их родителям) и упомянутое выше «интегрированное образование» — воспитание и обучение этих детей в районных детских садах и школах в среде нормально развивающихся сверстников. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах — то, что все дети с синдромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях вне дома. Многие из них посещают обычные школы, где учатся читать и писать. Большинство взрослых с синдромом Дауна имеют работу, находят друзей и партнеров, могут вести полноценную и достаточно независимую жизнь среди обычных людей. Наша страна — пока в начале этого пути.

Используем новые методы обучения

Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уже гораздо больше, чем те, кого они не коснулись.

Многие дети стали посещать обычные образовательные учреждения, где они обучаются по индивидуальным программам. Согласно исследованиям, все дети показывают лучшие успехи в образовании в условиях интеграции.

Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Это является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.

Дети со средними и даже с тяжелыми нарушениями учатся читать и писать, общаются с окружающими их «здоровыми» людьми. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то «лекарство», а потому, что их учили тому, что нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно.

Особый профиль

Нельзя сказать, что дети с синдромом Дауна просто отстают в своем общем развитии и таким образом нуждаются только в упрощенной программе. Они имеют определенный «профиль обучаемости» с характерными сильными и слабыми сторонами. Знание факторов, которые облегчают или затрудняют обучение, позволяет учителям лучше составлять планы и подбирать задания, а также успешнее работать над их выполнением. Таким образом, во внимание должны быть приняты характерный «профиль обучаемости» и приемы, успешные при обучении детей с синдромом Дауна, наряду с индивидуальными способностями, увлечениями и особенностями каждого ребенка.

Обучение детей с синдромом Дауна опирается на их сильные стороны: хорошее зрительное восприятие и способности к наглядному обучению, включающие способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им; способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение; способность обучаться по материалам индивидуального учебного плана и на практических занятиях.

Взаимоотношения с родителями, со сверстниками

Эмоционально дети с синдромом Дауна мало чем отличаются от своих здоровых сверстников. Из-за более ограниченного, чем у «обычных» детей, круга общения, дети с синдромом Дауна больше привязаны к родителям. Дружеские отношения со сверстниками представляют для таких детей особую ценность. Подражая им, дети с синдромом Дауна могут учиться, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть, как кататься на роликах, велосипеде.

В целях установления позитивных, дружеских отношений между детьми-инвалидами и нормально развивающимися сверстниками должны проводится программы взаимной поддержки и шефства привлечения к посещению кружков, секций и др. Это важно прежде всего для «здоровых» детей потому, что создает благоприятную учебную среду для всех детей. Опыт показывает, что именно так утверждается приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитывается гражданственность, толерантность, уважение к правам и свободам человека.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/hochu-podelitsja-svoim-malenkim-opytom-i-raskazat-o-svoei-novoi-teme-samobrazovanija-neobychnye-detki.html
http://multiurok.ru/files/individual-naia-adaptirovannaia-obrazovatiel-naia-.html
http://chgard54.tgl.net.ru/19-garmoniya-razlichij/275-deti-s-sindromom-dauna-vozmozhnosti-sotsialnoj-adaptatsii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector