Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека? Как вырастить из ребенка успешного руководителя

Секреты воспитания, или Как вырастить лидера

Секреты воспитания, или Как вырастить лидера

Практически всем родителям хочется, чтобы их малыш вырос успешным и счастливым взрослым. Чтобы получил хорошую профессию, любимую работу, финансовое благополучие. Поскольку будущее малыша зависит от того, какие условия ему создавались с детства, нам нужно правильно воспитывать маленького человечка, создавая ему благоприятную среду. Как же вырастить лидера? Как воспитать ребенка успешным? Основные секреты вы прочтете далее.

* С детства в нас закладываются какие-то привычки, и все мы знаем, как не просто с ними расставаться, если они нам вредят. Поэтому давайте с самого маленького возраста приучать ребенка к некоторым полезным для лидера привычкам. Поощряйте собственное чадо:

— всегда доводить дело до конца,

— следить за своим внешним видом,

— уметь разговаривать и общаться в людьми,

— следить за своим здоровьем,

— находить несколько вариантов решения одной задачи,

— постоянно учиться и развиваться,

— всегда делать чуть больше, чем задавали,

— с уважением относиться к другим людям.

* Лидер свободно и эффективно общается с другими людьми, а значит, он владеет ораторским искусством. Приучайте ребенка с детства выступать перед аудиторией. Пускай такие выступления приносят ребенку радость, а не парализующий страх.

* Не старайтесь уберечь ребенка от всех проблем и сложностей, подкладывая соломку на его пути. Мы учимся и растем на сложностях, а не в парниковых условиях, поэтому позвольте своему сыну или дочери «падать и подниматься». Конечно, при этом ребенок не должен чувствовать себя одиноким, и думать, что вы равнодушны к его проблемам. Он должен знать, что вы всегда его поддержите при необходимости.

* Без риска не бывает больших достижений, поэтому поощряйте ребенка рисковать. Правильному риску тоже нужно научать ребенка с детства. Если он хочет перебежать дорогу перед трамваем, чтобы сэкономить время – это неразумный и опасный риск. А если хочет рискнуть сдать экзамен на больший уровень знаний английского языка, чем принято где-то – это похвально и полезно. Даже если его выход не увенчается успехом, он все равно окажется в плюсе – неудавшаяся попытка принесет новый опыт и знания, а также, понимание, что рисковать не страшно.

* Очень многие люди любят порассуждать, поговорить и попланировать как когда-то и где-то они совершат нечто. На эти разговоры в подавляющем большинстве случаев уходит вся жизнь человека. Поэтому донесите до ребенка, что только действия говорят о серьезности намерения и ведут к достижениям.

* Приучайте ребенка иметь собственное мнение обо всем. Это может быть неудобно, но важно для его развития. Спрашивайте его как можно чаще, что он думает по тому или иному поводу. Так ребенок станет с детства привыкать к тому, что его слушают, его мнение важно и интересно.

* Определите интересы своего ребенка, после чего поддерживайте и развивайте их. В деятельности, которая нам нравится и которая хорошо получается достигнуть высот гораздо проще.

* Приучайте ребенка правильно воспринимать свои ошибки и неудачи, учиться на них. Никому не удастся пройти путь к успеху, ни разу не потерпев неудачи. Не ошибается и не испытывает проблем лишь тот, кто ничего не делает.

(Это огромный и важный пласт нашего развития. Нас учили ПРАВИЛЬНО отвечать и быть ХОРОШИМ)

* Приучайте малыша к оптимизму и настойчивости. Это позволит никогда не сдаваться, не вешать нос и не опускать руки.

* Поддерживайте ребенка в его высоких ожиданиях от себя и жизни. Никогда не говорите ребенку, что он не может чего-то иметь или достичь. Параолимпийские игры и другие подобные достижения говорят о том, что все возможно. Масштабные планы, грандиозные идеи – все это двигатели вашего ребенка в его развитии и деятельности. Слабенькие желания порождают вялые действия, которые не приведут к успеху.

* Помните, что лучшим примером правильных личностных качеств и жизненной направленности служите вы сами. Вы не сможете научить ребенка оптимизму, если сами ежедневно «плачете» о преувеличенных бедах и неудачах. Также странно выглядит неряшливо одетый родитель, рассказывающий о полезности опрятной и стильной внешности. Все, чему вы хотите научить малыша, должно быть и вашей жизнью и убеждением тоже.

И да, никуда не деться от этого. Будьте счастливы и успешны сами. И дети обязательно начнут перенимать ваш пример.

Говоря о привитии нашим детям лидерских качеств, стоит упомянуть и задумать еще (как минимум) о двух вещах.

* А все ли дети должны и могут стать лидерами во взрослой жизни? Возможно, стоит серьезно подумать, а нужно ли насильно делать лидера из тихого, спокойного отличника/хорошиста, уютно чувствующего себя в одиночестве или малой группе. Равно как и «забивать» активного, рассудительного, смелого, самостоятельно мыслящего и желающего быть на виду ребенка. Подумайте, есть ли у вашего ребенка лидерские задатки? Будущий лидер, скорее всего, имеет такие особенности поведения:

— является заводилой в детской группе, его любят (или хотят быть рядом) и за ним идут;

— любит быть в центре внимания, играть ведущую роль в жизни сверстников;

— сложно переносит указания и требования, особенно если не согласен с ними;

— легко конфликтует, рискует и спорит, доказывая свою правоту;

— поучает взрослых и ровесников;

— берет на себя ответственность и др.

Если ваш малыш не такой – не беда. Наверное не все должны быть лидерами. Вы можете воспитать успешного независимого взрослого, пусть и не первого, но самодостаточного и полноценного человека.

* Глядя на список лидерских умений и качеств, вы наверняка поймете, что такой малыш – далеко не мечта каждого родителя. Чаще всего мамы и папы довольны своим чадом, когда оно слушается взрослых, выполняет свои обязанности, ладит с учителями и учениками, нравится соседям и родителям сверстников, получает хорошие и отличные оценки по всем предметам, т.е. является для нас удобным, комфортным ребенком, на которого «не нарадуешься».

Лидер – это скорее «неудобный» ребенок, если можно так выразиться. Ребенок-лидер – будет высказывать свое мнение преподавателям, сопротивляться общественному режиму, решительно и смело противостоять выполнению действий «не по его», критиковать и возражать, поучать взрослых, постоянно проявлять инициативу и бурную активность. Не каждый станет спокойно терпеть такого ребенка рядом, а некоторые старорежимные воспитатели и учителя и вовсе сочтут такого малыша «хулиганом».

Для примера вспомните каких-то современных лидеров (Билл Гейтс, Роман Абрамович, Марк Цукерберг и др.) или своих знакомых, ставших успешными и независимыми лидерами (руководителями). В школьные и студенческие годы, их могли не очень жаловать на учебе, за собственное мнение, противоречащее общественности, «плохое» поведение и т.п. Кто-то вообще был отчислен или ушел сам из учебных заведений и закончил ВУЗ только в сознательном возрасте, уже имея финансовую независимость.

Наверное наша задача не в том, чтобы сломать активного инициативного вечно спорящего ребенка, превращая его в забитого отличника, себе и другим на радость. Равно как и не в том, чтобы принуждать тихого застенчивого маленького мыслителя быть на виду и в первых рядах. Думаю, мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети были здоровы и счастливы.

Катерина Истратова (психолог, автор книг)

Если Вам нужна моя профессиональная помощь:

Тел.: +7 929 9020234, +7 916 4015150 (Вотсап)

Если мы с вами живет в разных городах или вы не можете приехать на очный прием, просто воспользуйтесь Скайп консультациями.

Узнать о развитии малыша и секретах воспитания вы можете подробно из моих книг: «Ваш ребенок — лидер» и «Я родился! Здравствуй, мама! или Первый год жизни мамы и малыша».

Как вырастить из ребенка успешного взрослого? 10 приемов воспитания

Все родители очень схожи в одном: они хотят счастья и лучшей жизни своим детям. И всегда мучаются вопросом, как же воспитать ребенка, чтобы все у него получилось во взрослой жизни. Правильных советов не существует, но есть определенные приемы воспитания, которые помогут вырастить ребенка успешным.

1. Развивайте чувство уверенности и независимости

У ребенка, который сам отвечает за свои действия и имеет право принимать решения, как правило, возникает меньше проблем со сверстниками. Они чувствуют его силу (внутреннюю), уверенность и не задевают по пустякам.

Чтобы развить в детях эту независимость, нужно позволять ребенку самостоятельно разрешать конфликты (с одноклассниками/с детьми в одной группе детского сада и т.д.), возникающие личные проблемы. И помогать только в том случае, когда это действительно нужно. Более взрослым детям обязательно давать возможность принимать решения самостоятельно и ощущать последствия этих действий.

Чрезмерно контролирующие родители постоянно указывают детям, что делать и каким образом, тем самым развивая в ребенке нездоровую зависимость. Таким детям трудно думать самим и что-либо решать.

2. Избавьтесь от абсолютной опеки и защиты

Очень часто родители «порхают» над ребенком 24 часа в сутки и волнуются, чтобы не вышло чего-нибудь эдакого. Невозможно за всем уследить и от всего защитить, хотите вы того или нет. Все равно будут возникать проблемы и неприятные ситуации. Например, ребенок с кем-то подрался, разбил окно в школе, порезал палец, простудился, получил 2 и т.д. Из-за обостренного контроля и желания помочь у ребенка развивается чувство тревоги и неуверенности. В будущем такие дети не смогут полностью отвечать за себя. Они будут постоянно ждать помощи со стороны родителей, что придет мама или папа и «разрулит» все препятствия на их пути. Такие приемы воспитания никак не способствуют успешности ваших детей.

Как бы ни было тяжело наблюдать за тем, что ваш ребенок борется или терпит неудачу, не вмешивайтесь. Дети развиваются и благодаря трудностям тоже. Просто дайте ребенку почувствовать, что вы всегда рядом и готовы помочь, если ему будет очень сложно.

3. Станьте авторитетом для своего ребенка

Авторитетный родитель уважаем в семье, с него берут пример, его любят и ценят. Но этот родитель не диктует правила и законы, по которым нужно жить. Он дает полезную информацию своим детям, рассказывает, как правильно поступать в тех или иных ситуациях. Но умеет слушать и слышать мнение ребенка, позволяет делать выбор. Такие родители, в отличие от авторитарных (которые ценят только полное послушание и строгое соответствие правилам), предъявляют реалистичные требования к своим детям. Помогают обеспечить возможности и ресурсы, необходимые для достижения успеха.

4. Занимайтесь чтением

Воспитать успешного ребенка можно не только через какие-то конкретные приемы, но и через такие мелочи, как совместное времяпрепровождение и чтение. Ведь состоявшийся ребенок – это не только человек, умеющий принимать решения и нести за них ответственность. Он интеллектуально развитая, с широким кругозором личность. Преимущества чтения: повышение уровня мозговой активности, словарного запаса и развитие языковых способностей.

Вы можете начинать читать ребенку с самых ранних лет, потом заниматься этим вместе. А потом ребенок сам будет тянуться за книжкой. Частое чтение развивает у детей фантазию, рождает различные идеи и концепции. Эти способности очень здорово могут помочь ребенку в будущем, в поиске себя и своего призвания.

5. Прививайте детям самодисциплину

Дисциплинированные дети лучше подготовлены ко встрече с жизненными трудностями. А также проще справляются со стрессом и могут сделать выбор, даже когда взрослых нет рядом. Дисциплинарные приемы воспитания развивают критическое мышление ребенка.

Научите детей дисциплине с самых ранних лет. Сначала это может выражаться, например, в объяснении, что взрослых перебивать нельзя. Что нужно убирать свои игрушки и не устраивать истерики по любому поводу. Когда ребенок повзрослел, нужно приучить его, например, к самостоятельному выполнению домашних заданий. А также помощи по хозяйству, контролю поедания сладостей и отслеживанию собственного графика. Те взрослые, которые работали над своей дисциплиной в детстве, лучше обходятся с деньгами. Они способны решать сложные задачи и в меньшей степени склонны к компульсивному поведению.

6. Позволяйте детям работать

Если ваш подросток хочет заработать собственные деньги законным способом, всячески поощряйте это и ни в коем случае не сопротивляйтесь желанию ребенка быть самостоятельным. Вообще, трудовая деятельность – это хорошо в любом возрасте. Регулярно поручайте детям выполнение разных домашних дел, например, пусть выносят мусор, сами застилают постель, выгуливают и кормят домашних питомцев, моют посуду, подметают пол и т.д. Дети, которые выполняют работу по дому, во взрослом периоде будут ценить труд и с уважением относиться к любой работе. Они будут с ответственностью подходить к своим деловым обязанностям и будут готовы помочь другим.

7. Развивайте социальные навыки

Дети, которые вырастают и могут легко общаться со сверстниками, решать проблемы и понимать собственные чувства, с большей вероятностью будут успешными людьми.

Это начинается с основных социальных взаимодействий. Дети должны научиться слушать, выполнять просьбы, вести беседу, ладить с другими, сохранять спокойствие в общении с детьми/взрослыми, быть ответственными за свое поведение и проявлять доброту. Какие приемы воспитания могут с этим помочь? В первую очередь поведение ребенка копируется с семейной модели. Если ваши дети видят благоприятные отношения между родителями, они начнут имитировать и подражать им. Вовлекайте детей во взрослые разговоры и учите их, как начинать беседы, ждать своей очереди и слушать других.

Рассказывайте (и показывайте на своем примере) детям, что нужно делиться с другими, контролировать свои эмоции и быть сочувствующими. Если в доме возникает конфликт, всегда уделяйте время на разбор обид. Проработка негативных эмоций будет способствовать развитию сотрудничества и уважения.

8. Хвалите не за врожденные таланты, а за развитые навыки и усилия

Хвалите своих детей, когда они получают высокую оценку, выигрывают игру, приносят диплом и т.д. Поощрение конкретных действий побуждает к еще большему развитию и достижениям. Если же вы просто будете говорить своему ребенку, что он умный и красивый, то стремление чего-то добиться может пропасть. Более того, ситуация, когда ребенок потерпит неудачу (зная, что он самый лучший), может подкосить его уверенность в себе.

9. Приучайте детей к здоровым привычкам

Забота о своем здоровье имеет большое значение как для успеха взрослых, так и детей. Следите за распорядком дня вашего ребенка, чтобы он всегда ложился вовремя спать, не ел вредной пищи и был как можно больше активным. А вот компьютерные игры и всяческие гаджеты сократите до минимума. В детском возрасте подвижный образ жизни просто необходим. Прививайте ребенку хорошие привычки, например, устраивайте совместные вкусные и здоровые обеды, велосипедные прогулки или походы в бассейн, выезжайте на пикники и т.д.

10. Любите себя и свою семью

Ключевой момент, который затрагивает все приемы воспитания успешного ребенка, – это работа с собой. Если вы эмоционально неустойчивы, не любите себя, не заботитесь о себе, сколько бы вы не занимались ребенком, успешным и счастливым ему стать будет очень сложно. Поэтому, конечно, в первую очередь начните с себя. Если есть проблемы в семье, старайтесь разрешить их. Если есть трудности с принятием себя, поработайте с психологом, уделяйте время своим желаниям и амбициям. Как только ребенок будет ощущать здоровую и любящую обстановку в семье, видеть реализованных и счастливых родителей, он просто «обречен» быть успешным во взрослой жизни.

Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека?

Огромное значение в деле воспитания ребёнка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.

Наиболее ответственным периодом в воспитании личности А.С. Макаренко считал раннее детство. Именно в это время закладываются черты характера, формируются навыки, привычки, склонности. И если, вследствие неправильного воспитания они негативны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Мы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми.

Решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. Это всё то, что непосредственно окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле, человек — это его характер, а он создаётся воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он будет воспитываться, от направленности и содержания воспитания.

Воспитание ребёнка — дело сложное, требующее определённых знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения за их развитием.

Главным методом воспитания является единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков и молодец», — говорит народная поговорка. Если ребёнок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чём говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ни что так не влияет на детей, как личный пример взрослых.

Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера, в которой растут дети — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение всё: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям.

И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребёнком требуют постоянно ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый не устал, чем бы он ни был огорчён, недопустимо срывать своё настроение на детях, проявлять недовольство к их просьбам поиграть с ними, рассказать им сказку или прочитать книжку.

К сожалению очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых. Неровное отношение к ребёнку вредно сказывается на формирование его характера. Дети в таких случаях не знают, как и когда можно обращаться к родителям, несправедливо нанесённые обиды ведут к отчуждению, дети нередко становятся замкнутыми и угрюмыми.

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине). Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена.

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Дело в том, что у ребёнка ещё не сформированы тормозные, запретительные механизмы. И очень часто желание обладать какой-либо вещью, желание схватить яркую, привлекательную вещь ребёнок просто не может контролировать.

Естественная реакция родителей, увидевших присвоенную вещь у своего чада — рассердиться, начать запугивать, вызвать у ребёнка страх. Поможет ли это в данной ситуации? Скорее всего, нет. Просто в следующий раз в подобной ситуации ребёнок окажется хитрее. Если родителей не убедят слова, что он эту вещь нашёл, будет прятать её в саду, во дворе и т.п.

Нельзя пугать и не надо наказывать. Но также нельзя оставить совершившееся деяние без внимания. Надо, не стесняясь, не скупясь на эмоции, выразить своё огорчение, полное недоумение: как мог ваш хороший ребёнок поступить подобным образом? И, может быть, даже пожалеть его, посочувствовать и совместно поискать выход: «Что же нам теперь делать?», предлагая различные варианты подвести ребёнка к трудному, но правильному решению: вернуть взятое без спроса. Надо снабдить ребёнка подходящей спасительной формулировкой, чтобы он мог избежать ставшего теперь для него невыносимым слово «кража».

Родительская любовь — это одна из самых важных больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, юношам и девушкам, помогает молодым людям жить и трудиться в нашем обществе, на благо которому мы воспитываем своих детей.

Источники:

http://www.b17.ru/article/31345/
http://flytothesky.ru/priemy-vospitaniya/
http://pedsovet.su/publ/90-1-0-3920

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector