Особенности обучения взрослых: аксиомы обучения и развития сотрудников. Чем отличается ребенок от взрослого? Это должен знать каждый родитель

Специфика обучения взрослых

Демографический состав трудовых ресурсов постоянно меняется, а вместе с тем значительно усиливается конкуренция за рабочее место, теперь организации требуют гораздо большего от своих сотрудников. Именно потому, умение эффективно обучать взрослых набирает все большей популярности.

Процесс развития и обучения персонала не может быть пассивным и статичным, а наоборот, должен быть активным и изменчивым. Цель обучения взрослых — рост профессионализма, а также постоянное совершенствование всей организации.

На сегодняшний день проводиться большое количество масштабных дискуссий относительно подобного обучения и его важной роли в организационной стратегии. Однако, для того, чтобы подготовить эффективный конструктивный план, необходимо ответить на один, казалось бы, несложный вопрос – что мы об этом всем знаем?

Учеба, практика, активность

Обучение взрослых подразумевает то, что человек принимает участие в разнообразных программах развития и обучения. По всей видимости, развитие и рост академического предложения является продуктом профессиональных и социальных факторов, требующих особой производительности в различных сферах экспертного знания. Принимая во внимание быстрые темпы развития соответствующих технологий, а также различия между культурными нормами поколений, необходимость обучения взрослых становится просто очевидной.

Наилучшим образом обучение взрослых, как профессию характеризирует факт все более частого приема на работу руководством компаний специалистов в этой сфере. Они имеют все необходимое (знание, мастерство) для того, чтобы передавать свои знания соответственно с определенными поведенческими целями.

Обучение взрослых, как прикладная дисциплина активно развивается, что обусловлено появлением новых отделов и филиалов различных организаций. А это, безусловно, требует внедрения и распространения необходимых базовых практик.

Как сфера деятельности, обучение взрослых – это учебные и тренинговые сессии, которые рассчитаны на взрослых учащихся, а также то, с какой целью и как они обучаются. Термин «андрагогика» наиболее точно отображает учебную и образовательную активность взрослых. Задания андрагогики — разработка учебных стратегий для эффективного обучения взрослых, а также изучение процессов, напрямую связанных с тем, как взрослые учатся, и что движет ними. Важную роль в обучении взрослых играет взаимодействие между преподавателем и учащимися, а также уровень учебной активности. Обучение взрослых помогает удовлетворить потребности сотрудников, потому ему необходимо уделять достаточно внимания, внося в число приоритетов.

Желание взрослых учиться

Очень редко дети в школах самостоятельно ищут возможность учиться. Безусловно, они перенимают что-то у преподавателей, которые еще и объясняют, что необходимо выучить. Относительно взрослых дело обстоит иначе. Несмотря на то, что для взрослых обучаться необходимо под давлением общества, культурного влияния или же по требованию руководителей, все же в процессе учебы у них самих возникает интерес к обучению. По мнению Малколма Ноулз (Malcolm Knowles), основное отличие обучения взрослых и детей кроется в том, что первые склонны к самостоятельности. Естественно, мало кто из взрослых становится фанатом обучения автоматически, но, в целом, желание учиться им присуще.

Каждый взрослый имеет свои индивидуальные цели для учебы. Представьте, что специалист по обучению Боб занимается разработкой учебной программы, которую готовится представить потенциальным участникам. Он четко понимает, для чего необходима та или иная форма учебной активности, по какой причине люди придут к нему на занятия, и как будет проходить проверка. Задав поведенческие цели, он все это должен учитывать, но ведь у обучаемых взрослых свои представления о целях. И для них важно – пригодиться ли подобная учеба в работе? Для чего им это нужно? А преподавателю, как специалисту, необходимо иметь ответы на все эти вопросы. Причем они должны быть адекватными и осмысленными.

Каждый взрослый желает, чтобы обучение пригодилось ему в практической деятельности. У детей все по-другому – записав в тетрадь задание, выполнив его дома и удачно сдав тестирование, они выбрасывают с головы полученные знания, освобождая место для новой информации. Естественно, дети даже не задумываются о том, нужны ли им эти знания в будущей жизни или нет. Как же это происходит у взрослых? В отличие от ребенка, взрослый человек всегда выбирает сам, чему необходимо учиться. Да, иногда ему нужно учиться, выполняя чьи–то требования, но и в этой ситуации человек самостоятельно выбирают делать это по-настоящему или просто создавать видимость. Потому специалисту по обучению необходимо всегда указывать на важность полученных знаний для практической деятельности. А важным может быть только то, что действительно полезно.

Взрослые люди, в отличие от детей, уже имеют определенный жизненный опыт. К примеру, услышав поучение отца, как необходимо переходить через дорогу, ребенок запомнит это на всю жизнь. Или в ответ на инструкции мамы, как правильно тратить деньги, девочка кивает и полностью соглашается с ней. Это происходит по той причине, что дети никогда раньше не выполняли подобных действий, потому слова родителей, учитывая их богатый опыт, становятся для малышей авторитетными. У взрослых все обстоит совершенно по-другому. Ведь каждый из них прекрасно знает, как тратить деньги, он видел аварии и потому, наверняка, понимает, как правильно переходить дорогу. Все слова взрослые воспринимают через призму собственных знаний, о чем должен всегда помнить специалист по их обучению.

Существует такое понятие, как «личный учебный стиль», которое определяет, каким образом человек может обучаться наиболее эффективно. Стили бывают разные — визуальный, аудиальный, кинестетический, потому преподаватель просто обязан учитывать их в работе с людьми. Соответственно к различным стилям учащихся и методы работы необходимо выбирать разные, искренне заботясь о потребностях учеников. Неспособность учитывать различия между стилями может погубить даже отличную инициативу учащегося, сделав занятия скучными и неинтересными. Для эффективной работы специалист должен начать с правильного определения своего стиля, что является неотъемлемой частью его образования.

Убеждения, намерения, действия

Сам специалист по обучению является началом ответственного подхода к обучению взрослых. Слепое следование плану или обещание хорошо работать еще не является ответственностью. Ответственность представляет собой те обязательства, которые имеет преподаватель перед взрослыми учениками. В своей работе ему необходимо учитывать их особые потребности и антипатии. Проделывая всю подготовку, специалисту необходимо создать максимальные возможности для осмысленного и полезного обучения. Он должен четко понимать, что берет на себя большую ответственность, потому обязан всеми способами пробуждать интерес своих взрослых учеников. Настоящий специалист должен искренне стремиться к этому и понимать значение 3 необходимых элементов своих обязательств, таких как: убеждения, намерения и действия.

Наиболее стабильным, но наименее гибким аспектом специалиста по обучению являются убеждения, которые основаны на теориях обучения и отображают философию, которой он придерживается. Они отвечают на такие вопросы:

  • Каким образом определить, на что необходимо обратить наибольшее количество внимания? И почему на это, а не на что-либо другое?
  • Мое мнение об обучении взрослых? Наиболее важные для меня аспекты в обучении?
  • Каковы признаки качественного обучения?

Именно убеждения движут специалистом, и во многом определяет его подход к обучаемым взрослым. Некоторых людей убеждения побуждают к помощи бедным и обездоленным, а специалиста убеждения обязывают делать процесс обучения еще более полезным и увлекательным.

Намерения отображают цель, обязанности, а также решимость для их выполнения – относительно контента, учащихся и личных идеалов. Намерения отвечают на такие вопросы:

  • К каким достижениям я стремлюсь?
  • В чем заключаются образовательные цели организации?
  • В чем заключается моя роль в учебном процессе?

Крайне важно для лидеров обучения отличать цели от намерений. Цели отображают конечный результат, а намерения – направление движения специалиста. Намерений можно придерживаться в различной степени, а существование целей не зависит от личного отношения специалиста. В основе целей лежат поведенческие изменения, а намерения построены на ценностях специалиста и на его ответственности.

Действия представляют собой техники и рутины, которые используются для привлечения интереса учащихся. Другими словами — обучение в движении. Действия дают ответ на следующие вопросы:

  • Какие именно рутины я использую для того, чтобы начать и завершить процесс учебы?
  • Какие способы используются мной для привлечения внимания аудитории?
  • Какие техники я применяю в учебных программах?

Взрослые люди очень активны в обучении. Зачастую они требуют различной стимуляции, чего можно достигнуть, смещая фокус попеременно на различные сферы, а также, чередуя между собой те или иные учебные техники и виды активности. Учебная активность взрослых просто обязана быть разнообразной, для того, чтобы не разочаровать их и завладеть вниманием.

Для обучения взрослых также применима теория айсберга. Здесь вершиной айсберга, мелким, но очень важным элементом, который лучше всего виден учащимся, являются действия. Однако основную часть любого обучения составляют убеждения и намерения специалиста. В том случае, если действия, убеждения и намерения специалиста согласованы между собой, то у действий, которые и составляют обучение взрослых, будет гораздо больше шансов для успеха.

На сегодняшний день трудовые ресурсы переживают огромные изменения, меняются траектория движения и ожидания. Теперь люди существенно отличаются друг от друга. Именно по этой причине от специалистов обучения взрослых ожидают гораздо большего. Парадигмы, которых придерживаются компании, становятся другими – а это значит, что специалисты обязаны переосмыслить свою работу. Скорее всего, дискуссии, которые связаны с обучением взрослых и его влиянием на результативность бизнеса будут и в будущем, однако их характер будет совершенно иным. Обучение взрослых будет успешным до тех пор, пока специалисты будут следовать базовой системе ценностей. А мы всегда должны быть готовыми остановиться, сделать шаг назад и задать себе вопрос – что же мы знаем о подобном обучении?

Чем преподавание для детей отличается от преподавания для взрослых

Ну, это же как London is the capital of Great Britain (читайте: очевидно – и знают даже те, кто больше ничего не знает). И дети, и взрослые, – конечно, люди, но люди очень разные, потому что разновозрастные. Начинающие преподаватели или те из нас, кто долгое время работал с одной возрастной группой, могут не задумываться различиях в преподавании английского языка взрослым и детям. Остановимся на них подробнее.

Детьми движет интерес, взрослыми – мотивация

Даже если английский язык сам по себе взрослому студенту не интересен, но по каким-либо причинам очень нужен, этого достаточно, чтобы студент сворачивал горы. Мы вовсе не утверждаем, что уроки для взрослых могут быть скучными, ведь все мы немного дети, и любой взрослый студент с удовольствием поиграет или посоревнуется с преподавателем.

Для детей же все вокруг – o brave new world. Им еще рано задумываться о карьере, даже оценки не для всех значимы. Но если ребенку интересно, любопытно, если каждое занятие – гремучая смесь интриги, квеста и американских горок, то эти самые горки ребенок с удовольствием свернет.

Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior

«Получая в ученики ребенка, ты получаешь лист бумаги, абсолютно чистый с одной стороны – ее ты можешь заполнить своим опытом, знаниями и идеями. Но с другой стороны этого листочка уже столько информации, что ты и представить не могла! Поколение Z (наши ученики) помогают оставаться в тренде, т.е. узнавать новое, интересное, актуальное. При этом я вовсе не хочу сказать, что взрослым студентам нечему нас научить. У них больше жизненного и трудового опыта, чем у детей, однако они четко знают свои цели и средства, которые они на них тратят, поэтому здесь знаниями делишься только ты, это игра в одни ворота».

С детьми важно учитывать физиологию

Ребенок, который устал сидеть или хочет в туалет, думать не способен. Поэтому преподаватель английского (и любого другого предмета) должен закладывать в план занятия разминки, пробежки до туалета, смену краткосрочных активностей, упражнения, которые подразумевают движение. Кроме того, ребенку для нормального усвоения учебного материала важен физический комфорт: чтобы не дуло, вокруг не шумели, стул был удобным, а стол подходил по высоте. Согласны, преподаватель, который занимается с ребенком через Skype, не может прямо влиять на то, в каких условиях учится ребенок, но подсказать родителям – в его силах.

Взрослым тоже нужно иногда отдыхать, а в проветренном помещении думается лучше. Но учебные промежутки могут быть длиннее, и танцевать на уроке не обязательно. А о походе в туалет взрослый студент, скорее всего, подумает заранее, еще до начала занятия.

Дети обожают играть

В игре их можно научить чему угодно: и правильному произношению, и грамматике. Играя, взаимодействуя с игрушками, картинками, напевая песенки, заучивая стишки, участвуя в ролевых играх, ребенок запомнит в разы больше слов, чем в процессе повторения, рассматривания картинок, учебника или записывая новые слова в блокнот-словарик. Кроме того, в игре ребенок практически не устает (как минимум, не осознает усталость). Наконец, компаньон по игре автоматически становится объектом симпатии и заслуживает уважение.

Насколько часто использовать игру в занятиях со взрослыми, преподаватель решает в зависимости от целей студентов. Например, в процессе подготовке к экзаменам TOEFL, IELTS и т.п. просто не до игр. И это не страшно: некоторых взрослых игры даже смущают и отвлекают .

Особенности обучения взрослых людей

Работая с взрослой аудиторией, следует учитывать особенности протекания психических процессов данной категории обучающихся:

  • У взрослых людей объем запоминаемых объектов составляет в среднем от 6 до 11, о чем следует помнить, подбирая материала.
  • Переключение с одного вида деятельности на другой происходит более продуктивно, если новое задание интересно для аудитории.
  • Концентрация внимания происходит успешнее, если используются приёмы поддержание эмоционального фона (юмор, афоризмы, крылатые слова), информация носит актуальный характер, а также, используются разные каналы восприятия.
  • При подаче нового материала, следует учитывать «эффект края» или «эффект первого впечатления», когда информация, прозвучавшая в начале и в конце объяснения запоминается лучше, чем та которая преподносится в середине изложения.
  • Следует помнить и о таком свойстве психики взрослого человека: запоминается лучше та информация, которая не имеет законченного действия, так называемый «эффект Зейгарник». Учеными был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым давали выполнять задания, и в определенный момент экспериментатор работу прерывал, якобы происходили случайные накладки, после окончания эксперимента, испытуемого просили назвать те задания, которые он выполнял. В результате оказалось, что работа, которая была прервана, запоминались в 2 раза лучше, чем та, которую удалось завершить.
  • Эффективность усвоения нового материала повышается, если он разбит на несколько занятий, каждое из которых длится не более 1,5 часов.
  • Следует учитывать этапы работоспособности взрослого человека: в начале тренинга до 20 минут, происходит «включаемость» в работу, поэтому материал должен быть достаточно облегчен для восприятия. Далее следует фаза максимальной работоспособности, которая длится 30 – 40 минут. Последующие 30 минут происходит спад активности, внимание слабеет, запоминание происходит менее продуктивно. И последние 10 минут характеризуются истощением психических процессов, однако, помня об «эффекте края», на этом отрезке работы следует повторить все, изложенное на тренинге, что поможет лучшему запоминанию материала.

Когда – то американский писатель Генри Дэвид Торо сказал: «Если вы строили воздушные замки, это не значит, что вы работали понапрасну: воздушным замкам место в воздухе. Остается только подвести под них фундамент». Успеха вам в этом нелегком, но исключительном занятии.

Тема: Андрагогика — теория и практика образования взрослых

Оглавление

Глава I. Место андрагогики в системе человекознания

1.1 Понятие «андрагогика», сущность андрагогики

1.2 Андрагогические основы профессионального развития личности

1.3 Основные принципы андрагогики

Глава II. Дистанционное обучение в образовании взрослых

2.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых

2.2 Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Забайкальском крае

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://hr-portal.ru/blog/specifika-obucheniya-vzroslyh
http://skyteach.ru/2018/09/03/chem-prepodavanie-dlja-detej-otlichaetsja-ot-prepodavanija-dlja-vzroslyh/
http://studopedia.ru/11_54317_osobennosti-obucheniya-vzroslih-lyudey.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector