Особенности работы психолога с девиантными подростками. Особенности работы с детьми девиантного поведения

Особенности работы психолога с девиантными подростками

Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии. Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоционально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т.д.), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе). Отклонения могут быть обусловлены негативным влиянием референтной подростковой группы или значимого взрослого.

Формы девиантного поведения подростков многообразны. Школьный психолог может столкнуться с временными и постоянными формами девиантного поведения (по критерию длительности девиаций), с устойчивыми и неустойчивыми формами (по критерию моно или полифеноменологичности форм), девиации могут быть осознаваемые и неосознаваемые (по критерию осознанности), структурированные и неструктурированные (по критерию организованности), стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих).

В любом случае, вне зависимости от формы проявления девиантного поведения налицо нарушение взаимодействия подростка с реальностью. Ребенок в силу несформированности поведенческих актов может применять неконструктивные способы взаимодействия с окружающей действительностью, такие как противодействие реальности, болезненное противостояние, уход от реальности, который может быть расценен как проявление слабости подростка и игнорирование окружающей действительности. Наиболее конструктивным видом взаимодействия подростка с реальностью является приспособление, что указывает на развитость адаптивной системы подростка.

Это важно понимать школьному психологу для построения корректирующих программ, которые должны быть направлены на преодоление негативного поведения путем определения оптимальных форм взаимодействия с окружающей действительностью. Для этого психолог может использовать модельные ситуации, тренинговые упражнения, направленные на поиск альтернатив девиантному поведению, а также упражнения, ведущие к расширению возможностей в социальной жизни в связи с отходом от девиантного поведения.

Второй путь построения коррекционных программ ориентирован на осознание ребенком своих и чужих эмоций, формирования чувства эмпатии у девиантного подростка. Порой у подростка настолько беден эмоциональный мир, что он не способен понять какую боль он причиняет окружающим своим поведением. Он уверен, что весь окружающий мир так же эмоционально скуден, как и его.

Особо пристального внимания со стороны психолога заслуживает семья девиантного подростка, это могут быть не обязательно семьи наркоманов и алкоголиков, в последнее время отмечен рост отклоняющегося поведения среди детей состоятельных родителей. Позиция вседозволенности, философия вещизма, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.

Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение может закрепиться в поведенческом репертуаре подростка. Следовательно очень важна как можно более ранняя диагностика девиантного поведения.

Метод наблюдения за ребенком является самым приемлемым для диагностики отклоняющегося от нормы поведения. Наиболее эффективно наблюдение экспертами (учителями, кружководами, тренерами, социальными педагогами, психологом) за поведением ребенка и фиксацией результатов наблюдений в специально подготовленной психологом карте наблюдений за подростком (по типу карты наблюдений Стотта).

Как правило, дети с девиантным поведением не очень охотно отзываются на предложение заполнять обширные опросники, поэтому можно предложить такому ребенку проективные методики: пиктограммы, фрустрационный тест Розенцвейга, «розовый куст», «кактус», «несуществующее животное» и др.

Психологу стоит обратить внимание на ряд психогимнастических и тренинговых упражнений, которые могут нести в себе диагностическую функцию. Попросите ребенка обвести свою кисть и в каждом пальчике разноцветными карандашами написать свои качества «Какой я?». Можете вырезать фигурку человечка и попросить подростка разноцветными карандашами закрасить те части фигурки, в которых живут различные эмоции подростка: гнев, печаль, тревога и т.д. Проанализируйте, какие эмоции наиболее актуальны для ребенка в настоящее время, такие упражнения могут стать хорошей прелюдией для откровенного разговора с подростком.

В арсенале каждого школьного психолога наверняка есть множество таких упражнений.

Наиболее информативной методикой диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков и старшеклассников является тест, разработанный Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие».

Для понимания этого теста определимся с некоторыми понятиями, использующимися в психологии девиантного поведения. Девиантное поведение включает в себя такие формы поведения, как делинквентное и аддиктивное.

Делинквентное поведение – «отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние» (В.Д.Менделевич)

Аддиктивное поведение — « это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций» (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских)

27. Характеристика делинквентного поведения. Направления работы психолога с деликвентными школьниками.

Делинквентное поведение – термин, образованный от латинского слова delictum, что в переводе обозначает «проступок». Это и диктует смысл понятия: такое поведение характеризуется асоциальной, противоправной направленностью, что проявляется в действиях или в бездействии и неизменно наносит вред отдельным людям и обществу.

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными акта ми, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, места ми лишения свободы.

в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью иобществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

делинквентное поведение — одна из наиболее сложных разновидностей девиантного поведения, так как оно угрожает социальному порядку и благополучию людей.

тенденции в формировании делинквентного по ведения.

Социальные условияиграют определенную роль в происхождении противоправного поведения.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация.

Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер.

В младшем школьном возрасте (6 — 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12 — 17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство — у мальчиков, кражи и проституция — у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы — торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев.

Таким образом, можно отметить, что на формирование делинквентного поведения влияют как педагогическая запущенность, невоспитанность, так и психические аномалии: ренидность, неадекватность реакций. И при изучении делинквентной личности важно знать, какой фактор лежит в основе противоправного поведения.

Работа с несовершеннолетними детьми, склонных совершать хулиганские проступки, в основном ложиться на плечи психолога, который проводит психологическое исследование данной проблемы и социального педагога, который информирует о социальных нормах поведения, так как несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода.

Такие ученики ставятся на внутришкольный учет. На них заводится социально-педагогическая карта сопровождения,

За данной категорией детей ведется более пристальное наблюдение.

Если обучающийся совершает противоправное действие, то на него заводится личное дело.

Для решения данного вида деятельности основными функциями СПС является работа с педагогами и непедагогическими работниками школы по информированию и обучению и выработке стиля поведения с данной категорией детей.

Одной из форм работы психолога по профилактике делинквентного поведения среди школьников является информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений.

Психологическое консультирование осуществляется по трем видам:

1. Индивидуальное психологическое консультирование.

2. Групповое психологическое консультирование (подбор по возрасту, виду делинквентности и однородности изначальной проблемы спровоцировавшей появление данной делинквентности);

3. Семейное психологическое консультирование. Наиболее перспективным для достижения положительного результата является сочетание всех видов.

Перед началом применения психологических мер воздействия к обучающемуся необходимо провести тщательную психологическую диагностику. Важным моментом для понимания сущности делинквенции данного индивида психологу необходимо также выяснить специфику социальной ситуации его развития: структура семьи; социальный статус семьи, взаимоотношения внутри семьи, место данного субъекта в группе сверстников (лидер, отверженный, “козел отпущения” и т.д.).

28. Суицидальное поведение. Направления работы психолога с проявлениям суицидального поведения.

Суицид(самоубийство) — осознанное, намеренное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение включает:
— суицидальные мысли;
— суицидальные приготовления;
— суицидальные попытки;
— суицидальные намерения;
— собственно акт суицида.

Впервые изучением этого явления занимался Э. Дюркгейм (1897 г.). В настоящее время проблемами суицидального поведения занимаются группа учёных под руководством А.Г.Амбрумовой (Москва), Ц.П. Короленко (Новосибирск) и др.

Различают три типа суицидального поведения (по Э. Дюркгейму):
1) «анемическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями;
2) «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей;
3) «эгоистическое», обусловленное конфликтом, в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения.

Э. Дюркгеймом выдвинуто деление суицидальных проявлений на:
— суицидальные тенденции,
— суицидальные попытки,
— завершенные суициды.

В настоящее время существуют две типологические схемы суицидальных актов, применяемые как к внешним, так и к внутренним формам суицидального поведения.

Внешние формы основаны на категории цели:
— истинные суициды;
— демонстративно-шантажные.

Иногда демонстрация оканчивается завершённым суицидом вследствие недостаточного учёта обстоятельств.

Внутренние формы суицидальных актов основаны на категории личностного смысла:
— протест;
— призыв;
— избегание;
— самонаказание;
— отказ.

Основной задачей школьного психолога является профилактика суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях:

снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

формирование компенсаторных механизмов поведения;

формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Известно, что всякая агрессия — внутренняя или внешняя — является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в их разрешении.

29. Причины и факторы аддиктивного поведения школьников.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм отклоня­ющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности работы с детьми девиантного поведения

Татьяна Гальцева
Особенности работы с детьми девиантного поведения

Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:

1. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

2. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со-циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями.

Под отклонениями в поведении детей понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте-реотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сло-жившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, педагогов, друзей и т. д. ;

в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, заострение определенных психических свойств характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе еди-номыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности образовательной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной;

3) психологической защищенности.

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с детьми девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего.

2. Формирование будущих жизненных устремлений.

3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с ребенком.

Итак, девиантное поведение детей — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних, социальных и внутренних факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное (неприспособленное) поведение детей, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Работа психолога с девиантными детьми должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений, так и профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Надо сказать, что учебные заведения для девиантных детей есть разные. В большинстве же случаев дети с девиантным поведением обучаются в открытых образовательных учреждениях. Вот только условия обучения разительно отличаются.

Первая отличительная черта – это наполняемость групп (5–10 учащихся). Вторая – количество работников учреждения, приходящееся на одного воспитанника.

И это не прихоть, а реальная необходимость. Ведь детей там не карают и не просто учат, но еще и лечат. Лечат не только физические раны, а что гораздо сложнее – раны душевные.

1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

2. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личности. М., 1976.

Конспект занятия-практикума для родителей «Роль семьи в профилактике девиантного поведения подростков» Занятие — практикум для родителей «От колыбели до…» Цель: актуализация для родителей подростков девиантного поведения вопроса, о значимости.

Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией» Особенности индивидуальной работы с ребенком. Моторная алалия I уровень Систему методической работы при моторной алалии я выработала в.

Психология девиантного поведения дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан».

Особенности работы с подростками с девиантным поведением

Особенности работы с детьми с девиантным поведением

1. Определение понятия девиантное поведение и его особенности в подростковом возрасте.

В России термин «девиантное поведение» ввёл Я. И. Гелинский – автор книги «Девиантология, социология преступности», он возглавляет сектор девиантологии социологического института Российской академии. Зарубежные учёные определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам ожиданиям, как поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным (лат. deviation-уклонение) поведением понимают:

1. Поступок, не соответствующий официально установленным в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиантное поведение является преимущественно предметом общей возрастной психологии, педагогики и психиатрии.

2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленных в данном обществе нормах.

Девиантное поведение – предмет социологии и социальной психологии.

Социальные нормы служат средством ориентации социального поведения подростка как личности в определённой ситуации и средством контроля за его поведением общества (образовательного учреждения, семьи). Социальные нормы характеризуются:

единством предписывающего и оценочного моментов;

внешней формой выражения;

временной формой выражения;

юридические нормы проявляются в юридических актах;

моральные – в общественном мнении, традициях, обычаях;

религиозные – в священных писаниях и проповедях;

эстетические – в художественных принципах;

нормы общественных и государственных организаций, образовательных учреждений – в законах и уставах.

Социальные отклонения для общества имеют различное значение. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Они носят социально-творческий характер: научный, технический, художественный; позволяют креативно подходить к решению современных задач.

Негативные девиации можно назвать социальной патологией: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид среди подростков.

Норму в психологии рассматривают как эталон поведения, следование личности, принятого в данном обществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма должна сочетаться с креативностью вида.

2. Основные причины отклонений в поведении подростка.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения у подростков выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, когда одно явление усиливает другое или наоборот:

— алкоголизм способствует усилению хулиганства;

-обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует зависимость всех форм проявления девиации экономических, социальных, религиозных, культурологических и т. д.

С ростом психических заболеваний алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения среди различных видов социальных отклонений широкое распространение среди подростков получил социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайни- чества и проституции. Подростки, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством нередко выступают в роли посредников, совершают кражи, прибегая к жестокому насилию, избивая немощных стариков, помогают сбыть краденное.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка — способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики – к самоповешиванию, порезам вен, реже — к отравлениям.

Биологические или генетические причины. Ученый Уткин с группой коллег на материале исследований детской преступности обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень преступности и правонарушений. При помощи современной генной инженерии учёные пытаются выделить специфические гены, ответственные за поведение человека, происхождение и развитие преступности.

Социологические причины. Педагоги нередко считают, чем больше ребёнок привязан к родителям, школе и сверстникам, тем меньше они совершают девиантный поступок. Подтверждением этого явился вопиющий случай в одной из Московских школ, когда десятиклассник застрелил учителя и полицейского. Конечно, за этим поступком стоит много вопросов.

Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодёжных группах: хиппи, рокеров, панков, металлистов, брейкеров и т. д. Эти неформальные группы часто контактируют друг с другом, к ним тянутся подростки «лохи», быстро впитывая агрессивность для якобы ими выдуманного самоутверждения.

Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

К семьям группы риска относятся:

деструктивная семья — автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт;

ригидная, псевдосолидарная семья — безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания;

При острой необходимости социальный педагог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Основные методы и формы работы с детьми с девиантным поведением.

Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого корректируется и моделируется такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт-терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия фото- и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т.д.). Для коррекции девиантного поведения необходимо использовать только те методы, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект.

4. Технологии профилактики девиантного поведения подростков . Главная задача школы в вопросах профилактики – вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы — совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы создавалась доверительная и эмоционально-насыщенная атмосфера, быть помощником для детей и родителей, находиться рядом в трудную минуту и обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма

Одной из основных задач профилактики девиантного поведения является своевременное выявление изменений в поведении обучающихся.

Деятельность социального педагога должна быть направлена на нормализацию окружающих условий детей и подростков, выявление внутриличностных противоречий у них, учитывая обязательно все факторы и предпосылки, приводящие к девиантному поведению.

Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

1. Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга. 2. Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс — фактора. 3. Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в девочке чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать её от агрессии и насилия.

5. Вывод. Социальная работа с семьей «группы риска» имеет многоаспектный характер. : акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системным подходом к семье, где осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации, подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения или активно-терапевтическим подходом, где происходит переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.

Необходимо во время принять меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения у подростков. При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

Важно научиться сотрудничать с подростком, слышать и слушать друг друга, общаться с подростком так, чтобы он соглашался с вами, стать ему настоящим другом. Помочь ребёнку вовремя справиться с негативным чувством. Взрослым необходимо научиться понимать мысли, чувства, мотивации подростка, ведь мы взрослые также прошли подростковую ступень и выжили. Надо почаще вспоминать, какими были мы…

А. В. Дергунов, В. А. Губин «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинкветным поведением».

Х. К. Данилович «Технологии профилактики девиантного поведения детей и подростков».

Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. – Петропавловск, 2000.

А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки слушали».

Источники:

http://studopedia.ru/10_205231_osobennosti-raboti-psihologa-s-deviantnimi-podrostkami.html
http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-raboty-s-detmi-deviantnogo-povedenija.html
http://infourok.ru/osobennosti-raboti-s-podrostkami-s-deviantnim-povedeniem-1484475.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector