Особенности развития и обучения детей с синдромом дауна. Развитие детей с синдромом Дауна: особенности и отличия от нормального ребенка

Особенности детей с синдромом Дауна

Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна

а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;

б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;

в) Обучение детей с синдромом Дауна

Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.

С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.

Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.

Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.

По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:

Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.

Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.

• Влияние медицинских проблем

Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.

Обучение детей с синдромом Дауна.

Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.

Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.

Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.

Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.

«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Формирование творческой личности у детей с синдромом Дауна Фoрмирoвание творческой личности у детей с синромом Дауна – однa из нaиболее важных задач педагогической теории и практики на современном.

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы) анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна . Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: — сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). — развитие умения.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с синдромом Дауна Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ ___ (Синдром Дауна) Проблема: Плохо произносит некоторые звуки, глотает.

Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.

Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна. (занятие разработано для детей, не говорящих, но понимающих инструкцию). Задачи: — научить.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи детей раннего возраста с синдромом Дауна (органическим поражением ЦНС) Цель: Стимулирование речевой активности Задачи: 1) учить произносить простые слова и звукоподражания; 2) коррекция зрительно-слухового восприятия.

Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА Инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №14.

Синдром Дауна у детей

Содержание:

В 1866 году английский врач Джон Даун описал набор характерных признаков, которые указывают на патологию на генном уровне: вместо положенных 46 нормальных хромосом — частичек, отвечающих за передачу генетической информации, фиксируют 47: 21 пара имеет не две, а три копии, что называют трисомией.

информацияДанная аномалия, названная синдромом Дауна, приводит к различным психическим расстройствам, с которыми человеку приходится жить всю жизнь, приспосабливаясь к окружению.

Распространенность

Эта хромосомная патология — достаточно распространенное явление, встречающееся в среднем один раз на 700-1000 новорожденных. При этом ни пол ребенка, ни национальная принадлежность не влияют на фиксацию признаков, принятых называть синдромом Дауна.

Отмечается возрастная пропорциональность риска родить нездорового ребенка: чем старше мать, тем больше вероятность, что у малыша будет этот синдром. Учитывая этот факт, тем не менее, следует заметить, что матери до 35 лет рожают 80% детей с данной патологией.

Увеличивается риск и в случае, если отцу больше 42 лет. На появление синдрома Дауна могут повлиять какие-то случайные события, сопровождающие либо процесс созревания половых клеток, либо формирование беременности. Но ни здоровье будущих родителей, ни окружающая среда на эти процессы никоим образом не влияют.

Признаки синдрома Дауна у детей

Для опытного специалиста достаточно одного взгляда, чтобы сделать заключение: у новорожденного налицо все признаки генетического отклонения. Однако врач может поставить только предварительный диагноз, требующий аналитического подтверждения.

важноТолько лабораторные исследования в праве достоверно констатировать наличие или отсутствие синдрома Дауна.

Внешне диагностировать наличие данного синдрома у ребенка помогают следующие признаки:

  • маленькая головка с невыразительным, плоским лицом;
  • слегка раскосые глаза – уголки немного подняты, может наблюдаться складка кожи, которая прикрывает внутренний уголок глаза;
  • размер полости рта меньше обычного, из-за чего язычок как будто бы не помещается там, поэтому выглядывает наружу;
  • рот приоткрыт;
  • нёбо «аркообразное»;
  • укороченные конечности;
  • короткие пальчики на широких ладонях, к тому же вовнутрь загнут мизинчик;
  • на шее наблюдается кожная складка;
  • затылок «примят» (плоский);
  • мышечная ригидность;
  • подвижность суставов повышенная.

дополнительноСреди названных признаков некоторые могут встречаться и у обычных детей, без синдрома Дауна.

А вот типичные признаки этого отклонения с возрастом становятся более выразительными:

  • короткая шея;
  • складка поперек ладошек;
  • выраженное нарушение строения зубов;
  • слишком коротенький носик;
  • явная деформация грудной клетки.

К этому внешнему «букету» присоединяются расстройства в работе внутренних органов или систем: эпилептические припадки, сбои в работе эндокринной системы, пороки сердца, стеноз двенадцатиперстной кишки, нарушение слуха и зрения и другие.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

Если некого винить в том, что появился на свет ребенок с синдромом Дауна, то тем более малыш ничуть не должен от этого страдать, испытывая на себе отталкивающие взгляды, отношение «с опаской» и отстранение окружающих. Конечно, им необходимо больше внимания и ухода, чем обычным детям, но говорить о крайних психических патологиях чрезмерно, тем более делать ребят асоциальными.

Синдром Дауна у детей – это не повод считать их необучаемыми, они достаточно эмоциональны, имеют свой особенный внутренний мир, испытывают те же эмоции и чувства, которые свойственны обычным людям, они ищут общения среди сверстников.

важноНаличие лишней хромосомы, приводящее к сбоям в работе других органов и систем, должно как можно раньше быть диагностировано. Вовремя начатое лечение поможет избежать каких-либо побочных явлений или усугубления заболевания.

Дети с синдромом Дауна с первых месяцев жизни проявляют отставание в развитии:

  • быстро устают;
  • движения их конечностей нарушены;
  • плохо реагируют на родных людей;
  • головку такие дети начинают фиксировать только к 3 месяцам, а садятся – к году, ходить начинают в возрасте около 2 лет.

Естественно, что при таких особенностях развития только родительское терпение и последовательные их действия, поддерживающие рост малыша, помогут ребенку приобретать все необходимые для жизни умения и навыки.

Пути решения проблемы

Синдром Дауна — не приговор: с ним нужно научиться жить. Помочь родителям поднять на ноги такого ребенка смогут специалисты. Медицинское наблюдение, консультации педиатров, психиатров, необходимые медикаментозные вмешательства, режим и процедуры в комплексе приведут к положительному результату.

информацияСуществуют реабилитационные центры, в которых индивидуальные медико-психологические консультации позволят подобрать необходимую программу развития ребенка с учетом допустимых норм нагрузок.

Важным этапом для малыша является постижение двигательной активности, которая должна пройти все этапы до ходьбы:

  • лазание на коленках;
  • опора на ножки;
  • первые шаги с поддержкой.

Дополнением в решении этого вопроса эффективными будут гимнастика и массаж.

У детей с синдромом Дауна задержка в речи требует постоянного общения с малышом:

  • он с удовольствием слушает сказки, колыбельные и другие песни;
  • пытается звукоподражать речи родителей, что естественно приведет к первым словам;
  • полезными будут упражнения на развитие артикуляции и речевого аппарата в целом.

важноПостоянные занятия родных и близких с ребенком обязательно дадут хорошие результаты, шаг за шагом приводящие малыша к активной жизни среди ровесников.

Этому тоже необходимо его учить:

  • наблюдать за игрой детей;
  • объяснять малышу правила, по которым играют другие;
  • давать возможность попробовать самостоятельно что-то делать или принимать решение к действию.

Однако родители не должны забывать о том, что дитя с этим синдромом быстрее устает, чем другие, поэтому ему необходимо отдыхать, когда это требуется.

Малыши с синдромом Дауна, достигшие 3-летнего возраста, могут посещать дошкольные заведения. Вот здесь родители должны здраво взвесить, в каком садике будет обучаться их ребенок: в специализированном или в обычном. Профессионалы склонны считать, что обычные детсады и школы дают больше шансов вырасти таким, как все. Тем более методы обучения могут быть различными: после занятий с отдохнувшим ребенком могут дополнительно заниматься педагоги и воспитатели в соответствии с индивидуальными специальными планами.

Дети с синдромом Дауна при тщательной поддержке родных и близких могут вырасти вполне успешными, преуспевающими, например, как современный американский актер Крис Бурк, живущий с этой генетической патологией, или Паскаль Дюкен, получивший в 1997 году на Каннском фестивале главный приз за исполнение лучшей мужской роли.

Родители должны понимать, что именно они, как никто другой, могут помочь своему малышу быть социально адаптированным и расти счастливым среди детей-однолеток. Тяжелый труд обязательно найдет отдачу в любви и благодарности вашего взрослого ребенка, которому вы помогли научиться жить полноценной жизнью.

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна;

По результатам данных Центра ранней помощи Даунсайд Ап диапазон появления лепета у детей с синдромом Дауна варьируется от 4-х до 13 месяцев. Ребенок с синдромом Дауна, получающий раннюю педагогическую помощь, к трем годам умеет объясняться с окружающими, используя при этом сочетания вербальных и невербальных средств общения.

Таблица 1. Развитие речи детей с синдромом Дауна.

С освоением большего числа слов речь детей становится все более схожей.

Как видно из приведенной таблицы, одна из основных особенностей развития речи детей с синдромом Дауна — значительное отставание ее экспрессивной стороны при относительно сохранном понимании речи. Наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

При произнесении одного слова или комбинации из двух слов дети «говорят об объектах, о том, что они существуют, исчезают или появляются; они также говорят о действиях, о том, что люди двигаются или производят действия с предметами; они говорят о расположении предметов. ». О соответствии сенсомоторного интеллекта действиям ребенка свидетельствует приведенное опи­сание речи детей. Именно это соответствие отмечается в большинстве работ, посвященных связи между первыми словами и сенсомоторным развитием. Но среди этих работ почти нет исследований детей Даунов.

Коггинс установил, что у детей с синдром Дауна, биологический возраст которых колебался от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, в двухсловных сочетаниях выражались, в сущности, те же базовые связи, что у обычных детей. Они говорили об окружающем их пространстве и практических действиях во многом то же самое, что говорят дети, речь которых развивалась нормально. О том же сообщает Майклис, отметивший, что в речи 6-летней девочки с синдром Дауна отражались связи с действиями. Однако этих связей было меньше, так же как и морфем, чем можно было ожидать для ее показателя средней длины произносимых фраз (3,47). Броффман (Broffman S. В., 1981) также отмечает замедленное овладение морфемами (окончаниями множественного числа, прошедшего времени и т. д.), но их сочетаемость отвечала общим правилам.

Приводился также анализ места имитации в овладении новыми словами и сочетаниями, составляющими основу базовых семантических связей. Было установлено, что дети подражают избирательно и что такая подражательность помогает ребенку овладевать новыми словами и новыми грамматическими конструкциями. Они получили данные о развитии от подражательного к спонтанному использованию слов и конструкций.

Было изучено спонтанное подражание у 4 детей с синдром Дауна (возраст от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, средняя длина произносимых фраз -1,22-2,06). Результаты сообщают о подражательном использовании различных слов из спонтанной речи детей. Эти данные позволяют предположить, что речь детей с синдромом Дауна развивается так же, как у обычных детей. Было установлено, что они так же имитируют слова, которые не закрепились в их спонтанной речи, но которыми они овладевают. Поскольку исследование не было лонгитюдным, гипотеза о том, что значительная часть имитируемых слов позднее входит в спонтанную речь, не была проверена.

Кроме того, следует иметь в виду наличие дополнительных факторов, влияющих на становление речи у детей с синдромом Дауна. Перечислим основные из них.

· Социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой.

· Зрительное запоминание речевой информации гораздо лучше слухового.

· Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.

· Нарушение речи может быть усиленно нарушением слуха.

· Сниженный мышечный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности при формировании четкого звукопроизношения.

· При отсутствии других форм общения (жесты, чтение) отставание речи вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Многолетний опыт работы с детьми с синдромом Дауна привел большинство зарубежных исследователей и практиков к мнению о необходимости использования навыков невербального общения для частичной и временной замены устной речи как основного способа избежать вторичных нарушений развития.

В качестве невербальных средств общения чаще всего применяются жесты и таблички со словами. Так, например, на ранних этапах работы взрослыми и детьми используются жесты в сочетании с устной речью, но после трех лет параллельно вводятся таблички со словами (метод глобального чтения).

Приведем аргументы в пользу использования жестов на начальном этапе развития активной речи.

· Несмотря на хорошее понимание обращенной речи практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

· Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

· Жесты дают детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

· Использование жестов помогает родителям понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

· Знание жестов помогает точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

· Возможность использовать доступные средства общения помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря применение жестов постепенно уменьшается, для чего ведется работа по стимуляции любых вербальных сигналов и использованию их в речи. Иными словами, поощряется использование ребенком жестов в сочетании со звуками, слогами, словами и фразами в зависимости от конкретных возможностей малыша.

Основное внимание в работе с детьми раннего возраста уделяется развитию понимания обращенной речи. Исследования показали, что интенсивное и постоянное побуждение ребенка, не имеющего никаких средств общения, к имитации правильного произнесения слов не дает хороших результатов. Малыш должен научиться воспроизводить как можно больше слов на своем языке и только потом приступать к освоению общепринятого. Следует побуждать малыша общаться, выражать мысли и контролировать то, что его окружает, используя слова из его собственного словарного запаса, что стимулирует развитие коммуникативной, назывной и регулирующей функций речи.

Исследование последних лет также показали, что при формировании речи и общения необходимо учитывать так называемый прагматический фактор. В работе с детьми раннего возраста под прагматическим фактором понимается создание необходимых условий, при которых ребенок хочет вступить во взаимодействие, и для этого в его репертуаре имеются приемлемые способы общения. Например, при отсутствии необходимого слова приемлемым средством является жест; но не крик.

Прагматическими навыками, формируемыми в раннем возрасте, являются умения устанавливать контакт глаз, соблюдать очередность, инициировать общение. В перечень прагматических навыков, формирование которых относится к более позднему возрасту, входят соблюдение необходимой дистанции при общении, умение вести себя по-разному со сверстниками и взрослыми, знакомыми и малознакомыми людьми, а также соблюдение других социальных норм общения.

Развитие фразовой речи

На ранних стадиях овладения речевой деятельностью понимание ребенком речи и интерпретация смысла детской речи во многом зависят от подкрепляющего контекста. Дети с ограниченными навыками понимания нуждаются в контексте, движениях и жестах, подкрепляющих обращенную к ним речь. Точно так же посторонний нуждается в контекстуальных подсказках, чтобы расшифровать смысл слов ребенка.

Следующая стадия развития речи характеризуется снижением опоры на контекст и овладением правилами построения фраз. Овладение этими правилами детьми с синдромом Дауна исследуется посредством анализа их спонтанной речи и показателей выполнения ими структурированных заданий.

В Европе было проведено исследование спонтанной речи 39 детей с синдромом Дауна в возрасте от 5 лет 8 месяцев до 17 лет 9 месяцев, во время занятий в школе. Авторы отмечают, что с увеличением возраста в речи детей становится больше фраз, являющихся грамматическими предложениями. У старших детей наблюдалось уменьшение числа спонтанных фраз, но это скорее отражало школьную практику, а не способности ребенка. В 5-7 летнем возрасте в речи детей преобладали однословные фразы, а не предложения, но в возрасте 11-13 лет грамматические предложения явно превышали одно-, двухсловные фразы. О сходном увеличении языковой выразительности в возрасте от 8 до 31 года сообщают исследования Эванса, Уильяма Смита, Кристиана Филлипса.

В других исследованиях спонтанная речь детей с синдромом Дауна сравнивалась с речью нормально развивающихся детей того же возраста. Результаты сообщают, что обследованные дети в возрасте от 6 до 12 лет пользовались более низким уровнем синтаксиса, с ограниченной вариативностью синтаксических структур. Результаты других исследований свидетельствуют, что в обследованной группе дети в возрасте от 7 лет до 12 лет пользовались качественно сходными, с контрольной группой нормально развивающихся детей в возрасте от 2 до 5 лет, структурами, но у детей с синдромом Дауна эти структуры были менее постоянными. По-видимому, некоторые из структур в их спонтанной речи не совсем стабилизировались.

В дошкольном возрасте разрыв между импрессивной и экспрессивной речью постепенно сокращается, что объясняется нарастающими трудностями понимания обращенной речи.

Если в раннем возрасте дети с синдромом Дауна в отношении импрессивной речи почти не отличались от своих сверстников, то позже постепенно начинают проявляться сложности в понимании обращенной речи, которые к дошкольному возрасту становятся очевидными. Исследования показали, что для них семантическая сторона понимания не так сложна, как понимание синтаксиса фразы. Например, ребенку трудно понять разницу высказываний: «Собака бежит за девочкой» и «Девочка бежит за собакой». Вероятно, эти проблемы напрямую связаны с уровнем развития мышления и особенно нарушением перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Таблица 3. Сопоставление сроков формирования словаря и его объем с качеством фразовой речи.

Как следует из представленных выше данных, для детей с синдромом Дауна характерны медленный рост словаря и более позднее появление фразы. Рассмотрим качественные особенности их речи.

Объем экспрессивного словаряснижен, наблюдается использование неполных облегченных слов, звукоподражаний жестов.

Анализ фразовой речивыявил картину выраженного аграмматизма. Встречаются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании существительных с прилагательными и числительными. С большим трудом дети осваивают монологическую речь, им трудно рассказать о каком-либо событии, но они могут сделать небольшое сообщение отвечая на заданные вопросы.

Нарушается средняя длина высказываний,то есть фразы состоят из меньшего числа слов. Так, у нормально развивающегося ребенка четырех лет СДВ составляет 4,5 слова, в то время как у его ровесника с синдромом Дауна СДВ составляет всего полтора слова. К шести с половиной годам длинна высказывания увеличивается до трех с половиной слов.

Страдает произносительная характеристика речи.Большинство исследователей определяют речь детей с синдромом Дауна как невнятную, смазанную, прерывистую. Часто нарушены громкость, тембр и темп речи. Голос низкий, глухой мало модулированный и монотонный. Практически у всех детей отмечаются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения: искажения и пропуск слов, перестановка и усечение слогов.

В целом это исследование показывает, что дети с синдромом Дауна идут в своем развитии от однословных фраз к предложениям, подчиняющимся тем же правилам грамматики, что и речь взрослых. Их синтаксис менее сложен, чем бывает обычно на таком уровне развития. Набор грамматических структур, которыми оперируют эти дети, более ограничен, и в период, когда эти структуры полностью не стабилизировались, пользование ими носит неустойчивый характер. Эхолалия как дополнительная особенность отмечается лишь некоторыми учеными. Поскольку до сих пор эхолалические реакции детей с синдромом Дауна в естественных условиях никак не систематизировались, то неизвестно, следует ли их относить к вариативности функций.

Подводя итоги, необходимо заметить, что в исследованиях развития речи от доречевого периода до взрослого допускается возможная задержка общения у людей с болезнью Дауна, проявляющаяся в более поздних сроках начала вокализации, количестве морфем в первых фразах, а также в сложности предложений. Однако когда такие вокализации, морфемы и предложения были проанализированы, то выяснилось, что они представляют собой результат поведения, подчиняющегося определенным правилам, а сами правила, по-видимому, соответствуют нормальному развитию речи, а не являются отражением уникальных, причудливых или случайных процессов.

Хотя большинство отличий от нормального развития является только задержкой в последовательных этапах, существует несколько качественных различий, обусловленных более длительной задержкой на одном из когнитивных уровней. Как указывает в своих исследованиях Бодайн «Хотя 6-летний ребенок-Даун может овладеть лишь моделью речи здорового ребенка, начинающего ходить, по сравнению с последним он способен к более длительному общению. Следовательно, круг тем, на которые он способен говорить, у него гораздо шире, чем у обычного ребенка, начинающего ходить. Нормально развивающийся 20-месячный ребенок не станет перечислять, как это делал Томми, что он ел за завтраком, обедом или ужином, или упорно называть все передачи, которые посмотрел по телевизору.» Использование обобщенных «словечек», которые можно иногда услышать от ребенка с синдромом Дауна, по мнению Бодайна, призвано заполнить бреши, обусловленные замедленным развитием артикуляционных и речевых навыков. Использование мимики и указательных жестов еще один способ заполнения таких брешей и оживления разговора, когда, например, описывается шутка из передачи по городскому радио.

Еще одним следствием длительного опыта общения является более тесная связь показателей некоторых тестов речевой деятельности детей с синдромом Дауна с биологическим, а не с так называемым «умственным возрастом». Например, некоторые исследования сообщают об использовании слов более старшими детьми с синдромом Даунами, находящимися на досимволической стадии сенсомоторного развития. По тем же причинам считается, что словарный запас существительных опережает уровень владения синтаксисом из-за более длительного опыта речевой деятельности или из-за механического характера упражнений в назывании предметов осмысливаются отдельные слова, а не их последовательности.

Более позднее овладение тем или иным уровнем речевой деятельности характерно, по-видимому, и для взрослых с синдромом Дауна. Кажется, чаще всего эти люди задерживаются на уровне конкретного мышления и у них наблюдается ограниченность в развитии абстрактного мышления.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-osobenosti-detei-s-sindromom-dauna.html
http://deti.baby-calendar.ru/narusheniya-razvitiya/sindrom-dauna/
http://studopedia.su/10_159117_osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-s-sindromom-dauna.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector