Первый полет в космос – интересные подробности.

Содержание

Первый полет в космос – интересные подробности

Впервые космос покорился человеку в апреле (12) 1961 года. Именно тогда с космического аэродрома «Байконур» отправили первый аппарат пилотируемого типа с космонавтом Ю. Гагариным на борту. Этот корабль носил гордое название «Восток». После успешного запуска новость разлетелась по всему миру. Правительство всячески пыталось скрыть сложности проблемы, возникшие во время запуска, о которых пойдет речь в данной статье. Оказывается, от нас скрывали огромное количество подробностей касательно первого полета в космос.

Интересные факты

Первый этап освоения космического пространства готовился в спешке. В последний момент из Соединенных Штатов пришла весь о том, что американцы уже намереваются запустить аппарат собственного производства в начале апреля. Правительство СССР не могло допустить того, что им не удастся первыми покорить столь неизведанный и манящий космический мир. Поэтому они приняли решение пренебречь многими подготовительными работами, преимущественно проверкой и тестированием корабля, чтобы опередить американцев.

Космонавта для первого запуска отбирали очень тщательно

Дело в том, что первый летающий пилотируемый аппарат был далеко не совершенен. Чтобы поместиться в нем, человек должен был обладать следующими параметрами: его рост не должен был превышать 170-и сантиметров, а вес – 70-и килограммов. Для нормального мужчины в то время это было слишком мало, поэтому первого покорителя космоса выбирали долго. К слову, Гагарин тоже не сразу подошел под вышесказанные параметры. Ему пришлось немного скинуть вес.

Заранее для средств массовой информации подготовили сразу три сообщения о первом визите в космос:

  • Первое – если полет пройдет успешно;
  • Второе – если модуль приземлится на территории другого государства, у которого придется просить помощи в поисковых работах;
  • Третье – если полет пройдет не совсем хорошо.

Изначально никто не мог предугадать, как поведет себя в космосе человеческая психика

В первом пилотируемом корабле была предусмотрена особенная система управления. Ею можно было воспользоваться даже в самом тяжелом психическом состоянии. К примеру, она могла понадобиться Гагарину, если у того внезапно проявилась бы паника либо ярость.

Чтобы приступить к управлению кораблем в ручном режиме, Ю. Гагарин должен был предварительно вскрыть специальный конверт, в котором был запечатан листик бумаги с кодом. После этого пилот должен был набрать код на специальной панели, которая, в свою очередь, должна разблокировать панель ручного управления.

Аппарат выполнил всего 1 оборот вокруг нашей планеты

После завершения маневра (1 полноценного оборота вокруг нашей планеты) аппарат закончил свою миссию. Для осуществления цели ему понадобилось не более 108 минут. В 10:55 космическое путешествие «Востока» было полностью завершено.

При торможении в аппарате произошла поломка, из-за чего он приземлился в незапланированной местности. Он упал на землю в Саратовской области, а должен был в Волгоградском районе. После покорения космического пространства пилоту Ю. Гагарину присвоили звание «майор», а 12 число стало «Международным днем космонавтики».

85 лет со дня рождения Гагарина: интересные факты о первом полете человека в космос

Юрий Гагарин навсегда вписал свое имя в исторические хроники как человек, первым увидевший нашу планету из космоса. Старт корабля «Восток-1» состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут московского времени 12 апреля 1961 года. После этого 12 апреля традиционно празднуют День космонавтики. После первого полета человека в космос, сопровождавшегося проблемами как при подготовке, так и во время выполнения, Юрий Гагарин обрел всемирную славу и побывал с официальными визитами более чем в 30 зарубежных странах. Во многих местах мира населенные пункты и улицы были названы в честь выдающегося советского космонавта. Сегодня герою по-настоящему планетарного масштаба исполнилось бы 85 лет.

Вспоминаем самые яркие и интересные события из истории подготовки и выполнения первой отправки человека в космос.

В отбор на звание первого космонавта помимо Гагарина попали еще 19 претендентов. Все они были очень опытными летчиками реактивных истребителей. В окончательном списке оказалось три кандидатуры: Герман Титов, Юрий Гаранин и Григорий Нелюбов. Юрий Гагарин был выбран из их числа почти случайно. Титов был подготовлен гораздо лучше Гагарина, однако выбор последнего был обусловлен политическими причинами: Гагарина считали «настоящим русским парнем», его описывали как простого и открытого человека. Таким образом, немалую роль в выборе кандидата сыграла харизма человека. Титов и Нелюбов были выбраны в качестве дублеров Гагарина и именно они сопровождали его до космического корабля.

За два дня до полета Гагарин написал прощальной прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа:

«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами.

Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина.

Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать.

Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г.»

Первый запуск оказался успешным. Письмо тогда не потребовалось. Его передадут жене первого космонавта Земли через 7 лет, после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб Гагарин.

Перед первой отправкой Гагарина в космос было записано три обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое записал сам Гагарин, остальные два – Титов и Нелюбов. Три вида информационных сообщений подготовило и агентство ТАСС. В одном говорилось о первом успешном полете человека в космос, второе было написано на случай неудачной посадки космонавта, третьем сообщалось о катастрофе. Последние два сообщения в этом случае также, к счастью, оказались невостребованными.

Почти провал

Тем не менее подготовка перового полета человека в космос велась буквально со скрипом. СССР изо всех сил старался обогнать США и первым запустить человека в околоземное пространство, поэтому во многих вопросах подготовки страна шла на очень большой риск. Например, использовавшийся для запуска «Восток-1» изначально даже не был предназначен для пилотируемых полетов. Аппарат представлял копию разведывательного комплекса «Зенит-2». Для установки кресла для космонавта из аппарата убрали часть фото- и радиоаппаратуры. Такая спешка – стать первым – даже привела к нескольким ЧП, которыми могли привести к провалу миссии и гибели космонавта.

Первое случилось за сутки до старта. Оказалось, что суммарный вес корабля с Гагариным в скафандре на 14 кг больше положенного. В таком случае существовал риск не вывода аппарата на заданную орбиту. Советские инженеры подошли к решению проблемы весьма оригинальным образом — срезали часть кабелей и датчиков, которые посчитали необязательными. Но на этом все проблемы не решились.

Буквально за час до старта выяснилось, что датчик на люке «Востока-1» не выдает нужный сигнал герметичности аппарата. Инженеры быстро выяснили, что дело в неисправном контакте, но так как до старта оставались считанные минуты, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с другими инженерами со скоростью современных механиков «Формулы-1» за считанные секунды открутили 30 гаек на корабле и, поправив датчик, вновь закрутили все обратно в положенным порядке. После этого проверка герметичности прошла успешно. Старт переносить не стали.

Хладнокровие

Полет космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом проходил в полностью автоматическом режиме. Объяснялось это тем, что психологи не могли дать гарантий на то, сможет ли космонавт сохранить работоспособность при длительном нахождении в условиях невесомости. Допускалось, что Гагарин может потерять над собой контроль и захочет вести аппарат вручную. В то же время, лишить космонавта возможности управлять кораблем вручную, тем самым, в случае серьезных непредвиденных обстоятельств, поставив его перед необходимостью уповать только на электронику, команда запуска не решилась. На самый крайний случай космонавту передали в специальном запечатанном конверте особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Психологи считали, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи в здравом уме. И все же, непосредственно перед самим запуском Гагарину сказали этот код.

О словах, сказанных Гагариным в заключительной стадии полета, долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!».

На тот момент никто не имел четкого представления о том, как будет проходить спуск космического аппарата через плотные соли атмосферы. Увидев в иллюминаторе огонь, охвативший обшивку корабля в результате его трения об атмосферу, Гагарин предположил, что корабль на самом деле охвачен пожаром и поэтому, это его последние секунды жизни. Первое такое впечатляющее зрелище увидел именно Гагарин. Люди, которые летали в космос уже после него, были готовы к такому «рядовому» моменту полета.

На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата, поскольку у них не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры (3-5 тысяч градусов) в плотных слоях атмосферы. К слову, обшивка корабля «Восток-1» действительно местами сильно оплавилась. На высоте 7 километров над поверхностью земли в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.

Мимо цели и нехватка кислорода

Из-за проблем в системе торможения корабля «Восток-1» Гагарин приземлился не в изначально запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка.

Посадка первого космонавта также могла закончится трагично. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, кислород в герметичный скафандр Гагарина стал подаваться не сразу. Проблема оказалась в клапане подаче воздуха. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки. Был риск, что Гагарин упадет в воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполетная подготовка. С помощью парашютных строп он ушел от реки и приземлился в 2 километрах от берега.

Шнурки или подтяжки?

Пожалуй, одним из самых запомнившихся событий, связанных с Гагариным после его успешного полета в космос, стал случай со шнурками. Первоначально никто не планировал торжественной встречи Гагарина в Москве с участием руководства страны. Все решил в последний момент Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв. За Гагариным в Куйбышев прилетел самолет Ил-18.

В аэропорту «Внуково» Юрия Гагарина ожидал грандиозный прием. Огромная толпа народа, журналисты. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта. Спустили трап… И вот, первый в мире космонавт, советский человек майор Юрий Гагарин широко шагает по ковровой дорожке от трапа самолета к установленной у кромки взлетного поля правительственной трибуне. Передача транслируется в прямой телеэфир. За ним смотрят миллионы людей. А тут – шнурок развязался!

Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Советского героя космоса подвели подтяжки для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.

Знаменитые кадры съемки переговоров между находящимся в кабине корабля «Восток-1» Юрием Гагариным и главным конструктором советской космической отрасли Сергеем Королёвым были имитацией. Ее подготовили многим позже с момента первого полета человека в космос. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – во время реально запуска Гагарина людям было реально не до каких-то съемок. Уже позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторить для видео те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.

Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен. Там публикуются материалы, которые не попадают на сайт.

Топ-10 интересных фактов о первом полёте в космос

Нас всегда интересует то, чего мы не знаем, что далеко от нас. Таким долгое время оставался космос. Данный список посвящён интересным фактам о первом полёте в «неизвестность». Давайте вспомним, как это было!

«Я горю, прощайте, товарищи!»

В самом конце полёта Юрий Гагарин сказал: «Я горю, прощайте, товарищи!». Увидев за бортом пламя (из-за трений обшивки корабля об слои атмосферы) Гагарин решил, что его корабль горит.

Иван Иванович

Перед тем как отправить Гагарина в космос, было проведено два тестовых полёта манекена — Ивана Ивановича. А чтобы не было паники, когда его найдут или не подумали, что это мёртвый космонавт, в шлем вложили табличку с надписью «МАКЕТ».

Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) перед тем как отправить РН «Восток», в космос, заранее подготовило мировой общественности сразу три сообщения: при успешном полёте, на случай поисков космонавта и при его гибели.

Длительность полёта

Миссия Гагарина длилась всего 108 минут – один оборот вокруг Земли при скорости 17500 м/ч.

Машинные номера

После триумфального полёта в космос Юрию Алексеевичу подарили чёрную Волгу с номерами 12-04 ЮАГ, датой полёта и его инициалами.

Автоматика

Полёт был полностью автоматизированным, так что Гагарина можно назвать просто наблюдателем. Он мог взять управление, только если произошёл бы сбой систем.

Технические ограничения

К космонавту в СССР, который должен был стать первым человеком в космосе, выдвигались требования — не больше 170 см роста и 70–72 кг веса. Они возникли из-за технических ограничений корабля «Восток-1».

Специальная защита «Востока-1»

Никто не знал, как будет вести себя человеческая психика в космосе, поэтому, Гагарин мог вручную пилотировать кораблём, только после того, как откроет конверт с задачей, при решении которой получался код к разблокировке системы.

Первый полёт

Первый полёт в космос готовился в спешке, поскольку разведка Советского Союза сообщила, что американцы запланировали свой полёт на конец апреля. Был дан указ, опередить американцев любой ценой. Поэтому пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля.

День космонавтики

Полёт Гагарин совершил 12 апреля 1961 года в 09:07. Об этом было сообщено по всему миру. Он и стал международным Днём космонавтики.

Источники:

http://mirkosmosa.ru/osvaivaem-kosmos/polety-v-kosmos/pervyi-polet-v-kosmos-interesnye-podrobnosti
http://hi-news.ru/space/85-let-so-dnya-rozhdeniya-gagarina-interesnye-fakty-o-pervom-polete-cheloveka-v-kosmos.html
http://decem.info/top-10-interesnyh-faktov-o-pervom-poljote-v-kosmos.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector