Пиктограммы в работе психолога на формирование умения выражать эмоции и чувства. Игры на эмоциональное развитие ребенка

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Малыши часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми [1].

Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение [3].

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Опираясь на личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить эмоционально благополучного ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Поэтому так необходимо проводить профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи в своей работе использую программу С.В.Крюковой, и Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

Цель программы – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [2].

Работу по развитию чувств и эмоций начала с диагностики, наблюдения за поведением детей. Изучение графической методики «Кактус» и наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, определять эмоции других людей. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга, удивления. У большинства детей были выявлены эмоциональные отклонения: замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, присутствие агрессивности.

Проанализировав диагностику, поставила следующие задачи:

  1. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.
  2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  3. Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).
  4. Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
  5. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
  6. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
  7. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
  8. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

Занятия проводила с группой, состоящей из 5–9 человек, 2 раза в неделю. Длительность одного занятия – до 30 минут в зависимости от возраста детей. Самое главное условие эффективности – добровольное участие детей в игре. Во время занятий дети сидели в кругу – на стульчиках или на полу, потому что круг это, прежде всего, возможность открытого общения.

Каждое занятие всегда завершала чем-то радостным, веселым, положительным. Между занятиями обращала внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Для занятий использовала различные материалы и оборудование. Некоторые из них – неотъемлемый атрибут каждого занятия: «волшебная палочка», «коврик злости», «волшебный мешочек», стулья по количеству детей.

На первых этапах работы чувствовалось, что дети очень скованы, стесняются себя проявить, боятся двигаться, совершенно отсутствовала пантомимика и у половины детей мимика в передаче тех или иных эмоций. Затруднялись в понимании таких эмоций как грусть, страх, удивление, интерес, не владели правильной терминологией.
Над каждой эмоцией работали отдельно в течение нескольких занятий. Использовала такие приемы работы, как:

  • рассматривание сюжетных картинок,
  • работу с пиктограммой,
  • имитация эмоций,
  • беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами,
  • словесные, настольно-печатные и подвижные игры,
  • рисование эмоций,
  • проигрывание этюдов,
  • слушание музыки,
  • упражнения (на мышечную релаксацию),
  • работа в рефлексивном кругу.

Например, при работе над такой эмоцией, как гнев,подобным образом рассматривались сюжетные картинки и пиктограммы эмоции гнева. Детям также предлагалось изобразить у себя на лицах злость, выбрать самого «злого злюку», подвигаться, как злюки. После этого дети знакомились с такими эмоциями, как грусть, печаль, удивление, страх, интерес, и с соответствующими им пиктограммами.

Одной из форм работы является рефлексивный круг. Во время этой игры активность детей направлена на самопознание, самораскрытие своего внутреннего мира. В основе каждого рефлексивного круга лежит определенный сюжет.

Рассмотрим некоторые примеры рефлексивного круга.

«Я и мои эмоции» Цель: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей, способствовать единению, сплоченности группы.

«Что такое радость» Цель: расширять знания детей о чувстве радости, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Игры помогают детям выражать свои чувства и распознавать чувства других через мимику, жесты, движения, интонацию, общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение, замечая хорошие и плохие поступки.

Примеры таких игр:

«Паровозик с именем» Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.
«День рождения» Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.
«Пчелка в темноте» Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоту.
«Мама и детеныши» Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движения и речи.
«Школа зверей» Цель: Развитие произвольности наблюдения, выразительности движений, чувства единения.

В своей работе использовала этюды (психогимнастические упражнения). Для того, чтобы дети более непосредственно выражали свои чувства, использовала этюды:

«Баба яга» (Этюд на выражение гнева).
«Золушка» (Этюд на воображение печали)
«Один дома» (Страх)

В этих играх, этюдах дети учились передавать эмоции в мимике и пантомимике, обогащался их словарный запас. Дети стали правильно пользоваться терминологией.

Помимо игр проводились занятия по темам: «Радость», «Горе», «Страх», «Удивление». Так после чтения рассказа Носова «Живая шляпа» дети очень ярко смогли изобразить испуг и удивление.

С целью закрепления понятий об эмоциях использовали приемы рисования, штриховки рисунков, дорисовки лица героя в стиле пиктограмм.

Слушая музыку, которая сопровождает детские фильмы и мультфильмы, дети учились определять веселую, грустную, тревожную музыку.

Проделанная коррекционная работа привела к положительным результатам. При проведении повторной диагностики выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста произошли изменения в эмоциональной сфере. Дети научились:

  • сотрудничать и решать конфликтные ситуации,
  • выражать свои чувства и распознавать чувства других;
  • усваивать «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса,
  • оказывать помощь другим детям в трудной ситуации,
  • контролировать свои эмоции и чувства.

Список литературы:

  1. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., .Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.

Журнал Педагог

Автор: Кузнецова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 112 «Золотая рыбка»
Населённый пункт: Вологодская область, г. Вологда
Наименование материала: Статья
Тема: «Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Дата публикации: 07.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида №112 «Золотая рыбка»
Статья для педагогов

«Игры на развитие эмоциональной

сферы дошкольников»
Подготовила Кузнецова Ольга Николаевна, Воспитатель высшей квалификационной категории Вологда, 2016г. «Педагогическую работу необходимо проводить поэтапно, начинать с раннего и младшего возраста. Признавая важную роль каждого вида деятельности, особо хотелось 1
бы подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способно осуществлять позитивные изменения в разных сферах личности, в том числе эмоциональной» (Д.Б. Эльконин). Для создания положительного эмоционального настроя в группе утром предлагаю с детьми проводить ритуал приветствия. Один из вариантов: Ритуал приветствия Здравствуй, добрый наш «Познайка»! Утром в гости нас встречай-ка. Детский сад — второй наш дом. Хорошо мы в нем живем. Или утреннее приветствие с выполнением движений по тексту. Утреннее приветствие Утром встаём с детьми в круг и говорим: Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд, Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд, Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом, Здравствуй друг — берёмся другой рукой, Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками. Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента, Можем маленькими быть — приседаем, Можем мы большими быть — встаём, Но один никто не будет. Так же упражнения типа: «Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга. Спасибо». Начиная со средней группы в совместной деятельности, можно проводит эмоционально — экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, жестикуляционной выразительности — иными словами «языка» эмоций. Именно к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально- чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого. Работа по развитию эмоций детей имеет большое значение в организации театрализованных игр, а также в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, 2
необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого. В процессе таких игровых упражнений у детей непроизвольно обогащаются способности выражения эмоций, они становятся более уверенными, раскрепощенными. Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет без сомнения, на всех Нас настроение. Кто веселится! Кто грустит? Кто испугался! Кто сердит? Рассеет все сомнения Азбука настроения. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений. Сегодня очень много можно встретить программ, посвященных эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью “Тропинка к своему я”. Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями.
1-й этап.
Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.
Шаг 1.
Первичное знакомство с чувствами.
Шаг 2.
Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.
2-й этап.
Обучение пониманию относительности в оценке чувства.
3-й этап.
Обучение конструктивному разрешению конфликтов.
Шаг 1.
Обучение детей умению владеть своими чувствами.
Шаг 2.
Обучение умению принимать во внимание чувства другого в конфликтной ситуации.
Шаг 3.
Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.
4-й этап.
Итоговый. Учить положительно воздействовать на собственное настроение. 3

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Разложи картинки с эмоциями по сундучкам»

Цель:
развитие умения определять эмоции радости и грусти по пиктограмме, картинке, умения сравнивать, развитие зрительного внимания, речи. Дети определяют настроение героя на картинке и помещают ее в сундучок, на котором изображена пиктограмма с таким же настроением. Обязательно проговаривают, почему они это сделали. Могут показать эту эмоцию на своем лице.
Игра «Назови эмоцию»
Рассмотреть, определить, назвать эмоцию. Рассказать, когда и в каких случаях такие эмоции проявляются.
Игра «Любопытный колобок»
Вспомнить и назвать сказочных героев, которые выражали такие же или похожие эмоции и чувства.
Игра «Подбери эмоцию»
Детям показываются картинки сказочных персонажей: Карлесон, Баба- Яга, Кощей- Бессмертный, Чебурашка, 7 гномов, коза с козлятами, волк, ослик, Пьеро, Буратино, снегурочка, Карабас-Барабас, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и т.д. Ребенок выбирает «зону эмоции», характерную для персонажа сказки.
Игра «Четвертый лишний»
Определить какая эмоция лишняя и почему.
Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения. — Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение: красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры; желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему; зеленый – общительное настроение – 4
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними; синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно; малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое; серый – скучное настроение – не знаю чем заняться; коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен; черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен. — Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите. Дети обозначают цветом свое настроение. — Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем. – Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир. Вот послушайте интересное стихотворение М.Щеловановой Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро!! Сегодня скучное утро!! И, кажется, будет дождь… Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро!! Сегодня весёлое утро!! И тучи уходят прочь!! – Скажите пожалуйста, нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение? А вы знаете, что улучшает наше настроение? Посмотрите перед вами снова картинки. Каждый возьмет одну из картинок и расскажет, что помогает улучшить настроение. (Предлагаются картинки с изображением: подарка, друзья, улыбка, танец, игрушка, мультфильм, домашнее животное, прогулка, вкусная еда)
Игра «Угадай эмоцию»
5
Каждый ребенок получает пиктограмму, не показывая остальным детям. Ребенок выражает заданную эмоцию мимикой, жестами. Другие дети отгадывают эмоцию.
Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Игра «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»; 2.»Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»; 3.»Трудно ли было тебе понять другого участника?»; 4.»Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?».
Упражнение «Морщинки»
Цель: снятие напряжения. Детям предлагается несколько раз вдохнуть и выдохнуть «Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично…Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь –соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь , нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»
Игра «Снимается кино»
Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а 6
режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
Игра «От 1 до 7»
Ребенок называет любое число от 1 до 7.Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал:
карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

Познакомив детей с основными эмоциями , для выявления психологического настроя каждого ребенка, создание благоприятного климата в коллективе можно использовать уголок настроения.
Основные требования к уголкам настроения.
Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка. Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком. При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование. В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения). Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением. Красный счастье счастливое Синий грусть грустное (обязательное) Желтый веселье веселое (обязательное) Зеленый радость радостное Серый спокойствие спокойное (обязательное) Коричневый обида обиженное Черный злость, гнев злое, гневное (обязательное) СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет) При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие 7
«пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние. Задачи: Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы). СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет) Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается. Задачи: Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение. Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя) ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет) При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы? Задачи: Закреплять полученные ранее знания и умения. Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна). В общении между детьми иногда происходят ссоры. Установить положительные уважительные взаимоотношения поможет ритуал с применением игрушки «мирилки». «Мирилку» располагают в доступном для детей месте.
Игра «Мирилки»

Цель
: научить детей разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед; побуждать их отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Хватит нам уже сердиться, Веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться: — Ты мне друг! — И ты мне друг! 8
Мы обиды все забудем И дружить как прежде будем. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь. Ну а если подерусь, — В грязной луже окажусь! Используя в работе данные игры дети: — осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимику); — учатся схематически показывать изображение различных эмоций; — становятся более уверенными себе, учатся преодолевать робость; — проявляют интерес к театрализованным играм. 9
10

Игры на эмоциональное развитие ребенка

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

Игры на эмоциональное развитие – пазл, иногда выпадающий из поля зрения при воспитании ребенка. Почему эти игры необходимы? В чем их особенность?

Наши дети растут в эпоху больших информационных нагрузок, поэтому мы стараемся пораньше обеспечить им развитие интеллекта с помощью развивающих методик и занятий в детских клубах. Однако часто мы упускаем главное: малышу предстоит жить среди других людей. А это значит, что без адекватного развития эмоций ребенок неизбежно столкнется с трудностями социальной адаптации.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

При этом для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.

Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

«Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях. По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение). Это поможет детям определять эмоции точнее.

Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет. Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться. Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.

«Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей кожного вектора.

Таких малышей сложнее удержать над книжками и настольными играми на развитие эмоций. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче. Кроме того, их «гуттаперчевое» тело позволяет именно через движение передать нюансы различных чувств и состояний.

Использовать такие игры на эмоции можно для дошкольников, в группах детского сада. И для школьников – во время досуга детей. Кроме того, любой из описанных вариантов игр можно упростить и использовать дома, в паре «ребенок-взрослый».

Дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоций для усидчивого ребенка

Существуют и другие игры на эмоциональное развитие детей – спокойные, проводятся сидя за столом, ведь далеко не каждый ребенок в восторге от беготни. На помощь приходят дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоциональной сферы:

«Сюжетные картинки». Детям раздают картинки, общая последовательность которых представляет единый сюжет. Каждая картинка выражает определенные эмоции ребенка – главного героя. Взрослый рассказывает историю, а дети должны из рассказа угадать, какая картинка первая, какая вторая и т. д. Цель – сложить единую последовательность по сюжету. Во время игры обсуждают эмоции и чувства главного героя, причины перемен в его настроении. Этот вариант игры подойдет для подготовительной группы детского сада. Можно использовать индивидуально с малышом 5-6 лет.

«Найди лицо». Этот вариант игры на развитие эмоций можно применять и для младшего возраста (с 2 лет). В наборе должны быть сюжетные картинки, а кроме того – «смайлики» с различным выражением лица. Задача для ребенка: определи эмоции героя и подбери подходящий «смайлик». Изготовить подобную игру очень легко своими руками.

«Угадай пару». Вариантов такой игры много в продаже, хотя и своими руками ее сделать тоже можно. Карточки представляют собой пары. Каждая пара выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает пару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя такие же).

Максимум положительных эмоций от настольных игр с карточками получают малыши с анальным вектором. Они от природы медлительны и очень усидчивы. В подвижной игре могут чувствовать себя неловко. Их тело вовсе не такое гибкое и ловкое, как у кожников, и физические упражнения даются им непросто.

А вот в настольных играх такой ребенок сможет прекрасно проявить себя. Он внимательный, обладает аналитическим складом ума. Подмечает малейшие детали, анализирует информацию тщательно и вдумчиво.

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей зрительного вектора.

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

«Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

«Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

«Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и кожным вектором – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.

Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Распознание эмоций через музыку имеет положительный эффект для всех малышей. Но особенно восприимчивы к музыке дети со звуковым вектором. Они природные интроверты, сосредоточены на своих мыслях. Мимика у них слабо выражена, даже если в душе бушует ураган чувств.

В развитии эмоциональной сферы, таким детям подойдут игры:

«Весело – грустно». Поочередно звучит то грустная, то веселая музыка. У каждого ребенка в руках игрушка. Под веселую музыку игрушки «танцуют». Под грустную игрушку нужно покачать или погладить (успокоить). Использовать эту игру для распознания эмоций можно в младшей группе детского сада.

«Подбери картинку». Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача – подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

«Нарисуй настроение». Эмоции в этой игре нужно выразить через рисунок. Звучит музыка, выражающая определенное настроение. Ребенок рисует картину, которая передает эмоциональное содержание музыки. Игра подойдет для подготовительной группы, детям 5-6 лет.

Важно помнить, что свои эмоции дети со звуковым вектором почти не выражают внешне. Маловыразительная мимика – их психологическая особенность, а не признак нехватки эмоций. Игры для такого ребенка должны быть ориентированы на распознание чувств. Помимо музыки, могут помочь карточки и настольные пособия, описанные выше.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели анального вектора не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование. Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко. Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Грамотное воспитание чувств: для развития эмоций игр недостаточно

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому для эмоционального развития детей она имеет большое значение. Но для полноценного воспитания чувств ее недостаточно. Очень важно развивать навык сопереживания и сострадания через чтение малышам классической литературы:

Для маленьких зрительников чтение классической литературы – это судьбоносный вопрос. Их огромный чувственный диапазон не насыщается игрой. Развитие чувств должно быть достаточным, иначе ребенок вырастет неспособным к состраданию, истеричным, может страдать фобиями и паническими атаками.

Для детей развитие эмоций и воспитание чувств – залог успешной социальной адаптации, способности находить общий язык с другими людьми, строить отношения, приносящие радость и удовольствие.

Психологическая грамотность взрослых помогает справиться с различными задачами. Например, позволяет понимать, как использовать игры для детей, развивающие память, а каким малышам подойдут игры, развивающие внимание. Понимание свойств малыша – ключ ко всему, читайте и слушайте отзывы родителей, прошедших тренинг.

Уникальные знания, без которых не обойтись при воспитании ребенка, ждут вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация по ссылке.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/565433/
http://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=2037
http://www.yburlan.ru/biblioteka/igry-na-jemocionalnoe-razvitie-rebenka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector