Почему малыши кусают и бьют, толкают и бросают. Почему хороший ребенок может начать бить другого

Ребенок бьет детей без причины

Здравствуйте, здесь нужно обязательно разобраться, почему у вашего ребенка проявляется агрессия. Ведь основные причины детской агрессии — это равнодушие и критика со стороны родителей, использование в воспитании физических наказаний и оскорбления. Также маленькие дети очень часто копируют персонажей известных мультфильмов и фильмов. Иногда родители не замечают зачатки агрессивных проявлений у своих детей (дети в раннем возрасте кусают родителей или бросают предметы в момент злости). И примерно к трем годам такая агрессия может перенаправится на ровесников.

В основном дети конфликтуют, для того, чтобы проявить себя, показать свою доминантность, а некоторые просто не знают как общаться. Поэтому они могут ударить по голове игрушкой, укусить, толкнуть. Позже по мере взросления они, конечно, научатся контролировать себя и свои эмоции, а также усваивать социальные нормы.

Что делать? Очень хорошо, если родители окажутся мудрыми и предложат малышу в момент агрессии другие способы выражения своего состояния: можно побить подушку, порвать бумагу, поиграть в игры, где ребенок либо будет бороться с отрицательным персонажем, или его изображать. Если этого не делать, то эмоция «уйдет внутрь» и впоследствии проявится в виде упрямства и непослушания.

Если вы все же не успели переключить малыша и застали его в ситуации, когда он бьет ребенка, попробуйте перехватить удар, остановить руку ребенка. Объясните ему, что другому будет больно, и он будет плакать. Если удар уже случился, скажите, что ребенку стало больно, покажите, как он расстроился и заплакал. Нужно не просто сказать, что драться нельзя, а объяснить почему (потому что больно, неприятно).

Предложите малышу другой способ выхода из ситуации: что ты хотел у него попросить? Это можно сделать словами, а не дракой. Если же ваш ребенок толкает, бьется просто так, покажите, как можно взаимодействовать: не бей, а обними, погладь, возьми за ручку, слегка коснись. Как правило, маленькие дети останавливаются и начинают нежно гладить по головке другого. Если же ваш малыш продолжает драться, пожалейте обиженного ребенка, а вашего уберите подальше. Возьмите на руки и отнесите на расстояние нескольких метров от обиженного. Нужно показать, что таким способом игра не склеится, что дети, которые дерутся, играют самостоятельно.

Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и идет на спад только к первому классу. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту ребенок уже умеет решать конфликты другим способом, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях. Всего доброго!

Почему малыши кусают и бьют, толкают и бросают. Почему хороший ребенок может начать бить другого

Рано или поздно каждая мама сталкивается с тем, что ее ребенок начинает кусаться. Причины этой проблемы, а значит, и способы ее решения, различаются в зависимости от возраста малыша.

Почему ребенок кусается в возрасте до 1 года?

Уже с двух месяцев малыш начинает активно познавать окружающий мир. В работу постепенно включаются все органы чувств. Двухмесячный малыш начинает хватать игрушки, пальцы родителей и брать их в рот. Со временем у малыша появляется чувство выраженного дискомфорта, а затем и боль, связанные с прорезыванием зубов. Обычно зубы начинают резаться с шести месяцев, но у «ранних» малышей этот процесс может начаться в три месяца. Ребенок становится беспокойным, плаксивым, капризным. Меняется внешний вид десен: они белеют или краснеют, становятся рыхлыми. Грудничок кусает и грызет всё, что сможет схватить.

При кусании снимаются раздражительность и напряжение десен, ускоряется процесс прорезывания.

Если в этот период малыш кусает родителей, других детей в семье, нельзя на него кричать или проявлять агрессию другим способом. Ребенок не сможет понять причину негодования, ведь кусание для него – это единственный способ снять боль. Следует отстраниться от ребенка и, глядя ему в глаза, строго сказать: «Нельзя кусаться». Важно говорить не только слово «нет» («нельзя»), но и называть сам процесс – «кусать».

Для того чтобы предотвратить такое поведение малыша, нужно обеспечить ему доступ к предметам, кусая которые он снимет болезненность десен. Это могут быть специальные «грызунки» – деревянные и силиконовые. Нежелательно использовать силиконовые щеточки, надеваемые на палец родителя, чтобы не поощрять малыша к кусанию людей. Для облегчения состояния ребенка можно использовать специальные детские стоматологические гели, гомеопатические противовоспалительные препараты, нестероидные противовоспалительные средства. Все препараты должны применяться после консультации педиатра, строго по инструкции.

Ребенок кусается в один год

В возрасте одного года ребенка по-прежнему могут беспокоить зубки, но после года, когда начинают резаться клыки и моляры, мамы обычно хорошо распознают признаки прорезывания зубов и могут облегчить состояние своего малыша. Чаще же причинами кусания становятся переутомление малыша или, наоборот, избыток накопившейся энергии.

Итак, одной из причин кусания является усталость. Поскольку в год ребенок еще не может объяснить, что он устал, маме нужно следить за первыми признаками переутомления. Обычно малыш начинает кусаться во время активных игр с другими детьми или родственниками. Меняется настроение ребенка, появляется плаксивость, он начинает тереть глаза. В порыве гнева он может укусить или ущипнуть другого ребенка на детской площадке.

Как отучить ребенка кусаться? Самое главное – проявить строгость, но не агрессию. Нужно подойти к ребенку и строгим, но спокойным голосом сказать, что кусаться нельзя, что другому ребенку больно. Можно подойти к укушенному малышу и утешить его. Ребенка обязательно нужно вывести из игры, переключить его внимание на спокойную деятельность – лепку из пластилина, рисование, игры с водой.

Как предотвратить кусание со стороны годовалого ребенка? Маме следует замечать признаки переутомления у ребенка, не дожидаться, когда к усталости присоединится агрессия.

Родителям нужно скорректировать режим малыша, ориентируясь на время бодрствования, соответствующее возрасту ребенка. В некоторых случаях нужно добавить еще один дневной сон или заменить один продолжительный на несколько коротких.

В один год возможна и обратная ситуация, когда у ребенка возникает избыток энергии. Кусанием и щипанием он старается эту энергию выплеснуть наружу. В таких случаях нужно обязательно чередовать спокойную деятельность ребенка с активными играми и прогулками на свежем воздухе. В год происходит большой скачок в развитии малыша, ему необходимо проводить время со сверстниками.

Ребенок кусается в два года

Основные причины кусания в возрасте двух лет – неумение общаться со сверстниками. Таким способом ребенок старается продемонстрировать лидерство, превосходство над другими детьми. Обычно ребенок уже хорошо понимает смысл запретов родителей, но не может найти иного способа добиться цели и кусает другого вполне осознанно.

Маме при попытке малыша укусить другого ребенка можно предотвратить укус, отвлечь ребенка на новую игру или поручить ему какое-нибудь дело. Если же инцидент всё же произошел, нужно строго и коротко объяснить, что так делать нельзя. Затем следует вместе с ребенком подойти к укушенному малышу и попросить прощения. Необходимо показать ребенку, как можно пожалеть другого человека: обнять, погладить место укуса, поделиться игрушкой. Нельзя позволять родителям укушенного ребенка кричать на вашего малыша или проявлять другие признаки агрессии. В таких случаях нужно взять малыша за руку и увести с места, где произошел инцидент (детская площадка, игровая комната). После этого важно в тихой обстановке спокойным голосом объяснить ребенку причины возникшего конфликта. Нужно сказать, что он поступил неправильно. Ребенок должен научиться проявлять лидерские качества другим способом, например в соревновательных или командных играх. Необходимо объяснить, что своим поведением малыш только отталкивает от себя других детей, которые могут отказаться с ним дружить и играть.

Ребенок кусается в три года

В возрасте трех лет наступает переломный момент в становлении личности ребенка. Малыш полностью осознает свое “я”, отдельное от родителей. Ребенок стремится к самостоятельности, не терпит контроля со стороны мамы. Именно в этот переходный период малыш может проявлять свою раздражительность кусанием, царапаньем и щипанием. Родителям нужно строго пресекать попытки кусания. Нужно уважать стремление ребенка к самостоятельности, поручать ему больше несложных дел, советоваться по решению некоторых вопросов, чаще давать право выбора.

Кроме того, в трехлетнем возрасте дети начинают посещать детские сады, часто впервые оказываются в столь большом коллективе. В этом случае кусание становится проявлением страха, беспомощности.

Как отучить ребенка кусаться в детском саду? Большое значение имеет подготовка малыша к детскому саду. Начиная с двух лет нужно приучать малыша к небольшим коллективам, ненадолго оставлять его с другими родственниками. В первые дни ребенок должен находиться в детском саду не более пары часов. Постепенно время пребывания нужно увеличивать.

Если проблема кусания имелась и раньше, нужно предупредить об этом воспитателя. Если в детском саду ребенок укусил кого-то впервые, надо выслушать ребенка, узнать, по какой причине он это сделал. Можно попросить воспитателя проследить, не обижают ли ребенка другие дети. Если малыш кусает всё время одного ребенка, можно попробовать пригласить его для игр один на один или в небольшой компании. Так будет проще проследить за поведением обоих детей и понять причину конфликта.

Почему ребенок кусается после трех лет?

К четырехлетнему возрасту ребенок полностью осознает свои действия, понимает запреты. Если после трех лет ребенок продолжает кусаться, скорее всего, имеют место серьезные проблемы в психоэмоциональной сфере малыша. Родителям нужно как можно быстрее обратиться за помощью к психологу и неврологу. К специалистам стоит обратиться раньше трех лет, если:

  • ребенок целенаправленно игнорирует запрет взрослых;
  • ребенок кусает очень сильно, до крови;
  • у ребенка проявляются другие признаки агрессии, он бьет других детей, ломает вещи;
  • ребенок агрессивен по отношению к животным.

Что делать если ребенок кусается?

  1. Следует обязательно найти причину плохого поведения ребенка. Очень часто причиной плохого поведения может быть дефицит внимания. В этом случае маме и папе нужно больше времени проводить с ребенком, хвалить его, радоваться успехам.
  2. Нужно обратить внимание на поведение других членов семьи. Причиной кусания могут быть постоянные ссоры и конфликты между родителями.
  3. Не следует отвечать на поведение ребенка агрессией, нельзя кричать, бить или кусать его в ответ. Такими действиями можно лишь сильнее стимулировать агрессивное поведение ребенка. Также нельзя допускать агрессивное поведение по отношению к ребенку со стороны других мам и воспитателей.
  4. На время необходимо исключить все травмирующие малыша события и мероприятия. В случаях, когда это невозможно (например, вынужденный переезд, появление второго ребенка в семье), нужно как можно яснее объяснить ребенку, что отношение к нему родителей не изменится, что он по-прежнему будет любим.
  5. Никогда нельзя говорить малышу, что, если он будет кусаться, родители перестанут его любить. Наоборот, важно дать малышу понять, что мама и папа любят его независимо ни от чего.
  6. Важно как можно раньше выяснить причину и пресечь плохое поведение ребенка. Если кусание войдет в привычку, сделать это будет значительно тяжелее.

Кусание ребенком в возрасте до трех лет других людей –нормальная ситуация, если она не входит в привычку. Часто малышу достаточно несколько раз строго объяснить, что так делать нельзя, перключить его энергию на другой вид деятельности, чтобы он перестал кусаться.

Если кусается ребенок старше трех лет, это может указывать на нездоровую атмосферу в семье, психологические и неврологические проблемы у ребенка. В таких случаях необходима консультация специалиста.

Почему малыши кусают и бьют, толкают и бросают

Малыши и дети постарше иногда совершают поступки, раздражающие взрослых, поэтому планируйте время и энергию для корректировки такого поведения.

Чтобы справиться с нежелательным поведением ребенка, придерживайтесь следующих основных правил.

  • Определите причины. Попытайтесь понять ребенка и определить, почему он делает то иди это. Что заставляет его творить зло? Существует ли модель нарушения поведения? Происходит ли это от усталости, от скуки, от голода или от перегрузки (например, ребенок пробыл в магазине слишком долго)? Поняв, что стоит за тем или иным типом поведения, вы сможете найти верный способ корректировки.
  • Активно реагируйте на хорошее поведение. Маленькие дети не знают, какое поведение «хорошее», а какое «плохое», пока вы не объясните им это. Когда они получают положительный отклик, это является мотивом продолжать подобное поведение. Если они неоднократно получают отрицательный отклик на свои действия, то прекращают такое поведение. Вот почему важно усилить внимание на желательном поведении и скорректировать нежелательное как можно раньше. Иначе нарушение поведения станет частью образа действия ребенка, и его исправление в дальнейшем будет крайне затруднительно.
  • Выращивайте цветы, уничтожайте сорняки. Жизнь растущего ребенка заполнена отрицательными и положительными поступками. Мы их назвали «сорняки» и «цветы» соответственно. При хорошем уходе, цветы растут так бурно, что сорняки незаметны. Но часто эти цветы вянут, а сорняки начинают превалировать. Если вы подождете до конца сезона, сорняки завянут, а цветы расцветут вновь, иногда настолько красиво, что вы забудете, что здесь когда-то были сорняки. Иногда сорняки растут быстрее, и их приходится уничтожать, пока они не заглушили цветы. Это образное сравнение напоминает поведение растущего ребенка. Частью воспитания является исключение нежелательных элементов поведения, которые затруднят жизнь ребенка, и поощрение желательных, которые сделают ребенка приятным и полезным для окружающих.

Маленькие дети часто не могут осознать результаты своих действий. Агрессивные движения опасны и должны корректироваться до того, как нанесут серьезный вред ребенку и его взаимоотношениям с окружающими.

Почему дети кусаются и бьют. Не принимайте это персонально. Дети кусают руки (и соски), которые кормят их. Любую вещь ребенок обязательно трогает руками и ртом. Руки и рот — его первые инструменты, и они используют их на практике. Как только появляются зубы, а руки развиваются, ребенок начинает экспериментировать и использовать эти «инструменты» на различных объектах, чтобы изучить их свойства и свои возможности. Задача ребенка состоит в том, чтобы использовать свои инструменты, а ваша — научить его пользоваться ими. Щипки и шлепки могут вызывать беспокойство у родителей, когда являются выражением крайнего раздражения или неуважительного поведения.
Агрессивные укусы и шлепки наиболее часто наблюдаются в возрасте от восемнадцати месяцев до двух с половиной лет. В этот период ребенок,еще не может с помощью слов выразить свои требования; вместо этого он производит действия. Ребенок обычно прекращает кусаться, когда он приобретает разговорные навыки, однако шлепки при этом не прекращаются.

Почему малыши кусают и бьют, толкают и бросают. Действия, социально неопасные в раннем возрасте, оставленные без контроля, могут превратиться в агрессивное поведение у повзрослевших детей. Именно поэтому вы должны избавиться от них прежде, чем они станут вредной привычкой, чертой характера ребенка. Малыши становятся агрессивными, чтобы выпустить скрытый гнев, управлять ситуацией, продемонстрировать власть или защитить сферу влияния в ссоре из-за игрушки.

Что делать
Агрессивность поведения малыша уменьшится, как только он достаточно подрастет и начнет хорошо пользоваться словами вместо действий. Родители должны искоренять агрессию решительно, чтобы избавиться от нее полностью. Вот способы удерживать ребенка от причинения вреда другим.

Рассмотрите источник. Какой спусковой механизм включает агрессивное поведение? Заведите журнал, в котором фиксируйте взаимосвязь между тем, как ребенок действует, и обстоятельствами, вызывающими эти поступки. Например: «Кейт укусила Сюзи во время групповой игры. Сюзи взяла любимый мяч Кейт. Это было время перед сном. Большое количество детей в одном месте. Сюзи очень властна».

Ребенок травмирует родителя. Хлопок по лицу, к которому прибегает ребенок, вызывает отрицательную реакцию у окружающих. Переадресуйте шлепок младенца в социально приемлемую форму: «Дай мне пять». Аналогично поступите с действиями ущипнувшего ребенка: «Нельзя щипаться. Это травмирует маму!» (сделайте при этом несчастное лицо); затем предложите такую форму поведения: «Обними маму. Это хорошо!» (улыбки и взаимные объятия). Как только негативные действия становятся выражением расстройства ребенка (например, малыш сердит и бьет вас, потому что ему не позволили взять леденец), необходимо сразу отреагировать на его поведение. Твердо, но спокойно скажите: «Нельзя бить маму». Он будет все еще сердит из-за леденца, так что вы можете долго говорить с ним. С ударами, укусами и толчками нужно поступать одинаково — резко пресекать. Дайте ребенку понять, что никогда не позволите так себя вести.
Если вы не разрешаете ребенку бить вас, пока он маленький, он, вероятно, не разрешит окружающим бить себя, когда станет старше. Вы должны показать ребенку, что драться нельзя, например, удерживая его руку от удара. Но никогда не бейте в ответ.

Ребенок бьет малышей. Если полуторагодовалый ребенок бьет игрушечным молотком по голове других детей из группы, отберите этот предмет. Покажите и скажите, что нельзя драться. Предложите ему альтернативное занятие, твердо направляя бьющую руку. («Будь хорошим, спокойным ребенком».)

Не бейте в ответ. «Но ребенок должен знать, что это больно», — можете возразить вы. Да, однако ребенок не поймет, что он не должен драться, если его бьют. Воспользуйтесь альтернативой методу «зуб за зуб»: отведите ребенка в сторону и предложите ему укусить себя, но не сердито и мстительно, а как ученый, проводящий опыт. («Смотри, укус опасен!») Дайте этот урок непосредственно после того, как он укусил вас или кого-то из окружающих. Обучая ребенка бережному отношению к чувствам других, не ожидайте проявления особенной чуткости в возрасте до трех лет. Кратко и ясно объясните ему, как он должен поступать.

Не бейте за драку. Кейт бьет Томми. Мать Кейт (обеспокоенная и раздраженная) быстро вмешивается, шлепает Кейт по руке, говоря «Нельзя драться». Вы смущены. Вы когда-либо поступали нелогично под воздействием обстоятельств или чувства гнева? Все мы так поступали. Поэтому планируйте заранее свои действия, если ваш ребенок ударит кого-то.

Ребенок травмирует ребенка. Вы заметили, что один ребенок бьет (толкает или бьет ногами) другого, чтобы получить игрушку. Обязательно вмешайтесь. Покажите и расскажите о другом способе получить игрушку: «Бить и отбирать нельзя. Если ты хочешь игрушку, подожди, пока твой друг закончит играть с ней, или спроси маму, а я установлю общий таймер. Когда мне необходимо что-то, я же не бью тебя, а спокойно спрашиваю». Если обидчик не сотрудничает, предложите другому ребенку сказать: «Я не играю с тобой больше, покаты не извинишься и не прекратишь драться». Двухлетний ребенок может оказаться неспособным сказать все эти слова, но он поймет их; поэтому проговорите все сами со всеми вытекающими последствиями.

Перерыв для агрессора. «Кусаться нельзя, это опасно. Ты будешь сидеть со мной», — обычно к двум годам малыш может установить связь между агрессией и последствием. Если ребенок расстроился, поцелуйте или обнимите его.

Модель неагрессивного поведения. Ребенок, который живет в агрессивной среде, становится агрессивным. Агрессия заразительна. Маленькие дети заимствуют агрессивное поведение от старших детей. Если малыши видят старших, бьющих друг друга, они делают вывод, что это один из способов взаимодействия с другими людьми. Объясните это в воспитательных целях старшим детям. Покажите им модель правильного поведения и убедите, что правильное поведение выгодно им и маленьким детям.
Захват какого-либо предмета — обычное агрессивное поведение малышей и дошкольников.
Обратите внимание, как вы неумышленно моделируете захват, вырывая вещи из рук ребенка. Спокойно объясните, почему нельзя забирать игрушку у другого ребенка, и попросите вернуть ее ему или вам. Вероятно, придется предложить замену вместо того, от чего он должен отказаться. Если ребенок может повредить что-то ценное или у него в руках предмет, которым он способен нанести травму, используйте сугубо деловой голос и укажите жестами, что вы требуете немедленно положить вещь на место.

Избегайте неразумных установок. Во время празднования дня рождения сына мать предложила игру — охота за сокровищами. Чтобы подогреть желание, она установила приз для победителя. Можете представить себе, что произошло. Дом был перевернут, а дети — взбудоражены. Они били и пихали друг друга в поисках скрытых сокровищ. Все это закончилась ссадинами и ушибами. Мораль: избегайте ситуаций, в которых проявляются низменные чувства детей.

Смягчите плохие черты. Наблюдайте за малышом, который постоянно ломает игрушки, колотит кукол, пинает кошек и портит стены. Если такие поступки повторяются, их нельзя считать нормальными. Таким образом ребенок выражает свой гнев и повышенную напряженность. Возможно, что он начнет обращаться подобным образом с людьми. Выясняя истоки этой проблемы, предложите ребенку: «Обними мишку», «Погладь кошку», «Люби куклу».

Поощрение. Дети старше трех лет хорошо откликаются на поощрение: «Каждый день, когда ты будешь хорошо себя вести с друзьями, нарисуй счастливое лицо. Когда ты нарисуешь три счастливых лица, мы пойдем за мороженым».

Программируйте самоконтроль. Некоторые импульсивные дети могут ударить, прежде чем подумают. Помогите детям старше трех лет контролировать свои импульсы. Предложите сменить стиль поведения, как только приходит первая мысль об ударе: «Если тебе захочется ударить, возьми подушку и ударь ее или пробегись вокруг двора». Моделируйте поведение, управляйте импульсивными поступками ребенка. Например, когда у вас возникнет «желание ударить, возьмите себя за руку и проговорите: «Моя рука не должна бить людей». Ребенок обратит на это внимание, особенно если именно его вы хотели таким образом наказать.

Примените двойное воздействие. Шестилетний Тимми, будучи в возбужденном состоянии, ударил маму. Она немедленно усадила его, посмотрела ему в глаза и объяснила, что ни при каких обстоятельствах нельзя бить родителей; это поведение недопустимо и должно быть исправлено. Позже, в тот же день, она обсудила этот инцидент с мужем. Он серьезно поговорил с Тимми и укрепил в сознании ребенка недопустимость подобного поведения: «Я не позволю тебе бить женщину, которую люблю». Этот мудрый отец укрепил свой авторитет в результате такого воспитательного акта, поддержав позицию жены.

Контролируйте. Опасно оставлять агрессивных малышей играть с другими детьми без наблюдения родителей. Если ребенок драчлив, поделитесь своим беспокойством с другими родителями или преподавателями и совместно ищите пути в сглаживании агрессивного поведения вашего малыша.
Расскажите им об этом, не колеблясь. Вы можете быть уверены, что они так же, как и вы, сталкиваются с подобной проблемой у своих детей. Ваша откровенность лишь продемонстрирует чуткое отношение к другим детям. В противном случае агрессия может расстроить дружбу; родители дерущегося ребенка обеспокоены, а родители жертвы сердиты, потому что их ребенок получил травму. Родителей дерущегося ребенка обвинят в неумении его воспитывать (они плохие родители плохого ребенка), и дружба взрослых прекратится.
Преподаватели и воспитатели также должны быть бдительными, снижая влияние агрессивного ребенка на всю группу. Группа детей должна знать, какое поведение социально приемлемо. Если они видят и чувствуют, что агрессивное поведение допускается, особенно если дерущийся ребенок находится в центре внимания, они принимают это как норму и могут сделать такое поведение частью своего. Хотя агрессивное поведение требует немедленной реакции, будьте осторожны, чтобы другие дети не восприняли его как способ овладения вниманием окружающих. Убедитесь, что нашли правильный вариант поощрить других детей за хорошее поведение.

Источники:

http://o-krohe.ru/consult/show/17/
http://www.baby.ru/wiki/deti-do-treh-let/rebenok-kusaetsa-priciny-i-sposoby-resenia-problemy/
http://www.sweli.ru/deti/ot-1-do-3/razvitie-i-vospitanie-rebenka-ot-1-do-3-let/pochemu-malyshi-kusayut-i-byut-tolkayut-i-brosayut.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector