Почему ребенок не ест твердую пищу. Малыш не может глотать твердую пищу и давится? Как научить ребенка жевать самостоятельно

Содержание

Учим ребенка жевать и глотать твердую пищу

Одна из основных задач родителей – привить малышу необходимые для дальнейшей жизни навыки – например, научить своего ребенка жевать. Взрослым данный процесс представляется простым и естественным, ведь мы пережевываем пищу много лет и даже не задумываемся о том, что этому надо специально обучаться. А ребенок привык сосать грудь, поэтому даже жидкое пюре для него – новая незнакомая пища, изучение которой должно проходить постепенно.

Зависимость от рациона

В первые месяцы своей жизни малыш питается материнским молоком, получая из него все необходимые для развития вещества. Поэтому основной рефлекс, который формируется у него в этот период, – сосательный. Также для детей характерны рвотный и защитный рефлексы, за счет которых происходит отталкивание твердых кусочков пищи, если они случайно попадают в рот.

Такие реакции становятся слабее после того, как малыш перешагнул рубеж 4-6 месяцев (более точный возраст зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка). Педиатры советуют именно в этот период и начинать вводить в рацион малыша прикормы, постепенно приучая младенца к более твердой пище, формируя у него навык перехода от сосания к жеванию.

Следующий шаг – твердая пища кусочками, она должна вводиться в меню после достижения ребенком 6-7 месяцев. Именно в это время у него начинают прорезаться первые зубы, вызывая желание почесать десну твердым предметом, поэтому осторожное введение небольших кусочков будет как нельзя кстати.

Чтобы понять, что ребенок готов к первому употреблению твердой пищи, необходимо обратить внимание на особенности его поведения. Чаще всего о том, что наступило подходящее время для нового меню, говорят следующие признаки:

  • малыш перестает сосать пищу с ложки – теперь он принимает ее верхней губой, пытается пережевать;
  • проявляет заинтересованность пищей взрослых;
  • инстинктивно тянет в рот твердые предметы;
  • покусывает ложку;
  • во время кормления широко открывает рот.

Эти признаки подскажут родителям, что пришло время начать давать малышу небольшие кусочки твердой пищи. Однако важно помнить, что лишь к первому году жизни у ребенка прорастет достаточное количество зубов для полноценного разжевывания, до тех пор размер кусочков должен быть минимальным.

  • В возрасте 6-7 месяцев допустимы частицы размером до 0,3 мм.
  • Когда ребенок достиг 8 или 9 месяцев, в его рацион можно добавлять пищу с частицами до 1,5 мм.
  • В возрасте 9-12 месяцев ребенок справится с пережевыванием фрагментов до 3 мм.
  • В 1-2 года малыша следует обучать жевать и глотать твердую пищу.

Эти размеры обязательно надо учитывать, в противном случае малыш может отказаться от твердой пищи.

Возможные ошибки родителей

Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.

  • Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
  • Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
  • Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.

Родителям следует запастись терпением и повторять свои попытки ежедневно, ведь малышу необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к новому для него вкусу.

  • Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
  • Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно. Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
  • Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
  • Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость.

Чтобы правильно покормить малыша, необходимо следить за тем, чтобы ложка слегка касалась кончика языка либо его середины. Оптимальный объем прибора для младенца – не более 3 мл.

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением. Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка.

Продукты под запретом

Есть несколько продуктов, которые нельзя давать ребенку, не достигшему 4-летнего возраста, поскольку велика вероятность того, что он может подавиться:

  • леденцы, ирис;
  • орехи и семечки;
  • твердые куски сыра и мяса;
  • виноград целиком;
  • крупные кусочки твердых овощей и фруктов.

В 2 года малыш еще не сможет пережевать эти продукты, попробует проглотить их целиком и может подавиться. Поэтому даже под присмотром родителей давать их крохе категорически запрещено.

Малыш подавился: что делать?

Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь. Действовать надо уверенно, но осторожно.

  1. Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
  2. Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
  3. Далее малыша следует перевернуть на спину.
  4. Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
  5. Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
  6. В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.

Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.

Значение жевательного рефлекса

Ответственным родителям крайне важно научить малыша пережевывать и глотать твердую пищу, поскольку данный рефлекс имеет огромное значение.

  • Прежде всего, он сказывается на пищеварительном процессе в целом, ведь жевание стимулирует выработку слюны, которая принимает участие в образовании пищеварительных ферментов и желудочного сока. Если же кроха не пережевывает пищу, а лишь проглатывает ее, то в более зрелом возрасте велик риск заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  • Своевременное обучение жеванию благоприятным образом скажется на формировании контура лица ребенка и его прикуса.
  • Без умения жевать ребенок не сможет иметь красивые крепкие зубы. При отсутствии регулярных тренировок челюсти ребенка будут развиваться с медленной скоростью, ухудшится кровоснабжение в деснах, отчего зубы будут формироваться некрепкими.
  • Имеет прямую взаимосвязь с развитием речи, поскольку за счет жевательных движений язык становится более подвижным, его проще поставить в правильное положение для четкого произнесения звуков. Также жевание стимулирует развитие мышц ротовой полости.

Родителям очень важно не упустить момент и своевременно обучить ребенка навыкам пережевывания твердых кусочков.

Этапы формирования рефлекса

Работа над тем, чтобы приучить малыша к твердой пище, должна вестись постепенно. Принято выделять несколько стадий.

  1. От 6 до 12 месяцев – введение в рацион малыша пюре и каш.
  2. От года до двух – активная работа над формированием жевательного рефлекса, в питание малыша должны включаться кусочки твердой пищи.
  3. После 2 лет ребенок уже должен уметь хорошо пережевывать продукты, включая мясо и фрукты, это будет говорить о том, что у него развиты жевательные мышцы и сформирован рефлекс.

Конечно, каждый малыш индивидуален, однако если к 10 месяцам ребенок не может принимать в пищу даже пюре, следует незамедлительно посетить специалиста.

Что делать, если малыш не может есть твердые кусочки?

Если годовалый ребенок не пережевывает пищу, давится даже самыми небольшими кусочками, родителям необходимо действовать осторожно, но настойчиво.

  • Первый шаг – приготовить ребенку более густое пюре, при взбивании блендером оставить несколько мелких, но не измельченных полностью фрагментов.
  • Далее следует попробовать измельчить овощи при помощи вилки – кусочки получатся более крупными, у ребенка продолжит формироваться умение глотать.
  • Для детей нет ничего лучше примера взрослых, поэтому можно предложить ему некоторые элементы меню родителя, например кусочки из его тарелки.
  • Наибольшего эффекта можно достичь, если включать в рацион продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть небольшие кусочки яблока или детского печенья.
  • Важно украшать пищу, делая ее внешне привлекательной и интересной. Поможет и игра со столовыми приборами – например, можно во время трапезы знакомить малыша с различными видами декоративных ложек.
  • Поможет продумывание игрового сюжета. Например, съесть ложечку пюре моркови с кусочками – помочь зайцу вернуться домой. Ребенку будет интересно, это поможет сделать работу более продуктивной.

Если же все усилия оказываются тщетными, необходимо посетить врача, он поможет понять, с чем могут быть связаны неудачи.

Обучение малыша употреблению твердой пищи – занятие непростое, от родителей требуется сосредоточенность и терпение, ведь на их плечи ложится задача формирования важнейшего жизненного навыка.

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Комаровский о проблеме

Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!

Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

Не ест с ложки

Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.

Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

Не хочет есть пищу кусочками

Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

Не хочет есть, пока не включат мультики

Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.

Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

  • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
  • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
  • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
  • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
  • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

От количества и разнообразия пищи зависит запас витаминов и питательных элементов, поступающих в организм малыша. С рождения и до полугода в этом плане всё просто — его можно кормить или грудным молоком, или адаптированной детской смесью. Но с введением прикорма многие родители задаются вопросом: как научить ребёнка жевать и когда начинать давать ему твёрдую пищу.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью. Процесс «научения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Часто логопеды настаивают на одновременном лечении ребёнка у ортодонта и гастроэнтеролога, которые помогают наладить процесс пищеварения и исправить форму челюсти. Если родители упустят время, малышу может потребоваться оперативное вмешательство, а также занятия с дефектологом для налаживания речи.

Этапы формирования жевательного рефлекса

Учить малыша жевать нужно постепенно — резкий переход с жидкой пищи на твёрдую может стать причиной стресса и отказа от незнакомой еды. В этом вопросе главное — не упустить время.

Малыш старше 10 месяцев не должен постоянно давиться, принимая пищу. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Условно этапы формирования рефлекса можно разделить на три возрастные категории:

  • 6–12 месяцев — это время введения прикорма, который начинается с пюре и жидких каш. Малыш, пытаясь распробовать и проглотить пищу, выполняет движения губами и челюстями, подобные жевательным. С 8 месяцев нужно оставлять в пюре маленькие комочки пищи (например, приготовленных на пару овощей), которые со временем будут становиться больше;
  • от 1 до 2 лет — к началу второго года жизни у малыша в среднем 6–8 зубов. В это время нужно поощрять его интерес к твёрдой пище. Некоторые мамы продолжают давать преимущественно жидкую и пюреобразную еду, но если не начать знакомить кроху с кусочками, в дальнейшем развить жевательный рефлекс будет сложнее;
  • с 2 лет — в норме ребёнок должен хорошо пережёвывать твёрдую пищу (в том числе свежие фрукты, мясо). Именно в два года начинается процесс развития зубочелюстной системы: правильного прикуса и жевательных мышц. Организм запоминает, сколько слюны, ферментов и желудочного сока нужно вырабатывать. Если к 2 годам малыш не может жевать, родителям необходима консультация врача.

После полугода можно давать ребёнку знакомый овощ или фрукт в ниблере. Для того чтобы выдавить сок, малышу понадобится совершать жевательные движения и достаточно сильно сжимать дёсны. Это стимулирует работу челюстных мышц, а на подсознательном уровне мозг запоминает нужные действия.

Ниблер — это специальная сеточка из плотного нейлона или силикона, внутрь которой можно поместить кусочки овощей или фруктов, хлеб, печенье

Нормальная мама должна после того, как начинается прикорм, постепенно изменять консистенцию продуктов питания, делая их всё более густыми и включающими в себя всё большее количество твёрдых комочков. По этому же принципу идёт большинство цивилизованных производителей баночного питания. В зависимости от возраста, на который ориентирована конкретная баночка с конкретным овощным пюре, консистенция и размер плотных комочков меняется. Печенье и яблоки перестают быть рискованными тогда, когда на долю продуктов, подлежащих жеванию, приходится более 50% суточного объёма еды. Когда это произойдёт, сказать трудно, но мне кажется, что после полутора лет так уже должно быть обязательно.

Комаровский Е.О., педиатр, автор книг о детском здоровье

http://www.komarovskiy.net/faq/opasnost-tverdoj-pishhi-esli-malo-zubov.html

Возможные проблемы: малыш давится, боится глотать, еда вызывает рвоту

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают. При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

  • ребёнок категорически отказывается есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
  • во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
  • при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
  • ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Не стоит давать ребёнку лекарства из той посуды, которая используется во время кормления — у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации, ведь дети хорошо запоминают детали.

Преодолеть рвотный рефлекс во время кормления помогает специальный массаж. Его могут делать логопеды, используя марлевую салфетку (ребёнок пытается выталкивать её изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (им нужно постепенно дотрагиваться до кончика языка, продвигаясь к корню). Так малыш привыкает к новым ощущениям и уже не испытывает позыва к рвоте при кормлении из ложечки.

Ребёнок старше 10 месяцев не должен постоянно давиться во время еды. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Пищу кусочками нужно вводить постепенно, начиная с одной ложки в день и со временем заменяя жидкую еду твёрдой пищей

Жевательный рефлекс у детей с особенностями

Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или особенности развития, сложности с процессом пережёвывания пищи могут быть связаны именно с ними: синдром Дауна, гипертонус мышц, недостаточное развитие мелкой моторики.

Синдром Дауна

«Солнечные дети» очень часто испытывают проблемы с формированием и развитием жевательного рефлекса. Это связано со снижением тонуса языка и челюстных мышц. Практически у всех малышей с таким диагнозом наблюдается минимальная чувствительность в ротовой полости, то есть ребёнок плохо ощущает, какая пища попала ему в рот, не может задействовать язык и челюсти для её пережёвывания и глотания.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

Особенным детям нужно помогать осваивать навыки жевания, так как сделать это самостоятельно им очень трудно:

  • при кормлении озвучивать все действия, показывать процесс жевания на своём примере, пытаться сделать так, чтобы малыш начал повторять эти движения;
  • выбирать продукты, которые нетрудно раскусить (например, бананы, мягкие груши);
  • помогать руками (дотрагиваться до щёк малыша, как бы провоцируя его работать челюстями, подставлять руку под подбородок, объясняя ему принцип жевания).

Чтобы научить жевать ребёнка с синдромом Дауна, может уйти много времени и сил. Это большой труд, который будет вознаграждён искренней улыбкой «солнечного» малыша.

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Существует несколько распространённых причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребёнка воспринимать твёрдую пищу:

  • проблемы с дыханием (аденоиды, заложенность носа в следствие респираторного заболевания);
  • пониженный тонус мышц (в том числе и мышц языка);
  • снижение чувствительности (дети с такой проблемой просто не ощущают пищу во рту);
  • патологии развития ротовой полости (чаще всего это врождённые дефекты, которые требуют оперативного вмешательства).

Для того чтобы ребёнок с особенностями развития научился жевать еду, нужна помощь медиков.

При отсутствии жевательного рефлекса не происходит образования желудочного сока и пищеварительных ферментов. Это может привести к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нежелание жевать пищу может быть вызвано проблемами со здоровьем, которые требуют медицинского лечения

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Детские психологи и педиатры дают несколько рекомендаций, следуя которым обучение малыша жеванию и глотанию пройдёт легче:

  • использовать ниблер;
  • есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
  • позволять крохе изучать столовые приборы и играть с ними;
  • покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
  • вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
  • ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать. Нужно продолжать пробовать каждый день — со временем кроха поймёт принцип и привыкнет.

Учим малыша жевать твёрдую пищу — видео

Опыт родителей

А у нас в пять-шесть месяцев было уже 6 зубов. Я яблоко очищала от кожуры и давала «зубки почесать». Супы-борщи немного вилкой разминала и всё, не доводила до однородной консистенции… Ну и корочки хлеба, сушки, сухарики… Что ещё? Макаронины длинные сахаром посыпала и разрешала руками в них «повозить», естественно, что-то в рот попадало. До-о-о-о-олго сидел смаковал макаронины кусочек. А в год мы тоже ели всё не перетёртое, а кусочками.

Буськина

http://www.stranamam.ru/post/3342277/

Мы начали с банана в ниблере в 7 месяцев, так она поняла, что дёснами нужно молоть пищу. Потом дали огурец в 8 месяцев, когда зубы только резались. Она его сосала и немного мяла дёснами, потом перешли на хлебушек «свойский», я ей по чуть-чуть мякушку давала, она уже хорошо жевала, ну а потом сушки купила обычные, яблоки твёрдые обрезала, чтобы в руку ложились… Если откусывает большой кусок и понимает, что прожевать не может, то выплёвывает без тени сомнения. Вот так постепенно ребёнок понял для чего ей дёсны и зубки… Я сама боялась, но муж настоял, что пора и был прав. Но тут надо за ребёнком наблюдать постоянно, быть начеку каждую секунду и смотреть, готов ли ребёнок к следующему этапу…

Евгения

https://www.babyblog.ru/community/post/baby_food/1615668

Мелкому год и 2 месяца, примерно месяцев с 11 ребёнкиных у меня было нечто вроде лёгкой паники, как только дело касалось жевания или чего-нибудь погрызть, муж ругался, говорил, что так сын никогда не начнёт жевать сам. Но это скорее была моя психологическая неготовность к научению дитя жеванию — из-за того, что старший в своё время очень сильно подавился в таком возрасте). Начинали с сушек (покупала не такие, которые легко грызутся, а которые «размусоливаются» во рту), детского печенья «Агуша». Супы сначала на блендере, потом толкушкой толочь стала, овощи постепенно не в пюре, а кусочками, сначала помельче, потом всё крупнее и крупнее. Сейчас жуём и откусываем (хотя в 11 месяцев было 6 зубов, а сейчас на 1 больше — я думала что неудобно дитю с таким количеством зубов жевать, ан нет — ещё как грызёт всё. Ни в коем случае куски не запихиваю: усаживаю за стол, ставлю перед ним тарелку с едой, даю детскую вилку и ложку — сам выбирает в процессе чем есть будет, не исключено, что руками. В итоге сейчас даже супы уже может кушать сам. Правда, не без потерь — всё кругом в еде, но мастерство придёт со временем.

Olga_V_A

https://www.u-mama.ru/forum/kids/1–3/279098/index.html

Мой тоже очень долго давился, приучались на кашах Любопышки (Хайнз) (там шарики маленькие воздушные) плюс макароны звёздочки тоже Любопышки. А вообще, нам уже 2,6, едим уже практически всё, а той едой, которая не нравится (борщ, гречка) до сих пор может давиться. А вот с конфетами, вафлями и печеньем таких проблем нет.

Uyliya

https://www.u-mama.ru/forum/kids/1–3/279098/index.html

У нас тоже долгое время давилась и её рвало при этом. Но потом как-то само прошло. Одно время давала ей фрукты в ниблере. Сейчас ей полтора года, кушает детские печеньки (они во рту подтаивают), любит корочку хлеба, кушает банан (он мягкий), может погрызть немножко грушу или яблоко, огурчик (без кожуры). Варёные овощи я давлю вилкой, остаются кусочки, но не огромные, ест с удовольствием.

НеБука

http://www.stranamam.ru/post/3342277/

Жевательный рефлекс очень важен для развития ребёнка. Этот навык влияет не только на процесс пищеварения, но и на внешность: ортодонты обращают внимание, что недоразвитие челюстей, искривление прикуса и зубов могут быть следствием отказа от твёрдой пищи в определённом возрасте. Если при всех попытках родителей научить малыша жевать и глотать кусочки он не умеет делать это к двум годам, нужно обратиться к специалисту.

Источники:

http://razvivashka.online/fizicheskoe/nauchit-rebenka-zhevat
http://o-krohe.ru/komarovskij/zhevat-glotat-kushat-lozhkoj/
http://babyzzz.ru/0-1/17609.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×