Почему ребенок плохо ест и что с этим делать? Школьник отказывается от еды: причины и помощь

Почему ребенок плохо ест и что с этим делать? Школьник отказывается от еды: причины и помощь

Многие мамы жалуются, что раньше ребёнок ел более или менее сносно, но в последнее время стал настоящим малоежкой. Они обеспокоены и задаются вопросом, с чем же это связано. Их волнение вполне оправдано, ведь от питания напрямую зависят рост и развитие малыша. Надо сказать, причины бывают самыми разными. Важно определить: перед вами истинный плохой аппетит или ложный. От этого и будут зависеть дальнейшие действия.

Ложный пониженный аппетит: причины и методы борьбы

Ложное понижение аппетита проявляется в ситуациях, когда виной всему неправильно организованное питание и другие обстоятельства, формирующие образ жизни и среду, в которой находится ребёнок. В таких случаях родителям можно и нужно влиять на происходящее. Ниже приведены основные причины, по которым ребёнок отказывается есть:

1.Перекусы между основными приёмами пищи. Малыш плохо позавтракал, а через час проголодался и съел печенье или яблоко, затем попил сок или чай, а потом, когда наступает время обеда, он снова не хочет есть. Знакомо? Выход из ситуации очевиден: не давать ребёнку кусочничать между приёмами пищи. Только в этом случае у него есть шанс проголодаться и пообедать (позавтракать, поужинать), наконец, нормально.

2. Избирательный аппетит. Ребёнок ест определённые продукты, а остальные игнорирует. Например, с удовольствием поглощает творожок и фрукты, а кашами и мясом изо дня в день плюется.

Вариант 1. Бывает, что новые вкусовые пристрастия отражают текущую потребность организма. Это говорит о том, что сейчас ребёнку необходимо больше кальция и витаминов. На временное изменение режима питания в таком случае пойти можно.

Вариант 2. В очередной раз малыш вместо каши требует сок и печенье. Это вопрос не аппетита, а, скорее, поведения. Малыш ищет возможность есть лишь то, что захочет. С одной стороны, нет ничего страшного в том, что сегодня кроха съел мало каши. Может быть, она просто ему надоела. Взрослым ведь надоедает часто есть одно и то же. Можно попробовать убрать кашу из рациона на два-три дня, а потом предложить снова. Если причина в этом, ребёнок успеет соскучиться и охотно съест предложенное.

Завтрак продолжает со свистом вылетать из маленького ротика? Скорее всего, кроха решил таким способом манипулировать родителями, чтобы они предлагали лишь те блюда, которые он всегда ест с удовольствием. Несложно догадаться, что такая диета нанесёт вред любому организму, особенно детскому.

В этом случае можно поступать так: всякий раз, когда кроха отказывается есть предложенное, приём пищи для него прекращается, а следующий наступает строго по распорядку дня. Важно, чтобы в промежутках его никто не подкармливали не было возможности перекусить самостоятельно. Может быть, карапуз пропустит обед или ужин не один раз, прежде чем появится результат. Но только так он сможет по-настоящему проголодаться и начнёт нормально есть.

3. Не хватает физических нагрузок. Ребёнок мало бегает, прыгает, гуляет и не делает зарядку. Он просто не успевает тратить энергию, и его обмен веществ замедляется. Это приводит к пониженному аппетиту и избыточной массе тела. Родителям следует проанализировать режим дня ребёнка и разбавить его активными занятиями. У детей, которые много двигаются, проблем с аппетитом не возникает.

4. Ребёнок отвлекается. Родителям следует взять за правило: во время еды никаких игрушек, шуток, мультфильмов и планшетов. Когда внимание сфокусировано на посторонних вещах, о хорошем аппетите, к сожалению, речи быть не может.

5. Малыш ест «под мультики». Это не только отвлекающий фактор, но и привычка принимать пищу в определённых условиях. Часто бывает, что без мультиков дитя отказывается есть вовсе, поэтому изначально лучше к подобному не приучать.

6. Пища слишком горячая или холодная. Температуру нужно проверять каждый раз, прежде чем дать продукт ребёнку.

7. Нарушение привычного режима, когда утром вместо творога вдруг появилась каша или приём пищи внезапно сдвинулся на время дневного сна. Менять режим в случае необходимости следует постепенно. Иначе, пока карапуз не привыкнет к новому порядку, может возникнуть временный сбой аппетита.

8. Потеря интереса к еде. До некоторых пор малыш ел всё – и вдруг перестал. Такие проблемы возникают, когда кроху кормят отдельно от всех, не дают в руки ложку, вилку, тарелку. Дитя постигает новое посредством подражания взрослым- не отбирайте у него эту возможность. Поглощение твёрдой пищи малыши долго не связывают с утолением голода и едят продукты с общего стола из любопытства.

Если интерес к еде утрачен, нужно начать всё сначала:

  • Прекратить все посторонние занятия за столом. Это касается и малыша, и родителей.
  • Брать кроху с собой: придвигать высокий детский стульчик к обеденной столу взрослых или сажать ребёнка к себе на колени.
  • Давать ему детские столовые приборы и посуду. Пищу предложить можно, но не «пичкать» и не уговаривать.
  • Когда ребенок поймёт, что давления на него больше не оказывают, он потихоньку снова начнёт интересоваться едой.

9. Индивидуальные особенности. Даже у детей одного возраста разный метаболизм, комплекция, энергозатраты на физические, умственные нагрузки и жизнеобеспечение. Другими словами, ребёнок может быть малоежкой от природы, и тогда это нужно принять как данность, а не бороться с плохим аппетитом.

Истинный пониженный аппетит: откуда берётся и что с ним делать

Истинное понижение аппетита происходит в силу объективных причин. Например:

1. Неправильная организация кормления:

  • слишком маленький перерыв между приёмами пищи (в том числе между кормлением грудью и обычной едой);
  • малыш плотнее обычного поел в последнее кормление (слишком большой объём или высокая калорийность).

Это тот случай, когда общие рекомендации по режиму следует адаптировать под биоритмы малыша.

2. Непереносимость определённого продукта (например, овсянки, рыбы, яиц или капусты). Если это аллергия, исключить продукт из рациона. Если стойкая неприязнь, не давать этот продукт какое-то время. Хотя вкусовые пристрастия с течением жизни меняются, те, кого в детстве заставляли есть нелюбимые блюда, не переваривают их потом всю жизнь (причём не только в переносном, но и в прямом смысле).

3. Мало зубов. Пока ребёнку трудно жевать, можно изменить консистенцию блюд на более удобную, не давать пока твёрдые продукты.

4. Слишком быстрый переход на другую пищу (новые продукты или консистенция). Детям на привыкание необходимо не менее недели. Некоторым требуется и больше времени, здесь всё сугубо индивидуально.

5. Болезни и расстройства ЖКТ. В результате желудок освобождается от пищи полностью гораздо медленнее, поэтому дитя дольше не испытывает чувства голода. Если причина в этом, с расстройствами пищеварения нужно поработать, ни в коем случае не запускать данную проблему. Пока аппетит не вернулся, давать ребёнку столько, сколько он в силах съесть, без шантажа и уговоров.

6. Невроз, депрессия, подавленность. Часто малыши отказываются от еды в силу психологических причин. Виной тому обстоятельства, которые ребёнок тяжело переживает:

  • развод родителей;
  • напряжённая обстановка дома;
  • появление брата или сестры;
  • недопонимание в отношениях с родителями;
  • адаптация к детскому саду (школе).

7. Ребёнок не здоров или плохо себя чувствует:

  • из-за прорезывания зубов;
  • развития ОРВИ;
  • стоматита во рту;
  • усталости и недосыпания.

В данном случае подавление аппетита – защитная тактика организма. Настаивать на том, чтобы ребёнок съедал обычную порцию, не стоит.

8. Насильственное кормление. Иногда мамы, папы и бабушки детей, которые едят мало, пытаются на это повлиять, но безрезультатно. Тогда в ход идут радикальные меры: уговоры, шантаж и другие меры, связанные с психологическим давлением на ребёнка. Сразу хочется сказать: даже если ситуация кажется безнадёжной, этими способами лучше не пользоваться. Так можно лишь усугубить ситуацию.

У ребёнка может сформироваться устойчивый стереотип о том, что кормление – это нечто неприятное и заставляющее нервничать. Такая установка, естественно, не способствует восстановлению аппетита.

Кроме того, если заставлять малыша есть против его воли или больше, чем способен переработать его организм, есть риск появления рвоты. Если кормить кроху насильно с завидным упорством, вырабатывается условный рефлекс в виде рвоты на один вид или запах пищи. И исправить положение потом крайне сложно.

Исходя из этого, дорогие родители и уважаемые бабушки, если ваш ребёнок стал плохо есть, не форсируйте события. Не торопите, не заставляйте, не уговаривайте. Отсутствие аппетита – это всегда следствие каких-то причин, которые и необходимо выявить. И первым делом работать нужно над их устранением, а следом восстановится и аппетит.

Советы доктора Комаровского о том, что делать, если у ребенка плохой аппетит

Хороший аппетит у ребенка — источник нескончаемой радости у родителей. Нет ничего приятнее, чем видеть, как чадо с удовольствием уплетает приготовленный обед, ужин или завтрак. Но чаще бывает наоборот. Мама с бабушкой старались готовили, и не просто так, а именно то, что любит карапуз. А малыш настырно отказывается от еды и капризничает.

В некоторых семьях каждый прием пищи превращается в настоящее сражение между «нехочухой» и его настойчивыми родителями. Ребенка уговаривают, пытаются обмануть разными маневрами и хитростями, настаивают и угрожают, что он не получит конфетку, если не не съест суп. Нужно ли так стараться и что делать, если у ребенка плохой аппетит, рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Аппетит бывает разный

Без еды жизнь невозможна, но не всегда аппетит приходит во время еды. Естественный аппетит возникает тогда, когда пища требуется организму для пополнения энергетических запасов, чтобы выжить. А избирательный сопровождает современного человека значительно чаще. Ребенок хочет печенье, потому что оно ему нравится, и не хочет кашу, потому что печенье лучше.

Избирательный аппетит отражает реальную картину потребностей только у грудного ребенка, он в 8-9 месяцев интуитивно чувствует, что ему требуется кальций, и отказывается есть суп. Не потому, что суп невкусный, а потому, что молоко полезнее. В возрасте 1 года, 2 лет дети по этой же причине отдают предпочтение молочным продуктам.

Если годовалый ребенок принципиально не ест мясо, это еще не значит, что в 3-4 года он не начнет кушать его с удовольствием. Просто для 12-месячного крохи важнее овощи и фрукты, творог и молоко. И он это понимает на интуитивном уровне.

Ближе к 3 годам проблема избирательного аппетита, по словам Комаровского, является надуманной — если ребенок не ест овощное пюре и требует только шоколад и колбасу, это обычная педагогическая ошибка мамы с папой, и никаких медицинских причин такого поведения искать не стоит.

Почему ребенок не ест?

Если карапуз отказывается от еды, у него на то, по словам Комаровского, может быть две причины: он не может или не хочет есть.

Не может — это значит, что аппетит присутствует, но физически покушать затруднительно. Например, у мамы молоко невкусное ( женщина что-то не то съела), дырочка в соске слишком маленькая, и кашка не сосется и т. д. У грудных деток довольно часто во время сосания начинает активно работать кишечник, не ко времени активизируется его перистальтика. Животик крутит, крохе больно, он перстает кушать и плачет.

Довольно часто у ребенка корень проблемы с аппетитом кроется во рту. Стоматит, воспаленные десны при прорезывании зубов, микротравмы десен (царапинки от игрушек, которые побывали во рту, или ногтей) — все это делает процесс поглощения пищи довольно неприятным.

Иногда аппетит отсутствует во время простудных заболеваний или ОРВИ. Если нос не дышит, то во время сосания перекрываться доступ к кислороду, что некомфортно, и ребенок прекращает есть. Если болит горло и глотать неприятно, почти всегда последует отказ от еды.

Порой ребенку не нравится сама предложенная еда — она горячая или слишком холодная, соленая или несоленая, крупная или протертая.

Тут все зависит от личных пристрастий каждого конкретного ребенка. Если мамам и папам удалось понять, что ребенок кушать хочет, но не может, то лучше всего обратиться к врачу, чтобы найти и устранить препятствие, которое мешает крохе нормально питаться.

Если ребенок плохо ест или не ест совсем не потому, что прием пищи доставляет ему неприятные ощущения, то он просто не хочет есть. Однако не стоит сразу обвинять его в хулиганстве и настаивать на том, чтобы каша была съедена. Нежелание кушать тоже имеет свои причины:

    Болезнь. Даже если родители еще не заметили, что малыш заболевает, сам он, как правило, заранее начинает чувствовать негативные изменения в своем организме. В этом случае ребенок, который ничего не ест, просто «включает» защитный механизм — натощак иммунитету легче бороться с возбудителем болезни. Не стоит кормить малыша насильно, он все делает правильно, как подсказывают ему природные инстинкты. Но это справедливо только для острых инфекций. Если у ребенка длительное хроническое заболевание, отсутствие аппетита — это плохой симптом, но такое случае редко.

Детский организме легко привыкает к новым для себя условиям, а потому малыш при затяжной болезни начинает есть, как обычно, а при некоторых недугах, к примеру, при сахарном диабете, наблюдается даже повышенный аппетит. Комаровский дает определенные рекомендации, как кормить больного ребенка: никак, пока сам не попросит. И маме нисколько не должно быть стыдно, что она не кормит заболевшее чадо. Это — лучшее, что она сейчас может сделать для его скорейшего выздоровления.

Ребенок отказывается от еды: что делать? 12 шагов

Ребенок ничего не ест. Советы родителям детей 2-3 лет

Сколько раз уже твердили педиатры, диетологи, продвинутые родители: если в доме есть еда, ребенок голодным не останется. Но родителей, которые заставляют детей есть, не убавляется. Почему ребенок отказывается от еды? Потому что родители придают питанию ребенка слишком большое значение.

Ребенок не хочет есть. Почему нельзя заставлять?

Каждый из нас знает хотя бы одного привереду. Ведь в возрасте от двух до пяти лет малыши все такие! Может быть, у вас дома есть такой привередливый едок прямо сейчас.

Некоторые дети в принципе едят далеко не всё, например, предпочитают продукты из белой муки (хлеб и макароны) или еду с определенной текстурой либо вкусом. Некоторые требуют, чтобы им давали одну и ту же пищу все семь дней в неделю. Взрослые не выдержали бы такого однообразия, а ребенка успокаивает одинаковая пища.

У детей бывают такие периоды в жизни, когда они особенно привередливы к пище. Когда они говорят: «Мне это не нравится!», они всего лишь заявляют о своем праве принимать решения. В таких случаях они ощущают, что контролируют ситуацию. Прием пищи — один из немногих моментов в течение дня, когда дети могут взять власть в свои руки (а еще когда они ходят в туалет, выбирают, что надеть, и ложатся спать).

В наше время много думают о здоровье (может быть, и к лучшему), и родителей волнует, что и в каком количестве едят их дети. Они боятся, что дети недоедают, или что в их рационе не хватает полезных компонентов, или что они съедят лишнее. Поверьте, никто из наших дедушек и бабушек (а возможно, и родителей) вообще не замечал, что мы едим. Они подавали еду на стол, а мы ее ели.

Когда мы кормим наших детей, то выражаем им свою любовь, но и власть над ними. «Еще два кусочка», «Сначала морковка, а потом хлеб», «Ты разве уже наелся? Как так? Не может быть!». Однако такой подход мешает нашим детям выработать привычку питаться правильно. Только сам ребенок знает, голоден он или уже наелся, и если вы заставляете его есть («Ну еще один кусочек»), он не научится распознавать сигналы голода, которые подает ему организм.

Конечно, история нашей собственной жизни оказывает влияние на взаимоотношения с детьми. Вы в детстве страдали ожирением? Вы были привередливы в еде? В семье случались конфликты по вопросам питания? Чужие люди высказывались по поводу того, что вы ели или отказывались есть? Все это подсознательно влияет на то, как вы организуете питание ребенка, и предопределяет ваши реакции на то, как он ест.

Часто ко мне обращаются родители, озабоченные тем, что их привереда не получает достаточного количества питательных веществ во время еды. Я прежде всего спрашиваю, тревожит ли это их педиатра. Обычно отвечают, что нет. Значит, это стремление быть хорошими родителями заставляют нас насильно скармливать ребенку определенное количество пищи или бегать за ним с ложкой в руке.

Помните: всякий раз, когда мы пытаемся подкупить детей или уговорить что-то съесть либо предлагаем одно блюдо в награду за другое («Доешь курицу, и я дам тебе торт»), мы разрушаем все, к чему они стремятся. Дети «читают» наши поступки так: «Ты сам не знаешь, что для тебя лучше, это знаю только я».

Вместо того чтобы ввязываться в конфликты, позаботьтесь о том, чтобы у малыша закрепились правильные пищевые привычки, которые он пронесет через всю жизнь, и чтобы он приобрел опыт независимого выбора, то есть сам решал, голоден он или нет. Как мама повзрослевших детей могу утверждать: совсем скоро ваши сегодняшние дошкольники будут есть сами в гостях у друзей или перекусывать дома, а вы об этом даже не узнаете.

Диетологи утверждают, что контроль за питанием детей часто приводит к негативным последствиям: они могут взбунтоваться, начать скрытно есть нездоровую пищу, неверно интерпретировать сигналы организма о голоде. Важно, что ест ваш ребенок на протяжении семи-десяти дней, а не что он ест в данный момент.

Как накормить ребенка и получить удовольствие: 12 шагов

Я искренне верю, что совместная трапеза может быть приятной, даже если за столом сидят дошкольники. Взрослым всего лишь необходимо поменять свои ожидания относительно того, как нужно есть вместе. Если не выяснять, кто главный, во время еды, предоставить детям некоторый выбор и сделать прием пищи поводом для общения, то дети смогут научиться хорошо (и даже замечательно) и правильно питаться.

Всегда ешьте за столом. Детям нужен порядок, чтобы научиться питаться по правилам, а стол — специальное место для приема пищи. Получив приглашение сесть за стол, они понимают, что пришло время поесть и надо отложить все другие дела. Нельзя разрешать малышам смотреть во время еды телевизор или пользоваться гаджетом. Во время еды — только еда и общение и больше ничего.

Сидите на своих местах. Дошкольникам нравится сидеть на одном и том же месте, и остальных они тоже хотят видеть на постоянных местах. Это сродни режиму: стабильность успокаивает. Когда у каждого члена семьи есть свое место, формируется своеобразный ритуал, настраивающий на прием пищи.

Сидите рядом с детьми, ешьте мало. Возможно, вам не захочется есть в пять или полшестого вечера или будет некомфортно от суеты, которую создает малыш. Это можно понять. Но поскольку еда — это общение и поскольку дети усваивают правильный порядок действий, подражая взрослым, даже если это для вас не главный прием пищи, важно, чтобы вы сели за стол вместе с ребенком и перекусили чем-то легким. Иначе как они научатся правильно вести себя за столом, если у них не будет образца для подражания?

Обсуждайте за столом все, кроме еды. Так ребенок научится общаться и не обращать внимания на то, что он ест. Некоторым родителям трудно на это настроиться. Но представьте, что бы вы чувствовали, если бы ваши друзья стали комментировать то, как вы едите. Или, может, вы помните, как вас обсуждали родители: «Что, невкусно? Почему ты так мало съела?». Вообще-то дети съедают гораздо больше, если никто к ним не присматривается и не делает замечаний.

Обсудите, что происходило сегодня днем или чем дети займутся на выходных, что-то для них актуальное. «Я думала о нашей прогулке в парке. Помнишь ту собаку, которую мы видели? Она так громко лаяла». Такие беседы за столом доставляют удовольствие и учат детей вести себя в обществе других людей. При этом дети едят, не думая о самой еде. Однако не нужно ждать от ребенка, что он всегда будет участвовать в разговоре. Вы можете говорить в основном сами.

Когда ребенок поел, его время за столом закончилось. Большинство детей, особенно двух и трех лет, не будут сидеть за столом, если они все съели, и неразумно ждать этого от них. Скажите им: «Ты знаешь, что наелся. Если все — иди поиграй. Ужин закончен». Так вы покажете, что доверяете детям самим решать, когда они наелись. И еще вы закрепите важную установку: сидят — когда едят, встают — когда наелись.

Малыш кидает еду? Это значит, что он уже сыт. Вы можете прокомментировать его поведение так: «Я вижу, ты наелся. Можешь выходить из-за стола». Уберите тарелку ребенка, чтобы он понял, что вы имеете в виду. Если он кидает еду, едва начав есть, предлагаю сказать: «Мы не бросаемся едой. Если ты доел, я забираю твою тарелку», чтобы ребенок имел возможность еще поесть. Но если он не прекращает — значит все.

Вы покупаете еду, вы ее подаете на стол. Если вы довольны тем, что попадает на стол, то подумайте, почему вас волнует вопрос о том, что вы едите. У маленьких детей аппетит меньше, чем мы предполагаем, и невозможно предугадать, что именно они съедят. Лучше положить на тарелку разную еду, и пусть ребенок сам выберет, что ему хочется. Некоторые начнут привередничать и вообще ни к чему не притронутся; уважайте это решение.

Пройдитесь с ребенком по магазинам. Сходите в продуктовый магазин или на рынок, где продается фермерская продукция. Пусть ребенок поймет, откуда в доме берется еда, и почувствует гордость, что делает то же, что и взрослые.

Не будьте занудой-поваром. Если ваш ребенок отказывается от какой-то пищи, но вы позволили ему выбрать из того, что он точно ест, тогда он может принять решение самостоятельно. Всегда подавайте на стол как минимум одно его любимое блюдо (у моих детей это был хлеб!). Иными словами, не надо указывать ребенку, что и в каком количестве есть, как только пища оказалась на столе.

Не обещайте ребенку лакомства для того, чтобы он доел основное блюдо. Сладости слишком привлекательны и полностью займут мысли малыша. Он начнет их клянчить и ни о чем другом даже думать не захочет. Избегайте этого и не заманивайте его никакой едой. Лучше пусть вся пища воспринимается одинаково. Вы все еще воюете за столом? Пусть дома не будет той еды, которая провоцирует конфликты.

Не рассчитывайте на хорошие манеры в этом возрасте — демонстрируйте их сами. Ваш ребенок берет пример с вас. Если вы относитесь к нему с уважением, сами говорите ему «пожалуйста» и «спасибо» и хорошо ведете себя за столом, он научится вежливости, когда станет старше.

Ребенок ничего не ест? Рецепт идеальной трапезы

Когда дети взрослеют, встреча за столом — это время для того, чтобы обсудить события дня. Редко кто из детей отвечает на прямо заданный им вопрос (в любом возрасте), но большинство из них с удовольствием поболтают за едой, если на них никто не давит.

Пока ваши дети еще столь юны, попробуйте привить им правила поведения, на которые можно будет опираться позднее, когда они подрастут и смогут сказать гораздо больше. Со своими маленькими детьми я играла за столом в игру «У кого что смешного, плохого, хорошего или странного произошло сегодня днем?». Так легче разговориться. И это подразумевает, что за день может случиться всякое — и плохое, и хорошее.

Часто разговор начинал мой муж. Он рассказывал о чем-нибудь простом: «Я сегодня увидел кое-что удивительное. Два пожелтевших листочка на дереве, а ведь еще только август на дворе!». Это помогало растопить лед. Потом мальчики начинали делиться тем, что произошло с ними, иногда перебивая друг друга.

Во время разговора пусть ваш ребенок сам решает, когда он уже наелся; так он научится утолять свой голод и реагировать на связанные с этим сигналы насыщения. Если ваш малыш быстро выскакивает из-за стола, съев кусочек-другой, просто уточните: «Тебе виднее, наелся ты или нет. Ты уверен, что больше не хочешь?» и напомните, что тогда обед окончен! Со временем дети научатся есть тогда, когда им потребуется, но лишь в том случае, если мы, родители, не вмешиваемся в это постоянно.

Суть подхода такова: не присматривайтесь к тому, что дети едят. Просто ставьте еду на стол, разговаривайте и на¬слаждайтесь общением. Я знаю, это легче сказать, чем сделать. Но так отношения в семье улучшатся.

Источники:

http://m.baby.ru/wiki/deti-do-treh-let/pocemu-rebenok-ploho-kusaet/
http://o-krohe.ru/komarovskij/plohoj-appetit/
http://www.7ya.ru/article/Rebenok-otkazyvaetsya-ot-edy-chto-delat-12-shagov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector