Подготовка к ГИА по обществознанию (Краткая теория). Особенности формирования личности в подростковом возрасте

ГИА по обществознанию

Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в литературе как близкие по значению. Однако каждое понятие имеет свою специфику.

Человек — один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т. д.). Т. е. это понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Соответственно, индивидуальность — это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в человеке.

Личность — индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Оно характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс первоначально ребенок — это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере развития, усвоения социального опыта человечества он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное не является врожденным, от рождения даны только предпосылки развития человека в личность.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Личность — это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Можно выделить следующие признаки личности:

  • личность — это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;
  • личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;
  • личность — носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
  • личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.

Психология утверждает, что личность — это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.

Психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов.

Личные качества — совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.

Внешние факторы, влияющие на развитие личности:

  • воспитание (строгое или либеральное);
  • принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной);
  • его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
  • влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.

Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки. Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.

Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль.

Подростковый период характеризуется:

  • выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;
  • включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;
  • определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества;
  • в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность связано с понятием социализация.

Социализация — это процесс вхождения индивида в общество. Она включает в себя:

  • обучение и воспитание индивида;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • освоение культурных ценностей и норм общества;
  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
  • освоение видов совместной деятельности;
  • нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Их называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки подчинения старшим.

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи; отдельные лица, обладающие авторитетом в глазах молодежи. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания. Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели.

Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1

Личность. Особенности подросткового возраста.

Лекция 2.

Тема 1. Человек и общество.

Биологическое и социальное в человеке.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии; он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и д р.

Основные отличия человека от животного

— Человек обладает мышлением и членораздельной речью

— Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

— Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

— Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

— Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Основные признаки, характеризующие человека

Индивид – отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека (биологические и социальные особенности), набор его уникальных свойств.

Личность – социальный и духовно развитый человек.

Личность. Особенности подросткового возраста.

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность — это человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его способностей и социальных функций.

Личность:

— способна нести ответственность и решать проблемы

— отличается самосознанием

контролирует поведение, обладает волей

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.

1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.

План.

  • Личность, качества личности.
  • Факторы, влияющие на развитие личности.
  • Подростковый возраст: границы, особенности:

— анатомо-физиологическая перестройка организма,

— особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением.

Личность.

Личность – это человек как общественное существо, для которого характерны черты, сформированные в обществе.

Качества личности:

  • наличие самосознания (самооценки, самоконтроля),
  • автономность, которая проявляется в том, что человек способен в определённой степени быть независимым от общества, противопоставить себя ему, властвовать над собой,
  • способность нести ответственность за свои действия,
  • способность ставить цели и их осуществлять,
  • обладание волей,
  • контроль за действиями, поступками, словами,
  • самостоятельность в поступках.

Факторы, влияющие на развитие личности:

  • социальная среда, окружение,
  • воспитание
  • образование,
  • самообразование и самовоспитание,
  • пример ярких личностей из жизни и литературы.

Подростковый возраст.

Подростковый (средний школьный) возраст – это период, который обычно начинается с 11-12 и продолжается до 15 лет.

Особенности подросткового возраста.

1.Анатомо-физиологическая перестройка организма:

  • интенсивное физическое и физиологическое развитие,
  • более быстрый рост скелета по сравнению с развитием мышечной тка­ни, появление нескладности, непропорциональности, угловатости фигуры,
  • серьезная гормональная перестройка, половое созревание, что вызывает резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность;
  • возникновение трудностей в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга,
  • значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • раздражительность, неуравновешенность.

2.Особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением:

  • переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • ведущий вид деятельности – общение со сверстниками, переориентация общения с родителями и учителями на сверстников;
  • конформизм поведения (от лат. подобный)- склонность к усвоению норм и ценностей, принятых в определённой группе, желание слиться с группой, подражательность, что рассматривается подростком как средство психологической защиты; подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе и в то же время стремится к лидерству; на первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении;
  • огромное влияние на формирование подростков оказывают средства массовой информации;
  • «чувство взрослости» — отношение подростка к себе как к взрослому человеку, стремление к самостоятельности, к ограждению от опеки взрослых, потребность в самоутверждении, развитие самосознания, волевых качеств, критичность мышления, склонность к анализу своих мыслей и поступков, колебания, раздумья; стремление получить статус взрослых и взрослые возможности, но в то же время нежелание возложить на себя ответственность взрослых, избегание этого;
  • внутренний кризис самооценки подростка, возникающий в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой;
  • происходит становление мировоззрения молодого человека; это сложный процесс, иногда он прохо­дит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негати­визм; несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порож­дает чувство одиночества и подавленности;
  • в результате полового созревания появление повышенного интереса к противоположному полу, появление чувства влюблённости;
  • возможно появление тревоги, агрессии и проблем­ного поведения, что может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми;
  • склонность к риску и агрессия как приемы самоутверждения, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников;
  • в учебной и познавательной деятельности – развитие теоретического мышления, творческих потребностей, расширение способностей самостоятельно справляться со школьной программой; в то же время наличие трудностей с учёбой, которая отходит на второй план;
  • рост критичности мышления, когда подросток уже не принима­ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований;
  • активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источники:

http://oege.nnewer.ru/oge/chelovek_i_obshhestvo/15_lichnost_osobennosti_podrostkovogo_vozrasta.html
http://studopedia.ru/19_297980_lichnost-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html
http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-6/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×