Подросток сын не слушается. Сын-подросток не хочет учиться

Содержание

Подросток не хочет учиться. При чем тут родители?

Случай из практики. Мама подростка жалуется на дочь девятиклассницу: «Перестала учиться, дома ничего не делает, отмалчивается. Ее друзья ее мне не нравятся, я их отстранила от дочери, она такая доверчивая. Объясняю дочери, что без хорошего образования у тебя нет будущего, надо учиться».

Мама и дочь достают карты не глядя, взакрытую и описывают ассоциации, которые у них возникают.

1.Карта «Как выглядит на самом деле ситуация?»

Описание карты. Это моя дочь. Свернулась. Лежит, ничего не хочет делать. Я – это дерево, которому расти неудобно, оно старается ухватиться за ракушку и выжить. Дом – это муж, который молчит и прижимается к дереву, чтобы не упасть.

Спрашиваю у мамы, зачем вам лично нужно, чтобы ребенок хорошо учился, был успешным. Мама не сразу понимает, говорит о важности учебы для ребенка, затем перечисляет:

— Все скажут, что я хорошая мать, вырастила достойного ребенка.

— Моя мама скажет, что я молодец, заслужила, мамины усилия не пропали даром.

— Докажу что я люблю ребенка больше, чем моя мама любила меня .

Как видите, мама рассказывает о своих потребностях. А дочь выступает средством для достижения цели.

2. Карта «Состояние мамы».

Описание карты. Это учительница, которая требует, чтобы все выполняли правила. За невыполнение – плохая оценка, осуждение. Дети ее боятся.

Подросток рассказывает свою версию. — «Мама хочет, чтобы я сдала экзамен и поступила в институт в Москву. Затем она продаст квартиру здесь, купит квартиру в Москве и я буду жить с ней, потом она найдет мне мужа (мы будем гулять там, где живут дипломаты), я выйду замуж, мама будет нянчить моих детей».

— Тебе нравится мамин план? Не знаю, но одна я боюсь ехать в чужой город. Я не справлюсь без мамы.

3.Карта «Состояние дочери».


Описание карты. Я механическая заведенная кукла, которая ходит туда-назад перед родителями. Мама мне всегда ставит шестерки, я этого боюсь и поворачиваюсь к папе, чтобы увидеть десятку.

— Какой самый большой страх в отношении с мамой существует?

— Я боюсь ее разочаровать, не соответствовать ее ожиданиям. Если я заговорю о своих потребностях, она во мне разочаруется. Лучше ничего не делать, так проще.

4. Карта «Чего я хочу больше всего».


Описание карты. Я хочу пока просто учиться, гулять с друзьями. Хочу, чтобы со мной все дружили, говорили какая я классная. Я сейчас не готова думать об институте и замужестве. Это как то далеко.

В результате девочка все же начала учиться. Но страх не соответствовать ожиданиям других все же остался. Потому что есть ожидания мамы, а с мамой договориться оказалось весьма сложно.

Почему родителю не удается договориться со спокойным, послушным ранее подростком по поводу учебы?

— Потому что подросток полностью зависит от мамы. Материально, морально, эмоционально, физически. А у мамы есть свои нереализованные желания и она сделает все, чтобы ребенок их осуществил.

— У подростка есть свои потребности, а о них либо никто не спрашивает, либо не считают серьезными и правильными. Для того чтобы разговаривать с подростком нужно родительское терпение, а это все-таки редкий дар.

— У ребенка есть желание соответствовать маминым ожиданиям, потому что мама гарант безопасности. А у мамы есть свои множественные детские и подростковые страхи. Исходя из этих страхов, она начинает ограничивать, корректировать своего ребенка. Сопротивляться для подростка опасно и тогда лучше молчать и прятаться в интернете.

— Постепенно к ребенку приходит апатия и равнодушие. Сам управлять жизнью не могу, мамины ожидания выполнять не хочу, лучше ничего не делать, потому что все равно мама будет недовольна.

Самые распространенные причины нежелания учиться у подростков.

— Страх оценки родителей, учителей, сверстников. Все равно они мной будут недовольны, нет смысла стараться, лучше ничего не делать.

— Страх не оправдать ожидания значимого родителя и вина за то, что не оправдываю.

— Страх меня не любят родители. Я никому не нужен. Представление о себе как о бессильном и ничтожном человеке.

— Нагрузки в школе не соответствуют возможностям ребенка, типу нервной системы. Низкая скорость усваивания предметов, плохая память, низкая концентрация порождает страх — я самый глупый в классе.

— Часто при переходе на предметное обучение, при длительных болезнях ребенок начинает отставать по одному предмету, например, по математике. И тогда все, что связано с числами вызывает отторжение, страх.

— Для ребенка учение не является ценностью, не вызывает интереса. И здесь родителю важно отделить свои желания, страхи, тревогу от того, что творится в душе подростка и постараться услышать его, договориться. Важно, чтобы родитель принимал решения за ребенка, исходя из его интересов.

Данный случай описывает ситуацию зависимых отношений мамы и дочери. Конртрзависимость подростка предполагает бунт, сопротивление, конфликты. Но это уже другая история.

Совет 1: Если подросток вас не слышит

Содержание статьи

  • Если подросток вас не слышит
  • Как общаться с подростком
  • Родители и ребенок-подросток

Не завышайте требования к подростку!

По мере взросления ребенка к нему начинают предъявлять все больше требований. Чем старше он становится, тем сложнее и становятся проблемы и задачи, стоящие перед ним, и тем больше тревог и опасений вызывает у родителей его будущее. Это совершенно закономерно. Однако очень часто, это ведет к завышенным требованиям. Родители действуют из благих побуждений, стремясь подготовить свое чадо к сложностям взрослой жизни, а потому ждут, что он будет успешным и идеальным во всем. Возросшая учебная нагрузка, домашние обязанности, дополнительные занятия и секции – масса обязанностей и требований. А в это время сам подросток не физически не психологически не готов соответствовать ожиданиям и выполнять, все, что требуют от него взрослые.

Если хотите, чтобы подросток вас услышал – научитесь слушать его!

Ведь настоящей потребностью его возраста является потребность в общении. Самая важная задача с точки зрения формирования личности – научиться взаимодействию в социуме, группе, приобрести опыт доверительных дружеских отношений. Тогда как со стороны взрослых эта потребность всячески ограничивается. Отсюда и ощущение непонятности, потерянности, одиночества, с которым сталкиваются подростки.

Состояние подростка совершенно особое, это кризисный период, связанный сильными психоэмоциональными нагрузками, физиологической перестройкой организма. Не зря иногда состояние подростка сравнивают с состоянием беременной женщины. Поэтому, когда психическое напряжение достигает некого максимума, в сознании срабатывает, словно некий защитный фильтр, который пытается оградить его от избыточного стресса. Это одна из причин «глухоты», когда подросток пропускает мимо ушей обращенные к нему требования. Научитесь понимать подростка, сопоставлять его возможности, не только физические, но и психические с вашими требованиями.

Право на свободное время

Кроме того, подростковый период – время становления самооценки и осознания личностью психологических границ. То есть подросток учится иметь и отставать свою точку зрения. В это время у него также появляется и потребность в личном времени и собственные интересы. Для полноценного развития, нельзя полностью лишать подростка такой возможности и права. У него должна быть возможность гулять после школы, общаться со сверстниками, читать интересные ему книги, смотреть фильмы и т.п., а не только учиться, выполнять домашние обязанности.

Заключите «договор»

Заключите с подростком «договор» — составьте за семейным советом договор с подростком, где обсудите не только его права, но и ваши требования, которые он сам обязуется выполнять. Также обязательно обсудите систему штрафов за невыполнение своих обязательств. Наказание не должно быть физическим, унижать ребенка. В качестве наказная можно предложить сокращение времени игр и прогулок со сверстниками, пользования компьютером и т.п.

Совет 2 : Воспитание подростка: как преодолеть трудности

Совет 3 : Что такое переходный возраст

Содержание статьи

Почему наступает переходный возраст

В 10-12 лет у детей начинается период бурного созревания, который длится до 15-17 лет. Организм подростка подвергается значительным внутренним и внешним изменениям — появляются вторичные половые признаки, меняется голос, черты лица становятся более резкими. Тело и конечности удлиняются, именно в этот период происходит наиболее бурный рост. Часто подростки сами не успевают приспособиться к своим новым пропорциям, поэтому кажутся неуклюжими и угловатыми. Все эти изменения происходят под влиянием усиленного выброса гормонов, что отражается на деятельности эндокринной, нервной и вегетативной системы организма. Гормональный всплеск порождает такие негативные явления подросткового периода, как появление угревой сыпи, повышенная жирность волос и кожи, резкое похудение или прибавка в весе, повышение или понижение давления. Переходного возраста с опасением ждут многие родители — ребенок может резко менять свое поведение, замыкаться в себе или становиться неуправляемым.

Психология переходного возраста

Взрослеющий подросток начинает осознавать, что он больше не ребенок. Он становится более самостоятельным, желает сам выбирать свои интересы, одежду и друзей и агрессивно реагирует на вторжение в личное пространство. Для этого возраста характерен максимализм — подросток преувеличивает любые незначительные события, способен впасть в депрессию из-за пустяка или расценить случайный взгляд как наличие симпатии. Гормональный всплеск приводит к резкой смене настроения и бурному выражению эмоций. Поэтому компании подростков, гуляющие по улице, зачастую шумны и очень веселы. Однако, после такого веселья может наступить и резкий эмоциональный спад. Эта же смена настроения приводит к частым экспериментам со внешностью. Подростки очень внушаемы. Они легко внимают ярким лозунгам и призывам, считают, что выделяются из толпы, когда присоединяются к какому-либо движению. Часто этим пользуются недобросовестные лидеры различных организаций.

Как общаться с подростком

Большинство родителей со страхом ожидает наступления переходного возраста. Однако то, как пройдет этот период, целиком зависит от них. Многие родители отмечают, что и не заметили, как прошел переходный период, потому что правильно общались с детьми.

В первую очередь, нужно понять, что ваш ребенок уже не малыш. Он имеет свое мнение и свои права. Избегайте того, чтобы заходить в его комнату, не трогайте его вещи и телефон — подросток очень ревностно относится к своей собственности. Смиритесь с тем, что он, возможно, будет носить слишком яркую. вызывающую или неформальную одежду, слушать «ужасную» музыку и проводить больше времени с друзьями, чем с вами. Так он заявляет о своей самостоятельности. Вместо этого подружитесь со своим повзрослевшим ребенком. Разговаривайте с ним на равных, рассказывайте истории о своей жизни, спрашивайте о его делах. Но это не должно походить на допрос. Став подростку другом, вы вместе сможете легко «пережить» переходный возраст.

Совет 4 : Что делать с непослушным подростком

Когда дети отказываются слушать и выполнять просьбы старших, родители испытывают дискомфорт. У них возникает ощущение, будто разгораются соревнования по перетягиванию каната. И ребенок, и родители с одинаковой целеустремленностью тянут его на себя. В результате каждая сторона терпит неудачу.

Содержание статьи

Мамы и папы испытывают возмущение, когда их отпрыски проявляют непослушание. Но не всякий раз родители осознают, что пренебрежение авторитетами является непременным условием для формирования с детства у человека уверенности в собственных силах.

Чтобы малыш искренне поверил в себя и обрел качества самостоятельного человека, ему необходимо осознать главное. Лидеры, за которыми он прежде беспрекословно следовал, больше не являются таковыми. И он в чем-то умнее их.

Если он сумел обойти маму и папу, которые были для него наиболее авторитетными людьми, он найдет в себе силы обойти кого угодно! Именно такая идиома прописывается в подсознании детей. Маленький революционер, восставший против надоевшего семейного режима, является будущим лидером. Он принял хорошую «дозу» уверенности в собственной компетенции, и не сможет никогда с нее «слезть».

Вера в свои силы формируется в подростках благодаря навыку принятия решений. Детям следует понять, что жизнь является следствием их собственного выбора и обстоятельств, в которых он делался. Выбор придает сил, и возможность сделать его значительно сокращает уровень стресса у ребят. Также он является более результативным, чем принуждение.

Отчего подростки непослушны?

Причиной являются родители, которые не могут выделить больше времени на общение с отпрыском. Хаотичный образ жизни не оставляет возможности маме и папе обратить внимание на ребенка, подискутировать с ним. Взрослым необходимо, чтобы он повиновался сию секунду, так как они чересчур заняты решением собственных проблем.

Дети не всегда могут меняться очень быстро. Иногда непослушание является временной реакцией подростков на изменение текущей ситуации. Это может быть переезд, смена школы, развод старших или половое созревание. Нужно давать детям время оправиться.

Как пережить переходный возраст ребенка без стрессов?

Для родителей этот период является непростой стадией. Они ошибочно полагают, что их роль в качестве главного защитника видоизменена в корне, и главное предназначение они выполнять не смогут. И тогда мамы и папы начинают ощущать себя нежелательными персонажами в жизни детей.

Взрослые отмечают, что их все реже допускают до принятия важных решений, касающихся ребенка. И в их сознании это оборачивается настоящей трагедией. Родители упускают суть: они все еще нужны отпрыску, но в такой период им следует отстраниться и организовать для него личное пространство, чтобы тот получил возможность вырасти психически уравновешенной, полноценной и целостной личностью.

  • Подростки — как вести себя родителям
  • Непослушный ребенок: скандалить или сотрудничать
  • Воспитание детей: пусть подростки выбирают сами!

Совет 5 : Подростковый период: страшно ли это

Содержание статьи

Если разобраться в этом вопросе, то становиться ясно, что ничего в этом страшного нет. Ведь все мы тоже прожили это время и остались живыми и здоровыми.

Подростковый период проходит, прошел или пройдет у всех ребят в возрасте 15 или 16 лет. Есть конечно же способы борьбы с этим: общение и замещение. Рассмотрим их подробно.

Лекарство номер один от взрывного характера подростка

Общение – это лучший способ снизить риск пострадать от взрывного характера подростка. Дорогие родители, даже если у вас много дел, которые нужно решать обязательно, то все же вы должны найти время, чтобы поговорить с вашим ребенком, поинтересоваться его делами в школе, с друзьями. Общайтесь с ним по поводу и без повода. Если вы не будете уделять достаточного внимания ребенку в плане общения, то он может попасть в плохую компанию, где с ним будут общаться. И там ему будут уделять внимание в любом случае. Но этого никак нельзя допускать, это испортит жизнь и ребенку, и вам.

Способ альтернативы

Способ поиска альтернативы или замены тому, что вас не устраивает. Лучше всего объяснить на примере: вам ребенок начал увлекать прослушивание музыки с ненормативной лексикой или что-то в это роде. Вам естественно это не понравиться. Вам захочется запретить это делать вашему ребенку как можно быстрее. Все правильно, но нельзя просто так запретить. Это действие испортит отношения между ребенком и вами. Чтобы избежать этого, надо просто настойчиво предложить ребенку замену: пусть слушает альтернативный рок, танцевальную музыку и что-то еще вместо его “паранормальной” музыки. В общем, замещайте вредные привычки полезными, что-то плохое чем-то хорошим.

Самое главное – это личный пример

Все мы знаем, что огромнейшее влияние на сознание подростка имеет личный пример родителей. Так, если отец не курит, то у ребенка больше шансов не начать курить. Если ребенок неоднократно видит, что вы употребляете алкоголь, то ему тоже захочется это сделать. Не пейте вовсе, если не хотите испортить жизнь ребенку. Тут также может быть использован метод альтернативы: вместо алкогольных напитков предлагайте ребенку сок. Еще вы должны объяснить ребенку, что алкоголь это вредно ну и невкусно, а сок это полезно и сладко.

Нет телеящику!

Если вы смотрите телевизор, то вы несчастный человек, потому что вы тратите драгоценное время на ерунду, вместо того, чтобы сходить с ребенком в театр, в цирк, в парк или заняться чем-то полезным. Подумайте, какая польза от телевизора. А теперь подумайте, какая будет польза от того, что ваш ребенок будет знать английский язык.

«В среднюю школу ходят тусить»: Что делать, если подросток не хочет учиться

В нашем журнале психологи, психотерапевты и психиатры отвечают на вопросы читателей. Присылайте свои истории и вопросы в фейсбуке или вконтакте.

Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.

Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.

Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах.

Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.

Что происходит в голове подростка в средней школе

В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.

Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

Может, в старших классах за голову возьмется?

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил . Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.

Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.

Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться. ». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Источники:

http://www.b17.ru/article/138050/
http://www.kakprosto.ru/kak-868560-esli-podrostok-vas-ne-slyshit
http://medalvian.ru/zhurnal/kak-zastavit-podrostka-uchitsya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector