Позитивное и негативное влияние сети интернет на социализацию подростков. Влияние средств массовой информации на социализацию детей и подростков

Содержание

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА

Оренбургский государственный педагогический университет

Научный руководитель: М.А. Петрунина, кандидат педагогических наук, доцент

Средства массовой коммуникации (СМК) мы рассматриваем как технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории [2].

Важно учитывать, что СМК как социальный институт способны влиять на большие группы индивидов, они играют большую роль в современном политическом процессе. Средства массовой коммуникации включают в себя газеты, радио, кино, журналы, телевидение, литературу, музыку и интернет, что находится в поле зрения современных подростков.

Средства массовой коммуникации обладают рядом основных функций, изучением которых занимались такие ученые, как В.П. Конецкая, И.П. Магай, К. Райт, С.Г. Коростенко, И.Д. Фомичева, Л.Н. Федотова, Л.Г. Свитич, Т.В. Науменко, С. Сиберт, Г. Лассуэлл, Е.П. Прохоров, У. Шрам и другие. На основе трудов данных ученых можно выделить ряд явных и латентных функций средств массовой коммуникации. Явными функциями являются следующие [1, 3]:

Информационная функция – основная функция СМК, которая заключается в предоставлении наиболее интересной информации в различных сферах деятельности – юридической, политической, медицинской деловой, научно-технической. Информация, которая добывается и передается СМК, как правило, включает не только нейтральное освещение тех или иных событий, но и дает оценку и включает его комментарий. На базе предоставляемой информации у граждан создается мнение о деятельности государства, политических партий, парламента, Государственной Думы и других политических институтов, культурной, экономической и иной жизни социума.

Культурологическая функция реализуется посредством того, что СМИ знакомят с достижениями искусства и культуры и тем самым решаются познавательные задачи. Также данная функция помогает осознанию социумом необходимости преемственности и сохранения культурных традиций и обрядов. С помощи средств массовой коммуникации люди знакомятся с особенностями различных субкультур и культур. Это приводит к развитию эстетического вкуса, который помогает общему взаимопониманию, способствует снятию социальной напряженности, а также помогает интегрировать человека в общество.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности спорно. С одной стороны, СМК помогают знакомству широких масс с достижениями всемирного искусства, новейшими тенденциями и направлениями. Это явная заслуга средств массовой коммуникации. С другой стороны, низкое качество художественных и развлекательных программ, большие возможности их тиражирования воспитывают плохой вкус у потребителей массовой культуры.

Функция социализации помогает растущему человеку формировать нормы, ценности и образцы поведения, адаптирует личность к социальной действительности. Эта функция отчетливо проявляется в сообщениях гражданам знаний, которые позволяют адекватно организовывать и оценивать сведения, получаемые с помощью СМК. Средства массовой коммуникации, как известно, сопровождают человека в течение всего жизненного цикла, в большой мере это влияние (не всегда положительное) воспринимается в подростковом возрасте, когда интересы неустойчивы и ситуативны. При этом у подростка могут сформироваться неправильные способы оценки не только настоящего, но и будущего.

По утверждению А.В. Мудрика, СМК играют большую роль в развитии человека. Среди ученых ведутся споры по этому поводу. Например, о том, приносят вред или, наоборот, будут полезными новые виды коммуникации. Так, Платон говорил, что появление письменности приведет к оскудению творческих способностей [2].

Появление кино, радио, а затем телевидения всегда связывали с падением интереса к чтению. Это действительно так, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кино и телепередачи огромные массы людей, которые совсем не обязательно стали бы читателями. По мнению ученых, влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но все-таки оказывает положительное воздействие [2].

Поколение, воспитанное советским телевидением и впитавшее стереотип отношения к телевидению как информационному источнику и «серьезному» идеологическому, политическому институту, замещается новой генерацией телезрителей, сформированной в условиях другого общества и иного телевидения. Например, подростки чаще признают, что смотрят телевизор ради развлечения и отдыха. А среди зрителей старше 55 лет, составляющих основную аудиторию «мыльных опер», дневных ток-шоу, развлекательных шоу и юмористических концертов, по-прежнему значительно больше тех, кто отвечает, что смотрит телевизор, прежде всего, для получения информации – срабатывает стереотип.

Далее стоит отметить, что большой объем аудитории среди молодежи составляют интернет-пользователи. Ни для кого не секрет, что развитие всевозможных гаджетов и технических возможностей подталкивает подростков к частому посещению глобальной сети Интернет, что иногда превращается в зависимость. Эту зависимость называют Internet addiction (интернет-аддикт) [4]. Следует учитывать, что интернет-зависимость как психическое расстройство пока что не включено в официальную классификацию заболеваний.

Сейчас известно, что в развитых странах Интернет имеет огромное влияние на своих пользователей в силу общей доступности, высокой технологии для доступа к нему, хорошего качества работы поисковых систем. То есть получается, что люди, не выходя из дома, получают все ресурсы через Интернет.

Что касается радио, то социологические опросы показали, что в целом радио теряет популярность у россиян: доля прекративших слушать его регулярно растёт, слушающих – как прежде или снижается. Впрочем, снижается и доля слушающих их меньше – вероятно, за счёт увеличения не слушающих вовсе. Рейтинг радиостанций также меняется с завидным постоянством.

Иными словами, радио в России становится всё менее популярным, и слушают его чаще всего «по привычке», причём в большинстве случаев это касается развлекательных и музыкальных станций.

Подростки, как наиболее мобильные и восприимчивые ко всякого рода инновациям, больше других подвержены ценностным и ориентационным перестройкам. В некоторых случаях дистанция, разделяющая старшее поколение с молодым, является критической. Отсюда обостренный конфликт поколений.

Современные подростки вместе со всем социумом включены в новую реальность, которую они осваивают инстинктивно, часто при отсутствии целенаправленной помощи наставников. Эту роль «наставников» в информационном обществе, как правило, берут на себя средства массовой коммуникации: пресса, телевидение, радио, Интернет, мобильная связь. Сегодня они являются для молодого поколения привычной средой обитания и имеют большое влияния на процесс социализации личности.

Отнюдь не все, что передается СМИ, благоприятно влияет на подрастающее поколение. Повышенный коммерческий характер информационных источников старается вытеснить молодежную аудиторию с ее потребительскими интересами на периферию медиарынка. СМИ в большей степени утратили свою воспитательную функцию, обменяв ее на функцию развлечения и удовлетворения потребительских интересов. А ведь воспитание подрастающего человека является одной из главных задач любого общества.

Такое положение характерно не только для России. Анализ исследований заявленной проблемы позволяет утверждать, что подростки слишком увлеклись телевидением и Интернетом, перестали вести активный образ жизни, гордятся числом игровых побед, а не количеством настоящих медалей.

При рассмотрении особенностей влияния СМК на социализацию подростка, можно сделать вывод о том, что молодые люди, как наиболее мобильные и чувствительные к новшествам, больше других подвержены ценностным и ориентационным перестройкам.

В этой связи средства массовой коммуникации в большей мере утратили свою воспитательную функцию, заменив ее на функции развлечения: транслируемые передачи все чаще несут ложную, непроверенную интерпретацию, иллюстрируется тот образ поведения, который выгоден источникам информации. Все это позволяет констатировать, что в современных социокультурных условиях требуются кардинальные изменения в сфере СМК в целях воспитания детей и молодежи.

Список использованной литературы

1. Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая – М.: Гардарики, 2014.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 223 с.

3. Науменко, Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания / Т.В. Науменко. – М.: ОНИКС-ЛИТ, 2013.

4. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник / Ж.Т. Тощенко. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 640 с.

Влияние средств массовой информации на социализацию детей и подростков

Негативное и позитивное воздействие средств массовой информации на социализацию детей и подростков

Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни детей и подростков.

В современном мире средства массовой информации играют огромную роль в жизни человека, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие.

Средства массовой информации держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, утоляя «информационный голод»; средства массовой информации повышают общую, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность [11].

Благодаря средствам массовой информации формируется общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существуют четко сформированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, так как несет в себе оттенки трех функций — связи ( как источник коммуникаций ), СМИ ( как источник информации ) и производства ( как основы для бизнеса )

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет — порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом [12].

Средства массовой информации являются также источниками негативной, жестокой информации: в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие.

Воздействие средств массовой информации достаточно существенное. Подростки — это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию массовых медиа средств. Всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе. Эту проблему нужно решать, несмотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение. Мы убеждены, что сообщаемая информация должна воспитывать в подрастающем поколении понимание жизни, добрые советы, положительный настрой, а не формировала в воспитанниках негатив и разочарование [13].

Если говорить о негативных последствиях, то можно отнести к ним формирование у подростков потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Массивное воздействие средств массовой информации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей является телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека.

Телевидение способно моделировать поведение «потребителей» информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия в самых жестких и извращенных формах превзошло границы восприятия его нормальным человеком. Насилие лавиной обрушивающиеся с экрана, становиться «нормой» досуга не только взрослых, но и детей и подростков.

Также, одним из отрицательных воздействий является — пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент средствам массовой информации “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда — цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных средствах массовой информации, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями[12].

Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни детей и подростков. Это влияние распространяется как непосредственно через средства массовой информации на личность ребенка, так и опосредованное — через родителей, учителей, сверстников, на которых средства массовой информации, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы средствами массовой информации. Средства массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни ребенка: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у ребенка, с другой — провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта. Телевидение достаточно сильно влияет на жизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни, воздействует на поведение детей и подростков, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки. Мы рассмотрели вопрос влияния средств массовой информации на поведение детей и подростков, и можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Подростки — это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа — воздействие на детей и подростков. Всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

В двадцатом веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно установленных медиа средств.

Эти обильные источники — телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей. А телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки. Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Влияние Интернета на социализацию старших школьников Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Угольков Николай Владимирович

В статье обосновывается роль Интернета в социализации современных старших школьников . Обозначаются негативные и позитивные аспекты влияния Интернета на социализацию молодежи.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Угольков Николай Владимирович,

THE INTERNET INFLUENCE ON SOCIALIZATION OF SENIOR SCHOOL STUDENTS

In the article the role of the Internet in socialization of modern senior school students is substantiated. Negative and positive aspects of influence of the Internet on the youth socialization are emphasized.

Текст научной работы на тему «Влияние Интернета на социализацию старших школьников»

Угольков Николай Владимирович

аспирант кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета тел.: (905) 741-89-87

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье обосновывается роль Интернета в социализации современных старших школьников. Обозначаются негативные и позитивные аспекты влияния Интернета на социализацию молодежи.

Ключевые слова: Интернет, социализация в интернет-среде, старшие школьники.

Ugolkov Nikolay Vladimirovich

Postgraduate Student of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology of Moscow State Pedagogical University

tel.: (1905) 741-89-87

THE INTERNET INFLUENCE ON SOCIALIZATION OF SENIOR SCHOOL STUDENTS

In the article the role of the Internet in socialization of modern senior school students is substantiated. Negative and positive aspects of influence of the Internet on the youth socialization are emphasized.

Key words: the Internet, socialization in the Internet environment, senior school students.

Социализация старших школьников в современных условиях развития нашего информационного общества является одной из актуальнейших проблем, в частности, в связи с тем, что подростки и юноши в большей степени, чем представители других возрастных каст, подвержены влиянию (подчеркнем, что, как позитивному, так и негативному) социальной среды. Несмотря на многолетние усилия психолого-педагогической науки, старшие школьники по-прежнему вместо поддерживающего и конструктивного контроля со стороны родителей и школы, в котором они, безусловно, нуждаются, оказываются предоставлены сами себе, социализируются «на улице», состоят в молодежных неформальных группировках. Многие старшие школьники, находясь в такой ситуации, как и их сверстники в прошлом веке, реализуют возможности спонтанного и неконтролируемого усвоения социального опыта. Школьники в XXI в. зачастую черпают информацию посредством Интернета, который, став современным социальным институтом, влияет на установки, ценности и поведение подрастающего поколения.

Цель данной статьи — показать роль Интернета в социализации современных старших школьников через описание основных негативных и позитивных аспектов влияния Интернета на социализацию молодежи.

Интернет в современном мире представляет собой глобальную всемирную сеть, которая объединяет пользователей в различные социальные группы. Целевые возможности Интернета до сих пор не изучены в достаточном объеме, и можно только предполагать и необходимо тщательно изучать, какое влияние больше, негативное или позитивное, оказывает глобальная компьютерная сеть на процесс социализации современных старших школьников. Безусловно лишь то, что в настоящее время Интернет занимает одну из лидирующих ролей в социализации старших школьников.

Практически до конца XX в. Интернет относили к мезофакторам социализации, и только на рубеже XX-XXI вв., благодаря новым перспективным и инновационным исследованиям, в которых была переосмыслена и переоценена роль Интернета для человечества и влияние его на социализацию личности, он занял достойное место среди других немногочисленных, но глобальных мегафакторов социализации: космос, планета, Мир [1].

Интернет, будучи социокультурным феноменом, как информационно-коммуникационная технология становится все более значимым фактором изменений современного информационного общества, демонстрируя во втором десятилетии XXI в. не только технико-технологическую, экономическую, но, главным образом, возрастающую социальную значимость для жизнедеятельности человека, став полноправным социальным институтом. Интернет для старшего школьника — это информационная среда, среда для многих типов, видов и форм коммуникаций, ведущихся по классической схеме стандартной коммуникационной модели («источник-сообщение-получатель»). Только коммуникация старших школьников в Интернете принимает разные формы: от создания швЬ-страниц до электронной переписки с друзьями. Каждое звено этой цепочки («источник-сообщение-получатель») может варьироваться в широких пределах. «Источником» может быть как человек, так и группа людей, «сообщением» — изображение, аудио-, видеоматериал или текст, а «получателем» — один человек или целая аудитория, потенциально состоящая из миллионов

пользователей Сети. При общении в сети Интернет старший школьник может не указывать свои реальный возраст, пол, особенности внешности, приписывать себе несуществующие заслуги, тем самым стараясь повысить свой психовозрастной и/или социальный статус.

В ситуации недостатка родительского внимания, в виду того, что современная школа, находящаяся в ситуации непрекращающихся реформ, фактически сложила с себя обязательства быть одним из главных институтов воспитания, многим старшим школьникам ничего не остается, как социализироваться «на улице» или общаться и искать пути самореализации и самоактуализации в интернет-пространстве, ставшем актуальной средой его жизнедеятельности. Поскольку в молодежной среде сегодня считается не модным быть не в тренде, то такая установка толкает старшего школьника в киберпространство, и он, «переселяясь в Интернет», отдает своей виртуальной жизни все больше и больше времени. Возможно двоякое влияние в подобных условиях: с одной стороны, старший школьник, чей воображаемый мир будет строиться на информации, полученной в Интернете, с ресурсов, рассказывающих о социально-одобряемом и поощряемом поведении, может таким способом компенсировать некоторый недостаток информации со стороны своих родителей, учителей, других значимых взрослых, с другой — у старшего школьника, интериоризирующего в свою складывающуюся систему установок, ценностей и норм асоциальные и/или извращенные представления о мире, которыми пестрит современный Интернет, возрастает потенциальная виктимность — он может стать жертвой влияния призывов к хулиганским действиям, запретным (и даже уголовно преследуемым) сексуальным извращениям, насилию, изготовлению и продаже оружия, наркотических средств и т.п.

Отсутствие контроля над деятельностью старшего школьника в Интернете, в совокупности с притягательностью «виртуального мира» киберпространства, становится реальной причиной формирования кибераддикции у подростка и/или юноши на пути социализации.

Альтернативная реальность киберпространства, в которой возможно абстрагироваться от проблем окружающего мира, пытаться исправить любую ошибку путем неоднократных попыток, экспериментировать, самостоятельно принимать решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести, не нести ответственность за негативные последствия, порождает ощущение свободы и безнаказанности. Новизна, яркость, большие возможности сети Интернет привлекают современных подростков и юношей, тем самым, оказывая значительное влияние на их социализацию.

Создается уверенное впечатление, что разумный контроль в этой ситуации все-таки возможен, однако стоит заметить, что старший школьник, являясь более гибким и обучаемым социальным субъектом, нежели взрослый, зачастую оказывается наиболее осведомленным и компетентным в области технического прогресса, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий, поскольку родился и вырос в эру киберсоциализации [2].

1. МудрикА.В. Социализация человека. 3-е изд., исправл. и доп.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

2. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / под общ. ред. А.В. Мудрика. М., 2011.

Источники:

http://lektsii.org/12-47208.html
http://studwood.ru/626950/sotsiologiya/vliyanie_sredstv_massovoy_informatsii_sotsializatsiyu_detey_podrostkov
http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-interneta-na-sotsializatsiyu-starshih-shkolnikov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×