Познание мира ребенком

как дети познают окружающий мир

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Сегодня речь пойдет о том, как дети познают окружающий мир. Расскажем, почему не надо ругать годовалого малыша за разбрасываемые вещи. Узнаете также как игры помогают развитию речи ребенка. И много другого интересного в нашей статье!

Ребенок изучает окружающий мир

Бух! Опять погремушка упала на пол. Восьмимесячный Сережа сидит на высоком детском стульчике, показывает вниз и полный ожидания, смотрит на маму сияющими глазами: надо поднять.

Только она успела подобрать игрушку, как все начинается сначала: несколько сильных ударов по столу, потом погремушка летит вниз. До тех пор, пока мать не теряет терпение. «Ты же вообще не хочешь играть. Наверное, ты хочешь меня позлить?» Нет, он вовсе не хочет ее позлить.

То, что он бросает на пол все, до чего может дотянуться, — в этом и состоит игра.

Удовольствие, испытываемое при этом, и врожденное любопытство заставляют ребенка неустанно повторять свои действия. Еще раз, еще раз! Эта фаза между шестым и двенадцатым месяцем жизни характерна для поведения «первооткрывателя».

Как дети познают мир

То, что родителям часто кажется бессмысленным, способствует умственному развитию младенца. Складывая в коробку и снова вынимая какие-нибудь предметы, ударяя кубик о кубик, шлепая связкой ключей по столу, в десятый раз хватаясь за папины очки, он узнает массу нового о своем маленьком мире: то, что вещи легкие или тяжелые, большие и маленькие, грубые или мягкие, громкие или тихие.

Постепенно он начинает понимать, что что-то остается в наличии, даже, если оно исчезло из его поля зрения. И узнает, что может чего-то добиться своими действиями. Например: игрушечная утка приблизится к нему, если потянуть за шнур. Устраивать шум вместе вдвойне приятно.

Для вашего малыша деревянная ложка вначале всего лишь средство для определенной цели. Он радуется движению, шуму. Примерно с 9-го месяца он понимает: надо бить по кастрюле — тогда будет музыка.

Развитие речи и познание окружающего мира

О том, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики, знают все. Побеседовать с маленькой дамой чаще всего можно уже года в два.

Она охотно расскажет, кто купил ей новое платье и какое красивое есть еще одно дома. Мальчики более сдержанны и часто молчат почти до трех лет. Раньше этого времени не стоит бить тревогу и обращаться к врачу. Но еще до того, как ребенок заговорит, некоторые симптомы указывают на то, что не все благополучно.

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

У грудничка — это монотонное гудение на одной букве, вместо лепета. Или обильное слюноотделение, которое не прекращается даже тогда, когда не растет очередной зуб. Или слегка приоткрытый ротик с трогательно высунутым язычком. В этих случаях лучше обратиться к врачу-специалисту, который осмотрит строение речевого аппарата вашего ребенка.

Для того, чтобы ребенок заговорил вовремя, очень полезно с самого рождения разговаривать с ним медленно и четко, как с иностранцем, изучающим русский язык, петь перед сном песенки, или, когда вы заняты и не можете уделить ему внимания, включать проигрыватель со сказками или легкой музыкой. Огромное влияние на развитие речевого аппарата оказывает так называемая «мелкая моторика» — умение пользоваться своими пальчиками.

Развитие мелкой моторики и речь

Они в начале жизни очень непослушные. Как можно раньше доверьте вашему ребенку ложку. Уборки будет много, но польза несомненна. Познакомьте его с пластилином. Маленькому человечку слепить что-то сразу вряд ли удастся, но он может катать разноцветные шарики или размазывать пластилин по картонке. Не забудьте купить мозаику — это еще одна очень полезная игра для рук.

Мозаику выбирайте с самыми крупными бусинками, тогда за ними легче будет уследить. Вообще, игры с мелкими предметами полезны как для рук, так и для развития речи. Но здесь вас подстерегает серьезная опасность — все игрушки могут оказаться во рту и даже в желудке. Поэтому лепить из пластилина можно только со взрослыми, под их наблюдением. Сейчас в магазинах появился так называемый «съедобный» пластилин.

Стоит он чуть дороже обычного, но зато, если он попадет в рот, вреда не причинит. Мелкие же предметы можно нанизать на прочную веревку, получатся так называемые детские четки, ребенок с удовольствием будет их перебирать, а вы сможете ненадолго от него отойти по своим делам.

Ваш ребенок уже говорит. Отлично! Вот только не все буквы произносит. Нет «л», вместо «р» вообще пропуск. Не беда. После трех лет, ближе к четырем, если эти звуки не появятся сами, их поможет «отыскать» врач-логопед.

Рекомендуем также обязательно прочитать статью «Мелкая моторика и речь ребенка». С момента рождения и всю дальнейшую жизнь руки человека неустанно функционируют. Доказано, что мелкая моторика и речь человека взаимосвязаны. Интеллектуальное развитие любой личности представляет собой непрерывный процесс обучения. Китайцы уже давным-давно увидели взаимосвязь между человеческим интеллектом и мелкой моторикой. Они считают, что добиться гармонии тела и умственной деятельности можно с помощью специальных упражнений для развития подвижности пальцев рук. Это вполне понятно, ведь на пальцах рук находится большое количество нервных окончаний. Стимулирование этих мест благоприятно сказывается на развитии всего организма.

More from my site

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

ЕЛЕНА Брежнева
Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника. Ведь начиная с детского сада, дети познают, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай.

Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.

Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место уделяется экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но формируется у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму. Слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно показывать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщению, умозаключению. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность и самостоятельность. Такое обучение можно осуществить путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирование. За основу детской деятельности можно взять китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – и я пойму!» Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Эти слова можно взять девизом к экспериментальной деятельности дошкольников.

2. Что такое экспериментирование? Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко — обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

3. Цели и задачи экспериментирования.

* Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

* Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

* Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.

* Учить составлять пиктограммы; пользоваться условными обозначениями.

Как ребёнок познаёт окружающий мир?

Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный опыт, получать информацию из книг и окружающего мира, идти путем экспериментов. Важно, чтобы как можно чаще у ребёнка случались свои озарения и «эврика».

➣ Шестое чувство

Все наслышаны о шестом чувстве — интуиции. Никто ее пощупать и увидеть не может, но каждый хоть раз в жизни испытывал некое молниеносное знание, постижение истины безо всяких умозаключений и размышлений. Это озарение, без которого, кстати, не может жить ни литература, ни искусство, ни наука. Все дети — интуиты, потому что они живут чувствами, а не умом (пока что). Вы замечали, как безошибочно они определяют суть человека? Как правдивы и точны они в своих оценках? Их не обманешь самыми ласковыми словами. Они верят своему сердцу, а не взрослым, запутанным смыслам.

Чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет идти по жизни. Это аксиома. Видение мира каждого взрослого зарождается в раннем детстве. Со временем оно меняется, совершенствуется, усложняется (или наоборот упрощается). Наш тип мышления и мировоззрения во многом зависит от того, в какой среде мы росли, какое влияние на нас оказали наши родители. Об этом нужно помнить, когда мы сами становимся родителями.

Вопрос познания мира — главнейший и, пожалуй, вечный вопрос философии, литературы, искусства, науки (в том числе и психологии). Существует две классические точки зрения в понимании и изучении этой темы.

ЭМПИРИЗМ. Опыту принадлежит главная роль в познании окружающей действительности. Исследование мира, расширение границ, перемещение в пространстве, отношения между объектами, новый образ мира и новый образ себя, — все это познается путем эмпирическим, то есть экспериментальным, методом проб и ошибок. Ребенок приходит в мир чистым листом, пустым сосудом, который нужно наполнить. Постепенно он набирается жизненного опыта, приобретает различные навыки и достоверные знания, у него появляются собственные представления и понятия обо всем.

НАТИВИЗМ. Это философско-психологическая концепция, которая восходит ко взглядам Платона и Декарта. Согласно этой теории, в человеке уже заложены механизмы понимания, возможности структурировать мир. Он рождается уже «знающим». У ребенка уже есть природные способности, есть основные понятия. Однако они существуют в виде форм (как формочки для песка), которые всего лишь нужно заполнить содержанием.

ПО КАКОМУ ПУТИ ИДТИ?

У педагогов, психологов и родителей возникает вопрос: по какому же пути развиваться ребенку? Ведь от выбора этих точек зрения зависит и способ воспитания детей. То ли мы становимся «обучателями», «назидателями» и «воспитателями», то ли они являются сами себе и нам учителями. Правда, как всегда, где-то посередине. Хотя в последние годы большинство современных родителей пытаются дать больше свободы ребенку в своих действиях, пониманиях и в получении личного опыта. Нужно обладать смелостью, чтобы «отпускать» детей. Это дается непросто, даже после прочтения томов умных и полезных книг. Теория, как всегда понятна и близка, а практика показывает совершенно противоположный результат. Есть родители, которые встали на этот путь и приняли мысль, что они явились всего лишь «проводниками» ещё одной личности и души в этот мир. Психологи рекомендуют им следующее: не отступать, не винить себя, если что-то выходит не по книжному варианту, стараться быть последовательными и относиться к своему «серьезному» статусу с долей юмора.

ВОСПРИЯТИЕ МИРА. У каждого человека, который приходит в этот мир, есть пять инструментов восприятия, а, следовательно, и пять механизмов познания этого мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Существует метафора: «мир наваливается, обрушивается всем многообразием на новорожденного». Однако природа мудра и избирательна. Кто-то начинает больше слышать, кто-то — больше видеть, кто-то — больше чувствовать. Так развиваются каналы восприятия, так появляются аудиалы, визуалы и кинестетики.

Кем является ваш ребенок?

Это легко проверить.

Аудиал. Такой ребенок любит слушать: музыку, сказки, взрослые разговоры. Доводы и объяснения всегда на него действуют.

Визуал. Такому ребенку лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Кинествтик. Этому нужно, прежде всего, потрогать руками, и только потом он слышит и видит.

Источники:

http://superwoomen.ru/semya-i-deti/kak-deti-poznayut-okruzhayushhij-mir.html
http://www.maam.ru/detskijsad/-sredstva-poznanija-detei-doshkolnogo-vozrasta-okruzhayuschego-mira.html
http://ped-kopilka.ru/pedagogika/kak-reb-nok-pozna-t-okruzhayuschii-mir.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector