«Представление о потребностях развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родителей. Понятие о мотивации приёмных родителей. Эмоциональные потребности ребенка

Личностные качества замещающих родителей

Тема 2.

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемных родителей.

Задачи:

— осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения и принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Лекция (c использованием материалов «Виртуальной школы приемных родителей», авторы к.п.н. Ослон В.Н., к.ю.н. Пименов В.А., Селящева Л.Н., М., 2011г.).

Если вы решили принять ребенка в семью, то ответьте себе на вопрос: зачем Вы это делаете? Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли Вашим является такое решение. Бывали случаи, когда путем приема люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться, спастись от скуки, заработать деньги. Кто-то прибегал к приему в надежде стать «не хуже других», обеспечить себя под старость заботой благодарных детей или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок — это личность, он не может быть средством в решении чужих проблем, ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет — аморально. Прием ребенка в семью должен быть только взаимовыгодным и обязательно продиктованным желанием помочь ребенку, лишенному родительской заботы.

Нередко можно слышать, что появление ребенка может помочь сохранить распадающуюся семью. Это миф. Теплый семейный климат, готовность членов семьи поддержать друг друга в трудные моменты — едва ли не главные факторы для успешного приема; ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Семейная жизнь, давшая трещины, может от этих дополнительных нагрузок разлететься вдребезги.

Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как не жаль, но это не так. Каждый ребенок — это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное — нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.

Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент.

Вы принимаете ребенка в семью, поэтому очень важно, чтобы Вы все вместе старались справиться с теми проблемами, которые обязательно возникнут во время приема. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после приема.

Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно отдать его назад, перевоспитать и сделать из него «нормального ребенка»? Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не «застревать» на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться.

Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка, в противном случае такая мера, как лишение родительских прав, просто бы не имела места. Бесспорно также, что воспитание чужого ребенка (по сравнению с кровным), сопряжено с большим количеством трудностей. Учет только правовых требований к кандидатам в усыновители и опекуны является недостаточным для полноценного развития ребенка в замещающей семье огромное значение имеют стиль отношений в семье, личностные качества кандидатов. Именно эти параметры во многом являются определяющими для всей дальнейшей судьбы замещающей семьи, так как от этого зависит общая атмосфера в доме, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а, следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи.

Личностные качества замещающих родителей

На формирование личности премного ребенка значительное влияние оказывают личностные качества замещающих родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Например, наличие у родителей таких качеств, как сенситивность (повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу) и гиперсоциализация (повышенное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов), приводит к развитию у ребенка невроза. Негативно сказывается на развитии ребенка и наличие у родителей таких качеств, как подозрительность, недоверчивость, упрямство, ригидность мышления, тревожность, неуверенность в себе, недостаточная эмоциональная отзывчивость и другие.

Согласно исследованиям детского психиатра А.И. Захарова, благополучно приемный ребенок развивается у замещающих родителей, обладающих следующими качествами:

эмпатичность (способность к сопереживанию) – позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать;

открытость родителя в общении с ребенком – формирует между ними доверительные отношения;

эмоциональность родителя – позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя;

коммуникативность – обеспечивает межличностную связь, удовлетворяющую родителя и ребенка;

уравновешенность – способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка;

ответственность – включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, распределение ответственности между супругами в семье, контроль своего поведения как родителя в связи с происходящими событиями;

гибкость – позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации;

прогностичность – способность родителей предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка и выстраивать взаимодействие с их учетом;

адекватная самооценка и уверенность в себе – исключает самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантирует самостоятельное принятие своих проблем;

способность к развитию и изменению – может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 960 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Семинар 4. Тема: Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

1.Мозговой штурм «Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?».

2. Сообщения студентов:

* Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания

* Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение»:

— ребенок, испытавший разные виды депривации;

— ребенок испытавший жестокое обращение, пренебрежение его нуждами;

— ребенок переживший разлуку с биологической семьей

3. Групповое обсуждение по теме: «Основные потребности развития ребенка»

Студенты делятся на группы и составляют список потребностей развития ребенка, обосновывают свой список.

( примерный список: безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация)».

4. Групповая работа «Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка»

Каждая группа составляет список компетенций, которыми должен обладать приемный родитель, возможности их формирования.

Контрольная работа «Различные варианты устройства ребенка в семью

Заполните таблицу, отвечая на вопрос, какая форма устройства требуется ребенку в данной ситуации. Семинар 4. Тема: Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

1.Мозговой штурм «Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?».

2. Сообщения студентов:

* Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания

* Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение»:

— ребенок, испытавший разные виды депривации;

— ребенок испытавший жестокое обращение, пренебрежение его нуждами;

— ребенок переживший разлуку с биологической семьей

3. Групповое обсуждение по теме: «Основные потребности развития ребенка»

Студенты делятся на группы и составляют список потребностей развития ребенка, обосновывают свой список.

( примерный список: безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация)».

4. Групповая работа «Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка»

Каждая группа составляет список компетенций, которыми должен обладать приемный родитель, возможности их формирования.

Контрольная работа «Различные варианты устройства ребенка в семью

Заполните таблицу, отвечая на вопрос, какая форма устройства требуется ребенку в данной ситуации.

Презентация школьному психологу на тему «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка

Основные потребности ребенка: безопасность здоровье образование познавательные привязанность эмоциональное развитие идентичность социальная адаптация стабильные отношения в приемной семье

Потребность ребенка в безопасности: является базовой основана на инстинкте самосохранения Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания.

Потребность ребенка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский

Потребность ребенка в умственном развитии и образовании подразумевает: — необходимость изучать окружающий мир — формировать о нем определенное представление — получать соответствующее образование

Потребность в привязанности можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости»(Вера Фелберг)

Эмоциональные потребности — это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими

Потребности в идентичности — это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье. «Я» — «Мы» «Кто я?» = «Чей я?» «Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ»

Социальная адаптация — это социализация ребенка в обществе, а именно: -усвоение социальных норм и правил -усвоение социальных ролей -общение со сверстниками и взрослыми -навыки самообслуживания -бытовые навыки

Потребность в устойчивых позитивных отношениях б Взрослые Ближайшее окружение является базовой связана с нормальным развитием психики жизненно необходимой

К чему приводят нереализованные потребности? Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, ощущение брошенности. Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения), неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность, отсутсвие стремления к личностному росту и развитию.

Компетентный родитель — -это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка -это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять -это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое

Типы родительских компетенций: -инструментальные компетенции -межличностные компетенции -системные компетенции

Инструментальные компетенции — это знания и технологические умения в области психологии и педагогики замещающей семьи, воспитания приемного ребенка, собственного поведения в семье.

Межличностные компетенции — это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением, способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, с умением принимать социальные и этические обязательства.

Системные компетенции — это сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования семейной системы.

Приемные родители должны стараться: сотрудничать со специалистами строить доверительные отношения с ребенком преодолевать конфликтные ситуации эффективно общаться с другими людьми

Спасибо за внимание!

  • Петрова Ольга Михайловна
  • Написать
  • 1792
  • 16.10.2015

Номер материала: ДВ-069255

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

  • 16.10.2015
  • 1038
  • 16.10.2015
  • 2811
  • 16.10.2015
  • 372
  • 16.10.2015
  • 2509
  • 16.10.2015
  • 2063
  • 16.10.2015
  • 886
  • 16.10.2015
  • 1060

Не нашли то что искали?

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://studopedia.net/5_37982_lichnostnie-kachestva-zameshchayushchih-roditeley.html
http://poisk-ru.ru/s15205t5.html
http://infourok.ru/prezentaciya-shkolnomu-psihologu-na-temu-predstavlenie-o-potrebnostyah-razvitiya-priemnogo-rebenka-i-neobhodimih-kompetenciyah-l-495780.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector