Проблемы нравственного воспитания подростков. Нравственное воспитание подростков

Нравственное воспитание подростков

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?

В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни.

Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.

Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.

Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим».

Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным.

Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.

Нравственное воспитание в педагогике

Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Задачи нравственного воспитания подростков:

  • Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
  • Формирование позиции личности и нравственных чувств;
  • Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.

Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Видео с YouTube по теме статьи:

Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.
статья на тему

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.

“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт

“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне

“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности , участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Подростковый период , по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?

До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков — это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.

Без друга — взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом , и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально — моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом , долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

— помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

— научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

— создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

— поощрять самовыражение и уверенность в себе;

— введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

— сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.

Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную.

· Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;

· Естественный и природосообразный характер воспитания;

· Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.

Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.

В основу положены следующие воспитательные методы :

— коллективный анализ и оценка

— контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

Применяю разные формы работы :

— система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.);

— диспуты («Счастливый человек…Какой он?»

— внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);

— беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье », «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);

— коллективно – творческие дела;

— психологические тренинги общения для подростков;

— индивидуальное и коллективное консультирование;

— игры и игровые программы;

— познавательно – досуговые программы.

Чтобы определить, осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений , я предложила ребятам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях?», «Что такое счастье?»

Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, взаимопомощь , уважение, способность дружить, любить, смелость. Затем я предложила обучающимся написать сочинения на темы: «Быть здоровым – это значит…», «Мир, в котором я живу», «В чём смысл жизни?», «Человек, на которого мне хочется быть похожим» и др. Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (19%), материальные блага (32%), хорошие отметки, сбывающиеся мечты (21%), любовь (12%).

Замечу, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны

любить, к ним относиться справедливо.

Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Ребята отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей волновало содержание материала.

Анализ ценностных качеств личности, выступающих в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития, дал следующие результаты:

2.Трудолюбие, образованность — 52%

3. Гуманность, личное достоинство — 13%

4. Ответственность, порядочность — 38%

6. Дружелюбие, самостоятельность — 37%

Таким образом, основные качества личности – честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность. Следует обратить внимание на незначительный выбор учащимися таких качеств, как гуманность, чуткость.

Интересной формой диагностической работы с учащимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость», «Любовь».

В целом представления учеников моего класса о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.

Большое внимание я уделяю также вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагаю им тоже различные тесты и анкеты. Например, предлагаю родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:

Быть добрым – это значит …

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что …

Быть терпимым – это значит … и т. д.

С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что в большинстве семей учащихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания.

Уроки литературы в школе наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.

На примере рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В. Г. Распутина «Уроки доброты». Прочитав эту статью, обучающиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно , следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Школьники учатся благодарности.

Таким образом, рассказ В. Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.

Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность — осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Не зря народная мудрость гласит: народная мудрость :

ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ — СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД — САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ — ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.

Современные проблемы нравственного воспитания подростков Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Баджаева Зарема Магомедовна

Сегодня вопросы нравственного воспитания школьников вызывают особый интерес и озабоченность в научных кругах, у общественности, что, тем не менее, не снимает остроту проблемы. К тому же в условиях интенсивного роста интеграционных процессов в мире следует совершенствовать методику нравственного воспитания , считает автор статьи.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Баджаева Зарема Магомедовна,

Текст научной работы на тему «Современные проблемы нравственного воспитания подростков»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

©2о°9 Баджаева З.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Сегодня вопросы нравственного воспитания школьников вызывают особый интерес и озабоченность в научных кругах, у общественности, что, тем не менее, не снимает остроту проблемы. К тому же в условиях интенсивного роста интеграционных процессов в мире следует совершенствовать методику нравственного воспитания, считает автор статьи.

Nowadays the problems of schoolchildren’s moral education are of the special interest and concern in academic and public circles. However, this fact does not make the problem less urgent. Additionally, under conditions of the intensive growing of the integration processes in the world the methods of the moral education would be improved, as the author of the article considers.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные ценности, привычки, убеждения, стратегия нравственного воспитания.

Keywords: moral education, moral values, habits, beliefs, strategy of moral education.

В педагогической теории нравственность определяется как система знаний, убеждений, отношений и чувств личности, которые соответствуют этапам воспитания. При этом нравственные знания служат основой нравственных убеждений, чувств и отношений, что в совокупности выстраивает систему поступков по отношению к другим людям, природе, окружающему миру, отражая практически деятельностную позицию человека. Но полагать, что нравственность является врожденным свойством личности, неверно, поскольку к нравственности субъект приобщается в процессе развития, в ходе общения, приобретения опыта события, сопереживания с окружающими людьми. Следует отметить, что чем раньше ребенок приобщен к нравственным ценностям, тем прочнее они формируют моральный облик, укрепляются как черты личности [2, 10].

Однако парадоксально, что моральный облик (нормы, правила и т.д.) зачастую вступают в противоречие с личными интересами, ставя его в затруднительное положение в выборе между желаемым и должным. Исходя из того, что нравственность личности представляет собой совокупность нравственного сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований, правила и требования станут нравственными характеристиками только тогда, когда начнут проявляться в поведении. При этом каждый человек соблюдает правила и требования морали в той мере, в какой они соответствуют его личностным представлениям о морали и нравственности, безусловно, формируясь под влиянием окружения (семьи, групп сверстников и т.д.). По мнению М. И. Бабаева и других, проблема нравственного воспитания школьников связана с семьей, средствами массовой ин-

Известия ДГПУ, №3, 2009

формации, общеобразовательной школой и во многом зависит от представлений и требований общества в целом. Ключевую же позицию в нравственном воспитании школьников занимает общеобразовательная школа, где успешность воспитательного процесса обусловлена многими психологопедагогическими факторами [4].

Следует отметить, что высшей формой проявления нравственных ценностей личности являются нравственные привычки и убеждения, которые выполняют определяющую роль в выборе форм, методов и средств деятельности человека. Нравственные убеждения, рассматриваемые как единство знаний и чувств, понимания и переживания, обеспечивают в совокупности психологическую готовность личности к адекватным практическим действиям, нравственное поведение становится привычным, не требующим внешнего контроля.

Наиболее сложным для нравственного воспитания является подростковый возраст, когда закладываются базовые ценности, которые в последующем определяют социально-нравствен-ный облик личности, поскольку в этот период идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе, вместе с тем именно в подростковом возрасте воспитательный процесс наиболее сложен и противоречив в силу психофизиологических особенностей детей [7].

Анализ психолого-педагогической и другой литературы указывает на ряд противоречий между:

— сформировавшимися возможностями, стремлениями личности подростка к самостоятельности, независимости от опеки старших и реальным статусом ученика;

— юношеским максимализмом, идеальными устремлениями (патриотизм, чувство социальной справедливости и т.д.) и нежеланием заниматься повседневными будничными делами, основанными на соблюдении дисциплины,

выполнении родительских поручений и т.д.;

— сформировавшимся у личности подростка стремлением найти свое место в жизни и отсутствием реальной готовности, социального опыта, внешних условий для удовлетворения этой потребности;

— желанием подростка в яркой, творческой жизнедеятельности и отсутствием возможности его удовлетворения в рамках воспитательного коллектива, руководимого авторитарным педагогом, нетворческим воспитателем, исполнителем формальных обязанностей [11].

По мнению Л. С. Выготского, все эти противоречия можно разрешить посредством организованного процесса воспитания, ориентированного на активную деятельность, яркие жизненные впечатления, эмоционально насыщенное общение и т.д. [9].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что переходный период имеет различное содержание и длительность в зависимости от конкретных социальных условий, традиций, влияющих на воспитание личности подростка. При этом большинство ученых и педагогов солидарны в том, что подростковый возраст традиционно считается самым трудным в плане осуществления воспитания и чаще всего эти трудности связывают с половым созреванием. Как показывают исследования, даже у абсолютно нормальных здоровых подростков возраст, сопровождающийся появлением первых признаков полового созревания, сопровождается мучительными переживаниями, обусловленными отличием уровня физического и физиологического развития. При этом следствием переживаний выступает снижение самооценки, негативно сказывающейся на дальнейшем становлении личности подростка [2, 4, 7].

С этих позиций знание психофизиологических особенностей подро-

сткового возраста не только снимает большую часть сложных проблем воспитания, но является показателем профессиональной компетентности педагога. Следует отметить, что в практике нравственного воспитания мы часто сталкиваемся с профессионально-педагогическими деформациями, в результате чего имеем дело с большим количеством так называемых «трудных» подростков. При этом многие ученые отмечают, что категория «трудновоспитуемые» во многом является порождением дефицита общения в семье, отсутствием профессионализма у педагогов и т.д.

В практике нравственного воспитания встречается парадоксальная ситуация, когда знание теории не обеспечивает ее качественной реализации на практике. При этом процесс нравственного воспитания сопровождается многочисленными конфликтами и осложнениями, что позволяет некоторым исследователям рассматривать его как сплошной затянувшийся конфликт. В нравственном воспитании подростков характеризует предельная неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценки, смена физического состояния и самочувствия, легкая ранимость и неадекватность реакций и т.д. Поэтому каждая воспитательная ситуация требует от педагога пристального внимания к подростку, предельной деликатности, вдумчивости и осторожности в общении с ним. Необходимо обеспечить индивидуальный подход и коррекцию поведения, решая проблему нравственного выбора, поскольку грубое замечание, взгляд, тем более реакция или поступок педагога спровоцируют подростка и лишат педагога авторитета и влияния.

Выделяя приоритеты в воспитательной работе с подростками, большинство исследователей опираются на идею ведущей деятельности, поскольку в ситуации нравствен-

ного выбора подросток только проживает конкретную нравственную ситуацию, которая может возникнуть в процессе осуществления любого вида деятельности [9].

С этих позиций объективным считается преобладание учебной деятельности школьника как ведущего вида этого возраста. В реальной жизни подростки субъективно могут выбрать другие направления деятельности, связанные с решением проблем в частности:

— общение со сверстниками, поскольку важно не просто быть вместе в референтной группе, но и занимать среди них удовлетворяющее самолюбие положение, где мотивация варьируется в возможностях занять позицию лидера, получить признание сверстников и т.д.;

— общение со взрослыми, так как подросток нуждается в помощи взрослого, которые зачастую, не удовлетворяя его запросы и ожидания, не участвуя в решении его проблем, создают предпосылки для конфликтов и девиантного поведения, где преобладают субъективные отношения конфликтующих и виновником конфликта признается в силу его возраста подросток;

— общение с учителями, представляющее собой напряженную область взаимоотношений и общения подростков и взрослых и с которым чаще всего связаны отрицательные переживания. Особую важность приобретает личностное общение подростка с педагогом, где важное значение имеют профессиональные и личностные качества педагогов.

Нравственное становление школь-ника-подростка осуществляется во многом благодаря воспитательным усилиям взрослых (родителей, учителей, наставников), которые занимают позицию некоего мерила нравственности, регулятора нравственного поведения, внешнего раздражителя, под влиянием которых в целом происходит преломление нравствен-

Известия ДГПУ, №3, 2009

ных норм и правил поведения в сознании подростка [5, 8].

В результате собственной деятельности по осознанию и оценке этих воздействий, определению своего места в системе связей внешнего мира подросток поднимается на новый, более высокий уровень воспитанности. При этом постоянно существует противоречие между тем, что подросток имеет, и тем, что он хочет, то есть противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уровнем развития и новыми, более высокими потребностями, выступающее главной движущей силой нравственного воспитания личности. В разрешении данного противоречия важную роль играют не только взрослые с их нравственными рассуждениями, установками и конкретными поступками и поведением, но и сре-довые воздействия, которые являются отрицательными. Негативные же условия возникают под влиянием различных причин, которые наслаиваются друг на друга и образуют в каждой конкретной ситуации воспитания обобщенную причину.

Это могут быть глобальные, мировые, социальные (экономические,

политические, военные, культурологические и т.п.); психофизиологические (здоровье, задержка или отставание в развитии); педагогические (условия воспитания, психологопедагогическая ситуация развития, профессионализм педагога) проблемы.

Обобщая результаты анализа, следует отметить, что педагогу, классному руководителю вместе с психологом школы необходимо осуществлять грамотную педагогическую диагностику с тем, чтобы выстроить стратегию нравственного воспитания и развития подростка с учетом его нравственного опыта.

Педагогу нужно правильно выстроить логику воспитательных воздействий, для этого важно анализировать поступки подростка вместе с его родителями, найти соответствующие методы реагирования (создать позитивную воспитывающую ситуацию, осуществить индивидуальный подход, дать интересное ответственное поручение), использовать моральное стимулирование в процессе осуществления различных видов деятельности (учебная, творческая, трудовая и т.д.).

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. СПб., 1994. 178 с. 2. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды. В 2 т. T.2. М., 1980. 3. Асмо-лов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 413 с. 4. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения личности. М., 1978. 117 с. 5. Бодалев А.А. Личность в общении. М. : Педагогика, 1983. 272 с. 6. Божович Л.И., Благодежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Педагогика, 1972. 349 с. 7. Борисов Г.Б. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М. : Медицина, 1982. 295 с. 8. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дис. д-ра пед. наук. М., 1991. 401 с. 9. Выготский Л.С. Психология возраста // Собр. соч. В 6 т. T.4. М. : Педагогика, 1984. С. 5-242. 10. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход кучащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М. : Высшая школа, 1974. 86 с. 11. Коломинский Я.Л. Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса // Вопросы психологии. 1967. №3. С. 110-119.

Источники:

http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6646-nravstvennoe-vospitanie-podrostkov.php
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/05/24/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-podrostkov-v
http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-nravstvennogo-vospitaniya-podrostkov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector