Проблемы подросткового возраста и пути их преодоления. Какие проблемы для подросткового возраста являются основными: причины и пути преодоления

Проблемы подростка и пути их разрешения

Проблемы подростка и пути их разрешения

Подростковый возраст небезосновательно называют особым, трудным. Для успешного взаимодействия с подростком необходимо знать особенности этого возраста. Однако было бы большой наивностью полагать, что все трудности общения, взаимодействия с подростком, преодоления его собственных проблем связаны только с его возрастными особенностями. Это далеко не так. Воспитание и положительное влияние на ребенка вне зависимости от его возраста, развитие его личности – все это само по себе весьма трудные вещи. Поэтому разговор о проблемах взаимодействия подростка в семье выходит за рамки возрастных особенностей. Подобную точку зрения разделяют многие специалисты, занимающиеся подростковой проблематикой (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005).

Разумеется, особенности подросткового возраста необходимо учитывать в очень высокой степени, их нужно знать. Поэтому им следует уделить необходимое внимание.

Трудности взаимодействия с подросток редко концентрируются на одной конкретной проблеме. Из этого следует , что конструктивные отношения с ним в семье могут быть обеспечены распутыванием всего клубка, а не выделением какого-то приоритетного направления, за которым очень легко потерять проблемы конкретного ребенка.

Проблему взросления подростка можно охарактеризовать по двум направлениям:

1) переход в объективно более сложную сферу жизнедеятельности и недостатком личностных ресурсов;

2) эмоциональная нестабильность, вызванная интенсивными физиологическими процессами организма: эмоциональная неуравновешенность, перепады настроения.

Кроме этих двух проблемных направлений существуют трудности, связанные еще с индивидуальными особенностями подростков, которые в силу своего непростого формирования не всегда являются осознанными, они провоцируют подростков на экстремальные варианты решения тех или иных проблем. Что требует квалифицированной помощи со стороны родителей, педагогов и психологов.

Все проблемы с подростками и их взаимоотношениями с родителями, педагогами, окружающими можно разделить на четыре группы. Рассмотрим их более подробно.

  • Первая группа – внеподростковые проблемы, обостряющиеся в подростковом возрасте. В этот перечень входят: конфликтность, ложь, неисполнение домашних обязательств, снижение успеваемости. Весь этот комплекс проблем имеет один источник. У каждого конкретного подростка они могут присутствовать в разной степени. Это в значительной степени связано с индивидуальными особенностями. Если есть что-то одно (из выше перечисленных качеств), то в той или иной степени присутствует и все оставшиеся. Весь этот комплекс проблем связан с ошибками родительской или педагогической позиции (опека, авторитарность вместо сотрудничества и партнерства) и особенно с недостатком педагогического внимания со стороны родителей, когда у ребенка не сформированы навыки самостоятельности и конструктивного компромиссного взаимодействия с окружающими. Чем больше таких проблем у подростка, тем труднее ему взаимодействовать с окружающими. Если таких проблем накопилось слишком много, то процесс может стать уже необратимым.

Одной из наиболее беспокоящих родителей проблем является снижение успеваемости. Неуспеваемость – сама по себе очень сложная проблема. Еще больше она усугубляется эмоциональностью подросткового возраста, нарастающими трудностями и объемом изучаемых предметов. Подавляющее большинство подростков нуждается во внимании со стороны взрослых. Внимательность к успехам ребенка с первых лет обучения, оказание помощи, поддержки и сопровождения в процессе обучения может быть собственными силами или с привлечением репетиторов, поиск и раскрытие способностей как приоритетного направления жизнедеятельности подростка – такой список мер может способствовать повышению качества успеваемости.

Важным направлением формирования подростков является посещение им учреждений дополнительного образования. Поиску способностей в профессиональном самоопределении может поспособствовать поощрение со стороны родителей чтения всевозможной научно-популярной, философской, этической и специальной (по какой-то профессии – медицине, истории, юриспруденции, психологии, биологии и т.д.) литературы.

  • Вторая группа – проблемы подросткового возраста. Данный блок проблем связан со спецификой подросткового возраста. Для других возрастных групп они не являются характерными и столь заметными.

Эта группа хорошо описана в классической литературе. Позволю себе лишь кратко их наполмнить. Одной из ярких характеристик проблем подросткового возраста является недостаток позитивных оценок в самоотношении (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011); отсутствие снисходительности и полутонов в оценках себя и окружающих; перфекционизм; максимализм; всплеск невротичности. В силу эмоционального дисбаланса возникает необходимость внимания взрослых к положительным качествам подростка, проявляющихся в конкретных действиях, ситуациях, поведении, общении, поступках и др. Вместе с тем взрослые часто не видят достоинств подростка, но легко замечают недостатки. Задача взрослых – помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира.

Интенсивные физиологические процессы, происходящие в организме подростка, способствуют появлению возбудимости, эмоциональной неустойчивости, самоуверенности и переоценке своих возможностей, подростковый максимализм.

Особенность эмоциональной сферы подростка состоит в том, что ему кажется, что окружающие постоянно за ним наблюдают, выискивая недостатки. Это в свою очередь увеличивает его нервозность, добавляет эмоциональную напряженность, неуверенность. Нередко подросток идет по пути демонстративного поведения, как бы играет на публику. Эту особенность поведения в научной литературе описывают как феномен воображаемой аудитории (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011). Подросток, воображающий себя центром внимания негативно настроенных к нему окружающих, находится на эмоциональном «взводе», что и определяет чрезмерность его эмоциональных реакций в ответ на то или иное мнение окружающих. Данная особенность, вероятно, является последствием экспериментирования подростка с новым для него миром взрослых отношений.

Высказываемые опасения взрослых по тому или иному поводу игнорируются подростком, так как он себя представляет себя исключительной, уникальной личностью, на которую не распространяются закономерности и логика окружающей жизни («со мной никогда ничего не может случиться, я не такой как все»). Собственная жизнь и личные переживания подростку кажутся настолько уникальными и неповторимыми, что окружающие просто не в силах его понять, и потому он обречен на одиночество. Такая позиция нередко порождает склонность к самолюбованию на фоне чувств эмоциональной напряженности, тревожности, одиночества, саркастического отношения к окружающим.

Начинается поиск подростком форм, в которых наиболее удачно и доступно могла бы воплотиться его взрослость. В зависимости от личностных качеств, которые смог освоить подросток, взрослость может принимать как позитивные созидательные разновидности, так и негативные, сводящиеся к манерничанью и подражательству.

Ну, и, наконец, кодекс товарищества. Подростки центрированы на группе сверстников, дорожат ее мнением больше, чем мнением взрослых. Склонны сплачиваться, ели кто-то из них вступил в противостояние со взрослым, вне зависимости от того, прав ли взрослый или нет. В общении со сверстниками подросток осваивает «взрослые» отношения – уважительное отношение друг к другу, позиция равноправного общения, доверие, сотрудничество. От себя добавлю, что подростковая мораль отличается от зрелой нравственной позиции. Источником подростковой морали часто являются общественные штампы, привязанность к группе и направленность поведения в сторону мнимых интересов группы. Часто моральный тон в группах задают доминантные подростки, которые всю группу могут направить в сторону действий с совершенно непредсказуемыми последствиями. В этом случае весьма вероятны критические моменты, острые конфликты, в том числе и с непоправимыми последствиями. О возможности таких конфликтов взрослым необходимо знать, т.е. уметь их прогнозировать и не допускать ситуаций, в которых вероятны криминальные исходы.

Для овладения ролями взрослых, взрослой позицией подростку необходимо общение со сверстниками. Однако источником истинной нравственности является не подростковая среда, а создание условий взрослыми для формирования навыков рефлексии, опыта самостоятельного осмысления происходящего и умения воплощать в жизнь плоды собственных размышлений, освоение общечеловеческих ценностей.

Подросток нуждается в духовном наставничестве – интенсивном взаимодействии с человеком, людьми, книгами, умеющими правильно сориентировать его по основным направлениям жизнедеятельности. Конечно, наиболее удачно, если родитель сможет выполнить эту роль. В данном случае последнему необходимо знать, какие направления жизнедеятельности являются наиболее сложными, и какие стратегии поведения в них являются наиболее предпочтительными.

  • Третья группа – проблемы новой сферы жизнедеятельности подростка. В эту сферу входят взаимоотношения с окружающими, с противоположным полом, выбор друзей, любовь, выбор профессии, определение критериев успешности жизненного пути, становление мировоззрения, определение смысла жизни. Это наиболее острая сфера проблем, с которой сталкивается подросток. Совершенно определенно, что он не осознает остроту и сложность данных проблем и не подготовлен к ним. Фактически в большинстве случаев с этими проблемами он остается один на один. Подросток «трогает» новую для него реальность – взрослый мир – наподобие того как грудной ребенок трогает окружающие предметы. Вначале это получается примерно также неумело и морально разрушительно, как и у грудничка физически. Это неизбежно вызывает у окружающих раздражительность, неприятие его поступков и поведения.

Наиболее привлекательной из данных проблем подросткам кажется любовь и взаимоотношения с противоположным полом. Сфера, по которой с одной стороны нет школьных предметов, а с другой – по сложности кратно превосходящая любой школьный предмет. В эту область их толкает огромная биологическая внутренняя сила – легкость образования привязанности, совмещенная с возрастающим влечением к противоположному полу. Один на один с этой проблемой у подростка нет никаких шансов на победу. Но ему кажется, что решение очень близко и просто. Он даже не видит необходимости, чтобы по такому «пустяку» обращаться за помощью к взрослому. К тому же из предыдущего жизненного опыта общения со взрослыми у него складывается протест-предчувствие против такого обращения. Взрослые, в общем-то, и сами в этой сфере по большому счету беспомощны. Единственный ориентир, который понятен взрослым и которого они придерживаются – «рано-пора». Формула взаимодействия с подростком о введении в данную сферу – «запрет-разрешение».

Кто же должен отвечать за эту сферу, и как она должна выглядеть в том виде, когда она решается грамотно. Отвечают за нее родители и педагоги. Попытаемся найти те ориентиры, из которых мог бы исходить родитель или педагог, если бы он все-таки набрался решимости поработать с подростками в этой проблематике. Мы видим здесь два ориентира для совместных с подростком размышлений:

Первый ориентир – статистика разводов, типичные последствия любви, ранние половые взаимоотношения. Приведем, например, данные соотношения браков и разводов по Москве (см. таблицу ниже). Как видно из таблицы, ситуация далека от идеалов – распадается почти каждый второй брак.

Какие проблемы для подросткового возраста являются основными: причины и пути преодоления?

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь. Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон. С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.

Подростковый возраст начинается в 11-12 лет

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворён настоящим и при этом устремлён в будущее. Но так происходит не всегда.

Основные проблемы подростков

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован. Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят. В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт. С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.

Противоречивость подростков — одна из причин конфликтности

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх. Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.

Что влияет на подростков

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

В противном случае после ошибок в общении подросток заявляется, что он никому не нужен, его не понимают и не любят.

Подростковый период — основные признаки

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния. У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм. Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность — это всегда защищённость. Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.

Самооценка подростков — как формируется по-разному

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких. Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить. Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Адекватная самооценка делает человека доверчивым и доброжелательным к миру. Трудности для него — это возможность роста. Он уверен, что ни будь его, мир станет хуже.

Формирование самооценки — длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Раздражительность и вспыльчивость

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут. Секс — самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент. Другая причина вспыльчивости — изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.

Практически все подростки очень раздражительны

Отчуждённость и необщительность

Состояния, которые связаны с конфликтом ребёнка и общества. Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными. Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.

Отчуждение подростков проявляется в игнорировании взрослых

Оценку, навязанную со стороны сверстников, педагогов и родителей, в этом возрасте чрезвычайно трудно изменить.

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, что является вредным и противозаконным.

Конформизм подростков формируется под влиянием окружения

Чтобы этого не произошло, важно для ребёнка уметь сказать «нет» тому, что ему повредит. Для этого нужны мужество и уверенность. Он должен знать, что умение сказать «нет» это круто и достойно уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером. Стоит подростку отказать хотя бы один раз, у него растёт уверенность в своих силах.

Наркотики и наркомания

О вреде наркотиков и пагубных последствиях употребления знают все, однако, проблема остаётся. Часто виной этому — конформизм. Ребёнку трудно отказаться, если этим занимаются все, кого он считает своими друзьями. Ему кажется, что, отказавшись, его будут считать чужим. Ради уверенности и стабильности своего положения в группе сначала подросток пробует наркотики и после этого не может остановиться.

Протест подростков выливается в осуществлении запрещенных действий

Наркозависимость в этом возрасте особенно опасна потому, что часть мозга, определяющая креативную направленность деятельности, недостаточно сформирована. Наркотики останавливают его развития и реанимировать способность к творчеству впоследствии без медикаментозных средств крайне трудно.

Наркомания подростков — способ проявления протеста

В подростковом возрасте ребёнок пересматривает свою шкалу ценностей принимает те, которые помогают ему войти в новый этап жизни. В идеале со временем ребёнок социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

Проблемы подросткового возраста и пути их преодоления. Какие проблемы для подросткового возраста являются основными: причины и пути преодоления

Какие проблемы для подросткового возраста являются основными: причины и пути преодоления?

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь. Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон. С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Проблемы подростков проявляются с 13 до 16 лет

Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.

Подростковый возраст начинается в 11-12 лет

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворён настоящим и при этом устремлён в будущее. Но так происходит не всегда.

Основные проблемы подростков

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован. Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят. В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт. С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.

Противоречивость подростков — одна из причин конфликтности

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх. Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.

Что влияет на подростков

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

В противном случае после ошибок в общении подросток заявляется, что он никому не нужен, его не понимают и не любят.

Подростковый период — основные признаки

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния. У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм. Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность — это всегда защищённость. Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.

Самооценка подростков — как формируется по-разному

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких. Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить. Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Адекватная самооценка делает человека доверчивым и доброжелательным к миру. Трудности для него — это возможность роста. Он уверен, что ни будь его, мир станет хуже.

Формирование самооценки — длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Раздражительность и вспыльчивость

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут. Секс — самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент. Другая причина вспыльчивости — изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.

Практически все подростки очень раздражительны

Отчуждённость и необщительность

Состояния, которые связаны с конфликтом ребёнка и общества. Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными. Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.

(Текст для публикации взят из интернета)

Источники:

http://www.b17.ru/article/93048/
http://detki.guru/psihologiya-rebenka/kakie-problemy-dlya-podrostkovogo-vozrasta-yavlyayutsya-osnovnymi-prichiny-i-puti-preodoleniya.html
http://subscribe.ru/group/psihologiya-bez-demagogii/13314060/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector