Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Суицид подростковый: причины и методы профилактики

Суицид подростковый: причины и методы профилактики

Статистика подросткового суицида в России неутешительна. Наша страна по данному показателю занимает четвертое место в мире. Первые три делят между собой Индия, Китай и Америка. Например, в 2013 году, по статистике, добровольно уходили из жизни 20 человек из 100 тысяч. Детско-подростковые суициды имеют неравномерную распространенность. В Чукотском автономном округе, к примеру, статистика подростковых самоубийств составляет 255 человек на 100 тыс. населения, в то время как в Чечне этот показатель – 2,3 на аналогичное количество.

За два месяца в Москве в среднем регистрируется около 180-240 попыток подросткового самоубийства. В день медицинские работники принимают по 3-4 вызова, связанных с суицидом несовершеннолетних.

Причины самоубийств у подростков

Неразрешенные конфликты дома, проблемы финансового характера, потеря близкого человека, а также злоупотребление алкоголем или наркотиками – этот ряд причин обычно характерен для взрослых, решившихся на суицид. Подростковый возраст имеет немного другие особенности. Часто это безответная любовь или непонимание со стороны близких. 75% подростков-суицидентов имеют неполные семьи, часто в это число входят дети-сироты.

Однако алкоголизм и наркомания также могут быть причинами самоубийства подростков. В состоянии ломки, или абстиненции, когда ощущаются сильная физическая боль и депрессия, обычно воплощается уже когда-то продуманный план ухода из жизни. Психотерапевты утверждают, что идея самоубийства очень редко возникает спонтанно. Чаще всего происходит так, что человек долгое время обдумывает способы покончить с собой.

Суицид в подростковой среде имеет свои факторы. Проблемы с учебой, в общении со сверстниками, отстраненность родителей – все это день за днем ухудшает психическое состояние детей. Стресс суммируется. Подросткам начинает казаться, что если настоящее и прошлое не приносят никакой радости, то аналогичным образом будет складываться и их будущее.

Косвенные причины

Такие факторы, как политическая обстановка и экономический кризис в стране, как ни странно, тоже оказывают воздействие на состояние подростков. Вследствие повышения уровня тревожности родителей дети также начинают испытывать психоэмоциональные трудности, в какой-то мере лишаясь поддержки взрослых, которые бессильны перед обстоятельствами. Таким образом, психическое состояние взрослых также оказывает влияние на подростковый суицид. Статистика говорит о том, что склонность к самоубийству зависит и от пола. Среди девушек этот показатель составляет 8 человек на 100 тыс. населения, среди юношей – 33 человека.

Какие подростки склонны к суициду

Необходимо обращать внимание на следующие факторы риска, в особенности если подросток под угрозой нескольких из них:

  1. Самоубийства в семейной истории. Если кто-то из родственников подростка заканчивал жизнь по своей воле, это повышает общий суицидальный риск среди других членов семьи.
  2. Зависимость от спиртного. Алкоголизм – еще один фактор, провоцирующий подростковый суицид. Россия занимает пятое место в мире по потреблению спиртного, однако эти данные за счет теневого оборота считаются заниженными. Данная зависимость провоцирует химические изменения в ЦНС. Вследствие этих нарушений у подростков, как и у взрослых, развивается депрессивное состояние, существенно повышается уровень тревожности.
  3. Наркомания. Наркотики, особенно их употребление совместно с алкоголем, являются смертельным фактором. Человек теряет контроль над собой, перестает осознавать свои мотивы и потребности. Усиливающаяся депрессия может перейти в психотическое состояние.
  4. Незаконченная попытка ухода из жизни в прошлом. Около трети подростков, которые пытались совершить самоубийство в прошлом, затем доводят суицид до конца.
  5. Наличие психических заболеваний, а также невротических тенденций.
  6. Намеки на суицид.

Утрата и суицид

Серьезная потеря может повлечь за собой и депрессию, и суицид. Подростковый характер отличается максимализмом: например, любовь можно казаться «маленькому взрослому» последней в его жизни. Это нужно понимать, а также воспринимать личность подростка серьезно. Другие потери могут быть связаны с утратой физического здоровья, близкого человека. Во всех случаях подростком овладевает не только депрессия, но и злость, гнев.

Совокупность условий

Необходимо отметить, что очень редко только один из перечисленных факторов толкает еще не сформировавшегося индивида на суицид. Подростковый возраст является переходным, и нужно помнить, что в нем все воспринимаются особенно остро. Несмотря на то что принадлежность к группе риска не всегда означает обязательное совершение самоубийства, родственникам, учителям и друзьям необходимо очень внимательно относиться к их наличию. Подростковый суицид – это ситуация, требующая вмешательства с внешней стороны. Детям требуется человек, который способен изменить в ситуацию и помочь им, услышав крик души.

Признаки, по которым можно определить возможное самоубийство

  1. Нарушения пищевого поведения: полное отсутствие аппетита или, наоборот, неконтролируемое обжорство.
  2. Пренебрежительное отношение к собственной внешности: например, неопрятность в одежде в течение нескольких дней.
  3. Жалобы на физическое состояние: мигрень или боли в животе.
  4. Отсутствие удовольствия от тех занятий, которые раньше приносили радость. Чувство скуки или апатии.
  5. Непрекращающееся ощущение вины, тотального одиночества.
  6. Ухудшение концентрации внимания.
  7. Вспыльчивость, частые гневные реакции по незначительным причинам.

Диагностика подросткового суицида

Подавляющее большинство подростков так или иначе дает окружению знать о своих планах. Сам акт самоубийства является финальной стадией, когда чаша терпения уже полна. Этому предшествует определенный период времени, когда подросток под давлением обстоятельств размышляет о самоубийстве, прямо или косвенно давая понять об этом родителям и другим окружающим.

Превентивные меры

Подростки, которые по одному или нескольким признакам имеют склонность к суициду, нуждаются в длительной психотерапевтической помощи. Особое значение в предупреждении ухода из жизни несовершеннолетних по своей воле имеет своевременная диагностика со стороны окружающих. Пренебрежительное отношение к тревожным сигналам может быть фатальным для подростка.

Также очень важно проанализировать те факторы, которые помогут удержать человека от страшного шага. Первым условием является отсутствие психических расстройств. Остальные факторы следующие:

  1. Атмосфера взаимопомощи и понимания в семье.
  2. Культурные ценности подростка, по которым совершение суицида является недопустимым.
  3. Укрепление слабых сторон характера. Такой ахиллесовой пятой может служить, например, избыточная чувствительность и ранимость. Если подросток обладает уязвимостью в какой-либо сфере, необходима направленная психотерапия данной черты.

Депрессия и самоубийство

Проблема подросткового суицида тесно связана с депрессией. Суицидальность имеет многие признаки, присущие классическому депрессивному состоянию. Последнее не обязательно говорит о том, что человек находится на грани самоубийства. Но предсуицидальное состояние характеризуется депрессией. Те занятия, которые ранее приносили подростку наслаждение, прекращают его радовать. Жизнь теряет свои краски и становится безвкусной. Иными словами, ломается «кнопка удовольствия». Другие сигналы, которые характеризуют депрессию, – двигательная заторможенность, нарушения сна, ощущение своей ненужности, постоянное чувство вины, даже греха.

Человек может или подолгу молчать, или, наоборот, внезапно становиться разговорчивым. Его речь состоит из жалоб, просьб о помощи.

Профилактика подростковых самоубийств

Самоубийство – это реакция человека на те обстоятельства, в которых жизнь для него стала невозможной. Причины суицида всегда разные, и чаще всего у отдельно взятого индивида имеется их несколько. Но такой поступок – это всегда следствие того, что условия, в которых жил человек, становились все более и более субъективно для него невыносимыми. Подростки всегда дают знать об этом: более 70% из них так или иначе доводят до сведения других людей свои намерения. Это могут быть и кажущиеся совершенно нелепыми намеки, и вполне очевидные заявления.

Суицид в подростковом возрасте во многом предотвращается по стратегии, схожей с психотерапией взрослого. Коррекция поведения включает в себя применение различных подходов. Во-первых, это работа по повышению самооценки, помощь в развитии адекватного отношения к себе. Необходимо научить подростка справляться со стрессом, находить новую мотивацию для жизни, достижений, а также заменять так называемых значимых других. Иными словами, необходимо по возможности заполнить те пустоты, которые толкают человека на суицид. Подростковый психолог – иногда это тот специалист, в котором также на самом деле есть необходимость. Поэтому, помимо всего прочего, не стоит пренебрегать возможностью оказания профессиональной поддержки.

Общение с подростком

Иногда родственники потенциального суицидента могут демонстрировать такое поведение, которое лишь усугубляет состояние подростка. Причем делать они это могут с наилучшими намерениями. Например, нежелание обсуждать данную проблему или же прибегание к догмам и запретам, имеющимся на этот счет в религии. Это лишь увеличивает чувство вины и непонимания.

Необходимо учитывать, что те, кто размышляет о самоубийстве, будь то подростки или взрослые, находятсяв очень тяжелом эмоциональном состоянии. Вина, печаль, гнев, агрессия, страх – весь этот порочный эмоциональный клубок нуждается хотя бы в том, чтобы на него обратили внимание. Но часто семья и окружение акцентируют свое внимание именно на этих депрессивных проявлениях, возмущаются тем, как ведет себя и что говорит подросток. Поэтому он не получает поддержки даже от тех, кто, казалось бы, должен прийти на помощь первым.

Подростковый суицид: шаги по предотвращению

  1. Необходимо принять сам факт возможности принятия такого решения подростком. Иногда люди боятся преувеличить риск суицида. Но даже если они совершат такую ошибку, она будет ничем по сравнению с потерянной жизнью подростка. Поэтому нужно принять его как личность, допустить саму возможность того, что этот взрослеющий человек в принципе способен на совершение такого поступка. Не надо считать, что если кто-либо решился на самоубийство, его уже никто не сможет остановить. Искушение так думать очень велико. Но каждый день сотни людей по всему миру уходят из жизни по своей воле, хотя их могли бы остановить.
  2. Нужно установить с ребенком теплые и доверительные отношения. Решить полностью все проблемы, которые толкают человека на суицид, невозможно. Но приняв его таким, какой он есть, можно существенно снизить вероятность страшного поступка. Не нужно пытаться учить жизни «маленького взрослого» и морализировать. Гораздо больше он нуждается в любви, заботе и внимании, выражаемых как вербально, так и в виде объятий, прикосновений, улыбки. Забота – это то, что поможет тревожному и отчаявшемуся индивиду снова почувствовать себя нужным.
  3. Подросток нуждается в том, чтобы его выслушали. Часто он хочет выразить свои чувства, всю ту эмоциональную боль, которая накопилась в нем. Своим поведением он демонстрирует то, о чем хотел бы сказать вслух: «У меня больше не осталось ничего ценного – того, ради чего еще можно жить». Общение с потенциальным самоубийцей, особенно подростком, может быть нелегким. Но необходимо помнить, что оно затруднено именно из-за данной склонности, ведь подросток не может больше концентрироваться ни на чем, кроме своей душевной боли.
  4. Поиск основных причин возможного самоубийства. Необходимо не только поддерживать подростка и заботиться о нем, но и замечать признаки суицидального поведения. Если в речи фигурируют угрозы свести счеты с жизнью, если он одинок и изолирован от общества, постоянно ощущает себя несчастным, все это может быть серьезными признаками желания покинуть этот мир.

Профилактика суицида в подростковой среде требует в первую очередь участия взрослых, их умения выслушать подростка и помочь ему. Помощь должна заключаться не в поучениях, а в принятии подростка, поддержке, обучении поиску альтернатив. Внимание к тем сигналам, которые свойственны его поведению, поможет сохранить человеческую жизнь.

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

— Раздача подарков окружающим;

— Перемены в поведении и другие.

Вас должны насторожить высказывания ребенка:

— Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

— Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

— Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

— Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).

— Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида.

— Сохраняйте контакт со своим ребенком. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

— Говорите о перспективах в жизни и будущем. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

— Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.

— Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.

— Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

— Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Необходимо отметить, что помимо поддержки родителей подростки испытывают эмоциональную потребность в общении со сверстниками-друзьями, у которых были бы схожие взгляды и интересы. Иногда подростки часто обращаются к Интернету в поисках «родственной души».

Однако Интернет таит в себе множество опасностей. Дети могут столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, порнографию, межнациональную и религиозною рознь, употребление наркотиков и алкоголя.

Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в Сети, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в Интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через Интернет.

Особенно важно выделить такую опасность в Сети, как «смертельные игры», например «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20″, f57, f58, «Тихий дом», «Рина «, «Н я пока», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «В Контакте» распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств, а также культивирующие идеи суицида. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» — будет задание совершить самоубийство.

Родителям так же необходимо обратить внимание на следующее:

— Открыт ли доступ к странице ребенка. Если в переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы «разбуди меня в 4.20″, «я в игре», родителям необходимо срочно вмешаться.

— Важно знать, спит ли ребенок ночью, особенно около 4-5 утра.

— Обратить внимание на одежду, особенно если ребенок не носит «открытую одежду», закрывает руки и ноги, возможно он прячет порезы.

— Обратить внимание на вещи в комнате (наличие лезвия или «тайников», которых раньше не было).

— Обратить внимание на беспричинные изменения поведения ребенка.

Куда могут обратиться родители (законные представители), если их детям угрожает Интернет?

— с сообщениями о преступлениях (угрозы, травля в Сети Интернет, размещение порнографических материалов, в случае сексуальных домогательств в Сети и т.п.) необходимо обратиться в УМВД России по Белгородской области.

— для получения психологической помощи, необходимо обратиться с ребенком к психологу в частном порядке в ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, д.15г, тел. +7 (4722) 20-53-88.

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Суицид подростковый: причины и методы профилактики

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Профилактика суицида среди несовершеннолетних

Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто — просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» — Ричард Бах

Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто «игра в суицид» заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся и проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники педагогического процесса: педагоги, учащиеся, родители, психологи, специалисты РОВД, специалисты ЦРБ.

При разработке плана «По профилактике суицида и суицидального поведения», мы опирались на материалы одного из ведущих специалистов в области массового сознания и социального влияния Р. Чалдини. Он убедительно показал, что при сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства у многих людей (до 10%) включается некий механизм, пока не изученный, результатом работы которого становится резкий рост количества суицидов.

В связи с этим, при разработке данного направления в системе профилактики, мы исходили из положения о том, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По нашему мнению, вместо открытого обсуждения проблемы самоубийства профилактику суицидального поведения в учреждении образования необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

С начала учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, по результатам проведенного исследования определяется:

· Тревожность: «Школьная тревожность Филлипса», «Тест для определения тревожности у детей» (Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Амен);

· Эмоциональное состояние учащихся, настроение: (САН (Самочувствие-Активность-Настроение), Цветовой тест Люшера;

· Уровень мотивации: Диагностика структуры учебной мотивации, Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Пахомова и Р.В. Овчарова.);

· Чувства, которые испытывают в школе (по методике С.В. Левченко).

· Социометрия (социальный статус в группе, межличностные отношения, мини-группы).

И при повышенном уровне тревожности, пониженном настроении, низкой активности с этими учащимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

В план воспитательной работы школы внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям:

Неразлучные друзья взрослые и дети, Что такое дружный класс, О доброте, В здоровом теле здоровый дух

Семья и семейные ценности, Ко дню пожилого человека «Словарь добрых дел», Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть, Ко дню Матери «Самая хорошая. «, Будем жить дружно и весело, О невеждах и вежливости.

Родители, педагоги и сам школьник часто задаются вопросом о возможности правильного ориентирования в кризисной ситуации, саморегулирования поведения, осознания последствий. Наблюдения показывают, что поведение школьников, ход мыслей и образы носят подчас непредсказуемый характер. Но они не возникают беспричинно, а зависят от обстоятельств и личной роли школьника в них.

Классный руководитель, школьный психолог и родители, готовясь вступить в кризисную ситуацию и помочь школьнику, оценивают его достоинства и недостатки, позицию в оценке себя и окружающих. Определяют его способность быть ответственным за свои поступки и умение защищаться от негативных воздействий; настраивают школьника на адекватную ориентацию в кризисной ситуации. При этом «черное» или «белое» исключается, нужна возможность полутонов.

Проблемы, связанные с формированием поведения в кризисных ситуациях, являются ключевыми для школьного и особенно подросткового возраста. Поэтому разрабатываются различные поведенческие тренинги, связанные с подготовкой подростков к вступлению во взрослую жизнь, предупреждению в их жизни кризисных ситуаций и выводу из них. Подросток, знакомый со сложной, кризисной ситуацией, правильнее реагирует на нее и находит целесообразное решение, он понимает свои особенности, готов к оказанию помощи себе и окружающим.

Работа с родителями . В работе с семьей используются разнообразные формы работы, активные взаимодействия и практическая направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактика семейных конфликтов. Родители охотно участвуют в дискуссиях, обсуждают актуальные вопросы. Проведены собрания, встречи с родителями по темам:

«Как помочь первокласснику адаптироваться к школе», » Ваш ребенок — пятиклассник», «Трудности адаптационного периода пятиклассников», «Возрастные особенности подростков», «Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить», «Воспитание личности», «Роль семьи в воспитании ребенка. Вопросы и ответы», «Профессиональное самоопределение подростков», «Нелегкий разговор о требовательности», «Воспитать личность», «Развитие личностных качеств», «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации», «Роль традиций семьи в выборе профессии», «Семья и семейные ценности».

Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами — классные руководители посещают семьи обучающихся не только с целью информирования о неуспехах ребенка в учебе, пропусках уроков, но и с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.

В процессе работы с родителями необходимо «развенчать» миф о психической неполноценности человека, склонного к суицидальному поведению, т.к. эти представления часто являются причиной останавливающей их от обращения к специалистам. Целесообразно убедить родителей в том, что направление суицидального подростка к детскому психиатру (психоневрологу) или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь.

Следует также обратить внимание родителей на необходимость ограничения доступности средств самоубийства для подростков. Различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, родительских домах и других местах пребывания суицидальных подростков, являются важными мерами спасения их жизни. Поскольку эти меры сами по себе не являются достаточными для долговременной превенции самоубийства, ребенку одновременно следует оказывать психологическую поддержку.

С педагогическим коллективом проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Обращается внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей.

Источники:

http://fb.ru/article/250309/suitsid-podrostkovyiy-prichinyi-i-metodyi-profilaktiki
http://31.xn--b1aew.xn--p1ai/citizens/pravo/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B81/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D1%83%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B5%D1%81
http://26317lvschooll8.edusite.ru/p124aa1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector