Программа «профилактика девиантного поведения. Программа по профилактике девиантного поведения подростков

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Цели программы:

  • Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
  • Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
  • Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
  • Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  • Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  • Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
  • Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
  • Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
  • Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

    Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

    Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

    • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
    • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
    • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
    • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

    Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

    • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
    • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

    Девиантное поведение подразделяется на две категории:

    1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
    2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

    Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

    • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
    • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
    • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
    • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
    • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

    Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

    Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

    Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

    Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

    Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возрастные периоды, но наиболее часто, оно имеет место в подростковом возрасте (11 – 16 лет). Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем — это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Все это дает благоприятную почву для развития девиаций различного характера.

    Проявляются девиации в следующих формах:

    — повышенная агрессивность и конфликтность;

    — неустойчивость эмоциональной сферы;

    — проблемы межличностных отношений (как со взрослыми, так и со сверстниками);

    — неумении определить свою социальную позицию;

    — нарушение развития познавательной деятельности;

    — стремление к противоправным действиям;

    — акцентуирование основных черт характера;

    — негативизм, обидчивость, неуверенность, тревожность.

    Девиантное поведение подразделяется на две категории:

    Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

    Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

      социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков; глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников; отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов; безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

    Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

      приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении; низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников; осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами; бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

    Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

      выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга; научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

    Подобные проблемы требуют непосредственного участия психолога в процессе развития личности девиантного ребенка.

    Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно; Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе; Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

    Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала; Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы); Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность. Привлечь самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечь учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, клубы по интересам, спортивные секции. Развивать систему организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время. Повышать самосознание школьников через разнообразные формы работы. Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

    1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
    2. Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
    3. Сформированные личностная и социальная компетентности подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения.
    4. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
    5. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
    6. Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
    7. Создание условий гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
    8. Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их самобытности.

    Основные формы работы с подростками:

    Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;

    Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;

    Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.

    Консультирование учащихся по обозначенным проблемам;

    Консультирование родителей по результатам диагностических исследований детей;

    Консультирование педагогов по результатам диагностических исследований учащихся, рекомендации по работе с детьми.

    Индивидуальные, групповые тематические беседы с учащимися;

    «Круглые» столы по проблемным ситуациям с учащимися;

    Тематические беседы с родителями;

    Проблемные педагогические консилиумы.

    Коррекционно – развивающая работа

    Коорекционно – развивающие занятия с детьми по результатам диагностических исследований.

    Совместная работа со смежными службами:

    Изучение особенностей познавательной сферы подростка:

    Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).

    Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича).

    Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина)

    Изучение особенностей развития личности подростка:

    Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша).

    Изучение типа темперамента (по методике Айзенка).

    Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека).

    Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков (опросник Басса – Дарки).

    Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М. Цукерман).

    Диагностика импульсивности (по методике ).

    Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО ).

    Изучение «совестливости» (по методике ).

    Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»).

    Изучение отношения к употреблению ПАВ.

    Изучение микроклимата семей подростков:

    Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»).

    «Жизнь одна»: программа тренинга по профилактике девиантного поведения подростков

    социологические науки

    • Мыльникова Анна Викторовна , бакалавр, студент
    • Алтайский Государственный Университет
    • Похожие материалы

      Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

      Основные цели тренинга:

      1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.

      2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.

      3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.[1]

      4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.

      1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

      2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

      3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.

      4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

      5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.

      1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.

      2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

      3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.

      4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.[1]

      Комплекс упражнений и методических рекомендаций по их проведению

      Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю»

      Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.

      Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.

      На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.[1]

      Упражнение №2 «Письмо негодованию»

      Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».

      Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».

      Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»

      Влияние — это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:

      Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?

      Всегда ли влияние отрицательно?

      Каким образом можно отличить отрицательное влияние?

      Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?

      Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?

      Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

      Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.[2]

      Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»

      В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача — попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.

      Упражнение №5 «Рояль»

      Вступительное слово ведущего: «Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».

      Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.

      Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».

      Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» — наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?».[2]

      Упражнение №6 «Сказка»

      Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются — о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

      В какой стране народу жилось лучше? Почему?

      Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

      Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

      Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…»

      Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас — желающий — в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.

      После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

      В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

      Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.

      Список литературы

      1. Программа профилактического тренинга для подростков «СТУПЕНИ». Руководство для тренера/Под ред. Р.В.Йорика и А.В.Шаболтас – СПб.: Врачи детям, 2009. – 92 с.
      2. Психологические игры [Электронный ресурс] – URL: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html

      Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      Источники:

      http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419101/
      http://pandia.ru/text/78/174/8684.php
      http://novainfo.ru/article/2632

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector