Психическое и психомоторное развитие детей. Вместе с умением ходить ребенок учится работать руками. Нет ли отклонений

Содержание

Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Психомоторное развитие ребенка: особенности, этапы и рекомендации

Любимый, долгожданный ребенок для родителей — не только радость, но и ответственность. Ведь до тех пор, пока малыш не в состоянии самостоятельно передвигаться, делать выбор, разговаривать, именно мама с папой становятся его опорой и стимулом для развития. Какую информацию необходимо знать взрослым о психомоторном развитии ребенка, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на возникшие трудности?

Как определить нормальное развитие младенца

Важность периода внутриутробного развития и появления на свет велика. К моменту рождения многие системы и органы находятся в состоянии развития, и до функциональной зрелости еще очень далеко. Для выживания ребенка в новой (агрессивной) среде необходимо обеспечить соответствующий уход и условия.

Адаптация ребенка к окружающей среде и его физиологическая сформированность оцениваются в первые минуты появления на свет по шкале Апгар (названа по фамилии врача, создавшего ее). Замеры проводятся на первой, пятой и десятой минутах жизни. Если показатели изменяются в сторону увеличения, констатируется факт хорошей адаптации малыша к окружающей обстановке. В таблице отражено пять показателей жизнеспособности организма новорожденного: цвет кожи, сердцебиение, рефлексы, дыхание, мышечный тонус. Оценка от семи до десяти баллов подразумевает хорошее, своевременное психомоторное развитие ребенка в будущем. Если оценка после первого и второго замера осталась на низком уровне, врачи диагностируют нарушенное развитие и назначают соответствующее медицинское сопровождение.

Этап появления на свет ребенка влияет на формирование всей последующей жизни человека, поэтому недооценивать его нельзя.

Что включает в себя термин «психомоторное развитие»

Созревание нервной системы и центров головного мозга у детей проходит от рождения до семи лет. Окончательное физиологическое формирование завершается к юности. В связи с этим отмечается гетерохронность развития психического и физического развития.

В педагогике и психологии фраза «психомоторное развитие» подразумевает своевременное формирование таких характеристик, как моторика, статическая работа мышц, сенсорные ощущения, мышление, речь, социальная адаптированность. Для составления достоверной картины актуального развития ребенка сравнивают его показатели с достижениями нормально развивающегося одногодки. Шкалы нормативного психомоторного развития для каждого периода жизни ребенка разработаны на основе многолетних наблюдений врачей и педагогов, основаны на практических исследованиях. Однако очень часто слова специалиста о несоответствии развития малыша нормативному минимуму разбиваются о стену непонимания и протеста родителей.

Почему важно следить за психомоторным развитием ребенка и вовремя коррегировать его:

  • дети, способности и умения которых формируются вовремя (по шкале), стопроцентно успешно справляются с обучением, имеют хорошую базу для становления самодостаточной личности, хорошо адаптируются в социальной среде;
  • если отклонение в психомоторном развитии происходит по всем параметрам в сторону уменьшения, то в данной ситуации для выравнивания процессов необходима помощь специалистов (часто узкопрофильных), сами родители с такой проблемой справиться не в состоянии;
  • в случае если способности и умения малыша опережают возрастную норму, также не стоит расслабляться, ведь с талантливыми детьми работать нужно с учетом их индивидуальных особенностей.

Периодизация развития ребенка

Наступление кризисных периодов в детстве имеет прямую корреляцию с формированием новых умений, навыков, созреванием нервной системы и отделов головного мозга. Одним словом, это скачкообразная перестройка организма, которая и вызывает у малыша определенный «дискомфорт», и не только у него. Родителям приходится переживать вместе с детьми шесть этапов взросления:

  • новорожденность (адаптация к среде обитания);
  • кризис одного года (связан со сменой положения в пространстве, началом хождения);
  • кризис трех лет (условно этот период может начаться с полутора до трех лет, связан с выделением ребенком своего «Я»);
  • кризис семи лет (начинается с шести и может проявляться до восьмилетнего возраста, связан с формированием словесно-логического мышления);
  • кризис пубертатного периода (с одиннадцати до пятнадцати лет, имеет физиологическую основу);
  • кризис юности (наступает с пятнадцати и может длиться до восемнадцати лет, связан с формированием личности).

Прослеживается закономерность: чем лучше готовы родители к проявлению новых навыков у детей, тем благополучнее протекают кризисные этапы для воспитанников. Конечно же, нельзя забывать, что мальчики и девочки формируются и развиваются «на разных скоростях» благодаря отличию физиологической природы.

Шкала нормативного физического и психомоторного развития детей учитывает все особенности формирования ребенка. В большинстве случаев достаточно вовремя уделить немного внимания формированию того или иного навыка, не упуская сенситивного периода, и малыш даже не вспомнит, что сталкивался с какими-то проблемами.

Если же у малютки наблюдается системная задержка психомоторного развития, то полумерами положение не исправить. Обычно такая картина наблюдается при серьезном нарушении формирования органических процессов, следовательно, выровнять развитие ребенка без помощи специалистов практически невозможно.

Формирование личности ребенка до трех лет

Для простоты использования шкалы нормального развития малыша ее размещают практически во всех «Дневниках развития ребенка». Существуют разные виды, формы и издания этого пособия, но суть неизменна: помощь родителям.

Общение, речь, мышление и самообслуживание также формируются на протяжении длительного времени и имеют свои возрастные вехи. Психомоторное развитие до года проходит очень активно, подготавливая организм ребенка к прямохождению. К трехлетнему возрасту малыш уже готов к коммуникации с окружающими людьми. В случае задержки психомоторного развития такой эффект, в зависимости от тяжести нарушения, наблюдается в возрасте 4-5 лет.

Личностные особенности дошкольника

С 3 до 7 лет дети активно осваивают пространство через подвижные игры, разные виды деятельности и спорта. Самостоятельное передвижение дает возможность изучать пространство и предметы окружающего мира. Стоит отметить, что уровень психомоторного развития дошкольников зависит не только от способностей детей, но и от желания взрослого обучать ребят. Навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в это время, носят больше социальный характер и зависят от правильного научения. Роль взрослого в формировании личности ребенка только возрастает.

В повседневной жизни ребенок становится более самостоятельным, усваивает навыки самообслуживания (умывается, одевается, убирает за собой, правильно ест). При помощи взрослых осваивает и научается независимому выполнению многих физических упражнений (ездит на двухколесном велосипеде, играет в теннис и другие подвижные игры, требующие координации движений). Научается различать основные сенсорные эталоны (форма, цвет, фактура, объем и т.д.), овладевает графическими навыками. При условии нормы развития к семи годам ребенок овладевает образной стороной высказывания (не только понимает образное сравнение, но и применяет самостоятельно), умеет правильно артикулировать все звуки родной речи и интонационно выстраивать высказывание.

Что значит готовность к школе

Успешно пройдя период «почемучки» и «фантазера», ребенок готовится к поступлению в школу. С целью изучения особенностей психомоторного развития детей психологи и логопеды проводят тесты, по результатам которых рекомендуют поступление в первый класс или другие варианты обучения. К сожалению, родители редко прислушиваются к рекомендациям специалистов, надеясь на «авось перерастет», «впереди целое лето, повзрослеет» и т.д.

Одно дело, если у малыша выпадают 1-2 функции, которые при должной педагогической поддержке выравниваются достаточно быстро. Но если ребенку рекомендована программа по компенсации задержки психомоторного развития у детей, то приоритет просто очевиден. Опять же, к сожалению, не для всех родителей.

Важность выбора образовательного маршрута

Часто нарушение психомоторного развития вызвано такими факторами, как развивающаяся глухота, слепота, дементные процессы нервной системы, тяжелые заболевания нервной системы (например, ДЦП, органическая форма ЗПР), педагогическая запущенность. В таких случаях детям рекомендуют разные образовательные маршруты, которые подбираются специалистами в соответствии с существующими проблемами. Стоит заметить, что программы адаптированы к обучению детей с разными образовательными потребностями, но родители часто не в состоянии оценить реальное положение вещей мотивируя свой отказ фразой «мой ребенок не хуже остальных».

На самом деле он не хуже и не лучше, просто у него другие потребности, которые он не удовлетворит, обучаясь по обыкновенной школьной программе. Обучение в итоге для ребенка в лучшем случае станет настоящей каторгой, если не вызовет сопутствующего заикания. Но об этом взрослые задумываются редко.

Дети с особенным развитием

Первое, в чем нуждаются особенные дети – это понимание взрослыми этой особенности и предъявления требований с учетом существующей ситуации. Одинаковых людей нет, поэтому что благо для одного, для другого — смерти подобно. Принцип «быть как все» работает только во вред ребенку. Дети все разные, но им одинаково хочется испытывать радость победы, прикосновения к чему-то новому, безусловную любовь родителей. Поэтому взрослым стоит взвесить все за и против? принимая решение о дальнейшей судьбе особенного ребенка.

Младший школьник: нужна ли ему помощь

Поступление в первый класс – это, прежде всего, стресс. Ожидаемый, контролируемый, дозированный (в определенной степени), но все же… Если в детском саду ребенок чувствовал себя как рыба в воде, то в школе на первое место выходит процесс обучения, поэтому помощь взрослых просто необходима. Иногда поддержка и уверенность родителей в успехах ученика позволяют «дышать свободнее».

Рекомендации для родителей

Психомоторное развитие малышей должно проходить под пристальным контролем родителей. В возрасте от 0 до 3 лет многие проблемы можно снять при помощи детского массажа. Специалистов такого класса найти трудно, но возможно.

Проблемы, возникающие в раннем детстве, в основном достаточно быстро коррегируются благодаря обилию сенситивных периодов на этом промежутке жизни. Поэтому решение их нельзя откладывать на потом — будет уже поздно.

Выбор образовательного маршрута ребенка должен обосновываться не требованиями родителя к ребенку, а потребностями последнего в развитии и образовании.

Во время принятия какого-либо решения помните: дети рассчитывают на безусловную любовь родителей.

Одинаковых людей нет, поэтому берегите неповторимый мир своего ребенка.

Дети с психической патологией в обычной школе.

Дети с психической патологией в обычной школе.

Рекомендации школьным психологам и социальным педагогам

Два месяца назад ко мне на прием привели Сережу 8 лет. Мальчик наотрез отказывался идти в школу. Причина отказа – конфликт в классе и плохое поведение одноклассника Дениса. Через неделю пришла девочка Роза с такой же проблемой. В процессе работы в беседе выяснилось, что Денис – особенный ребенок и все объясняют своим детям, что к нему нужно относиться с пониманием.

Все знают, что если Денис кричит на уроке на это не нужно обращать внимание, если Денис замахнулся или ударил, то на это не нужно отвечать потому, что он особенный. Недавно Денис помочился на одноклассника в коридоре и ругался матом в адрес учителя.
В коридоре нужно встать подальше от Дениса, иначе он толкнет или ударит. Он может вставать во время урока, ходить по классу, кричать, кидать в детей карандашами. После уроков Елена Павловна остается после занятий и занимается с Денисом дополнительно, потому что он ничего не пишет на уроке и не запоминает.

Большую часть урока учительница тратит силы и время на Дениса, а остальные дети получают «что успели». Квалифицированный педагог с большим стажем затрачивает на обучение этого ребёнка невероятные усилия и тратит на уговоры большую часть урока.

Мальчик не реагирует на замечания и не меняет своего поведения, беседы просто бесполезны, а часто имеют обратный эффект. Денис старается привлечь к себе внимание любой ценой, ведет себя вызывающе, к своим поступкам не критичен. На уроке он кричит и ползает на четвереньках по полу. Педагоги переживают не только за безопасность учеников в классе, но и за жизнь самого Дениса так его поведение непредсказуемо и опасно даже для него самого.

Мальчик может убежать из класса, бродить по коридорам, заглядывать в учебные классы во время урока, гримасничать и даже самовольно уйти с территории школы. Одноклассники не любят Дениса, отвергают его, не хотят общаться. У Сережи он отнял пинал и высыпал содержимое в лужу, Розе поджог зажигалкой косичку. Дети посильнее могут дать отпор в жесткой форме, тогда Денис падает на пол кричит и долго не может успокоиться.

Классный руководитель уговаривает маму Дениса обратиться к врачу. Мама уходит в полную «несознанку» и не считает ребенка больным, не видит никаких проблем в его поведении, — «…все в детстве балуются, что тут такого, это же дети, я тоже такая была и ничего, выросла нормальной…».

Школа по нормам законодательства не может отказать в обучении этого ребёнка. Без согласия родителей школа не может направить учащегося на обследование. Работа школьного психолога с детьми должна проводиться с письменного разрешения родителей. Иногда родители, согласившись на посещение ребёнком психолого-медико-педагогической комиссии, получив на руки рекомендации, которые их не устраивают (например, обучение по адаптированным программам для детей с задержкой психического развития или для детей с умственной отсталостью, наблюдение у невролога, психиатра), в школу их не приносят.

Безусловно, ответственные родители, в первую очередь, будут исходить из интересов своего ребенка и стараться выполнить рекомендации. Проблема в том, что у нас много родителей, которые сами нуждаются в «психологической помощи» или которые «сарафанную» информацию и свои домыслы, ставят выше мнения специалистов.

Между тем, не так давно, старший научный сотрудник отдела детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Михаил Иванов, выступая на заседании Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном по правам ребенка, отметил: «За последние 5 лет отмечается небывалый рост психических расстройств: эндогенных психозов из группы аутизма. При таком стечении обстоятельств прогнозируем, что к 2020 году детская психическая заболеваемость увеличится на 20%». Эксперт пояснил, что чаще всего нестандартное состояние ребенка определяется как обычная задержка развития, невоспитанность, избалованность. Потому диагностика и лечение психических заболеваний часто своевременно не производится.
Это новый вызов эпохи, на который система образования должна своевременно среагировать.

Но при существующем положении дел проблема выглядит трудноразрешимой.
Так опытный педагог и школьный класс становятся заложниками одного ребёнка и его родителей, не желающих принимать меры в отношении поведения своего чада. Само собой, сам ребенок тоже мучается, так как дети его отвергают, смеются, не хотят общаться, а старшие даже могут пнуть. К сожалению, число «трудных» детей растёт год от года, что ведёт к резкому увеличению связанных с этим школьных конфликтов.

Родители жалуются на педагогов, которые недостаточно уделяют внимание ученикам, настаивают на исключении из школы нарушителей. Родители нарушителей дисциплины жалуются в вышестоящие инстанции на руководство школы по поводу нарушения их прав на образование. Педагогический состав становится точкой приложения сил, при этом ничего не может сделать, а психологи чтобы выжить в должности должны нарушить закон.

В новом законе об образовании много внимания посвящено инклюзии. На бумаге все выглядит замечательно: небольшое количество детей в группе, воспитатель-наставник для каждого особенного ребенка, педагоги – дефектологи и другие узкие специалисты. Но реальность выглядит по другому и денег на все эти нововведения не достаточно. И еще огромная недоработка! По закону получается, например, что ребенок с любой степенью умственной отсталости имеет право посещать обычную школу. Вопрос, тогда зачем ПМПК если решения комиссии не учитываются?

Больной ребенок должен сидеть в общем классе? Тогда учительница должна в одной учебной группе рассказывать один и тот же материал в нескольких формах и видах одновременно. Если в школе всех детей с психическими расстройствами собрать в отдельный коррекционный класс с коррекционной программой, то в чем тогда смысл инклюзии?

В большинстве образовательных учреждений инклюзия реализуется только на бумаге. Особенный ребенок принимается в класс, где учится тридцать и более человек, а иногда до пятидесяти, где учитель остается с этой проблемой один на один без поддержки, а коррекционных педагогов нет, и деньги на их переподготовку не выделяются. В образовательном учреждении из профильных специалистов есть только педагог-психолог, который обслуживает 500 человек и не имеет знаний клинического психолога.

Родители считают, раз в законе об образовании написано, значит, приведу в обычную школу, чтобы ребенок «тянулся за умными», а не «деградировал с больными». .

К тому же, как им кажется, они имеют право не предоставлять рекомендации ПМПК, не оглашать диагноз.

Рекомендации ПМПК носят рекомендательный характер: не хотят родители отдавать ребенка в коррекционную школу, как рекомендует комиссия, имеют право отвести в обычную школу и потребовать педагога — дефектолога. Не хотят лечить – не лечат, но тут не все так просто и на этот вопрос мы ответим немного позднее.

Теряется драгоценное время и возможности для коррекционной работы и компенсации остается все меньше.

Хорошо, если родители адекватно воспринимают информацию, выбирают виды помощи, выполняют рекомендации и назначения специалистов, занимаются дополнительно дома, которые правильно оценивают ситуацию, понимают свою ответственность и важность своевременного лечения, находят оптимальные условия для развития своего ребенка. В таких семьях дети хорошо выравниваются, социально адаптируются и часто приходят к прекрасным результатам.

Но нужно понимать, что психология и педагогика не всесильны. В случае выявления стойкого патологичексого поведения и устойчивости к коррекции необходима помощь уже не психолога, а психиатра. Огромный арсенал психологических средств может оказаться беспомощным перед патологическим процессом.

Если не принимать необходимых мер, то по мере взросления такого ребенка и вхождения в пубертатный кризис проблемы увеличиваются в разы.

Если подросток с ожесточением бьет одноклассника или забивает палкой собаку — подобное поведение относится к психопатической реакции. Во время убийства он не всегда полностью осознает что делает, не может критически отнестись к своему поведению, не чувствует страданий жертвы. Как выявить патологическую картину личности и что делать психологам и педагогам?

В данном случае необходимо проведение развернутого экспериментально — психологического исследования личности ребенка или подростка. Может ли школьный психолог провести данное исследование? ДА, может!

Дело в том, что план педагога – психолога образовательного учреждения включает в себя диагностику, направленную на повышение эффективности образовательного процесса и это стандартная диагностика, которая является частью образовательного процесса. В рамках данной деятельности предусмотрена работа с родителями, диагностика адаптации к образовательному процессу, изучение психологического климата в учебном коллективе, склонности, способности, интересы итд.

Но даже на этом этапе психолог выявит признаки дезадаптации и отклоняющиеся поведенческие черты.

Подробная характеристика от классного руководителя – это половина описания психического статуса ребенка.

Элементарная диагностика структуры класса «Социометрия», проведенная в анонимном режиме выявит формальных и неформальных лидеров, отвергаемых детей негативные группировки.

Так же, не нужно забывать о том, что в образовательном процессе так же предусмотрен комплекс мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних и коррекционная работа с детьми, состоящими на внутришкольном учете. Данный комплекс мер включает в себя, ведение карты индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося ребенка, проведение коррекционных занятий, в том числе и дополнительную, более подробную, диагностику ребенка.

Алгоритм действий для психологов и социальных педагогов.

  1. На первом этапе формируется индивидуальная карта ребенка, которая ведется в каждой школе, в которую вносятся все данные на ребенка, полученные в течении учебного года. В том числе и характеристика от классного руководителя, замечания педагогов, сведения об успеваемости и социализации ребенка, краткие сведения о здоровье.

В случае патологического формирования личности первые отклонения от нормы будут выявляться уже на этом этапе. По результатам полученных данных психолог назначит коррекционные занятия, доведет полученную информацию до сведения родителей, предоставит необходимые рекомендации для педагогов по сопровождению образовательного процесса. Так же школьный психолог и социальный педагог проведут стандартную работу с родителями, составят акт жилищно-бытовых условий и социальный паспорт семьи.

  • На следующем этапе необходимо применить весть спектр межведомственного взаимодействия. Так например, при выявлении тяжелых социально-бытовых условий и низкого уровня дохода семьи данные о семье передаются в Комплексные Центры социального обслуживания населения отделение психолого-педагогической помощи семье и детям. При постановке на учет в статусе малообеспеченной семьи организация оказывает комплексную поддержку, а так же осуществляет дополнительную социально педагогическую помощь.
  • В случае выявления опасного положения для жизни ребенка информация отправляется в органы опеки и попечительства. Подробно вся работа описана в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и комментариях к закону.

Все этапы работы фиксируются в текущей документации и индивидуальной карте ребенка, отслеживается мониторинг поведения ребенка.

В случае, если работа проделана правильно и в полном объеме, а ребенок, тем не менее, выявляет антисоциальные черты и его показатели ухудшаются, то можно говорить о патологическом процессе, делинквентном поведении и устойчивости к психолого — педагогическому воздействию, по сути, о «трудном ребенке». В этом случае, антисоциальное поведение становится более выраженным, тяжесть и частота совершенных противоправных поступков усиливается.

На данном этапе формируется карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося. На этом этапе проводится подробная психологическая диагностика с изучением эмоционально – волевой и когнитивной сферы учащегося. Данный вид диагностики не входит в общий рабочий план педагога психолога и осуществляется дополнительно, рамках индивидуальной работы с учащимся любого возраста, если в этом есть необходимость. С родителями проводится беседа с разъяснением причин и необходимости проведения дополнительной психологической диагностики. Психолог не спрашивает разрешение, а ставит в известность.

4. Далее назначается школьный Психолого – Медико — Педагогический Консилиум, на который представляется следующая информация:

— полный анамнез ребенка, сведения о семье и социально — бытовых условиях.

— раннее развитие и социальная адаптация ребенка;

— сведения об успеваемости с приложением проверочных и текущих работ учащегося (тетради);

— развернутая характеристика от классного руководителя;

— полные сведения о совершении противоправных поступков и нарушениях дисциплины и т.д.

— подробные сведения о всей проделанной профилактической, коррекционной, воспитательной работе в отношении ребенка (классным руководителем, психологом, соц. педагогом, старшим воспитателем и т.д.;

— заключение психолога по результатам подробного экспериментально-психологического исследования учащегося с изучением эмоционально-волевой и когнитивной сферы.

В случае выявления признаков (симптомов) психопатологии ребенок направляется к профильному специалисту (психиатру, неврологу) в медицинское учреждение для медицинского обследования и лечения.

В случае отказа родителей от своевременного обследования и лечения несовершеннолетнего ребенка семья направляется на КДН и в отношении родителей применяются меры, соответствующие законодательству РФ (неисполнение родительских обязанностей.) На усмотрение Комиссии в отношении родителей налагается штраф или применяются другие меры воздействия, вплоть до лишения родительских прав. В итоге родителей в принудительном порядке обяжут обратиться к врачу, а ситуацию возьмут под личный контроль члены комиссии, так как от этого зависит состояние здоровья ребенка, а иногда и жизнь.

  • После полученного обследования, в случае необходимости ребенок получает необходимое медицинское лечение (стационарно или амбулаторно), сопровождение и реабилитацию.
  • По итогам проведенного лечения ребенок приступает к занятиям. Психолог школы ведет мониторинг состояния ребенка и фиксирует данные в индивидуальной учетной карте ребенка. В случае повторного обострения состояния ребенок повторно направляется в медицинское учреждение, весь алгоритм уже описан выше.
  • В случае частых обострений психической патологии, регулярных пропусков занятий, а так же в случае беспрерывного течения с нарастающим дефектом личности и опасном поведении ставится вопрос о выборе альтернативного вида обучения. На данном этапе родители уже не выражают протест так сами устали от осложнившейся ситуации, штрафов и поняли, что ребенку необходимо комплексное лечение и постоянный контроль.

Источники:

http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/psihomotornoe-razvitie
http://fb.ru/article/366507/psihomotornoe-razvitie-rebenka-osobennosti-etapyi-i-rekomendatsii
http://www.b17.ru/article/136851/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector