Психологи: Желание ребенка привлечь внимание — признак эмоционального…. Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы

Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы

На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”

После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).

Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).

И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:

Добрый день, Юлиана!

Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно. А что будет, если я. » «А что потом?» «А вот это что такое?»

Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.

Очень хорошо помогает в этом плане:

  • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
  • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
  • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
  • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна

На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка» мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.

Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).

Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить — по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).

Ребенок может:

  • или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
  • или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
  • или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).

Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:

  • зрительное восприятие
  • слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
  • тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
  • эмоционально-волевая сфера
  • мелкая, крупная моторика
  • речевое развитие
  • уровень мышления
  • характер игровой деятельности

Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).

Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.

Если нет возможности все это находить самой — можем провести данную диагностику и, если понадобится, наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.

Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.

Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.

Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.

Этой публикацией я хочу начать цикл статей, посвященных «плохому» поведению детей, в котором будут рассматриваться причины, последствия, а также даны возможные варианты вашего реагирования на «неправильное» детское поведение. Почему слова «плохое» и «неправильное» стоят в кавычках? Потому что не бывает ничего однозначно плохого и неправильного. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу сами знаете как… «Плохим» мы взрослые именуем этот детский образ действий, потому что он мешает нам в ритме нашей сложившейся жизни, заставляет нас испытывать чувство стыда, злит нас и ставит иногда в тупик. На самом деле это просто способ ребенка донести до родителей или других людей свои желания и потребности, а иногда и проблемы, доступным ему способом.

Итак, что же чаще всего хотят нам дать понять наши дети, когда ведут себя не так, как нам бы хотелось.

Привлечение внимания – это пожалуй одна из самых распространенных в дошкольном возрасте причин «плохого» поведения. Встречается она конечно и на других возрастных этапах детского развития. Как выглядит обычно – случаи из практики и жизни:

Девочка (4 года) со слов родителей часто плачет без причины. Самый частый вопрос, который задает она маме: «А ты меня любишь?»

Мальчик (5 лет) придумал такой способ привлечения внимания родителей, которым некогда было уделить ему внимания. В публичных местах, если что-то было не по его, он останавливался и начинал голосить, что есть силы, удивляя всех вокруг.

Родители мальчика (6 лет) заметили, что когда папа, приходя с работы, садился за компьютер, сын тут же начинал баловаться, носиться по комнате и кричать.

Девочка (9 лет) как-то сказала своей маме леденящие душу слова: «Я тебя ненавижу, ты плохая и не любишь меня! Зачем ты только меня родила? У тебя никогда нет времени для меня!»

Что мы родители обычно делаем, попадая в подобные ситуации с нашими детьми

  • Кричим, наказываем, критикуем. Обычно эти реакции только усугубляют положение. Так как внимания ребенку хочется постоянно, то он и продолжает движение по проторенной дорожке. Если помните одну из серий Маши и медведя, когда он ее поймал и начал рычать прям в лицо, а она послушала и еще попросила. Так и у нас в семьях происходит.

  • Собираем всю волю в кулак и стараемся никак не реагировать. Возможно как разовый акт, такой вариант очень даже уместен. Но вот его постоянный повтор, приведет только к более изощренным моделям «неправильного» поведения вашего чада.

  • Откупаемся подарками, дорогими вещами, техническими новинками. Взамен получаем вместо искренних детско-родительских чувств, торгово-экономические отношения «ты мне – я тебе». Когда-нибудь на вашу просьбу, ребенок запросит сначала награду за ее выполнение.

  • Усаживаем дитя за мультики, компьютер, планшет, чтобы не крутился под ногами и не мешал. В итоге годам к 10-12 обнаруживаем, что оказывается нашего уже подростка «ничего не интересует, он с вами ничем не делится, у него нет друзей».

  • Механически играем, читаем, гуляем, а мыслями находимся на работе или в действительности разговариваем по телефону. Вроде и время свое уделили, а ничего не изменилось в поведении ребенка. Все эти психологи врут))

Что стоит делать:

  1. Перестать давать негативное внимание: наказывать, кричать, критиковать. То есть начать обрывать с себя этот порочный круг.
  2. В качестве профилактики давать позитивное внимание, не дожидаясь плохого поведения: спасибо, что сам убрал игрушки; тихо играл, пока родители были заняты и так далее.
  3. Пересмотреть свои приоритеты и список дел, так чтобы уделять ваше пристальное внимание ребенку 15-30 минут в день.

Как давать пристальное внимание.

15-30 минут в день слушайте своего ребенка без советов и критики, без желания все решать за него, с сопереживанием, не думая о чем-то постороннем, не отвечая на телефонные звонки, не глядя в телевизор. С маленькими детьми играйте в «его игры», давая ему больше внимания и подчиняясь. Все это время ваш фокус внимания на ребенке.

  1. Если детей у вас несколько, то необходимо найти время для каждого по отдельности. Если не получается – просите помощи: сегодня папа играет с младшим, вы читаете со старшим, а завтра наоборот.

Главное, что нужно малышу – это знать, что его любят, в нем заинтересованы и принимают таким, какой он есть!

Итак, если предпринятые нами шаги сработали, и мы добились желаемого поведения от ребенка, то тогда мы правильно расшифровали его посылы и верно вычислил причину «плохого» поведения. А если все осталось по-прежнему? Об этом мы поговорим в других частях публикаций, посвященных «плохому» поведению детей.

Источники:

http://detpsycholog.ru/esli-rebenok-ne-reagiruet-na-obrashhenie-i-prosby/
http://www.b17.ru/article/privlechenie_vnimaniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector