Раннее развитие: что оно дает современным детям. Характеристика каждого этапа роста и развития ребенка

Особенности роста и развития детей дошкольного возраста

Человек развивается в течение всей своей жизни, но особенно интенсивные изменения происходят в детском возрасте. Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, присущим различным возрастным периодам.

У детей до 7 лет условно различают три возрастных периода, отличающихся особенностями развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом: период грудного возраста — от рождения до 1 года, период раннего возраста — от 1 года до 3 лет и период дошкольного возраста — от 3 до 7 лет.

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ, что необходимо учитывать при организации питания ребёнка.

Период грудного возраста характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.

Доношенный ребёнок рождается с массой тела, в среднем равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики обычно крупнее девочек.

Наиболее энергично ребёнок растёт в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются. Так, за первые 3 месяца жизни ребёнок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, с 4-го по 6-й — по 2,5-2 см в месяц, во втором полугодии — по 2-1,5 см в месяц. Таким образом, к 6 месяцам жизни ребёнок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни — на 25-27 см.

Нарастание массы тела, так же как и рост, интенсивнее идёт вначале: на первом месяце жизни ребёнок прибавляет 600 г, в течение второго и третьего месяцев жизни — по 800-900 г, а затем в течение каждого последующего месяца ребёнок прибавляет в массе тела на 50 г меньше, чем в предыдущем.

Таким образом, ребёнок, родившийся со средними показателями массы тела, увеличивает ее вдвое к 5 месяцам жизни и утраивает к 11-12.

Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребёнок первого года жизни, надо к показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения роста и массы тела за прожитый период. При этом удобно пользоваться таблицей средних показателей увеличения роста и массы тела детей первого года жизни.

Первый год жизни ребёнка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы, формированием активных движений, различных навыков и умений. В возрасте одного месяца младенец уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается. В 3 месяца объем движений увеличивается: ребёнок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, чётко определяет направление звука, узнает близких. В 6 месяцев малыш хорошо переворачивается со спины на живот и обратно, начинает ползать, произносит отдельные слоги. В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно садится, встаёт и передвигается у опоры, много лепечет. В возрасте одного года малыш обычно начинает ходить без опоры, произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки, пытается самостоятельно есть ложкой.

В течение первого года жизни в организме ребёнка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

После 6 месяцев у ребёнка прорезываются первые зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет 8 зубов.

Продолжает развиваться желудочно-кишечный тракт. По сравнению с первыми месяцами жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к году жизни 250 мл (у новорожденного 30-35 мл). В связи с введением в рацион ребёнка новых видов пищи увеличивается выделение пищеварительных соков, нарастает их активность. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ. Практически к концу первого года жизни ребёнок может получать все основные продукты питания.

Частота стула к году жизни уменьшается до 1-2 раз в сутки (у новорожденного 4-5 раз в сутки). У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребёнка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.

Ранний возраст — период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет.

В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребёнка. Однако дети раннего возраста ещё очень ранимы, восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды.

Темпы физического развития ребёнка на втором и третьем годах жизни несколько замедляются. За второй год жизни рост ребёнка увеличивается на 10-11 см, масса тела — на 2,5-3 кг, за третий год жизни эти показатели составляют соответственно 7-8 см и 2 кг.

У детей раннего возраста продолжаются созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. За этот период жизни ребёнок хорошо овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К трем годам он овладевает более сложными умениями: самостоятельно ест, одевается, начинает застёгивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Особенно заметно развитие интеллектуальных способностей ребёнка. У него значительно обогащается запас представлений, расширяется осознанное отношение к окружающей действительности, быстро развивается речь, возникает потребность к общению с другими детьми. К трем годам малыш начинает употреблять сложные предложения, знает и называет четыре основных цвета, приобретает необходимые гигиенические навыки. В общении со сверстниками у него появляются элементы ролевой игры.

У детей старше одного года значительно совершенствуются органы пищеварения. К двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и может хорошо пережёвывать пищу. Объем желудка у 2-3-летних детей увеличивается до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребёнка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребёнка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остаётся ещё высокой. При отступлении от диеты у него легко возникают расстройства пищеварения в виде рвоты, жидкого стула.

К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. У них происходит дальнейшее развитие и совершенствование организма.

Физическое развитие детей в этот период отличается неравномерностью. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются, ребёнок за год вырастает в среднем на 4-6 см, а на протяжении шестого-седьмого года жизни прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в возрасте 6-7 лет получило название первого периода вытягивания. Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усилении функции гипофиза). К 7 годам у ребёнка заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

Прибавка массы тела у детей к 4 годам несколько замедляется и составляет в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем она вновь увеличивается: за пятый год жизни ребёнок прибавляет в среднем 2 кг, за шестой — 2,5 кг, за седьмой — около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребёнка отмечается удвоение массы тела по сравнению с массой в годовалом возрасте.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. К 5 годам значительно увеличивается мускулатура нижних конечностей, увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, увеличивается их сила.

Развитие и дифференцировка центральной нервной системы выражаются в совершенствовании статических и двигательных функций, развитии координации движений. Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют уже определённые навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе.

Сопротивляемость заболеваниям у детей дошкольного возраста значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного возраста достигает уровня взрослого человека. К 7 годам у ребёнка прорезываются коренные постоянные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7 годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой. Активно функционируют слюнные железы, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства желудочно-кишечного тракта.

Характеристика периодов роста и развития человека

Процесс индивидуального развития человека (онтогенез) един и непрерывен, его деление на периоды условно. Каждый период несет в себе черты пройденного этапа и зачатки будущего.

Важное значение во внутриутробном развитии человека игра­ет пренаталъныйпериод, который подразделяют на два: эмбриональный и фетальный (плодный).

В течение первого эмбрионального периода, который продолжается 8 недель, происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку.

В фетальный период главным образом увеличиваются размеры, и завершается органообразование. Скорость роста плода возрастает до 4 – 5 месяцев. После 6 мес. скорость роста линейных размеров уменьшается. Одна из причин замедления роста в конце внутриутробного периода – ограниченные размеры полости матки. По данным Д. Таннера, скорость роста близнецов замедляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода. Конституция материнского организма (размеры матки и плаценты), а также условия жизни матери оказывают значительное влияние на рост плода и размеры новорожденного.

Сразу после рождения до 10 дней наступает период, называемый периодом новорожденности. В это время (8—10 дней) вскармливание ребенка осуществляется молозивом. Новорожденные различаются по уровню зрелости. Их разделяют на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие первых длится 39—40 недель, вторых — 28—38 недель и меньше. Кроме сроков внутриутробного развития необходимо учитывать всю совокупность параметров ребенка. Наиболее простой критерий — масса тела при рождении. Доношенными считают новорожденных с массой тела 2500 г и больше (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными — новорожденных, имеющих более низкие показатели длины и массы тела.

В настоящее время масса тела доношенных мальчиков чаще всего составляет 3400—3500 г, девочек — 3250—3400 г, длина тела детей обоих полов до 55 см. На размеры тела новорожденных влияют многие факторы. В том числе — какая по счету беременность и роды у женщины, возраст и размеры тела родителей, состояние их здоровья, условия жизни, питание.

Для этого периода характерно начало ускорения роста в длину и очень часто падение веса тела.

Следующий период — грудной, продолжается от 10 дней до 1 года — до перехода к питанию «зрелым» молоком. В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, вес утраивается. Прорезывание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период максимальной интенсивности ростового процесса (длина тела увеличивается от рождения до 1 года примерно в 1,5 раза, вес – утраивается), начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты и «детская» речь. Формирование восприятия, образной памяти наглядно-действенного мышления, эмоционального развития.

Перечисленные процессы идут у разных детей неодинаково. Уровень биологического развития зависит от индивидуальных особенностей, от конкретных реакций на внешние условия.

Раннее детство — от 1 — 3 лет. На 2— 3-м году жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. После 2 лет происходит падение интенсивности роста. У детей 1—3 лет размеры тела не пропор­циональны — конечности сравнительно малые, но увеличены размеры головы и туловища. В этот период происходит развитие функциональной независимости и речи ребенка, его наглядно-образного мышления, овладение бытовыми навыками и действия с предметами. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение «Я».

Рис. 4.4. Ребенок в периоде первого детства

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет (Рис. 4.4.). Биологический возраст в этот период оценивается по нескольким показателям — соматическому (морфология тела), зубному и костному. Некоторые исследователи отмечают увеличение скорости роста, называя его «первым ростовым скачком», однако этот феномен свойствен не всем детям. Характерная особенность периода первого детства — начало смены молочных зубов на постоянные. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы, причем на нижней челюсти раньше, чем на верхней. У многих детей зубы начинают меняться в 5 лет, что свидетельствует о более раннем наступлении биологической зрелости, а у некоторых первый постоянный зуб появляется в 7 и даже между 7 и 8 годами. В первом детстве прорезываются центральные резцы (в основном между 6 и 7 годами). При определении зубного возраста в первом детстве принимают во внимание, как сроки прорезывания постоянных зубов, так и общее количество молочных и постоянных зубов. Индивидуальные данные ребенка сравнивают со стандартом. Это позволяет судить об ускоренном или замедленном развитии. У девочек постоянные зубы прорезываются раньше, чем у мальчиков.

У некоторых народов мира ребенка перестают считать малышом с появлением у него первых постоянных коренных зубов. С этого периода к детям начинают предъявлять более высокие требования, особенно к девочкам.

В самом конце периода становятся заметны первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Начинается активное развитие личности ребенка, развитие когнитивных процессов, наглядно-символического мышления, освоения пространства и понятия последовательности времени, формирование нравственности, совести, инициативы. Закладываются основы этики и группового поведения. Проявляется осознанное упорство. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Возраст от 1 до 7 лет антропологи называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Однако уже в этот период тело девочек имеет большее количество жировой ткани, а в 7 лет у них начинается формирование женской формы таза.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек с 8 до11 лет. В этот период происходит прорезывание постоянных зубов (кроме «зубов мудрости»), начало развития первичных и вторичных половых признаков у девочек (половое созревание) и активизация ростового процесса. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, т.к. половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета.

В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего развиваются вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек формируется молочная железа, появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах. Средний возраст развития молочных желез у девочек различных этнических групп колеблется от 9 до 10 лет. Процесс полового созревания у мальчиков в этот период выражен в гораздо меньшей степени. Лишь к концу периода к 12 годам начинается развитие первичных половых признаков у мальчиков.

В этот период происходит переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, развитие внимания и произвольной памяти, развитие интеллектуальных умений и знаний, формируются истинные волевые акты. Ребенок включается в социальную группу и выходит за пределы семьи.

Следующий период — подростковый возраст – называется периодом полового созревания, или пубертатным. Длится у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек с 12 до15 лет. В этот период происходит пубертатный спурт — второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Наибольшая прибавка по длине тела у девочек происходит между 11 и 12 годами, по весу тела 12 и 13 годами; у мальчиков соответственно 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего к 13,5 – 14 годам они обгоняют девочек по длине тела, в это время у них интенсивно развивается мышечная система. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90 – 97 % своей окончательной величины. В подростковый период формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, половое созревание заканчивается в 13 -15 лет появлением менструаций (мэнархе). У мальчиков в 13 -14 лет происходит интенсивное половое созревание, которое выражается в росте половых органов, мутации голоса, появлении волос на лобке и в подмышечных впадинах, к 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке, появляются первые поллюции.

В самом начале периода проявляется словесное выражение абстрактного мышления. Начинается интенсивное интеллектуальное развитие, формирование самосознания (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность.

Юношеский возраст длится у мальчиков с 17 до 21 года, у девочек с 16 до 20 лет (Рис. 4.5.). В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (зрелой) величины. Организм выходит на пик своего развития, пик интеллектуальных и когнитивных возможностей к 18 – 20 годам.

Рис. 4.5. Юношеский возраст

В этом возрасте начинается период стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. Часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях, однако в этот же период происходит стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, достижение социальной зрелости, самостоятельности, материального и социального самообеспечения.

Первый зрелый возраст длится у мужчин с 22 до 35 лет, у женщин с 21 до 35 лет. В зрелом возрасте форма и строение тела изменяется мало. Правда, у 21—30-летних людей еще продолжается рост позво­ночного столба за счет отложения новых слоев костного вещест­ва на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен и не превышает в среднем 3—5 мм. Достигнута полная физиологическая зрелость, продолжается развитие личности и социальное развитие.

Стадия самоутверждения себя в обществе, семье, профессии, любви, карьере и т.п.

Второй зрелый возраст длится у мужчин с 36 до 60 лет, у женщин с 36 до 55 лет. Собственно зрелость — относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования « типично женских и типично мужских» черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций.

С 35 – 43 лет – период стабилизации, закрепления своих успехов в карьере, семье, материальном обеспечении, детях.

Критическое десятилетие 45 – 55 лет – появляются признаки ухудшения здоровья, потери молодости, попытки доказать свою молодость через интриги или карьеру. В конце периода — окончание женского репродуктивного цикла — менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс).

С 55 до 60 – 65 лет – период физиологического и психологического равновесия.

Рис. 4.6. Пожилой возраст

Пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин с 56 до 74 лет (Рис. 4.6.). Кризис преклонного возраста: потеря социальной роли, выраженное старение организма, осознание неизбежности смерти, осмысление своей жизни, принятие своей жизни или осознание ее ошибочности.

Старение это закономерный биологический процесс, ведущий к понижению адаптационных возможностей и жизнеспособности человека, в этот период происходит снижение роста на 1 см за 5 лет после 60 лет, потеря зубов, упругости кожи, нарушения функционирования систем организма, нарушения на клеточном и молекулярном уровнях, снижение биоактивности мозга, снижение слуха, зрения, снижение гормонального фона и обмена веществ.

Старческий возраст длится с 75 до 90 лет. Продолжение периода оптимальной социальной активности. Развитие инволютивных изменений организма, в том числе истинный отрицательный рост. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки «психического старения».

Долгожители старше 90 лет. Доживших до этого периода характеризует относительная стабильность всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое раннее развитие.

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно.

Лена Данилова методист, автор более 60 книг по раннему развитию, мама пятерых детей

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее. Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие — не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» — интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами ( или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие — это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие — это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе — не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке — речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать — интересно, необходимо каждому.

Источники:

http://www.pravilnoe-pokhudenie.ru/zdorovye/pitdet/detdovo.shtml
http://studopedia.ru/10_126523_harakteristika-periodov-rosta-i-razvitiya-cheloveka.html
http://www.7ya.ru/article/Chto-takoe-rannee-razvitie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector