Развитие речи и социальный контакт. Что ощущает, чувствует и как общается ребенок в девять недель от рождения

На каких неделях малыш начинает слышать, чувствовать и видеть

Что делает, видит, слышит и чувствует малыш, находясь долгие 9 месяцев у мамы в животике. Развитие плода по неделям.

Самые первые ощущения появляются у плода уже в 6–7 недель. Уловить состояние ребенка на столь раннем сроке, понять, что он чувствует и воспринимает, практически невозможно, так как он еще не дает никакой обратной реакции и не может сообщить маме, что ему нравится, а что – нет. Но в 6 недель у плода уже заложены основные отделы головного мозга, которые называются мозговыми пузырьками, и начинают формироваться нервные клетки.
Посмотрим, как идет развитие плода, его органов чувств, как у него совершенствуется способность воспринимать окружающую среду.

Всегда в движении

6–7 недель У маленького человечка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживать равновесие тела. Ребенок всю свою внутриутробную жизнь проводит в движении: во-первых, он постоянно двигается сам (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остается неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод. К концу внутриутробного периода ребенок так хорошо усваивает движения мамы, что различает, когда она спокойна, когда взволнована, когда напряжена, и тоже реагирует на это своими движениями.

Младенец очень хорошо реагирует, если его перемещают в пространстве (ведь он так привык к этому за 9 месяцев!). Он быстро успокаивается, когда его носят на руках, возят в коляске. Часто родители задают вопрос: нужно ли качать ребенка, чтобы он успокоился и заснул? Да, если ему это необходимо, ведь движение для младенца – это нормальное состояние.

Все потрогать

7,5недель У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса. С 8 недель у ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки, а с 10 недель – вся поверхность тела.
В животике у мамы для ребенка много материала для развития тактильных ощущений. С помощью ультразвука можно увидеть, как малыш трогает свое собственное тело, пуповину, стенки плодного пузыря.
Свою чувствительность ребенок начинает использовать не только для изучения внутреннего пространства матки, но и для освоения внешнего мира. Если мама прикладывает руку к животу, малыш пытается прикоснуться к ней «с другой стороны». Таким же образом ребенок еще до рождения может «познакомиться» и с папой, и с братьями-сестрами.
Очень интересно плод реагирует и на датчик УЗИ: сначала, почувствовав прикосновение незнакомого холодного предмета, он напрягается и отодвигается в сторону, но потом, если мама не волнуется и расслабляется, он успокаивается и начинает изучать новый предмет – пытается потрогать датчик ладошками или пяточками.

Со второй половины беременности, когда вы уже будете чувствовать шевеление ребенка, можно устраивать ему «мамин сеанс». В одно и то же время суток прикладывайте руки к животу и пойте малышу колыбельную или любую детскую песенку. Кроха в это время будет пытаться прикоснуться к вашим рукам «с обратной стороны». Каждый день нужно петь одну и ту же песенку – тогда малыш к ней привыкнет и после родов будет узнавать ее и успокаиваться, услышав знакомую мелодию. Такой сеанс должен длиться не более 10 минут, чтобы ребенок не уставал, но делать это нужно ежедневно. Можно устроить не только мамин, но и папин «сеанс».

Секреты вкуса

9 недель У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность. Плод заглатывает околоплодные воды, а их состав и, соответственно, вкус меняется в зависимости от условий. Так, например, если в околоплодные воды попадает что-то горькое, например, дезинфицирующее вещество, которое используют при заборе околоплодных вод, малыш начинает морщиться, высовывает язык, совершает меньше глотательных движений, будто пытается выплюнуть то, что ему не нравится. А вот введение в околоплодные воды глюкозы ускоряет глотательные движения «сладкоежки».То, что ест мама, в микродозах поступает также в околоплодные воды. И если беременная ест, например, чеснок или лимон, вкус вод становится более горьким или кислым, отчего малыш начинает морщиться.

Еще до рождения мама может приучить ребенка к своим любимым блюдам, даже если они имеют специфический вкус. Так, например, если блюда с чесноком входят в повседневный рацион, отказываться от них полностью не стоит. Малыш со временем привыкнет к ним и начнет воспринимать спокойно. Есть факты подтверждающие, что ребенок после рождения часто обнаруживает предпочтения к тем блюдам, которые мама любила есть во время беременности.

Мир звуков

14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель мы уже видим реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках.
Многие считают, что при появлении на свет ребенок попадает из тихого «домика» в мир шума. На самом деле, все по-другому: из интенсивной звуковой среды он переносится в мир, где звуков не так уж много. Что слышит плод в животе? Стук материнского сердца, шум кровотока по сосудам, напоминающий накатывание волн на крупную гальку, работу кишечника, похожую на мурлыканье кошки…
Есть данные, что у ребенка еще до рождения возникает чувствительность к речи окружающих и, естественно, к речи матери. Особенно хорошо он ориентируется в интонациях. Ссоры родителей, сопровождающиеся криком, пугают его, а доброжелательная беседа успокаивает. Все это можно отследить по интенсивности сердцебиения и движений плода.

Когда ребенок появляется на свет, речь, которую он слышал, находясь в животе, уже несет для него эмоциональную нагрузку, и он легко под нее подстраивается.

25 недель У ребенка начинают работать органы зрения. Конечно, в матке у мамы не так много информации для развития зрения, но и этого малышу оказывается вполне достаточно. Доказано, что у плода уже есть светоощущение. Так, солнечный свет он видит в приглушенных оранжевых тонах и реагирует на рассеянные лучи положительно, а от прямых – прячется, жмурит глазки.

Еще до рождения ребенку нравится солнечный свет, он может различать его, даже если на маме надета легкая одежда. Поэтому в теплую погоду необходимо обязательно бывать на свежем воздухе (это, кстати, будет и хорошей профилактикой рахита). Но не нужно слишком долго подвергать ребенка воздействию солнечного света, так как это утомляет и перевозбуждает.

Общение до рождения

Будущие мамы часто спрашивают, нужно ли разговаривать с малышом до рождения. Даже если вы специально не отводите время на разговоры с ребенком, он все равно слышит вас, когда вы разговариваете с другими людьми, чувствует ваше настроение и это влияет на развитие плода. И это очень важно. Некоторые мамы, вычитавшие, что нужно обязательно разговаривать с ребенком, начинают буквально насиловать себя таким общением, но навязанные уроки ребенку ни к чему. Все должно быть естественно.
Чтение мамой обучающих текстов, иностранных слов до рождения ребенка – это непонятная и ненужная ему информация. Зато малыш хорошо запоминает эмоционально окрашенные слова, особенно те, которые относятся к нему. Поэтому можно еще до рождения придумать ребенку слово, которым вы будете его называть после рождения – «солнышко», «зайка» «лапочка» и т. д. Вы можете называть ребенка этим словом и поглаживать живот, тогда малыш после рождения будет очень хорошо реагировать на это название.

После своего появления на свет ребенок испытывает тоску по прикосновениям к своему телу, ведь в первое время ручки и ножки не слушаются его так же хорошо, как это было, когда он плавал в околоплодных водах, и он не может сам себя ощупывать. Поэтому малыш очень любит, когда мама носит его на руках, прижимает к себе, трогает, поглаживает его тело.

Слушаем музыку

Плод, как и мама, слышит музыку. Нравится ему музыка или нет, вы можете определить и сами. Если музыкальные ритмы пришлись ему по вкусу, он начнет двигаться в ритм движениям (как иногда говорят беременные – «он танцует»). Если же ребенок двигается в другом ритме или слишком интенсивно, нужно задуматься – может быть, музыкальные уроки не доставляют ему удовольствия.
Категорически не рекомендуется ставить наушники на живот. Дело в том, что таким образом мы нарушаем среду ребенка. Все звуки он слышит на некотором расстоянии, воздух образует естественный барьер. Когда мы ставим наушники на живот, воздушной прослойки нет и малыш оказывается под воздействием звуков необычной интенсивности.
Хотите слушать музыку – слушайте, главное, чтобы она доставляла вам удовольствие. Кстати, малыши предпочитают музыку с простой и ясной мелодией, например, народные и детские песни. Можно слушать классическую, популярную музыку, но избегайте тяжелого рока.

После появления на свет ребенку не нужна абсолютная тишина. Он может спокойно спать, если неподалеку от него негромко разговаривают, что-то делают. Конечно, надо избегать громких, резких звуков, которые будут его пугать. Новорожденный хорошо помнит стук материнского сердца, который он так долго слышал над собой. Он успокаивает его, даже когда малыш находится уже вне материнской утробы. Чтобы утешить расплакавшегося малыша, возьмите его на руки, положите на левую сторону, и он, услышав знакомые звуки, утихомирится.

Советы будущей маме: как общаться с ребенком до его рождения

Скептики не верят в пользу общения с пока не родившимся ребенком и возможность его «воспитания». В ответ будущие мамочки расскажут, как их малыши пинаются в знак несогласия с такой точкой зрения. А что говорят об этом перинатальные психологи, «Летидор» выясняет у руководителя перинатального «Центра Родительства» Виктории Николаевны Тимофеевой.

Виктория Николаевна Тимофеева, перинатальный психолог, руководитель «Центра Родительства»

Специально для наших читательниц мы собрали самые эффективные и безопасные способы «внутриутробного общения».

Природа за весь период эволюции сформировала в утробе оптимальные условия для физического и психического развития ребенка. Недаром же в творческом и философском наследии существует метафора о «потерянном рае» – идеальных условиях внутриутробного развития человека.

Любая стимуляция сверх нормы станет стрессом, который как раз и способен нанести вред. Именно поэтому во время вынашивания малыша лучше говорить не о его воспитании, а о гармоничном общении будущей мамы и ее ребенка.

Мама и малыш – одна команда: польза для всех

Многие мамы, только узнав о беременности, начинают относиться к человечку внутри себя как к отдельной личности со своим характером, вкусами и желаниями. И с этим не поспоришь: каждый малыш уникален и, как верно замечают новоиспеченные мамочки, «только один такой на всем белом свете». Но пока он не родился, вы и ваш малыш составляете единое целое. И самый верный способ позаботиться о крохе – это радовать и беречь себя любимую все девять месяцев:

  • Отдыхайте полноценно: минимум 8-часовой ночной сон;
  • Переходите на 5-разовый режим питания, порции при этом можно уменьшить;
  • Осваивайте брюшное дыхание: занятие им в коленно-локтевой позе поможет обеспечить хорошее поступление кислорода малышу;
  • Практикуйте мышечное расслабление: в течение дня у будущей мамы должно быть несколько «островков» покоя и умиротворения, каким бы ускоренным ни был ритм ее жизни;
  • Дозируйте физические нагрузки: не ходите по 15 км в день, не делайте генеральные уборки, не перевозите вещи и т. д.;
  • Занимайтесь деятельностью, которая доставляет вам радость;
  • Общайтесь с малышом, устанавливайте с ним контакт, и неважно, что он пока еще не родился.

Общение с крохой через животик: находим общий язык

К 18-й неделе беременности у малыша запускается механизм «восприятия» материнского общения. Конечно, до этого момента у него есть первичная физиологическая чувствительность – на резкий звук, на изменение кислородного насыщения и т. п. Но только после середины срока он начинает воспринимать нежное поглаживание животика маминой рукой и даже способен отличить его от случайного касания. Обычно именно с этого момента и начинается активное общение мамы со своим пока еще не родившимся человечком.

Как общаться со своим малышом, каждая будущая мама решает сама. Ну а если вы в растерянности и не можете найти общий язык с ребенком, обратите внимание на простые советы.

  • Расскажите сыну или дочке о том, что пришла осень и как она выглядит, о новых покупках и решении поклеить в детской обои приятного персикового цвета, о творчестве любимого художника и самой доброй на свете детской сказке – обо всем, что для вас сейчас важно и радостно.
  • Прислушайтесь к тому, что ответит малыш: вот он легонько и как будто довольно провел ножкой, а в этом месте начал толкаться – наверное, недоволен. А может, он притих и, устроившись поудобнее, ждет продолжения ваших рассказов. Чем больше становится ваш малыш, тем лучше он дает себя понять. Будьте внимательны к нему: научитесь различать, как и на что он реагирует позитивно, а что его тревожит. Отмечайте, какие ваши действия ему «приятны».
  • Если малыш «разнервничался», постарайтесь его успокоить: поговорите с ним мирным ласковым голосом, расскажите, как вы его любите и ждете, с любовью погладьте животик. Хорошо помогают небольшие песенки-пестушки, сопровождающие ежедневные действия: например, во время умывания приговаривайте «Водичка, водичка, умой мое личико!». Если вы поверите, что вас действительно слышат, вам станет приятно – и малышу это обязательно понравится.
  • Приобщайте папу к «беседе» с малышом. У мужчин, как правило, нет безусловного инстинкта к ребенку. Будущим отцам требуется время для того, чтобы осознать собственную новую роль и разобраться, как ее исполнять. Общение через ладошку с крохой станет прекрасным стартом для вашего мужа: позже молодому папе будет гораздо проще с новорожденным, так как он научится распознавать, что значат определенные движения ребенка.
  • Не жалейте времени на приятные для вас обоих занятия: вы можете уже сейчас провести первое «знакомство» малыша с этим миром и «увидеть» его реакцию.

Первые «уроки» в жизни: познание мира через эмоции мамы

Будущим мамочкам рекомендуется следовать этим советам только в том случае, если это приносит им радость. Слушать через силу, например, нелюбимых композиторов только потому, что «это полезно малышу», не нужно.

  • Прогулки. Неважно, что за окном: осенняя слякоть или снег по колено – прогулки полезны и для здоровья, и для настроения. Ваши эмоции от окружающего мира принадлежат и крохе тоже, поэтому одевайтесь по погоде и выходите не только по делам, но и просто прогуляться.
  • Музыка. Вам может показаться, что человечек внутри вас способен «восторгаться» классикой, «приплясывать» под русские народные или «зажигать» под диско. Но начать лучше все-таки с классической музыки: попробуйте включить Бетховена или Шопена и следите за реакцией крохи. Чуткая мама обязательно почувствует реакцию малыша. Может быть, малыш начинает «активничать» в качестве протеста на слишком громкий звук или неудобную мамину позу при прослушивании. Внимательно следите за поведением малыша, постепенно вы научитесь разбираться, на что малыш реагирует позитивно и как выглядит его положительная реакция, а как – протест. А если реакции пока нет, продолжайте тестировать музыкальное наследие, но помните, что в этот период вам нужно отказаться от слишком громкой, тяжелой и диссонансной музыки.
  • Мамины песенки. Не смущайтесь, что вы ужасно немузыкальны, а в детстве на ваше ухо наступил медведь: мамин голос – самый красивый на свете. Пойте животику детские песни, заодно подготовитесь к пению колыбельных новорожденному.
  • Чтение хорошей литературы, просмотр добрых фильмов и программ. Если вы восприимчивая дама, избавьте себя от прочтения прессы, просмотра программ с криминальной хроникой и прочими «ужасами». Дело в том, что ребенок в утробе очень чувствителен к стрессовым реакциям мамы: в такие моменты у женщины вырабатываются гормоны, влияющие в том числе и на околоплодные воды, меняя их вкус. Заглатывая их, малыш «чувствует» стресс мамы и выдает собственную негативную реакцию.
  • Живопись. Занятие любым творчеством, в том числе рисованием, благотворно влияет на эмоциональное состояние будущей мамы. Беременные очень часто чувствуют эмоциональный подъем и желание творить. Живопись прекрасно гармонизирует чувства женщины, т. к. этот процесс вполне сравним с релаксацией. Тема, сюжет, композиция, выбор красок – все это демонстрирует актуальное, но порой скрытое эмоциональное состояние будущей мамы, поэтому это еще и прекрасный инструмент для психодиагностики. Попробуйте выбрать позитивный сюжет для рисования – и увидите, что ваше эмоциональное состояние значительно улучшится, а значит, малышу тоже будет хорошо.
  • Иностранные языки. Конечно, изучение французского или китайского не поможет вам родить готового лингвиста. Зато освоение иностранных языков и культуры разных стран поможет вам удовлетворить любознательность и сделать мир более добрым, привлекательным и дружелюбным. А каждой маме важно ощущать, что ее малыш будет жить именно в таком мире.
  • Питание. О том, можно ли «приучить» ребенка в утробе к определенным продуктам, ходило много споров. Пока нет никаких подтверждений, что это возможно, но многие почему-то убеждают, что пристрастия к соленым огурчикам у них именно с «тех девяти месяцев». Может быть, ученые в ближайшем будущем сделают подобное открытие, а пока просто питайтесь правильно и полезно – вдруг и правда получится «приучить».

Все эти советы благоприятно скажутся и на маме, и на ребенке. Однако оценить степень их эффективности после рождения малыша вряд ли получится: современная наука пока не в состоянии определить, что было получено малышом во внутриутробный период, а что – после его рождения.

Внутриутробное общение как подготовка к родам

Научиться понимать, слышать, ощущать и угадывать желания своего пока не родившегося ребенка – это отличная подготовка к родам, в которых мать и малыш работают в одной команде. А решать вопросы сообща, как известно, всегда проще.

Беременность длится 9 месяцев, роды – сутки. По большому счету, они не имеют самостоятельной ценности, а являются подготовительными этапами для важного события – появления нового человека. Духовная связь с чадом, завязавшаяся во время его вынашивания, будет сохраняться еще долгое время после его рождения: вы станете лучше понимать причины крика и плача новорожденного.

Как «воспитывать» ребенка еще до его рождения?


Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. С конца 70-х г.г. ХХ века о еще нерожденном ребенке стали активно говорить как о человеке. Ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» — это тоже давно известно. Поэтому сегодня будущие родители большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом, другие воспитание ребенка до рождения воспринимают как важную задачу.
Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку.

1. Развеем мифы и заблуждения.

А) Если Вы планируете развивать у еще нерожденного малыша интеллект, умственные способности или талант к чему-либо – выбросьте это из головы. Это невозможно. В силу сугубо физиологических условий. Что Вы действительно можете развивать – это эмоциональную чувствительность дитя, то есть стимулировать его органы чувств. Что, в свою очередь, и станет фундаментом успешного развития способностей малыша в будущем.
Поэтому не стоит пытаться учить ребенка в утробе алфавиту или «знакомить» его с таблицей умножения.

Б) Если Вы думаете, что маленький человечек в состоянии понимать смысл посылаемой ему речевой информации, то Вы однозначно переоцениваете его возможности. Чтобы понимать смысл речи, нужно знать значения слов (если Вам доводилось бывать в иноязычной среде без переводчика, вы догадаетесь, что я имею в виду).
Поэтому наивно думать, что, слушая сказку про репку, малыш в состоянии понять ее сюжет: он не имеет никакого представления ни о том, что такое «репка», кто такой «дед» и что означает «тянут-потянут, вытянуть не могут».
А вот ритмику, тембр и интонацию, которые присутствуют в Вашем голосе при чтении сказки, малыш улавливает отлично. На уровне вибраций. И если эти вибрации ему приятны, он действительно от сказки испытает настоящее удовольствие именно как от способа Вашего общения с ним.

В) Если «внутриутробное воспитание» своего малыша Вы превратите в работу, где четко расписан план по дням и «должностные обязанности» звучат как «прослушивание музыки», «чтение поэзии» и «ритмичные поглаживания живота», то польза от такого занятия будет невелика. Находясь в животе у мамы, ребенок воспринимает происходящее на уровне эмоций.
Довольна мама – доволен малыш. Мама грустит – грустит и дитя.
Поэтому механическое выполнение «плана развивающих мероприятий» без теплого и сердечного эмоционального сопровождения, когда это не «от души», а потому что «так модно», не принесет желаемых результатов.
Для дитя будет лучше даже если мама и вовсе ничего «специального» для него делать не будет, но при этом постарается окружить будущего малыша атмосферой безграничной любви к нему и радости ожидания.

Г) Если и предыдущий пункт мама доводит до абсурда и старается полностью исключить из своей жизни неприятные эмоции, желая оградить малыша от стрессов, это так же не сослужит ему доброй службы.
Ведь мы говорим, что в утробе матери ребенок получает свой первый эмоциональный опыт. А любой опыт всегда состоит как из приятных моментов, так и не очень. Если же мама «рафинирует» эмоциональную среду ребенка, искусственно исключит разнообразие эмоций, то он недополучит нужные представления о разных сторонах и проявлениях жизни, будет не готов к возможным стрессам.

Но, естественно, маме следует стремиться к преобладанию позитивных эмоций. Просто не стоит панически реагировать на любое возникновение во время беременности нерадужного настроения и не укорять себя за это.

2. Поговорим о том, как общаться с малышом.

А) Не превращайте его в средство своей самореализации.
Старайтесь удержаться от соблазна планировать его будущие успехи: говорить по-английски в 1 год, в 2 уже читать, а в 4 лучше всех цитировать классиков. Он будет одаренным, если вы просто дадите ему шанс прожить 9 внутриутробных месяцев и все его раннее детство в счастливой, жизнерадостной, доверительной атмосфере, снабжая информацией 5 органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус и слух).

Б) Разговаривайте с ним.
Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца. Это касается не только мамы, но и папы.

В) Пойте ему.
Даже если Вы не в восторге от своих вокальных способностей. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Г) Слушайте музыку.
Не животу наушники одевайте, а слушайте сами. Малыш узнает, что нравится Вам, а Вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы у деток разные, однако учеными обнаружена закономерность, что малыши больше любят структурированные мелодии (Вивальди, Моцарт, народная музыка, детские песни), не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Познакомьте дитя со своими любимыми композициями и исполнителями – возможно, они придутся по вкусу и ему. Следует избегать резких и агрессивных, тяжелых музыкальных жанров.

Д) Двигайтесь.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка.

Е) Читайте вслух.
Это могут быть ваши любимые стихи или проза, детские сказки, потешки и т.д. Как уже говорилось выше, делайте акцент на тембре и интонации, ритмике голоса. Важна эмоциональная атмосфера при таком чтении – нужно, чтобы Вы сами получали от этого удовольствие, были настроены на занятие, а не выполняли это ради какой-то формальности, «гуляя» мыслями где-то далеко при этом.

Ж) Прикасайтесь.
Поглаживания животика и ответные толчки малыша станут первыми прообразами Вашего диалога с малышом. Таким способом Вы можете не только проявлять ласку и любовь, но и «играть» с ребенком, «успокаивать» его, если слишком уж резвится. Очень полезно подключать к этому процессу и будущего отца.

З) Просто любите его всем сердцем – лучшего «воспитания» еще никто не придумал!

Источники:

http://www.baby.ru/blogs/post/52204098-46577993/
http://letidor.ru/psihologiya/sovety-buduschey-mame-kak-obschatsya-s-rebenkom-do-ego-rozhdeniya.htm
http://www.b17.ru/article/10256/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector