Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков. Речь ребенка

Содержание

Развитие ребенка

Развитие речевых навыков у ребенка происходит естественно, но могут возникнуть и некоторые трудности

Формирование речи: этапы и рекомендации

По мере роста и развития ребенок произносит сначала отдельные звуки, затем – простые слова (например, «мама» или «папа»), и лишь затем учится говорить более сложные слова. Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом.

Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки. Рассмотрим их подробнее.

Развитие речи у ребенка

Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.

Младенцы общаются с помощью плача, например, когда они голодны или хотят, чтобы родители подошли к ним. По мере развития они учатся слышать и понимать звуки языка и могут выражать свои мысли с помощью отдельных слов и коротких односложных предложений. Скорость развития речевых навыков индивидуальна для каждого ребенка.

Этапы развития языковых навыков у детей

Доречевой этап

На этом этапе ребенок учится общаться с окружающими. Большинство детей начинает общаться с родителями в возрасте около года. К этому времени дети понимают большую часть того, что им говорят родители, и могут выражать свои потребности, указывая на конкретные объекты.

Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой последовательности.

3–4 года

В возрасте 3–4-х лет ребенок обычно ведет с родителями долгие и интересные, хотя иногда и бессмысленные беседы. В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.

На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о нормальном речевом развитии ребенка:

1. Ребенок быстро учит новые слова.

2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает» вместо «продает»).

3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно:

  • составляет предложения из четырех и более слов;
  • знает и понимает детские стихотворения;
  • правильно употребляет местоимения.

4. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие неточности. В этом возрасте ребенок:

  • использует длинные и сложные предложения;
  • может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;
  • задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.

В дошкольном возрасте ребенок обычно ведет более длинные и сложные разговоры с родителями.

5–8 лет

В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет дети могут писать простые истории и понимают, как звуки образуют слова.

Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:

1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.

2. Пятилетний ребенок:

  • имеет более обширный словарный запас;
  • может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.

3. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.

4. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу между ними.

5. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей.

6. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.

Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока вы видите в речевом развитии ребенка прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства. Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о языковых расстройствах у ребенка. Хотя такие расстройства могут быть серьезной проблемой, они поддаются лечению.

Речевые расстройства у детей

Чтобы развить речевые навыки, ребенок должен обладать навыками слушания, понимания и запоминания. Также ребенок должен уметь структурировать свою речь. Если эти навыки не развиты, это может быть связано с расстройствами речи.

Согласно статистике, симптомы различных речевых расстройств наблюдаются у 5 % всех детей. Речевые расстройства у детей отличаются от дефектов речи, которые заключаются в неспособности ребенка артикулировать определенные звуки речи. При речевых расстройствах дети нормально воспроизводят звуки и их речь понятна. Однако они сталкиваются с трудностями, связанными с пониманием речи окружающих (рецептивная речь) или выражением собственных мыслей (экспрессивная речь).

Как определить у ребенка проблемы с развитием речи?

Дети, страдающие от расстройств рецептивной речи (также известной в медицине как сенсорная алалия), могут испытывать трудности с:

  • пониманием речи окружающих;
  • следованием инструкциям;
  • организацией своих мыслей.

Дети с расстройством экспрессивной речи (также известной как моторная алалия) испытывают трудности с выражением своих мыслей и потребностей:

  • их предложения могут быть короткими и простыми, а речь – неструктурированной;
  • их словарный запас может быть значительно меньше, чем у сверстников;
  • им бывает трудно подобрать правильное слово, они способны заполнять паузы различными звуками или словами-паразитами («эммм», «нууу» и т.д.);
  • они могут неправильно употреблять грамматические формы слов;
  • они могут повторять одни и те же фразы в одном рассказе.

Одним из самых серьезных языковых расстройств является специфическое расстройство речи:

  • у детей наблюдается задержка развития речи (например, они могут не уметь говорить до трех лет);
  • в трехлетнем возрасте они могут говорить недостаточно четко;
  • дети подвержены трудностям с использованием в речи глаголов. Это отличительная черта специфического расстройства речи;
  • дети могут пропускать вспомогательные глаголы в предложениях;
  • дети путают времена глаголов.

Причины речевых расстройств

Иногда ребенок не может развить навыки порождения речи, слушания, понимания и запоминания по разным причинам:

  • ребенок недостаточно слышит живую речь в повседневной жизни. Чем больше ребенок погружен в языковую среду, тем быстрее он развивает речевые навыки;
  • некоторые дети испытывают трудности только в развитии речи, в то время как остальные сферы психики у него развиваются нормально;
  • причины расстройства экспрессивной речи до конца не выяснены. Но иногда такое расстройство связано с задержками развития;
  • расстройство рецептивной речи может быть вызвано генетическими отклонениями;
  • смешанные речевые расстройства могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами;
  • речевые расстройства могут возникать у детей с задержками развития, расстройствами аутистического спектра и проблемами со слухом;
  • такое речевое расстройство, как афазия (нарушение уже сформировавшейся речи) может возникать вследствие поражения центральной нервной системы.

Если ребенок испытывает трудности с развитием речи даже в трехлетнем возрасте и старше, обратитесь к врачу, чтобы определить и вовремя вылечить возможные проблемы со здоровьем.

Диагностика и лечение речевых расстройств

  • врач должен изучить историю болезней в семье, чтобы выяснить, были ли у членов семьи речевые расстройства;
  • врач может провести для ребенка тесты на уровень развития рецептивной и экспрессивной речи;
  • слуховой тест или аудиометрия помогут выяснить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.

Речевая терапия – лучший способ лечения речевых расстройств. Также рекомендуются консультации психолога или психотерапевта, потому что речевые расстройства могут привести к психологическим проблемам.

Как развить речь у ребенка: полезные советы

1. Разговаривайте с ребенком. Как можно больше говорите с ним на общие темы. Например, вы можете начать разговор с отвлеченных фраз: «Мы идем гулять в парк. Видишь, как летают птицы? Чувствуешь, как пахнут цветы?».

2. Читайте ребенку книги. Начинать читать ребенку книги никогда не бывает рано. Начните с книг для самых маленьких, затем, когда ребенок немного подрастет, переходите к сказкам и коротким детским рассказам.

3. Как можно меньше включайте ребенку телевизор и компьютер. Не приучайте ребенка к электронным устройствам с раннего детства. Чтобы развить навыки речи, ребенку необходимо взаимодействовать с людьми и слышать живую речь. Телевизор не может ему этого обеспечить.

4. Ходите с ребенком на прогулки. Совместная прогулка в парк или музей может открыть для него совершенно новый мир. Чем больше ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем более любопытным он становится и тем больше вопросов задает. Вы можете разговаривать с ребенком, побуждая его делиться новым опытом.

5. Показывайте хороший пример. Разговаривая с ребенком, станьте напротив него. Говорите медленно и четко. Если ребенок говорит какое-то слово неправильно, не ругайте его, а исправьте, сказав слово правильно. Зная, как правильно произносится слово, ребенок будет учиться.

6. Помните, что у вас с ребенком разные уровни развития речи. Не используйте слова или фразы, которые ребенок не сможет понять. Если вы все же произнесли какое-то непонятное для ребенка слово, объясните его значение.

7. Подстраивайтесь под ребенка. Если он сам начинает разговор, позвольте ему говорить и объяснять. Поддерживайте ребенка в таких ситуациях: даже простое похлопывание по плечу придаст ему уверенности в себе.

8. Говорите и повторяйте. Если ребенок правильно произносит слово, повторите его несколько раз в разных предложениях, чтобы он лучше понял его значение.

9. Учите новые слова с помощью книг с картинками. Купите несколько книг с картинками и помогите им выучить новые простые слова (например, мяч, дерево и т.д.). После этого покажите картинку, которая соответствует этому слову. Обсудите с ребенком картинку.

10. Учите ребенка новым словам. Время от времени учите ребенка новым словам. Предложите ребенку придумать предложение с новым словом. Не беда, если ребенок не сразу понимает новое слово. Рано или поздно он научится правильно его использовать.

11. Задавайте ребенку вопросы. Делайте все возможное, чтобы ребенок развивал речевые навыки. Если вы гуляете в парке, найдите что-то, что интересно ребенку. Задавайте ему вопросы и предложите рассказать вам о том, что он видит.

12. Пойте ребенку песни и читайте стихи. Рифмы, которые есть в стихах и песнях, помогают ребенку лучше усваивать новые слова.

Двуязычная атмосфера и развитие речи у ребенка

Иногда бывает так, что ребенок растет в окружении, где разговаривают на двух и более языках. И у родителей возникает тревога: не приведет ли такая обстановка к расстройствам речи у ребенка?

На этот вопрос эксперты отвечают однозначно: нет. До недавнего времени родителям рекомендовалось разговаривать в присутствии ребенка на каком-либо одном языке. Психологи полагали, что двуязычное окружение может помешать способности ребенка овладевать языком. Также считалось, что ребенок быстрее и легче учится говорить на том языке, который чаще звучит в окружении ребенка. Однако такие предположения не нашли научного подтверждения. Более того, есть много примеров, как маленькие дети растут в двуязычном окружении и успешно осваивают оба языка.

Если ваш ребенок страдает от той или иной задержки развития, не впадайте в отчаяние. Уделяйте больше времени развитию у него речевых навыков. Если ваших усилий окажется недостаточно, обратитесь за профессиональной помощью, чтобы справиться с расстройствами речи.

Развитие речи у ребенка: 11 этапов становления + методики

С появлением в семье детей вопросы воспитания и развития ребенка становятся основными и очень тревожными для родителей. После первых моментов, касающихся физического развития ребенка, особое волнение вызывает развитие речи у детей: когда малыш должен полноценно заговорить, как способствовать развитию речи ребенка, когда нужно ждать, а когда – обращаться за помощью к специалистам?

Эта статья предназначена помочь родителям разобраться в основных моментах этого актуального вопроса.

Особенности речи детей разного возраста

Каждый ребенок уникален. У каждого – разные задатки, наследственность и окружение, поэтому, естественно, что и развиваются детки по-разному (в плане скорости и интенсивности). Тем не менее существуют определенные нормы развития речи у детей с приблизительными возрастными рамками (плюс-минус 2-3 месяца) для формирования того или иного навыка и умения:

  • До 2 месяцев ребенок «общается» посредством плача и крика, сообщая о том, что он проголодался, хочет спать или он мокрый.
  • К 3 месяцам речь ребенка проявляется гулением, разнообразием звуковых интонаций и реагированием на обращенную к нему речь взрослого.
  • К 6 месяцам ребенок начинает лепетать, как с самим собой, так и в ответ на обращения взрослых. Узнает в речи свое имя, могут прозвучать первые слоги.
  • В 7-9 месяцев лепет совершенствуется до первых слов с одинаковыми слогами («ма-ма», «ба-ба» и т.д.), попыток имитации взрослой речи без понимания смысла;
  • К году появляются звукоподражание, простые слова («на», «ам») и понимание значения слова «нет».
  • До полутора лет у ребенка пополняется пассивный словарь, развивается автономная речь. Ребенок понимает простые инструкции. Использует до 20 простых слов;
  • В 2 года ребенок знает и произносит названия хорошо знакомых предметов, строит предложения из двух слов, использует в речи местоимения и предлоги. Речь ребенка становится понятна взрослому.
  • В 3 года дети уже составляют предложения из 3 и более слов, могут назвать свое имя, пол, возраст. Знают цвета, части тела, разные размеры. Используют в речи множественное число и прошедшее время.
  • В 4 года ребенок знает названия многих животных, соотносит предметы по размеру, объединяет предметы по общему признаку, считает до 5.
  • К 5 годам речь ребенка становится почти полностью грамматически правильной. Ребенок использует много описательных слов, знает назначение бытовых предметов, считает до 10, умеет пересказывать услышанные истории, ориентируется во временных понятиях.
  • 6-летний ребенок продолжает активно расширять словарный запас, задает много вопросов, умеет составлять рассказ по картинке, ориентируется во времени и пространстве.

Родителям не стоит воспринимать данные нормы и их границы слишком буквально и жестко. Это своего рода ориентир, который поможет контролировать процесс речевого развития ребенка, направлять и корректировать его.

Как развивать речь, чтобы ребенку это было интересно?

Освоение родной речи детьми происходит не так, как изучение иностранных языков взрослыми, то есть, посредством заучивания новых слов и правил. Это более естественный и непринужденный процесс, который связан непосредственно с основными видами деятельности ребенка, познанием окружающего мира.

Чем активнее ребенок, тем легче и быстрее происходит формирование речи. А родители могут сделать этот процесс еще и более интересным, используя различные игры, прибаутки и упражнения для развития речи.

Познаем мир

Стимулировать речевое развитие малыша можно уже с самого рождения, активизируя работу его органов чувств:

  • зрение – украсить комнату большими аппликациями, повесить мобиль над кроваткой, показывать различные предметы, предоставить разнообразие игрушек, рассматривать книжки и окружающий мир;
  • слух – разговаривать с малышом, комментировать свои действия, включать музыку, знакомить с разными звуками, использовать потешки;
  • осязание – предлагать игрушки разной формы, текстуры, размеров; разрешать ребенку все пробовать ручками и даже «на зуб»;
  • обоняние и вкус – по возможности и по возрасту предлагать малышу знакомиться с различными запахами и вкусами.

Стихи-потешки и пестушки

Это коротенькие стишки-приговорки, которыми можно сопровождать различные действия ребенка или с ребенком. Проговаривая пестушки родитель выполняет действия с малышом (двигая его ручками, ножками), а потешками сопровождает действия самого малыша:

Лепим мы куличи, (мама хлопает ладошками малыша)

Круглые как личико. (мама прикладывает ручки ребенка к щечкам)

Достаем из печи,

Вкусные куличики. (мама протягивает вперед ручки малыша)

Моемся мы в тазике.

Рыбки и утята. (во время купания)

Играем пальчиками

Зоны мозга, отвечающие за движения пальцев и развитие речи, находятся рядом, поэтому, активное развитие первой положительно влияет на формирование речи.

Помимо широко известных пальчиковых игр со стишками, как «Сорока-ворона», «Наши пальчики устали», полезно использовать в общении с ребенком разнообразные жесты и побуждать его делать то же самое. Например, показать пальчиками, сколько малышу лет, грозить пальчиком, кивать «да» и «спасибо», изображать топающего человечка пальчиками.

Развитие мелкой моторики также стимулирует развитие речи у ребенка. Отлично в этом плане работают игры с:

  • собиранием, перекладыванием, нанизыванием средних и мелких деталей;
  • расстрегиванием / застегиванием различных змеек, пуговиц, липучек;
  • расспутыванием веревочек;
  • просеиванием песка;
  • игры с прищепками, пипетками, паззлами и т.д.

Игры-сюрпризы и рифмованные загадки

Дети очень любят что-то неожиданное и загадочное. Поэтому им нравятся игры, где их ждет сюрприз. Не подарок, а неожиданность. Одна из таких игр, например, «Кто живет в домике?» В мешочек или закрытую коробку прячут фигурки животных, и спрашивают у ребенка: «Кто живет в домике?» И достают одну из фигурок, называя животное или говорят, как оно «говорит» (например, «лягушка» илим«ква-ква»).

Для деток постарше можно описывать животное в коробке словами, побуждая догадаться кто это может быть. Также детки постарше любят стишки-загадки, где ответ «напрашивается» по рифме, или, наоборот, где отгадка не рифмуется, а кроется в самом тексте стиха:

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису)

Снежок подтаял между сосен –

Пришла зиме на смену… (Не осень, а весна)

Игры с элементами дыхательной артикуляционной гимнастики

Оба вида упражнений и игр данного плана полезны для речевого развития в контексте формирования правильного звукопроизношения.

Дыхательные упражнения можно начинать с игры на дудочке, гармошке. Дальше предложить ребенку надувать шарики, дуть мыльные пузыри; сдувать перья, бумажную бабочку; «двигать» бумажные кораблики в воде, произносить протяжно разные звуки то громко, то тихо и т.д.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию непосредственно речевого аппарата, его движений. Большинство таких упражнений являются основой занятий с логопедом, но ребенку дома можно подать их просто в игровой форме:

  • вытягивать губки трубочкой, как хобот слона;
  • высовывать и прятать язычок;
  • цокать языком, как лошадка;
  • облизываться, как кошечка и т.д.

Книги для развития речи у детей можно использовать в нескольких вариантах.

Во-первых, ребенку нужно читать стихи, сказки и различные истории. Сначала просто, потом побуждая ребенка комментировать, оценивать, фантазировать.

Здесь можно выбирать ту литературу, которая нравится ребенку, и соответствует его возрасту.

Также сейчас есть много различных книг, сборников, тетрадей с комплексом задания для развития речи у ребенка – красочных и интересных.

Во-вторых, книги могут пригодиться родителям, которые хотят больше знать об особенностях речевого развития деток, различных методиках, упражнениях, играх и т.д. Ведь нужно не просто выполнять упражнения, а делать это правильно (особенно это касается артикуляционных упражнений), чтобы не запутать ребенка.

Развитие речи у детей и помощь специалистов

Существуют определенные возрастные нормы речевого развития детей, которые допускают некоторые отклонения. Каждый ребенок уникален и у него есть свое время для проявления речевых навыков.

Но некоторые моменты, все же могут быть поводом родителям насторожиться, и обратиться за консультацией к специалисту:

  • ребенок не гулит до 4 месяцев;
  • не реагирует на звуки и смену интонации к 6 месяцам;
  • к году не реагирует на оклик и не выполняет простые просьбы;
  • не называет родителей «мама» и «папа» к 1,5 годам;
  • не говорит простыми предложениями и не может выполнить двусложные просьбы к 2 годам;
  • в 3-4 года не отвечает на простые вопросы о себе, не может повторить короткие стишки, присутствует неправильное звукопроизношение.

Если родители замечают такие особенности у своего ребенка, им стоит как можно раньше обратиться к педиатру, который поможет определить причину или направит к нужному специалисту (отоларингологу, неврологу, дефектологу, логопеду).

Заключение

Каждый родитель с нетерпением ждет первых звуков и слов от своего малыша, и радуется каждому из них. Освоение речи не такой уж и легкой, хоть и естественный, процесс для детей. Но любящие и заботливые родители всегда способны сделать его более легким и интересным.

Разговаривайте с ребенком, играйте с ним, делитесь опытом и любите! А с другими мамочками делитесь своим мнением в комментариях к статье.

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Источники:

http://childdevelop.ru/articles/develop/5909/
http://its-kids.ru/rrazvitie-rechi-u-rebenka.html
http://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/osobennosti-razvitiya-rechi-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector