Развитие умственных способностей у ребенка от рождения. Умственные способности ребёнка. Как развивать с пользой. Что говорят психологи

Развитие ребенка

Дети любознательны и открыты новым знаниям, родителям следует направить эти склонности в нужное русло

Как развить умственные способности ребенка

С каждым годом жизнь становится всё динамичнее. Мы узнаем всё больше и больше теорий о том, как развить интеллект, способности и навыки ребенка, но у нас не хватает на это времени. Психологи утверждают, что сегодня вклад родителей в развитие детей бесценен. И рецепт успеха намного проще, чем кажется на первый взгляд: нужно создать ребенку необходимые условия, а не выполнять задания вместо него, поскольку дети с рождения любознательны и наделены большим потенциалом. Малыши в возрасте 2-4 лет хорошо усваивают новую информацию. Существует несколько способов удовлетворить их тягу к знаниям в этом возрасте.

Покажите ребенку пример

Дети наблюдают за окружающими и подражают им. Родители – одни из первых людей, у кого дети учатся с первых дней своей жизни. Показывая малышу, что вы в восторге от жизни и открыты к новым знаниям, вы помогаете ему испытать то же самое в будущем. Когда мы занимаемся любимыми занятиями, делимся идеями, обсуждаем новые открытия или книги – ребенок понимает, что взрослым свойственно учиться чему-либо.

Детям доставляет большое удовольствие узнавать что-то новое, какими бы простыми или банальными эти знания ни казались нам. Обращайте внимание ребенка на первые весенние цветы, на солнце, которое светит морозным зимним утром и т. д. Например, объясняйте ребенку, что по утрам солнце встает, а по вечерам «ложится спать».

Создайте «уголок творчества»

У ребенка должно быть определенное место в доме, где будут «происходить чудеса». Там он сможет проводить эксперименты, хранить свои коллекции и заниматься творчеством. Лучший способ научить ребенка настойчивости в изучении чего-либо – позволить ему начать исследование и шаг за шагом достигать результатов. Будьте готовы к тому, что в «уголке творчества» будет царить беспорядок: наука требует жертв.

Маленьким детям труднее концентрироваться на чем-либо, чем старшим. Но ребенок, даже если и забросит свое исследование, захочет вернуться к нему через несколько дней.

Свободное творчество также является прекрасным занятием для детей. Позвольте малышу заниматься тем, что соответствует его возрасту: дайте ему безопасные ножницы, бумагу, клей, картонные коробки, цветные карандаши и т. д. В картонных и пластиковых коробках хорошо хранить вещи – так малыш будет поддерживать хоть какой-то порядок в своем «волшебном уголке».

Развивайте воображение

Воображение и творчество помогают ребенку формулировать идеи, которые никому прежде не приходили в голову. Помогите ему развивать эти способности. Играйте с ним в игры на воображение. Например, фантазируйте вместе, на что похож тот или иной предмет: «Луна похожа на мяч или на большой кусок пластилина». Задавайте ребенку вопросы, при этом ответы на них не обязательно должны быть серьезными: «Что общего между тобой и твоим котом?», «Как ты думаешь, откуда к нам попал этот цветок?» Помните, что гениальность заключается скорее в том, чтобы задавать правильные вопросы, чем в том, чтобы иметь на все ответы.

Опыт + обсуждение = обучение

Как часто вы обсуждаете с ребенком прошедший день перед сном? Приготовление ребенка ко сну часто вызывают у родителей стресс, но обсуждение – это ключ к обучению и развитию умственных способностей. Давая ребенку возможность испытать новый интересный опыт, вы развиваете его ум. Предлагая ему поразмышлять над тем, что он увидел или узнал, вы даете ему возможность закрепить этот опыт. Узнавайте с малышом что-то новое, посещайте новые места, находите новые способы узнавать что-то о том, как устроен мир.

Развивайте идеи и учитесь концентрации

Окружающий мир способствует тому, чтобы люди искали готовые ответы (например, в Интернете) и не мыслили самостоятельно. Помогите малышу самому исследовать то, что его интересует. Если, например, он захочет почувствовать, что чувствует собака – подыграйте ему и разрешите оставаться в этой роли, пока его интерес не будет удовлетворен.

С новыми идеями тесно связана концентрация. Наблюдайте, что привлекает интерес ребенка. Возможно, его заинтересовала игрушка динозавра в магазине или улитка в саду. Может быть, он интересуется динозаврами или улитками уже долгое время? Используйте темы, интересующие малыша в играх, творчестве, разговорах.

Читайте вместе с ребенком

Высокоинтеллектуальные люди больше интересуются тем, что они не знают, чем тем, что они знают. Чтение вместе с малышом помогает ему открыть для себя нечто новое. Новую информацию можно получить и из фильмов и видеоигр, но ничто не заменит хорошую книгу. Разрешите ребенку рассмотреть рисунки или даже перевернуть страницу – так сюжет книги лучше отложится в памяти ребенка, и он начнет говорить о прочитанном в книге в повседневных разговорах. Непременно задавайте ребенку вопросы, обсуждайте с ним сюжеты книг.

Умственное развитие ребенка

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.

Этапы интеллектуального развития ребенка

С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:

  • Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
  • Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
  • Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.

Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.

Эмоциональное, речевое и логическое развитие

Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:

С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.

Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.

В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.

Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?

Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.

Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.

Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.

Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.

Как развивать умственные способности ребенка

Поощрять активность ребенка

Бельгийский ученый Нюттен провел такой эксперимент.

В экспериментальной комнате было установлено два автомата – А и Б. Автомат А был весь блестящий, с разноцветными лампочками, яркими ручками. Автомат Б выглядел значительно проще, в нем не было ничего ни разноцветного, ни яркого, но зато в этом автомате ручки можно было двигать и в зависимости от этого самому включать и выключать лампочки.

Когда пятилетние дети, участвовавшие в эксперименте, входили в комнату, то, конечно, они прежде всего обращали внимание на нарядный автомат А. Поиграв с ним, они обнаруживали автомат Б, и он-то оказывался для них самым интересным. Дети двигали ручки, включали и выключали лампочки – словом, исследовали.

Опыт всячески видоизменялся, но вывод каждый раз оказывался неизменным – самому нарядному, яркому объекту малыши предпочитают такой, с которым можно активно действовать. (Вспомните, какие игрушки больше всего любят дети).

Сейчас ученые уже не сомневаются: познавательная потребность характеризуется прежде всего активностью.

Научить любить чтение

Сразу оговоримся, что есть этап технического чтения, что называется, «голый» навык, и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить любить чтение, по-видимому, нет. (А есть ли четкие рецепты, как заставить полюбить себя, как человека равнодушного превратить в любящего. Рецептов нет, а вот интуиция. Впрочем, читайте хорошую художественную литературу).

Пока сообщу лишь несколько условий, чего ни в коем случае нельзя делать, если ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое – то есть сам еще читать не хочет и по-настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

  1. Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал. (О психологических маневрах скажем позже).
  2. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькая победа.
  3. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
  4. Берите для первого чтения только подходящие книжки – яркие, с крупными буквами, где много картинок и, самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах – их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом, и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически перестает хватать времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится и прочитает ему, убили или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе – строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что Карлсон хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод еврейского народа

Ребенку разрешают читать только тогда, когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И об этом ребенок должен помнить каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Тору (священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а скорее всего, и не читала). На центральном телеграфе ей доверяли только перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось работой, требующей уже более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка тетя Катя. И мальчик Диан решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать плохо, с ошибками. Тетя Катя решила повоспитывать соседского мальчика: «Что же ты говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались».

Что тут стало с матерью! «Зачем ты обижаешь моего ребенка? – бросилась защищать сына неграмотная мать. – Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!)». Даже через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. «Я ее выгнала, – рассказывала она, – и сказала этой тете Кате: «Не умеешь с ребенком – не ходи сюда». И два года не ходила она ко мне».

Дальше – больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей – когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей вслух. Тогда – объясняла она сыну – ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает, и вдруг видит слезы на глазах у матери. «Ты чего, мама, плачешь?» – «Я вот, сынок, неграмотна, а ты будешь ученый, много книжек прочитаешь». – «Да, мама. Я буду ученым».

И так три раза в день. И мальчик каждый раз спрашивал мать: «Когда пойдем картошку чистить? Когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели?»

В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас он стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности – это уже отдельная история.

Выводы-предложения, или «сухой остаток»

– Нельзя хотя бы до школьного возраста (а лучше до 10 лет) делать интеллектуальную деятельность только предметом долга. Школа, особенно начальная, – это конечно, чаще всего обязанность, и если ребенок не получает удовольствия от школьных занятий, попытайтесь хотя бы во внешкольной деятельности утвердить у ребенка чувство и мысль, что умственная деятельность – это радость. В высшей степени это относится к чтению. Ребенок должен все время знать: думать – это приятно и этого хочется. Это самое важное.

– Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность – не развивает, слишком трудная пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно – просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.

– Хвалите ребенка очень осторожно. Не хвалите неуверенного ребенка в целом, вообще («ты очень способный»), а хвалите за конкретное, реальное дело. Не хвалите постоянно, лучше это сделать, когда работа будет закончена.

На данную тему рекомендуем вам для прочтения следующие статьи:

– Хвалите за любые изменения к лучшему, не дожидаясь чрезвычайных успехов. Словом, сначала подумайте, прежде чем похвалить.

– Наказывайте (ругайте) еще осторожнее. Никогда не ругайте ребенка до 10 лет за интеллектуальные неудачи – только за плохую самодисциплину: не убрал, не сел за уроки вовремя, не доделал задание и прочее, связанное с плохой организацией деятельности.

– Никогда не встречайте ребенка из школы вопросом об отметках. Не преувеличивайте их значение.

– Беспрепятственно разрешайте ребенку менять увлечения. Правда, доведя их до логического конца: закончил проектную работу, семестр проходил в один и тот же кружок, принял участие в готовящемся спектакле – можешь перейти к чему-нибудь новому.

Рекомендации, крайне желательные для исполнения

– Постарайтесь найти интеллектуальную задачу, одинаково интересную вам обоим, родителю и ребенку, неважно, будет ли это совместный интерес к биологии или к астрономии. Очень многое ребенок начинает любить именно в совместной деятельности с родителями.

– Найдите группу заинтересованных в умственной деятельности детей и запишите туда своего ребенка. Как говорится, с кем поведешься.

– Выбирая школу для ребенка, обращайте внимание не столько на то, какие знания там дают – это принципиально только в старших классах, но на то, как относятся к детям, дают ли им возможность полюбить занятия, достаточно ли добры к ним, если у них что-то не получается. Особенно важно, чтобы в школе были возможности для разного рода внешкольной деятельности – кружки, студии, факультативы и прочее, которые может по выбору посещать ребенок.

Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании

Способы, с помощью которых родители уничтожают познавательную потребность в самом зародыше. См. →

Источники:

http://childdevelop.ru/articles/develop/4041/
http://mezhdunami.net/dety/umstvennoe-razvitie-rebenka.html
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak-razvivat-umstvennye-sposobnosti-rebenka

Ссылка на основную публикацию