Развлечения для 3 летнего ребенка. Почему необходимо играть с ребенком? Что такое «кризис трехлетки»

Содержание

Кризис 3 лет: переход ребенка к самостоятельности

Дети – это огромное чудо в жизни родителей. Но наступает переломный момент в жизни вашего чада и вы его просто не узнаете. Ребенок становится капризным, устраивает истерики. Такое поведение крохи ставит родителей в тупик. Многие не понимают, что произошло с милым малышом. Причина – кризис 3 лет. Появляется он во время перехода от раннего детства к дошкольному. Данный этап характеризуется изменением сложившихся определенных механизмов личности, появляются новые черты сознания крохи. Формируется новый тип взаимоотношений с окружающими. Малыш жаждет быть самостоятельным. Он требует от семьи, чтобы с ним считались, только делает он это своими методами, а именно плачем, криком, истерикой.

Суть кризиса 3-х лет

Ребёнок не хочет поддаваться тем методам воспитания, которые применялись до трехлетнего возраста. Он считает себя уже взрослым для них.
Кризис трех лет – это желание ребенка быть самостоятельным. Кроха хочет все делать сам, хотя много еще не умеет.
Во время кризиса меняется эмоциональная и волевая сферы дошкольника.
Для кризиса 3 лет характерно то, что у ребенка изменяется отношение к самому себе, а также к людям.
Мотивация поступков малыша строится на отношениях с другими людьми.
Особенностью кризиса 3 лет выступает изменение отношения ребёнка к авторитету родителей. Также меняется социальное отношение трехлеток с окружающими.
3-х летний малыш хочет показывать свою личность.
Проблема протекания кризиса трех лет заключается в желании ребенка стать самостоятельным и независимым, но он еще не готов к этому. Из-за этого возникают противоречия.

Почему у детей 3 лет возникает кризис?

Причины кризиса трех лет заключаются в осознании ребенком себя как отдельной личности, имеющей собственные желания, которые не всегда совпадают с желаниями остальных. Если в семье используются авторитарные методы воспитания, то это может привести к ухудшению взаимоотношений между ребенком и родителями. Также негативно сказывается чрезмерная опека ребенка.

7 симптомов кризиса трех лет

Показателями негативной симптоматики кризиса трех лет являются: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм. Выготский Л.С. назвал эти симптомы как «семизвездие кризиса трех лет». Рассмотрим основные симптомы кризиса 3 лет подробнее.

  1. Негативизм — это негативная реакция, которая присутствует в отношениях между людьми. В момент проявления негативизма, ребенок не берет во внимание даже свои желания, он действует им наперекор. Малыш отказывается от какой-либо деятельности, потому, что предложение поступило от взрослого. На данном возрастном этапе ребенок делает все наоборот. Стоит отметить, что негативизм используется не ко всем окружающим, а только по отношению определенных людей. Например, родители предлагают сходить в гости к бабушке, а ребенок категорически отказывается, хотя сам очень хочет поиграть с бабушкой.
  2. Упрямство — упорная демонстрация ребенка собственного решения. Малыш отстаивает свою позицию потому, что он принял определенное решение, от которого не отступит ни при каких обстоятельствах. Он стремится к тому, чтобы взрослые принимали его мнение во внимание, считались с ним.
  3. Строптивость — негативное отношение ребенка к установленными родителями норм воспитания. Поведение ребенка также направлено против образа жизни, который ведется в семье, но не против конкретного взрослого. Чаще всего строптивость вызывает авторитаризм или не согласованность в воспитании.
  4. Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), даже если не умеет. Кроха испытывает свои новые силы, проверяет, на что он способен. Он самоутверждается. При правильном подходе взрослых, у малыша появляется детское самолюбие, которое в свою очередь способствует саморазвитию ребенка.
  5. Протест — состояние постоянной борьбы с окружающими и с самим собой. Для трехлетнего малыша очень важно, чтобы взрослые относились к нему, как к личности. Если ваше чадо этого не почувствует, он будет протестовать против всего. Это период формирования воли, независимости и самостоятельности.
  6. Обесценивание — безразличное отношение малыша к интересующим ранее вещам. Ребенок может начать обзываться, кривляться, ломать игрушки.
  7. Деспотизм — ребёнок не только настаивает на том, что все будет делать сам, но и пытается заставить взрослых исполнять все его желания. Может проявляться ревность по отношению к братьям или сестрам.

Сколько длится кризис 3 лет?

Невозможно точно ответить, сколько длится кризис 3 лет. В среднем он может возникнуть в период от 2,5 до 3,5 лет. Этот этап развития обычно не затягивается надолго. Все зависит от психологических особенностей ребенка, атмосферы в семье, методов воспитания. Чем положительнее окружающая среда ребенка, тем быстрее и спокойнее пройдет кризис.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет: советы родителям

  • Не стоит использовать авторитарные методы воспитания. Попробуйте не приказывать малышу, а просить что-либо сделать. Если ребенок не хочет идти на контакт, негативно настроен, пусть побудет наедине со своими эмоциями и успокоиться. Самой простое, что можно сделать, это сформулировать просьбу наоборот: «Не бери книгу, мы сегодня не будем читать».
  • Не пытайтесь переубеждать ребенка, иначе у него не будет возможности самостоятельно и достойно решить проблемную ситуацию. Возможный выход – сказать, что вы оставите вещи на стуле, а он сможет одеться, когда захочет идти гулять на улицу. Но не переусердствуйте с таким методом.
  • Ели вы заметили манипуляции со стороны ребенка – не поддавайтесь. Но вместе с этим не забывайте больше уделять внимания своим детям. Они должны чувствовать вашу заботу и любовь. Иначе ребята будут стараться привлечь внимание истерикой или криками. Поручите крохе посильные домашние обязанности.
  • Во время капризов, попробуйте отвлечь малыша игрушкой. Подготовьте сказки или рассказы о правилах поведения, почитайте и обсудите вместе с ребенком. Хорошим способом является проигрывание негативных ситуаций с помощью сюжетно-ролевых игр.
  • Дайте ребенку возможность выбирать. К примеру, пусть малыш выберет между двумя кофтами или носочками. Для вас это не принципиально, а малышу важно научиться принимать самостоятельные решения. При этом почувствует значимость своего решения.
  • В любой ситуации сохраняйте спокойствие, не кричите, и ни в коем случае не наказывайте физически. Выслушивайте мнение малыша. Дети в 3 года испытывают нервы взрослых, пытаются обнаружить слабину.
  • Если ребенок хочет сделать что-то сам, разрешите ему. Он попробует новые действия. Обязательно поощряйте и хвалите. Так у ребенка поднимается самооценка, появляется уверенность в себе.

Обратная сторона кризиса

По словам Л. С. Выготского кризис, это не только негатив, за ним «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». К положительным новообразованиям кризиса 3 лет принадлежат: стремление к результативной деятельности и положительной оценке собственного успеха; попытки ради сохранения самоуважения преувеличить свои достижения и обесценить неуспех; чувствительность к признанию другими достоинств ребенка, повышенная обида в ответ на сдержанную реакцию взрослого.

Бывает и так, что детский кризис 3 лет может протекать без видимых негативных проявлений. Это объясняется положительной атмосферной в семье, где воспитывается малыш.

Доктор Комаровский о кризисе трех лет у детей

Доктор Комаровский Е.О. уделяет внимание преодолению детских истерик и капризов. Опытный врач дает советы, как пережить кризис трехлетки.

Развитие ребенка в 3 года

Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Показатель

Среднее значение в 3 года

Границы нормы для мальчиков 3 года

Границы нормы для девочек 3 года

Кризис 3 лет у ребенка: как вести себя родителям?

Многие родители могли слышать о кризисных возрастах у детей. Нередко психологи и педагоги употребляют термины «кризис годовасиков», «кризис трехлеток» и так далее. Но, смотря на своего улыбающегося малыша, которому скоро будет три года, они считают – это не про них. Однако буквально через несколько месяцев все меняется: прежде милый и послушный малыш закатывает истерики, кричит и плачет, негативно реагирует на любые просьбы, скандалит и не слушается.

Что делать в такой ситуации, родители судорожно начинают искать информацию о резких изменениях в поведении ребенка, чтобы определить – в чем проблема? Зачастую такие резкие перемены и есть кризисный период, и пройти его без потерь нервов родителей и истерик карапуза удается не всем.

Что ожидать от кризиса 3 лет?

Родители с удивлением отмечают резкие перемены в поведении ребенка. Всегда ранее послушные детишки начинают закатывать «концерты» и устраивать театр одного актера, топают тогами, кричат и скандалят, стараясь добиться от родителей исполнения своих желаний. Иногда проявления кризиса настолько резкие и выраженные, что родителям приходится прилагать немалые усилия, чтобы сдерживаться и не пускать в ход шлепки и крики. А некоторые практикуют и физические наказания в этой ситуации, что только усугубляет проблему.

Важно знать об этом возрасте и особенностях психики больше, чтобы пройти кризисный период с минимальными потерями нервов родителей и без травм психики ребенка.

По мнению психологов, подобный кризис трехлеток – это своего рода обязательный и закономерный этап в жизни детей. Он знаменует начало отделения себя от взрослых, осознание себя как отдельной личности, как члена семьи. Поэтому не стоит пугаться подобного поведения, и тем более предпринимать какие-либо радикальные меры, применять физические наказания. Нужно помочь ребенку пройти это непростое время с максимальной пользой для развития, а для родителей – с минимальными нервными потерями.

Кризис трехлеток: что это такое

Ребенок в своем физическом и нервно-психическом развитии не останавливается ни на минуту. Природа создала все явления на земле динамическими, постоянно изменяющимися, поэтому меняется и окружающий ребенка мир, и он сам постоянно совершенствуется и развивается.

Психика малыша развивается наряду с его телом, органами и системами, по мере формирования все новых и новых связей в головном мозге. Постепенно нервные и рефлекторные реакции усложняются, появляются все новые возможности, способности и поведенческие реакции.

Развитие психики детей идет не постоянным процессом, а скачками, периодически в формировании нервно-психических реакций возникают кризисные периоды, которые знаменуют постепенный переход на более высокую ступень в своем развитии, освоение новых знаний и накопление объема жизненного опыта, что позволяет перейти на более высокую эволюционную ступень.

Еще совсем недавно малыш был зависим от мамы и папы, никуда их от себя не отпускал, а тут он начинает демонстрировать собственную независимость и индивидуальность.

Кризис трехлеток – это вполне закономерное явление, перестройка отношений ребенка с социумом, разрушение старых связей с созданием новых. Но у родителей может возникать закономерный вопрос, откуда эти кризисы и зачем они нужны, можно ли их обойти?

Причины кризиса трехлеток

Психологи говорят о том, что кризис трехлетки подобен стадии «оперения молодых птенцов». Первое время дети растут как птички внутри скорлупы яйца, они окружены всесторонней заботой и вниманием, они понимают все происходящее, и им комфортно и спокойно внутри своего маленького социума («скорлупы»). Но когда-то наступает момент, когда ребенку становится тесно в границах скорлупы, и необходимо расширить зону своего обитания, тогда «скорлупа» дает трещину.

Малыш выходит из своей «скорлупы», расширяя границы привычного мира, и тогда он осознает некоторые интересные для него мысли. Он может делать многие вещи в жизни сам, и во многих вопросах он вполне может обходиться без помощи родителей.

Таким образом, он понимает, что он не единое целое с мамой и папой, а отдельный организм, личность, автономная и со своими желаниями и возможностями. И он начинает активно изучать свои возможности, проверять границы, за которые пока переступать нельзя.

По мнению многих психологов и ученых, кризис трехлеток нужен для детей, чтобы у них сформировались важные для последующей жизни волевые качества, способность к независимости и собственное мнение.

Однако, несмотря на все стремления малышей проявлять свою автономность и самостоятельность, они еще очень неопытны во многих вопросах и не имеют достаточно жизненных уроков, поэтому зачастую им нужна помощь взрослых, без которой им никак не обойтись. И таким образом у них в голове возникают определенные противоречия между «я хочу сам» и «я могу сам». Ребенка раздражает и напрягает подобная ситуация и конфликт между «могу и хочу», что приводит к негативным эмоциям.

Важно понимать, что основной шквал негативных эмоций они обрушивают именно на самых близких – маму и папу, с остальными людьми дети могут вести себя совершено без изменений. Поэтому именно на родителей и ложится основная задача выведения крохи из кризисного периода.

Когда ожидать «первых ласточек»?

Название «кризис трехлеток» относительно условное, так как у детей проблемы с восприятием мира могут возникать в разном возрасте, начиная с 20-30 месяцев, и достигают максимальной интенсивности к возрасту трехлетия. Ближе к трем с половиной годам проявления идут на спад и все выравнивается.

Длительность кризисного периода тоже крайне вариабельна, и является относительно условной, составляя несколько месяцев. Но при наличии неблагоприятных ситуаций или влияния психотравмирующих факторов течение кризиса может затянуться на пару лет.

Степень «тяжести» кризисного периода во многом зависит от особенностей ребенка, его возбудимости и темперамента, активности психо-эмоциональных реакций, а также тактики поведения родителей и их отношения к происходящему.

Так, известны некоторые закономерности:

  • В зависимости от темперамента длительность периода варьирует – у холериков проявления резче и ярче.
  • существенно влияет стиль воспитания родителей, в авторитарных семьях признаки кризиса более обостренные.
  • существенно влияют отношения между матерью и малышом, чем они ближе друг к другу, тем проще преодолевать тяжелые периоды.

Также степень выраженности симптомов связана и с внешними дополнительными влияниями. Если в этом возрасте в семье появляются младшие дети, либо ребенок идет в детский сад, проявления кризисного поведения могут стать острее. Негативно могут влиять проблемы между родителями, родственниками, разнонаправленное воспитание ребенка в семье старшим поколением и родителями.

В чем выражается кризис трехлеток

Психологи выделяют ряд проявлений, которые наиболее ярко характеризуют кризис трехлеток. Среди всех выделяется семь основных симптомов, по которым можно определить наличие подобной психологической проблемы. Проявление этих характерных явлений помогает определить достаточно точно вступление малыша в кризисную пору, а значит, станет сигналом для родителей в смене отношения к ребенку. Важно понимать, что подобное поведение не признак избалованности или вредности, а переходный этап от одной стадии развития к другой.

Проявления негативизма

Важно отличать признаки негативизма от банального непослушания детей, которое возможно в любых возрастных периодах. Поведение ребенка, если он не слушается, продиктовано его желаниями, которые немедленно не выполняют родители. Если же речь идет о негативизме, тогда малыш отказывается от собственного желания, даже если оно будет совпадать с высказанным предложением или требованием родителей.

Другими словами дети что-либо не делают только потому, что инициатива исходила не от них самих, а от близких им людей. Если говорить о конкретных примерах, о непослушании речь идет при прогулках и играх на улице, если мама зовет ребенка кушать, но малыш не хочет идти, потому что еще не наигрался, и отказывается идти в дом. Основу поведения составляет его желание продолжить прогулку, которое противоречит требованию матери возвращаться домой.

Если же говорить о негативизме, то при попытках звать малыша на обед с улицы, он категорически противится этому, хотя уже давно проголодался и устал гулять. Отказ ребенка продиктован не тем, что было мало времени для прогулки, а стремлением противостояния с мнением матери, хотя в данном случае желания обоих совпали.

Другими словами негативные реакции всегда имеют четкий адрес и направляются не на само содержание просьб или пожеланий, требований, а на конкретного человека. Обычно в качестве ведущего объекта будет выбрана мать.

Не стоит давить на малыша, принуждая его к выполнению нужного родителям действия. Важно дать ему «остыть» и затем снова обратиться с просьбой. Можно взять в качестве переговорщика бабушку или отца. Обычно их просьбы выполняются быстрее.

Проявления строптивости

Проявления строптивости могут несколько напоминать негативистское поведение, но оно отличается признаками обезличенности. Другими словами, действия направлены не на конкретных членов семьи, а на весь уклад жизни ребенка в целом. Психологи говорят, что при таком поведении малыш выражает протест против любых порядков и предметов, которыми он окружен. Специфика поведения детей особенна, и больше вероятности встретиться со строптивым поведением в тех семьях, где есть разночтения в отношении методики воспитания и разное отношение в плане методик наказания между самими родителями, либо ними и старшим поколением.

Строптивые дети в принципе не выполняют просьбы и не внемлют разумным требованиям взрослых членов семьи, вне зависимости от того, мать это, отец или старшие дети. Они делают вид, что не слышат обращенных к ним слов. Так, дети могут продолжать играть, когда родители просят убрать игрушки или отправляют детей спать.

Если ребенок не хочет выполнять просьбы, которые к нему поступили, важно переключить его на иные занятия, а спустя некоторое время снова повторить просьбу или выждать время, чтобы он самостоятельно сделал то, о чем его ранее просили.

Проявления упрямства

Подобное поведение важно отличать от настойчивости, но при упрямстве дети будут стоять на своей просьбе потому, что ранее уже требовали эти же вещи или действия. А под настойчивостью понимают волевые проявления, которые позволяют достичь желаемой цели. Важно понимать разницу между двумя этими проявлениями в конкретных ситуациях.

Так, при проявлении настойчивости ребенок не идет есть до тех пор, пока не построит башню из конструктора, которая все время падает. При упрямстве ребенок отказывается идти к столу и отвечает отказом потому, что перед этим говорил, что не голодный, а сейчас уже проголодался.

Родителям не нужно настаивать или переубеждать ребенка, важно оставить еду на столе или предложить ребенку поесть, когда он захочет.

Проявления деспотизма

При нем дети всеми правдами и неправдами стремятся заставить родителей совершить нужные им действия, пусть даже это мелочи и сиюминутные желания. Это подсознательное стремление властвовать над родителями. Так, ребенок может не позволять матери отлучаться от него по своим делам. Если в семье несколько детей, ребенок проявляет ревность в отношении младших детей, отбирает игрушки, не идет вместе на улицу, причиняет боль малышу. Он требует внимания к себе, причем постоянного и когда он этого желает.

Подобные действия — это манипуляции, поэтому идти на поводу у ребенка не стоит, важно одновременно с твердостью показать ему, что внимание родителей можно привлекать вполне мирно, без истерик и конфликтов.

Обесценивание предметов и вещей

В период кризисного возврата у детей происходит обесценивание ранее очень важных для них вещей и предметов, личностей. Это в равной степени относится и к людям, их окружающим, а также к неодушевленным предметам и игрушкам, определенным нормам поведения. Дети начинают разбрасывать игрушки, ломать любимые машинки или кукол, рвать страницы в книгах или обижать домашних животных. Дети могут грубить родным, обзываться и пытаться драться, кусаться, причем проявляют эти действия в отношении ранее любимых людей.

Дети активно развивают свою речь, в них в лексиконе могут появляться плохие слова, дети пользуются ими, хотя знают, что это плохо, провоцируя негативнее реакции взрослых.

Важно переключение их внимания на другие предметы и игрушки, а также регулярное изучение правил поведения в мультиках или книгах, проигрывание ситуаций в ролевых играх.

Проявления своеволия

В кризисный период дети могут стремиться к максимальной самостоятельности, и нередко они говорят фразу – «Я сам». Они пытаются в любых действиях обойтись своими силами, независимо от того, могут они справиться или нет. Подобное поведение очень позитивно, если ребенок стремится сам одеваться или обуваться, но если это отпускание руки при переходе светофора, это может стать опасным.

Самостоятельность в поведении ребенка – это способ приобретения им очень позитивных навыков, и даже если дети с первого раза не могут сами что-либо сделать, важно дать им возможности учиться на своих же ошибках.

Но важно ввести строгие запреты на потенциально опасные виды деятельности.

Протесты и бунты

Протестным поведением будет знаменоваться реакция детей на попытки давления на них со стороны взрослых, которые имеют в их глазах авторитет. К таким проявлениям относят попытки укладывать их в одно и то же время, садиться завтракать со всеми, не ломать игрушки, вести себя прилично на улице. Родительская диктатура обычно приводит к бунту и отказу от выполнения привычных дел и обязанностей, истерикам и гневным вспышкам, проявлению негативных эмоций.

Проявление постоянных истерик не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Реакции подобного рода – это своеобразный стресс для ребенка, который пробивает бреши в работе нервной системы. Если накопленное напряжение не будет выходить периодически наружу, это перетечет в проявления агрессии в отношении самого себя.

Во время акции протеста не стоит психовать и терять самообладание, но при этом важно слушать и мнение ребенка. Если бунт направлен на потенциально опасные действия, его нужно пресекать, нельзя идти на поводу детей и менять свое решение.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

1,557 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Источники:

http://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/42
http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/3-goda/
http://okeydoc.ru/krizis-3-let-u-rebenka-kak-vesti-sebya-roditelyam/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector