Ребенку 11 месяцев месячных. Основные режимные моменты. Физические навыки малыша

Развитие ребенка в 11 месяцев

Одиннадцатимесячный ребенок радует родителей самостоятельными шагами и простыми словами. Дети этого возраста активно развиваются и физически, и эмоционально, закрепляя приобретенные ранее навыки и осваивая новые умения. Давайте узнаем, как родителям определить, нормально ли развивается ребенок 11 месяцев и как стимулировать дальнейшее развитие малыша этого возраста.

Физиологические изменения

  • Мышечная система ребенка к 11 месяцам настолько окрепла, что позволяет малышу удерживать и перемещать тело в вертикальной позиции, то есть стоять без поддержки и ходить.
  • У большинства 11-месячных детей уже имеется четыре зуба. Однако у кого-то начали появляться следующие зубки (вторые резцы), а у кого-то не появилось еще даже первого зуба. Это варианты нормы и до годовалого возраста переживать не следует.

Физическое развитие

В течение одиннадцатого месяца жизни прибавка веса ребенка составляет в среднем 400 грамм, а роста – около 1,5 сантиметра. Увеличение окружностей грудной клетки и головы происходит примерно на 0,5 сантиметра.

Темпы роста разных детей, конечно же, отличаются, но для определения, нормально ли развивается кроха, существуют границы нормы и средние значения показателей физического развития. Основные из таких показателей вы найдете в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 11 месяцев

Мальчики в 11 месяцев

Девочки в 11 месяцев

Окружность грудной клетки

Для музыкального развития ребенка проводите занятия по методике «Цветоник» Лазарева М. Л.

Что малыш умеет?

  • Одиннадцатимесячный ребенок активно и очень много двигается. Новым умением карапуза является навык стоять без помощи взрослого или удерживания за опору. Кроме того, карапуз уже неплохо ходит, держась не за две маминых руки, а лишь за одну. Чтобы достать любимую игрушку с пола, ребенок уже не будет падать, а нагнется или присядет. Некоторые дети уже начали ходить без поддержки.
  • С игрушками 11-месячный ребенок манипулирует умело и очень ловко. Ухватывая предмет, малыш открывает руку с учетом размера этого предмета. Карапузу уже удается складывать кубики в небольшую башню, собирать пирамидку, открывать коробочки, брать двумя пальцами маленькие предметы с пола или со стола.
  • Ребенок любит музыку, поэтому ему по нраву разные музыкальные игрушки. Услышав ритмичную мелодию, малютка начнет пританцовывать в такт.
  • Кроха интересуется книжками и подолгу разглядывает в них иллюстрации.
  • По маминой просьбе ребенок умеет показывать части тела и выполнять множество действий и движений, которые выучил и видел ранее. К примеру, малыш качает куклу, машет рукой на прощание, делает «ладушки», снимает носочки, расстегивает молнию на курточке, находит спрятанную под одеялом или в коробке игрушку.
  • Речь малыша становится все более эмоциональной и разнообразной. В ней появляются слова, состоящие из 1-2 слогов.
  • Ребенок хорошо понимает, что ему говорит мама. Он бурно радуется, когда его хвалят, а также сразу же реагирует на строгий тон.
  • Малыш в 11 месяцев становится все более самостоятельным. Кроха постепенно обучается одеваться и умывать лицо, чистить зубки, есть ложкой. Если малышу что-то нужно, он уже не просто плачет, а показывает на предмет пальцем, качает головой (утвердительно или отрицательно), а также произносит простые слова.

Чтобы проверить, нормально ли развивается 11-месячный малыш, вам нужно:

  1. Оценить, хорошо ли ребенок сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры.
  2. Показать ребенку закрывающуюся коробку, в которой на глазах у крохи спрятать игрушку. Ребенок должен заметить, что предмет исчез и попытаться найти его.
  3. Проверить, умеет ли ребенок имитировать движения взрослых, которые ему ранее показывали. К примеру, малыш должен пытаться есть ложкой, расчесаться, умыть лицо.
  4. Предложить крохе сложить башню из кубиков. Малыш уже должен уметь положить друг на друга 2-3 кубика.

Занятия для развития

  • Стимулируйте и ползание, и ходьбу ребенка. Положите на пол ленточку и предложите малютке перешагнуть через нее (держите при этом ребенка за одну руку). Пусть малыш также ходит за коляской, за мячом, передвигается с игрушкой-каталкой.
  • Не упускайте возможности ходить с крохой по лестнице. Многим малышам подниматься по ступеням довольно легко, а вот спускаться у них пока может не получаться.
  • Уделяйте много внимания развитию моторики карапуза и занятиям для маленьких пальчиков. Пусть кроха пересыпает крупу из одной чашки в другую, набирая ее ложкой. Дайте ребенку порисовать на подносе с мукой, предложите надевать на ваши и свои пальцы кольца, а также собирать пирамидку.
  • Во время купания дайте карапузу ковшик либо сито и предложите ловить в воде плавающие небольшие игрушки.
  • Дайте ребенку игрушку, завернутую в бумажную салфетку или фольгу, а потом предложите развернуть ее. Также давайте крохе возможность открывать коробочки и банки с завинчивающимися крышками.
  • Играйте с ребенком в сюжетные игры, например, можно вместе кормить мишку, надевать на куклу распашонку или шапку. В таких играх можете показывать малютке разные ситуации, например, зайчик попросил у мишки кубик и мишка поделился игрушкой, кукла упала и плачет, ей больно.
  • Рисуйте и лепите с крохой. Давайте для этого ребенку тонкие карандаши, мелки или фломастеры, а также соленое тесто и безопасный мягкий пластилин.
  • Поддерживайте развитие речи малыша постоянным общением с ребенком. Называйте игрушки, которые даете или показываете крохе, показывайте карточки Домана, комментируйте собственные действия.
  • Каждый день выделяйте немного времени на совместное чтение. В идеале у малютки должна быть собственная полочка для книг, к которой кроха может дотянуться, чтобы выбрать книгу. Часто читайте ребенку вслух, а также рассказывайте истории по картинкам.
  • Если вы пошли с 11-месячным ребенком за покупками, показывайте малышу разные продукты, а также дайте возможность крохе самостоятельно положить в корзинку или тележку несколько предметов.
  • Не упускайте возможности пообщаться с другими детками. Выходите на прогулки на площадку, приглашайте семьи с детьми в гости, заводите новые знакомства.
  • Каждое утро 11-месячного карапуза начинается с умывания, чистки зубов, расчесывания.
  • Регулярно высаживайте кроху на горшок после сна, приучая его к такой привычке, но не настаивайте, если малыш игнорирует горшок или даже боится его.
  • После туалета обязательно подмывайте младенца.
  • По мере необходимости состригайте крохе волосы и ногти, очищайте ушки.
  • Купать ребенка в этом возрасте уже можно не каждый день, но ежедневное купание может служить важным элементом вечернего ритуала, тогда отказываться от него не стоит.
  • Для закаливания используйте проветривание комнаты перед сном, воздушные ванны, ежедневные прогулки, обтирания, купание, обливание и другие процедуры, с которыми кроха познакомился ранее.
  • Не отказывайтесь от проведения массажа и гимнастических упражнений. В 11 месяцев детки по-прежнему нуждаются в них каждый день.

В 11 месяцев дети испытывают потребность в 14-15 часах сна в сутки. Примерно 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а днем сохраняется два сна длительностью около 1-2 часов. Дважды в день с 11-месячным малышом выходят на прогулку, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок поспал на улице (хотя бы один дневной сон), а часть провел активно. Выходить гулять с малышом рекомендуют в 10-11 часов утром и в 16-17 часов после обеда.

В организации бодрствования ребенка такого возраста учитывают время суток. Утром проводят гимнастику, активные игры, развивающие занятия, а после обеда времяпровождение крохи должно быть более спокойным. Рекомендуется соблюдение ежевечернего ритуала укладывания, который облегчит засыпание карапуза. Такой ритуал может включать купание, чтение и другие действия, повторяющиеся ежедневно в одном и том же порядке.

Питание 11-месячного ребенка по-прежнему остается пятиразовым. Между приемами пищи обычно проходит от 3 до 4 часов, при этом следует стараться кормить кроху примерно в одинаковое время каждый день (допустимы отклонения до 30 минут) и не допускать перерывов больше 4,5 часов.

Для определения общего объема пищи, которую нужно давать в день ребенку этого возраста, массу тела крохи делят на 9. В среднем малыши 11 месяцев съедают в день от 1000 до 1200 мл пищи. Этот объем распределяют на число кормлений, получая среднюю порцию в 200-240 мл.

Меню деток на искусственном вскармливании и малышей, которых продолжают кормить грудью, в 11 месяцев практически совпадает, с тем лишь отличием, что в первое и последнее кормление малышу дают либо смесь, либо грудное молоко. Кроме того, грудничок, получающий материнское молоко, нередко в этом возрасте прикладывается к маминой груди ночью, а детки-искусственники обычно всю ночь спят без кормлений.

Грудное вскармливание в этом возрасте немного меняется в связи с увеличением объема употребляемого крохой прикорма. Карапуз прикладывается в течение дня к маминой груди на несколько минут, а также может запивать любую пищу грудным молоком. В ночное время ребенок активно сосет во сне под утро.

Про меню ребенка в 11 месяцев подробнее читайте в другой статье.

Особенности развития ребенка в возрасте 11 месяцев

Впереди у ребенка – первый юбилей. Если подумать, то новорожденный через 4 недели после рождения и малыш в 11 месяцев – почти ровесники. Но как ощутима разница! Что можно сказать о развитии ребенка в 11 месяцев? Чем он может порадовать родителей и себя? Своей активностью, природной пытливостью, усовершенствованием полученных за эти месяцы навыков и кое-чем новеньким.

Физическое состояние

Основной момент, который может вызвать тревогу слишком мнительных родителей, – в последние месяцы ребенок стал меньше расти и набирать вес. Но это совершенно нормально, учитывая, что он сейчас похож на маленький вездеход на батарейках: двигательная активность с того момента, как малыш встал на четвереньки, выросла в разы. Так что к 11 месяцам кроха вырос всего на 1 см и набрал где-то граммов 300. Сейчас его рост может быть от 66 до 80 см, вес – между 7 и 12 кг.

Физическая активность сейчас достигла такого уровня, что родителям постоянно нужно быт начеку: малыш может бесконечно падать, оступаться, терять равновесие, «не вписываться» в двери. Поэтому следует максимально обезопасить для крохи доступную ему территорию, оснастив доводчиками, держателями и заглушками все, что возможно, убрав с пути ребенка все опасное, мелкое, все электрошнуры, «ездящие» коврики, стеклянные предметы.

Что же умеет 11-месячный малыш?

  • Уверенно и подолгу сидеть с ровной спинкой без опоры.
  • Садиться, вставать из положения сидя, лежа, на четвереньках.
  • Много и уверенно ползать – это сейчас любимое занятие малыша.
  • Подниматься по ступенькам, держась за опору.
  • Залезать на кровать или диван, спускаться с них правильно, доставая до пола ножками.
  • Ходить около опоры, иногда отрываться от нее и самостоятельно стоять какое-то время.
  • Координация стала намного лучше: теперь, чтобы поднять с пола упавшую игрушку, крохе не обязательно плюхаться на попу: он может наклониться или присесть, а чтобы взять игрушку, раскрывает ладошку по размеру этой игрушки.
  • Более совершенной стала крупная моторика: кроха сам держит чашку, может собрать пирамидку, башенку из 2–3 кубиков, перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.
  • Прогресс произошел и в развитии мелкой моторики: ребенок уже самостоятельно держит ложку, умеет брать предметы пальчиками, поэтому может поднять с пола, например, едва заметную крошку. Может отрывать кусочки от листа бумаги, отщипывать небольшие кусочки пластилина.

Во время подобных занятий не оставляйте кроху одного, чтобы он не проглотил вредные частицы.

Ели говорить о режиме дня, то здесь видимых изменений за последние 2 месяца не произошло. Малыш спит примерно 13-14 часов в сутки, кушает 5 раз, как было и на 9-м месяце. Его рацион все больше похож на рацион взрослого человека.

Здесь стоит помнить 2 важных момента.

  1. Для полноценного развития ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 4 часов ежедневно. Если не позволяет погода, можно проветривать помещение.
  2. За 1,5–2 часа до сна важно прекратить все бурные и шумные увеселения, подвижные, эмоциональные игры, чтобы к ночи психика крохи успела настроиться на сон.

Психическое развитие

В этой сфере тоже произошел настоящий прорыв. Например, сейчас малыш может многократно повторять одно и то же действие, добиваясь результата (скажем, нанизывать на стержень непослушное колечко пирамидки или залезать и слезать с табурета). Такая способность к концентрации внимания свидетельствует о правильном развитии психики.

Развитие 11-месячного ребенка в психоэмоциональном плане поистине впечатляет.

  • Сейчас кроха больше доверяет людям, к которым родители проявляют расположение.
  • Может выполнить разнообразные простые просьбы (подай, подними, покажи, дай, принеси, помаши ручкой, скажи то-то, сделай как мама).
  • Находит и приносит названную игрушку.
  • Активно подражает взрослым во всем, копируя не только их звуки или интонации, но и модели поведения. В своих играх, которые становятся уже сюжетно-ролевыми, 11-месячные дети имитируют стереотипы поведения папы или мамы, которые у них уже сложились. Теперь это не просто груднички, а маленькие члены общества: мальчики стараются вести себя как мужчина, девочки – как женщина (хотя еще не осознают свою принадлежность к определенному полу). Первые водят машинки, возят грузы, что-то строят или ремонтируют, проявляют силу и ловкость, лазая по стульям или тумбочкам; вторые – готовят, качают и кормят кукол, убирают в игрушечном домике, наряжаются в мамины вещи, красят лицо ее косметикой.
  • Подражая взрослым, малыш с удовольствием играет с ними в пальчиковые игры («ладушки», «сорока-ворона»). Ребенок хлопает в ладошки, загибает пальчики, развивая тем самым мелкую моторику, способствующую развитию речи.

Сейчас самое время воспользоваться подражательным этапом развития детской психики, чтобы своим примером приучать ребенка, например, умываться и чистить зубки каждое утро, здороваться и прощаться (пока на доступном уровне).

  • Память тоже совершенствуется. Ребенок теперь может запомнить людей, приходящих в гости не так часто; помнит, что эта игрушка сломалась вчера, а после обеда пора идти гулять; помнит и узнает на фото своих родных; помнит, что, если взять кнопку, уколешься.
  • Также кроха стал более внимательным. Он может выбрать из трех игрушек названную, понять, какой из трех игрушек не стало (мама убрала). Вообще игра в «прятки — ку-ку» стала оной из самых любимых. Спрятанный предмет малыш будет искать, понимая, что он все равно есть, а найдя спрятавшуюся маму, придет в неописуемый восторг.
  • Скачок произошел и в развитии логического мышления. В 11 месяцев маленький человечек уже в состоянии производить такие сложные мыслительные операции, как конкретизация и обобщение. То есть он имеет представление о похожем множестве и может выделить из него отдельный предмет по конкретному признаку: например, из всех машинок – пожарную, понимая при этом, что все остальные – тоже машинки. Но если не назвать конкретный признак («подай птичку»), он может подать любую игрушку или картинку, которая в его понимании является птичкой (цыпленок, курочка, сорока, воробей).
  • Основным и самым главным стимулом к достижению какой-либо цели для крохи этого возраста является родительская похвала. Если он что-то сделал неправильно или нарушил какой-либо запрет, родители должны спокойно и дружелюбно объяснить ему, почему это неправильно или нельзя, и помочь все сделать как надо. А вот когда у него получится – искренне и эмоционально похвалить его за это.

Автономная речь на пути к совершенству

Кто будет спорить с тем, что ребенок этого возраста не просто «энерджайзер», но еще и неумолчный тараторка? Теперь он не просто лепечет, а умеет объяснить маме, чего хочет, так, чтобы она его поняла. Хотя посторонним понять их «диалоги» бывает трудно. Такая «автономная речь», понятная только членам одной семьи, является неотъемлемым этапом на пути к освоению полноценных навыков говорения.

Уже сейчас на этом пути заметен очевидный прогресс.

  • В активном лексиконе крохи есть несколько простых слов: на, дай, ам, бай-бай, да. Возможно, малыш уже произносит «мама» и «папа».
  • Пассивный словарь его намного шире (то, что ребенок пока не может произнести, но уже понимает). Кроха понимает обращение к нему, простые просьбы, знает названия многих предметов и действий, животных, растений, игрушек. Развитие пассивного словарного запаса – необходимое условие для совершенствования его разговорной речи, ведь постепенно, по мере развития речевого аппарата все эти слова перейдут в речевой актив ребенка.
  • Активно развивается звукоподражание. Малыш воспроизводит многие звуки: голоса птиц, животных, звук разных видов транспорта, шум ветра, дождя и т. д. Без этого также невозможно развитие речевых навыков. Помочь ребенку можно в игровой форме, прося изобразить тот или иной звук. Ведь играть детки любят больше всего.
  • Речевая жестикуляция – верный признак того, что мозг крохи уже готов к обучению говорению. Если во время общения с окружающими он требовательно протягивает ручку вперед, то все идет как надо. Ему сейчас пока еще сложно выразить все, что хочется, и активная жестикуляция несколько компенсирует речевое несовершенство. Поэтому даже если малыш пока не говорит, но во время «общения» со взрослыми делает специфические жесты ручками, – он готов к тому, чтобы научиться. Ему нужно только помочь.

Как помочь заговорить?

Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.

  • Активная речевая среда вокруг него. Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т. д.
  • Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания.
    Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он?
  • Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
  • Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
  • Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.

Как помочь малышу в развитии?

Чтобы ребенок развивался гармонично, важно на каждом возрастном этапе помогать ему в этом, обращая внимание на его двигательные навыки, манипуляции с предметами, логику, речь, мышление, социализацию. Следующий блок советов поможет расставить нужные акценты.

  1. Физическая форма. Ее укреплению способствует максимальная подвижность. Пусть кроха на прогулке толкает перед собой свою коляску, а возвращаясь, поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или перила. Пусть преодолевает на игровой площадке посильные препятствия. Кроме этого, важно проводить с ребенком укрепляющую гимнастику, состоящую из упражнений на поднимание туловища из положения лежа, сгибание-разгибание ручек и ножек с их круговыми движениями; а также наклонов, поворотов, приседаний.
  2. Социализация. Ей способствует общение с ровесниками, детками постарше и взрослыми, например, на прогулке. Пусть кроха учится взаимодействовать без конфликтов (в этом должны помочь родители).
    Способствуют навыкам поведения в социуме и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются различные роли женщин и мужчин. Для этого полезно приобрести недостающие игрушки: набор детской мебели, посуды, инструментов.
  3. Крупная моторика развивается при различных манипуляциях с большими предметами: кубиками, пирамидами, мячами.
  4. Развитию логического мышления, памяти, мелкой моторики способствуют игрушки-сортеры, матрешки, вкладыши, рисование, лепка, мозаика.

На этом этапе очень важно установить с малышом доверительные, дружелюбные отношения. Избегать криков, необоснованных запретов, наказаний. Чаще эмоционально хвалить, обнимать, выказывать свою любовь, несмотря на какие-то оплошности крохи. В ближайшее время поддержка и понимание родителей малышу ох как понадобятся. Ведь впереди у него – не только первый юбилей, но и первый в жизни возрастной кризис: он будет учиться принимать себя как самостоятельную личность, со своей личной территорией, правами и желаниями.

Режим дня ребенка в 11 месяцев: сон, кормление, прогулки, бодрствование

Распорядок дня для ребенка в 11 месяцев, не претерпевший значительных изменений в течение двух последних месяцев, можно считать устоявшимся. Малыш, привыкший к ритмичному чередованию одних и тех же режимных моментов, послушно им подчиняется, засыпая и просыпаясь в одни и те же часы, давая маме возможность отдохнуть или заняться домашними делами.

Распорядок дня для ребенка в 11 месяцев, таблица

  • 6:00-6:30 Время пробуждения и кормления малыша (грудничков прикладывают к груди, искусственников кормят молочной смесью).
  • 6:30-10:00 Самое благоприятное время для формирования полезных гигиенических навыков: умывания, ухода за зубками, выполнения утренней гимнастики.
  • 10:00-10:30 Завтрак, состоящий из кашки (для ее приготовления мама может использовать как крупу, так и сухой полуфабрикат из пачки), детского печенья и чая.
  • 10:30-12:00 Утомившийся кроха нуждается в отдыхе.
  • 12:00-14:00 Пора активного ознакомления с окружающим миром: прогулка во дворе или в парковой зоне.
  • 14:00-14:30 Проголодавшегося ребенка можно покормить супчиком из круп или овощей (с фрикадельками или кусочком отварного мяса). Хорошим дополнением к супу будет ломтик хлеба или сухарик. После этого можно дать малышу детский творожок и пюре из свежих фруктов.
  • 14:30-15:30 Спокойный досуг, во время которого можно увлечь малыша чтением сказки или развивающими играми с использованием кубиков, игровых центров, пирамидок и игрушек для развития мелкой моторики.
  • 15:30-17:00 Малютке пора отдохнуть.
  • 17:00-18:00 Набравшийся сил малыш с удовольствием займется выполнением физических упражнений и примет участие в любых подвижных играх.
  • 18:00-18:30 Ужин малыша может состоять из овощного пюре с порционным кусочком рыбы или мяса, приготовленным на пару, кашки с небольшой котлеткой, запеченной в духовке. В качестве питья подойдет фруктовый сок или ягодный морс.
  • 18:30-20:30 Время долгожданной семейной прогулки.
  • 20:30-22:00 Пора вечернего досуга, на протяжении которого у малыша есть возможность побыть в компании членов семьи, заполненная спокойными играми. Примерно за час до сна кроху следует искупать.
  • 22:00-22:30 Последняя трапеза, во время которой малыш получает мамино молочко или молочную смесь.

Таблица наглядно демонстрирует абсолютную неизменность привычного распорядка дня, однако в нем есть один новый момент: перестав испытывать физиологическую потребность в ночном кормлении, большинство одиннадцатимесячных малышей перестает просыпаться среди ночи. Благодаря этому обстоятельству у родителей появляется возможность полноценно отдыхать по ночам.

Тех малышей, которые еще сохраняют такую привычку, следует ласково, но настойчиво уложить, не прибегая к помощи бутылочки со смесью или материнской груди: в кормлении они не нуждаются.

Ребенок в 11 месяцев чрезвычайно подвижен и эмоционален. Активный процесс познания окружающего мира отнимает у него много сил, поэтому для их восстановления малышу необходим дневной сон. Чаще всего он состоит из двух полуторачасовых промежутков, хотя педиатры считают, что наиболее благотворным для крохи является один период дневного отдыха, длящийся не менее трех-четырех часов.

Именно к такому варианту дневного сна следует постепенно приучать малыша. Проще всего сделать это, совместив сон с прогулкой на свежем воздухе: насыщенный кислородом, он оказывает благотворное влияние на весь детский организм. В первую очередь это отражается на состоянии центральной нервной системы и на настроении ребенка.

Звуки живой природы способны быстро успокоить чересчур впечатлительных малышей, страдающих расстройством сна; высокое содержание кислорода в воздухе делает их дыхание более глубоким, а сон – более продолжительным.

Ребятишки этого возраста способны видеть красочные и живые сны, выражая свои эмоции улыбками, стонами и даже заливистым смехом. Это – совершенно нормальное явление, которое не должно беспокоить родителей.

Лучшему засыпанию крохи способствует определенный ритуал переодевания перед сном: облачение в специальную пижамку является для него сигналом к тому, что наступило время отдыха. Большое значение имеет и качество одежды для сна: изготовленная из гипоаллергенного материала, не раздражающего нежную кожу и не сковывающая движений, она должна предотвращать перегревание или переохлаждение малыша.

Если в детской комнате прохладно, на крохе должен быть комбинезон из хлопка или теплая пижама, а для укрывания необходимо детское одеяльце. Для сна в комнате с температурой выше 22 градусов подойдет легкая пижамка из трикотажа и тонкое одеяльце или простынка (см какая должна быть оптимальная температура в детской комнате).

Чтобы не стоять по целой ночи над кроваткой ребенка, имеющего обыкновение раскрываться во время сна, можно приобрести простынку или одеяльце такого размера, который позволял бы заводить их края под детский матрасик.

Отличным решением проблемы является также приобретение специального крепления для детского одеяла. В магазинах, торгующих товарами для малышей, сейчас есть различные модели безопасных зажимов, обеспечивающих надежную фиксацию одеяльца и не препятствующих движениям спящего крохи.

Режим питания одиннадцатимесячного малыша остается прежним: состоящим из пяти кормлений, разделенных четырехчасовым интервалом. Некоторые мамы, стремящиеся перевести кроху на четырехразовое питание, совершают большую ошибку. Сокращение количества кормлений неизбежно влечет за собой увеличение объема одной порции, справиться с перевариванием которой пищеварительная система ребенка пока не в состоянии.

Что же касается рациона детского питания, то он настолько разнообразен, что позволяет малышу употреблять пищу с общего стола, то есть отныне мама может отказаться от приготовления специальных детских блюд.

Для кулинарной обработки продуктов, предназначенных для питания всей семьи, подходит тушение, варка, запекание и приготовление на пару. От добавления соли и специй в момент приготовления пищи также необходимо будет отказаться: взрослые члены семьи могут добавить их в свою тарелку непосредственно во время трапезы.

Занимаясь планированием семейного меню, мама должна помнить о том, что существует категория продуктов, которые противопоказаны маленькому ребенку. В детском рационе не должно быть:

  • конфет и шоколада;
  • любых колбасных изделий (в том числе и «детских» сосисок);
  • полуфабрикатов промышленного производства;
  • орехов;
  • грибов;
  • цитрусовых.

Коровье молоко плохо усваивается организмом маленького ребенка, поэтому молоко для детского питания лучше брать на молочной кухне. Если такой возможности нет, коровье молоко, наполовину разбавленное водой, очень осторожно вводится в детский рацион с соблюдением всех правил прикорма (начиная с одной чайной ложечки) (см как вводить в рацион ребенка коровье молоко).

Некоторые малыши этого возраста (обычно искусственники) начинают отказываться от пятого приема пищи, груднички же припадают к маминой груди не столько от голода, сколько в силу привычки, связанной с укладыванием на ночь. Эту привычку можно сформировать и у искусственников, давая им перед сном стаканчик молока с детским печеньем. Со временем она превратится в ритуал, являющийся предвестником скорого ночного отдыха.

таблица прикорма воз

Одиннадцатимесячного малыша пора учить пользоваться ложкой (как научить ребенка есть ложкой — 10 простых советов) и пить из чашки (учим пить из кружки). Чтобы максимально обезопасить ребенка, необходимо снабдить его посудой и столовыми приборами, выполненными из качественного пластика: они не разобьются при падении на пол и не причинят боли при неловком движении маленькой ручки (не рассчитав движения, кроха может сильно ударить себя) (первая посуда для малыша).

Поскольку навык владения ложкой дается крохе не сразу, мама должна без раздражения отнестись к тому, что большая часть еды, положенной в детскую миску, окажется на полу или на столешнице. Вместо того чтобы раздражаться, лучше присесть рядом с крохой и придавать правильное направление его ручке: так пища быстрее попадет в его ротик. Если же малыш не предпринимает никаких попыток к самостоятельному приему пищи, значит, время для этого еще не пришло.

Прогулки и гимнастика

Правильное развитие малыша невозможно без физических упражнений и регулярных прогулок на свежем воздухе. Мы уже говорили о том, насколько благотворно для детского мозга вдыхание воздуха, насыщенного кислородом.

Еще одним благоприятным фактором длительных прогулок является ультрафиолетовое излучение, под воздействием которого в организме малыша вырабатывается витамин D. Его недостаток может спровоцировать развитие рахита и замедлить рост ребенка. Чтобы солнечные ванны не принесли вреда здоровью крохи, гулять с ним следует не на открытом солнцепеке, а в кружевной тени деревьев. В зимнее время попадание прямых солнечных лучей на нежную детскую кожу столь же нежелательно.

Во время прогулки следует поощрять желание ребенка идти, толкая перед собой собственную коляску. Это — великолепное упражнение, которое не только закрепляет навык уверенной ходьбы, но и учит малыша рассчитывать силу толчка, необходимого для того чтобы коляска пришла в движение.

В ежедневном распорядке дня следует выделять время для зарядки и гимнастики, включая в них упражнения на сгибание, разгибание, круговое вращение ручек и ножек, с наклонами корпуса вперед и с приподниманием туловища из положения лежа.

Если развитие крохи идет без нарушений, ему выполняют общеукрепляющий массаж, руководствуясь рекомендациями, полученными в комнате здорового ребенка. При наличии некоторых отклонений массаж будет носить специальный характер. В этом случае необходимы рекомендации ортопеда или невролога.

Купаем малыша

К числу обязательных гигиенических процедур, выполняемых ежедневно, относится умывание, чистка зубов и подмывание крохи после каждого испражнения (мыло можно использовать через раз: достаточно ополоснуть попку проточной водой и просушить мягким полотенцем).

Купать малыша можно через день (температуре воды — 34 градуса). Для мытья головы и тела подходит детское мыло или специальные косметические средства. При наличии незначительных ранок и высыпаний и для профилактики кожных болезней один раз в неделю следует вливать в воду слабый раствор марганцовки или добавлять особую соль с противовоспалительным и ранозаживляющим действием.

В конце каждого купания кроху следует облить прохладной водичкой, температура которой на пару градусов ниже той, что налита в ванну. Это закалит малыша и будет способствовать правильной циркуляции крови в его сосудах. Продолжительность купания – не более десяти минут.

Игры и занятия

  • Игры 11-месячного крохи становятся ролевыми. Подражая действиям взрослого, он может покормить, покачать на руках и уложить в кроватку куклу, угостить печеньем зайца, посадить на горшок плюшевого мишку. Для того чтобы обогатить содержание детских игр, необходимо приобрести набор игрушечной мебели и кукольной посуды.
  • Необходимо закреплять навыки складывания пирамидок, игр с кубиками-вкладышами.
  • Для развития логического мышления и мелкой моторики малышей этого возраста очень полезны игрушки-сортеры, имеющие фигурные прорези и набор вкладышей соответствующей формы. Занимаясь поиском нужной фигурки, кроха учится сравнивать форму и размер предметов, находить в них сходство и различия. Попутно развивается ловкость маленьких пальчиков и усидчивость.
  • Необходимо учить малыша узнавать на картинках знакомые ему предметы и игрушки. Задавая вопросы («Где собачка?», «Кто здесь нарисован?»), нужно побуждать кроху к активному поиску нужного объекта.
  • Малыши этого возраста способны понять и действенно откликнуться на просьбу: «Погладь кошечку», «Пожалей маму», «Позови лялю». Необходимо воспитывать в них доброту и эмоциональную отзывчивость.

Значимость достижений, демонстрируемых 11-месячным крохой, во многом зависит от того, насколько распорядок дня, регулирующий его жизнь, соответствует физиологическим потребностям растущего организма.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источники:

http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/11-mesyacev/
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-11-mesyatsev
http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/rezhim-dnya/rezhim-dnya-rebenka-v-11-mesyatsev.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector