Ребенок 15 лет плохо читает. Ребенок плохо пишет и читает. Что такое дислексия

Ребенок плохо читает: причины трудностей, как это исправить

Проблема чаще касается начальной школы, поскольку в это время выявляются и лечатся все неврологические отклонения, а также идет интенсивная проработка навыка. Что делать, если школьник плохо читает, какие на это есть причины?

Ребенок плохо читает — возможные факторы

Развитие малыша начинается в животике мамы, поэтому причины следует искать с самого начала. Беременность — самое ответственное время, так как идет формирование головного и спинного мозга, внутренних органов, нервной системы.

Если плод страдал от гипоксии, будущая мама болела с повышением температуры тела, скорее всего, были повреждены важные области мозга и нервная система, отвечающие за считывание и усвоение информации.

Кроме того, причиной служат сложные роды, низкая физическая активность ребенка, плохой уровень моторных навыков, пренебрежение общением с малышом. Наиболее известные причины, почему ребенок плохо читает:

  • неправильная система образования — школьнику трудно справиться со школьной программой
  • специфические трудности в обучении — дислексия, дизортография, дисграфия
  • нарушение развития речи
  • проблемы со слухом или зрением
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  • аутизм
  • эмоциональные расстройства — депрессия, тревожность, школьная фобия, посттравматический шок.

Прежде чем улучшать навык чтения, необходимо точно определить фактор, мешающий правильно развиваться в этой области. Ребенку может понадобиться соответствующее лечение, которое быстро приведет к успеху.

Если замечено плавное снижение скорости чтения, причина может заключаться и в неуверенности в себе. Помогите ребенку преодолеть страхи, постарайтесь внушить, что плохое чтение — не признак отстающего, а лишь временная трудность, преодолеть которую можно с помощью регулярных упражнений.

Страх неудачи на уроке литературы приводит к соматическим заболеваниям, таким как боль в животе и тошнота. Это первые сигналы того, что трудности ученика игнорируются взрослыми, отсутствует поддержка или родители завышают «планку» касаемую школьных оценок.

Проблемы со здоровьем могут и отсутствовать, в этом случае ребенок развивается по собственному, генетическому плану, но посещение специалиста все же требуется, поскольку малыш мог унаследовать скрытое расстройство.

Ребенок медленно читает — что это значит?

Основные симптомы выявляются на технике чтения, где учитывается скорость, выразительность речи, количество и тип совершенных ошибок, понимание текста. Для каждого класса и полугодия свои нормы техники, небольшие отклонения являются вариантом нормы:

  • первый класс — 40 слов в минуту
  • второй — 60 слов
  • третий — 80 слов
  • четвертый — 100 слов

Специалисты разделяют ошибки чтения на разные группы. Есть дети читающие быстро, но не понимающие смысла текста, тогда подозревается функциональная безграмотность.

Если школьник путает похожие буквы, порядок слогов, это может быть признаком обычной усталости, а в худшем случае дислексии или дисграфии. Придумывание окончаний словам профессионально называют аграмматическими ошибками, указывающими на дислексию.

Проблемы с чтением — как помочь ребенку?

Понаблюдайте за ребенком, есть ли регресс или наоборот, медленное, но улучшение. Плавное становление техники, хороший знак того, что ребенок скорее здоров, чем болен. Ухудшения, даже незначительные — повод обратиться к врачу для постановки точного диагноза.

Чтобы ускорить медленное чтение у здорового школьника начальных классов, достаточно ежедневно проводить специальное занятие по 10 — 15 минут.

Педагогическая терапия не только решает данную проблему, но и улучшает другие важные составляющие, например, зрительную память, концентрацию внимания. Также она мотивирует к обучению, положительно влияет на восприятие информации. Упражнения, которые помогут:

  1. Деление слов на слоги
  2. Чтение слогов изображенных на бумаге и экране c чередованием размера шрифта — от меньшего к большему и наоборот
  3. Чтение слогов из 3 — 4 -х букв на время
  4. Разбор длинных слов, а затем, чтение вместе с родителем
  5. Чтение слов только с определенной буквой или слогом
  6. Пересказ информации
  7. Сочинение собственных коротких произведение и их запись
  8. Поиск букв, слов родного языка среди иностранного
  9. Знакомство со стихами, подбор рифмы
  10. Неспешное чтение текста по ролям с выделением интонации героев
  11. Ежедневное изучение длинных слов в течение 15 минут
  12. Ответы на вопросы взрослого, после прослушивания текста.

Кроме перечисленного вы можете приобрести книги, составленные для данной цели, обратиться к учителю с просьбой позаниматься с ребенком или нанять репетитора.

Во время занятий важно учитывать настроение ученика, если он не желает заниматься, результат будет минимальным. Включите воображение, упражнения в виде веселой игры или с подвижными элементами, значительно улучшат стремление научиться читать также быстро, как сверстники в школе.

Ребенок плохо пишет и читает. Что такое дислексия?

Трудности письма, нарушения чтения. Как учить ребенка с дислексией. Учителям и родителям

Главная трудность, с которой сталкиваются дети в начальной школе — обучение чтению и письму. Надо читать быстро и понимать прочитанное, писать — не только аккуратно и разборчиво, но и грамотно. Когда успешный в остальном ребенок не всегда воспринимает объяснение учителя и с трудом делает письменные работы, часто говорят о дислексии. Что это такое? И как помочь детям с дислексией все-таки освоить школьную программу?

Дислексия: что это такое?

  • Дислексия — это не задержка развития.
  • Среднестатистический человек считает, что дислексия выражается в нарушениях чтения, письма, сложностях с орфографией и математикой, а некоторые думают, что дислексия — это когда человек путает буквы и слова. Но дислексия гораздо шире.
  • Дислексия — это дар, но только в том случае, если его обладатель осознает свои преимущества и таланты. Многих дислексиков нужно «раскрывать», поскольку они чрезмерно зациклены на том, что не способны делать, и забывают о том, на что способны.
  • Многие полагают, что дислексия влечет за собой пониженную обучаемость. Это справедливо лишь в том случае, если ребенок не способен развить навыки и найти пути, как преодолеть сопряженные с расстройством сложности.

Вот несколько определений дислексии, взятых из разных источников, в том числе с сайта Британской ассоциации дислексии.

  • Дислексики способны влиять на чувственное восприятие других людей и создавать новые воображаемые миры.
  • Люди с дислексией тонко чувствуют, что происходит вокруг.
  • Любопытство у дислексиков развито гораздо сильнее, чем у среднестатистического человека.
  • Люди с дислексией обычно мыслят образами, а не словами.
  • Дислексики, как правило, весьма проницательны и обладают хорошей интуицией.
  • Дислексики постоянно используют все органы чувств, поэтому они думают и воспринимают мир многомерно.
  • Люди с дислексией часто обладают невероятным, очень живым воображением.

Вот почему так важно, чтобы ни родители, ни учителя, ни кто-либо еще в «обычной» системе школьного образования не подавил, не загубил и не обесценил эти уникальные способности.

Есть ли у ребенка дислексия?

Давайте договоримся, что дислексия — это специфическая особенность обучения. Дети-дислексики учатся чуть ли не лучше сверстников — пока не нужно ничего записывать. Среди типичных затруднений, с которыми сталкиваются дислексики в обычных школах, — скорость обработки информации, проблемы с оперативной памятью, последовательности любого рода.

Подумайте, не замечали ли вы за кем-то из учеников следующих проявлений:

  • Временами выполняет задания слегка «неловко», а иногда не в том порядке. Но это не повод называть ребенка растяпой. Так мозг дислексика обрабатывает поставленные задачи.
  • Отлично успевает в предметах, связанных с искусством: театр, музыка , живопись, — и часто хорошо отвечает устно.
  • Мыслит очень нестандартно, творчески, но плохо пишет.
  • Периодически уединяется или пытается уединиться, может прослыть одиночкой или интровертом — все потому, что ему сложно излагать мысли на бумаге, и он нервничает. Зато пообщаться устно для такого ребенка в радость.
  • Выставляет себя шутом — нередко чтобы скрыть переживания из-за сложностей с письмом и плохой успеваемости (особенно часто этим страдают мальчики).
  • Плохо запоминает списки и процессы, но отлично справляется, если давать не все сразу.
  • Если вы объясняете слишком быстро, у него появляется отсутствующий взгляд. Это говорит о том, что он не успевает обрабатывать информацию. Значит, объясняйте помедленнее!
  • К середине дня страшно устает, потому что потратил неимоверное количество усилий, чтобы проучиться целое утро, и к полудню уже «в отключке» — как физически, так и эмоционально. Нет, он не сам «нажал кнопку», просто его мозг больше не в состоянии работать. Поэтому днем давайте таким детям практические или творческие задания.

Ниже перечислены признаки дислексии, характерные для дошкольников, учеников начальной и средней школы.

Признаки дислексии у дошкольника

  • Бывает рассеян.
  • Затрудняется ударить по мячу, поймать или бросить мяч, скакать на одной ноге, перепрыгивать через препятствия.
  • Задержка в развитии речи.
  • Не всегда вовремя хлопает в ладоши.
  • С трудом запоминает детские песенки или названия простых предметов, таких как стол, стул и пр.
  • Любит, чтобы ему читали, но не проявляет интереса к буквам и словам.
  • Плохо воспринимает фонетический метод обучения чтению.
  • Часто надевает обувь не на ту ногу и в целом медленно одевается.

Как узнать ребенка с дислексией в начальной школе

  • Вечно возится со шнурками (попробуйте обувь на липучках!).
  • Не дружит с оперативной памятью.
  • Письменные работы бывают очень неаккуратны, и если с этим не разобраться на начальных стадиях, может развиться дисграфия.
  • Путает некоторые буквы (например, «З» и «Э», «Р» и «Ь»), что приводит к необычному написанию и произнесению слов.
  • Плохо читает (хотя это свойственно не всем дислексикам). Наиболее характерно — читает сбивчиво, вымученно, пропускает строки или повторяет одну и ту же фразу, мучается с многосложными словами и не понимает, что прочитал.

Средняя школа и признаки дислексии

Дислексиков в средней школе преследуют те же трудности, что и в начальной, но вдобавок они часто путают даты, время и место. Среди новых специфических признаков следующие.

  • С трудом подбирает слова, не в срок сдает письменные работы, особенно сочинения.
  • Низкая самооценка.
  • Страшно нервничает и переживает на контрольных и экзаменах — потому что сложно излагать свои мысли в письменной форме.
  • Регулярно забывает дома учебники, путает расписание и очень из-за этого переживает.

Дислексикам очень нужна эмоциональная поддержка. Но этого недостаточно. Нужно помочь им выработать индивидуальные механизмы работы с нарушением. Только тогда они откроют свои сильные стороны, в которых и будут добиваться успехов.

Как объяснять новый материал детям с дислексией

Попробуйте применить в работе следующие принципы.

  • Всегда объясняйте материал несколькими способами, при необходимости повторяйте сказанное.
  • Старайтесь подбирать методики, воздействующие на все органы чувств, — тогда дислексики с большей вероятностью усвоят и запомнят.
  • Дайте им «переварить» услышанное — объясняйте четко и медленно, пусть информация уляжется у них в голове, а потом попросите их передать основную суть сказанного.
  • Пишите крупно, разборчиво, с хорошими интервалами между словами и буквами. Если вы ставите детям оценки за почерк, ваш тоже должен хорошо читаться.
  • Возможно, стоит разделить доску на несколько тематических секций разного цвета: дислексики будут знать, где что искать.
  • Давайте детям побольше времени, чтобы они успевали прочесть то, что написано на доске, показано на экране проектора, телевизора и пр. Или разрешите им фотографировать то, что вы показываете, ведь мы живем и учимся в цифровую эпоху.
  • Не просите дислексиков запоминать большой объем информации за короткий отрезок времени.

Как проверять знания ребенка с дислексией

  • Предъявляйте высокие требования к пониманию и умеренные — к письменным ответам.
  • Никогда не оставляйте ребенка-дислексика на перемене переписывать или доделывать письменную работу.
  • Не ожидайте, что их письменные работы будут на том же уровне, что у других учеников.
  • Не просите дислексиков читать вслух, если только они сами не захотят.
  • По возможности позволяйте ученикам с дислексией отвечать или излагать свои мысли устно. Предложите им записать ответы на аудио.
  • Большинство моделей iPad позволяют записывать устные ответы на аудио, после чего планшет выдает их в виде письменного текста (опция доступна только в тех моделях, где есть значок встроенного микрофона).
  • Не забывайте, что ребята с дислексией очень устают. Они трудятся гораздо более напряженно, чем остальные дети, и к полудню выжаты как лимон.
  • Хвалите и помогайте, где уместно. И помните, что соотношение похвалы и критики должно быть 4:1.

Какая помощь учителя нужна детям с дислексией

Вот что отвечают дети-дислексики, когда их спрашиваешь, чем помочь с учебой:

  • Говорите медленно, четко и просто.
  • Давайте нам больше времени на выполнение письменных работ.
  • Подробно объясняйте задания и потом проверяйте, всё ли мы поняли.
  • Помогайте нам с правописанием — скажем, давайте правильный вариант на полях.
  • Слушайте нас повнимательнее, когда мы отвечаем устно.
  • Давайте нам распечатки конспектов уроков или их фотографии на цифровом устройстве.
  • Аккуратно проверяйте наши работы, чтобы мы могли разобрать ваш почерк.
  • Используйте для этого темные цвета и давайте четкие полезные комментарии.
  • Пожалуйста, не кричите на нас, если мы что-то забыли.
  • Пожалуйста, будьте к нам терпеливы.

Консультация «Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает?»

Оксана Евгеньевна
Консультация «Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает?»

Уверенное овладение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала.

В последние годы отмечается значительный рост количества учащихся

с трудностями овладения навыков чтения, что вызывает серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.

Среди отечественных авторов, посвятивщих свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей следует отметить такие имена: Р. А. Ткачёва,С. С. Мухина, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев и другие.

В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Существуют разные определения понятия «дислексия».

Целесообразно определять дислексию следующим образом: дислексия-

это частичное расстройство процесса овладением чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера,обусловлен-

ных несформированностью психических функций, участвующих в процессе

По данным различных авторов распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика.

В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным Б. Хальгрена — до 10%, по данным А. Н. Корнева -4,8%. По данным Р. Бенкер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы.

Некоторые авторы отмечают наследственную предрасположенность

при дислексиях. М. Захалкова и соавторы отмечают наследственную отяго-

щённость у 45% детей с дислексией.

Большинство же авторов рассматривают дислексию как нарушение, обусловленное внешним воздействием патологических факторов. Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.

В анамнезе многих детей с дислексиями отмечаются вредности натального и перинатального периодов. При этом наиболее существенную отрицательную роль играют патологические факторы, действующие в более поздние периоды развития плода и в постнатальный период.

Симптоматика (проявления) дислексий определяется по-разному в за-

висимости от понимания сущности этих нарушений.

Представляется более правильным определять симптоматику дислексии

лишь как проявление непосредственно нарушений чтения, не включая тех

расстройств (несформированности пространственной ориентировки, наруше-

ния моторики и др., которые хоть часто и сопровождают дислексию, но

представляют собой факторы патогенетического характера, т. е. механизм это-

Как распознать дислексию?

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.

Если у ребёнка при чтении встречаются ошибки, которые можно отнести к

специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то

это скорее всего результат переутомления, невнимательности. Здесь необхо-

димо дальнейшее наблюдение.

Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а

также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексии). При дислексии

у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. У многих

детей движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномер-

Существует несколько видов нарушений чтения.

Каждому виду соответствуют и свои ошибки.

Каковы же ошибки, которые должны насторожить?

I. 1) Неусвоение букв (возникают из-за неточных представлений об образах букв). При чтении слогов с этими буквами ребёнок делает паузу. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.

2) Когда ребёнок слабо различает не буквы, а звуки, то появляются:

замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); по сходству звучания или произношения:

Ч-ТЬ-Щ; Ж-З; Ш-С; Ч-Щ; Р-Л; С-Ц; (например, ОДУВАНТИК);

3) В результате трудности усвоения оптического образа букв возникают замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.)

II. Побуквенное чтение (вместо послогового). При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно («бухштабируются», нанизываются одна на другую (Р,А,М,А).

III. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках гласных, согласных при их стечении, в добавлениях и перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов.

Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью.

Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад.

На этом этапе наиболее распространённой является фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функции фонематической системы

(фонематического восприятия и фонематического анализа).

IY. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно

является следствием неправильного чтения.

Y. Аграмматизмы при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно

воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико –синтетической и синтетической ступени обучения. На этом этапе обучения чаще всего наблюдается аграмматическая дислексия, обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести дислексии у ребёнка, этапа овладения навыком чтения, сложности читаемого

речевого материала (слогов, слов, предложений, текста).

Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла читаемого слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим,

поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.

Ошибки чтения не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушения чтения.

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс

обучения. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их

патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.

Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребёнка читать? В данном случае нужна помощь специалиста-квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определённой системе.

На этапе освоения механизма чтения отрабатываются звуко-буквенные связи (игры с буквами: зрительные образы букв, разрезные буквы, рисование букв в воздухе, на спине, запоминание ряда букв, диктант букв).

При работе со словами отрабатываем слоговую структуру по таблицам и используем звуко-буквенные схемы слогов. Искусство обучения чтения сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Большое

место занимает работа с разрезной азбукой и карточками-слогами. Показываем ребёнку как из слогов получается слово. Отрабатывается звуко-слоговой анализ слова. На этапе совершенствования техники чтения предлагается чтение слов по таблицам:

-чтение слов, отличающихся 1-2 буквами; чтение слов с одинаковыми гласными; чтение слов с разными гласными; чтение слов с одинаковым началом, чтение слова в слове; отними слог; добавь звук; прочитай наоборот, чтение сверху вниз; чтение предложений из слов, напечатанных на отдельных карточках и т. д.

Детям с дислексией вполне по силам овладеть чтением, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, а кому-то месяцы. Суть занятий — тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения во избежание развития у них невроза. На всём протяжении специальных занятий ребёнку необходим режим благоприятствования.

1. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Нарушение чтения и письма у младших

школьников» Ростов-на Дону, «Феникс», СПб, «Союз», 2004г.

2. «Нарушения письменной речи» под ред. Волковой Л. С., М. «Владос», 2003г.

3. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших

школьников», СПб «Союз», 1998г.

4. Русецкая М. Н. «Нарушения чтения у младших школьников», Изд-во

5. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей», Спб,1997г.

6. Милостивенко Л. Г. «Методические рекомендации по предупреждению

ошибок чтения и письма у детей», СПб,1995г.

7. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. «Ранняя диагностика нарушения чтения и

его коррекция»,Т. Ц. Учитель,2001г.

8. Оморокова М. И. «Совершенствование чтения младших школьников»,

9. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»,М., «Владос», 1997г.

10. Лисенкова Л. Н. «Развитие и коррекция навыков чтения»М., Школьная

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо запоминает буквы» Если ребёнок пришёл в школу неподготовленным, не знал букв, не умел читать, то при нормальном интеллекте он постепенно догонит одноклассников.

Почему ребёнок плохо разговаривает? Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.

Источники:

http://maminmayak.ru/rebenok-ploho-chitaet-prichinyi-trudnostey-kak-eto-ispravit/
http://www.7ya.ru/article/Rebenok-ploho-pishet-i-chitaet-Chto-takoe-disleksiya/
http://www.maam.ru/detskijsad/disleksija-ili-pochemu-reb-nok-ploho-chitaet.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector