Ребенок 7 месяцев навыки и умения. Психоэмоциональное развитие ребёнка: общение и речь, что он понимает. Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

Психологическое развитие ребенка до года

Период от рождения до года у ребенка и родителей самый насыщенный и сложный. Родителей всегда беспокоит развитие малыша, в том числе психоэмоциональное, особенно, если это первенец. И это вполне закономерно, ведь заметив отклонения вовремя, можно заблаговременно принять меры для исправления дефектов.

1.Общепринятые нормы развития к году

Многое, что можно исправить в первый год жизни, в более старшем возрасте поддается корректировке сложнее. На первом году формируется центральная нервная, пищеварительная, эндокринная, иммунная системы, формируется опорно-двигательный аппарат.

С самого появления на свет, новорожденный общается с родителями и другими близкими. Около трех месяцев у него появляется большой интерес к миру, который его окружает.

За первый год после рождения малыш при отсутствии серьезных отклонений учится очень многим действиям — это и самостоятельное держание головы, и умение ползать, сидеть и ходить. В то же время малыш стремительно развивается и психологически. Формируется основа личности — рефлексы, привычки, характер. Это занимает немало времени и в течение первого года поэтапно происходят изменения. Не исключены и трудности, поэтому важно знать, как будет развиваться ребенок и в случае возникновения проблем вовремя их корректировать.

2. Этапы психоэмоционального развития малыша до года

Новорожденный
Ребенок почти все время спит. Тридцать минут — самый длинный промежуток бодрствования. На этом этапе ребенок отвечает на такие раздражители, как свет, звук и боль, может ненадолго сосредотачивать зрение и слух.

Один месяц
Увеличение активности является нормой в 1 месяц. Ребенок может неплохо зафиксировать взгляд, следить за предметом, но пока не может поворачивать за ним голову. Время активности увеличивается постепенно до часа. Пока он не видит связи между передвижением предмета и самим предметом, хотя физически может это сделать. Малыш сейчас уже начинает пытаться показать взрослым свои эмоции. Мимика, крик и кряхтения — основные средства передачи эмоций, доступные для него.

Два месяца
В этом возрасте появляется осознанная улыбка. Малыш может следить за игрушкой и даже поворачивать вслед за ней голову, если она его очень заинтересовала. Именно сейчас ребенок начинает оживляться и гулить в ответ на разговор с ним. Режим сна и бодрствования выравнивается и становится более определенным.

Три месяца
Малыш уже прекрасно узнает маму, запросто выделяя ее из нескольких людей. Реагирует на обращение к нему. Серьезное достижение этого этапа — развитие самостоятельности (игра с игрушками над кроваткой или своими ручками). В это же время ребенок начинает смеяться, тянет в рот пальчики и игрушки.

Четыре месяца
Ребенок может долго рассматривать интересный ему объект, если он не передвигается, держать крепко игрушку, находить глазками маму и следить за ее передвижением. Есть возможность оставить ребенка в его кроватке, так как он может уже играть сам. Два часа — примерное время познания мира сейчас.

Пять месяцев
Гуление пятимесячного ребенка становится более певучим и музыкальным. Появляется более четкое выражение различных эмоций, при этом малыш понимает все интонации голоса близких. Немаловажным достижением можно назвать узнавание себя в зеркале — так проявляется самосознание ребенка, которое со временем еще укрепится. Малыш хорошо различает знакомых и не знакомых людей.

Шесть месяцев
Малыш реагирует на свое имя, начинает издавать слоги, а не просто бессвязные звуки, приучается к питью из детской посуды, а также четко показывает, что хочет есть. Ребенок активно реагирует на происходящее сменой эмоций и настроения.

Семь-восемь месяцев
К этому времени малыш узнает некоторые предметы. Показателем настроения становится очень эмоциональный лепет, появляются «псевдослова» для выражения отношения к окружающему. Игры становятся более осмысленными, так ребенок не просто размахивает игрушками, а именно играет, взаимодействует. Уже есть четкое отличие между «своими» и «чужими» людьми.

Девять-десять месяцев
Выполнить простые команды, позвать маму, показать глазки, носик и тому подобное у игрушки, подать названный предмет — все это не составит труда для малыша в 9 месяцев. Кроме этого, развиваются навыки коммуникации и общения — подать вещь маме, помахать «пока» бабушке.

Около года психоэмоциональное развитие ребенка становится более взрослым. Слово «нельзя» малыш понимает прекрасно, адекватно реагирует на обращение к нему, начинает формироваться понятная речь (пока это несколько отдельных слов). Помимо этого есть понимание, что ребенку нравится или не нравится, чего он хочет, также может выражать согласие или не соглашаться, утверждать свои предпочтения, на фоне чего могут возникнуть конфликты.

Важно помнить, что все дети разные, и не стоит паниковать, если развитие ребенка немного отличается от общепринятых норм. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, читайте развивающие книжки, занимайтесь с ним в игровой форме, ведь именно от родителей в первую очередь зависит его воспитание и то, как психоэмоционально будет развиваться малыш.

На что стоит обратить внимание при воспитании ребенка до года, можно посмотреть в интересном видеоматериале от доктора Комаровского.

Развитие психоэмоциональной сферы ребенка

В возрасте 2-3 лет продолжается активное развитие психики ребенка. Этот процесс тесно связан с физическим развитием. Кроха теперь выносливее, сильнее, подвижнее. Так он получает больше кислорода, а значит, мозг работает активнее. Активизируются механизмы памяти, эмоциональная сфера, речь.

Родителям важно понимать, что пока что малыш многое не может объяснить. Чувства и эмоции для него в новинку, о многих он даже еще не знает. Могут быть внезапные проявления агрессии: начал кусаться, царапаться, может ударить. Нужно спокойно реагировать на эти ситуации. Его психоэмоциональное состояние часто меняется. Пройдет еще немало лет, прежде чем ваш кроха сможет контролировать эмоции. Сейчас сосредоточьтесь на воспитательной работе. Главное — быть хорошим примером для ребенка, ведь сейчас родители — эталон во всем. Вас ждет кризис 3 лет, когда малыш хочет быть самостоятельным, сам принимать решения. Вы должны научиться терпению, ведь с ним будет непросто.

Психофизическое развитие в этом возрасте

Физическое и психическое развитие в возрасте 2-3 лет тесно связаны. В плане физических изменений происходит:

  • Активное развитие головного мозга.

В период от 1 до 3 лет мозг растет, его структура усложняется. Вместе с этим включаются такие процессы, как память, внимание, мышление. Очень сильно заметна разница между тем, как играет, общается и учится ребенок в 1 год и 3 года.

  • Увеличение сердца, развитие сосудистой системы.

Малыш все более подвижный. Это означает больше движений, активности – кислород быстрее и качественнее насыщает мозг ребенка. Это способствует развитию всех отделов мозга. Также малыши чаще гуляют, общаются. Они теперь выносливее, сильнее. Окружающий мир очень сильно интересует малыша – он учится чему-то новому каждый день.

  • Ладони и стопы становятся более чувствительными.

С развитием мелкой моторики рук становится проще изучать окружающий мир. Он вызывает у крохи самые разные эмоции. Какие-то из них он будет испытывать впервые.

Все это — начало важного периода в жизни крохи. Развивается его психическая деятельность, эмоциональная сфера. Еще несколько лет пройдет, прежде чем малыш будет в гармонии со своими чувствами и ощущениями, научится называть и осознавать их. Пока что ваша задача — во всем помогать ему и поддерживать.

Ребенку 2 года

Вашему крохе уже 2 годика. Это интересное время в плане развития его эмоций, мышления и логики поведения. Сейчас для него мир — совершенно новое и необычное место. Все вызывает некий отклик, правда, малыши еще не умеют разделять свои эмоции так хорошо, как это делают взрослые. Во многом поведение ребенка можно назвать инстинктивным. Развитие психики и личности продолжается, а значит, и далее поведение крохи будет меняться. Родителям нужно быть к этому готовыми.

Попытка говорить

Психоэмоциональное развитие происходит постепенно. Буквально каждые 2-3 месяца случаются какие-то важные изменения в поведении вашего малыша. Дело в том, что он учится даже без от вашего участия. Примерно с 24 месяца он начинает активно разговаривать:

  • в обиходе много звуков;
  • повторяются слова;
  • складываются простые предложения.

Сейчас для него важна функция общения. Важно, чтобы у ребенка был стимул разговаривать. Если вы не обращаетесь к нему, не спрашиваете о чем-то, то пропадает необходимость использовать слова. Например, кроха издает звуки, показывая на холодильник. Мама должна сделать вид, что не понимает, чего он хочет. Просите сказать словами: «молоко», «вода», «кушать», «пить» и т.д.

Вы можете заметить, что ребенок старается, его звуки и жестикуляция очень эмоциональны. Для ребенка это крайне важный период. Если его упустить, то может быть серьезное отставание в речевом развитии. В возрасте 2 лет дети очень восприимчивы – старайтесь больше разговаривать с малышом, читать ему с выражением.

Когда дети плачут

Это может показаться очень интересным для родителей. В возрасте 2 лет дети очень остро реагируют, когда, например, мама остается дома, а малыш с папой идет гулять. По его мнению, все должны находиться в одном месте. Это инстинкт, который остался у нас еще с древних времен, одно из проявлений стадного инстинкта. Для ребенка семья — главный источник защиты, благополучия. Обратите внимание: когда вся семья в сборе, он может быть совершенно спокоен, сам играет в сторонке.

Беспокойство, плач, нервозность начинаются, когда семья разделяется. Психоэмоциональное развитие на данном этапе помогает ему испытывать важные эмоции: чувство привязанности, принадлежности к группе. Теперь малыш — часть целого. Он осознает этот аспект своей жизни где-то в 2-2,5 годика.

Защитное поведение

Возраст 2-3 лет у детей всегда связан с инстинктивным поведением. Одно из таких проявлений — защита с помощью зубов и когтей (ногтей). Вы можете вдруг обнаружить, что ваш спокойный кроха начал кусаться. Обычно таким образом дети показывают, что они чем-то недовольны. Например, мама слишком громко говорит по телефону, ругается на отца. Ребенок пока не знает, что именно неприятно, но уже осознает, что нужно выражать свою позицию. Это же может стать защитой. Малыш не хочет отдавать другому ребенку игрушку – они не дерутся, а пытаются укусить друг друга.

Это нормально – не стоит думать, что у вашего ребенка проблемы с агрессией или проявлением чувств. Просто сейчас это один из немногих доступных способов выразить свои эмоции, особенно негативные. Не ругайте его, не бейте, а очень мягко показывайте: это больно, так делать не нужно. В этот период ему свойственна некая неустойчивость поведения, часто меняется настроение. Сейчас малыш только учится разбираться с тем, что ему приятно и нравится, а что нет.

Слова-эмоции

Чуть ближе к 3 годам начинается осмысленная речь. Обычно она очень эмоциональная. Конечно, для ребенка эталоном поведения являются родители. Если они люди относительно спокойные, не повышают голоса, то ребенок тоже будет спокойным, тихим. Это может измениться в будущем, когда он пойдет в садик –там проявится его характер. Сейчас эмоциональная окраска слов и предложений не всегда такая, как привыкли мы, взрослые.

Развитие речи тоже связано с эмоциональной сферой. Малыш основывается на собственном ощущении мира. Например, ему нравится зеленый цвет. Тогда все приятное, красивое и хорошее он будет звать «зеленым». Показывая на красную машинку, он скажет «смотри, какая зеленая машинка». Обычно яркие и светлые цвета связанны с приятным, а темные — с чем-то негативным. Это тоже инстинктивное поведение.

Детям нравится слово «нет». Причем они любят произносить его, а не слышать. Это первая попытка проявить свой характер, личность: делать так, как хочется ему, а не так, как просит мама. Вы ставите перед ним стакан сока и спрашиваете, хочет ли он пить. Малыш может ответить, что нет, но тут же начать пить сок. Так это выглядит уже не как мамино предложение, а как собственный выбор.

Проявление агрессии

В возрасте 2,5-3 лет начинается непростой период. Сейчас очень важно, чтобы у ребенка не было возможности свободно наблюдать за проявлениями агрессии. Телевизор, игры, даже отношения родителей должны быть под контролем. Если он видит агрессию, то будет пытаться ее повторить, применяя к другим. Это новый этап, следующий за укусами и царапинами.

Лучше всего, если родители будут мягко объяснять ему, что даже такой малыш может причинить боль. Нельзя дергать животных за хвост, даже играючи. Кстати, многие мамы решают «переносить ответственность» на неодушевленные предметы. Споткнулся о кубик или ступеньку — ступенька плохая, нужно ее поругать или наступить в ответ. К чему это ведет? Во всем кроха будет винить не себя за невнимательность, а другой предмет или человека. Потом он может ударить другого малыша на площадке, если тот его случайно толкнет, заденет. Лучше предложите пожалеть кубик, ведь он тоже пострадал, даже сильнее. На кубик наступили, ему больно – за что же его ругать? Это развитие эмпатии, сочувствия.

Ребенку 3 годика

Возраст 3 года принесет с собой новое явление — кризис 3 лет. Главное здесь то, что кроха очень хочет быть самостоятельным. Он уже чувствует, что многое может сам. Продолжается активное психоэмоциональное развитие вашего малыша.

Кризис трех лет

Вдруг, совершенно внезапно, вы понимаете, что ваш ласковый и послушный малыш стал совсем другим. Что с ним случилось? От всего отказывается, ругается, может даже ударить маму, если очень недоволен. Он научился настаивать на своей точке зрения.

Будет носить только любимую кофточку с суперменом/принцессой/цветочками/машинками. Стирать или менять ее не дает, закатывает истерику.

Не будет есть, если ему не нравится внешний вид блюда. Если невкусно, то ваш обед может затянуться на несколько часов, и, возможно, кроха выиграет битву характеров.

Вырывает руку, не хочет гулять рядом с родителями.

Отказывается от привычного распорядка дня.

Громко кричит «нет», «не хочу», «не буду».

Что же это происходит? У данного «феномена» есть название: это кризис трех лет. С одной стороны, кроха уже осознает, что он личность, с другой – все еще нуждается в заботе родителей. Он находится посередине, не знает, как справиться с новыми ощущениями. Развитие психики всегда связано с кризисными периодами, так что это нормально.

Старайтесь сейчас быть более терпеливыми к малышу. Он-то не понимает, что у него особый кризисный период. Для него это время некомфортное, непонятное. Любовь родителей и их забота поможет сгладить все острые углы.

Эгоистичное поведение

Период эгоистичного поведения не самый приятный для родителей, однако все изменения в этом возрасте позитивные. Развитие психики идет активно, взгляд ребенка на наш мир часто меняется. Ему хочется все и сейчас, немедленно. Нельзя потакать таким желаниям. Например, мама устала, отдыхает, а малыш требует, чтобы она с ним поиграла, не дает ей спать, если она отказывается, то может начать плакать, кричать, кусаться.

Объясните, что вы устали, вам плохо, болит голова. Старайтесь показать малышу ваше эмоциональное состояние. Дети очень восприимчивы к переменам настроения родителей. Постепенно, не с первого раза, конечно, но он поймет: мама устала, значит, играть с ней пока нельзя.

С этого возраста можно вводить небольшие наказания. Конечно, речь не идет о том, чтобы бить ребенка, кричать на него, наказывать физически. Можно поставить в угол, даже шлепнуть по попе можно, если это уместно. Главное – научиться концентрировать внимание малыша не только на самом себе. В первую очередь – разговором. Если сейчас разрешать крохе вами манипулировать, то потом отучить его от этого будет гораздо сложнее.

Хочу все делать сам

Важный этап своей внутренней жизни малыш проходит в возрасте 3-3,5 лет. Он все хочет делать сам. Вырывает из рук родителей зубные щетки, чашки, сам хочет выбирать обувь и одежду. Развитие самостоятельности ребенка — позитивный процесс. Часто родители сами мешают, создавая для крохи эмоциональный дискомфорт. Собственно говоря, что тут плохого, если он хочет что-то делать сам – выбирать одежду, например, или кушать ложкой? Да, потом будет грязная скатерть, но он учится. Не всегда же вы будете мыть ему руки и кормить с ложечки.

Главное – не путать проявления самостоятельности и отсутствие воспитания. Если кроха хочет сам завязывать шнурки и застегивать курточку, это положительный момент. Если же он совершенно не поддается контролю, бросает и портит вещи, что-то рвет, кричит, то тут уже необходимо менять тактику воспитания.

Наказывайте детей правильно

До 3 лет не имело смысла наказывать ребенка, даже ставить в угол: он не понимал смысла. Теперь же это действенный способ. Наказание должно быть неагрессивным: это не унижение, а ограничение. В любом случае, для его эмоциональной сферы наказание — негативный, неприятный момент. Если здесь проявлять агрессию, вы получите лишь агрессию в ответ. Для ребенка ваше поведение — всегда эталон.

Умеете его успокоить, решить проблему мирно? Очень хорошо. Значит, так же сможет поступать и ваш малыш. Если же для вас единственное решение — сила, оскорбление или крик, то ждите того же самого от ребенка. Ваши эмоции, поведение, слова всегда единственная правда для ребенка. От того, как вы его наказываете, будет зависеть поведение малыша во время конфликтов во взрослой жизни.

Эмоциональное развитие ребенка

Формирование эмоций человека – ключевое условие развития личности. Эмоциональный мир человека невероятно сложен и разнообразен. К разряду эмоций можно отнести чувства, настроения, страсти, аффекты и стрессы. Все перечисленное относится к классу «чистых» эмоций, включенных во все психические процессы и личностные состояния человека.

Поэтапное развитие психических функций тесно связано с эмоциональным развитием ребенка. В раннем детстве особенности эмоционального развития ребенка таковы, что малыш реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. К примеру, он может остро переживать болезненную процедуру во врачебном кабинете, но уже буквально через пару минут радоваться интересной обстановке или занятной игрушке. Также малыш первого года жизни не может расстраиваться из-за возможных в будущем неприятностей или радоваться обещанной игрушке, то есть можно сказать, что «он живет настоящим». Итак, давайте подробнее поговорим о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Психоэмоциональное развитие ребенка

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно.

Возраст до 3-х лет – преобладание желаний. Желания детей первых лет жизни, как правило, неустойчивы, они не могут сдерживать, контролировать и ограничивать свои порывы. В качестве ограничивающих мероприятий выступают поощрения и наказания взрослых. Все желания малыша для него равнозначны по силе и эмоциональной окраске, так как у ребенка отсутствует соподчинение мотивов. К примеру, малыши не могут выбрать лучшую игрушку, из нескольких предложенных.

Развитие эмоционально-потребностной сферы во многом определяется характером общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Близкие люди помогают малышу познавать суть окружающих предметов и явлений. В таких отношениях превалируют мотивы сотрудничества, но при этом присуще и простое эмоциональное общение, в котором нуждаются дети всех возрастов. Для правильного развития эмоциональной сферы ребенка необходима семейная атмосфера безусловной любви, соучастия, тепла и доверия.

Преобладание желаний в поведении ребенка достигает своего пика в период «кризиса 3-х лет», когда четко прослеживаются аффективные реакции на трудности. Ребенок реагирует эмоциональными вспышками на любую «непреодолимую» задачу, отсюда и частые истерики и капризы. В этот период следует переключать внимание малыша, увлекая его новыми занятиями.

Возраст от 3-х лет – формирование самосознания. Примерно с двухлетнего возраста у малыша начинает зарождаться самосознание. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Далее он начинает называть себя по имени или в третьем лице, а уже к трем годам в его речи четко прослеживается местоимение «я». После у ребенка формируется первая самооценка, он способен давать оценку своим поступкам, разделяя их на «хорошие» и «плохие». В сознании ребенка появляются такие понятия, как «я хороший», «я могу сам», то есть начинается новый этап психоэмоционального развития ребенка.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

От влияния эмоций не освобожден ни один человек, они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Они могут помогать нам или становиться причинами наших бед и проблем. Поэтому еще с раннего детства следует уделять особое внимание развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Родители должны помнить, что ни один ребенок не рождается со сформированными навыками поведения в социуме и с пониманием правильных межличностных отношений. Поэтому не стоит ругать, кричать и наказывать маленького ребенка за плохое поведение или дурной поступок, необходимо терпеливо объяснять, что так вести себя нельзя, и как следует поступать правильно. Крики и наказания не дадут должного эффекта, так как ребенок просто не поймет, почему ему нельзя безобразничать и кричать, а родителям это делать можно.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка — это процесс постепенный, и он требует немало терпения и любви со стороны родителей. Следует научить малыша выражать свои негативные эмоции допустимым способом, снимать эмоциональное напряжение и регулировать собственное эмоциональное состояние. Такое обучение лучше всего проводить в игровой форме, ведь игра – это веселое времяпровождение для малыша и действенный воспитательный инструмент. Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы малыша помогут ему научиться снимать эмоциональное и мышечное напряжение и выплескивать негативные эмоции. В таких играх должен участвовать и взрослый, корректируя игровой процесс и следя за эмоциональным состоянием ребенка. Обычно такие игры проводятся с детьми старше 4-х лет. Хорошим примером таких занятий является игра «упрямые барашки», в которой несколько пар детей становятся друг напротив друга и, упираясь ладонями и лбами, пытаются сдвинуть соперника с места.

Особенности эмоционального развития ребенка

Психоэмоциональное развитие ребенка имеет важное значение для формирования его личности.

Развитие эмоций и чувств у малыша дошкольного возраста зависит от ряда условий. Рассмотрим основные особенности эмоционального развития ребенка:

  • Формирование эмоций и чувств происходит в процессе общения со сверстниками.
  • Правильному развитию эмоциональной сферы ребенка способствует специально организованная деятельность, к примеру, чтение сказок, музыкальные и танцевальные занятия, спорт. Важно, чтобы малыш учился сравнивать себя с литературными героями, воспринимать прекрасное и пр.
  • Интенсивное развитие чувств и эмоций происходит в игровой деятельности, насыщенной переживаниями и волнениями. Ролевые игры позволяют понимать другого, учитывая его настроения, желания и чувства.
  • Важнейшее значение в развитии эмоциональной сферы ребенка имеет трудовая деятельность, которая сильно формирует личность человека. Ребенок переживает радость общего успеха, ценит усилия товарищей и учится добросовестно выполнять собственные обязанности.

Понимая особенности эмоционального развития ребенка, родители могут влиять на формирование личности своего малыша.

Источники:

http://kuznicaschastya.ru/razvitie-rebenka-do-goda.html
http://rebenkoved.ru/psihologiya/razvitie-psihoemotsionalnoj-sfery-rebenka.html
http://mezhdunami.net/dety/emotsionalnoe-razvitie-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector