Ребенок 9 месяцев кивает головой. Доктор комаровский о синдроме навязчивых движений у детей

Доктор Комаровский о синдроме навязчивых движений у детей

Дети — существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок будет еще долго переживать, снова и снова возвращаясь в непонятную или неприятную для него пережитую минуту. Поскольку маленькие дети не в состоянии словами выразить весь спектр своих эмоций, то они могут начать проявлять их на физическом уровне. И вот уже у ребенка появляется привычка щипать себя за ухо, часто моргать, кусать пальцы рук. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает о том, как относиться к таким странностям в поведении ребенка и можно ли это чем-то лечить. Синдром навязчивых движений у детей – это проблема, с которой сталкиваются многие.

Что это такое?

Синдром навязчивых движений у детей — это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.

Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:

  • грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
  • скрежетать зубами;
  • мотать головой из стороны в сторону;
  • раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
  • взмахивать или трясти руками;
  • щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
  • обкусывать собственные губы;
  • моргать и жмуриться без причины;
  • выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.

Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.

Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:

  • сильный стресс;
  • долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
  • тотальные ошибки в воспитании — попустительство или чрезмерная строгость;
  • дефицит внимания;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена детского сада, отъезд родителей и их долгое отсутствие.

Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.

Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.

Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует — тут все зависит от конкретного врача-невролога, который может порекомендовать попить успокоительное и посетить психолога, а может прописать целую кучу лекарств, витаминов – и обязательно довольно дорогостоящий массаж (естественно, у своей знакомой массажистки).

Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.

Что делать родителям?

Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит — временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.

Евгений Комаровский при появлении неадекватных симптомов советует родителям хорошо подумать, а что предшествовало этому — были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты. Если принимал, то нет ли у этих таблеток или микстур побочных действий в виде нарушений со стороны центральной нервной системы.

Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.

А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.

Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.

Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.

Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений, говорит Комаровский. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.

С большой долей вероятности невролог, к которому придут на прием родители с жалобами на навязчивые движения у ребенка, назначит один или несколько седативных препаратов, препараты магния, а также витаминные комплексы. Он настоятельно порекомендует посетить массаж, ЛФК, бассейн и солевую спелеокамеру. Лечение встанет семейству в довольно круглую сумму (даже при самых приблизительных подсчетах).

Евгений Комаровский советует хорошо подумать, собираясь начать такое лечение. Если психиатр не нашел серьезных отклонений, то диагноз «синдром навязчивых движений» не должен становиться поводом для того, чтобы пичкать ребенка таблетками и уколами. Фармацевтические средства с огромной долей вероятности вообще никак не повлияют на процесс выздоровления.

Сам факт их назначения удобен и врачу-неврологу, и родителям. Ведь доктор прекрасно понимает, зачем к нему пришли встревоженные родители — за лечением. И он его назначает, а это значит, что родители не пойдут жаловаться на специалиста, который оказался таким невнимательным, что «совсем ничего не прописал». Родители полагают, что есть волшебные таблетки, которые за несколько приемов решат все проблемы.

Таких таблеток нет, утверждает Комаровский. Но есть другие, более действенные способы помочь ребенку избавиться от невроза — это любовь мамы и папы, терпение, время и участие. Если родители возьмут за правило каждый день гулять со своим чадом, обсуждать фильмы и книги, которые вместе посмотрели и прочитали, если дома создадут благоприятные эмоциональные условия, то довольно быстро у ребенка исчезнут все навязчивые состояния и движения, которые так беспокоили его родственников. Будет отлично, если мама и папа найдут хорошего детского психолога, который поможет им нормализовать состояние сына или дочери.

В следующем видео доктор Комаровский рассказывает о способах борьбы с дурными привычками у детей.

Склонность к эпилепсии и начало ее развития выражаются в особенностях поведения ребенка, на которые следует обратить внимание родителям: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее потом протекает лечение.

Кандидат медицинских наук М. ВАЙНТРУБ

В большинстве случаев эпилепсия — болезнь «родом из детства». Начало заболевания приходится на 6-10 лет (18-20%), на 11-15 лет (30% случаев). Обычно дети сами не могут понять, что у них что-то не в порядке, поэтому им на помощь должны прийти взрослые.

Большинство людей считают, что эпилепсия выражается исключительно в виде судорожных припадков. Однако существуют и бессудорожные формы, с которых, как правило, начинается заболевание. Их обычно не замечают или не относят к признакам болезни, хотя именно они очень важны для ранней диагностики.

Так, например, предрасположенные к эпилепсии дети нередко во сне встают и ходят по комнате, могут передвигать легкую мебель, перекладывать вещи. На оклики, вопросы они не отвечают. Затем ложатся спать и, как правило, наутро ничего не помнят. В других случаях ребенок садится в постели и вновь засыпает, иногда выговаривая во сне невнятные слова и звуки. У некоторых детей такая активность во сне является единственным проявлением эпилепсии, поэтому родителям следует понаблюдать за ребенком, если у него есть такая особенность.

Другой настораживающий симптом — ночные кошмары. При этом один и тот же «сюжет» сновидения многократно повторяется на протяжении недели. Кошмары о нападении, избиении, убийствах сопровождаются чувством страха, потливостью, сердцебиением. При пробуждении в памяти сохраняются яркие эпизоды сновидений. Дети, как правило, рассказывают о них и просят помощи.

Нередко во сне ребенок кричит, плачет или смеется несколько раз за ночь. Утром дети не помнят своих снов. В этом случае крик, плач, смех представляют собой автоматические речевые и моторные явления, сопровождающие бессудорожный приступ эпилепсии.

Подобные явления свидетельствуют о постепенном развитии болезни.

Начальный этап эпилепсии иногда сопровождается кратковременными потерями сознания у ребенка — так называемыми абсансами («абсанс» в переводе с французского — отсутствие). В этот момент происходит «отключение сознания», когда со стороны может показаться, что больные замирают, задумываются, застывают на месте. В других случаях больной в этом состоянии потирает руки, сжимает пальцы в кулаки, постукивает по столу, бледнеет или краснеет, у него учащается или замедляется пульс, подергиваются мышцы. Двух-трехмесячные дети могут «кивать» — стремительно наклонять голову вперед. В шесть месяцев эти «кивки» могут сменяться наклонением головы и туловища вперед.

Эти приступы возникают в возрасте до 6 лет. Позже, в возрасте 5-10 лет, во время приступа больной закатывает глаза, запрокидывает голову назад или поднимает руки. Могут быть и импульсивные приступы (в возрасте 7-20 лет), когда мгновенно вздрагивают различные группы мышц, особенно рук и плеч. Вздрагивания мышц можно наблюдать и при засыпании, пробуждении, во сне. Эти явления встречаются у 3% больных в начальной стадии эпилепсии.

Одно из самых частых начальных проявлений развития эпилепсии — повторяющиеся головные боли. На протяжении многих недель и даже месяцев они могут быть единственным симптомом заболевания. Боли возникают часто и внезапно, приступообразно, без всяких причин, иногда сочетаются с тошнотой и рвотой, чаще всего утром и днем, реже — к вечеру и ночью. Головные боли, как правило, не связаны с травмами головы.

Эпилепсия иногда начинается с обморока. Отличие эпилептического обморока от приступа дурноты в том, что этот обморок возникает медленно и сопровождается расслаблением мышц, а при эпилепсии мышцы напряжены. У некоторых больных единственным признаком эпилепсии является кратковременное расстройство речи. Больные при этом хорошо ориентируются, все понимают, продолжают начатую работу или беседу, но не могут говорить. Иногда они плохо понимают обращенную к ним речь, ее звуки кажутся им приглушенными. Обычно такие приступы возникают по 2-3 раза в день.

Поведение ребенка тоже может быть тревожным симптомом. Если ребенок дошкольного и раннего школьного возраста чересчур подвижен, легко возбудим, неусидчив, рассеян, то родители должны относиться к нему более внимательно. Обычно о «трудном» поведении ребенка сообщают воспитатели детского сада или учителя начальных классов школы. Однако чаще всего воспитатели или сами родители расценивают такое поведение как изъяны воспитания или особенности возрастного периода.

Но когда двигательная расторможенность, «взвинченность» ребенка не проходит, а нарастает, к ней присоединяются агрессивность, снижение темпа восприятия новой информации, ухудшение внимания, памяти, низкая успеваемость, то все это говорит о прогрессировании болезни.

Заметив описанные явления, нужно показать ребенка врачу-невропатологу. Лучше сомневаться и все-таки пойти на прием к специалисту, нежели надеяться на «авось». К сожалению, большинство родителей не спешат к врачам по разным причинам: кто-то считает, что все это связано с особенностями детского организма, переутомлением, перегреванием на солнце, недосыпанием, кто-то надеется, что «с возрастом все пройдет». Однако бессудорожные формы болезни проторяют дорогу судорожным припадкам. Но даже и после первого судорожного припадка к врачу обращаются только в 40-45% случаев.

Часть больных начинает лечиться у экстрасенсов, народных целителей. После неутешительных результатов обращаются, наконец, к врачам. Специалист может диагностировать эпилепсию только после электроэнцефалографического исследования головного мозга (ЭЭГ). Иногда бывает, что первые результаты ЭЭГ не выявляют склонности к судорогам, особенно если приступы ночные, а исследование производилось утром или днем. Поэтому необходимо исследование ЭЭГ в динамике.

Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а взрослые — учиться и работать. Словом, опасные моменты заболевания остаются позади.

В девять месяцев ребенок развивает умения, освоенные на 7 и 8 месяце. Он научился очень быстро ползать, стуча коленками по полу. Вы уже не успеваете за ним! Малыш ловко забирается на кровать и кресло, пытается соскребать этикетки с баночек детского питания и даже может постоять за себя!

Показатели нормы*. Возраст ребенка — 9 месяцев

Синдром навязчивых движений у детей

Самое дорогое, что есть у родителей, это недавно появившийся в их жизни малыш. Папа и мама ежедневно наблюдают за его ростом и развитием. И при наблюдении каких-либо отклонений нельзя полагаться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Бывает, что у деток наблюдается синдром навязчивых движений.

Понятие синдрома навязчивых движений у детей

Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.

Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей. Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций. Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.

Какие бывают навязчивые движения

Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:

  • Частое шмыганье носом и вытирание;
  • Взмахи или тряска конечностями;
  • Бруксизм;
  • Подергивание гениталий (мальчики);
  • Раскачивание головой;
  • Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
  • Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины;
  • Обкусывание ногтей;
  • Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос;
  • Сосание пальцев;
  • Моргание и желание жмуриться без причины.

Синдром навязчивых движений у детей

Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.

Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.

Основные причины возникновения

Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:

  • дефицит внимания;
  • тяжелые ситуации, травмирующие психику;
  • долгое нахождение в неблагополучной обстановке;
  • глобальные ошибки в воспитании — безразличие или чрезмерная требовательность;
  • сильный стресс;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
  • резкий испуг.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток.
Врачи назначают:

  • психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
  • Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения;
  • фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий;
  • дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
  • седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
  • гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд;

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов. Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно. Естественная цель родителей — здоровый ребенок.

Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия — отвлечь ребенка. Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг. Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.

Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее. Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит. Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.

Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.

Профилактика детского невроза

Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза. Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию. Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.

Наиболее важные и нужные качества — настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.

Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны. Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка. Вы его калечите таким образом.

Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.

Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие. Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их. А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.

Источники:

http://o-krohe.ru/komarovskij/sindrom-navyazchivyh-dvizhenij-u-detej/
http://myetherworld.ru/doktor-komarovskii-o-sindrome-navyazchivyh-dvizhenii-u-detei.html
http://detizdrav.ru/sindrom-navjazchivyh-dvizhenij-u-detej

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×