Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет. Воспитание детей с задержкой психического развития

Содержание

Воспитание детей с задержкой психического развития

Под задержкой психического развития у детей (ЗПР) понимают определенную форму интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в незрелости личности, сбоях в формировании познавательной сферы, отставании в развитии основных психических функций:

  • моторики;
  • сенсорики;
  • воли;
  • речи.

Важно понимать, что ЗПР — это не клиническая форма неизлечимого заболевания, а всего лишь происходящее в замедленном темпе развитие, в результате чего возраст малыша и уровень его интеллекта не соответствуют друг другу.

Если с такими детьми не заниматься, они не смогут подготовиться к учебному процессу в школе, даже если определить их в специальный коррекционный класс. Также отставание негативным образом отразится на их поведении, навыках и формировании личности в целом.

Особенности детей с отставанием в психическом развитии и причины ЗПР

Для детей с ЗПР характерны следующие особенности:

  • низкий уровень работоспособности;
  • быстрая утомляемость;
  • невнимательность;
  • невысокий уровень произвольной памяти;
  • несформированное мышление;
  • неправильная речь;
  • необычное поведение;
  • скудный словарный запас;
  • неумение контролировать себя;
  • незрелая эмоционально-волевая сфера и пр.

Повлиять на замедление процесса психического развития детей могут:

  • нарушения воспитания, в результате чего малыш начинает отставать от сверстников как в психическом, так и физическом отношении (речь о гармоническом инфантилизме);
  • разные виды соматических заболеваний (дети с ослабленным здоровьем);
  • поражения ЦНС разной степени тяжести.

Чаще всего дети с ЗПР визуально ничем не отличаются от здоровых детей, поэтому родители порой даже не догадываются о проблеме,переоценивая возможности малыша и не понимая, каким должно быть воспитание в семье.

Первые же «ласточки» тревоги прилетают в семью, как правило, когда малыша отправляют в детский сад или в школу, где педагоги обращают внимание на его неспособность усваивать материал.

В это время нужно начинать работу с малышом по особой программе. Догнать сверстников ему будет тем сложнее, чем позже будет диагностирована ЗПР. Именно поэтому так важно своевременно обратить внимание на проблему и предпринять меры, корректируя процесс воспитания и развития малыша в семье.

Диагностика задержки психического развития

Полностью разобраться в степени отставания психического развития можно будет только с помощью докторов, которые смогут провести комплексное обследование малыша, учитывая состояние функций его мозга и характер поведения.

На ранних сроках в домашних условиях родители должны обращать внимание прежде всего на то, как играет их чадо. Несформированность игровой деятельности — первый признак отставания в психическом развитии у детей. Обычно такие малыши не умеют играть в ролевые игры, чаще всего не способны сами придумать сюжет, а если и придумывают, то он отличается скудностью и однообразием.

Практика показывает, что каждый малыш с диагнозом ЗПР может достичь определенных успехов, обучаясь по программе обычной общеобразовательной школы. Главное, чтобы родители и педагоги на раннем этапе не слишком давили, считая его медлительность результатом лени, а помогли ему справиться с трудностями и догнать остальных учащихся.

Важно, чтобы родители также для себя поняли, что их малыш не совсем такой, как другие, но это не повод его подгонять, критиковать и унижать. Да, он немного более медленный, но его результаты в школе будут не хуже, чем у других детей, если принимать во внимание особенности воспитания, придерживаться их и правильно формировать процесс обучения.

Роль семьи в жизни детей с ЗПР

Стоит отметить, что семья — это главный фактор развития малыша, не только с задержкой психического развития, но и здорового. От того, каким будет его воспитание в семье, отношение родителей, будет зависеть его судьба, его успех, самооценка и многие другие важные вещи.

Воспитание малыша с ЗПР — это определенные сложности, к которым родителям нужно быть готовыми. Причем сложности это ежедневные, связанные в первую очередь с поведением малыша, на котором отражается поражение его ЦНС и следующие за этим последствия, описанные выше.

Для ребенка с диагнозом ЗПР крайне важно правильно наладить отношения с матерью. Если у здоровых детей начальные навыки развиваются без какой-либо сторонней помощи, то малыш с задержкой психического развития нуждается в помощи взрослых, которые должны проявить понимание, терпение и выдержку.

Не стоит отчаиваться, если правильно выстроенное воспитание ребенка пока не дает результатов. Они обязательно будут, даже у детей с серьезными нервно-психическими патологиями.

Дети с ЗПР с проявлениями инфантильности: как воспитывать

Дети с так называемым психологическим инфантилизмом относятся к группе с первой стадией задержки психического развития. Их легко отличить по несамостоятельности, быстрой утомляемости, беспомощности и сильной зависимости от матери.

Особенности воспитания в семье с такими детьми должны заключаться в развитии самостоятельности. При этом нужно отдавать себе отчет, что такие малыши навсегда останутся ранимыми, эмоциональными и сильно обидчивыми.

Правильное воспитание позволит таким детям в будущем стать самыми усидчивыми и послушными. Да, на каком-то этапе они не умеют быстро адаптироваться к переменам, часто боятся быть высмеянными, остро нуждаются в четком руководстве к действию. Но, осознавая, каким должно быть воспитание в таком случае, родители смогут построить процесс таким образом, чтобы развивать в ребенке позитивные качества и помочь ему справиться с неуверенностью и страхом.

Инфантильные дети действительно безынициативны, но они совершенно изменяют линию поведения, если получают адекватную похвалу от взрослых. Особенно важна для таких детей похвала матери, которая для них является воплощением защищенности. Когда мама деликатно подсказывает, поддерживает и хвалит, у ребенка укрепляется с ней эмоциональная связь, позволяющая справиться с врожденными страхами (чаще всего страхом смерти).

Недостаток внимания и поддержки со стороны матери у ребенка с ЗПР и инфантилизмом будет вызывать чувство обиды и непонимания, что будет побуждать его снова «стать маленьким» для того, чтобы получить внимание матери. Младенческое поведение станет сигналом о том, что малыш ощущает недостаток внимания и поддержки. Только похвалы и крепкая связь с родителями станут стимулом для развития таких детей, поэтому воспитание в семье должно строиться на этом принципе.

Ошибки родителей

Многие родители при формировании воспитания в семье, осознавая проблему ребенка, намеренно стараются развивать в нем не заложенные изначально качества. Естественно, они думают, что помогают малышу, учат его быть сильным, волевым и целеустремленным, словом, готовым к условиям и испытаниям современного мира. Обычно такое воспитание характерно родителям, временной ритм которых не совпадает с временным ритмом ребенка.

Вместо того, чтобы позволить малышам спокойно доделывать начатое, такие родители выходят из себя из-за их медлительности, подгоняют, таким образом подвергая испытаниям неокрепшую психику.

Наблюдая за тем, как родители раздражаются, ребенок понимает, что он и его действия — главная причина их разочарования и злости. Он лишается ощущения защищенности, без которого сложно говорить о полноценном развитии. Именно потеря этого чувства становится главным препятствием для выполнения даже самых простых действий.

Примерно такую же ситуацию можно наблюдать в кабинете у врача, куда приводят ребенка для оценки уровня его психического развития. Малыш может неуверенно себя чувствовать в обществе незнакомого человека, в незнакомом месте, что при диагнозе ЗПР может привести к излишне эмоциональной реакции и даже истерике, которые помешают объективно оценить состояние его психического здоровья.

Дети с психическим инфантилизмом нуждаются в контакте с родителями, и в первую очередь с матерью. Воспитание должно быть построено на доверии и помощи – так взрослые помогут ребенку справиться со страхами.
Как только малыш найдет в себе силы избавиться от страха, его интеллект перейдет на новый уровень развития за счет исчезновения мешающего усвоению важных навыков барьера.

Как воспитывать отстающего малыша?

Ситуация несколько усугубляется, когда у ребенка с ЗПР присутствует звуковой вектор развития, то есть когда его самый чувствительный канал восприятия информации — слуховой. Такие дети очень чувствительны к звукам, негативно реагируют на порицательные интонации в голосе.

На фоне других малышей такие дети выделяются стремлением к одиночеству. Им сложно адаптироваться в коллективе, они не готовы посвящать время детским шумным развлечениям.

Для таких малышей характерны тихий голос, замкнутость и некоторая нескладность. Они часто переспрашивают, отвечают на вопросы после паузы. Это происходит не потому, что ребенок не понимает или не слышит – просто он слишком поглощен внутренним миром. Визуально подобная рассеянность может казаться заторможенностью.

Дети с повышенной звуковой чувствительностью практически не выражают эмоций, чем нередко вводят в заблуждение взрослых, не наделенных способностью слышать и чувствовать так же тонко, как и они.

Правильное воспитание таких детей позволит раскрыть в них задатки к абстрактному мышлению, иностранным языкам, математическим наукам.

Особенно спокойно таким детям в ночное время, когда у них появляется возможность вслушиваться в звуки тишины. Обычно этих детей сложно уложить спать, так как перед сном они долго думают, вслушиваются, «путешествуют» по собственному внутреннему миру, в результате чего утром чувствуют себя разбитыми, вялыми и неактивными.

Неправильная звуковая атмосфера, окружающая такого ребенка с детства, может стать причиной задержки его психического развития. Раздражающие слух звуки негативным образом сказываются на ребенке, который в результате может испытывать депрессию, иметь определенные сложности с налаживанием контакта с другими детьми.

Неправильное воспитание такого ребенка, с регулярными скандалами, криками и оскорблениями, может привести к развитию частичного аутизма. Сверхчувствительный звуковой сенсор малыша просто не справится с нагрузкой, и нейронные связи, ответственные за обучаемость, не смогут выполнять свои функции. В результате такой ребенок будет слышать звуки, не понимая их значения.

Важность дифференцированного подхода к воспитанию детей с ЗПР

Необходимо понимать, что воспитание ребенка с ЗПР — это серьезный, сложный многолетний труд. Облегчить его сможет только дифференцированный подход к процессу. Обозначив для себя врожденные свойства психики ребенка, родители могут направить усилия на их развитие, помочь справиться с основными проблемами и научить жизни в социальной среде.

Важно будет сформировать правильную картину психического образа ребенка для определения тех качеств, которые являются патологией и требуют коррекции медицинского характера, и тех, что могут быть исправлены в результате правильного воспитания . Такая система позволит провести корректировку имеющихся отклонений, развить положительные качества ребенка с ЗПР и предупредить последующее появление негативных качеств, тормозящих его полноценное развитие.

Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет

Для школьника с ЗПР эмоциональный процесс преобладает над деловыми отношениями. Именно поэтому учителя наблюдают у детей с задержкой психического развития крайние формы выражения своих эмоций, что сказывается на работе класса.

(В статье не будут рассмотрены проявления особенностей ребенка с ЗПР, когда он аппатичен, пассивен, безинициативен, замкнут).

Частые слезы, раздражение и агрессивность, неудержимый смех, кривляние, клоунада, как форма защиты, а не распущенность и издевательство над учителем. Эмоциональное напряжение из-за неумения справиться с тревогой и недоумением возрастает, и ребенок, таким образом, пытается сохранить себя.

я.

Учащийся с ЗПР во время урока может громко комментировать, выкрикивая ответы, громко жаловаться, что ему кто-то мешает, отвечая у доски смешить всех.

Избегание — другая крайность эмоционального реагирования. Например: Ребенок с ЗПР может выбегать из класса из-за того, что не справляется с эмоциями, отказываться отвечать, выходить к доске, молчать, когда учитель задает ему вопросы.

Ругать и наказывать ребенка с ЗПР в этом случае бесполезно. Именно так он демонстрирует свою беспомощность. Учителям важно понимать причины такого поведения и не принимать его на свой счет.

Причины в самом заболевании, поэтому не следует обижаться и злиться на ребенка.

Родителям ребенка с ЗПР тоже важно осозновать это.

Слышать от учителя жалобы и претензии в отношении поведения ребенка на уроке дейстительно больно и неприятно. Замыкаться и оставаться один на один с этим не стоит. Помощь всегда есть, обращайтесь!

Раздражение и злость на ребенка за такое поведение будет плохим советчиком и навредит.

Обнимите ребенка, прижмите его к себе и скажите: «Да, я понимаю, тебе трудно справиться со своими эмоциями. Я верю, что ты не делаешь это специально. Тебе страшно, поэтому ты так реагируешь, и/или ты не умеешь правильно реагировать и делать так, чтобы не нарушать правила поведения. Давай учиться этому вместе.»

Сформируйте новые способы реагирования и проиграйте их вместе с ребенком. Вы — ученик, ребенок — учитель! Побудьте непослушным и вредным учеником, а потом послушным. У ребенка будет возможность сравнить, осознать различие, сделать вывод.

Объясните ребенку, что в в классе другие дети, и они пришли учиться. Учитель выполняет свою работу. Это его обязанность. За нарушением правил поведения, всегда приходится отвечать. Приведите примеры из взрослой жизни. Что следует за нарушение ПДД и т.д.

Работайте с ребенком на опережение. Перед школой рисуйте словесную картину предстоящих событий в классе и после школы. В каждодневной жизни ребенка находите приятные события, на которые он и вы, родители, можете опереться.

После преодоления трудностей, обязательно будет легко и радостно.

Школа и уроки — это только часть жизни ребенка и вашей!

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas

Если в семье ребенок с задержкой психического развития

Чем помочь ребенку с диагнозом задержки психического развития? Причины несостоятельности структурно-функциональных мозговых систем и методы коррекции.

Около 20% учащихся первых классов испытывают затруднения в усвоении программы. Особое место среди причин неуспеваемости занимает задержка психического развития — негрубое отставание, требующее коррекционного подхода, но позволяющее обучаться в общеобразовательной школе.

Почему родители не замечают особенностей развития ребенка

Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна — ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.

Но, к сожалению, как это часто бывает, родители не замечают такого поведения своих детей, или надеются, что ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется». Но вот ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. И по поведению он так отличается от сверстников, что учителя приходят в замешательство. «Так крутится и отвлекается, что ничего не слышит и не запоминает», «Все только начали работу, а он уже устал, в окошко смотрит», — говорят о таких педагоги. И сами родители растеряны: делает уроки по три часа, а толку нет, делать ничего сам не хочет. И начинаются обвинения в адрес ребенка: ленится, не старается, понять ничего не хочет. Постепенно такие дети попадают в категорию «стойко неуспевающих».

Естественно, что «неуспевающий» ученик, работая медленно и не всегда верно и нарушая школьные требования, получает больше замечаний, плохих оценок. Над ним нередко подсмеиваются одноклассники. Постепенно у ребенка развивается тревожность, обида, ощущение собственной неуклюжести. При этом не только снижается самооценка, но и пропадает желание ходить в школу, делать уроки, заводить новые знакомства в классе.

Как определить задержку психического развития ребенка?

По разным данным психолого-педагогических исследований, около 20% учащихся первых классов испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении школьной программы. Причем отмечено, что по разным причинам такие дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название задержка психического развития.

Задержка психического развития — это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Под термином задержка психического развития понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.

Почему происходит задержка психического развития?

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

Так, при изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем, для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.

Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию.

У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.

Выделенные специфические особенности организации психической деятельности детей с задержкой психического развития показывают, что дети данной категории существенно отличаются от своих сверстников с нормальным темпом развития. Поэтому те обвинения, которые могут допускать родители: «лентяй», «ворон ловишь» — совсем не обоснованы. Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно дети данной категории нуждаются в помощи взрослых, особенно на первых этапах обучения.

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

Можно столкнуться с проявлением полярных отношений родителей к детям с отклонениями в развитии. В одних семьях на ребенка смотрят как на маленького. Его опекают, собирают ему в школу портфель, родители контролируют каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Вся жизнь в семье подчинена этому ребенку: за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом». Мама спрашивает своего ребенка: «Какие у вас завтра уроки? Расскажи, что ты положил в портфель?» или «Какой урок ты будешь делать сначала? Какое задание? Что для этого тебе нужно?» Вопросы подобного рода позволяют активизировать внимание ребенка, направить его в нужное русло, формировать самостоятельность принятия решений.

Не менее вредной для становления личности ребенка с задержкой психического развития оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, к ним предъявляются требования без учета специфики их психической деятельности. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания совершенно необходимы. Сосредоточенно работать без отдыха в начале обучения ребенок может недолго, всего 8 — 15 мин. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8 — 10 мин, письмо 4 — 5 мин. После этого лучше сменить деятельность. А через 30 — 40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — можно перекусить, попрыгать, заняться конструктором, вырезать интересную картинку и наклеить в альбом. Ведь должны отдохнуть и глаза, и поработать другие группы мышц.

В психологии есть очень важный принцип — «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский). Однако оно будет полезным и продуктивным только в том случае, если будет соответствовать реальным возможностям ребенка.

Возможен и другой вариант отношений родителей к детям — безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях или в таких, где родители за многочисленными своими проблемами не замечают проблем ребенка. Вначале они просто не замечают, как развивается их чадо, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают посыпать их тумаками, пугать ремнями и чрезмерными наказаниями. Чуть позже, когда подобные действия не дадут результатов (а это естественно так и будет), махнут рукой, мол «живи, как хочешь».

Как привить интерес к учебе?

Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте очень во многом зависит от оценки окружающих его людей.

Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимание мира — рассказ взрослого, интересный и увлекательный. Задайте потом своему ребенку вопросы о том, что он узнал. Есть вопрос — есть работа мысли. Есть мысль — активизируется память.

Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Причем, это лучше делать в неучебной обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку из конструктора.

Специальная помощь ребенку с ЗПР

Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В них созданы адекватные условия — малая наполняемость класса (10 — 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения.

В заключение следует подчеркнуть, очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка: чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность.

И. Ю. Троицкая, кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии Арзамасского государственного
педагогического института им. А.П. Гайдара

Источники:

http://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/vospitanie-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html
http://www.b17.ru/article/zpr_pebenok_povedenie/
http://www.7ya.ru/article/Esli-v-seme-rebenok-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector