Рекомендации родителям, воспитывающих застенчивых детей. Застенчивый ребенок рекомендации родителям

Рекомендации родителям застенчивых детей
статья на тему

Рекомендации родителям застенчивых детей

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям застенчивых детей

Родители занимают в жизни ребенка основное место.
Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?
Первое, над, чем следует задуматься, — это изменение стиля семейного воспитания.
Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей говорит, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни. «Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить».
Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

Основные задачи родителей:

— Развить у детей позитивное самовосприятие. — Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку. — Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.
ПОЗИТИВНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ. Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: «Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья». Естественно, прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.
В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует: — не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек — индивидуальность; — перестать себя оценивать; — принимать себя как данность. Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция — это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы. У хороших родителей должны быть в наличии: — Эмпатия — способность к пониманию ребенка и сопереживанию. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя. — Безусловное позитивное отношение — принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.
Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития. — Искренность — неподдельное выражение своих чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Самооценка и уверенность в себе.

1. Повышение самооценки начинается с похвалы.
2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха.
Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

3. Изменяйте не ребенка, а его поведение.
Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности. 4. Понижайте тревожность всеми возможными способами.
Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление — релаксация, медитация. 5. Обучайте ребенка навыкам общения.
Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание. 6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

Воспитание чувства собственного достоинства.

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей — найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.
Задача родителей — научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть «включать» компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: «Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен».
Детям можно предложить самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.
Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но «соглашатели» убивают собственную личность.
Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.
Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.
Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.

Рекомендации родителям «Застенчивые дети. Как помочь»

Преодоление застенчивости у детей.

Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы… Они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что для многих детей застенчивость – лишь маска, за которой скрываются совершенно иные психологические трудности.

Застенчивый или нет?

Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.

Есть дети малообщительные , но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.

Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов («Мне это не нужно, неинтересно»).

У некоторых детей отказ от общения — это средство самоутверждения , стремления показать свою власть над другими. «Хочу — разговариваю, не захочу — не буду!» Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а избавлять его от высокомерия и капризности.

Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления ; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п. Помогут специальные занятия, направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от психосоматических заболеваний.

Застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие — проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Порой, у таких людей, внешне кажущихся податливыми, не складывается гармоничное супружество, они не удовлетворены своим кругом общения; проявляется это в том, что юноша или девушка не может познакомиться с тем, с кем хочет. Им трудно найти хороших друзей, они тяжело сходятся с людьми.

Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

Чем чревата застенчивость?

Ограничение контактов с людьми.

Конформизм — человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.

Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство — чувство вины. Застенчивый чаще всего «без вины виноватый».

Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.

Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.

Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.

Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Застенчивый человек не в состоянии донести свою значимость. В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

Худший исход — невроз, депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины — все это на фоне неуверенности в себе.

Существует тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Типичные проявления неправильного воспитания:

Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными — ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок — помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого и обидчивого.

Гиперопека . Родители чересчур «правильно» воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. И снова получаем два варианта — ребенок, протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся — такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

«Кумир» семьи. Ребенку внушают, что он — смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый. В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов — агрессивные или застенчивые.

Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители.

Как помочь застенчивому ребенку?

Начните с себя . Считаете ли вы себя застенчивым? Называли вас застенчивым в детстве? Есть ли какие-либо ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?

Проанализируйте свои родительские ожидания . Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении? Проверьте:

Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?

Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?

Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?

Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?

Отговариваете ребенка испытать что-то новое?

Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?

Сравниваете поступки и личность ребенка с другими детьми?

Не позволяйте никогда и никому называть ребенка застенчивым — ни учителю, ни друзьям, ни родственникам, ни братьям и сестрам, ни незнакомым людям. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, сдержанность, осторожность и т.д. Одна из основных причин застенчивости детей в том, что их называют застенчивыми

Поощряйте контакт взглядом . Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

Научите ребенка начинать и заканчивать разговор . Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными людьми. Например, что он мог бы сказать знакомому взрослому; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и не принуждайте . Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: «Похоже, что тебе сейчас не хочется играть».

Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей . Не заставляйте сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но не следует и излишне опекать ребенка.

Подготавливайте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

Поделитесь с ребенком собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной , а гораздо больше озабочены собственными делами.

Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо . И прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой.

Создайте атмосферу доверия в своем доме , стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Тогда ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут.

Оценка родителей чрезвычайно важна для малыша . Она имеет как положительную, так и отрицательную направленность. Отрицательные оценки взрослых формируют у ребенка самонеуважение, эмоциональную неудовлетворенность, недовольство собой, что свойственно детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым.
Повышение самооценки начинается с похвалы. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача — неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

Изменяйте не ребенка, а его поведение . Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков или высокого уровня тревожности. Обучайте ребенка навыкам общения.

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами . Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей – 1) найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить; 2) научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть «включать» компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: «Да, я слаб в математике, но зато я лучший художник».

Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас . Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но «соглашатели» убивают собственную личность.

Научите спокойно относиться к ошибкам , на которых учатся все и от которых никто не застрахован.

Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.
Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.

Рекомендации родителям застенчивого ребенка

В уютной домашней обстановке малыш-дошкольник активен, не дает покоя родным и близким, но, как только оказывается в незнакомой среде, среди чужих детей — его не узнать. Из активиста он превращается в пугливого и абсолютно пассивного ребенка. Родителей интересует причина такого поведения и как с ним бороться.

Причины детской застенчивости

Стеснительность — это способ психологического взаимодействия малыша с окружающим миром. Это страх перед возможной опасностью, отрицание чего-либо нового, желание придерживаться старых, хорошо изученных принципов и моделей поведения.

Часто малыши стесняются себя, даже когда их хвалят: детям стеснительным лучше убежать или спрятаться где-то в это время. Они не любят привлекать лишнее внимание, им страшно переступить через себя, заняться новым делом, сесть на велосипед.

Дети более ранимы, чем взрослые, поэтому стеснительность им свойственна больше. Застенчивость обостряется в возрасте от 3 до 5 лет, т. к. нет достаточного коммуникативного опыта. Задача родителей — это проигрывать различные ситуации, чтобы кроха мог к ним привыкнуть.

Причинами развития стеснительности могут быть различные факторы.

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей (а то и двое) раньше были или так и остались в какой-то степени стеснительными и робкими, очень высока вероятность воспитать застенчивого ребенка. Дети всегда берут пример с родителей.
  2. Легко восприимчивая нервная система. Дети, у которых обострена чувствительность, очень нежные, поэтому пытаются выстроить вокруг себя барьер, не подпускают чужих близко.
  3. Физические особенности. Когда малыш перенес в детстве болезнь, получил ожог или обморожение, рубцы, которые хорошо видно — он стесняется своей внешности и замыкается в себе. Ему страшно выйти в общество. Ему кажется, что он привлекает всеобщее внимание и на него все смотрят. Так возникают комплексы неполноценности, неуверенность в себе. Такому ребенку нужна поддержка и умение принять себя таким, какой есть, почувствовать свою красоту и особенность, уметь постоять за себя.
  4. Стрессовая ситуация. Если взрослый (например, воспитатель) часто унижает малыша, он это запоминает и боится общения с другими взрослыми. В таком случае стоит обратиться за помощью специалиста по детской безопасности.
  5. Если малыш в семье появился первым. Когда он начинает отдаляться от родителей, ему становится страшно, он боится выходить в мир. Стеснительность помогает ему избежать опасности.
  6. Оценка родителей. Дети дошкольного возраста воспринимают свою личность так, как им это преподносят родители, поэтому важно в воспитании детей использовать похвалу, дарить «крылья» — тогда уверенность в себе вырабатывается быстрее.
  7. Страх сделать ошибку. Ребенок стесняется, потому что боится сделать что-то не так и быть наказанным родителями, боится неизвестности. Разрешите ошибаться и помочь ему самому обнаружить недочеты, стимулируйте его активность.

Признаки чрезмерной стеснительности у ребенка

В детстве практически все малыши страдают стеснительностью. Вспомните себя: были и в вашем детстве случаи, когда было жутко страшно обращаться к незнакомой женщине, первый раз купить что-то в магазине. Мелочи, которых не понимали взрослые, казались очень важными, было много разных страхов. Есть характерные признаки, по которым можно точно определить, что ребенок слишком стесняется:

  • резкое перевоплощение активного малыша в напуганного зверька при виде чужого человека, группы незнакомых детей и другой опасности;
  • желание убежать от боязни, а не преодолевать ее;
  • осторожность во всех делах;
  • сильная реакция тела на стресс (учащенное дыхание, расширение зрачков, повышенный пульс, потоотделение, тихий голос, переходящий в шепот);
  • самокритичность, скрытность, представление себя плохим по сравнению с другими, неуверенность в себе.

Положительные стороны застенчивости

Стеснительность указывает на то, что ребенок имеет:

  • тонкие грани характера и души;
  • нежный и ранимый характер;
  • он ответственный, аккуратный, чистоплотный, порядочный и чуткий.

Такими и должны быть воспитанные и порядочные дети. Подобными качествами чаще обладают флегматики и меланхолики. Родители отмечают, что малыш имеет склонность к творчеству, выплескиванию фантазии и воображения, мечтательности. Хорошо, что поскольку так развивается внутренний мир, дитя не скучает в одиночестве. Ему для счастья не нужна большая шумная компания — достаточно собственного маленького мира и буйной фантазии. Взрослым нужно поучиться у таких детей. Из них часто вырастают талантливые художники, музыканты, писатели, научные деятели.

Но родителям стоит быть начеку. Наследник может быть безумно талантливым, но никогда этого не показать обществу. Он станет стесняться других людей, ему страшно будет показать себя, боясь быть осмеянным. Такая ситуация может напомнить сказку о гадком утенке, который прекрасен, но сидит, спрятавшись от всех в темной укромной пещере. Удел родителей — не допускать такого во благо ребенка. Позвольте цветку побыть в бутоне то время, пока он зреет, но заставьте его однажды распуститься в пышном цвету.

Рекомендации психологов

Многие родители считают, что стеснительный ребенок — это хорошо. С одной стороны — да, они могут не переживать, что малыш попадет в проблемную ситуацию, он всего боится. Но более глубокая форма застенчивости может засесть в мозгу и мышлении человека, мешает ему развиваться, становится серьезной помехой в дальнейшей взрослой жизни. Родители должны вовремя обращать на это внимание и воспитывать в детях уверенность. Если к вам подошла ваша давняя знакомая, что-то спрашивает у ребенка, а он прячется у вас за спиной от страха — не торопите его. Пообщайтесь с женщиной, улыбайтесь, покажите, что вы дружелюбно относитесь к этому человеку и он не причинит зла. Только когда малыша покинет страх и чувство собственной неполноценности, и он хоть немного проникнется доверием к новому знакомому, он сможет с ним поговорить или хотя-бы не прятаться за спиной у мамы.

Что нельзя делать родителям в воспитании стеснительного ребенка.

  1. Нельзя относиться к малышу слишком требовательно, строго, твердо. Такое отношение влияет на становление личности и характера. Появляются комплексы, занижается самооценка. Дети учатся на своих ошибках, нужно понимать их и делать иногда поблажки, быть мягче.
  2. Не нужно очень сильно опекать дитя, изолировать его от вредоносного общества, решать все проблемы за него. Есть риск развития неправильного мировоззрения и стеснительность вместе с замкнутостью перейдет с ним во взрослую жизнь.
  3. Нельзя заставлять ребенка делать то, что он не хочет. Он уже тоже сформированная личность, индивидуальность со своими желаниями и требованиями. Позвольте ему стать немножко самостоятельным, дайте окрепнуть молодому ростку. Не ругайте его за стеснительность, не стыдите при всех. Это не решит проблему, а только усугубит ее.
  4. Не сравнивайте малыша с другими детьми в плохом аспекте. Это понижает его самооценку, усугубляет застенчивость, уверенность в своих силах заметно падает. Обычная стеснительность перерастает в привычную застенчивость, а она уже в стойкую черту характера, которую уже не изменить.

Основы воспитания для родителей скромных малышей

Добавить уверенности под силу любому родителю. Только родные знают истинную природу личности своего ребенка, могут найти к нему подход и вселить веру в себя. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Метод проблемной ситуации. Вы создаете искусственную коммуникативную ситуацию и просите малыша рассказать, как он будет поступать в таком случае. Пускай чадо сначала предложит свои варианты, а потом вы — свои. Выберите совместно, чей вариант будет лучше и проиграйте диалог, в котором кроха обязательно должен иметь главную роль. Так вы пробудете в нем уверенность, опыт и навыки общения будут развиваться, страхи будут ослабевать.
  2. Выйдите на игровую площадку и попытайтесь подружиться с другими детьми. Если ребенок боится сам — помогите, подскажите ему, как это лучше сделать. Вы же его опора, он вам доверяет. Дайте ему время, если он сразу боится это сделать. Он понаблюдает сам, поймет, что другие дети безопасны и не причинят вреда, и сам подойдет к ним. Вы заведете друзей, с которыми малыш сможет общаться и вместе гулять.
  3. Детский сад — первый социум, в который попадает малыш. Главное, чтобы ему там было комфортно в группе или классе. Общение со сверстниками поможет преодолеть психологический барьер, стеснительность, разовьет речи.
  4. Проводите с малышом больше времени вместе, играйте в шумные, веселые, активные игры, ходите в зоопарк, парк аттракционов, где много детей, на батуты — позвольте ему выплеснуть собственные эмоции.
  5. Разыгрывайте дома спектакли, сценки из любимых мультиков и сказок — позвольте ему быть собой и не стесняться этого.
  6. Если ничего не помогает, кроха так и страдает — обратитесь за помощью к детскому психологу. Он поможет найти источник проблем и преодолеть их.

Детская стеснительность — это абсолютно нормальное психологическое явление. Для родителей главное — это забота о своем ребенке. Развивайте его возможности, таланты, приучите к творчеству. Здоровое отношение к ситуации родителей поможет незаметно решить все проблемы.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/10/19/rekomendatsii-roditelyam-zastenchivyh-detey
http://infourok.ru/rekomendacii-roditelyam-zastenchivie-deti-kak-pomoch-1535398.html
http://psyhoday.ru/skromnost/zastenchivyj-rebenok-rekomendacii-roditelyam.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector