«Рождественские Святки». Сценарий рождественской вечеринки с играми, песнями, танцами и гаданием для детей и подростков. Классный час на тему: Сценарий внеклассного мероприятия праздничной программы Рождество Христово»»
Содержание
- 1 «Рождественские Святки». Сценарий рождественской вечеринки с играми, песнями, танцами и гаданием для детей и подростков. Классный час на тему: Сценарий внеклассного мероприятия праздничной программы Рождество Христово»»
- 1.1 Внеклассное мероприятие «Рождественские Святки» план-конспект на тему
- 1.2 Предварительный просмотр:
- 1.3 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 1.4 «Рождественские Святки». Сценарий рождественской вечеринки с играми, песнями, танцами и гаданием для детей и подростков
- 1.5 Сценарий праздника «Рождественские Святки»
Внеклассное мероприятие «Рождественские Святки»
план-конспект на тему
Мероприятие составлено совместно с Полыгаловой Г.В.
Предварительный просмотр:
ГОУ «Полтавская школа-интернат»
ПолыгаловаГ.В.- учитель музыки
Бузоверова Н.А. – учитель ОПК
Цели: познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества, Святок и Крещения; воспитывать уважение к традициям православия; развивать творческие способности школьников.
Оформление : елочка с самодельными игрушками, гирлянды, свечи, карточки, магнитики; дети в русских народных костюмах.
Музыкальное оформление: песня «Ёлка в Рождество», фрагмент Рождественского концерта в записи на диске DVD, песня «Рождество Христово», колядки.
Технические средства: компьютер, проектор, экран, фортепиано, магнитофон, аудиокассета, DVD, диск DVD «Рождественский концерт».
(Звучит песня «Ёлка в Рождество»)
Ведущий 1: (Слайд 1) Ребята, вот и начался 2010 год! А задумывались вы когда-нибудь, что такое Новый год, почему этот праздник так называется? Ну, «новый», это понятно: закончился один год, наступил другой, а вот что значит слово «год»? Год — это время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Год — это навечно запомнившаяся страница в необъятной Книге человеческого бытия, которое подвижно и переменчиво. Поэтому-то годы и не похожи один на другой. Но в любом году по Православному календарю есть Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Считалось, что в это время закладывается основа будущего года, а потому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими. Иногда Святки называли Колядою. Все 12 дней заполнялись выдумками и проказами. Итак, все начиналось с Рождества, которое, согласно православному календарю, празднуют через неделю после наступления Нового года.
Мы ради нашей встречи
Зажгли сегодня свечи,
Они горят меж нами
-Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме произошло удивительное чудо: родился необыкновенный младенец. Исполнилось предсказание пророков: в мир пришел Спаситель. Вот как это было.
Ведущий 1: (Слайд 2) В небольшом городке Назарете, в благочестивой семье, родилась Дева Мария. Она воспитывалась в храме, после выхода из которого дала обещание никогда не выходить замуж и служить только Богу.
Священники вручили Пресвятую Деву старцу Иосифу, который был Марии вместо отца. (Слайд 3) Однажды Марии явился ангел, от которого она услышала весть о том, что она родит сына и назовет его Иисусом. В то время в стране проходила перепись; и Иосиф с Марией отправились в город Вифлеем. (Слайд 4) Из-за большого скопления народа они не смогли найти себе места ни в одном доме города, поэтому остановились в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду.
(Слайд 5) Ночью у Марии родился младенец. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Младенцу дали имя Иисус, что значит «Спаситель». (Слайд 6) Мудрецы — волхвы, увидев на небе необычную звезду, поняли, что родился Иисус. (Слайд 7) Они поспешили в Вифлеем, следуя за звездой, и остановились над тем местом, где родился младенец. (Слайд 8) Волхвы принесли ему свои дары и поклонились ему. Такова история рождения Христа.
Ученик 1: Ученик 2:
Я листаю календарь, Сердце чутко замирает,
За окном скрипит январь, В воздухе — лилово.
Машет мне, суровый, Зимней сказкой наступает
Веткою еловой. Рождество Христово.
Ведущий 2: В рождественские дни царили радушие и хлебосольство, каждый старался проявить заботу и милосердие, щедро угощали всех, не обижая ни бедняков, ни незнакомцев, ни странников.
Рождество является как бы продолжением Нового года. Оттого и атрибуты у него такие же – елка, подарки, сказочная атмосфера, которая сопровождает людей в течение всего праздника.
Ведущий 1: Наши дети изготовили сувениры и игрушки к Рождеству своими руками. Мы собрали здесь поделки и украсили нашу елочку. Посмотрите на нашу выставку!
Ведущий 2: Во многих городах нашей страны проходят Рождественские концерты. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта в городе Омске.
(Звучит песня в записи на диске CD)
Мы на даче в лес пошли. До свиданья, лисы, волки!
Елку чудную нашли: Мы с собой увозим елку!
Она такая ладная, На санях ее везем
Елочка-красавица, По тропе еловой,
Она как будто рада нам, И от радости поем
Как будто улыбается! «Рождество Христово. »
(В исполнении школьников звучит песня «Рождество Христово»)
Ведущий 1: У Святок три обычая: ряжение, колядки и гадания. (Слайд 9) К празднику готовились заранее: придумывали сценки, шутки, проказы, делали святочные костюмы и наряжались в них. Для прославления Коляды, языческого бога пиршества и мира, парни и девушки прятали свое лицо под традиционными масками козы, медведя, ведьмы и другими. Маска помогала человеку оставаться неузнаваемым на празднике.
(Дети исполняют шуточную сценку).
Медведь: Что сегодня делал?
Козел: Рукавицы искал.
Медведь: Где они были?
Козел: Да за поясом.
Медведь: Это еще что? Иду. Около меня свистит. Я туда -свистит, я сюда — свистит. «Беда» — думаю. Влез на березу. Сижу. Свистит. А это у меня в носу!
Ведущий 2: (Слайд 10) Там, где Святки, там лихие колядки! Ряженые парни и девушки обычно собирались группами, и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами домов и в избах песни-колядки в честь праздника или поздравляли хозяев. (Слайд 11) За это хозяева угощали гостей сладостями, а также сдобными булочками — «колядками». А ну-ка, ребята, пошли колядовать!
(Дети поют колядку)
Пришла Коляда накануне Рождества, (Если подают)
Открывайте сундучки, доставайте пятачки! Чтобы счастье и веселье
Если нету пятака, подавайте пирога! Было в доме круглый год,
Не дадите пирога, мы корову за рога! Чтоб гостей
Поведем на торжок, продадим за пирожок! невпроворот!
Ведущий 1: Узнать, что ждет в будущем, интересно каждому человеку. Наверное, поэтому в состав святочных обрядов входило и гадание. (Слайд 12)
Рождественские и крещенские гадания считались особенно верными. Узнать свою судьбу девушки пытались самыми различными способами: гадали на курице, на лошади, на гребешке, на топоре, на ключе, на башмачке, на зеркале, на бобах. Гадали на будущий урожай, а больше всего — на брачный союз, на суженых. Сейчас мы познакомимся с одним из способов гадания — гадание на кольце, хлебе, щетке, гвозде и табаке.
(Каждая из девушек по очереди должна достать один из предметов из мешка: кольцо — муж будет щеголем; хлеб – к достатку, благополучию; щетка — муж будет простым человеком; гвоздь — будешь женой бедняка; табак — муж будет с вредными привычками).
Ведущий 2: У наших предков была традиция — в Святки «сжигать» все свои неприятности. У нас зажжены свечи; посмотрите на огонь свечи, вспомните, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности «сгорят» на этом пламени и больше не повторятся.
Ведущий 1: А теперь сыграем в любимую игру наших прабабушек и прадедушек — «Горелки»!
(Дети встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
После слова «огонь» игроки последней пары стремительно бегут вперед. Кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит»).
Ведущий 2: Пролетели веселые шумные Святки, подошел еще один праздник, который мы отмечаем 19 января. Называется он Крещением.(Слайд 13).
— Ребята, можете ли вы сказать, кто изображен на иконе?
(Иисус Христос, стоящий в воде реки, рядом с ним какой-то человек, множество ангелов).
-На иконе показан момент праздника Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, а также Иоанн Креститель и Дух Святой, в виде голубя сходящий на Христа. Крещение Господне произошло через тридцать лет после
Рождества Христова. Вот как это было. (Слайд 14)
Ведущий 1: В те времена пришел к народу иудейскому к реке Иордан пророк Иоанн Креститель из пустыни, где жил он суровой жизнью: носил одежду из жесткой шерсти и ел очень скромную пищу.
И сказал он людям: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!» И люди выходили к Иоанну, крестились от него в реке, исповедуя свои грехи.
Народ спрашивал: «Что нам теперь делать?» Иоанн отвечал им: «У кого две одежды, одну отдай неимущему, у кого есть пища, делай то же».
Люди спрашивали Иоанна, не он ли Спаситель? Иоанн отвечал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня. Он будет крестить вас Духом Святым. » (Слайд 15) И настал день, когда пришел к Иоанну Иисус Христос, чтобы принять от него Крещение.
Ведущий 2: Праздник Крещения в народе называют водосвятием, т.к. накануне освящают воду в храмах, а в день праздника освящаются водоемы, для чего в них делается прорубь в виде креста (Слайд 16).
В эти дни люди поклоняются святой силе воды: ею окропляют храмы и жилища, ее дают пить больным. Несмотря на лютый крещенский мороз, люди купаются в проруби. Считается, что купание в этот день смывает все грехи, а простудиться в священной воде невозможно.
Ведущий 1:Ребята, какие народные крещенские приметы вы знаете?
Снегу под Крещение надует -хлеба прибудет.
Если в Крещение будут сильные ветры с юга — будет лето грозное.
На Крещенье много ярких звезд — красных ягод будет много.
Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.
В день Крещения заканчиваются веселые шумные Святки.
Ведущий 2: (Слайд 17) Ребята, сегодня вы познакомились с историей появления и традициями празднования рождественских Святок. В заключение праздника проведем викторину:
-Какого числа празднуют Рождество Христово? (7)
-Сколько обычаев у Святок? (3)
-Какого числа празднуем Крещение Господне? (19)
-Сколько дней длятся Святки? (12)
(Дети выбирают нужные карточки с цифрами и с помощью магнитиков прикрепляют их на доску).
-Если вы правильно ответили на вопросы, то, перевернув карточки на другую сторону, мы прочитаем название нашего праздника. (731912 — СВЯТКИ)
Незаметно, тихим ходом
Старый год ушел от нас.
С Новым годом! С новым годом!
Добрых встреч и светлых глаз!
Что от года нового
Ждем мы каждый раз?
Ждем мы, что исполнятся
Все мечты у нас!
Ждем открытий радостных,
И улыбок солнечных
От своих друзей!
Пусть добрым, славным будет год,
Всего пусть в меру принесет!
Пусть в меру радость, в меру грусть.
И только счастье будет пусть
Всегда безбрежным и безмерным!
Ведущий 1: В учебе пятерок да счастья в семье,
И полную чашу всегда на столе!
Ведущий 2: За веселые игры, за добрые слова, за красивые стихи аплодисменты всем нам!
Кучегура Л.А. Учебная хрестоматия по народной культуре для начальной культуры. Омск, 2004
Брудная Л.И., Гуревич З.М. Энциклопедия зимних праздников.Санкт-Петербург, 1995
Арапович Б., Маттелмяки В. Детская библия. Стокгольм, 1993
Науменко Г.М. Русское народное детское и музыкальное творчество. Москва, 1988
Петров В.М., Гришина Г.Н. Зимние праздники, игры и забавы. Москва, 1999Журнал «Православные иконы и молитвы». №3, 2007
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1155-sh-734-fw-930-fh-528-pd-1&p=1&text=%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&noreask=1&pos=55&rpt=simage&lr=66&img_url=http%3A%2F %2Fs016.radikal.ru%2Fi336%2F1101%2F0c%2F89fbe8a61c4d.jpg открытка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С давних времен наши предки славяне встречали и провожали времена года как важных и добрых гостей. Их ждали, зазывали, заманивали песнями, плясками, угощением, с почетом провожали, п.
Внеклассное мероприятие для учащихся и родителей.Цель мероприятия:развитие творческих способностей учащихся.
Сценарий разработан для учащихся 9-х классов в рамках предметной декады. С целью воспитания патриатизма, повышения интереса к предмету, сплочения классного коллектива и .
Сценарий внеклассного мероприятия для 5-6 классов призван пробудить у детей интерес к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; по.
«КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА!» (Внеклассное мероприятие на тему «Рождественские праздники. Святки».).
Внеклассное мероприятие «Рождество. Святки. Крещение» Цель: знакомство с народными обычаями, обрядами наших предков.Задачи: — развивать интерес к истокам русской пра.
Задачи: -познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества, Святок и Крещения; -воспитывать уважение к традициям православия; -развивать творческие способности школьников.
«Рождественские Святки». Сценарий рождественской вечеринки с играми, песнями, танцами и гаданием для детей и подростков
Ирина Фокина
«Рождественские Святки». Сценарий рождественской вечеринки с играми, песнями, танцами и гаданием для детей и подростков
• организовать увлекательный и интересный досуг;
• развивать мотивации к познанию и творчеству.
• познакомить обучающихся с богатствами национальной культуры, духовным наследием народа, его чистейшими родниками творчества – русскими обрядами, традициями, ритуалами.
• формирование положительных эмоций у детей в процессе разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения мероприятия.
Оформление сцены:
Сцена оформлена как деревенская изба: печь, дрова возле печи, на печи лежит кот-игрушка, половики, ухват, метла, лавка с чугунками, прялка, стол, на столе стоят пироги, мед, сало, в кастрюле подходит тесто, и т. д. На заднике нарисована деревня зимой (месяц, звезды, три дома, из труб вьется дымок, будка с собакой, забор.)
Три Хозяйки, девушки, колядовщики, гости. Колядовщики одеты в костюмы Бабы Яги, Черта, в вывернутые тулупы. В руках у них Вефлиемская звезда. Хозяйки и гости одеты в русские народные костюмы.
СЦЕНАРИЙ
(Рождественский звон колоколов)
Песня «Рождество».
1 Хозяйка: Почти две тысячи лет назад в маленьком иудейском городе родился
Младенец. Иисус Христос, вечный сын Божий, воплотился, стал
человеком, подобным каждому из нас. Спасение человека – главная цель
прихода в мир Христа. Уже почти две тысячи лет человечество старается
жить согласно заповедям Христа. Христос родился, чтобы мы с вами
Рождество – особое время для христиан. Кончается старый год,
забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает
зло, люди становятся добрее к друг другу, вспоминают о бедных и
одиноких, делают подарки. И души отдыхают в атмосфере всеобщей
Рождество своего рода семейный праздник. Обычно повсюду горят огни,
символизирующие домашний очаг. Отсюда в рождественскую ночь
зажигаются свечи на елках, дети поют песни, носят по улицам
Дети: Рождество Твое, Христово Божие,
Воссия миру и свет разума.
Поют: В доме вашем — полная чаша!
Во поле пшеница, рожь колосится,
Бобовое пузо – ешьте от пуза.
Мы с добром поем, ничего не просим, А что подадут – ни за что не бросим.
1 Хозяйка: Ой, ребятки, вы хорошо поете, да складно говорите, а вот гости, что к нам
пришли готовы ли рождество славить? Готовы ли на вопросы мои
1 Хозяйка: Ну, тогда порадуйте Хозяйку ответьте на вопросы Рождественской
Рождественская викторина.
1 Хозяйка: Спасибо, ребятушки! Вот вам медок, да еще сала шматок.
(Дети принимают дары и укладывают их в мешок.)
Дети (поют): Спасибо тому, кто в этом дому,
(Дети кланяются хозяйке, а она им.)
Дети: Спели этому дому, пойдем к другому! Идем! Идем!
1 Хозяйка: (Накидывает платок.) И я с вами, возьмете?
Дети: А ты петь умеешь?
Дети: А танцевать?
Дети: Ну ладно, берем!
Дети: Песня «Полно нам тут колядовати»
Песня «Коляда»
(Во втором доме хозяйка метлой метет пол, затем с метлой выходит к колядовщикам.)
2 Хозяйка: Расходитесь по домам,
Ничего я вам не дам!
Печь не топлена, щи не варены,
Пироги не пекла,
А сала и отродясь не бывало!
(Замахивается на детей метлой. Дети чуть отступив смеются и переговариваются. Хозяйка продолжает мести пол.)
Дети: — Печь не топлена, а дымок то вьется!
— Пирогов не пекла, а «печивом» как вкусненько пахнет!
— И сальце, конечно, в хлеву хрюкает!
— Да у этой хозяйки скупой, поросеночек, видно, худой такой!
— Не нагуляла сало, нам его будет мало!
(Хозяйка бросает метлу, подскакивает к ребятам руки в бока.)
2 Хозяйка: Как это худой?
Уж я его кормила, я его поила!
Дети: Кто не даст пирога – тому родись головня,
Кто не даст мяска – тому кошка в окошко,
У слепой хозяйки родись рожь хороша:
Колоском пуста, соломкой густа!
Дай тебе, Господи, одну корову,
Дегтем доила, смолой бы цедила.
(Дети разворачиваются и собираются уходить.)
Пойдем до Степана!
Возьмем большой мешок без изъяна.
Да как соберемся за свинюшкой, то вернемся!
(Хозяйка бросается за ними.)
2 Хозяйка: Колядовщички! Погодите! Воротитесь, воротитесь!
И щами накормлю, и пирогами угощу,
Дам вам сала кусок не малый,
Да еще коврижку – не будет лишку?
Вот только пусть гости подготовят и расскажут нам рождественские
сказки. А время на подготовку 15 минут! Поехали!
(Учащиеся школ готовят рождественские сказки)
2 Хозяйка: Ну что ж, слушаем ваши сказки.
Выступление коллектива школы №7.
Выступление коллектива школы №9.
Дети: Здоровье тебе и всему дому,
А мы идем к другому!
Пойдем, веселее будет!
(Хозяйка накидывает платок и идет вместе с колядовщиками в соседний двор.)
Дети: Песня «Полно нам тут колядовати»
Песня «Коляда».
Дети: Мы ходили, искали святую коляду.
Нашлась коляда у Иванова двора.
А Иванов двор на горе стоит,
А Иван-то сам высоко сидит.
Нивка узенька, жито густенько,
Колос с бревно, зерно с ведро!
(Выходит радостная и приветливая хозяйка.)
3 Хозяйка: Вот спасибо, ребятки, что мой дом не обошли,
И кумушек, и гостей с собой привели!
Продолжаются зимние святки,
Дарьюшки, Натальи, Верушки,
На меня прошу глядеть,
Выходите, красны девушки,
Добрый вечер посидеть.
Выходите на свидание,
Выходите на гадания.
Все х гостей зову к гадальному столу!
(На столе блюдо для гадания)
3 Хозяйка: Красны девицы, розы цветущие.
На дворе снегопады с ветрами.
На вечерке нынче парни непитущие,
Для гадания голова нужна светлая.
Лизаветы, Марии, Ирины,
Несравненные дочки России,
Вечера на Святках – смотрины,
Будьте женственны и красивы.
С приговорками, добрыми песнями,
Будем вместе чаевничать, ужинать.
Приготовьте серьги, кольца с перстнями,
Попытаем судьбу на суженых.
3 Хозяйка: Недоверие оставлю насмешникам,
А доверие разделю с дочками.
Я накрою блюдо скатертью-столешником,
Да насыплю хлеб да соль с уголечками.
(Поднимает скатерть, опускает в воду хлеб, соль, угли. Девушки опускают в воду свои кольца, перстни, серьги, другие украшения. Хозяйка поворачивает блюдо несколько раз.)
3 Хозяйка: Рождественский вечер украсил снег,
Хлебу да соли долог век.
А эту песню мы хлебу поем,
Хлебу поем, хлебу честь воздаем.
(Фольклорный коллектив поет подблюдные песни. Хозяйка во время исполнения вынимает из-под скатерти украшения, поднимает его над головой и выносит свой «приговор».)
Песня: Катилось колечко по бархату,
Прикатилось колечко по яхонту,
Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется – не минуется.
3 Хозяйка: Будет, красна девица, у тебя богатый жених, богатый да
красивый, будет любить тебя и дорогие подарки дарить!
Летит соловей через житенку,
Несет соловей жита горсточку,
Кому мы поем, тому честь воздаем.
3 Хозяйка: Ждет тебя, девица, богатство. А заработаешь ты его своими
руками. Будет у тебя собственная фирма!
Еще повисят, еще пошумят.
Кому спели – тому добро!
Кому вынется – тому сбудется,
Тому сбудется – не минуется.
3 Хозяйка: А тебя, красна девица, ждет спокойная семейная жизнь с добрым
мужем! Будете вы жить долго и счастливо!
Рылась курочка на завалинке,
Вырыла курочка золот перстень.
Мне тем перстнем обручитися.
Кому вынется – тому сбудется.
Скоро сбудется – не минуется.
3 Хозяйка: Ждет тебя, девица, скорое замужество. А замуж выйдешь за
Рассыплю я монисто по закрому.
С кем монисто собирать буду?
Собирать монисто с милым дружком.
Кому вынется – тому сбудется.
Скоро сбудется – не минуется.
3 Хозяйка: А тебя, красна девица, сегодня ждет свидание с милым дружком!
А теперь все вместе идите на улицу и вылейте воду под верею.
(Столб, на котором висят ворота.)
3 Хозяйка: А еще хочу нашим уважаемым гостям загадать загадки! Загадки
Старорусские, их загадывали и отгадывали наши прабабушки и
Прадедушки! Попробуйте и вы отгадать!
1. Горшочек умен – семь дырочек в нем. (Голова человека.)
2. Избушка нова – жильца нет. Жилец появится – изба развалится. (Яйцо.)
3. Восемь ног, два хвоста, посередине гривенник. (Две свиньи целуются.)
Девушка: (Выносит поднос, накрытый полотенцем, на котором лежат:
гребень, плеть, прихватка, чайная ложка, книга, рюмка.)
3 Хозяйка: А сейчас нашим парням погадаем, и узнаем какие жены будут у них.
Идет кузнец из кузнецы,
Несет кузнец три молота,
Кузнец, кузнец, ты скуй венец.
Кому вынется – тому сбудется,
Тому сбудется – не минуется!
Гадания. (Участники гадания по очереди тянут предметы, а девушка гадает
им. Фольклорный коллектив поет последние две строки
подблюдной песни.)
3 Хозяйка: Рюмка! Будет жена у тебя веселая, да бойкая!
Будет очень любить веселые компании.
Гребень! А твоя жена будет красавицей и кокеткой! Будет очень
любить у зеркала покрутиться.
Плеть! Грозной будет твоя жена. Будешь у нее под каблуком.
Прихватка!. А твоя жена плохо будет готовить, поэтому ты
будешь полным хозяином на кухне.
Чайная ложка!. Повезет тебе парень – женишься на богатой.
Книга! А твоя жена будет премудрой!
Покатился рождественский вечер,
Где гаданья – надежды вестник.
Пусть гостями на этой встрече
Будет танец, игра и песня.
Поздравление Деда Мороза.
Песня «Ангел»
3 Хозяйка: Подходит расставание, подходит расставание,
И даже звезды в небе становятся бледней.
Последнее гадание, последнее гадание
Для наших красных девушек и суженых парней!
Знаете, есть одна замечательная русская примета – кто на
Рождество чихнет – тот здорово целый год проживет!
Кто болеть не хочет – чихнем-ка разок все вместе, а?
Три-четыре! (Все вместе.) Апчхи!
Дай вам Бог здоровья!
3 Хозяйка: Да еще помните старинную русскую поговорку – на Бога надейся,
а сам не плошай! Вот тогда уж точно, все ваши желания
В результате проведения мероприятия его участники взаимообогатились, приобрели новые межличностные контакты, опыт совместной творческой деятельности, новые знания, умения, навыки.
Дети получили возможность самореализации и развития личности, эмоциональную поддержку взрослых.
Педагог получил возможность увидеть детей с разных сторон.
1. Сталь Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе» Новая школа, Москва,1997 г.
2. А. С. Фролов. Программа «Праздники детства»//Детский досуг, 2003, №2;
Сценарий праздника «Рождественские Святки»
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.
Праздник «Рождественские Святки»
Учитель: Рожкова Елена Владимировна
Цели: формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского народа; развивать познавательный интерес детей к истории своего народа; воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа.
Предварительная подготовка: разучиваются колядки и народные игры.
Оборудование: иллюстрации масок, народные костюмы.
Учитель: Любили русские люди праздники. С удовольствием готовились к приёму гостей.
В гости ходили целыми семьями. Гостей встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили угостить гостей сытно и вкусно. Поэтому гостя обязательно уговаривали поесть, попробовать напитки и кушанья. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал». «Не красна изба углами, а красна пирогами». Пели песни, плясали. Знаете ли вы, чем знаменит русский праздник – Святки? С Рождества – 7 января по Крещение – 19 января на Руси праздновались Святки или, как их ещё называли в народе, святое время. Этот многодневный праздник делился на две части: с 7 по 14 января – «святые вечера», посвящённые колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям, с 15 по 19 января – «страшные вечера», когда остерегались гадать, боясь «каженников» (порченые повреждённые люди, которых летом в лесу «обошёл леший»). По древнему верованию, в дни Святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чём попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания.
Святки — это странная смесь языческих и христианских обрядов. Язычники Древней Руси славили в это время Коляду — бога пиршеств и мира. И до сих пор сохранился обычай славления, когда молодежь ходит по домам, поздравляет хозяев и поёт колядки. Колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Изначально все колядки были языческими.
1-й ученик: Коляда, коляда
2-й ученик: Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку,
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое.
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать,
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!
Учитель: Но самой главной особенностью Святок было ряженье. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно и забавно, да чтобы не узнали: выворачивали шубу наизнанку, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы. Наряжались цыганами, солдатами…
А некоторые делали маски – их называли личинами. Для масок использовали бересту: проделывали в ней отверстия для носа, глаз, рта. Кроме того обязательно приклеивали усы, подвязывали бороду. Такие маски делались не на один год. Их бережно хранили до новых Святок.
3-й ученик: Календарь деньки считает.
Снова праздник наступает.
С озорными святками,
Щедрыми колядками.
Поздравляем весь народ
В праздник Старый Новый год!
4-й ученик: Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Учитель: Обычай «кликать Коляду» был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих – пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. Исполняла колядки чаще всего деревенская молодёжь. В России коляды две: одна перед Новым годом — Васильевская; вторая перед Богоявлением — Крещенская. Первая ещё известна под именем богатой, а вторая – постной.
5-й ученик: Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пяточки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
6-й ученик: Дайте нам конфетку,
А можно и монетку.
Не жалейте ничего –
Накануне Рождество!
7-й ученик: Коляд, колядин!
Я у бабушки один!
По колено кожушок –
Дай, хозяйка, пирожок!
Пирожка мало –
Дай кусочек сала.
За мою ласку –
Дай колбаску.
А колбаски нету –
Дай мне конфету!
8-й ученик: Сеем, веем, подсеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
9-й ученик: Вот и святки пришли,
Зиму в дом привели.
В сани коней запрягли,
В путь-дорожку вывели.
Белый снег заледенили,
Лёд на речке замостили,
Ребят в санки усадили,
По колядкам покатили.
Пришёл Новый год –
Учитель: Хозяева ждали-ожидали к кому зайдут колядовщики. Это добрая примета – в новом году этот двор удачлив будет. А ещё есть обычай – коли хозяин ждёт колядовщиков, он выставляет на окно зажжённую свечу. Вот и бежит молодежь на огонёк звонки песенки петь да гостинцев просить.
10-й ученик: Коляда-маляда,
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
А мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
11-й ученик: Да дай Бог тому,
Кому в этом дому
На двор много лилось.
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы поросятки.
У читель: По домам водили «козу». Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а её свита пела песню.
12-й ученик: Мы не сами идём,
Где коза хвостом –
Там жито кустом.
Там жито копною.
Там жито стогом.
Учитель: Если хозяева ничего не давали, жадничали, прятались, делали вид, что их нет дома, то колядовщики дразнили и обзывали их.
13-й ученик: Кто не даст лепёшки –
Кто не даст пирога –
Сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба –
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!
14-й ученик: Коляда, Коляда.
Ты, хозяин – мужичок!
Кто не даст пирога –
Мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц –
Мы тому прогоним птиц!
15-й ученик: Ой, ты хозяин богатый,
Гребёшь деньги лопатой!
Сидишь на скамейке –
Вот тебе снега ком!
На дворе тебе чертей!
На огород – червей!
Учитель: После шумного, весёлого обхода всех домов колядовщики устраивали игры, пляски, поедали дары, жгли костры, отгораживаясь от нечистой силы, пели песни, частушки.
(Группа девочек в костюмах поёт частушки).
1. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
2. Эй, топни, нога,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
3. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла —
Я не удержалася!
4. По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал —
5. Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
6. Мы всегда везде такие —
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
7. Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Себя людям покажу.
8. На столе стоит стакан,
А в стакане — тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Своё дело знает!
Она в Ваниных руках
10. У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Все: Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем — молодец!
Учитель: После игр и плясок юноши обычно начинали состязания в силе и ловкости. Одно из них – прыжки через костёр. А совместные игры:
— взятие снежной крепости;
-катанье на санях.
У девушек под старый Новый год было интересное занятие – гадание. Русский поэт В.Жуков писал:
16-й ученик: Раз в крещенский вечерок
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
17-й ученик: В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Учитель: Подблюдные песенки – гадание в виде современной игры в фанты. Под какие слова песни вынимались вещи, такова ждала тебя судьба в Новом году.
А теперь поиграем в старинные игры.
1. «Фанты». (Дети становятся в круг, кого-то салит водящий, если не успеет встать. Отдают в круг фанты. Затем каждый фант нужно отыграть, спев, станцевав, прокукарекав и т.д. Каждому фанту водящий даёт задание с закрытыми глазами, то есть он не знает, кому принадлежит фант.)
2. «Колечко, колечко, выйди на крылечко». (Кто-то прячет колечко в ладони. Все игроки выставляют сжатые кулаки, водящий должен узнать, у кого в кулаке зажато колечко).
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился.
Все цветы мне надоели, кроме…
Учитель: Что ж, ребята, славно мы с вами повеселились, поиграли. Что нового вы узнали о Святках? Что вам особенно запомнилось, понравилось? О чём расскажите дома? Что обязательно используете в жизни?
18-й ученик: Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всем не сказать.
Вечер наш прошёл на славу.
В Святки любо поиграть.
Всем спасибо скажем дружно
За улыбки и за смех,
И за игры и за пляски
Благодарствуем мы всех.
Т.И. Виталева «Калейдоскоп праздников». – М.: «Экзамен»,2011.
О.Е. Жиренко «Праздник – ожидаемое чудо!». – М.: «Вако»,2006.
Г.П. Попова «Классные часы: 1класс». – Волгоград.: «Учитель»,2008.
Л.Н. Яровая «Внеклассные мероприятия: 3класс». – М.: «Вако»,2007.
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2017/08/11/vneklassnoe-meropriyatie-rozhdestvenskie-svyatki
http://www.maam.ru/detskijsad/-rozhdestvenskie-svjatki-scenarii-rozhdestvenskoi-vecherinki-s-igrami-pesnjami-tancami-i-gadaniem-dlja-detei-i-podrostkov.html
http://infourok.ru/scenariy-prazdnika-rozhdestvenskie-svyatki-739461.html