«Рождественские Святки». Сценарий рождественской вечеринки с играми, песнями, танцами и гаданием для детей и подростков. Классный час на тему: Сценарий внеклассного мероприятия праздничной программы Рождество Христово»»

Внеклассное мероприятие «Рождественские Святки»
план-конспект на тему

Мероприятие составлено совместно с Полыгаловой Г.В.

Предварительный просмотр:

ГОУ «Полтавская школа-интернат»

ПолыгаловаГ.В.- учитель музыки

Бузоверова Н.А. – учитель ОПК

Цели: познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества, Святок и Крещения; воспитывать уважение к традициям православия; развивать творческие способности школьников.

Оформление : елочка с самодельными игрушками, гирлянды, свечи, карточки, магнитики; дети в русских народных костюмах.

Музыкальное оформление: песня «Ёлка в Рождество», фрагмент Рождественского концерта в записи на диске DVD, песня «Рождество Христово», колядки.

Технические средства: компьютер, проектор, экран, фортепиано, магнитофон, аудиокассета, DVD, диск DVD «Рождественский концерт».

(Звучит песня «Ёлка в Рождество»)

Ведущий 1: (Слайд 1) Ребята, вот и начался 2010 год! А задумывались вы когда-нибудь, что такое Новый год, почему этот праздник так называется? Ну, «новый», это понятно: закончился один год, наступил другой, а вот что значит слово «год»? Год — это время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Год — это навечно запомнившаяся страница в необъятной Книге человеческого бытия, которое подвижно и переменчиво. Поэтому-то годы и не похожи один на другой. Но в любом году по Православному календарю есть Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Считалось, что в это время закладывается основа будущего года, а потому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими. Иногда Святки называли Колядою. Все 12 дней заполнялись выдумками и проказами. Итак, все начиналось с Рождества, которое, согласно православному календарю, празднуют через неделю после наступления Нового года.

Мы ради нашей встречи

Зажгли сегодня свечи,

Они горят меж нами

-Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме произошло удивительное чудо: родился необыкновенный младенец. Исполнилось предсказание пророков: в мир пришел Спаситель. Вот как это было.

Ведущий 1: (Слайд 2) В небольшом городке Назарете, в благочестивой семье, родилась Дева Мария. Она воспитывалась в храме, после выхода из которого дала обещание никогда не выходить замуж и служить только Богу.

Священники вручили Пресвятую Деву старцу Иосифу, который был Марии вместо отца. (Слайд 3) Однажды Марии явился ангел, от которого она услышала весть о том, что она родит сына и назовет его Иисусом. В то время в стране проходила перепись; и Иосиф с Марией отправились в город Вифлеем. (Слайд 4) Из-за большого скопления народа они не смогли найти себе места ни в одном доме города, поэтому остановились в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду.

(Слайд 5) Ночью у Марии родился младенец. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Младенцу дали имя Иисус, что значит «Спаситель». (Слайд 6) Мудрецы — волхвы, увидев на небе необычную звезду, поняли, что родился Иисус. (Слайд 7) Они поспешили в Вифлеем, следуя за звездой, и остановились над тем местом, где родился младенец. (Слайд 8) Волхвы принесли ему свои дары и поклонились ему. Такова история рождения Христа.

Ученик 1: Ученик 2:

Я листаю календарь, Сердце чутко замирает,

За окном скрипит январь, В воздухе — лилово.

Машет мне, суровый, Зимней сказкой наступает

Веткою еловой. Рождество Христово.

Ведущий 2: В рождественские дни царили радушие и хлебосольство, каждый старался проявить заботу и милосердие, щедро угощали всех, не обижая ни бедняков, ни незнакомцев, ни странников.

Рождество является как бы продолжением Нового года. Оттого и атрибуты у него такие же – елка, подарки, сказочная атмосфера, которая сопровождает людей в течение всего праздника.

Ведущий 1: Наши дети изготовили сувениры и игрушки к Рождеству своими руками. Мы собрали здесь поделки и украсили нашу елочку. Посмотрите на нашу выставку!

Ведущий 2: Во многих городах нашей страны проходят Рождественские концерты. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта в городе Омске.

(Звучит песня в записи на диске CD)

Мы на даче в лес пошли. До свиданья, лисы, волки!

Елку чудную нашли: Мы с собой увозим елку!

Она такая ладная, На санях ее везем

Елочка-красавица, По тропе еловой,

Она как будто рада нам, И от радости поем

Как будто улыбается! «Рождество Христово. »

(В исполнении школьников звучит песня «Рождество Христово»)

Ведущий 1: У Святок три обычая: ряжение, колядки и гадания. (Слайд 9) К празднику готовились заранее: придумывали сценки, шутки, проказы, делали святочные костюмы и наряжались в них. Для прославления Коляды, языческого бога пиршества и мира, парни и девушки прятали свое лицо под традиционными масками козы, медведя, ведьмы и другими. Маска помогала человеку оставаться неузнаваемым на празднике.

(Дети исполняют шуточную сценку).

Медведь: Что сегодня делал?

Козел: Рукавицы искал.

Медведь: Где они были?

Козел: Да за поясом.

Медведь: Это еще что? Иду. Около меня свистит. Я туда -свистит, я сюда — свистит. «Беда» — думаю. Влез на березу. Сижу. Свистит. А это у меня в носу!

Ведущий 2: (Слайд 10) Там, где Святки, там лихие колядки! Ряженые парни и девушки обычно собирались группами, и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами домов и в избах песни-колядки в честь праздника или поздравляли хозяев. (Слайд 11) За это хозяева угощали гостей сладостями, а также сдобными булочками — «колядками». А ну-ка, ребята, пошли колядовать!

(Дети поют колядку)

Пришла Коляда накануне Рождества, (Если подают)

Открывайте сундучки, доставайте пятачки! Чтобы счастье и веселье

Если нету пятака, подавайте пирога! Было в доме круглый год,

Не дадите пирога, мы корову за рога! Чтоб гостей

Поведем на торжок, продадим за пирожок! невпроворот!

Ведущий 1: Узнать, что ждет в будущем, интересно каждому человеку. Наверное, поэтому в состав святочных обрядов входило и гадание. (Слайд 12)

Рождественские и крещенские гадания считались особенно верными. Узнать свою судьбу девушки пытались самыми различными способами: гадали на курице, на лошади, на гребешке, на топоре, на ключе, на башмачке, на зеркале, на бобах. Гадали на будущий урожай, а больше всего — на брачный союз, на суженых. Сейчас мы познакомимся с одним из способов гадания — гадание на кольце, хлебе, щетке, гвозде и табаке.

(Каждая из девушек по очереди должна достать один из предметов из мешка: кольцо — муж будет щеголем; хлеб – к достатку, благополучию; щетка — муж будет простым человеком; гвоздь — будешь женой бедняка; табак — муж будет с вредными привычками).

Ведущий 2: У наших предков была традиция — в Святки «сжигать» все свои неприятности. У нас зажжены свечи; посмотрите на огонь свечи, вспомните, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности «сгорят» на этом пламени и больше не повторятся.

Ведущий 1: А теперь сыграем в любимую игру наших прабабушек и прадедушек — «Горелки»!

(Дети встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После слова «огонь» игроки последней пары стремительно бегут вперед. Кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит»).

Ведущий 2: Пролетели веселые шумные Святки, подошел еще один праздник, который мы отмечаем 19 января. Называется он Крещением.(Слайд 13).

— Ребята, можете ли вы сказать, кто изображен на иконе?

(Иисус Христос, стоящий в воде реки, рядом с ним какой-то человек, множество ангелов).

-На иконе показан момент праздника Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, а также Иоанн Креститель и Дух Святой, в виде голубя сходящий на Христа. Крещение Господне произошло через тридцать лет после

Рождества Христова. Вот как это было. (Слайд 14)

Ведущий 1: В те времена пришел к народу иудейскому к реке Иордан пророк Иоанн Креститель из пустыни, где жил он суровой жизнью: носил одежду из жесткой шерсти и ел очень скромную пищу.

И сказал он людям: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!» И люди выходили к Иоанну, крестились от него в реке, исповедуя свои грехи.

Народ спрашивал: «Что нам теперь делать?» Иоанн отвечал им: «У кого две одежды, одну отдай неимущему, у кого есть пища, делай то же».

Люди спрашивали Иоанна, не он ли Спаситель? Иоанн отвечал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня. Он будет крестить вас Духом Святым. » (Слайд 15) И настал день, когда пришел к Иоанну Иисус Христос, чтобы принять от него Крещение.

Ведущий 2: Праздник Крещения в народе называют водосвятием, т.к. накануне освящают воду в храмах, а в день праздника освящаются водоемы, для чего в них делается прорубь в виде креста (Слайд 16).

В эти дни люди поклоняются святой силе воды: ею окропляют храмы и жилища, ее дают пить больным. Несмотря на лютый крещенский мороз, люди купаются в проруби. Считается, что купание в этот день смывает все грехи, а простудиться в священной воде невозможно.

Ведущий 1:Ребята, какие народные крещенские приметы вы знаете?

Снегу под Крещение надует -хлеба прибудет.

Если в Крещение будут сильные ветры с юга — будет лето грозное.

На Крещенье много ярких звезд — красных ягод будет много.

Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.

В день Крещения заканчиваются веселые шумные Святки.

Ведущий 2: (Слайд 17) Ребята, сегодня вы познакомились с историей появления и традициями празднования рождественских Святок. В заключение праздника проведем викторину:

-Какого числа празднуют Рождество Христово? (7)

-Сколько обычаев у Святок? (3)

-Какого числа празднуем Крещение Господне? (19)

-Сколько дней длятся Святки? (12)

(Дети выбирают нужные карточки с цифрами и с помощью магнитиков прикрепляют их на доску).

-Если вы правильно ответили на вопросы, то, перевернув карточки на другую сторону, мы прочитаем название нашего праздника. (731912 — СВЯТКИ)

Незаметно, тихим ходом

Старый год ушел от нас.

С Новым годом! С новым годом!

Добрых встреч и светлых глаз!

Что от года нового

Ждем мы каждый раз?

Ждем мы, что исполнятся

Все мечты у нас!

Ждем открытий радостных,

И улыбок солнечных

От своих друзей!

Пусть добрым, славным будет год,

Всего пусть в меру принесет!

Пусть в меру радость, в меру грусть.

И только счастье будет пусть

Всегда безбрежным и безмерным!

Ведущий 1: В учебе пятерок да счастья в семье,

И полную чашу всегда на столе!

Ведущий 2: За веселые игры, за добрые слова, за красивые стихи аплодисменты всем нам!

Кучегура Л.А. Учебная хрестоматия по народной культуре для начальной культуры. Омск, 2004

Брудная Л.И., Гуревич З.М. Энциклопедия зимних праздников.Санкт-Петербург, 1995

Арапович Б., Маттелмяки В. Детская библия. Стокгольм, 1993

Науменко Г.М. Русское народное детское и музыкальное творчество. Москва, 1988

Петров В.М., Гришина Г.Н. Зимние праздники, игры и забавы. Москва, 1999Журнал «Православные иконы и молитвы». №3, 2007

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1155-sh-734-fw-930-fh-528-pd-1&p=1&text=%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&noreask=1&pos=55&rpt=simage&lr=66&img_url=http%3A%2F %2Fs016.radikal.ru%2Fi336%2F1101%2F0c%2F89fbe8a61c4d.jpg открытка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С давних времен наши предки славяне встречали и провожали времена года как важных и добрых гостей. Их ждали, зазывали, заманивали песнями, плясками, угощением, с почетом провожали, п.

Внеклассное мероприятие для учащихся и родителей.Цель мероприятия:развитие творческих способностей учащихся.

Сценарий разработан для учащихся 9-х классов в рамках предметной декады. С целью воспитания патриатизма, повышения интереса к предмету, сплочения классного коллектива и .

Сценарий внеклассного мероприятия для 5-6 классов призван пробудить у детей интерес к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; по.

«КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА!» (Внеклассное мероприятие на тему «Рождественские праздники. Святки».).

Внеклассное мероприятие «Рождество. Святки. Крещение» Цель: знакомство с народными обычаями, обрядами наших предков.Задачи: — развивать интерес к истокам русской пра.

Задачи: -познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества, Святок и Крещения; -воспитывать уважение к традициям православия; -развивать творческие способности школьников.

«Рождественские Святки». Сценарий рождественской вечеринки с играми, песнями, танцами и гаданием для детей и подростков

Ирина Фокина
«Рождественские Святки». Сценарий рождественской вечеринки с играми, песнями, танцами и гаданием для детей и подростков

• организовать увлекательный и интересный досуг;

• развивать мотивации к познанию и творчеству.

• познакомить обучающихся с богатствами национальной культуры, духовным наследием народа, его чистейшими родниками творчества – русскими обрядами, традициями, ритуалами.

• формирование положительных эмоций у детей в процессе разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения мероприятия.

Оформление сцены:

Сцена оформлена как деревенская изба: печь, дрова возле печи, на печи лежит кот-игрушка, половики, ухват, метла, лавка с чугунками, прялка, стол, на столе стоят пироги, мед, сало, в кастрюле подходит тесто, и т. д. На заднике нарисована деревня зимой (месяц, звезды, три дома, из труб вьется дымок, будка с собакой, забор.)

Три Хозяйки, девушки, колядовщики, гости. Колядовщики одеты в костюмы Бабы Яги, Черта, в вывернутые тулупы. В руках у них Вефлиемская звезда. Хозяйки и гости одеты в русские народные костюмы.

СЦЕНАРИЙ

(Рождественский звон колоколов)

Песня «Рождество».

1 Хозяйка: Почти две тысячи лет назад в маленьком иудейском городе родился

Младенец. Иисус Христос, вечный сын Божий, воплотился, стал

человеком, подобным каждому из нас. Спасение человека – главная цель

прихода в мир Христа. Уже почти две тысячи лет человечество старается

жить согласно заповедям Христа. Христос родился, чтобы мы с вами

Рождество – особое время для христиан. Кончается старый год,

забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает

зло, люди становятся добрее к друг другу, вспоминают о бедных и

одиноких, делают подарки. И души отдыхают в атмосфере всеобщей

Рождество своего рода семейный праздник. Обычно повсюду горят огни,

символизирующие домашний очаг. Отсюда в рождественскую ночь

зажигаются свечи на елках, дети поют песни, носят по улицам

Дети: Рождество Твое, Христово Божие,

Воссия миру и свет разума.

Поют: В доме вашем — полная чаша!

Во поле пшеница, рожь колосится,

Бобовое пузо – ешьте от пуза.

Мы с добром поем, ничего не просим, А что подадут – ни за что не бросим.

1 Хозяйка: Ой, ребятки, вы хорошо поете, да складно говорите, а вот гости, что к нам

пришли готовы ли рождество славить? Готовы ли на вопросы мои

1 Хозяйка: Ну, тогда порадуйте Хозяйку ответьте на вопросы Рождественской

Рождественская викторина.

1 Хозяйка: Спасибо, ребятушки! Вот вам медок, да еще сала шматок.

(Дети принимают дары и укладывают их в мешок.)

Дети (поют): Спасибо тому, кто в этом дому,

(Дети кланяются хозяйке, а она им.)

Дети: Спели этому дому, пойдем к другому! Идем! Идем!

1 Хозяйка: (Накидывает платок.) И я с вами, возьмете?

Дети: А ты петь умеешь?

Дети: А танцевать?

Дети: Ну ладно, берем!

Дети: Песня «Полно нам тут колядовати»

Песня «Коляда»

(Во втором доме хозяйка метлой метет пол, затем с метлой выходит к колядовщикам.)

2 Хозяйка: Расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам!

Печь не топлена, щи не варены,

Пироги не пекла,

А сала и отродясь не бывало!

(Замахивается на детей метлой. Дети чуть отступив смеются и переговариваются. Хозяйка продолжает мести пол.)

Дети: — Печь не топлена, а дымок то вьется!

— Пирогов не пекла, а «печивом» как вкусненько пахнет!

— И сальце, конечно, в хлеву хрюкает!

— Да у этой хозяйки скупой, поросеночек, видно, худой такой!

— Не нагуляла сало, нам его будет мало!

(Хозяйка бросает метлу, подскакивает к ребятам руки в бока.)

2 Хозяйка: Как это худой?

Уж я его кормила, я его поила!

Дети: Кто не даст пирога – тому родись головня,

Кто не даст мяска – тому кошка в окошко,

У слепой хозяйки родись рожь хороша:

Колоском пуста, соломкой густа!

Дай тебе, Господи, одну корову,

Дегтем доила, смолой бы цедила.

(Дети разворачиваются и собираются уходить.)

Пойдем до Степана!

Возьмем большой мешок без изъяна.

Да как соберемся за свинюшкой, то вернемся!

(Хозяйка бросается за ними.)

2 Хозяйка: Колядовщички! Погодите! Воротитесь, воротитесь!

И щами накормлю, и пирогами угощу,

Дам вам сала кусок не малый,

Да еще коврижку – не будет лишку?

Вот только пусть гости подготовят и расскажут нам рождественские

сказки. А время на подготовку 15 минут! Поехали!

(Учащиеся школ готовят рождественские сказки)

2 Хозяйка: Ну что ж, слушаем ваши сказки.

Выступление коллектива школы №7.

Выступление коллектива школы №9.

Дети: Здоровье тебе и всему дому,

А мы идем к другому!

Пойдем, веселее будет!

(Хозяйка накидывает платок и идет вместе с колядовщиками в соседний двор.)

Дети: Песня «Полно нам тут колядовати»

Песня «Коляда».

Дети: Мы ходили, искали святую коляду.

Нашлась коляда у Иванова двора.

А Иванов двор на горе стоит,

А Иван-то сам высоко сидит.

Нивка узенька, жито густенько,

Колос с бревно, зерно с ведро!

(Выходит радостная и приветливая хозяйка.)

3 Хозяйка: Вот спасибо, ребятки, что мой дом не обошли,

И кумушек, и гостей с собой привели!

Продолжаются зимние святки,

Дарьюшки, Натальи, Верушки,

На меня прошу глядеть,

Выходите, красны девушки,

Добрый вечер посидеть.

Выходите на свидание,

Выходите на гадания.

Все х гостей зову к гадальному столу!

(На столе блюдо для гадания)

3 Хозяйка: Красны девицы, розы цветущие.

На дворе снегопады с ветрами.

На вечерке нынче парни непитущие,

Для гадания голова нужна светлая.

Лизаветы, Марии, Ирины,

Несравненные дочки России,

Вечера на Святках – смотрины,

Будьте женственны и красивы.

С приговорками, добрыми песнями,

Будем вместе чаевничать, ужинать.

Приготовьте серьги, кольца с перстнями,

Попытаем судьбу на суженых.

3 Хозяйка: Недоверие оставлю насмешникам,

А доверие разделю с дочками.

Я накрою блюдо скатертью-столешником,

Да насыплю хлеб да соль с уголечками.

(Поднимает скатерть, опускает в воду хлеб, соль, угли. Девушки опускают в воду свои кольца, перстни, серьги, другие украшения. Хозяйка поворачивает блюдо несколько раз.)

3 Хозяйка: Рождественский вечер украсил снег,

Хлебу да соли долог век.

А эту песню мы хлебу поем,

Хлебу поем, хлебу честь воздаем.

(Фольклорный коллектив поет подблюдные песни. Хозяйка во время исполнения вынимает из-под скатерти украшения, поднимает его над головой и выносит свой «приговор».)

Песня: Катилось колечко по бархату,

Прикатилось колечко по яхонту,

Кому вынется, тому сбудется,

Тому сбудется – не минуется.

3 Хозяйка: Будет, красна девица, у тебя богатый жених, богатый да

красивый, будет любить тебя и дорогие подарки дарить!

Летит соловей через житенку,

Несет соловей жита горсточку,

Кому мы поем, тому честь воздаем.

3 Хозяйка: Ждет тебя, девица, богатство. А заработаешь ты его своими

руками. Будет у тебя собственная фирма!

Еще повисят, еще пошумят.

Кому спели – тому добро!

Кому вынется – тому сбудется,

Тому сбудется – не минуется.

3 Хозяйка: А тебя, красна девица, ждет спокойная семейная жизнь с добрым

мужем! Будете вы жить долго и счастливо!

Рылась курочка на завалинке,

Вырыла курочка золот перстень.

Мне тем перстнем обручитися.

Кому вынется – тому сбудется.

Скоро сбудется – не минуется.

3 Хозяйка: Ждет тебя, девица, скорое замужество. А замуж выйдешь за

Рассыплю я монисто по закрому.

С кем монисто собирать буду?

Собирать монисто с милым дружком.

Кому вынется – тому сбудется.

Скоро сбудется – не минуется.

3 Хозяйка: А тебя, красна девица, сегодня ждет свидание с милым дружком!

А теперь все вместе идите на улицу и вылейте воду под верею.

(Столб, на котором висят ворота.)

3 Хозяйка: А еще хочу нашим уважаемым гостям загадать загадки! Загадки

Старорусские, их загадывали и отгадывали наши прабабушки и

Прадедушки! Попробуйте и вы отгадать!

1. Горшочек умен – семь дырочек в нем. (Голова человека.)

2. Избушка нова – жильца нет. Жилец появится – изба развалится. (Яйцо.)

3. Восемь ног, два хвоста, посередине гривенник. (Две свиньи целуются.)

Девушка: (Выносит поднос, накрытый полотенцем, на котором лежат:

гребень, плеть, прихватка, чайная ложка, книга, рюмка.)

3 Хозяйка: А сейчас нашим парням погадаем, и узнаем какие жены будут у них.

Идет кузнец из кузнецы,

Несет кузнец три молота,

Кузнец, кузнец, ты скуй венец.

Кому вынется – тому сбудется,

Тому сбудется – не минуется!

Гадания. (Участники гадания по очереди тянут предметы, а девушка гадает

им. Фольклорный коллектив поет последние две строки

подблюдной песни.)

3 Хозяйка: Рюмка! Будет жена у тебя веселая, да бойкая!

Будет очень любить веселые компании.

Гребень! А твоя жена будет красавицей и кокеткой! Будет очень

любить у зеркала покрутиться.

Плеть! Грозной будет твоя жена. Будешь у нее под каблуком.

Прихватка!. А твоя жена плохо будет готовить, поэтому ты

будешь полным хозяином на кухне.

Чайная ложка!. Повезет тебе парень – женишься на богатой.

Книга! А твоя жена будет премудрой!

Покатился рождественский вечер,

Где гаданья – надежды вестник.

Пусть гостями на этой встрече

Будет танец, игра и песня.

Поздравление Деда Мороза.

Песня «Ангел»

3 Хозяйка: Подходит расставание, подходит расставание,

И даже звезды в небе становятся бледней.

Последнее гадание, последнее гадание

Для наших красных девушек и суженых парней!

Знаете, есть одна замечательная русская примета – кто на

Рождество чихнет – тот здорово целый год проживет!

Кто болеть не хочет – чихнем-ка разок все вместе, а?

Три-четыре! (Все вместе.) Апчхи!

Дай вам Бог здоровья!

3 Хозяйка: Да еще помните старинную русскую поговорку – на Бога надейся,

а сам не плошай! Вот тогда уж точно, все ваши желания

В результате проведения мероприятия его участники взаимообогатились, приобрели новые межличностные контакты, опыт совместной творческой деятельности, новые знания, умения, навыки.

Дети получили возможность самореализации и развития личности, эмоциональную поддержку взрослых.

Педагог получил возможность увидеть детей с разных сторон.

1. Сталь Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе» Новая школа, Москва,1997 г.

2. А. С. Фролов. Программа «Праздники детства»//Детский досуг, 2003, №2;

Сценарий праздника «Рождественские Святки»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Праздник «Рождественские Святки»

Учитель: Рожкова Елена Владимировна

Цели: формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского народа; развивать познавательный интерес детей к истории своего народа; воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа.

Предварительная подготовка: разучиваются колядки и народные игры.

Оборудование: иллюстрации масок, народные костюмы.

Учитель: Любили русские люди праздники. С удовольствием готовились к приёму гостей.

В гости ходили целыми семьями. Гостей встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили угостить гостей сытно и вкусно. Поэтому гостя обязательно уговаривали поесть, попробовать напитки и кушанья. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал». «Не красна изба углами, а красна пирогами». Пели песни, плясали. Знаете ли вы, чем знаменит русский праздник – Святки? С Рождества – 7 января по Крещение – 19 января на Руси праздновались Святки или, как их ещё называли в народе, святое время. Этот многодневный праздник делился на две части: с 7 по 14 января – «святые вечера», посвящённые колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям, с 15 по 19 января – «страшные вечера», когда остерегались гадать, боясь «каженников» (порченые повреждённые люди, которых летом в лесу «обошёл леший»). По древнему верованию, в дни Святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чём попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания.

Святки — это странная смесь языческих и христианских обрядов. Язычники Древней Руси славили в это время Коляду — бога пиршеств и мира. И до сих пор сохранился обычай славления, когда молодежь ходит по домам, поздравляет хозяев и поёт колядки. Колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Изначально все колядки были языческими.

1-й ученик: Коляда, коляда

2-й ученик: Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку,
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое.
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать,
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!

Учитель: Но самой главной особенностью Святок было ряженье. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно и забавно, да чтобы не узнали: выворачивали шубу наизнанку, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы. Наряжались цыганами, солдатами…

А некоторые делали маски – их называли личинами. Для масок использовали бересту: проделывали в ней отверстия для носа, глаз, рта. Кроме того обязательно приклеивали усы, подвязывали бороду. Такие маски делались не на один год. Их бережно хранили до новых Святок.

3-й ученик: Календарь деньки считает.
Снова праздник наступает.
С озорными святками,
Щедрыми колядками.
Поздравляем весь народ
В праздник Старый Новый год!

4-й ученик: Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Учитель: Обычай «кликать Коляду» был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих – пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. Исполняла колядки чаще всего деревенская молодёжь. В России коляды две: одна перед Новым годом — Васильевская; вторая перед Богоявлением — Крещенская. Первая ещё известна под именем богатой, а вторая – постной.

5-й ученик: Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пяточки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!

6-й ученик: Дайте нам конфетку,
А можно и монетку.
Не жалейте ничего –
Накануне Рождество!

7-й ученик: Коляд, колядин!
Я у бабушки один!
По колено кожушок –
Дай, хозяйка, пирожок!
Пирожка мало –
Дай кусочек сала.

За мою ласку –
Дай колбаску.

А колбаски нету –
Дай мне конфету!

8-й ученик: Сеем, веем, подсеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!

9-й ученик: Вот и святки пришли,

Зиму в дом привели.

В сани коней запрягли,

В путь-дорожку вывели.

Белый снег заледенили,

Лёд на речке замостили,

Ребят в санки усадили,

По колядкам покатили.

Пришёл Новый год –

Учитель: Хозяева ждали-ожидали к кому зайдут колядовщики. Это добрая примета – в новом году этот двор удачлив будет. А ещё есть обычай – коли хозяин ждёт колядовщиков, он выставляет на окно зажжённую свечу. Вот и бежит молодежь на огонёк звонки песенки петь да гостинцев просить.

10-й ученик: Коляда-маляда,

Кто подаст пирога –

Тому двор живота,

А мелкой скотинки –

Числа бы вам не знать!

11-й ученик: Да дай Бог тому,

Кому в этом дому

На двор много лилось.

У хозяина в дому

Велись бы ребятки,

Велись бы цыплятки,

Велись бы поросятки.

У читель: По домам водили «козу». Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а её свита пела песню.

12-й ученик: Мы не сами идём,

Где коза хвостом –

Там жито кустом.

Там жито копною.

Там жито стогом.

Учитель: Если хозяева ничего не давали, жадничали, прятались, делали вид, что их нет дома, то колядовщики дразнили и обзывали их.

13-й ученик: Кто не даст лепёшки –

Кто не даст пирога –

Сведём корову за рога.

Кто не даст хлеба –

Кто не даст ветчины –

Тем расколем чугуны!

14-й ученик: Коляда, Коляда.

Ты, хозяин – мужичок!

Кто не даст пирога –

Мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц –

Мы тому прогоним птиц!

15-й ученик: Ой, ты хозяин богатый,

Гребёшь деньги лопатой!

Сидишь на скамейке –

Вот тебе снега ком!

На дворе тебе чертей!

На огород – червей!

Учитель: После шумного, весёлого обхода всех домов колядовщики устраивали игры, пляски, поедали дары, жгли костры, отгораживаясь от нечистой силы, пели песни, частушки.

(Группа девочек в костюмах поёт частушки).

1. Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

2. Эй, топни, нога,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла —

Я не удержалася!

4. По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал —

5. Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

6. Мы всегда везде такие —

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

7. Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Себя людям покажу.

8. На столе стоит стакан,

А в стакане — тесто;

До свиданья, папа с мамой,

Своё дело знает!

Она в Ваниных руках

10. У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Все: Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем — молодец!

Учитель: После игр и плясок юноши обычно начинали состязания в силе и ловкости. Одно из них – прыжки через костёр. А совместные игры:

взятие снежной крепости;

-катанье на санях.

У девушек под старый Новый год было интересное занятие – гадание. Русский поэт В.Жуков писал:

16-й ученик: Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…

17-й ученик: В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Учитель: Подблюдные песенки – гадание в виде современной игры в фанты. Под какие слова песни вынимались вещи, такова ждала тебя судьба в Новом году.

А теперь поиграем в старинные игры.

1. «Фанты». (Дети становятся в круг, кого-то салит водящий, если не успеет встать. Отдают в круг фанты. Затем каждый фант нужно отыграть, спев, станцевав, прокукарекав и т.д. Каждому фанту водящий даёт задание с закрытыми глазами, то есть он не знает, кому принадлежит фант.)

2. «Колечко, колечко, выйди на крылечко». (Кто-то прячет колечко в ладони. Все игроки выставляют сжатые кулаки, водящий должен узнать, у кого в кулаке зажато колечко).

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился.

Все цветы мне надоели, кроме…

Учитель: Что ж, ребята, славно мы с вами повеселились, поиграли. Что нового вы узнали о Святках? Что вам особенно запомнилось, понравилось? О чём расскажите дома? Что обязательно используете в жизни?

18-й ученик: Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всем не сказать.

Вечер наш прошёл на славу.

В Святки любо поиграть.

Всем спасибо скажем дружно

За улыбки и за смех,

И за игры и за пляски

Благодарствуем мы всех.

Т.И. Виталева «Калейдоскоп праздников». – М.: «Экзамен»,2011.

О.Е. Жиренко «Праздник – ожидаемое чудо!». – М.: «Вако»,2006.

Г.П. Попова «Классные часы: 1класс». – Волгоград.: «Учитель»,2008.

Л.Н. Яровая «Внеклассные мероприятия: 3класс». – М.: «Вако»,2007.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2017/08/11/vneklassnoe-meropriyatie-rozhdestvenskie-svyatki
http://www.maam.ru/detskijsad/-rozhdestvenskie-svjatki-scenarii-rozhdestvenskoi-vecherinki-s-igrami-pesnjami-tancami-i-gadaniem-dlja-detei-i-podrostkov.html
http://infourok.ru/scenariy-prazdnika-rozhdestvenskie-svyatki-739461.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector