Следует ли беспокоиться о психическом состоянии ребёнка по некоторым странностям в поведении. Почему ребенку так важна родительская поддержка и одобрение

Влияние родительской поддержки на самооценку ребенка

Доброе слово и кошке приятно.

А человеку, тем более, необходимо и одобрение, и ласка, то есть, как психологи говорят, необходима психологическая поддержка.

Взрослый человек умеет попросить поддержку, а вот ребенок, увы, не научился, поэтому в этой статье, речь будет идти о психологической поддержке ребенку, родителями и тренерами, учителями и взрослыми людьми, то есть теми, кто общается с ребенком и может влиять на его состояние.

Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к разрушительному поведению.

Маша, 8 лет, имела две обязанности по дому: убирать свою постель и мыть посуду. И мама, часто говорила Маше: «Ты плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынуждена все доделывать за тебя».

Каждый человек индивидуален и может услышать информацию по-разному. И все же, что говорит мама девочке? Полезно ли это высказывывание мамы для дочери? Принесет ли оно то, что ожидает мама?

А что думает Маша?

«У меня все плохо получается, мама не может на меня рассчитывать, я неумеха».

«Мама злится, потому что я плохо мою окна, и теперь я ее расстроила».

«Мама не может меня любить, потому что я плохо погладила», — и таких историй великое множество. Дети говорят о своей несамостоятельности, о плохо сделанном деле и огорчаются, что подводят роителей.

Отчего же так бывает? Почему родители позволяют себе такие высказывания?

Есть три основные причины:

1. Модель семьи. Родители разговаривают со своим ребенком, так же, как с ними разговаривали их родители.

2. Ребенок создает угрозу престижу или положению родителей.

3. Личные психологические проблемы. В обществе много всего, от чего и родителям, бывает несладко. Поэтому, остановиться и расслабиться, совсем некогда. И тогда, родители говорят ребенку то, о чем позже и сожалеют.

Хочется, чтобы родители стремились к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка.

« Хвалите детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. Но не говорите: «Ты самый лучший!» «Лучшим» быть тяжело!» — писал великий Януш Корчак.

Родительская поддержка, — это процесс, в ходе которого, родитель, тренер, сосредотачиваются на достоинствах ребенка, с одной лишь целью: помочь повысить самооценку, помочь поверить в себя, в свои способности и возможности. Помочь ребенку и тогда, когда случаются неудачи.

Требуется колоссальное терпение от родителей и тренеров, учителей и бабушек с дедушками, чтобы научиться искусству поддерживать ребенка, чтобы сосредоточиться на позитивной стороне поступков малыша.

«Мне хочется, чтобы в меня верили», — говорит будущий чемпион России, Европы.

«Бывает, что папа огорчается и я теряюсь, чувствую себя одиноким, неудачником».

«Мне хочется, чтобы папа верил в меня».

Да, это так! Поддерживать ребенка, — это значит верить в него, в его старания, способности.

Часто, родитель и не замечает, как может посмотреть на ребенка. А ребенок видит: «Папа неодобряет его успех, хочет большего».

Хорошо бы, объяснять ребенку о преодолении жизненных трудностей и вместе анализировать промахи, вместе искать выход для улучшения ситуации.

Только успешный родитель, тренер, учитель, который доволен своей жизнью, своими достижениями, сможет дать полноценную поддержку, научит понимать себя, научит видеть слабые и сильные стороны и правильно оценивать происходящее.

В процессе воспитания, сами того не замечая, родители, тренер, могут разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Что то, ты маленький, ростом не вышел, нечего телать в команде», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!», «И в кого ты такой уродился», «У тебя мозги куриные».

Негативные замечания родителей, взрослых, помогают ребенку разочаровываться, а не получать помощь в поддержке.

«Зачем учиться, я всеравно, бестолковый».

«Зачем стараться делать дела по дому? Я их плохо делаю».

«Я сдаюсь. Я неудачник».

И опять родителям надо бы знать, прочитать, что приводит к разочарованию ребенка в жизни, что мешает их воспитаннику достичь успеха?

Причины, из-за, которых ребенок не сможет найти себя, достигнуть желаемого.

1. Завышенные требования родителей.

Завышенные требования к ребенку сделают невозможным успех и вполне, понятным явлением, будет разочарование.

Например, если ребенок долго занимался футболом, то родители рассчитывают и на то, чтобы ребенок всю жизнь занимался футболом.

Если этого не случается, то конфликт между ребенком и родителями обеспечен.

Или в детском саду, ребенок веет себя скромно, то и в школе будет тихим.

Поэтому, если в школу родителя начинают вызывать с первого класса, то у родителей возникает разочарование ребенком.

2. Соперничество между детьми. Между братьями и сестрами.

Родители могут непреднамеренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

Будут разрушены и взаимоотношения между детьми. Так как, того кого сравнивают с другим, будет злиться на другого. Вражда между близкими братом и сестрой может быть длительной.

3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо разбираясь в каком то предмете, отказывается идти на этот урок.

Или ребенок хочет играть в игру, не идет, так как, знает, что у него не получается и вдобавок он не умеет проигрывать.

Или бывает, мальчик хочет стать лидером, и, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно, то есть предъявляет себя в негативном плане.

Как поддерживать ребенка?

1.Убрать гиперопеку, то есть, зависимость ребенка от взрослого.

2. Убрать навязанные нереальные стандарты.

3. Убрать моменты соперничества между детьми и братьями.

Так как, такие методы, приводят ребенка к переживаниям, мешают выработки нормальной адекватной самооценке, то есть, мешают нормальному развитию личности.

Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей — его положительных сторон.

Бывает, что поведение ребенка не нравится родителю. Именно в такие моменты, родитель обязан предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твое поведение, я по-прежнему уважаю тебя как личность».

Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы его родителям, именно родители должны помочь ребенку понять, почему так происходит.

Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.

Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.

Петя играл в баскетбол в составе школьной команды. Его отец очень гордился тем, что сын увлечен этим видом спорта, и часто тренировались вместе.

Петя прекрасно играл дома, но во время игры в команде становился неловким. Однажды он сделал такое количество ошибок, что тренер удалил его.

Оба, и Петя, и отец, были крайне огорчены.

Что должен был сделать отец?

Конечно, отметить успешные броски сына. Отметить, что сын занимается немного времени, поэтому, все, что произошло-это нормально.

«Надо продолжать тренироваться» — решили отец и сын.

Что сделал отец, — он принял провал сын и дал поддержку. Показал сильные стороны мальчика. И был доволен сыном, его игрой, его стремлением к достижениям, к успеху.

И это важно делать ежедневно.

Задача родителя – ежедневно создавать у ребенка чувство собственной полезности и адекватности.

Демонстрировать ребенку удовлетоврение от его достижений, усилий. Научить справляться с различными задачами.

Говорить ему: «Ты сможешь, если захочешь. Ты справишься».

И можно рассказать ребенку об этапах развития ребенка. Или о росте дуба.

Хорошо демонстрирует этапность. «Сегодня ты родился, завтра ты начинаешь переворачиваться и то с помощью мамы, через пологода ты сидишь.. там уже и ползать начинаешь..а для того, чтобы это произошло вовремя, надо ребенку помочь..»

И рассказываете о помощи, таким образом, ребенок осознает,что

«Без труда и не вытащишь рыбку из пруда».

В конце концов, ребенок научится спокойно относится к ошибкам, и будет считать эти ошибки, своим опытом.

Огромную роль в развитии уверенности ребенка в себя играет, вера родителя в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.

Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была птичка, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила через год, поэтому нечего идти в танцевальный кружок. Все равно, бросишь».

Сделать надо, по – другому, сказав, что вы верите в своего ребенка, и ребенок имеет полное право искать свои интересы и получать удовольствие от занятий. Таким образом, родитель забывает о прошлых неудачах ребенка и помогает вновь обрести уверенность.

Желательно, ребенку давать такие обязанности, с которыми он в состоянии справиться, и отметить его старания, снизив при этом требования. То есть, создать ситуацию с гарантированным успехом. Да, еще и за ужином отметить, что ваш сын или дочь, лучше вас справились с определенным заданием.

Ежедневно создавать условия для выработки адекватной самооценки и самоценности.

Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя, тренера.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

— Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

— Ты делаешь это очень хорошо.

— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше;

— Ты мог бы сделать это намного быстрее;

— Эта идея никогда не сможет быть реализована;

— У тебя это не получится, поэтому я сам это сделаю.

Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой.

Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует родительским ожиданиям.

Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.

Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени.

Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает мой ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);

высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно успех», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, спасибо тебе, ты мне очень помог», «Я рад, что ты довел дело до конца и у тебя получилось вовсе не так, как ты ожидал. У тебя получилось здорово»).

прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Если ребенок не получает поддержку в детстве, то ему трудно добиться успехов во взрослой жизни.

Он будет бояться начинать новое дело, будет бояться доводить дело до конца, будет в состоянии тревоги, — а так ли он сделал, поступил, будет ждать оценки и многое другое.

Поэтому, есть возможность изменить дальнейшую жизнь ребенка, вашего сына, вашего ученика, — учитесь, меняйтесь, поддерживайте.

И успех придет. Это будет вашим общим успехом.

20+ странностей в поведении ребенка, которые могут говорить о психическом отклонении

Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.

Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.

Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.

Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.

Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:

  • Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
  • Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.

  • Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
  • Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
  • Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.

Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.

Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.

На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.

Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:

Особенности поведения ребенка

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая черта – низкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.

Источники:

http://www.b17.ru/article/45880/
http://www.adme.ru/zhizn-semya/20-strannostej-v-povedenii-rebenka-kotorye-mogut-govorit-o-psihicheskom-otklonenii-1991315/
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6845-osobennosti-povedenija-rebenka.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector