Со скольки лет дети начинают разговаривать. Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Содержание

Во сколько месяцев или лет дети начинают разговаривать?

Развитие речи – важный показатель совершенствования психических и мыслительных процессов маленького человека. Вот почему так важен момент, когда ваш ребенок говорит свое первое слово, – по этому показателю можно судить, насколько гармонично он развивается в психоэмоциональном плане.

Когда ждать первых слов?

Конечно, у педиатров существуют ориентировочные нормы, показывающие, когда дети начинают разговаривать. Но они лишь примерные. Ведь каждый малыш развивается индивидуально. То, что может один кроха в год, совсем не показатель для другого – более медлительного или, наоборот, более «скоростного» в своем развитии. В общем случае считается, что девочки начинают говорить несколько раньше, чем мальчики, но это тоже весьма относительно. Все зависит от общего развития и состояния малыша. Мальчик может начать говорить раньше, чем соседская девочка, развитию которой родители не уделяют должного внимания.

Важно, чтобы речь малыша прошла все последовательные этапы:

  • агукание (4–8 недель);
  • гуление (в районе 2–4 месяцев);
  • лепет (около 6–7 месяцев);
  • первые слова (примерно с 10 месяцев).

Принято считать, что первое «взрослое» слово ребенок должен произнести в период до полутора лет. Чаще всего около года. Но это в случае если мы говорим именно о настоящих, взрослых словах, которые понятны всем (это будут простые односложные слова вроде «баба», «папа», мама», «дай», «там»). Считается, что к году в речевом арсенале ребенка должно быть около 5–10 таких слов.

Но не стоит гнаться за соседским ребенком, который в год декламирует наизусть детские стихи. Не все дети могут так, и не для всех это будет являться отклонением. Здесь важно правильно оценивать общее развитие малыша: его способность ползать, сидеть, хватать предметы, смеяться, лепетать в ответ на речь взрослых, выражать эмоции.

Не пропустить тревожных сигналов

Все навыки своих детей родители оценивают по-разному. Для одних неумение сказать «мама» к 10 месяцам – уже патология, для других «молчанки» после 3 лет – ничего страшного. Как же определить, что у крохи не просто «индивидуальные особенности» (и он заговорит, хоть и относительно поздно), а серьезные отклонения, требующие коррекции?

Существует несколько признаков отставания малыша в речевом развитии:

  • в 1 год в речи малыша нет ни одного слова (пусть даже звукоподражательного);
  • к 2 годам ребенок не может запомнить названий предметов и сути просьб, не выполняет их, не откликается, когда его зовут по имени;
  • в 2 года произносит отдельные слова, не умеет «собирать» их в простые предложения, не повторяет новых слов за взрослыми;
  • после 2 лет не распознает цвета, не знает названий частей тела, окружающих предметов;
  • в 3 года не говорит предложениями по 3-4 слова, не понимает смысла коротеньких рассказов;
  • вместо обычной речи произносит гортанные звукосочетания;
  • говорит невнятно, на «тарабарском» языке, который не понимают даже родители;
  • не может научиться жеванию;
  • гиперактивен;
  • постоянно держит открытым рот;
  • не может смотреть в глаза.

Такие симптомы могут указывать на задержку психоречевого развития, которая часто обусловлена заболеваниями, требующими лечения, коррекции, адаптации ребенка.

Если вы обнаружили у своего чада подобную симптоматику, обратитесь к педиатру, психиатру, неврологу, психологу, дефектологу. Эти специалисты смогут определить, в чем корень проблемы, и помогут максимально полно ее решить.

Какие они – первые слова?

А теперь развеем миф о первом слове. Сегодня в педиатрии принято считать первым словом то, которое употребляется в одном и том же значении, относится к одним и тем же предметам или действиям. То есть при таком подходе словарный багаж крохи может содержать искажения и звукоподражания (кака, вава, цаца, ав-ав, бибика, ам-ам). При этом «вава» означает множество предметов или действий, причиняющих боль, «кака» – все, что грязное или не пригодное для еды. В таких случаях можно считать, что ребенок говорит первое слово (в противном случае такие слогосочетания являются признаком лепета). Для появления таких слов ориентировочным будет возраст 10–12 месяцев.

В начале освоения навыка говорения малыш произносит слова, состоящие из одного повторяющегося слога или двух разных. Более значимые достижения придут позже – всему свое время.

Кроха говорит первое слово ассоциативно, соотнося с предметом, находящимся в поле зрения, и с теми аналогиями, которые он вызывает у малыша. Далеко не всегда первым словом ребенка является «мама». К примеру, взрослый может не понять, что автомобильная шина называется «катан» (малыш видел, как папа катил ее однажды, и запомнил ассоциацию: папа произнес – «катать»). Или, играя в ванной с резиновыми утятами, запомнил, что «утя» бывает в воде. Увидев на прогулке лужу или озеро, он теперь может сказать «утя».

Если ассоциация устойчива и ее можно распознать – ребенок говорит слова. При этом если ребенок до 2 лет не видел уток в жизни или на картинках, он и не будет говорить этого слова.

Что такое автономная речь?

Та самая: катан, бибика, кыка… Это те слова, которые понятны лишь самому малышу и находящимся с ним близким людям (чаще всего маме). Посторонние люди зачастую не могут «перевести» такую речь на «нормальный русский». То есть это речь, посредством которой ребенок и взрослый общаются автономно. В каком возрасте появляется автономная речь, зависит опять же от общего уровня и темпов развития конкретного ребенка. В среднем это период между 10 и 18 месяцами.

Изучением феномена автономной речи занимались и занимаются многие исследователи. Например, советский психолог и ученый-исследователь Л.С. Выготский выделил ряд особенностей, отличающих первые употребляемые детьми слова.

  • Фонетические различия между речью ребенка и взрослого. По звуковому составу слова, которые говорят дети в период автономной речи, из-за несовершенства речевого аппарата являются искажениями, звукоподражаниями, обрывками «взрослых» слов.
  • Слова автономной речи многозначны. Часто они относятся к целому ряду предметов или действий (например, «кыха» может быть не только «кисой», но и всем, что является ворсистым или пушистым (волосы, меховая шуба, мягкие игрушки, плед).
  • Такую речь могут понимать только сам ребенок и взрослый, который всегда рядом (чаще всего мама). Только он может «перевести» сказанное малышом и объяснить смысл таких высказываний. Ведь, как правило, речевое общение ребенка со взрослым происходит в конкретной ситуации, когда определенный предмет находится в поле зрения.
  • Собственная «грамматика». Автономная речь не имеет установленного способа соединения слов между собой. Малыш строит предложения, следуя своим желаниям и только ему понятной логике.

При этом Выготский, в отличие от большинства других исследователей, главной причиной кризиса первого года называет не освоение ходьбы, а как раз состояние развития речи. А именно – непонимание между малышом и взрослыми. Ведь любое непонимание порождает конфликты. Ребенок начинает выражать протесты, капризничать, все чаще становится в оппозицию, нарушает требования, не слушается в привычных ситуациях. Таким образом он пытается отстоять свою независимость.

Развиваем речь с рождения

Как и любой навык, речь развивается тем активнее, чем больше внимания родители ей уделяют. Детки всегда разговаривают лучше, если мамы правильно и активно занимаются с ними. Но что значит – правильно?

Чтобы развить речевые навыки, мало учить малыша произносить звуки или слоги. Развитию речи способствует целый комплекс игр, развивающих самые разные способности малыша.

  • Известно, что центры мозга, отвечающие за развитие речи, напрямую связаны с центрами, ответственными за мелкую и общую моторику, равновесие, мышление. Поэтому, занимаясь мелкой моторикой или равновесием ребенка, как ни странно, мы способствуем развитию его речевых способностей. В самом раннем возрасте важно учить ребенка трогать и хватать предметы, раскачивать, кружить, наклонять его. Это простейшие упражнения для мелкой моторики и вестибулярного аппарата. Кроме того, прекрасным способом активизации моторики являются пальчиковые игры (с рождения это простой массаж, растирание пальчиков и ладошек). Впоследствии кроха сможет, например, собирать пирамидку, пазлы, завинчивать крышки на бутылочках, кататься на качелях или детском велосипеде.
  • Мелкая моторика неразрывно связана с развитием тактильных ощущений. Малыша с 4–5 месяцев полезно знакомить с предметами самых разных тактильных свойств (гладкими, шершавыми, мягкими, жесткими, твердыми, пружинящими, теплыми, холодными, пушистыми, скользкими).
  • Важным этапом, бесспорно, можно считать и развитие артикуляционного аппарата. Можно говорить с крохой нараспев, имитировать звуки разных животных, птиц, транспорта, позволяя ему в зеркале видеть, что делает мама, и сравнивать с его действиями. Это самая первая артикуляционная гимнастика, позволяющая укрепить нужные для говорения мышцы.
  • И, конечно же, малыш никогда не научится быстро и правильно говорить, если вокруг него говорят мало. Постоянное речевое окружение – один из самых эффективных способов научить ребенка говорить своевременно. Постоянное чтение книжек, детских потешек, стишков наряду с постоянным общением дадут нужный результат. Говорить с малышом нужно всегда, объясняя или называя все, что его окружает, что происходит вокруг или произойдет сейчас, все, что делает мама и для чего. Общение должно быть ласковым, позитивным, эмоциональным. Полезно петь ребенку детские песенки, колыбельные на ночь.

Итак, речь – навык с индивидуальным темпом развития. Но пускать процесс на самотек ни в коем случае нельзя. Если замечены отклонения – ребенка нужно показать специалисту. Если нет – важно постоянно стимулировать речевые навыки крохи, пользуясь приведенными здесь советами. Тогда день, когда кроха произнесет заветное «мама», станет намного ближе.

Когда ваш ребенок впервые начинает говорить слова

Пока малыш еще крошечный, нам кажется,что о развитии речи говорить слишком рано.

Но на самом деле у ребенка еще до года появляются первые предпосылки к ее освоению.

Уже с первых недель жизни кроха осваивает пассивную речь,то есть понимание слов, в то время как большинство родителей не видит смысла с раннего возраста заниматься развитием.

Полагают, что ничему научить они не смогут, да это и ни к чему, ребенок ведь все равно ничего еще не понимает.

Этапы развития речи малыша

Для того, чтобы понять, как нужно общаться с младенцем, давайте разберем основные этапы развития речи.

Достижения до полугода

Ребенок осваивает пассивную речь уже с первых недель жизни и именно с этого момента можно начинать развивать речь.

Именно сейчас основной и очень важной задачей родителей будет активно общаться с крохой.

Это будет что-то вроде ежедневной работы как для родителей, так и для самого малыша.

Новоиспеченным родителям необходимо постоянно озвучивать эмоции малыша, комментировать все его движения и всегда с ним разговаривать.

  • Примерно на втором месяце жизни ребенок научится реагировать на голос взрослого и перестанет кричать и плакать, как только родители с ним заговорят.
  • Уже на третий месяц жизни ребенок начнет смеяться и отвечать вам звуками.
  • На 4 месяце малыш начинает говорить агу и гулить (появляются певучие звуки), в этот момент активно участвуйте в диалоге, меняя интонацию голоса.
  • В 5-6 месяцев раздается уже не простое, знакомое, певучее протягивание, а повторение настоящих слогов. Причем, с использованием звуков, для которых приходится смыкать губы, таких, как «б», «п», «м», а также произносит слоги «ма», ла», «ба» и т. д. В это время ребенок уже начинает слушать звуки, которые произносит, повторять их, подражать вам и прислушиваться к вашей речи.

Что умеет малыш до 12 месяцев?

После полугода, помимо того, что речь состоит из повторов слогов, малыш начинает лепетать. После того, как он пройдется по всем гласным алфавита, он начинает произносить вместе такие звуки, как «ба-ба-ба» или «да-да-да-да». Кроха также уже может ответить на вопрос, например, «Где?». Он будет активно показывать на предмет пальцем.

Что произносит кроха с одного года до двух

В год ребенок становится настоящим исследователем. Ему все интересно и он задает вопросы на своем языке. В 1 год ребенок употребляет уже 3-4 более-менее понятных слова, понимает простые инструкции, отдельные слова и соотносит их с предметами. с года характерно увеличение словарного запаса у детей.

В 1 год и 6 месяцев словарный запас повышается до 20 слов и малыш может показать одну часть тела. К 2 годам словарный запас повышается минимум до 50 слов, ребенок показывает 3 части тела и уже пользуется фразами из 2 слов.

Что умеет с 2 лет

В этом возрасте ребенок понимает двухэтапную инструкцию, например, «Подойди к шкафу, возьми книгу», «Подойди к кроватке, возьми игрушку» и так далее.

Словарный запас, обычно, у ребенка в этом возрасте, не менее 50 слов и он умеет показывать 5 частей тела.

Также он понимает значение действий в той или иной ситуации, например, «А что у тебя в руке?» «Это твоя тарелка?» и так далее.

Ребенок при этом всегда пытается ответить на вопрос.

Во сколько месяцев дети готовы освоить навык?

Все родители с нетерпением ждут, когда же наконец заговорит их малыш и хотят, чтобы их речь развивалась правильно и в нужный момент. Поэтому самым актуальным вопросом всех родителей является «В каком возрасте дети начинают говорить?».

Малыши начинают говорить в любом возрасте и даже, если вы спросите у педиатра, то однозначного ответа не получите. Если начинать развитие речи с первых дней жизни младенца, то ваш малыш заговорит уже в год.

Обратите внимание! Если же ваш ребенок не заговорил в год, не стоит сразу паниковать. Необходимо обратиться к специалисту, чтобы ребенка осмотрели и вы получили некую консультацию.

Абсолютно здоровые дети могут разговаривать в разное время — в среднем от 1 года до 3 лет. Самыми первыми словами являются, чаще всего, «мама» и «папа», а также другие простые слова, типа « дай», «иди», и так далее. Четкой возрастной границы возникновения речи у детей не существует. Так считает большинство специалистов.

Когда новорожденный произносит слоги?

Примерно, с 5-8 месяцев младенец начинает лепетать и произносить первые слоги.

В этом возрасте ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога.

В этот период с детьми надо как можно больше разговаривать, тем самым пополняя его пассивный словарный запас, которым он вскоре начнет пользоваться.

В каком возрасте должен начать произносить первые слова осознанно?

Все дети развиваются, конечно же, индивидуально. В возрасте от 10 до 12 месяцев ребенок начинает уже осознанно произносить первые слова. Обычно это односложные слова либо слова из повторных слогов.

Когда малыш начинает осваивать слова мама и папа?

Ребенок очень быстро развивается и растет, уже очень много освоил, начал произносить звуки, слоги. Но когда же он произнесет долгожданное «мама», «папа»? Обычно это происходит в возрасте 1 года, но отметим, что это приблизительная цифра и все дети индивидуальны и развиваются по-разному.

Готов к фразам и предложениям?

После того, как лепет заменил первые слова, следующим этапом развития речи ребенка является развитие словаря. Носителем смысла в этот период является не упрощенное слово, а интонация и ритм. Понять,что хочет сказать малыш, можно только в конкретной ситуации, в которой происходит общение и помогает этому ему активные жесты и мимика.

Родителям на данном этапе необходимо постоянно разговаривать с ребенком, читать сказки, стишки, вести активные речевые игры, для того, чтобы заполнить словарь ребенка от и до.

Обратите внимание! Важно не «сюсюкаться» с ребенком, а правильно и без ошибок произносить все слова.

Также делать акцент на ударные слоги и для того, чтобы ребенок мог видеть движение губ четко и широко открывать рот. Правильная артикуляция является очень важным моментов в развитии речи ребенка. Составлять предложения из трех-четырех слов ребенок учится до 3 лет. А в три года уже сформировывает вопросительные предложения и в его речи появляются прилагательные и наречия.

Есть ли различия между мальчиками и девочками

Принято считать, что раньше говорить начинают все-таки девочки.

Это обусловлено тем, что они чаще всего более спокойные и неэмоциональные, нет особой нужды в помощи со стороны.

Такие дети будут тихо лепетать про себя во время интересного занятия, следовательно, речь разовьётся раньше.

Напротив же, мальчики более вспыльчивые и шумные, для них на ранней стадии взросления характерны громкие крики, визги и резкие движения.

Так, придерживаясь больше невербального способа выражения мыслей, их речь может задерживаться.

Также по некоторым исследованиям девочки имеют достаточно пластичную нервную систему, благодаря которой им намного проще развиваться.

Причины задержки развития речи

Родители ни в коем случае не должны переживать, если ребёнок молчит долгое время, не стоит сравнивать его с другими детьми.

Важно! Беспокоиться можно только при достижении трёх лет, но только в том случае, если ребёнок болен.

Специалисты же выявили следующие причины возможных нарушений:

  • Проблемы с психикой, слухом, длительное кислородное голодание в утробе матери. Следует тщательно следить за здоровьем малыша, ведь своевременная медицинская помощь поможет разрешить все быстро, без каких-либо осложнений.
  • Стресс. Если в семье много ссор и конфликтов, ребёнок может просто закрыться в себе. Никто не сможет привить ему желания разговаривать в таком обществе. Поэтому родителям нужно следить также и за эмоциональным состоянием ребёнка.
  • Недостаток общения. Некоторые родители, не желая отдавать своё чадо в детский сад, совершают большую ошибку. Ведь для полноценного развития ребёнок должен постоянно находиться в обществе. Там он может наблюдать и повторять слова своих сверстников.
  • Чрезмерная родительская опека. Многие из нас готовы угадать и выполнить желание ребёнка по первому зову, что является в корне неверным, если вы ждёте от ребёнка последовательной речи. Ему просто незачем учиться говорить, поэтому в таких семьях дети произносят первые слова очень поздно.
  • Слабое развитие мелкой моторики. Приучите вашего ребёнка к каждодневному вечернему массажу и легким тренировкам пальчиков, потому как известно, что часть мозга, отвечающая за речевой аппарат, неразрывно связана с самой моторикой. Особо будут полезны рисование, лепка из глины. Заодно вы сможете с раннего детства привить любовь к искусству.
  • Смешанные семьи, говорящие на разных языках. В такой обстановке ребёнку очень трудно настроиться и уловить слова и их смысл. Ведь для этого ему нужно сначала выбрать язык, на котором он будет учиться разговаривать и различать значение предложений.

Как помочь крохе быстрее заговорить

При должной поддержке каждый человек способен на многое в своей жизни. Хорошей, грамотно поставленной речи необходимо будет учиться, но непоколебимый позитив и вера поможет вашему малышу быстрее справиться со всеми трудностями!

Упражнения

  • Уделять время чтению. Достаньте с полки книгу с коротким сюжетом и яркими иллюстрациями и проведите вечер в компании своего ребёнка! Не бойтесь повторять один и тот же текст несколько раз, ведь именно такой подход позволит словам и выражениям прочно закрепиться в памяти.
  • Включить песни и весёлую музыку. Чтобы улучшить слух и восприятия слов ребёнку нужно почаще слышать музыку в доме. Старайтесь больше включать активных и мелодичных композиций, параллельно развивая слухо-моторную координацию.
  • Активно комментировать свои действия. Найдите золотую середину, чтобы успеть послушать малыша, а также рассказать ему о повседневных делах. Говорите ему обо всем, от важных событий вплоть до приготовления ужина.
  • Использовать простые и короткие фразы. Дети учатся у взрослых, старательно копируя их действия. Когда вы активно жестикулируете, то учите ребёнка лучше понимать смысл слов. Но не забывайте также, что малышу ещё будет трудно вникать в длинные фразы, поэтому первое время лучше ограничиться чем-то простым, к примеру, «принеси игрушку», «садись за стол» и так далее.

Почему сейчас дети поздно осваивают навык

Причин, по которым многие родители вынуждены обращаться к логопеду может быть несколько. Основные из них это:

  • Равнодушное отношение взрослых к проблеме. Пускать все на самотёк очень рискованно. Родителям следует помнить, что надежды на самостоятельное прохождение дефектов речи могут стоить долгой и затратной работы у специалиста.
  • Экологическая обстановка. Загрязнённый воздух и выхлопные газы могут существенно замедлить развитие малыша. Вследствие этого нужно тщательно следить за питанием, активно заниматься спортом, а также принимать витамины и минералы после консультации с врачом.
  • Кесарево сечение. Безусловно, многие дети рождаются на свет подобным способом. И хотя специалисты не наблюдают опасных патологий, важно быть готовым к тому, что развитие детей может затрудниться.

Заговор для более быстрого освоения навыка

Мнение Комаровского

Каждый из нас имеет свой уникальный путь развития. Именно поэтому большинство детей в первую очередь нуждается в вашей искренней заботе и помощи. Почаще хвалите своего ребёнка, поощряйте его способности, увлечения. И тогда вы удивитесь, с какой скоростью ваш малыш станет для вас лучшим другом и сможет с лёгкостью поставить правильную речь.

Со скольки лет дети начинают разговаривать. Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Первое слово малыша доставляет родителям огромную радость

Когда здоровый ребенок начинает говорить

Согласно общепринятым нормативам речевого развития детей, первые голосовые сообщения ребенок подает уже сразу после рождения. Плач – своего рода послание взрослым, в котором говорится о той или иной потребности малыша, дискомфорте или боли.

Взрослея и развиваясь, малыш к 4-6 месяцам приобретает навыки лепетной речи, пробует издавать новые звуки, сочетать их между собой, повторять наиболее часто слышимые слоги, менять интонацию голоса.

Мальчики развиваются в несколько ином темпе, немного медленнее сверстниц. Они могут начать говорить чуть позже, чем девочки того же возрата. Это не должно вызывать опасений.

К 12 месяцам ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, активно пробует вступить в диалог со взрослым на своем языке, который пока не понятен окружающим. Так тренируются речедвигательные функции, произношение.

Последующее речевое развитие выглядит так:

  • 1-1,5 г. – ребенок старается произносить несложные слова, чаще повторяя их за взрослым.
  • 1,5-2 г. – в арсенале малыша накапливается до 50 слов, которые имеют четкое отношение к тому или иному предмету, человеку, животному. Появляются первые попытки составления словосочетаний.
  • 2-3 г. – словарный запас постоянно пополняется, ребенок строит сложные предложения, понимает инструкцию из нескольких действий.

Эти границы относительны. Ребенок имеет право начать разговаривать как раньше, так и позже срока. В последнем случае главное — не паниковать, не злиться на ребенка, не заставлять его говорить, а проявить терпение и направить все свои силы на занятия по мотивации речи.

Что делать, чтобы ребенок начал разговаривать

Когда малыш с рождения растет в благоприятной обстановке, где все окружающие взрослые нормально общаются с ним и между собой в позитивном ключе, задержки в речевом развитии случаются реже.

Ребенок с рождения должен получать опыт словесной и тактильной коммуникации. Разговаривать с ним нужно постоянно: во время игр, купания, кормления, массажа, сборов на прогулку. Все свои действия мама и другие члены семьи должны сопровождать словами. Только так формируются и развиваются фонематический слух и восприятие – основы правильного звукопроизношения и речи.

Отклонение в речевом развитии на 6 месяцев – допустимая норма, которая не требует коррекционной работы, если нет патологических расстройств.

При общении с ребенком важно:

  • говорить простыми, понятными предложениями;
  • комментировать все, что происходит вокруг;
  • правильно строить фразы, о себе говорить от первого лица, к ребенку обращаться на «ты»;
  • в зависимости от ситуации окрашивать речь эмоционально;
  • стараться поменьше сюсюкаться, особенно если ребенку уже год и больше. Сюсюканье провоцирует у ребенка коверканье тех или иных звуков в дальнейшем.

Таким образом у ребенка формируется пассивный запас слов, который в дальнейшем перейдет в активный.

В каком возрасте начинать занятия по развитию артикуляционного аппарата

Примерно к году, как только ребенок будет готов слушать, понимать и выполнять инструкцию, с ним можно начинать логопедические игры. С их помощью маленькие девочки и мальчишки не только укрепят эмоциональную связь со взрослым, но и подготовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.

Артикуляционные игры для самых маленьких:

  • кривляние перед зеркалом. Помогает изучить себя, свое лицо, свои движения и заставляет работать все мимические мышцы лица;
  • движения языком, имитирующие облизывание губ. Они оттачивают навыки обращения с языком для произношения более сложных звуков;
  • надувание щек;
  • вытягивание языка;
  • тренировка речевого выдоха с помощью надувания мыльных пузырей, сдувания легких предметов со стола и пр.

Главное правило при занятиях с детьми – хорошее настроение, одобрение со стороны взрослого.

Занятия для развития речи

В большинстве своем мальчишки и девочки очень любят слушать, как мама читает

Их можно проводить не только тогда, когда ребенок уже должен начать говорить, но и многим ранее. Сюда относятся:

  • чтение книг, стихов, потешек ребенку. С их помощью расширяется кругозор, пополняется пассивный словарный запас, демонстрируется правильное произношение. Ритмичность стихотворных текстов, звуковые созвучия положительно влияют на становление речи;
  • игры на развитие мелкой моторики. Перебирание круп, пальчиковые бассейны, шнуровки, пуговицы, сенсорные дорожки;
  • развитие крупной моторики;
  • пальчиковые игры;
  • игровые упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Сюда можно отнести распознавание содержимого разных коробочек по характерному звуку, отгадывание музыкальных инструментов по их звучанию, дифференциацию шумов, издаваемых разными предметами.

Сложность занятий подбирается в соответствии с возрастом, опираясь на зону актуального и учитывая зону ближайшего развития ребенка.

Во сколько лет ребенок заговорит, если уже есть небольшая задержка

Отклонение от установленных норм на полгода считается допустимым. Это может быть свидетельством индивидуальных особенностей развития ребенка и не требовать вмешательства специалистов. Кроме того, мальчики могут начать говорить еще позже.

Такая особенность может быть обусловлена:

  • генетическим фактором — если один из родителей малыша поздно начал разговаривать;
  • особенностями перинатального периода — тяжелая беременность, осложненный анамнез матери, преждевременные роды. В этом случае некоторые отделы нервной системы могут формироваться с задержкой. Но важно исключить наличие серьезных врожденных патологий;
  • снижением остроты слуха ребенка — обратитесь к врачу для проверки данного параметра;
  • недостаточным общением и отсутствием мотивации.

Если в 12 месяцев ребенок активен, общителен, здоров, слышит, воспринимает, понимает обращенную речь и выполняет просьбы родителей, то волноваться не стоит.

Советы родителям

В каком возрасте заговорит ребенок — во многом зависит от атмосферы в семье

Когда ребенок должен начать говорить, но слов от него еще не слышно, мамам и папам можно провести самостоятельную работу по наблюдению за малышом. На что следует обратить внимание:

  • развитие общей моторики. В норме у него должно быть сформировано умение быстро ходить, бегать, подниматься по лестнице, прыгать на одной и двух ногах;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обратить внимание на умение переливать воду из стакана в стакан, откручивать пробки, рисовать прямую линию по образцу;
  • понимание обращенной к нему речи. Насколько хорошо и точно выполняет просьбы, каков пассивный словарный запас;
  • развитие фонематического восприятия и слуховых функций. Хорошо ли слышит шепотную речь, узнает ли контрастность одновременного звучания двух музыкальных игрушек, легко ли определяет локализацию звуков с закрытыми глазами.

На основании этих наблюдений можно сделать выводы о готовности ребенка к речевой коммуникации и понять, на развитие каких навыков следует сделать акцент.

Спокойствие, положительный настрой, благоприятная атмосфера любви и понимания – главное в семье. Если ребенок молчит, а его сверстники рассказывают первые стихи, это еще не говорит о задержке. Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, и форсировать события не нужно.

Но если речь задерживается более чем на полгода от общепринятых норм, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который проведет обследование и исключит возможные проблемы и нарушения в развитии.

Источники:

http://razvivashka.online/razvitie-rechi/pervoe-slovo
http://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/nachinaet-govorit.html
http://www.baby.ru/wiki/kogda-rebenok-dolzen-nacat-razgovarivat-i-cto-delat-esli-etogo-ne-proizoslo-vovrema/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×