Со скольки месяцев ребенок говорит. Почему ребенок молчит. Малыш не может выговорить букву «р»

Содержание

Как без проблем научить ребенка говорить букву «Р»

В современном мире очень важно говорить красиво. Ведь встречают человека не только по одежке, но и по произношению. Но имеется определенный процент людей, у которых произношение буквы «Р» вызывает проблемы. Таких людей еще называют картавыми.

Проблема картавости зарождается в дошкольном периоде, а в подростковый период прогрессирует и укрепляется с годами. Но как же не упустить момент зарождения дефекта и как научить ребенка говорить букву «Р» вовремя?

К исправлению произношения буквы «Р» нужно приступать как можно раньше, привлекая к этому логопедов или используя специальные методики. Взрослому человеку самостоятельно избавиться от такого дефекта очень сложно, а порой и нереально.

Когда в идеале ребенок должен начать выговаривать букву «Р»

Многие родители начинают бить тревогу, когда их малыш в год не может выговорить букву «Р». Но вам стоит понять, что до трех лет такой сложный звук ему очень трудно освоить. В таком возрасте ребенок только начинает осваивать речь, поэтому буквы могут просто проглатываться.

Отец и сын делают упражнения на правильное произношение букв

А вот если он в 4 года напрочь игнорирует все рычащие звуки, то тут следует принимать меры. Для этого можно заниматься с ним дома самостоятельно, а можно обратиться к логопеду. Если же ребенок уже достиг школьного возраста, то тут просто необходима помощь специалиста.

Помните, подход к проблеме, когда ребенок плохо говорит букву «Р», должен быть комплексным. Упражнения со специалистом должны обязательно чередоваться с занятиями дома.

Истоки проблемы

Основными дефектами при произношении буквы «Р» выступают:

  • Невнятное окончание;
  • Упускание в некоторых словах буквы «Р»;
  • Замена «Р» на букву «Л»;
  • Гортанное произношение.


Причиной данной проблемы могут быть:

  1. Физиологические проблемы. Для исключения или подтверждения этого варианта обратитесь к стоматологу. Иногда у языка ребенка может быть короткая уздечка, или же мышцы лица не слишком хорошо развиты. В этом случае приписываются речевые упражнения, а в особо сложных случаях – возможно даже хирургическое вмешательство;
  2. Слабо развитый артикуляционный аппарат. Чтобы это подтвердить, посетите логопеда. Он проведет обследование на предмет наличия патологий, поражающих кору головного мозга. Если они отсутствуют, то ребенку приписывается комплекс упражнений, позволяющих исправить неправильное произношение буквы «Р».

Часто ребенок не говорит букву «Р» и по вине родителей. Они сами произносят ее неразборчиво, а ребенок просто копирует их манеру. Также проблемы могут возникнуть и из-за отсутствия слуха, так как он просто не понимает, как нужно выговаривать эту букву.

1) Какие бывают способы пеленания новорожденного? Практические советы для молодых мам.
2) Основные ошибки родителей при обучении ребенка плаванию мы рассказывали в этой статье.

Игровые упражнения – лучший помощник родителей

Если вы взялись учить ребенка говорить букву «Р», то важно сделать это так, чтобы для него все проходило в игровой форме. Ни в коем случае не применяйте грубый тон, даже в том случае, если у ребенка что-то не получается. И никогда не думайте о том, что ваша затея провальная, так как неуверенность малыши чувствуют очень хорошо.

Мама и дочь тренируются правильно произносить буквы, читая интересную книжку

К маленькому ребенку, который только начал говорить, предъявляйте меньше требований. Вполне возможно ваша помощь в освоении этой сложной буквы ему и не потребуется. Если же вы все-таки боитесь упустить момент, то поиграйте с ребенком в слова.

Подготовьте карточки с животными, фруктами и растениями, в которых присутствует звук «Р», и акцентируйте внимание на нем в процессе игры. Малышу такая игра будет интересной, поэтому он и сам со временем захочет поиграть в нее.

1) Выбираем детские прически для маленьких модников и модниц.
2) При каких заболеваниях мамам противопоказано, а при каких — разрешено грудное вскармливание, читайте тут.

Несколько способов, позволяющих освоить букву «Р»

Если вы решили пока справляться с проблемой самостоятельно, то рассмотрим основные упражнения для произношения буквы Р:

  • «Моторчик». Для этого нужно положить большой палец под язык. Двигая языком от щеки к щеке, постарайтесь «рычать»;
  • «Язычок чистит зубки». Сделайте широкую улыбку и проводите по задней стенке зубов язычком. В этом упражнении нужно следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась;
  • «Лошадка». Тут просто нужно изображать стук копыт, цокая языком;
  • «Хулиган». Высовывайте расслабленный язычок и, болтая им вверх-вниз, пытайтесь рычать. Это упражнение малышу понравится, ведь можно подразнить маму безнаказанно!
  • «Змейка». Тянитесь к подбородку и носу языком, покусывайте кончик языка, чтобы активизировать нужные мышцы.

Этот комплекс упражнений рассчитан на растяжку связок во рту, а также расслабление языка на время произношения некоторых звуков. Это является базой, перед тем как исправить произношение буквы «Р».

Маленькая девочка тренируется произносить буквы правильно с профессиональным врачом логопедом

После этого можно выполнять упражнения, направленные именно на произношение трудных звуков:

  • Повторяйте почаще словосочетания со звуками «Т» и «Д»;
  • Пытайтесь произносить с ребенком скороговорки, в которых имеется буква «Р»;
  • Ежедневно произносите с расслабленными губами «брр!», а затем звонко выстреливайте «тррр!».

Результат таких упражнений себя не заставит долго ждать, если вы будете проводить их регулярно. Если же усилия остаются безрезультатными, то вам все-таки понадобится помощь специалиста.

Если вы пытаетесь научить ребенка говорить букву «Р», то обязательно следите за тем, как он выговаривает слова с нею. Если же вы замечаете, что ребенок попросту ленится, то ни в коем случае не ругайте его!

Сделайте вид, будто вы его совсем не понимаете, и попросите четко повторить сказанное. Наилучших результатов таких упражнений можно получить только в процессе игры, когда малыш не утомляется. А нам остается только лишь пожелать вам прекрасных результатов!

Ребенок не выговаривает букву «Р»

Почему дети не выговаривают букву «Р»

Если вы услышали, что ваш ребенок не может правильно произносить букву «р», точнее не может воспроизвести сам звук – не торопитесь переживать и пугать ребенка чрезмерными просьбами порычать, в надежде на то, что ситуация измениться. Очень не многие детки начинают разговаривать сразу внятно и понятно, не испытывая затруднений в произношении.

Для начала разберемся с тем, сколько вашему ребенку лет. Уже с первого года своей жизни детки начинают пытаться разговаривать, конечно, это сложно назвать речью, скорее это набор звуков или обрывки слов, но уже тогда родители могут различить некоторые нарушения речи. Не спешите прибегать к радикальным мерам. Если вашему малышу до 5 лет, то все незначительные фонетические трудности считаются абсолютно нормальными (обратите внимание что именно незначительные трудности остаются в рамках нормальности, если ребенок молчит или не может переносить свои мысли на слова, тогда нужна квалифицированная помощь доктора!). До этого возраста ребенок должен сам стараться справиться со сложными звуками, а вот если к началу 6 года никаких изменений не произошло, тогда стоит ребенка немного подтолкнуть в правильном направлении и помочь ему.

Основной причиной того, почему дети не произносят букву «Р» является физиологические недостатки. Например, неправильная форма кончика языка (очень редкое явление), слишком короткая уздечка маленького язычка, плохо развитые ротовые мышцы или неправильный прикус. Если вы нашли у малыша любой из этих недостатков обратитесь к стоматологу и логопеду, все это можно и обязательно нужно исправить. К сожалению, все проблемы (кроме неправильного положения зубов, то есть прикуса) решаются с помощью хирургического вмешательства, операции не сложные, но часто дорогостоящие. Обычно после операции дети практически сразу самостоятельно начинают выговаривать все звуки правильно (включая и сложный звук «р») и необходимость в каких-либо курсах по развитию правильной речи отпадает сама собой. Но следует помнить, что несвоевременное устранение таких физиологических особенностей может привести к картавости и другим дефектам речи в зрелом возрасте.

Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р»» (это больше похоже на хрип), то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой и в этом случает обязательно нужно обратиться к специалистам.

В случае если логопед не выявил никаких физиологических нарушений (это значит, что не требуются ни скобы, пластинки на зубы, не требуется подрезать ничего в ротовой полости, и не назначены никакие другие операции), а ребенок по-прежнему не выговаривает этот звук, следует прибегнуть к помощи простых, но эффективных упражнений.

Если вы хотите самостоятельно научить ребенка произносить звуки, то начните с себя. Старайтесь разговаривать четко и внятно, не глотайте окончания в словах и используйте больше проблемных для ребенка слов, например, трактор, корректор, пекарь, снегири и так далее. Детки очень хорошо запоминают «на слух», а ваше правильное произношение поможет им.

Упражнения, для правильного произношения буквы «Р»

1. Перейдем к практическим упражнениям. Купите ребенку машинку (трактор, экскаватор) или детский трехколесный мотоцикл и играйтесь с ним, издавая характерные звуки заведенного мотора. Кроме этого в игру можно пустить лошадок (так же предварительно купленных или нарисованных, без примера предмета ребенку просто будет не интересно выполнять упражнения), вместе с малышом издавайте звуки цокающей по гладкой поверхности лошади.

2. Для ребенка можно установить правило «перед едой чистить зубки языком». Все очень просто, попросите малыша открыть ротик и кончиком языка «протереть» внутреннюю сторону каждого зубика. Внимательно следите за тем, чтобы малыш не двигал нижней челюстью, иначе эффекта от упражнения не будет.

3. Показывайте друг другу язычки. Это тоже своего рода упражнения, просто садитесь с малышом и соревнуйтесь в высовывании языка. Если вы пообещаете ребенку сладкий приз после игры, то стараться он будет в два раза лучше. После упражнения обязательно погорите с ребенком на тему того, что играть в «язычки» он может только дома, потому что дразнить людей, показывая им язык, не красиво.

4. Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять регулярно до тех пор, пока речь ребенка не нормализуется, но кроме этого, доктора советуют тренироваться и на других не менее сложных для ребенка звуках (даже если с ними у малыша проблем нет), например, длительные «д» или «з». В комплексе с другими звуками ребенку будет легче выговорить сложную букву «р», а после первых успехов в произношении нужно начинать фонетические тренировки с помощью песенок и стихов.

5. До начала тренировки ребенку нужно показать правильную артикуляцию: попросите малыша поставить кончик языка у бугорков за зубками, боковые края нужно прижать к зубам и создавать вибрации с помощью напора выдыхаемого ребенком воздуха. В таком положении нужно повторять рифмующиеся строчки:

Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора;

Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро;

Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары;

Ри-Ри-Ри, прилетели снегири;

Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор;

Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.

6. После того как малыш закончит выполнять это упражнение, перейдите к следующему (предварительно, конечно, дайте малышу попить водички и немного передохнуть).

7. Это занятие базируется на частой тренировке кончика язычка с помощью быстрого повторения одного и того же звука. Для такого урока лучше выбрать буквы «т», «ж» и «д». В течении нескольких минут малыш должен произносить одну и ту же букву (например, т,т,т,т,т), после этого пусть старается произносить скороговорки, которые содержать в себе тяжелые для произношения звуки, что-то вроде этой – Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.

Все упражнения должны давать результат уже после полугода тренировок. Конечно, кроме самострельного лечения, неплохо было бы обращаться иногда и к врачу, пусть лучше квалифицированный доктор следит за процессом выздоровления. Если проблемой заниматься, то она обязательно исчезнет и малыш перестанет испытывать трудности в произношении буквы «Р».

Самые популярные статьи по этой теме:

7 комментариев

Спасибо за полезные упражнения.

Я логопед. Спасибо за идеи, но хочется уточнить некоторые не совсем верные моменты:
1) Прежде всего, название статьи не корректное. «Букву» выговаривать или не выговаривать нельзя, ее можно только видеть или писать. А произнести и услышать можно только звук. Так что речь идет о звуке «Р» (а заодно и «Рь»).
2) Не нужно идти «к доктору», речь не идет о болезни и «процессе выздоровления». Обратитесь к логопеду! Да, логопед сидит и в поликлинике, тогда он доктор. Но чаще всего логопед — это педагог. Обратитесь за консультацией и, если нужно, организуйте для своего ребенка занятия с помощью логопеда или займитесь сами.
3) Вариантами неверного произнесения звуков могут быть не только искажения (например, гортанное «Р» , как написано в статье), но и замены (вместо «Р» ребенок говорит «Л» или «Й») или пропуски звуков (вместо «дырка» говоря «дыка»).
4) Автор статьи пишет «Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р», то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой» — может быть, но чаще всего это не связано.
5) Причины неверного произнесения звуков разнообразны: это не только физиологические особенности строения языка, зубов, но и другие. Причем, на самом деле очень редко, когда реально понадобятся хирургические вмешательства, например, подрезание уздечки языка, так как все логопеды знают: при помощи специальных упражнений подъязычная уздечка растягивается!
6) Если Вы показали своему ребенку перед зеркалом, как Вы произносите какой-либо звук, а у ребенка по подражанию не получилось его повторить, то использовать трудные слова или скороговорки нельзя — так Вы только закрепите неправильное произнесение!
7) До начала тренировки, действительно, ребенку нужно показать правильную артикуляцию. Однако, в таком положении ни в коем случае не нужно повторять рифмующиеся строчки. Потому что основной логопедический принцип таков: подготовительный этап (привитие интереса ребенка к занятиям, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, иногда логопедический массаж), потом артикуляционные упражнения, потом вызывание изолированного звука, например, «Ррррр», потом тренировка «Порычи, как тигр, как трактор», потом длительная тренировка звука в слогах Ар, Ор, Ур, Ыр, Эр, Ра, Ро, РУ, Ры, Рэ, потом в простых словах типа «Пар», «Рак» и в слогах со стечением: «Кра», «Тра» и т.д. Только потом в предлагаемых автором статьи словосочетаниях. Тренировать можно только уже верно произносимый звук! И потом еще ведется работа по дифференциации звуков «Р» и «Л», так как ребенок начинает их путать. И только потом от ребенка можно требовать, чтобы он произносил данный звук в собственной речи, например, когда говорит «пРивет».
8) Если Вы решили заниматься сами, то сначала начинайте делать с ребенком артикуляционную гимнастику: упражнения для губ, щек, языка. Хорошо использовать для этого книжки с картинками типа «Тру-ля-ля для язычка». Полезно также делать с ребенком пальчиковую гимнастику, так как развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием артикуляционной.
9) Среди этих упражнений выделяются упражнения для разных групп сложных звуков: для «Р» и «Рь», для «Л» и «Ль», для свистящих «С», «Сь», «З», Зь» и «Ц» и для шипящих «Ш», «Щ», «Ж» и «Ч». Выберете те, которые нужны вашему ребенку. Заниматься постановкой всех звуков одновременно неправильно.
10) Для постановки звуков «Р» и «Рь» подходят упражнения «поцокай, как лошадка», «Красим языком нёбо», «Чистим зубки языком» — только не каждый зубик, а верхние зубки с внутренней стороны — все те упражнения, которые способствуют поднятию языка вверх и приклеиванию его к небу за верхними зубками.
11) Упражнение по частому произнесению «д-д-д-д», «з-з-з-з» или «ж-ж-ж-ж» хорошее, но никакой даже взрослый не согласится произносить это несколько минут.
12) Можно попробовать «завести мотор» — помочь ребенку почувствовать вибрацию кончика языка: попросите его произносить «д-д-д-д», при этом рот ребенка должен быть чуть приоткрыт, губы в улыбке, язык широкий. Под язык поместите чистый указательный палец ребенка или палочку с шариком на конце (у логопедов есть такой специальный шариковый зонд) и двигайте из стороны в сторону. Иногда у ребенка может получаться звук «Др». И это то, что нужно. Дальше закрепление «Др-р-р», которое постепенно перейдет в «Р». А потом по схеме: звук — слоги — слова — фразы — тексты — собственная речь.
И напоследок: у обычного ребенка 4 — 6 лет этап постановки звука «Р» на занятиях у хорошего логопеда занимает около 3 недель (при выполнении рекомендаций родителями дома), а дальше этап автоматизации, то есть введение звука в слоги, слова, фразы и т.д.
Занимайтесь, пробуйте. Удачи всем мамам и папам!

Благодарим вас за профессиональную оценку и полезные советы. Рекомендации настоящих специалистов очень ценны, как для нас, так и для посетителей нашего сайта.

Попробуйте 2 слова мне по могло до 7 класса не мог.ТЫ НЕ ФЫКОЛЬПНЕШЬ Я ФЫКОЛЬПНУ

Причём тут фыкольнешь? Тут реч идёт о произношении, о правильном произношении звука «Р»

Я считаю, что если в течении месяца логопед пе смог поставить вашему ребенку легкие звуки ш, например. То Р ставить нужно уже у друголо логопера.

Мне 36 лет я не могу выговаривать букву р, как мне быть?

Если ребенок не выговаривает звуки «р» и «л»: что делать родителям?

«Кла, кличит волона, клажа, калаул» — если ребенок до 5 лет именно так произносит эту скороговорку, то это не повод для паники. Многие логопеды говорят о том, что неумение ребенка произносить некоторые звуки до этого возраста считается вариантом нормы, но если проблема сохранилась и после, то необходима консультация специалиста. Когда родителям необходимо подключать логопеда для решения проблемы неправильного произношения звуков «р» и «л»? Только ли логопед может участвовать в лечении?

Когда ребенок научится выговаривать р и л

В формировании речи ребенка сначала встают свистящие звуки, а вот буквы Р и Л считаются трудными для произношения, и полноценно в речи ребенка обычно встают к 4-5 годам.

Если рассматривать проблему в целом, то только у 10% детей до этого возраста отмечается чистое произношение звуков «р» и «л». В остальном, можно увидеть проблемы той или иной сложности.

Как утверждают многие специалисты, причины такой проблемы могут быть не только логопедическими, но и стоматологическими. Именно поэтому в ее решении могут участвовать сразу несколько специалистов, иногда именно их слаженная работа помогает решить проблему в короткие сроки.

Родители должны понимать, что выяснение причины нарушения произношения звуков – первый и важный этап в лечении. Но обо всем по порядку.

Причины неправильного произношения звуков

Логопеды акцентируют родительское внимание на том, что проблему считают существующей лишь, в случае если ребенок после 5 лет не может правильно произносить «р» и «л». В остальном, это лишь вариант нормы.

Звуки «р» и «л» считаются сложными, и их освоение происходит в последнюю очередь. Для полноценного произношения необходимо несколько составляющих: достаточное развитие речевого аппарата, умение ребенка удержать произнесенный звук. Если у ребенка после 5 лет не наладилось произношение, то этому может быть несколько причин.

Уздечка языка

Уздечка языка крепится к дну полости рта и другим своим концом вплетается в язык примерно на его середине. В клинической практике можно встретить ее укорочение, когда она вплетается в верхней трети языка, существенно ограничивая его движения.

Короткая уздечка языка может диагностироваться еще в родильном отделении, где и проводится его коррекция, так как грудное вскармливание и даже кормление из бутылочки невозможно.

Но чаще всего короткая уздечка выявляется гораздо позже, когда появляются проблемы с речью. К 5-6 годам у ребенка уздечка языка должна быть примерно 8 мм, именно такая длина обеспечивает нормальные движения языка. Если же диагностировано ее укорочение, утолщение, ограничение движения, то у детей практически со 100% вероятностью развиваются проблемы в произношении «р» и «л».

Коррекцией уздечки может заниматься как стоматолог – хирургический метод, так и логопед – консервативно. Решение этого вопроса – камень преткновения между двумя специальностями.

Нарушенное звукопроизношение

Неправильное произношение звуков «р» и «л» может быть связано с неправильным произношением других звуков, освоенных ранее. Чаще всего, у детей формируется путаница в произношении свистящих и шипящих звуков, что выливается в проблему с произношением «р» и «л».

Нередко такие нарушения становятся причиной того, что ребенок путает их в повседневной речи («Кла, кличит волона, клажа, калаул»). Как утверждают логопеды, такие нарушения легче всего поддаются коррекции. Дело в том, что «р» и «л» схожи по методике произношения: язык находится примерно в одинаковом положении, но «л» легче произносится, поэтому дети идут по самому легкому пути. Если же «р» заменяют другим звуками, то ситуация несколько сложнее и специалисты подозревают нарушения фонетического слуха. Если же дети «проглатывают» этот звук, то скорее всего нарушено фонетическое восприятие.

Нарушения фонетического слуха

Выборочное восприятие отдельных звуков, когда ребенок слышит «ш», «ч», «к», «а», но не слышит «р», и автоматически его заменяет на «л» и называется нарушением фонетического слуха.

Фонетический слух достигает пика своего развития к 4-5 годам, но родители могут заметить его нарушения и до этого возраста. Чем раньше была диагностирована проблема и приняты меры по ее коррекции, тем больше шансов на успех.

Формирование активного и пассивного словаря, развитие фонетического слуха происходит именно во время устной речи. Поэтому, специалисты не рекомендуют сюсюкаться с детьми, речь родителей должна быть правильной и четкой, что поможет детям избежать множества проблем с устной речью.

Если родители заметили «симптомы» нарушения фонетического звука – нужно как можно скорее показать ребенка специалисту. Такие нарушения могут указывать на некоторые заболевания центральной нервной системы, аденоидные вегетации или отит, имеющие скрытое течение.

Речевой аппарат

Речевой аппарат – это язык, щеки и губы. Пропуск в произношении некоторых звуков может указывать на их недостаточное развитие и тех мышц, которые участвуют в образовании речи, также причина может скрываться в гипо- или гипертонусе, что в равной степени влияет на звукопроизношение.

Проблемы поведения

Освоение звуков «р» и «л» требует от малыша сосредоточенности и некоторых усилий. Замечено, что чаще проблемы с воспроизведением звуков регистрируются у детей с особенными поведенческими реакциями, например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, но есть и обратная сторона медали – дети, склонные к апатии.

Горловые звуки

Даже если развитие речи идет согласно нормам и среднестатистическим показателям при освоении звуков «р» и «л» дети могут следовать по «ленивому» пути. Под этим путем наименьшего сопротивления понимается воспроизведение гортанного звука, когда вибрации формируются за счет язычка гортани.

Эту логопедическую проблему довольно сложно исправить, ведь она требует переучивания ребенка. Осложняет ситуацию тот факт, что многие родители не могут отличить правильно произнесенный звук от гортанного, и чем дольше существует проблема, тем сложнее переучивание.

Что должны сделать родители?

Для успешной коррекции и обучения правильного произношения звуков, необходимо вычислить причинный фактор. Понять это поможет консультация логопеда и, при необходимости, стоматолога. Именно эти специалисты могут оценить состояние уздечки языка, развитие речевого аппарата, фонетического слуха и выявить проблему горлового произношения.

В индивидуальном порядке, учитывая сложность проблемы, ее причину и наличие дополнительных обстоятельств составляется индивидуальный план лечения и коррекции. Главное, родители должны понимать, что успех во многом зависит от работы специалистов и повторения материала в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика

Коррекция неправильного произношения звуков «р» и «л» начинается с освоения артикуляционной гимнастики. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей:

  • Подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков;
  • Можно использовать как разминку для языка, губ и щек.

Если пропускать артикуляционную гимнастику – дальнейшие упражнения могут и не принести желаемого результата.

Выполнять ее лучше всего находясь друг перед другом или перед зеркалом, для того, чтобы малыш мог видеть, как двигаются губы, щеки и язык взрослого.

Наиболее удобная форма восприятия для ребенка – игра. Чем увлекательнее будет упражнение, тем больше шансов на успех. Для привлечения внимания ребенка, во время упражнения родители могут читать стишки или включить заводную мелодию.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики направлены именно на тренировку языка, щек и губ, что поможет в правильном произношении звуков «р» и «л». Благодаря им можно будет растянуть уздечку, натренировать язык и увеличить его время пребывания в верхнем положении.

Хороший выдох имеет фундаментальное значение для правильного произношения звуков. Помочь натренировать выдох могут мыльные пузыри, малыши могут попробовать загнать шарик от настольного тенниса между двумя препятствиями. Такие увлекательные упражнения помогут сформировать хорошую воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика: упражнения

Артикуляционная гимнастика включает в себя многочисленные упражнения для языка, щек и губ ребенка. Главное, чтобы они нравились малышу и были представлены в форме игры. В каждую из них родители могут привносить что-то свое, «изюминку». Вот лишь некоторые из них:

«Язык как качели». Рот нужно широко открыть, и совершать маятникообразные движения языком: вверх-вниз (несколько подходов), влево – вправо (несколько подходов). Завершающим этапом является счет зубов верхней и нижней челюсти. В это время родители должны четко произносить: «РРаз», «два», «тРРи» и т.д.

  • Облизывание губ. Нередко родители ругают детей за то, что они облизывают губы. На самом деле, это довольно полезное занятие. Но выполнять это упражнение нужно правильно. Начинать нужно с медленного облизывания верхней губы, переходя на нижнюю. Движение языка вначале упражнения должно быть по часовой стрелке, после – против. Завершить упражнение нужно попыткой дотянуться кончиком языка до кончика носа.
  • «Маляр». При сомкнутых челюстях ребенку нужно «покрасить» кончиком языка щеки, все зубки, верхнее небо. Повторить упражнение нужно при полуоткрытой полости рта.
  • «Лошадка». Нужно научить малыша цокать языком и обязательно включить это упражнение в повседневные игры.
  • Как научить ребенка правильно произносить звуки?

    После благополучного освоения артикуляционных упражнений, логопеды приступают к непосредственному запуску звуков «р» и «л». Обычно, запуск звука «р» сравнивают с заведением мотора и одноименное упражнение – одно из самых популярных и действенных.

    На первый взгляд упражнение может показаться сложным к исполнению, но все не так страшно:

    При полуоткрытой полости рта нужно прижать язык к небу;

  • Кончиком пальца малыша (ватной палочкой) придерживать язык в исходном положении;
  • После фиксации языка, малыш должен создавать воздушную поток – выдыхать, при этом произнося звуки «ддддд» или «жжжжж» (что наиболее удобно);
  • Во время выдоха, кончиком пальца нужно совершать колебательные движения из стороны в сторону.
  • При выполнении упражнения язык должен быть расслаблен, а вот кончик языка – вибрировать. Главное – чтобы малыш прочувствовал. Постепенно язык начнет самостоятельно вибрировать и на выходе воздушной струи формируется «р».

    Закрепляем результат

    Заведенный моторчик – половина успеха. Даже, если малыш научился отдельно произносить звуки «р» и «л», порой очень сложно вставить их в беглую речь и не допускать путаницу. Закрепление результатов или автоматизация звуков – одни из самых длительных и сложных процессов в лечении.

    В закреплении результата важно сначала научить ребенка сочетать звук с гласными и согласными, довести сформированные слоги до автоматизма. Логопеды в индивидуальном порядке подбирают нужные закрытые и открытые слоги в течение нескольких упражнений, прорабатывают их с обязательным повторением дома.

    Нагрузка и усложнение пройденного материала происходит постепенно: от закрытых слогов переходят к отрытым, от слогов – к словам. Где звуки сначала расположены в начале, после, в середине и конце слова.

    Параллельно с освоением этих навыков специалисты учат малыша различить твердые и мягкие звуки «р» и «л». Главное, чтобы малыш понял, где нужно звуки произносить сильнее, жестче, а где расслабленнее и, главное, как правильно это выполнить на практике.

    Когда необходимо кардинальное вмешательство?

    Логопедические упражнения вполне могут консервативно корректировать длину уздечки языка, но этот процесс длительный и сложный, да и результаты не всегда оправдывают ожидания.

    Действовать консервативно или хирургически – была и до сих пор остается одной из спорных тем между стоматологами и логопедами. Каждая группа специалистов приводит доводы в свою пользу.

    Между тем, есть строгие показания к хирургической коррекции:

    • Если уздечка вплетается в верхней трети языка и мешает полноценному кормлению или существенно ограничивает движения языка;
    • Появление сильной боли во время выполнения логопедических упражнений;
    • Травмы;
    • И др.

    В любом случае, если причина неправильного произношения звуков «р» и «л» кроется именно в укорочении уздечки, необходима консультация стоматолога и совместное решение о тактике дальнейшего лечения.

    Современная стоматология располагает безболезненными методиками коррекции уздечки с минимальным периодом реабилитации. Главным образом речь идет об использовании лазера, что позволяет сократить период восстановления до нескольких часов и избежать множества возможных осложнений.

    Сама уздечка не имеет нервных окончаний, следовательно, ее коррекция безболезненна, но анестезия требуется для обеспечения комфорта маленького пациента, снижения рвотного рефлекса и др.

    После проведения операции, стоматологами рекомендовано тщательно соблюдать гигиену полости рта: полоскать полость рта растворами антисептиков для предотвращения присоединения инфекции.

    Вернуться к логопедическим занятиям после операции можно уже через неделю. Если понадобилось наложение швов – спустя 5-6 дней после их удаления.

    По окончанию реабилитационного периода дети начинают гораздо чище произносить звуки «р» и «л», но это не говорит о том, что занятия с логопедом не нужны. Впереди еще длительная работа по становлению правильного произношения и закреплению результатов.

    Обучение ребенка правильному произношению звуков «р» и «л» – длительное, что потребует и от родителей, и от ребенка усилий и временных затрат. Только от нацеленности на результат, работы в тандеме и добросовестном выполнении всех рекомендаций специалиста, будет зависеть положительный исход. Родители должны понимать, что даже после того, как малыш научился правильно произносить звуки, без должной тренировки – он не закрепится. Но не стоит давить на ребенка – это процесс постепенный, звук уже появился, и закрепить его, рано или поздно, все равно получится.

    Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

    10,515 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

    Источники:

    http://lovingmother.ru/uxod-za-rebenkom/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html
    http://bebiklad.ru/14-shkola/rebenok-ne-vyigovarivaet-bukvu-r
    http://okeydoc.ru/esli-rebenok-ne-vygovarivaet-zvuki-r-i-l-chto-delat-roditelyam/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector