Со скольки месяцев ребенок начинает ходить. С точки зрения биологической

Содержание

Со скольки месяцев ребенок начинает ходить. С точки зрения биологической

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений — одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову — это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции — улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия — рассматривания рук — в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции — улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед — это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, — это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова — «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Во сколько начинают ходить дети самостоятельно, норма и отклонения, от чего зависит

Одно из самых волнующих событий для родителей, кроме рождения малыша, это то, когда он делает первые шаги. Все ждут с нетерпением, так как знают, во сколько начинают дети ходить. Родители внимательно наблюдают за полугодовалым малюткой, чтобы не пропустить момент, когда дитя сделает первые неуверенные шаги. Но у многих детей этот момент наступает рано, у других позже. Назвать точную дату никто не сможет.

Со скольких месяцев дети делают первые шаги: оптимальные сроки

Подготовка детского организма к ходьбе начинается рано. Уже с первых месяцев, когда малютку кладут на живот, когда он начинает переворачиваться, мышцы начинают укрепляться. Поэтому, в каком возрасте у новорожденного мышцы нижних конечностей будут готовы к ходьбе, тогда и начнет он двигаться самостоятельно. Естественно, что готовность наступает к 9 месяцам, году.

Но и после года по некоторым причинам у большинства малышей наступает возможность сделать первые шаги. Поздно начинают ходить те, которые родились недоношенными. Они отстают немного в физическом развитии от своих сверстников. Иногда не могут сами сделать шаг дети ввиду боязни.

Поэтому конкретно ответить на вопрос, со скольки лет малыши начинают ходить, нельзя. Кто-то в полгода прекрасно передвигается самостоятельно, кто-то — только в 1,5-2 года, иногда и позже. Норма ВОЗ считается до 1,5 лет, поэтому не стоит мамочкам волноваться, если их малыш не ходит в год.

От чего зависят сроки

Несколько факторов влияет на то, когда малыш пойдет. К ним относят:

  • болезни ребенка;
  • вес малютки;
  • характер младенца;
  • темперамент малыша.

Крупные дети начинают ходить позже, так как мышцы ног не могут держать большую массу тела. При неудачной первой попытке дети могут долго бояться передвигаться самостоятельно. Бойкие ребята начинают рано ходить, а спокойные — позже. Самый ранний возраст, когда дитя начинает самостоятельно передвигаться, это 7-8 месяцев.

Как это происходит

Существует поэтапность подготовки малышей к ходьбе. Прежде всего, он должен начать сидеть, вставать, ползать. Без этого ноги достаточно не окрепнут. Те дети, которые сразу перешли от сидения и стояния к ходьбе, имеют недостаточно развитую мускулатуру. У них развиваются патологии опорно-двигательного аппарата, искривляется позвоночник. Походка маленького человека отличается от взрослого. Ребенок старается удержать равновесие, поэтому широко расставляет ноги, располагая ступни параллельно друг другу.

Держать спину прямо трудно, балансировать он не может, ведь он ставит всю ступню на пол, а не перекатывается с пятки на носок. Отсюда и частые падения.

Если пошел раньше или позже, хорошо это или плохо

Как гордятся родители, когда их дитя пошло рано. Но не стоит радоваться этому. Еще неокрепший позвоночник малютки не может долго оставаться в вертикальном положении. Часто у детей происходит искривление опорного столба, а также ног.

Если у ребенка возникло желание ходить, то это говорит о его готовности к этому. Но необходимо при рано начавшейся ходьбе стараться давать отдых позвоночнику и конечностям, проводить упражнения по укреплению мышечного аппарата. У тех, у кого поздно начал передвигаться малыш самостоятельно, не должно быть волнения по этому поводу. Стоит беспокоиться, если после 2 лет младенец даже не пытается ходить.

Как помочь ребенку сделать свои первые шаги

Родители могут подготовить малыша к ходьбе, помочь ускорить процесс укрепления мышц нижних конечностей, спины. Для этого необходимо:

  • поощрять малютку к ползанию;
  • ставить его на ножки у опоры;
  • расставить крупные игрушки по комнате и давать возможность малышу передвигаться от одного предмета к другому;
  • брать за ручки и водить по комнате.

Оказывая психологическую помощь, можно ускорить время, когда малютка сам начнет ходить.

Упражнения и занятия, которые помогут ребенку быстрее научиться ходить

Советуют для того, чтобы ребенок быстрее научился передвигаться, заниматься с ним ежедневно:

  1. Придерживая малыша, помочь ему достать игрушку, которая расположена над головой. Упражнение выполняют с возраста в 6 месяцев.
  2. Танцы с ребенком под музыку помогут укреплению мышц, координации движений. Можно заниматься с 8 месяцев жизни.
  3. В 11 месяцев детей привлекает хождение по упаковке с пузырьками. Это будет и хорошим массажем для пяточек.
  4. В год, если ребенок не ходит самостоятельно, надо гулять с ним по улице с поддержкой.

Начинать упражнения в ходьбе надо с мягких поверхностей, чтобы при падении малыш не ушибся. Дома лучше всего ходить босиком или в носочках. Обувь для улицы подбирают с эластичной подошвой, которая не скользит.

Тревожные сигналы в развитии

Тревожиться за развитие ребенка не стоит, если он не ходит самостоятельно до 1,5-2 лет. Это зависит и от здоровья ребенка, от его характера, веса. Обращаться к педиатру надо в том случае, если:

  • к полугоду ребенок не держит тело, не может присесть;
  • в 9-месячном возрасте не может подняться, подтягиваясь;
  • к году не пытается делать шаги с поддержкой.

Бывает, что ребенок боится ходить самостоятельно, только передвигается, когда его поддерживают. Но если малыш и в полтора года не делает попытки к ходьбе, то необходима консультация специалиста.

Почему малыш не начинает ходить

Чтобы не расстраиваться по поводу того, что ребенок не ходит в год, надо проанализировать причины этого. К ним относят и то, что родители сами тоже пошли поздно. Ведь наследственность играет большую роль в развитии малютки.

Позднее начинают делать первые шаги те дети, которые часто болеют или перенесли тяжелую инфекцию. Пока организм не окрепнет, они не смогут ходить самостоятельно.

Психические травмы также влияют на готовность к ходьбе. Испытывая постоянный стресс, ребенок вряд ли начнет самостоятельно передвигаться. Родителям нужно обдумать, что делать для подготовки ребенка к ходьбе.

Что предпринимать, если малыш ходит на цыпочках

Ситуация, когда малыш при ходьбе не наступает на всю стопу, а поднимается на цыпочки, встречается часто. Связано это с повышением тонуса мышц в нижних конечностях. Считают, что возникает проблема у тех, кто при рождении перенес кислородное голодание. Часто появляется такая ситуация у тех, кто использует ходунки. В них трудно поставить ногу на всю стопу. Со временем проблема уходит, если проведен ряд мероприятий.

Упражнения на дому

Из упражнений наиболее эффективны следующие:

  1. Держа малютку под мышки, ставить ему ноги на полную стопу, чтобы он опирался на нее.
  2. Положить животом на большой мяч. Малютка катается и отталкивается от пола полной стопой.
  3. При купании давать возможность поплавать, отталкиваясь от бортиков ступней.
  4. Дать попинать мяч, положив его на стопы ног.

Упражнения должны обязательно сочетаться с массажем.

Для процедуры подходят поглаживания и растирания мышц голени и стопы. Не оставляют без внимания икры, растирая их. Стопу поглаживают от пятки к пальцам. В это время ребенка кладут на спину, согнув ноги в коленях. Перевернув малютку на живот, сгибают колени под углом в 90 градусов. Фиксируя голеностоп, нажимают рукой на ступню. Происходит растягивание ахиллесова сухожилия.

Когда нажимают большим пальцем руки на стопу, она сгибается. Разгибание происходит при проведении по наружному краю от мизинца к пятке. Полезен массаж в виде поглаживания от пальцев к голени.тПроводят массаж ежедневно. И прерывать его не надо при появлении первых положительных результатов.

Подбираем правильную обувь

Если дома дети ходят босиком, то для улицы нужна обувь. Подбор ее играет важную роль в выработке правильной ходьбы. Обувь для малыша должна быть:

  • из натуральных материалов;
  • с гибкой и тонкой подошвой;
  • с плотным задником и прочными застежками;
  • на небольшом каблучке, фиксированном супинаторами.

Не стоит приобретать обувь на вырост. Она будет сваливаться при ходьбе, а ребенок падать.

Исправляем неправильную походку

Недоразвитие связок, мышц, деформация костей приводит к косолапости. Увидеть дефект можно по тому, как ставит малыш ноги при ходьбе. При врожденном дефекте проявляется он сразу и возникает в результате неправильного поведения матери или заболеваний во время беременности. Исправить легкую косолапость можно плотным пеленанием новорожденного с выпрямлением конечностей.

Во время обучения ходьбе надо следить за постановкой ног. Они должны располагаться параллельно по отношению друг к другу.

Когда следует обратиться к педиатру

После года жизни особенно надо обращать внимание, правильно ходит малыш или нет. Отклонения можно исправить, если вовремя обратиться к врачу. Только он может назначить адекватное лечение.

Как правильно лечить

Среди методов исправления неправильной походки можно выделить:

  • процедуры массажа;
  • выполнение комплекса лечебной физкультуры;
  • гипсование при средней степени дефекта, бинтование — при легкой;
  • лечение электрофорезом, акупунктурой, водными процедурами;
  • ношение специальной ортопедической обуви;
  • применение приспособлений для фиксации стопы в правильном положении.

Только в тяжелых случаях назначают проведение операции. Чаще всего помогает исправить дефект стопы ребенка наложение гипса вместе с парафиновыми аппликациями. Терапевтическое воздействие длится в течение года.

Во сколько ребенок начинает ходить

В каком возрасте ребенок начинает ходить

Во сколько ребенок начинает ходить – этим вопросом задаются все молодые мамы. Хочется, чтобы малыш ни в чем не отставал от других, а порой и опережал сверстников. Все должно происходить постепенно: сначала ребенок начинает ходить за ручки, в ходунках, а затем отпускает маму и не уверенно топает сам. Во сколько же ждать этого знаменательного события? Врачи не дают четкого и конкретного ответа. Когда чадо сделает первые шаги – не предугадает никто. Но есть определенные границы, которые помогают ориентироваться педиатрам и родителям. В норме ребенок начинает ходить в период с 9 до 15 месяцев.

От чего может зависеть формирование столь важного навыка?

Наследственность. Если мама с папой уже в 10 месяцев с хохотом носились по квартире, возможно, и ребенок пойдет по их стопам.

Параллельное освоение других навыков. Некоторые психологи считают, что малышу сложно учиться говорить и ходить одновременно. Поэтому формирование одного навыка (разговора) может вытеснить другой (хождение).

Неподходящие условия. Слишком тесная квартира не дает крохе прочувствовать прелесть пространства, длительное нахождение в кроватке или манеже приучает к ограниченным возможностям. Известен случай, когда ребенок, по причине маниакальных страхов родителей простудить его, вообще не находился на полу, только в кроватке и в манеже. Результат – в год и три месяца ребенок стал делать неуверенные шажочки.

Половая принадлежность. Считается, что мальчики осваивают навык прямохождения позже, чем девочки. Но здесь могут сыграть роль и другие вышеперечисленные факторы.

Занятия гимнастикой и массаж. Укрепление мышц поможет крохе достигать успехов в деле освоения пространства. Интересуясь, со скольки месяцев ребенок начинает самостоятельно ходить, не стоит забывать, что роль родителей в этом деле немаловажная.

Длительность прогулок в ходунках. Дети, чувствуя безопасность и поддержку, расслабляются и начинают неправильно ставить ноги. Поэтому долгое нахождение ребенка в этом приспособлении может отдалить момент первых шагов. Рекомендуется сажать кроху в ходунки не более чем на 15 минут 3 раза в день.

Не стоит радоваться, если малыш бороздит просторы квартиры уже в 8 месяцев. Все должно идти своим чередом – формирование скелета, развитие мышц. И раннее хождение увеличивает нагрузку на мышцы, тем самым искривляя детские косточки. Длительная задержка формирования навыка тоже сулит неприятности. В 1 год и 3 месяца мамы уже начинают бить тревогу, расспрашивать врачей, записываться на консультации к специалистам. И это хорошо, ведь все мы знаем «Предупрежден – значит вооружен». Нет ничего страшного, что ребенка осмотрят, поставят на ножки, обратят внимание на наличие гипертонуса или гипотонуса мыщц. Если врачи не найдут никаких отклонений, можно дать крохе еще 1-2 месяца, чтобы созреть для ходьбы. А в случае выявленных проблем важно поскорее начать их устранять, чтобы карапуз мог наслаждаться приобретенным навыком.

Важно правильно вести себя, когда малыш учится ходить. Не стоит мчаться к нему на пятой скорости, если он вдруг плюхнулся на мягкое место. Страхи, негативные эмоции в дальнейшем могут воспрепятствовать полноценному освоению навыка. Улыбнитесь, подбодрите и помогите встать. И вскоре кроха уже будет сам топать ножками.

Источники:

http://www.bereg.ru/deti/zdor/nevrol.shtml
http://grudnichky.ru/razvitie/vo-skolko-nachinayut-hodit.html
http://www.missfit.ru/mammy/vo-skolko-rebenok-nachinaet-khodit/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector