Специфика воспитания детей младшего школьного возраста. Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Как воспитывать понимание самоценности у ребенка

Особенности обучения и воспитания в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Начальное образование имеет целью заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь. Ребенка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выражать мысли, логически рассуждать, делать правильные выводы. Обучение грамоте сопровождается интенсивным воспитанием – нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, правовым, экономическим, экологическим. Воспитание в этом возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Если человек не воспитан как должно, давать знания ему и бесполезно, и опасно, ибо знания в таком случае – меч в руках сумасшедшего.

Принято считать, что к шести годам игра достигает максимального развития и обретает сюжетно-ролевую форму. В сюжетно-ролевых играх дети познают характер взаимоотношений людей, овладевают опытом их организации.

Шестилетний ребенок усваивает первичные этические нормы. Он оказывается предрасположенным к воспитанию нравственных представлений. Возникновение моральной мотивации относится именно к шестилетнему возрасту. С возникновением моральной мотивации поведение может быть представлено тремя разновидностями: моральное (положительное и отрицательное); объективно морально значимое, но не регулируемое индивидуальным, моральным сознанием поведение, и внеморальное. Оценка в это время приобретает специфически нравственный характер.

Серьезные изменения происходят во взаимоотношениях детей с учителем и сверстниками. Возрастает самостоятельность ребенка, проявляющаяся в самооценке и авторегуляции поведения с позиций не только авторитета, но и усвоенной нормы. Отчетливо проявляется стремление включиться в совместную деятельность и общение группы сверстников.

Деятельность и общение шестилеток регулируется учителем. Под его формирующим воздействием дети приобретают навыки коллективныхвзаи-моотношений, имеющих общественную направленность.Многие психичес-

кие процессы у младшего школьника приобретают опосредованный характер.

Дети сознательно используют выработанные в обществе нормы, с помо

щью которых становится возможным овладение собственными действиями и поступками. В этом основа произвольности как психологическогоновообра-зования.Возрастает относительная стабильность состава микрогрупп. Складываются групповые нормы, которые в отдельных случаях приходят в противоречие с требованиями правил поведения. Не исключена возможность развития противоречия до уровня конфликта.В младшем школьном возрасте оформляются предпосылки для возникновения нравственных убеждений. Достигается правильность нравственной оценки, возрастает уровень ее аргументированности и соответствия образцу. Увеличивается объем понятий, употребляемых в оценке, углубляется осознанность нравственных мотивов поведения. Развитие моральных знаний младших школьников идет в следующих направлениях: улучшается качественный состав моральных знаний, изменяется их внутренняя структура, возрастает их осознанность, увеличивается объем.

У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие потребностей: изменяется их направленность, потребности становятся более осознанными и самоуправляемыми. У детей 7-10 лет обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая и неустойчивая (завышенная или заниженная). В этом возрасте самооценка развивается под влиянием оценки взрослых. Появляется потребность в самовоспитании, определении собственной индивидуальности, в вычленении характеро-логических качеств. [3,с.48]

Современная начальная школа выдвигает требование полноценного усвоения знаний, умений, формирование продукта обучения в соответствии с определенной целью и на уровне, установленном задачами обучения. Поэтому так важно знать, как происходит процесс и от чего зависит его результативность.

В начальной школе учитель может использовать различные формы организации восприятия новых знаний: устное изложение знаний, подкрепляемое наглядностью, самостоятельные наблюдения учеников, выполнение поисковых заданий.

Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат этого – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Понятия эти не всегда отчетливы и правильны, поэтому работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к развитию результатов в количественном и качественном отношении. Постепенно образуются суждения, понятия, знания.

На этапе первичного закрепления осуществляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий и представлений. Происходит это преимущественно в процессе применения полученных знаний и умений на практике. В арсенале средств, используемых учителем, – всевозможные упражнения, проблемные и поисковые задания, работа с опорными сигналами (конспектами) и т.д. На этом этапе происходит твердое запоминание знаний и умений, ведь более 80 % того, что накоплено в начальной школе, ученик будет помнить и использовать всю жизнь. Часто первичным закреплением учитель не ограничивается и организует специальные упражнения по упрочению изученного. Ученики учатся применению полученных знаний, умений, способа действий во взаимосвязи с уже известными им.

Без всего этого не может быть и речи о развитии ребенка, а поскольку мышление и память тесно взаимосвязаны между собой, на каждом уроке в различных формах проводится повторение. Оно препятствует забыванию, помогает увязать новый материал со старым, дает возможность уточнить, углубить, расширить, систематизировать усвоенное. Активное, интересное, опирающееся на мышление ребенка, а не на механическую память повторение – мощное средство упрочения изученного. В.Ф. Шаталов, например, применяет многократное повторение материала в различных вариантах, постепенно сжимая его объем и достигая прочного усвоения главных понятий, которые затем заносятся в опорный конспект.

Этап обобщения изученного предполагает включение приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. В начальных классах используются различные типы обобщений, но больше всего эмпирическое и теоретическое. В ходе первого на основе конкретных признаков дети вычленяют общий признак, в ходе которого обобщение идет благодаря аналитико-синтетическому осмыслению изучаемых явлений. Система постепенно усложняющихся типов обобщения применяется в зависимости от цели. Обычно сперва формируются частичные, потом понятийные и межпонятийные.

Учение в классе дополняется домашней работой ученика. Школьный урок можно рассматривать как приготовление к самостоятельной познавательной деятельности, в ходе которой происходит активное усвоение знаний. Каким бы хорошим ни был урок, как бы ярко он ни был проведен, но если ученик самостоятельно не поработает над материалом, не проведет через свой разум знания, не осмыслит и не запомнит их, проку от учения не будет. Поэтому к самостоятельному умственному труду детей нужно приучать в начальной школе. Качественный урок в начальной школе должен содержать отдельный этап ориентации в самостоятельной работе по совершенствованию и упрочению представленных на нем знаний. И хотя время выполнения домашних заданий в начальной школе следует сокращать до минимума, учитель будет действовать правильно, если не оставит без внимания ни единого момента самостоятельного учения вне школы. Уже при первых самостоятельных попытках возникают у школьника конфликты между его желанием выполнить домашнюю работу и пониманием того, как это сделать. Если ребенок столкнулся с этой трудностью и не преодолел ее хотя бы пару раз, то сознательное выполнение домашних заданий в будущем можно ставить под сомнение. Урок готовит ученика к преодолению трудностей самостоятельного обучения на всю жизнь.

Завершающий этап процесса преподавания – определение результативности обучения, а процесса учения – контроль и оценка знаний, умений, уровня обученности самими учениками. На этом этапе сам учитель или ученики под его руководством осуществляют диагностирование обученности – устанавливают, на каком уровне сформированы знания и умения. Полученные результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы – вернуться назад и повторить еще раз, обратить внимание на отдельные пробелы, переходить к новому и т.д. После повторения и закрепления изученного, установления связей с тем, что уже знают дети, результаты обучения еще больше возрастают и достигают почти максимально возможных на данном уроке. Цель обучения достигается, когда продукты его соответствуют заданному уровню. Обучение при таком подходе представляет собой процесс постепенного управляемого перевода учеников с более низкого уровня обученности на более высокий.[9 с.119-123]

Если вести речь о содержании начального образования, то все упирается в возрастные возможности обучения. Уже не раз отмечалось, что запомнить ребенок может очень много, и чем моложе, тем больше и быстрее; другое дело – осмыслить, понять, сознательно усвоить все это он может только на определенном уровне развития.

Требования к содержанию обучения в начальной школе определяются государственной стратегией. В ней прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. В государственных документах определены общие основы формирования содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.

Особое внимание уделяется гуманизации содержания обучения. Школьную науку ученики теперь усваивают вместе с знаниями о человеке, его жизни, что ведет к формированию гуманистического типа мышления, оптимистических взглядов на проблемы жизни и выживания, пониманию смысла жизни. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и окружающий мир.

При формировании содержания для начальной школы руководствуются не максимумом того, что может усвоить ребенок, а тем, насколько оно отвечает социальному заказу и что дает ребенку для дальнейшего развития. В начальном звене образование направлено на всестороннее развитие детей и полноценное овладение всеми компонентами учебной деятельности. Поэтому при его формировании учитываются: последовательность и перспективность; потенциальные возможности для решения проблем обучения, воспитания, развития; достаточность по длительности и частоте влияний на конечные результаты; возможности организации деятельности учеников на различных уровнях сложности.[9, с 124-126]

Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.

В педагогике давно известно, что чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей для формирования его социальных чувств и стойких привычек поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач.

Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы для реализации намеченного содержания. В начальной школе он органически связан с работой на уроках, но существуют особые формы внеурочной и внеклассной работы – воспитательные дела (ВД). ВД – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. Здесь сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками, а главные отличительные особенности их – необходимость, полезность, осуществимость.

В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности в ее нравственном, эстетическом, трудовом, интеллектуальном аспекте.

2. Особенности развития и воспитания младших школьников

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое раз­витие. К этому времени в основном заканчивается окостенение че­репа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных услови­ях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч.anomalia– отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжитель­ное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная по­садка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной особенностью младших школьников является уси­ленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования пока­зывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обу­словливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжи­тельное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весь­ма важно практиковать на занятиях различные виды учебной рабо­ты (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объ­яснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы («физ­культминутки»), в теплое время заниматься при открытых форточ­ках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреацион­ные (от лат. recreatio– восстановление сил) помещения и коридо­ры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую пого­ду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем возду­хе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.

Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учеб­ную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что когда ребенок вдруг становится замкнутым или сверх обычного по­движным, когда он с трудом сосредоточивается на восприятии изу­чаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество ус­певаемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связа­ны с физическим недомоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клет­ками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400–1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого челове­ка, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для раз­вития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможе­ния: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему пре­обладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное раз­витие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психоло­гии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая осо­бенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом от­ношении определяющее значение?

Большое значение для умственного развития младших школьни­ков имеет правильная организация и совершенствование их позна­вательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психи­ческие процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения ивосприятия. Однако их воспри­ятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в оп­ределении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных призна­ков. Например, при письме они нередко путают буквы «з» и «е», цифры «6» и «9». На одном из уроков математики мы были свидете­лями того, как первоклассники путали слова «круг» и «шар». Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на форми­рование у школьников точности восприятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как отмечалось выше, у младших школьников интенсив­но развивается вторая сигнальная система, связанная с абстракт­ным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представле­ний, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60-70-е гг. повысить теоретический уровень образования в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их знаний. Это, однако, не снимает задачи развития у млад­ших школьников аналитико-синтетического мышления при усвое­нии изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выво­ды и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Опы­тами профессора Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способно­сти к восприятию и определению существенных признаков изучае­мых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее ко­личество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающе­го характера качественные сдвиги происходят в совершенствова­нии памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обыч­но преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвое­ние знаний требует значительной аналитико-синтетической позна­вательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание ма­териала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвра­тить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубо­кому осмыслению знаний и развития логической памяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внима­ния и формировании волевых усилий в преодолении встречающих­ся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возра­стной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» мате­риала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю заниматель­ность и что у детей нужно формировать понимание своих школь­ных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не боять­ся наскучить детям, но помните, что не все может быть заниматель­ным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия исполнить свою обя­занность» 54 .

Важными особенностями характеризуется организация практи­ческой деятельности младших школьников. В дошкольном возрастеосновным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облека­ются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занима­ет заметное место, они начинают осознавать значение произво­дительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрос­лым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудо­вой деятельности младших школьников, особенно ее коллектив­ных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятель­ность у них формируется осознание своих общественных обязан­ностей, складывается интерес и стремление к участию в обществен­ной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие млад­ших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливае­мые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стре­мятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически отно­сятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей вни­мания и специальной педагогической работы.

Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недо­статочный уровень развития самосознания имеют своим следстви­ем то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникаю­щими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процес­се воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представле­ниями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следу­ет умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражне­ниями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрос­лых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовы­вать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяет успех воспитания.

Воспитание детей: особенности младшего школьного возраста

Начало учебной деятельности в школе кардинально меняет привычную жизнь всех детей, без исключения. Кому-то нравится учиться, кому-то нет, однако, как бы дети ни относились к учебе, проигнорировать этот важный жизненный период не удастся. В жизни ребенка меняется все, начиная с распорядка дня, и заканчивая взаимоотношениями с окружающими.

В период начала учебной деятельности ребенок впервые в жизни сталкивается с требованиями к себе, от которых ему, в ближайшее время, никуда не деться. Ему приходится постепенно привыкать к своим новым обязанностям, к новой социальной роли. Детей в младшем возрасте воспринимают уже как личности, ступившие на путь формирования своего характера.

Конечно, не все так плохо, и, помимо новых обязанностей, у ребенка появляются также и права, и привилегии. Теперь взрослым нужно считаться с мнением своих детей, это особенно важно на данном возрастном этапе развития ребенка. Родители должны уважать труд своего ребенка, те усилия, которые он ежедневно прикладывает для достижения успеха в учебе.

У школьника также всегда должно быть время на отдых и досуг. Учителя и родители должны уважать это право, и считаться с ним, в процессе организации учебно-воспитательной деятельности. Труд ребенка и его интерес к учебе должны быть справедливо оценены и вознаграждены окружающими. Без этого невозможно говорить о здоровом формировании личности младшего школьника.

Как показывают результаты проведенных исследований, младшие школьники, в большинстве своем, любят учебу в начальных классах. Эту любовь лишь нужно культивировать, делая все возможное для того, чтобы она сохранилась и в старших классах. Оценки воспринимаются детьми как похвалу за старания, а не за проделанную работу. Педагоги, работающие с детьми в начальных классах, должны обращать особенное внимание на эту психологическую особенность младших школьников.

Всестороннее развитие

Во время обучения в школе, уже в течение первых двух-трех месяцев, ребенок меняется до неузнаваемости. Вместе с тем, он остается собой. Большинство школьников очень любят не только учиться, но и тех, кто их учит. Учитель ценен в глазах ребенка, даже несмотря на свою временную строгость и серьезность. Строгие учителя, по счастливому стечению обстоятельств, всегда любимы больше, чем остальные, так как они настраивают детей на серьезный подход к учебе.

Если говорить о социальной ситуации развития ребенка, здесь стоит еще раз отметить беспредельное доверие и уважение детей по отношению к учителю. То, что говорит учитель – истина, и истина эта не обсуждается. Детей в младшем возрасте далеко не всегда интересует, зачем делать то, или иное задание: достаточно уже того, что это задание дал учитель.

Вместе с тем, все школьники в начальных классах, особенно в самом начале учебной деятельности, переживают определенные трудности в процессе адаптации к учителям, классу и своим новым обязанностям. Первое время им особенно важна поддержка и одобрение взрослых, так как в жизни они столкнулись с чем-то новым и неприятным. Важно помнить о том, что у детей нередко, из-за изменений в распорядке дня, теряется аппетит, ухудшается сон и повышается раздражительность. Детям нужно давать время для отдыха и игры, иначе ребенок будет утомлен и потеряет свою работоспособность.

Как правило, адаптация к новым условиям жизни у школьников проходит уже через два месяца после начала обучения в школе. В это время особенно важно поддержать ребенка и дать ему понять, что все его усилия не напрасны. Участие по отношению к детям приносит свои плоды: он учится считаться с мнением взрослых и старается вести себя подобающим образом.

Основное занятие

Вне всяких сомнений, ведущая деятельность на протяжении младшего возраста – учебная. Во главе всей учебной деятельности в начальных классах – обучение само по себе, постижение новых знаний и явлений.

К ключевым особенностям учебной деятельности в школе можно отнести следующие:

  • Знания сами по себе. Детям не так важно содержание и конкретное назначение знаний, им не важно, что именно узнавать. Ребенку в этом возрасте интересно все, от строения животных до исторических событий тысячелетней давности;
  • Одинаковые цель и результат. Во время учебы в начальных классах, ребенок учится достигать поставленные перед ним цели и задачи. Основной мотив для него – похвала учителя, поэтому в процессе его учебной деятельности редко возникают трудности, связанные с достижением поставленных целей;
  • Большое значение активной и игровой деятельности. Несмотря нато, что в процессе обучения в школе ребенок постепенно взрослеет и становится более серьезным, перегружать его теоретической информацией не стоит. Ему все еще интересны игры и активная деятельность. В процессе обучения очень неплохо было бы использовать и интерактивные элементы во время занятий с детьми;
  • Важность одобрения и поддержки. Для младших школьников оценка взрослого играет определяющую роль. Даже если у ребенка не все получается, очень важно поддержать и похвалить его, замотивировав достигать еще больших результатов.

Сам процесс обучения детей должен включать в себя множество составных элементов. Среди основных можно выделить пять:

  • Структура. Невозможно заниматься образованием детей, не имея в голове и на бумаге определенной структуры того, как процесс обучения должен выглядеть. Структурированию своей деятельности важно учиться самому, чтобы впоследствии научить этому и детей;
  • Цель. Важно уметь ставить правильную цель, к которой вы будете стремиться вместе с детьми. На личном примере покажите ребятам, как важно ценить результат своих трудов. Вместе с младшими школьниками ставьте цели, и анализируйте каждый этап на пути их достижения;
  • Важность эмоций. Дайте волю положительным эмоциям. Работая с детьми, учитесь быть веселыми и доброжелательными всегда, и грустными и серьезными – тогда, когда это необходимо. Эмоции в жизни ребенка играют важную роль. Дети ценят старших, которые могут проявлять участие и понимание по отношению к ним;
  • Постоянное развитие. Нет предела совершенству. Это касается как детей, так и взрослых. Учителя и родители должны учиться в школе жизни вместе с школьниками, вместе с ними проходя один за другим этапы становления их личности;
  • Мотивация. Мотивируйте ребят достигать поставленных целей. Хвалите и поощряйте, показывайте своим примером, как важно поддерживать и ценить друг друга.

Если вы хотите более эффективно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в процессе работе с детьми младшего школьного возраста, важно разбираться, помимо всего прочего, и в том, как развиваются внимание, мышление, фантазия и восприятие у этих детей. Об этих и других процессах познания, мы поговорим ниже.

Процессы познания у детей

Познавательные процессы становятся произвольными и осознанными. Дети начинают осмысленно принимать решения, отвечать на поставленные вопросы, находить решения жизненно важных задач.

Познавательные процессы очень разнообразны и охватывают все способы восприятия мира и информации. К основным познавательным процессам можно отнести следующие:

Каждое направление мышления по-своему значимо для школьника. Поэтому мы постараемся подробно рассмотреть их по отдельности. Начать стоит с памяти.

Память: обработка и применение информации

Учеба в этом возрасте помогает активно развиваться памяти ребенка. Дети в начальной школе развивают память, запоминая большие объемы информации, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Интенсивно развивается как долговременная, так и кратковременная память. Постоянное запоминание правил, стихов и другой информации способствует развитию осмысленного и последовательного запоминания, когда важно не только то, что именно нужно запомнить, но и сам процесс запоминания.

Дети, в процессе обучения в школе, осваивают новые техники запоминания и развития памяти, мнемотехнические приемы, благодаря которым информация хорошо усваивается и остается в долговременной памяти. При этом, несмотря на большой потенциал детской памяти, важно постоянно контролировать школьника, так как ему свойственно отвлекаться и быстро уставать от однотипной деятельности.

Для того чтобы сохранить интерес ребенка к изучаемому материалу, взрослый должен использовать несколько несложных приемов:

  • Использовать разные способы заучивания и запоминания информации, чтобы ребенку было интересно;
  • Обсуждать с ним изучаемый материал, используя ассоциации и доступные примеры;
  • Разделять изучаемую информацию на части, чтобы ребенку было проще выучить;
  • Уделять внимание пониманию, а не просто заучиванию текста. Ребенок должен вникнуть в суть информации, тогда и запомнить ее будет проще;
  • Использовать правильные мотивы. Без них не только запоминание, но и любая другая работа будет плохо идти.

Образ мысли

В младшем школьном возрасте в жизни ребенкавсе еще доминирует образное мышление. Его специфика заключается, воображаемом решении всех существующих и не существующих проблем. Перед тем как приступить к реальным действиям, дети часто долго осмысливают сложившуюся ситуацию, думая над тем, каким образом лучше поступить.

В третьем и четвертом классах, когда дети уже привыкли к особенностям обучения в школе, у них постепенно начинают формироваться ключевые элементы мышления: анализ и синтез, сравнение и группировка, классификация и отделение одних процессов от других. Все это жизненно необходимо для усваивания и переработки получаемой информации.

Все это развивает в детях способность решать практические задачи, требующие применения усвоенной теоретической информации. Нередко для лучшего усваивания школьники синтезируют и объединяют полученные знания, что может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

Ключевая особенность, отличающая мышление детей младшего школьного возраста – склонность к синтезу и объединению всей получаемой информации для ее лучшего запоминания и усвоения.

Восприятие: от простого к сложному

В самом начале учебной деятельности у детей еще слабо дифференцированы процессы восприятия. В начальных классах они только начинают формироваться, постепенно усложняясь и прибегая к примитивному анализу. В первом и втором классах восприятие, чаще всего, носит наблюдательный характер.

школьники все еще путают различные фигуры, не отливают друг от друга предметы как похожие между собой, так и практически разные. Дети редко обращают внимание на предмет в целом, больше внимания уделяя каким-то конкретным, ярко выделяющимся признакам.

В начальных классах для детей младшего школьного возраста все еще трудно самостоятельно воспринимать и анализировать информацию, даже самую простую и понятную. Также им трудно дается любая самостоятельная работа, направленная на анализ и описание предметов, явлений и событий. На первых этапах им очень важна помощь учителей и родителей.

Воображение: единство в однообразии

Учеба в начальной школе активно развивает не только память, но и фантазию детей младшего школьного возраста. Воображение проходит этапы всестороннего развития, на которых можно выделить следующие достижения:

  • Воссоздание старых и создание новых образов;
  • Разнообразие сюжетных линий;
  • Преобразование качеств и отличительных черт различных предметов, явлений и персонажей;
  • Развитие способности контролировать воображение и управлять «создаваемым» сюжетом;
  • Произвольность процессов воображения;
  • Постепенный выход за границы привычного мировосприятия и полученного жизненного опыта;
  • Преодоление привычного пространства;
  • Стремительное развитие личностных качеств воображаемых персонажей;
  • Особенное внимание знакомым образам и предметам, и др.

Воображение не только развивает фантазию и снимает все существующие ограничения реальности, но и носит терапевтический характер, так как позволяет ребенку отдохнуть от всевозможных проблем и побыть какое-то время тем, кем хочет, и там, где хочет. Вместе с тем, существует опасность потери ребенком чувства реальности, поэтому важно поддерживать в школьнике связь с реальным миром.

Внимание: непроизвольное и непостоянное

В начальной школе, в особенности у первоклассников, чаще всего, доминирует непроизвольное внимание. Им трудно долго сидеть на одном месте и сосредотачиваться на получаемой информации. Умственное напряжение быстро выводит их из себя, и дети начинают отвлекаться на то, что веселее и интереснее.

В работе с младшими школьниками важно использовать простые и наглядные примеры для запоминания любой информации. Если изучаемая тема не будет понятная сразу, и не покажется ребятам интересной и веселой, они просто не заметят ее.

Внимание младших школьников очень рассеяно и неустойчиво. Редко ребенок в этом возрасте может одновременно держать во внимании больше четырех объектов. Слишком большие объемы информации быстро утомляют детей, поэтому очень важно не перегружать их, чередуя умственную деятельность и отдых.

Для эффективной тренировки внимания важно не делать резких переходов от одной деятельности к другой, и все необходимые действия и важную информацию проговаривать по нескольку раз, простыми и конкретными фразами.

Дети младшего школьного возраста – особенные дети. Им необходимо постоянно уделять внимание, и находить время как для похвалы, так и для разумной критики. Если следовать всем существующим рекомендациям, и, в процессе развития ребенка учиться вместе с ним, то организация учебной деятельности и проведенное с младшими школьниками время принесет пользу и радость как вам, так и им самим.

Источники:

http://studopedia.ru/19_382502_osobennosti-obucheniya-i-vospitaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html
http://studfiles.net/preview/4582489/page:32/
http://deti.center/Mladshiy_shkolnyiy_vozrast/osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector