Старший и младший: как порядок рождения влияет на будущее ребенка. Каким по счёту ребёнком был Лев Николаевич Толстой в своей большой
Старший и младший: как порядок рождения влияет на будущее ребенка
На первый взгляд, кажется, что не имеет никакого значения, каким по счету ребенок рождается в семье. Но это только на первый взгляд. От того, к акой ребенок по счету в семье – старший, средний, младший или единственный – зависит его характер, манера поведения, выбор профессии, стиль дружбы и достижения успеха, выбор второй половины и метода воспитания своих детей. Одним словом – будущее в целом.
Большая разница
Многие психологи тщательно изучали этот вопрос на протяжении нескольких десятилетий и пришли к заключению, что люди, у которых порядок рождения совпадает, имеют сходные психологические характеристики и демонстрируют похожие модели поведения. Например, почему с одними людьми мы легко находим общие темы, а с другими не знаем, о чем поговорить?
Вы удивитесь, когда проанализируете своих друзей и приятелей: скорее всего, большинство из них принадлежит к тому же «порядковому номеру» при рождении, что и вы. Если вы старший ребенок, то вам всегда более понятными и приятными будут люди, которые тоже были старшими в семье.
Наблюдая за детьми в семьях, нередко возникает вопрос: как у одних и тех же родителей могли родиться и вырасти такие разные дети? Кроме соционического типа , гороскопа , наследственности, на каждого из нас влияет и то, каким по счету в семье он рожден. По порядку рождения всех нас условно можно разделить на четыре группы: первенец (самый старший ребенок в семье), средний ребенок, младший ребенок, единственный ребенок.
Первенец
Многолетние исследования показывают, что первенцы намного более настойчивы в достижении своих целей, чем дети, рожденные после них. Старшие дети зачастую отличаются перфекционизмом – делают все правильно и превосходно (ну или стремятся к этому), они более ответственны и организованы. А еще к их несомненным достоинствам можно причислить сознательность, организованность, серьезность. С другой стороны, ими сложно управлять, это природные лидеры, они критичны в своих оценках и суждениях. При этом легко обучаются, любят компьютеры и не любят сюрпризов.
Не удивительно, что с таким набором стартовых условий именно первые дети в семье, вырастая, добиваются наилучших результатов. А недавние исследования норвежских нейрофизиологов выявили удивительный факт: у первых детей IQ выше, чем у остальных детей в семье, в среднем на 3 пункта. И во взрослой жизни первенцы больше зарабатывают, как минимум на 1%.
Конечно, у этого правила есть оговорки. О них – немного позже.
Статистика доказала правило первенца: высокие посты и влиятельные должности очень часто занимают старшие дети. Они выбирают такие сферы, как наука, медицина, право. Кроме этого, старших по рождению детей много среди архитекторов, инженеров компьютерных систем, бухгалтеров, исполнительных секретарей – в сферах, где ценится структура и порядок, и требуется скрупулезность, ответственность, соблюдение регламентов, умение концентрированность, точность и безграничная преданность делу. По статистике, среди первопроходцев, например, астронавтов, большинство старших по рождению детей.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Старшие дети подвержены тревоге и страхам не оправдать ожидания родителей. Им сложно расслабляться и научиться получать удовольствие от жизни. Задача родителей – научить старшего ребенка понимать потребности организма в отдыхе, видеть красоту окружающего мира и иметь право на ошибку. Главная потребность такого ребенка – безусловная родительская любовь. Не нужно нагружать старшего чрезмерной заботой о младших – ведь он тоже ребенок, не лишайте его беззаботных детских радостей.
Средний в семье
Средние дети (у них есть старшие и младшие сестры и братья) очень коммуникабельны и дипломатичны. Предпочитают избегать конфликтов и с готовностью идут на компромисс. С удовольствием выполняют роль посредников, отлично ладят со сверстниками и при этом остаются независимыми индивидуалистами. Они совмещают несовместимое: у них много друзей, но при этом они склонны проявлять скрытность. И их очень трудно расстроить, но они могут бунтовать и открыто выражать протест.
Средний ребенок – противоположность старшему. Никаких признаков точности и аккуратности. Их классическая черта – тяга к путешествиям. Вырастая, средние обычно первыми покидают родительский дом и начинают самостоятельное взрослое плавание. Дома они чувствуют себя как бы «не у дел», поэтому настоящие друзья у них часто за пределами семейного круга. А все потому, что средний ребенок находится как бы посередине – между старшим и младшим. И он не чувствует себя по-настоящему уникальным.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не сравнивайте среднего ребенка ни с кем. Главная задача – внимательно следить за успехами «среднего» и обязательно отмечать его особенность, исключительность. В будущем это поможет избежать таких типичных проблем для средних детей, как внушаемость. Они часто идут на поводу у чужой точки зрения, не имея сил и навыков отстоять свою.
Но не всегда это описание среднего ребенка попадает в «точку». Первое исключение «вынужденный первенец»: если ребенок родился в семье не первый по счету, но первый своего пола, он будет проявлять черты первенца. Если у вас родился сын, а старшие дети все дочери, то сын обязательно наряду с чертами среднего ребенка проявит и ряд черт первенца. Это же правило справедливо для девочек.
Младший
Младшие дети – милые обаяшки, которые очень любят быть в центре внимания и обожают сюрпризы. Они общительны, развиты не по годам и с легкостью комбинируют разные ситуации в свою пользу, любят винить во всем других. Способны на манипуляции и различные «хитрые» поступки. Они предприимчивы, очаровательны и впечатлительны.
Младшие дети очень проницательны и постоянно сравнивают себя со старшими, которые больше знают и умеют в силу своего возраста. Они стараются привлечь к себе внимание и доказать свою состоятельность любыми способами, зачастую очень хитрыми и неочевидными, ведь им проходится конкурировать с более старшими детьми и их достижениями. Что не удается компенсировать достижениями, они компенсируют вредностью и…юмором. Юмористы всегда привлекают внимание, и младшие это быстро усваивают и начинают развлекать окружающих. Они вполне способны своими шалостями сводить с ума учителей.
Среди «младших по счету» много комедийных актеров, создателей мультфильмов, изобретателей детских аттракционов, писателей-сатириков.
Второе исключение «большого пальца»: разница в возрасте. Если разница между детьми составляет 5-7 лет, то младший ребенок как бы начинает «новую семью» и проявляет черты первенца. Такие дети прекрасно соединяют веселость, беззаботность и очарование младших с настойчивостью и напором первенца. Такие дети способны добиваться поставленных целей и двигаться к своей мечте.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. В поведении с младшим ребенком важно научить самостоятельно принимать решения, ведь он растет в обстановке, когда рядом всегда есть кто-то старший, который поможет разобраться, позаботится.
Единственный и неповторимый
Единственные дети в семье – особая категория. Черты первенцев у них дополняются не по годам развитой самостоятельностью: примерно в семь лет такие дети ведут себя по-взрослому разумно. Они осторожны и боязливы, любят все обдумывать и добиваться своего. Их мир контрастный, черно-белый, они резки в суждениях и требовательны к себе. Очень боятся совершать ошибки, много читают и используют в речи слова «точно», «слишком», «очень». Им комфортнее с более старшими или с младшими, но не со сверстниками.
Третье исключение «большой разрыв»: если разница в возрасте между детьми 7 и более лет, младший ребенок проявит ряд черт единственного ребенка.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обязательно научите ребенка слышать другое мнение. Ведь единственные дети зачастую являются центром семьи, и у них нет возможности «упражняться» в разных стилях общения, им не нужно строить отношения со старшими, младшими и учитывать интересы других.
Как узнать, кто старший, средний или младший?
Первенцы и единственные дети во взрослой жизни выглядят особенно: аккуратная прическа «волосок к волоску», тщательно и по правилам подобранная одежда, ухоженный внешний вид. 9 из 10 – это первенец или единственный ребенок.
Средних детей во взрослой жизни «вычислить» сложно. Из-за того, что они росли между старшими и младшими, они растворили свои яркие индивидуальные черты. А взамен приобрели прекрасные коммуникативные способности, ведь им пришлось с самого детства учиться ладить как с младшими, так и со старшими.
Младшие дети , став взрослыми, отличаются веселостью и более легким, наивным отношением к жизни. И даже если работа носит серьезный характер, детскость «прорывается» наружу.
От порядка рождения напрямую зависят семейные взаимоотношения, и понимание особенностей каждого из нас может эти отношения улучшить и дать ответы на вопросы: почему в одной семье мы такие разные. Все начинается с семьи, и семейное древо – не пустой звук.
У каждого из нас свое место на этом древе. Самые близкие отношения, которые вы с кем-либо сможете построить в жизни – это отношения внутри семьи. Жизнь в семье – это бесценный и уникальный опыт, а семейные узы – самые крепкие. Хотим мы того или не хотим, мы неразрывно связаны с нашими родителями, братьями и сестрами. Ведь мы знаем их с самого рождения.
(В статье использованы материалы из книги Кевина Лемана «Порядок рождения»).
Первый, средний, младший: как порядок рождения ребенка влияет на его жизнь
Как дети одних и тех же родителей, живущие в одном и том же доме, вырастают такими разными? Главная причина, возможно, в очередности их рождения. Многие эксперты считают, что увлечения ребенка, оценки, которые он получает в школе, и успех его будущей карьеры тесно переплетены с местом, которое он занимает в семье. Конечно, очередность рождения – не единственный фактор, от которого зависит, каким вырастет малыш. Но если вы будете принимать его во внимание, это поможет вам лучше понять личные особенности ваших детей – чтобы вы могли помочь им добиться успеха, каждому по-своему.
Первым о влиянии порядка появления ребенка в семье на формирование его личности заговорил еще в конце XIX века английский антрополог Фрэнсис Гальтон. А уже в начале XX столетия Альфред Адлер, австрийский психолог, сформулировал теорию «порядковых позиций», заявив, что очередность рождения и наличие или отсутствие братьев и сестер во многом определяют характер. В 1970-х голландские психологи Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла выдвинули еще одну теорию: чем больше у ребенка старших братьев и сестер, тем ниже его интеллектуальные способности. Впрочем, практикующие психологи зависимость уровня IQ от порядка рождения не подтвердили.
Посмотрим, как именно складывается характер ребенка в зависимости от порядка его появления в семье:
Знаменитые первенцы: Зак Эфрон, Бейонсе Ноулс, Хиллари Клинтон, Николь Кидман, Штеффи Граф, Кэтрин Хёпберн, Клинт Иствуд, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Борис Ельцин.
Сильные стороны Как правило, на старшем ребенке молодые мама и папа опробуют воспитательные системы (скопированные у своих родителей или собственные), ожидая максимальной отдачи и результатов. Его записывают в школы, секции и т.д. Хвалятся им. Постоянно контролируют. Такой ребенок вырастает с высоким чувством долга, мотивацией достижений (на успех), а также педагогическими способностями (при наличии младших детей в семье).
Как правило, родители проводят много времени с первенцами, читая и рассказывая им что-нибудь. Но когда появляются младшие дети, это уже получается делать реже. Возможно, это неразделенное внимание объясняет также тот факт, что старшие очень многого добиваются в жизни. Они обычно лучше образованны и больше зарабатывают (по сравнению со своими младшими братьями и сестрами первенцы гораздо чаще достигают уровня дохода более 100 000 долларов в год, согласно исследованию американского сайта CareerBuilder.com).
Кроме того, из них вырастают ответственные взрослые. Они хорошо умеют договариваться, потому что в детстве получили большой опыт взаимодействия как со старшими (родителями, бабушками и дедушками), так и с младшими (братьями и сестрами).
Характерные сложности Окруженный родительской заботой первенец привыкает быть «центром вселенной». Если вдруг отношение окружения к нему меняется, к примеру, из-за появления в семье второго ребенка, привычка требует срочного поиска путей восстановления статуса. Чувствуя неуверенность родителей, ребенок приобретает еще одну привычку – опираться на собственное мнение. Он начинает осознавать, что теперь он уже не самый главный, «трон» приходится с кем-то делить. Согласитесь, во взрослой жизни похожих ситуаций полно, урок, усвоенный еще в детстве, наверняка окажется полезным в будущем.
Часто бывает, что на первенцев ложится большая ответственность: работа по дому или присмотр за младшими, и зачастую они с готовностью берут на себя эти обязанности, стараясь быть идеальными. Но не переусердствуйте: ребенок не должен становиться маленьким взрослым. Поручайте ему какие-то посильные дела, которые он будет выполнять с удовольствием, но не более того.
Особенности воспитания Первенцы часто получают похвалы за успехи, но им также необходимо знать, что нет ничего страшного, если они преуспеют не во всем. Поэтому рассказывайте своим старшим о том, как вас когда-то не взяли в команду поддержки или уволили с первой работы – о любой ситуации, в которой вы пытались что-то сделать, но все получилось не так, как вы планировали. Обязательно подчеркивайте, что, в конце концов, все обернулось хорошо, и вы извлекли уроки из своих ошибок. Так вы убедите своего ребенка, что совершить несколько собственных ошибок совсем не страшно и даже полезно. Также запомните: пока старший ребенок маленький, его нужно больше хвалить. Но не за успех, а за что-то другое, не относящееся к теме достижений. И еще: не вините старшего за то, что младший что-то пролил или испортил – это не его ответственность.
Исследования биографий американцев показывают, что первенцы достигают успеха в жизни в два раза чаще своих братьев и сестер. Много первенцев среди американских конгрессменов, старшие дети преобладают в когорте президентов США и среди женщин, добившихся научной степени. 80% руководителей в мире – это старшие и единственные дети.
Каким по счету родился, таков и характер. Теория Адлера “Порядок рождения”
Порядок рождения по Адлеру
Как зависит характер ребенка от порядка его рождения в семье.
Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей.
По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил и охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.
Первенец (старший ребенок).
Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.
В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки.
Второй (средний) ребенок.
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.
Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.
В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.
Последний ребенок (самый младший).
Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона», и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Однако такая позиция зачастую наоборот делает ребенка более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети, с ним больше проблем в плане воспитания и подчинения.
Источники:
http://kolobok.ua/semya/vospitanie-detej/809848-starshiy-i-mladshiy-kak-poryadok-rozhdeniya-vliyaet-na-budushchee-rebenka
http://www.parents.ru/article/na-pervyj-vtoroj-tretij-1/
http://www.b17.ru/blog/58898/