Стоит ли заставлять ребенка делиться своими вещами? Стоит ли заставлять ребенка кушать

Стоит ли насильно заставлять ребенка есть?

Часто вижу здесь вопросы молодых мамочек на тему «Мой ребёнок мало ест, нормально ли это». Когда старшей было 4 года я тоже мучилась этим вопросом. Каждый приём пищи просто выматывал, приходилось над ней сидеть и буквально заставлять её есть. как раз тогда мне попалась на глаза эта статья. Сейчас хочу поделиться ею с вами.

Вы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят, грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки не хотят есть.

Родители же стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого «За маму, за папу, за бабушку. » до жесткого «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь». И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом.

— Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, — рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. — Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.

Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки… Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть.

Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней «войны за столом».

Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.

Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами — от страха перед очередной «пыткой едой». Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.

Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения — они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.

Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, скорее всего невольно начинаете себя успокаивать: ну, у нас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра.

Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.

Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.

Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена.

Вообще-то человеческий организм — это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций — снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты — значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.

Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть — вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций?

Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во-первых, очень живуч в нашем народе стереотип «сытость, упитанность — это здоровье». Особенно у людей старшего поколения, переживших войну, разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что — плохо.

Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны дать своему ребенку достаточно внимания, понимания, ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании.

Властные, авторитарные родители воспринимают отказ от еды как одну из форм непослушания, нарушения дисциплины и порядка.

Взрослые, которые считают важным поступать «как положено», «как должно», находятся под гнетом стереотипа «ребенок должен питаться». Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности.

Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке — он слишком худой, слишком слабый, слишком часто болеет, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия.

Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию.

Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд.

У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, — не самое лучшее, что мы можем ему дать.

— А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение ? — спрашиваю у Елены Анатольевны.

— Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще одни блинчик, еще одну котлетку.

В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение: иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье.

И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного насильного кормления возникло очень неприятное нарушение — энкопорез (недержание кала). Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией.

После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела — перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму.

— Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать?

— Начать нужно с осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях.

Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных — полезные.

А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступать.

— Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое… И они не выдерживают, снова заставляют его есть.

— Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет.

Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак — не надо. До обеда — никаких перекусов. Не захотел обедать — ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется.

Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогает им успокоиться и сосредоточиться.

Ну, а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего «руководства», поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети — какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему.

Автор: Марина Мосина. Статья из журнала «Наш малыш».

PS. Ели честно, я перестала её пичкать, ела когда захочет и сколько захочет, со временем аппетит стал появляться.

Воспитание ребенка

Нежелание делиться с другими – абсолютно нормально для ребенка, и родителям не стоит его принуждать

Должен ли ребенок делиться своими вещами

Анна, мать двоих детей, вспоминает о своем детстве: «Каждый раз, когда родители давали мне конфеты, мне приходилось делиться со своей сестрой. Мама говорила, что делиться приятно, но я была уверена в обратном, ведь тогда у меня оставалась лишь половина конфет». Неважно чем приходится делиться ребенку – едой, игрушками или чем-либо еще. Если он вынужден делать это по указанию родителей, то у него появляется чувство утраты или ограничения, а не радости.

Истинная щедрость ребенка проявляется в сферах, которые мы не замечаем или не одобряем. Ребенок может предложить гостю остаться, когда мы считаем, что ему пора уходить. Дети воспринимают еду в чьем-то доме как свою собственную. Они легко обмениваются друг с другом одеждой, любят дарить подарки, объятия и любовь.

Дети щедры, но так же, как и у взрослых, у них есть вещи, которыми они не любят делиться. Поэтому, когда родители хотят, чтобы малыш поделился этими вещами с кем-то, это уместнее было бы назвать словом «отдавать», а не «делиться».

Если вы видите, что соседские дети с удовольствием делятся игрушками или сладостями, вам может показаться, что вы неправильно воспитываете своих детей. Но вы не сделали ничего плохого. За редкими исключениями, дети делятся своими вещами для того, чтобы порадовать родителей и оправдать их ожидания. Дети могут чувствовать себя испуганными, а не щедрыми, в то время как родители ошибочно полагают, что они любят делиться.

Взрослые не делятся, так почему же дети должны это делать?

Дети быстро усваивают принятые в современной культуре формулы: «Я – то, что я имею» и «Никто не имеет права брать то, что принадлежит мне». Подтверждение этому мы видим везде: в одежде, которую мы носим, в домах и автомобилях, которыми мы владеем, в наших действиях и финансовых амбициях. Когда кто-то трогает нашу машину, срабатывает сигнализация. Когда кто-то пытается украсть наши вещи, мы обращаемся в полицию. Мы оформляем кучу документов, чтобы доказать, что наш дом действительно принадлежит нам.

Мы живем в обществе, в котором наша собственность определят нас самих. Поэтому мы не склонны делиться или делимся только с близкими людьми. Собственность дает нам силу: мы сами выбираем, с кем делиться. Так же и дети хотят свободно выбирать, чем, когда и с кем делиться. Родители должны дать ребенку выбор: делиться чем-то или оставить вещь себе. Ребенок еще не способен жертвовать своими интересами ради кого-то. И эта способность у него так и не разовьется, если он будет действовать по принуждению родителей.

Помните, что малыш учится на нашем примере, а не на наших поучениях. Поэтому указание «поделись с братом» учит ребенка двум вещам:

  • Указывать другим, что делать, независимо от их чувств и потребностей. (Именно так вы общаетесь с детьми).
  • Игнорировать свои потребности и следовать инструкциям.

Ни то, ни другое не поможет малышу стать уверенным в себе и научиться действовать по собственной воле.

Как реагировать на нежелание ребенка делиться

Если вы заставляете ребенка делать что-либо против его воли, это не поможет ему стать успешным. Напротив, ребенок может долгое время чувствовать утрату, смущение и невозможность действовать самостоятельно. Поэтому, если у него есть потребность владеть тем, что ему принадлежит, лучше позволить ему это ради его же развития. Вместо того, чтобы подталкивать ребенка к тому, чтобы он делился – защитите его достоинство. Доверяйте ребенку и поддержите его выбор. Это обеспечит ему благодатную почву, на которой он сможет развить способность делиться добровольно и с радостью.

Прежде чем к вашему ребенку придут в гости друзья, выясните, какими игрушками он не хотел бы делиться, и помогите их спрятать. Обсудите с ребенком, на каких условиях он готов делиться игрушками с друзьями. Например, вы можете предложить купить еще один конструктор для того, чтобы играть с друзьями. Когда к малышу приходят в гости другие дети, отстаивайте его интересы. Например, если вам жалуются, что он не дает покататься на велосипеде, ответьте: «Наверное, это для него очень важно. Я вижу, как тебе хочется покататься, но мы должны уважать его выбор». Проявите сочувствие к ребенку, который у вас в гостях, предложите ему поиграть другими игрушками. Помните, что в своем доме он имеет полное право так же не делиться своими вещами.

Что касается угощений, то проще всего дать детям такое их количество, чтобы хватило каждому. Когда вы даете ребенку конфеты и предлагаете поделиться с друзьями, обычно он делит угощение по-честному, если делает это по своей воле. Но было бы несправедливо заставлять его делиться. Поэтому, если один из ваших детей был в гостях и получил угощение, он не обязан делиться с братом, хотя и может сделать это по собственной инициативе. Чтобы поддержать второго ребенка, вы можете сами угостить его чем-то или посочувствовать ему. Не нужно оберегать детей от негативных переживаний, связанных с тем, что окружающие не хотят делиться.

Можно воспитывать детей так, чтобы они не испытывали сильных эмоций по поводу своей собственности. Например, вы можете покупать меньше вещей и говорить ребенку, что вещи принадлежат не ему, а семье. Выражайте свою любовь, проводя с ребенком время, а не покупая ему новые вещи. Применяйте это правило и по отношению к себе. Избегайте фраз «Это мое», «Это принадлежит ему» и других, чтобы объяснить малышу, почему ему нельзя брать что-либо. Вместо этого используйте фразы: «Это опасно», «Ты можешь это сломать» и т.д.

Обращайте внимание на то, как своим примером вы учите ребенка не делиться своими вещами. Измените свои привычки, и ребенок сможет научиться у вас щедрости.

Как заставить ребенка есть

Еда по расписанию или когда захочется?

Мы, взрослые, уже привыкли к какому-то определенному способу, а вот организм детей намного умнее, пока его не приучили кушать насильно.

И как заставить ребенка есть, когда у него нет этой потребности, да и зачем? Ведь, если малыш голоден, он не станет отказываться кушать.

Правда, бывает и другая проблема – когда ребенок не хочет есть некоторые продукты, список которых иногда весьма большой.

Заставлять в этом случае может быть даже опасно для здоровья – ведь нежелание кушать что-то – реакция организма, у которого еще не до конца созрели пищеварительные ферменты.

Режим питания

Две крайности – питание по часам, по строгому режиму или совсем уж свободный график, когда каждый кушает, когда хочет – неправильны.

  1. В первом случае, как раз, и могут возникнуть проблемы с отказом от пищи – малыш еще просто не успевает проголодаться к следующему приему;
  2. Во втором же случае есть риск нарушения пищеварения – маленьким детям все равно надо напоминать о том, что пора кушать, а то заиграется и забудет.
  • Вес и комплекция ребенка никак не зависят от того, насколько хорошо и часто он кушает. А вот перекормленный в детстве малыш может во взрослом возрасте столкнуться с пищевыми проблемами;
  • Маленький флегматик, например, может кушать немного, но иметь «правильный» вес, а активный холерик, при таком же или даже большем количестве пищи, будет худеньким;
  • Детский организм требует именно то и в таком объеме, сколько ему нужно для поддержания сил и здоровья;
  • Закармливание детей грозит ожирением и нарушением обменных процессов. Переучиться во взрослом возрасте будет очень трудно;
  • А, если нежелание кушать связано с незрелостью пищеварительной системы, то возможны и гораздо более серьезные проблемы со здоровьем. Не надо заставлять, со временем кроха начнет есть то, от чего раньше отказывался, когда его желудок будет готов принять это.

Как заставить ребенка больше есть, если у него нет потребности в таком количестве еды? Да и нужно ли?

  1. Каждый ребенок съедает ровно столько, сколько необходимо;
  2. Возможно, надо просто сделать приемы пищи более частыми, но предлагать меньшее количество еды;
  3. Старайтесь изначально не давать детям то, что считается вредным и сбивает аппетит. Когда ребенок не знает этих вкусов, то и не будет отказываться от здоровой пищи, выпрашивая вредные сладости или чипсы;
  4. Все вкусненькое давайте на десерт, когда малыш уже наелся и не скушает много сладкого (читайте статью Когда давать сладкое ребенку?>>>);
  5. Если хотите соблюдать режим питания, то придерживайтесь не очень строгих правил. Например, обед не точно в одно время, а примерно, главное, чтобы вся семья собралась в этот час к столу;
  6. Ребенок должен видеть, что вы все едите одно и то же. Пищевые привычки закладываются в каждой семье по-своему, в зависимости от того, что принято готовить.

Как улучшить аппетит

Если вы видите, что ваш ребенок, на самом деле, кушает очень мало, постоянно не доедает даже маленькую порцию, отказывается от многих блюд, — это тревожный знак.

Но, даже в этом случае заставлять не стоит, лучше сначала сдать общий анализ крови и посмотреть уровень гемоглобина.

Знайте! Железодефицитная анемия – одна из частых причин плохого аппетита ребенка.

Ребенок не хочет есть – как его заставить, при этом, не навредив?

Я не склонна заставлять детей есть и никогда не использую подобных принципов в работе с детьми по исправлению пищевых нарушений. Подход всегда идет комплексный, мы работаем в нескольких направлениях:

  • корректировка режима питания;
  • выстраиваем правила приемов пищи;
  • делаем действия, направленные на активацию аппетита.

Только все вместе дает хороший эффект и ребенок начинает еть лучше, больше и разнообразнее. Подробнее о данной системе исправления детского аппетита, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Что можно сделать самостоятельно?

  1. Определите, какие продукты ребенок соглашается есть всегда, а какие, наоборот, вообще не хочет;

Попробуйте «спрятать» нелюбимые продукты, например, подмешивайте в картофельное пюре другие измельченные овощи в небольшом количестве.

Я не любитель этого способа, но без целостного подхода, вам придется так или иначе идти на хитрости и уловки. Также почитайте актуальную статью Как правильно кормить ребенка?>>>.

  1. Возможно, надо пересмотреть меню;

Часто бывает так, что в школе или садике дети едят лучше или хуже, чем дома. Пусть малыш сам подскажет вам, что он хочет на обед или ужин – так и вам будет легче, и кроха получит то, что сможет поесть без капризов.

Это только кажется, что он будет просить каждый день одно и то же – однообразие быстро надоест.

Попросите малыша натереть морковку на терке или порезать яйца на яйцерезке, раскатать тесто, размешать что-то. Приготовленное своими руками хочется попробовать!

  1. Не давайте ничего за час до основной еды, чтобы не сбить аппетит;

Если приходится давать, то пусть это будет какой-то фрукт или овощи – нечто, что быстро переварится и не отобьет желания плотно покушать.

  1. Как заставить есть овощи, если ребенок их не любит?

Можно попробовать предлагать овощи в разном виде и нарезать разными способами: елочкой, зубчиками, тонкими полосочками.

Овощи лучше не смешивать. Мало кто из детей любит овощные салаты. Лучше расположите овощи на большом блюде, чтобы ребенок мог выбрать, что ему хочется в данный момент.

  1. Как заставить есть самого?

Пока вы кормите ребенка и не даете ему свободы в других областях жизни – ребенок не будет самостоятельным.

Вручайте ему столовые приборы, сами что-то делайте за столом, мотивируя тем, что у вас сейчас заняты руки и вы не можете его покормить.

Поощряйте самостоятельность и хвалите за ее проявления. Подробно принципы развития самостоятельности смотрите в статье Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>

Последствия чрезмерного употребления пищи

Когда мы заставляем детей есть, у них нарушается естественное чувство голода и насыщения. Мало того, мы этим ломаем психику ребенка. И вот, что может произойти в будущем:

Ребенок привыкает есть бесконтрольно много, не умеет остановиться, не чувствует, когда он по-настоящему голоден, а когда ест просто по привычке всегда что-то жевать.

Как следствие, увеличивается вес и начинаются проблемы со здоровьем.

  • Обмен веществ перестает быть нормальным;

Повзрослев, такой человек даже при небольшом количестве еды толстеет и толстеет, не может обрести нормальный вес и фигуру.

  • Другая крайность – уйдя во «взрослую жизнь», ребенок перестает есть вообще, сам прием пищи вызывает отвращение, после того, как его вечно заставляли, наступает булимия, дистрофия, истощение;
  • Человек, которого в детстве заставляли есть, не способен ограничить себя в еде, даже при наличии заболеваний, не может держать лечебную диету, чем усугубляет состояние;
  • Есть вероятность, что человек с проблемами в питании, передаст эти вредные пищевые привычки своим детям и создадутся уже наследственные проблемы.

Заставлять ребенка есть – тратить впустую свои усилия и нервы. Научитесь договариваться. Покажите на своем примере, как это делается. Держите слово, данное своим детям.

Если вы не можете справиться с плохим аппетитом ребенка самостоятельно, обращайтесь за помощью. Онлайн-курс или консультация дадут вам новое видение процесса питания и вы начнете движение к изменению сложившейся ситуации.

Людмила Шарова, детский психолог, консультант по прикорму и исправлению плохого аппетита детей.

Источники:

http://m.baby.ru/community/view/22622/forum/post/133224319/
http://childdevelop.ru/articles/upbring/4907/
http://uroki4mam.ru/kak-zastavit-rebenka-est

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×