Страхи родителей: ошибки воспитания и особенности психологии. Страхи мамы и как они влияют на жизнь и судьбу ребенка

Страхи мамы и как они влияют на жизнь и судьбу ребенка?

«Человек страшится только того, чего не знает;

знанием побеждается всякий страх».

СТРАХИ МАМЫ И КАК ОНИ ВЛИЯЮТ НА ЖИЗНЬ И СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА?

Родительские страхи. С одной стороны, они естественны — желание защитить своего ребенка от опасности инстинктивно. С другой, страх иррационален, когда он не несет функцию физического сохранения жизни. Посудите сами, ведь мы боимся того, что только может произойти, то есть того, чего нет и, возможно, никогда не случится. А знакома вам эта тревожно-участливо-заботливая фраза: Что случилось?! У тебя все нормально?! Плюс к тому, прогнозирование негативных ситуаций «чудесным» образом их притягивает – иными словами, случается именно то, чего вы боитесь.

Каждый нормальный родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Чтобы его ребенок был здоров и счастлив, чтобы все в его жизни сложилось хорошо. А для этого маленькому человеку нужно всего две вещи – любовь и безопасность. Родители должны создать ребенку такие условия, заботу и внимание, чтобы он был абсолютно уверен, что его любят, и он находится в безопасности. Именно это является залогом внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья. Только так ребенок сможет справиться со всеми предстоящими трудностями, и бояться за него не придется.

Поговорим о мамах, поскольку многочисленные исследования показывают — женщины больше подвержены страхам и фобиям, чем мужчины. Женщина проводит большую часть времени с ребенком, особенно на его первых годах жизни. Женщина чаще проявляет через эмоции свое состояние, а мужчина проявляет себя через действие. Так же как любовь мужчина выражает через действие (убить мамонта, написать стихи, покорить вершину во имя любимой), а женщина – через чувства (приласкать, поддержать, заботиться о своем любимом), в трудных жизненных ситуациях мужчина скорее будет искать конкретный выход, женщина же, в первую очередь, среагирует эмоционально – начнет волноваться, беспокоиться.

«Помогите», — начала с волнением Марина делиться своими переживаниями с участниками группы для мам, — «я так устала жить с таким страхом! Я вообще по жизни очень оптимистичная, но тут уже всякий оптимизЬм пропадает, постоянно боюсь за свою «Кнопку». Идём на прогулку — панически боюсь качелей и горок; боюсь, что может упасть с качелей или с горки; сама с ней везде залезаю; на качелях качаю так, чтобы успеть поймать, если что . У меня всё время перед глазами страшные картины того, что с ребёнком может произойти, когда задумываюсь о будущем — так вообще волосы дыбом от ужаса встают! Она ещё и аллергик у меня, так боюсь астмы, или крупа всякого; боюсь что-то не то дать; боюсь, что может грохнуться с дивана и очень сильно разбить голову, ну и т.д. Не буду описывать, а то перепугаю всех. Не подумайте, что я за ней по пятам бегаю и ото всего ограждаю. Я ей предоставляю полную свободу действий, кроме как на детской площадке — там страхую, конечно. Очень хочется, чтобы малышка моя не видела этого страха в моих глазах, а в душе всё держать уже сил нет» — выпалила молодая мама на одном дыхании эмоционально заряженный комок страха и тревоги, и, обессиленная откинулась на спинку стула.

«Я несколько раз порывалась завести такую тему, но всё стеснялась и не знала как об этом рассказать, — подхватила тему Оля. Это точно мой случай, может быть у меня всё даже более запущено! Я боюсь всего и постоянно об этом думаю, причем рисую себе уже картины из будущего — как сын попадет под машину, и я сразу выброшусь с балкона, как я сама обварю его нечаянно кипятком, как его украдут или он станет наркоманом. Даже банальные мысли «выколет глазик» или «сломает пальчик» доводят меня до исступления, но внешне я пока не показываю — держусь. Пожаловалась маме, а она назвала меня «сумасшедшей мамашей» и посоветовала второго ребенка быстрей заводить. Я и правда схожу с ума, говорю мужу, что никогда его никуда не выпущу одного из квартиры и не позволю никому его трогать. Понимаю, что это полный бред, но как с собой бороться? Кто нам поможет?»

Тут включилась в разговор с тревогой в голосе Катерина: «Как говориться ото всего не спасешься. Хотя я тоже такая боязливая, но я не боюсь горок, не вообще не боюсь, а в смысле — без этого не обойдешься — без шишек, ранок, и ссадин. Знаете, чего больше всего боюсь? У нас всегда балкон открыт, а живем на 4 этаже, боюсь этого. А Машка моя постоянно прохаживается у нас по квартире, квартира большая не уследишь, хотя балкон всегда закрыт. Но если вдруг ребенок затих, а это уже причина дикого беспокойства, я начинаю бить панику. Не сможешь ведь всегда уследить за ребенком и бегать за ней постоянно».

«Я так и не поняла, балкон закрыт или открыт у вас, когда ты боишься? — попыталась спросить Марина». «Девочки, и я к вам, – перебила ее Люда. Это уже паранойя какая-то. Мои страхи еще распространяются и на мужа, особенно когда он за рулем. Не знаю, что делать, понимаю, что нельзя об этом всем думать, но как это можно себе запретить? Очень это все изматывает».

Обсуждение страхов, тревоги за своих детей и возникающие ассоциации при рассказах историй захватили всех мам, участвующих в группе. Каждой не терпелось высказать эти переживания наружу.

Арина: «И я тоже, старшей, сто раз напоминаю, как переходить дорогу, младшую весь день “пасу”, ну а сына постоянно на глазах. Если где то без него — звоню постоянно, спрашиваю, как да что, даю маме или няне Ц. У. И всякие горки, качели, окна, плиты, утюги, дорога — всё это тоже продумываю. У меня один раз Маша с Настей в прятки играли, я не знала, малым занималась. Маша говорит – чего-то Настю найти не могу. А та, оказывается, спряталась в шкаф, и засыпать стала. Так, всё, мне уже плохо».

Ира: « Мы долго с мужем бегали к спящему ребенку проверить, жив ли, теперь перестали. Насчет страха на горках — забралась однажды с ребенком и сама дико испугалась — высоты боюсь. А если посоветовать: трудно тут советовать, страх в глазах мамы — не лучшее соседство для малыша. Я стараюсь давить это в себе, при этом напоминаю: — дети — намного гибче, ловчее, чем взрослые. Запас прочности у них огромный, посмотрите, как они возятся друг с другом, когда их в компании более 3-х, да еще разного возраста — набивание шишек, неизбежный и очень важный процесс, так происходит обучение. Вот наш Лев учился ползать когда, пару раз довольно больно стукнулся головой об пол, у нас с мужем чуть слезы не навернулись, но потом стали замечать, что ребенок сам старается избежать подобных ситуаций. И хоть очень часто так хотелось подбежать, подхватить, помочь, подать руку, мы сдерживаем себя по мере возможности. Как результат — я вижу, что наш малыш объективно один из самых ловких по сравнению с другими ровесниками, сейчас он ходит, и если бывает, что падает, то делает это виртуозно — перекатывается всем телом, головой не бьется, в общем, все очень мягко и аккуратно, и — главное — ему самому не больно. Побольше доверия детской природе!»

Даша: «Подписываюсь под всеми словами Ирины. Страхи — далеко не самое лучшее переживание, и ребёнку от того, что мама всё время боится, лучше не станет. Нужно с ними бороться, учиться доверять природе, ребёнку, себе, наконец. Любить своего ребенка, а не дергать его и не перекладывать на него свои страхи!»

«Оля, а мне помогло рождение второго ребенка справиться со страхами, как бы с первым все пройдено-проверено, со вторым уже заранее знаешь, где надо волноваться действительно, а когда паниковать не стоит, — протянула руку помощи Татьяна. Девчонки, не надо так переживать, а то сами себя изводите и малыши будут делать все наоборот, если вы их так опекать будете. Предупреждать надо о последствиях — упадет один раз — больше не полезет, и быть рядом, сопровождать, проявляя заботу о ребенке».

С кем, как вы думаете, ребенок будет чувствовать себя спокойно, комфортно, надежно и уверенно?

С тревожно-мнительной, «трясущейся» по любому поводу мамой, в глазах которой постоянный страх. А глаза мамы для ребенка это отражение мира, это «зеркало» души. Ребенок видит в лице мамы свое отражение и ориентируется на него. Он видит страх и понимает, что окружающая среда и социальный мир очень опасны, нужно быть все время настороже, замереть и не двигаться.

или

с мамой, полной уверенности и внутренней свободы (в том числе и от беспочвенных опасений), активной, заботливой и внимательной?

«Да, да, я и сама это понимаю, — скажет тревожная мамочка, — но ничего не могу с собой поделать! Я все время боюсь, что с моим ребенком что-нибудь случиться!»

Мы с вами только что выяснили, что уверенность и спокойствие мамы придает ребенку силу и уверенность в себе, а беспокойство дезориентирует его. Тогда для кого ответ очевиден?

«Конечно, я беспокоюсь за своего ребенка, — опять возразит наша тревожная мамочка. Ночами не сплю, но виду ему не показываю!» Это вам так кажется, уважаемая, мамочка, что вы не показываете своего страха. Однако ребенок читает вас, как открытую книгу. Не надо говорить о том, что у вас твориться на душе – ему достаточно лишь посмотреть на вас или даже просто услышать ваш голос. Он прекрасно ощущает ваше состояние, так как нет более тесной связи, чем связь между ребенком и матерью. К тому же у детей прекрасно развита интуиция, они неосознанно подмечают жесты, позу, мимику, взгляд – а у вас все это вопиет о страхе.

Но хуже всего, что он заражается вашим состоянием. И если негативное реагирование на любую мало-мальски сложную проблему или препятствие для вас – норма, то и ребенок ваш с вероятностью 99,9% вырастет неуверенным, чрезмерно осторожным, не решающимся что-либо сделать, мало адаптивным. Его картина мира всегда будет мрачной и пугающей. Исполненные страхов родители рождают и воспитывают исполненных страхов детей. Разве о таком будущем для своего малыша вы мечтаете?

Естественно, вы хотели бы уберечь его от всего плохого, но здравый смысл подсказывает, что это не реально. Каждому человеку суждено преодолевать различные трудности на своем пути — так укрепляется характер, формируется личность. Элеонора Рузвельт, выдающаяся, мудрейшая женщина сказала: «…вы никогда не сможете прожить жизнь другого, даже своего собственного ребенка. Влияние на других людей вы можете оказать только через свою жизнь».

Поэтому, если вы действительно хотите помочь ребенку вырасти уверенным, сильным, счастливым, начните с себя. Вы можете стать такими родителями, с которых нужно и полезно брать пример.

Так, попробуйте для начала разобраться со своими страхами. Узнать их. Выяснить, про что они. Откуда? Что скрывает страх? И какая выгода от страха?

Именно этим мы занимаемся с участницами групп для мам, где в безопасных условиях и доверительном кругу таких же мам происходит знакомство с собой, со своим внутренним миром. Исследуем, каковы истоки того или иного страха и других различных переживаний и эмоциональных состояний, которые влияют на нашу жизнь, на жизнь наших близких и родных, на жизнь и судьбу нашего ребенка.

Автор: Лободинская Елена Алексеевна, психолог, групп-аналитик, ведущая групп помощи и поддержки, психотерапевтических групп, Родительского клуба

Детские психотравмы: 4 случая, когда родители неосознанно калечат судьбу ребенка

Все, что мы сейчас с вами проживаем, все то, как складывается наша жизнь — получается у нас что-то или не получается, умеем ли мы радоваться жизни или чаще всего находимся в пессимизме, умеем ли мы общаться с близкими, — все уходит корнями в наше детство.

Как нас воспитывали мамы, папы, воспитатели в детском саду, учителя в школе, какие взаимоотношения были между нашими родителями, как мы вплетались в эти отношения — от этого всего зависит наша сегодняшняя жизнь.

Марина Матвиенко, психолог-биоэнерготерапевт, член Профессиональной психотерапевтической лиги, основатель центра психологии и развития человека «Путь к Себе», рассказывает, как детские психологические травмы влияют на будущую жизнь человека, и дает важные рекомендации.

Прежде чем выделять основные причины детских психологических травм, давайте рассмотрим пример из реальной жизни.

Случай из практики

Родители одного мальчика часто и много скандалили. Отец бил и его, и мать. Это были очень жесткие наказания по принципу «не так сидишь, не так свистишь». Во время побоев в ход шло все что угодно — шланги, палки, ремни, сетки.

Взрослеющий мальчик ненавидел отца и был обижен на мать, которая из-за страха перед мужем не спешила защищать ребенка. Мало того, она старалась ударить его первой для того, чтобы не ударил отец. Это была своеобразная защита:

Но вскоре отец зашел так далеко, что мать приняла важное решение: когда мальчику исполнилось 9 лет, родители развелись.

После побоев у мамы сильно ухудшилось здоровье, поэтому сын стал хозяином в этой семье. К тому же у него была еще младшая сестра, о которой матери приходилось заботиться в первую очередь.

Все это привело к тому, что, с одной стороны, ребенок в 9 лет очень быстро повзрослел, а с другой — он не прожил свое детство.

Мальчик вырос. Но даже этот взрослый мужчина постоянно нуждался в доказательстве, что он чего-то стоит. Он всегда пытался произвести впечатление на людей, выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Он вечно заслуживал чью-то похвалу, чью-то любовь, поглаживания, высокие должности и так далее. И… оказался жестким тираном по отношению уже к своей семье.

Если бы у его жены был более слабый характер, то, скорее всего, он начал бы ее бить, как когда-то поступал его отец.

Однако женщина имела более твердый характер: «Я тебя уважаю и прошу меня уважать!».

Он воспитывал и любил своих дочерей. Но ровно до 8-9 лет. После этого рубежа, в тот момент, когда ему самому пришлось стать взрослым , у него отключалась вся любовь.

Он считал, что они уже взрослые, и начинал требовать, как со взрослого, не понимая, что перед ним всего лишь дети!

Воспитание стало очень жестким — физические наказания только за то, что «делаешь не так, как я хочу». Это приводило к постоянным конфликтам в семье, потому что жена, конечно же, защищала своих детей.

Как сложится дальнейшая судьба этих девочек, которые теперь полны ненависти к своему отцу и будут выбирать мужей в соответствии с опытом своего детства, пока никто не знает…

Многие вещи мы можем даже и не помнить, потому что это происходило тогда, когда мы были очень маленькими. Но все это откладывается на нашем будущем.

Теперь давайте рассмотрим виды детских психологических травм и то, как они влияют на жизнь взрослого человека.

Нежеланный ребенок

Те 9 месяцев, которые мы провели в утробе матери, а также наше рождение — важный период. К сожалению, на нас откладывают отпечаток психологические травмы, которые проживает мама.

Родители редко об этом думают, но даже будущий малыш хорошо чувствует настроение матери. Что уж говорить о появившемся на свет малыше.

Казалось бы, такие моменты не могут влиять на психологию человека и его будущее. Но на самом деле именно тогда закладываются самые первые наши психологические травмы.

Существуют 4 перинатальные матрицы Грофа, которые мы проживаем в момент рождения. Они тоже влияют на то, как мы будем жить дальше.

Страхи ребенка и их преодоление в семейном воспитании

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Тема: «Страхи ребенка и их преодоление в семейном воспитании»

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет маму, требует, чтобы все взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться один в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от собаки, не остаются одни и т.д. Во всех этих случаях речь идет о страхах.

Каждый родитель хочет знать, какие страхи ребенка и их преодоление в семейном воспитании существуют и как с ними бороться. Но в связи с переживаниями, волнениями и незнаниями родителей, ничего не получиться изменить.

Устойчивые страхи – это такие страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, они приводят к появлению нежелательных черт характера. Подавляющее большинство страхов обусловлено возрастными особенностями и имеет временный характер.

Возникновение страхов в большинстве случаев – это вина самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их проявления, оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или просто родительской невнимательностью. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношения к миру, ко взрослым, сверстникам.

И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, связанные с сыном или дочерью, и в соответствии с этим менять свои отношения с ребенком, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно – психического здоровья ребенка.

Причины страха (распространённые):
— конкретный случай (укусила собака, застрял в лифте)
— внушённые страхи
— детская фантазия
— внутрисемейные конфликты
— взаимоотношения со сверстниками
— невроз

Что такое страх, как предупредить его у детей?

Страх основан на инстинкте самосохранения. Страх – это эмоция, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула, сопровождается определенными физиологическими изменениями: отражается на частоте пульса, дыхания, показателях артериального давления.

Страх темноты. Каждый в детстве боялся темноты, и именно страхи ребенка основываются на этом. В основном страх темноты появился в процессе воспитания, так как не все родители научились правильно воспитывать своего ребенка. Данный страх сам по себе не проходит, и этому подтверждение — взрослые люди, которые до сих пор боятся темноты. Побороть страх в основном возможно очень быстро и просто, но для этого нужно набраться достаточно храбрости и смелости. Чтобы перестать бояться темноты, нужно просто находиться, как можно часто в темноте, особенно самому. Сначала человек начнет беспокоиться и переживать из-за этого, но уже в следующий раз такого не произойдет. Для детей это, кажется немного жестокий метод, но все же стоит придумать подобный метод, он не навредит ребенку.

Страх остаться самому. Самый распространенный страх у детей , это остаться самому. Страхи ребенка в основном не имеют никакого смысла и несут в себе только вред. Поэтому старайтесь помочь ребенку перебороть их. В основном дети боятся остаться одни в квартире, но когда все же случится, так и они останутся сами, то страх моментально пропадет. Страх это в основном мысленное состояние, и ребенок сам не представляет, как это будет на самом деле, но накручивает себе все самое плохое, чего даже не существует в нашем мире. Оставьте ребенка одного и не переживайте-все будет хорошо. Если все же не можете так сделать, то создайте только вид, что он остался один, чтобы самим убедиться, что через 1-2 часа, ребенок успокоится и начнет чем-то заниматься, уже забыв, что у него был данный страх. Другого метода просто не существует.

Недостаток любви и внимания. Страхи ребенка и их преодоление в семейном воспитании не так страшны, как нам рисует наше воображение. Это простое состояние души, неправильные мысли и эмоции. Ребенок сам не может придумывать себе страхи, а также сам от них избавляться. Сами родители делают так, что ребенок боится остаться без любви и внимания осознанно или неосознанно. Это в любом случае из-за того, что родители начинают сами пугать ребенка разнообразными вещами, чтобы ребенок перестал плакать. Но все это откладывается у него в голове и начинает постепенно образовываться в страхи. Помочь ребенку избавиться от данного страха очень просто, нужно начать уделять столько внимания и любви, сколько нужно именно вашему ребенку. И когда он успокоится, то постепенно давайте ему время для саморазвития и самостоятельности. Тогда можно будет и вовсе забыть о страхах, так как они исчезнут.

Страх ошибок. Родит ели до сих пор не догадываются, но страхи ребенка в основном связанны с ошибками и неудачами. Родители ругают и оскорбляют ребенка сразу, как он сделал что-то неправильно. Но без ошибок и неудач ребенок и вовсе не сможет сделать даже первые шаги , так как будет бояться упасть, неправильно пойти, за что родители могут ругать. Все зависит именно от вас, перестаньте ругать ребенка, дайте ему шанс развиваться самостоятельно, так как это самый лучший и быстрый путь.

Преодоление детских страхов

Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях:
— консультирование;
— лекции-семинары (для родителей, педагогов);
— стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов:
1й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.
2й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.
3й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий.
5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Три основных направления в коррекционной работе с тревожными детьми:
1. Повышение самооценки (упражнение «Похвалилки», «За что меня любит мама»).
2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж).
3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры: страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.
Цели: отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Арттерапия . Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно.
Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

Методика Ч. Спилбергера, тест школьной тревожности «Филлипса» тест тревожностиТэмпл, Дорки, проективные методики.

Преодолевая страхи, мы должны возвратить ребенку детство, из которого он ушел раньше времени. Достигается это разнообразными эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, праздничными представлениями, где много веселья и музыки, посещениями парков, систематическим чтением сказок, рисованием, походами. Крайне желательно участие во всех этих мероприятиях взрослых, которые сами, попадя в детство, становятся непосредственными в отношениях с детьми. Любая возня с родителями, сверстниками, смех, разыгрывание сказок способны создать условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

Ребенок идет в школу, и начинается новая угрожающая ситуация. Главная трудность в это время состоит в умении соединить требовательность с уважением к детям и сохранить при этом с ними эмоциональный контакт. Утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность, моральное давление оборачиваются страхом «быть не тем», страхом несостоятельности, а также тревожным предчувствием возможных неудач и поражений, неуверенностью в себе. Тогда полное устранение страхов, пропитанных тревожностью, становится непростой задачей и подразумевает активную перестройку многих аспектов семейных отношений и обязательное участие сверстников в жизни ребенка.

Наша задача поддерживать ребенка, когда он сделал ошибку, помочь ему, если он не знает и не умеет справляться с той или иной задачей или проблемой. На это нужно не так уж много времени, но некоторые родители все делают наоборот, уделяют много внимания, что только вредит ребенку. А нужно всего на всего любить своих детей, уважать и ценить, давая им шанс сделать ошибку и самим ее исправить. Есть много и взрослых людей, которые до сих пор имеют данный страх, они боятся общаться с людьми, сделать первый шаг, ошибиться, потерпеть неудачу, стесняются и ведут замкнутую и скрытую жизнь, боясь критики окружающих. Все в ваших руках — боритесь и побеждайте свои страхи сегодня, чтобы жить счастливой и успешной жизнью завтра .

Источники:

http://www.b17.ru/article/fears_of_mother/
http://letidor.ru/psihologiya/detskie-psihotravmy-4-sluchaya-kogda-roditeli-neosoznanno-kalechat-sudbu-rebenka.htm
http://infourok.ru/material.html?mid=89171

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector