Сын уехал учиться смириться пережить отъезд. Ребенок уехал учиться в другой город — как контролировать и не переживать

Как отпустить ребенка учиться в вуз в другом городе

В эти дни выпускники с волнением ждут последние результаты ЕГЭ и у многих, не сомневаемся, они окажутся достаточно высоки, чтобы задуматься: а не замахнуться ли нам на столичный вуз? С одной стороны – амбиции молодых людей можно только приветствовать, но с другой – сколько волнений для родителей! Как? Отпустить ребенка в чужой незнакомый город? Одного? Без мамы?

Чтобы помочь сибмамам абитуриентов справиться с волнением, мы узнали истории четырех форумчанок, уже прошедших этот путь, среди которых оказалась и автор этих строк.

Скажу честно, я боялась, но в то же время надеялась, что среди ответов окажутся и негативные примеры – просто для контраста. Ребенок скучал по дому, хандрил, забросил учебу, и после первой же сессии поспешил вернуться под мамино крылышко… Но нет, все четверо сибиряков благополучно учатся в Москве и Петербурге!

Как же вы решились?

Новосибирск – не деревня Гадюкино, у нас, слава богу, и своих вузов хватает. Но все же, не будем этого отрицать, столичная жизнь ярче, насыщеннее, динамичнее, и очень привлекательна для молодых людей.

Kotanya (дочка, 2 курс СПбГУ факультет прикладной математики и процессов управления)

— На ЕГЭ дочка набрала около 290 баллов — русский 100, математика и информатика больше 90, и подала документы на факультет информационных технологий в НГУ. А потом уехала с подружкой в Питер, просто так, посмотреть город, где до этого никогда не была. Уже из Питера сообщила, что подала документы в три вуза, и, если пройдет, то уедет туда учиться. Она рассудила, что если есть возможность поступить в хороший вуз не в провинции, то шанс упускать нельзя.

Гораздо проще отпустить ребенка учиться в другой город, если у вас есть там родственники, друзья, знакомые к кому ваш ребенок сможет обратиться за помощью в случае необходимости. Так что вспоминайте телефоны троюродных кузенов и ищите адреса своих студенческих подруг – любые связи (даже если ребенок ими не воспользуется) будут сейчас кстати!

ТЕАМА (сын, 1 курс МГУ, биологический факультет)

— ФЕН НГУ очень сильный. Но в Москве университет, конечно, сильнее и престижнее. Поехал потому, что выпал такой шанс — он призер Всероссийской олимпиады, и мог выбирать любой вуз страны вне конкурса. Он действительно сильный биолог, и ему имеет смысл максимально усложнить задачу, чтоб мозг использовать; наконец, в Москве есть родные, и именно этот факультет окончили мои дедушка и бабушка перед войной.

burya (дочка окончила исторический факультет МГУ в 2014 году)

— Дочка хотела поступать в университет в Петербурге, но там недостаточно было результатов ЕГЭ – необходимо было ехать и сдавать вступительные экзамены. Шансы у нас были неплохие, но… был МГУ, куда достаточно было просто отправить документы, к тому же в Москве у нас много родственников. Так что поуговаривали ребенка и отправили документы в Москву. Она не участвовала ни в каких олимпиадах (это было наше упущение, мы в 2009 году даже не знали, что кроме Всероссийской олимпиады школьников есть еще множество состязаний, дающие льготы при поступлении), так что особых надежд не питали и подали документы в НГУ, куда дочку сразу приняли. Когда случайно обнаружили ее имя во «второй волне» поступивших в МГУ – сперва глазам не поверили и очень растерялись! Пришлось спешно изымать документы из новосибирской приемной комиссии, покупать билеты на самолет – словом, времени о чем-то подумать, к счастью, просто не было.

Но, каковы бы ни были ваши резоны – прислушайтесь к желаниям ребенка, а они у него наверняка есть…

Тень (сын, 1 курс Высшей школы экономики (ВШЭ, Москва))

— В Новосибирске, безусловно, есть НГУ. Выбор делал сам абитуриент, в этом я его поддержала; вероятно потому, что жалела о собственных нереализованных и упущенных возможностях. Но чтоб получить достойный московских вузов балл, стоило в выпускном классе уделять больше внимания олимпиадам. У меня были опасения, что сын не пройдет он со своими баллами в ВШЭ (в первую волну, действительно, не прошел, в это же время в одну волну закрылся набор в НГУ, без его подлинника). И я его надоумила, едва ли не вынудила, в последний день ехать в Петербург, подавать подлинник в университет, где на одном из направлений от границы зеленой волны его отделяло два человека. Больше всего на тот момент я опасалась, как бы он не остался без образования совсем! Пока он ехал в Питер, ВШЭ добрала ребят с более низким баллом, чем у него. Так что в итоге мое вмешательство привело к потере года — учебу в СпбГУ сын прекратил. Были небольшие проблемы, которым он дал перерасти в большие, и был отчислен. На следующий год все-таки поступил в ВШЭ.

После того, как решение принято и ребенок оказался на борту самолета, любую маму тут же начинают мучить сомнения: а как же он там без мамы? Что будет кушать? Что носить? Не разведет ли в комнате общежития невыносимый… хм… беспорядок, который дома периодически ликвидировала мама?

Спокойствие! С бытовыми проблемами подростки справляются намного проще, чем вы, вероятно, думаете. Возможно, в первый месяц ребенок и будет звонить вам каждый вечер, чтобы узнать, сколько крупы надо взять чтобы сварить кашу и чем вывести с рубашки пятно от апельсинового сока. Но, положа руку на сердце, не такая уж премудрость – ведение домашнего хозяйства, чтобы подросток, совладавший с дифференциалами и герундиями, его за месяц не освоил на минимальном уровне.

— В быту сын, с одной стороны, не особо умелый и приспособленный, с другой — совершенно неприхотливый. Ему хватает скромной суммы от нас (пока работать ему некогда совсем), он вполне может постирать, сварить макароны и купить себе ботинки.

— Про бытовые сложности опасения также были, не всему чему могла, научила заранее, но он вполне справился. Поначалу вообще просто боялась всего, хотя сын у меня уже был вполне готов к самостоятельной жизни, но у меня, конечно, оставались сомнения, что это так. Особенно сходила с ума, когда он целый день не отвечал на звонки (а он разбил мобильник, как выяснилось потом).

Проверить чем именно он питается, я все равно реально не могу, поэтому, в конечном итоге, положилась на его здравый смысл. Убедилась по Skype, что он все-таки сам готовит, хотя бы иногда, ну и поначалу постоянно его расспрашивала, что он ел.

После поступления в ВШЭ опасений уже не было, поскольку общежития ВШЭ занимают первые места в рейтинге лучших студенческих общежитий в России и условия для нормальной жизни студентов созданы.

Кстати, подготовьтесь к этому заранее – скорее всего, ребенок будет жить в общежитии. Снимать квартиру в двух столицах довольно дорого, хотя, возможно, вы предпочтете именно этот вариант. Но у общежития есть и свои плюсы!

Первокурсник всегда «на глазах» — заболел ли, потерялся, сокурсники сразу заметят неладное и забьют тревогу. К тому же, в крупных вузах жизнь первокурсников в общежитии курирует кто-то из преподавателей.

Общежития охраняются и, поверьте, сейчас охраняются довольно строго. У первокурсника минимум шансов стать там жертвой преступления, даже мелкие кражи – большая редкость.

Общежития уже оснащены минимумом того, что нужно студенту для жизни: там будет кухня, скорее всего – буфет, прачечная, а в комнате – стул, стол, шкаф и кровать с постельным бельем. Хотя… это как повезет!

— Опыт самостоятельных поездок у дочки был — с 10-11 лет уезжала на соревнования, в спортивный лагерь, на сплавы-походы, а это не очень комфортная жизнь без мамы и папы рядом. Но и опасения были — жизнь в общаге это все же несколько другое, чем поездка с тренером на две недели. Говорила я ей — возьми подушку, не послушала, потом пожалела, конечно, новую пришлось покупать. Финансово — сложно, но как-то все получается, учится экономить, вести бюджет, рассчитывать финансы, готовить, стирать и прочее.

— Общежития в МГУ, против моих ожиданий, оказались даже скромнее, чем в НГУ, где училась я. Комната на троих – едва девять квадратов, на двоих – вообще шесть! Со стиркой тяжелых вещей, например, джинсов, приходилось идти к родственникам, в общежитии их сушить было негде ( впрочем, визиты всем доставляли удовольствие). Мебели – минимум, да много бы в такую комнату и не влезло, ремонт очень скромный. В комнатах запрещены электронагревательные приборы и это, как мне кажется, плюс – меньше риск пожара, но мультиварку контрабандой мы все-таки у дочки поселили. Впрочем, особой необходимости в этом не было; что за годы, минувшие со времен нашей учебы, действительно стало лучше – так это студенческие столовые: простая, недорогая, качественная и здоровая пища. К тому же в Москве на каждом шагу супермаркеты, где студентка всегда может купить йогурт и фрукты, не забивая себе голову кулинарными изысками. А цены на продукты в Москве не выше, чем в Новосибирске.

А вдруг его кто-то обидит…

Еще одна проблема, которая волнует мам – найдет ли ребенок общий язык с сокурсниками? Обзаведется ли новыми друзьями? Не волнуйтесь, все наладится!

17-18 лет – это идеальный возраст для того, чтобы обзаводиться новыми дружескими связями. Период подростковой агрессии и «стайного инстинкта» уже позади, молодые люди к этому моменту уже достаточно толерантны, чтобы дружелюбно реагировать на большинство особенностей сверстников. В то же время, в этом возрасте подростки еще максимально открыты всему новому: знакомствам, контактам, общению. Оказавшись в ситуации, когда все вокруг такие же новички, как и он сам, первокурсник легко и естественно вливается в студенческую среду, мгновенно обрастая дружескими связями. Конечно, с кем-то отношения могут не заладится, но, к счастью, обычно никаких проблем с тем, чтобы поменяться комнатами в общежитии – не возникает, а дальше этого конфликты не идут.

— Жить в общаге после нашей семейки (и 10 лет в одной комнате с младшим братом) — никаких проблем в плане уживания с соседями!

— Дочка достаточно замкнутая, да еще на первом курсе ей не повезло – заселилась в одну комнату сестренками-близняшками, которые, естественно, выступали как одна команда. С ними у нее не нашлось общих интересов, так что соседок она быстро стала раздражать. В девятиметровой комнате это, в общем, не удивительно… Не ожидала, что дочка, которой тогда было всего 16, сумеет так спокойно и здраво реагировать на конфликтные ситуации, не переживать, не драматизировать, идти на компромисс… Последние годы в общежитии она уже душа в душу жила со своей подружкой-сокурсницей и психологических проблем не было никаких!

— В общаге дочке повезло с соседками — они не жили там, только числились, и она жила одна больше, чем полгода. Потом к ней девочку подселили, живут вдвоем в комнате на троих.

Конечно, нельзя игнорировать характер ребенка: замкнутому домоседу, возможно, лучше провести несколько лишних лет рядом с семьей. Так что если ребенок твердо намерен учиться в Новосибирске – не стоит настаивать на вузе в другом городе. Подумайте, может это ваша мечта, а не его? С другой стороны, такая встряска станет для замкнутого и неуверенного в себе подростка поводом раскрыться, повзрослеть, научиться заводить друзей (а еще влюбляться и выстраивать личные отношения). Неплохо, верно?

Будет ли ребенок учиться без контроля?

Конечно, у 11-классника мы не проверяем тетради еженедельно, но есть ведь школьные учителя, которые занимаются именно этим. В ситуации, когда всерьез твоими успехами заинтересуются только через полгода, многие первокурсники расслабляются, особенно если учились в сильной школе, где уже прошли часть вузовского курса… А зря! Постарайтесь настроить ребенка на добросовестную работу с первого дня, без откладываний «на потом». Впрочем, первая сессия обычно сама ставит голову на место!

— Для меня стало полной неожиданностью, когда сын пропустил экзамен (причина была уважительная — болезнь), потом не подготовился к пересдаче и пропустил ее, и ничего не сделал чтобы договориться с преподавателем о сроках новой пересдачи. Так и перестал быть студентом СПбГУ. Но тут болезнь была лишь предлогом при отсутствии мотивации к продолжению обучения именно Петербурге (поступил куда оставалась возможность, и был разочарован, и не тянул, и понял, что «не совсем его»).

— Разумеется, я боюсь, что «вылетит», а в армию ему не надо бы по хилости здоровья; что вообще забросит учебу, подсядет, например, на игры компьютерные. Но! К его 18 годам, я и дома не могла уже особо влиять на ситуацию — он и тут мог бы не учиться, играть и пропадать вечерами. Так что даже, как ни странно, проще — не на глазах, не переживаю по пустякам. Пока сессию он сдал на пятерки, вроде все нормально.

— Первый же семестр преподнес нам неприятный сюрприз там, где мы совсем не ожидали – физкультура! Да, да, лыжи стояли первой парой и дочке-«сове» было лень вставать утром, идти на стадион… Пришлось подучить ее схитрить, обратить внимание медиков на хроническое заболевание, которое, по совести говоря, совершенно не мешало пробежке на лыжах. Потом пропущенные занятия пришлось отрабатывать.. К счастью, на неспортивных первокурсников на истфаке смотрели если не сквозь пальцы, то, во всяком случае, достаточно снисходительно. И больше уже таких казусов не повторялось.

Как я с этим справлюсь?

Не будем скрывать, вам разлука дастся тяжелее, чем вашему ребенку. Но подумайте, какие возможности откроет перед ним учеба в столичном вузе! Сколько интересного он увидит, сколько друзей заведет, сколько будет путешествовать (из Москвы и Петербурга в Европу можно добраться хоть на автобусе!), наконец, сколько полезных знакомств для будущей карьеры у него появится!

— Мне было трудно (до седых волос, в буквальном смысле). Почти до самого объявления результатов ЕГЭ готовность поступать в столичный вуз сын не афишировал, больше обсуждали его одноклассников, которые собирались уехать, я всерьез о такой возможности не задумывалась, морально готова не была. Не ожидала, что в ВУЗе сын будет делать основной упор на учебу, а не на бурную общественную деятельность, как это происходило и происходит до сих пор.

— Скучаю очень, да! И все мы скучаем. Дочка в свое время не поехала в аналогичной ситуации — и не жалеет, ей и НГУ понравился, и забот меньше было, живя дома, и круг общения сохранился. Но мальчику карьера, наверное, важнее. В обоих случаях мы согласились с решением самих детей.

— Факультеты СПбГУ не расположены в одном месте, это и центр, и Васильевский остров, и Петергоф, где как раз дочка и живет. В город ездит по мере необходимости. У студентов в Питере есть возможность бесплатно посещать Эрмитаж, Русский музей за минимальную стоимость, да и другие музеи тоже.

Я не знаю, если бы Аня не уехала в Питер, побывала бы я там вообще или нет, а так я там была четыре раза за последние полтора года!

А что? Чем не плюс студенческой жизни в столице?

На учебу в другой город: как пережить расставание с детьми

Ребенок уезжает на учебу в другой город? Возможно, кому-то потребуется серьёзная адаптация, потому что это очень волнительный период, и кроме радости, хотите вы того или нет, это может привнести в жизнь немало расстройства и беспокойства.

Среди прочих причин, самая главная, конечно же заключается в том, что теперь вы не сможете видеть своих детей ежедневно, и не сможете принимать участия в их жизни так часто, как вам, возможно, хотелось бы.

Те родители, которые уже прошли через этот не простой период, знают насколько трудно бывает отпустить своё родное чадо в полную неизвестности жизнь. Однако из этого волнительного опыта можно вынести очень ценные уроки.

В этой статье мы обобщаем советы родителей переживших отъезд детей на учебу в другие города. В ней мы поведаем о том, сколько времени может пройти, прежде чем вы адаптируетесь к своему новому положению, с какими последствиями можете столкнуться, и какие выходы есть из того, чтобы перестать чувствовать себя не нужным и покинутым.

Подумайте о себе

Большая проблема для многих родителей заключается в том, что они изначально делают своих детей смыслом всей своей жизни. И когда ребёнок еще ходит в школу, такие чрезмерно заботливые родители бывают всегда очень заняты его делами.

Наверное, у вас тоже такое бывало, когда встречаете подругу на улице, а ей и парой слов перекинуться некогда, так много предстоит сегодня сделать. У нее домашние занятия дома и с репетитором, а ещё надо постараться разузнать результаты тестов, а еще найти «своего» человека, который при случае поможет с ними, если что. Ведь впереди и выпускной, и ЕГЭ, и тревожное ожидание баллов! А еще магазин, дела, суета…

Стоя рядом с ней, вы начинаете чувствовать себя абсолютным нулем и неудачником, потому что и четверти её подвигов не совершили.

Как правило, у таких родителей с отпусканием детей выявляются самые большие сложности. Впрочем, чаще всего, они их и не отпускают, а бросают все и едут вслед.

На самом же деле таким людям очень страшно ощутить пустоту своей жизни и собственную ненужность. Иногда за всем этим стоит установка, что думать и заботиться о себе – плохо! Вполне возможно, что этой установке предшествовал аналогичный опыт предыдущего поколения – бабушек и дедушек, и следуя лояльности им, такие родители считают, что смысл жизни может быть только в детях. Да, это правда, дети должны являться большой и неотъемлемой частью жизни, но только частью.

Подумайте о детях

Задумайтесь, какой груз взваливается на их плечи, когда они чувствуют, а поверьте, они всегда это чувствуют, что несут ответственность не только за своё, но ещё и за ваше счастье. Представили? Далеко ли вы уйдёте с таким грузом?

А тем не менее, современная жизнь, по сравнению с эпохой предыдущих поколений заметно изменилась, она стала изобиловать гораздо большими возможностями, пенсионный возраст сдвинулся, и очень много людей в возрасте от 40 до 60 лет готовы начать изучать новые профессии, заниматься волонтерскими программами, социальными и творческими проектами, путешествовать, заводить новые романы, наконец.

Люди начали понимать, что жизнь не заканчивается с взросление детей, что полно ещё жизненных сил, энергии и, кстати, опыта, чтобы использовать их для более интересной, разнообразной и, главное, качественной жизни.

С отъездом ребёнка вы можете начать посвящать освободившееся время себе, своему здоровью, внешнему виду, своим отношениям со второй половиной, своему хобби, друзьям. Вы можете сосредоточить больше внимания на других членах семьи, возможно, им в последнее время, наоборот, его доставалось от вас меньше.

«В твоем сердце словно дыра, но ты все равно должен сообразить, что делать дальше».

Однако, не смотря на все это изобилие возможностей, многие родители говорят, что очень тяжело вернуться одним домой, проводив ребенка.

Так устроен наш мозг, с его нейронными клетками, в течение многих лет, пока вы взращивали и воспитывали ребенка, ваш мозг создавал определенные устойчивые связи, которые не исчезают с его отъездом. Эти связи стали привычкой, и не находя им подтверждения, можно оказаться в стрессе, который способен перерасти даже в депрессию.

Чтобы этого избежать, начните регулярно заниматься своими собственными делами. Например, физическими упражнениями, которые помогут справиться с ситуацией.

Заведите собаку. Маленький щенок очень отвлекает.

Наймитесь волонтером в какие-то социальные проекты, помощь другим помогает заполнить образовавшийся вакуум.

Начните делать для себя что-нибудь приятное. Запишитесь в спа-салон, на массаж, в баню. Сходите в кино, на выставку или театр. Съездите в небольшую поездку.

Важно, чтобы мозг начал создавать новые устойчивые нейронные связи, которые будут ассоциироваться с удовольствием. Это позволит создать новые здоровые привычки, которые, в свою очередь, помогут адаптироваться к новым жизненным условиям.

Мыслите позитивно

Вместо того, чтобы чувствовать потерю и одиночество, сосредоточьтесь на позитиве. На том, что делает ваш ребенок, на его достижениях. Поверьте, в вашей голове есть волшебный переключатель, и только в вашей власти нажать на него.

Начните радоваться за ребёнка, за те возможности, которые у него появились благодаря поступлению в университет, например. Рисуйте вдохновляющие картины будущего, визуализируйте успешный образ вашего сына или дочери. Это поможет переключиться.

Если переключатель не работает, это означает, что по каким-то причинам ваше подсознание не готово оставаться один на один с собой, и на что-то в вашей собственной жизни вам очень не хочется смотреть.

В таком случае, может быть, стоит задуматься о помощи специалиста. Запишитесь на консультацию к профессиональному психологу, он поможет скорректировать проблемные зоны.

Главное помните, ваша жизнь – такая же ценность, как и жизнь вашего ребёнка, и обучаясь быть счастливым, вы помогает и ему тоже, потому что, глядя на вас – своего родителя, он делает важный для себя вывод, что быть счастливым можно.

Автор: Тверитина Алена

Поставьте, пожалуйста, лайк, если статья оказалась для Вас интересной.

Возможно, Вам также будет интересно прочесть:

Как отпустить ребенка и не сойти с ума

День отъезда сына в Москву на учебу для меня начался в пять утра. Я лежала с закрытыми глазами и пыталась понять, отчего же так страшно, что комок в горле, ведь юноша, уезжающий учиться, уже давно не тот малыш, болячки которого я лечила поцелуями, и не тот важный шестилетка, цепляющийся за меня и за букет во дворе школы, и даже не подросток, который не выносил моих нежностей и советовался только по поводу модных «луков», признавая за мной некоторый вкус и способность быть в теме.

Сейчас он умный, организованный, вполне приспособленный к жизни молодой человек, я сама научила его готовить, а рубашки он себе гладит с пятого класса, после того как я взбунтовалась и перестала делать это за него. Почему же перехватывает дыхание и бесконтрольно текут слезы при одной мысли, что вот через пару часов он сядет в поезд и уедет в другой город?

– Весьма распространенный случай, – говорит семейный системный психотерапевт, кандидат медицинских наук, автор метода «Ресурсное консультирование» Жанна Райдан.

Она согласилась со мной встретиться, чтобы помочь с этой проблемой, такой животрепещущей сейчас, в начале учебного года. Только из класса, в котором учился сын, в другие города уехали 8 человек из 27. И мамы, разумеется, гордятся их успехами, но одновременно с гордостью в душе практически каждой живет страх.

За картонным стаканчиком чая мы с Жанной Валерьевной попытались на моем вопиющем примере разобраться с причинами возникновения этого страха и выработать методы его преодоления.

На такие ощущения не принято жаловаться, ведь дети не просто уезжают куда-то, они идут к успеху, поступают в престижные вузы, это их будущее, их карьера, их счастье в конце концов. И вот одни матери, сжав зубы и глотая слезы, улыбаются и рассказывают всем, как они горды и рады за своих чад, а другие, с облегчением вздыхая про себя, говорят: ну. не хватило баллов на Москву, ничего, и у нас, если постараться, можно получить неплохое образование. А есть те, которые, бросив все, уезжают за ребенком и начинают новую жизнь на новом месте.

– В моей практике было несколько историй, когда семьи в течение года переезжали за детьми, – рассказывает Жанна Валерьевна. – Сначала – чтобы поддержать на первых порах, а потом оставались там и меняли жизнь кардинальным образом.

В этом случае движущей силой тоже является страх: достаточно ли я в него вложила, усвоил ли он ценности и приоритеты, которые я пыталась ему привить? Хватит ли у него стойкости? На этом страхе мамы чаще всего и переезжают за ребенком, чтобы оставаться все той же платформой, от которой ребенок будет и дальше отталкиваться.

На днях я разговаривала со знакомой об отъезде ее сына в Москву, и она тоже говорила о великолепных перспективах, будущей карьере, а в конце разговора вдруг ее прорвало: «Ты понимаешь, столько всего я не успела с ним обсудить, столько объяснить. Я, конечно, всегда знала, что ращу ребенка не для себя, что его надо будет отпустить, но почему, ради всего святого, никто не сказал мне, что этот момент наступит так быстро?!»

Вот эта скоротечность времени, наверное, пугает больше всего, когда мы смотрим на своих взрослых детей. И мы скучаем по тем малышам, которые обнимали нас за шею и шептали: «Я люблю тебя, как тигр. Нет, как слон!»

– Когда дети вырастают встает вопрос о том, что родители переходят в другое состояние, это уже даже не взросление, вы понимаете, это следующий этап.

– Да, – улыбается Жанна. – Тут и появляется ностальгия, и надо понимать, что это не очень хорошее чувство, оно не ресурсное, потому что воспоминания о приятных моментах связываются с болью. Ностальгируя, люди теряют энергию. Возникает ощущение вакуума. И, чтобы заполнить этот вакуум, необходимо искать новый интерес.

У фотографа Владимира Яковлева есть проект «Возраст счастья». Он как раз о людях, которые после 50 живут ярче и интереснее, чем в молодости, о том, что возраст после 50 – это не начало деградации, как считалось прежде, а, наоборот, возраст новых возможностей. Возраст счастья.

– Когда дети вырастают, это еще такой вызов для матери: а могу ли я теперь быть счастливой? Потому что чем счастливее вы, тем больше у ребенка ресурса, чтобы сделать еще больше, – замечает Жанна Валерьевна в ответ на мои рефлексии. – Когда ребенок уезжает, он не бросает маму, связь между ними не рвется, она просто изменяется становится более эластичной, что ли, но от этого не менее крепкой. На этой связи человек очень много может сделать. И чем глобальнее проект, тем сильнее и красивее связь.

Замечали, что на церемонии вручения «Оскара» победители в своей речи чаще всего первым делом благодарят маму? На самом деле за каждой историей успеха стоит мама, считает Жанна Валерьевна, которая в этого человека очень верила.

– Понимаете, дети всегда показывают потенциальность матери, и когда ребенок уезжает, резко меняет жизнь, идет к успеху, то мамам всегда страшно, а это уже опосредованный страх успеха.

Страх успеха – термин, введенный Матиной Хорнер для обозначения боязни достижения целей или преуспевания в глазах общества. Нужно просто принять успех. Чтобы это было проще сделать, есть специальное упражнение: вы смотрите на ребенка и представляете его успешным и счастливым, во всех подробностях. И когда мама видит таким своего ребенка, у него все случается.

Если же родители сдаются, постоянно переживая отъезд ребенка как потерю, они начинают создавать ситуации, чтобы ребенок вернулся, например начинают болеть, и это тоже связь, только жесткая. Тогда ребенок становится несчастен и неуспешен, он проваливает экзамены, женится и расходится, и все эти неприятности происходят лишь для того, чтобы не уйти далеко.

Даже если на протесте он резко обрывает связь и куда-то уезжает, то все равно живет с большими проблемами. Стоит ли наш страх жить дальше загубленного будущего детей? Каждый кризис – это новый вызов, когда уезжает ребенок, мы должны ответить на вопрос «Кто я?». И получается, что мы привязываем их в тот момент, когда нам страшно остаться наедине с собой.

А надо всего лишь чувствовать, что предлагает жизнь, и пользоваться этими предложениями. Спросить себя: что я потеряла с отъездом ребенка? Какое чувство я теперь не знаю, как выразить? Как только вы найдете ответ, так сразу в жизни появится человек, который даст возможность реализовать это чувство. Мы как система постоянно стремимся к целостности, и пока мы не знаем, какая у нас потребность, система разбалансирована. На самом деле то, что нам нужно, чтобы оставаться целостными, мы можем обретать через контакты с разными людьми, занимаясь самыми разными вещами.

«К пятидесяти цели прежней жизни теряют смысл вне зависимости от того, насколько мы были успешны в их достижении, – пишет Владимир Яковлев в своей книге “Хорошо за 50”. – И хочется нового. И правильно хочется. Потому что новое — это будущее и развитие. Новое — это молодость. Но только совершенно непонятно, каким это новое должно быть? И что теперь делать? Пробовать».

Так давайте пробовать и делать счастливыми себя и своих детей.

Заголовок в газете: Синдром опустевшего гнезда Тэги: Школа, Дети , Кризис, Поезд, Общество, Книги, Наука Места: Москва

Источники:

http://sibmama.ru/abitura.htm
http://zen.yandex.ru/media/id/5ce7fd895ee93800b37fd04d/5cf6c8f97839c500ae7650a6
http://nn.mk.ru/articles/2017/09/07/kak-otpustit-rebenka-i-ne-soyti-s-uma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
×
×