Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители? Типы темперамента у детей

Содержание

Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей

Как научиться управлять детским темпераментом. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник.

Все мы знаем, что в отношениях с взрослыми людьми надо обязательно учитывать характер человека, но вот при воспитании детей большинство родителей абсолютно забывают об индивидуальном подходе. А ведь это краеугольный камень воспитания — чтобы вырастить гармоничную личность, нужно стимулировать развитие недостающих и мягко подавлять ярко выраженные черты характера.

Согласно традиционной медицине любого человека (и ребенка тоже) можно отнести к одному из четырех типов темперамента — холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник. Чтобы правильно определить темперамент ребенка, надо за ним внимательно понаблюдать в течение нескольких недель, подмечая основные особенности поведения. После этого, определив тип темперамента, можно строить с ним продуманные отношения.

Ребенок холерик — активен, беспокоен, настроение быстро меняется, иногда агрессивен. Такие дети любят шумные коллективные игры, быстро запоминают информацию — но, к сожалению быстро ее забывают. Легко переносят новую обстановку, поэтому походы в садик и школу для них не проблема. Быстро заводятся, участвуя в игре, или если в руки попала новая игрушка. Возможно, поэтому они с трудом засыпают по вечерам и их практически невозможно уложить спать днем. Все процессы в организме ребенка холерика идут быстро — это касается и запоминания новой информации и выздоровления после болезней.

Особенности воспитания. Организм ребенка холерика до краев наполнен энергией — задача родителей направить эту энергию в нужное русло, параллельно вырабатывая внимание и усидчивость. Родителям ребенка холерика надо обязательно с ним заниматься спортом или еще лучше отдать его в спортивную секцию. Вид спорта принципиальной роли не играет — главное, чтобы произошел выброс энергии. Уже после этого с ребенком можно заниматься делами, требующими усидчивости — подготовка к школе, чтение книг, настольные игры и так далее. Также с ребенком холериком надо обязательно гулять на природе, такие дети не любят закрытых пространств. После прогулки самое время заняться играми, в которых требуется наблюдательность и внимание.

Ребенок меланхолик — тревожен, сдержан, замкнут, отличается рассудительностью, неторопливостью. Из таких детей вырастают консервативные взрослые, которые считают, что все новое — это хорошо забытое старое, но сделанное чуть-чуть хуже. Отличительная черта детей меланхоликов — хорошо развитая интуиция, а так они растут робкими и неуверенными, очень тяжело усваивают новую информацию, при этом быстро устают и отвлекаются. Дети меланхолики не любят перемены мест, поэтому их тяжело научить ходить в садик или школу — из-за этого они могут даже заболеть или симулировать, изображая симптомы, подмеченные у взрослых. Любят подолгу находиться с взрослыми даже в ущерб играм с детьми. Ребенка меланхолика тяжело уложить спать, зато утром он готов сразу же к активным действиям.

Особенности воспитания. Ребенка меланхолика очень легко обидеть и, что важно, он помнит обиды. Поэтому, общаясь с ним, надо стимулировать его рассказы о своих чувствах и проблемах. Надо постоянно поощрять любые начинания и инициативу у ребенка меланхолика. Если и критиковать, то очень мягко — без криков, одергивания и приказов — иначе это может привести к закрытости ребенка от окружающих, даже родителей, что в дальнейшем обычно создает серьезные проблемы в школе и на работе.

Ребенок флегматик — такие дети неторопливы, осмотрительны, спокойны. Из них вырастают взрослые, которые любят все делать основательно. Наверняка задумывали и проектировали египетские пирамиды зодчие-флегматики. Ребенок флегматик не любит проявлять эмоции, поэтому кажется, что ему все равно — выиграл он или проиграл в какой-либо игре или соревновании. При этом они предпочитают спокойные игры, и могут долгое время собирать конструктор, не мешая взрослым. Ребенок флегматик не любит новшеств в жизни, он долго привыкает к новой обстановке и новым друзьям. Такие дети отличаются хорошим сном, но зато просыпаются они тяжело и еще долго отходят от сновидений. Из таких детей вырастают взрослые, про которых говорят что они «совы».

Особенности воспитания. Дети флегматики лишены эмоций, а если они и есть, то очень скудные — поэтому задача взрослых прежде всего самим излучать положительные эмоции и стараться заразить ими ребенка. В ребенке флегматике надо развивать любознательность, проще всего это сделать, максимально разнообразив его досуг — игры во дворе, просмотр мультфильмов, походы на природу в цирк или зоопарк — все это будет положительно влиять на развитие ребенка. С помощью физических упражнений надо развивать ловкость и подвижность — поэтому, чем раньше в детской комнате появится турник, шведская стенка и канат, тем лучше.

Ребенок сангвиник — душа любой компании: общительный, открытый, легко сходится с незнакомыми детьми, склонен к лидерству. Отрицательная черта характера таких детей — это отсутствие страха и беспечность. На первый взгляд, такие дети находка для родителей и воспитателей, но не все так просто. Дети сангвиники очень часто не доводят начатое дело до конца, так как берутся за любое задание не задумываясь, хватит на это сил или нет. Из ребенка сангвиника вырастают взрослые оптимисты. Такие дети быстро забывают обиды (вернее они их вообще не помнят) и каждый день для них начинается с «чистого листа». В школьном возрасте дети сангвиники отличаются хорошей успеваемостью, но добиться большего результата им мешает отсутствие усидчивости и терпения. Дети сангвиники любят подвижные коллективные игры — футбол, хоккей, баскетбол.

Особенности воспитания. Как уже понятно, сангвиникам не хватает терпения и упорства — на выработку этих качеств и надо обращать внимания родителям. Сделать это проще всего при совместном чтении книг, сборке конструктора или пазла. Надо иметь в виду, что самостоятельно ребенок сангвиник этим заниматься не будет — обязательно присутствие взрослых. Надо следить за тем, чтобы такие положительные качества, как жизнерадостность и оптимизм не переросли в такие особенности характера, как поверхностность и непостоянство.

Принципиально изменить характер человека, получаемый при рождении практически невозможно, но каждому под силу контролировать свои негативные качества, при этом взращивая положительные черты характера. Именно на это надо делать упор родителям при воспитании детей и подростков.

Темперамент ребенка и воспитание. Что должны знать родители?
консультация по коррекционной педагогике на тему

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Предварительный просмотр:

ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА И ВОСПИТАНИЕ: ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ?

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица. Характеристики детей с разными темпераментами

Какие качества присущие детям с этим темпераментом?

Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у вашего ребенка? Тест

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Как определить темперамент ребенка и учитывать особенности в воспитании

Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой. Как определить темперамент ребенка, и какие подходы применять в его воспитании подскажет данная статья.

Какой бывает темперамент у ребенка

Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.

Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…

В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.

Определение типа темперамента ребенка

Нет необходимости применять какой-либо специализированный психологический тест на определение темперамента ребенка. В дошкольном возрасте достаточно внимательно понаблюдать за малышом некоторое время, чтобы выявить характерные особенности.

Смысл выявления состоит не в том, чтобы узнать, к какому типу темперамента отнести ребенка. Эти знания нужны для практического применения. Влияние темперамента на поведение детей прослеживается уже в 3 года и даже раньше.

В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.

Характеристика детей с разными типами темперамента

Прежде всего, нужно заметить, что чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.

Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.

Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.

Ребенок – сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.

Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.

Дети холерического темперамента

Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню…

Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков. Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством. Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…

Дети флегматического темперамента

Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.

Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.

Ребенок – меланхолик

У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.

Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.

Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут ли быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков

Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.

Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали. Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись…), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение.

Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.

Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.

Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо. Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий.

Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры – отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.

Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки. Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей.

Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов

Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства кака выносливость, сосредоточенность, ответственность.

Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.

Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал «лишнее» время. Приучайте умываться прохладной водой.

В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями – рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.

Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и некомфортно, если родители заняты своими делами.

Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников – идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.

Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.

Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.

Источники:

http://www.7ya.ru/article/Detskij-temperament-vospitanie-rebenka-s-uchetom-individualnyh-osobennostej/
http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/06/29/temperament-rebenka-i-vospitanie-chto-dolzhny-znat
http://alldoshkol.ru/vospitanie/kak-opredelit-temperament-rebenka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector