Третий год жизни ребенка развитие. Развитие и воспитание детей третьего года жизни. Рисуем красками

Детское рисование в возрасте до 3-х лет. Этапы развития рисунка, рекомендации для родителей

Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

Каракули – первая стадия развития детского рисунка

Первые каракули для ребёнка – это обучение владеть своим телом и способ запечатлеть своё присутствие в мире. Рисование для него — наглядный результат взаимодействия с миром. Ведь совсем недавно он не осознавал себя самостоятельным человеком!

Этапы развития детского рисунка в возрасте 1-3 года (условно)

Сначала ребёнок рисует простые непроизвольные каракули. Затем начинает чувствовать в движении своей руки определённый ритм и рисует штрихи в одном направлении, многократно водит рукой по листу бумаги туда и обратно, стучит по бумаге – ставит точки, т.е. учится воспроизводить свои движения.

Поначалу «не замечает» листа. Ему потребуется время, чтобы понять, что у поверхности есть границы, и научиться оставаться в их пределах.

Со временем (примерно в 2-2,5г) появляются округлые линии и зигзаги, затем ребёнок пробует штриховку.

Ближе к 2,5-3 годам каракули приобретают замысел (ребёнок рисует в задуманном месте и ищет смысл в изображении).

Что требуется от родителей?

♥Заранее примириться с тем, что художник будет страшно пачкаться. Если дома тепло, раздеть его догола или почти догола, а пол застелить клеёнкой.

♥За стол лучше не сажать — и неудобно, и мало места. Чем меньше ребенок, тем большего размера выдавайте лист и кисть. Замечательный выход — рисовать на обратной стороне рулона обоев.

♥Не сердиться, когда ребёнок «рисует» всем телом (пальцами, ладонями, ступнями). Это важное и полезное занятие — обследовать собственное тело и способы его применения, в этом проявляется исследовательская активность ребёнка. Ведь совсем недавно он сделал открытие, что его тело принадлежит только ему и он сам — отдельное существо.

♥Не критиковать, если ребёнок «вылезает» за разрешенную поверхность, красит пол или стол. Использовать изобразительные средства, которые легко отмыть. Можно рисовать на кафеле в ванной легкосмываемыми красками или на листе бумаги, закреплённом на двери.

♥Предлагать самые разнообразные материалы для рисования. Кроме красок, мелков и карандашей, рисовать можно любыми подручными средствами: водить пальчиком по рассыпанной на столе муке и запотевшему стеклу, чиркать палочкой на песке или спичкой по кофе, рисовать свекольным соком. Чем больше вариантов вы придумаете вместе с ребёнком, тем лучше.

♥На этом этапе излишне хоть как-то направлять действия ребёнка. Пустите всё на самотёк. Если малыш уже который месяц выводит однообразные штрихи, не нужно показывать ему, как рисовать зигзаги или волнистые линии. Как в любом аспекте психологического развития, события форсировать незачем. Всё обязательно произойдёт в том темпе, который необходим самому ребёнку.

Чем лучше рисовать в этом возрасте

В этом возрасте самым удобным материалом для рисования будут краски (гуашь). Они позволяют рисовать ручками, давая тактильные ощущения, и оставляют яркий след.

Хорошо использовать краски, не требующие разбавления водой. Наливать их лучше в блюдца или одноразовые тарелки, поскольку ребёнок рисует ладонью и ему трудно залезать в маленькую баночку. Из баночки краску не достать всей ладошкой.

Поначалу можно ограничиться одной краской, ребёнку не нужна целая палитра. Основное удовольствие — ощущать краску руками и переносить её на себя или поверхность. Поэтому цвет совершенно не важен. Но если есть выбор, учтите, что дети до трёх лет выбирают самые тёмные оттенки, поскольку след от них заметней.

Мелки малышу нужны самые толстые, чтобы обхватить их кулачком, и без обёртки. Лучше всего подходит нетоксичная и мягкая масляная пастель. Карандаши в этом возрасте обычно непопулярны, а если и используются, то чаще не по назначению — перекладывать их из одной коробочки в другую интереснее, чем рисовать.

Нужно ли учить правильному «захвату»?

Некоторые родители и педагоги стараются сразу же научить ребёнка «правильно» держать карандаш или мелок.

Не стоит волноваться об этом! У вас будет достаточно времени потом. Малышу неудобно действовать пишущим инструментом по-взрослому — мелкая моторика ещё не настолько развита.

К тому же, ребёнок стремится задействовать сразу максимум рецепторов, поэтому хватает интересный предмет всем кулачком.

Ещё одна веская причина не переучиваться: для удержания карандаша тремя пальчиками требуется чрезмерная концентрация, оставляющая мало сил для творчества. Рука ребёнка устает, потому что на этом этапе такой захват нефизиологичен. Захват кулачком позволяет произвести больше движений. Например, дети ставят точки и маленькие черточки, стуча карандашом по бумаге, как молотком, — так интенсивно долбить «щепотью» не получится.

Сайт для воспитателей детских садов

Воспитание детей третьего года жизни

Начался новый учебный год. Наши дети за лето заметно подросли, стали более организованными, у них выработались новые навыки, привычки. Но по – прежнему основой воспитания на третьем году жизни является правильно составленный и четко проводимый режим дня. В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13,5 часов из них среди дня 2-2,5 часа. В выходной день следует строго соблюдать ясельный режим дома. Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго засыпает, капризничает).

Детям на третьем году жизни необходимо прививать элементарные гигиенические привычки: мыть руки перед едой и когда они загрязнятся, пользоваться только своим полотенцем. У нас в яслях у каждого ребенка есть свое полотенце. Все дети знают свои метки. Все любят умываться, но не у всех получается правильно. Детей надо обучать правильным действиям при умывании. Необходимо показать ребенку как нужно смочить руки и намылить их мылом, потом смыть. Упражнение в одних и тех же действиях под постоянным контролем взрослых приводит к формированию навыков.

Очень важно своевременно приучать ребенка к самостоятельности. Совсем не правы те родители, которые делают за ребенка все сами, чрезмерно опекают его. Иногда приходится слышать такие рассуждения, что рано еще предъявлять какие-либо требования к малышу, он еще такой маленький, «научится когда вырастет, будет делать все сам». Такие рассуждения приносят ребенку лишний вред. Нужно всячески поощрять желание ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, показывая ему как это сделать: «расстегни сама пуговки, а затем снимай пальто», или «дай я сниму тебе ботинки , а ты будешь снимать потом штанишки».Надо учить ребенка снимать и одевать одежду в определенной последовательности, складывать аккуратно, замечать неопрятность в одежде

Быстро собираются на прогулку (………….) Несколько слов хочу сказать и о родителях. Приводят ребенка в ясли, разденут и все комом положат одежду в шкаф. Надо все складывать аккуратно, стопочкой, чтобы вашему ребенку легче было одеваться на прогулку. Необходимо обращать на все внимание ребенка.

Развитие речи и знакомство с окружающим: дети должны знать свое имя и фамилия, называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню. Правильно пользоваться словами обозначающими предметы домашнего обихода (одежда, мебель, игрушки ) и их назначение (на кровати сидят, за столом сидят и занимаются, в тарелку наливают суп…), обращать внимание на состоянии погоды: светит солнце, падает снег, дует ветер) . Знакомить с некоторыми животными и особенностями их поведения (рыбки плавают в воде, птицы летают, куры клюют зернышки…..).

Ребенок 2-3 лет старается все увидеть, хочет многое узнать и понять т.е. проявляет большую любознательность. Он всюду «лезет», задает массу вопросов, часто мешая и надоедая взрослым. Его интересует все: « А как это сделали?», «А почему она плачет?», «Куда спряталось солнышко?». Взрослый должен использовать все эти вопросы для лучшего и правильного понимания ребенком окружающего. Но родители часто отделываются от вопросов ребенка ничего не значащими ему фразами («Акак ты это сделал?— отвечают «взял и сделал», или на вопрос «Почему?» — «Нужно так»). Такие ответы ничего кроме обиды и разочарования у ребенка не вызывают и в результате он перестает обращаться со своими вопросами к родителям. Родители, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений развивают у него пытливость ума, еще большее стремление понять, узнать.

Очень привлекает ребенка в эти годы труд окружающих его близких. Он хочет делать все, что делает его мать , отец, бабушка: сядет мама писать ,и ему надо, моет бабушка посуду и он просит . участие ребенка в деятельности взрослых является неисчерпаемым источником обогащения всего его поведения. Нельзя одергивать ребенка и отгонять его от себя постоянными окриками « не мешай», «не надо» или «ты весь испачкаешься, испортишь платье». Наоборот нужно привлекать ребёнка к работе. Давать доступные поручения «отнеси картошку на кухню», «принеси мне тряпочку чтобы вытереть стол». Не следует трудовые поручения превращать в игру. При вашем правильном поведении он уже в этом возрасте способен по-разному вести себя в игре и труде. В этом возрасте нужно воспитывать элементарные трудовые умения. Обязательно надо отметить значимость труда. Объяснить ребенку для чего помыли посуду, подмели дорожку около дома, убрали мусор. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание помочь.

Игра: игра доставляет ребенку много радости и удовольствия, но игра не только забава. Она имеет большое значение для физического и умственного развития ребенка. Ребенок 2-3 лет в своей игре обычно подражает тому, что он видит и слышит. Нужно содействовать развитию игр, в которых дети подражают деятельности окружающих людей (шофер водит машину, мама кормит детей, врач лечит). Развивать умение связно передавать в игре 2-3 последовательных эпизода (с куклами гуляют, кормят, укладывают спать). Со второй половины года способствовать тому, чтобы дети брали на себя определенную роль (шофера, доктора). А как часто мы видим, что ребенок совсем не умеет играть один. Он деятелен только тогда, когда с ним занят взрослый. Что не нужно делать для того, чтобы ребенок умел интересно, разнообразно с пользой для своего развития самостоятельно играть? Прежде всего надо серьезно отнестись к подбору игрушек. В первую очередь нужны игрушки, при помощи которых он мог бы воспроизводить видимые им действия. Кукла с различными предметами для игры с ними (посуда, мебель, кукольная одежда), игрушечные животные и птицы (заяц, петушок, собака и т.д.). Разборные игрушки (матрешка, пирамидка, мозаика) вызывают разнообразные у детей действия сними, знакомят с различными свойствами предметов (цвет, форма, величина) и развивают движения пальцев и кисти рук. Дети любят и подолгу занимаются со строительным материалом. Нужно побуждать детей строить постройки (заборчик, стол, стул). С ребенком нужно обыграть постройку. Построили дорожку, пусть матрешки ходят по ней друг к другу в гости или едут маленькие машинки. Можно построить комнату для куклы Алёны и обставить её мебелью. Спросить детей, что они построили, учить играть с постройкой; называть необходимо детали из чего построили (кубики, кирпичики, призма). Закрепляйте с ребенком дома знания и умения, которые они получили у нас в яслях на занятиях по конструированию. Хочется всем родителям дать совет, что ни в коем случае не следует давать в распоряжение ребенка сразу много игрушек. Часть игрушек должна быть убрана и время от времени следует менять их. Надо приучать ребёнка бережно обращаться с игрушками. Нельзя, например, разрешать ребенку бросать куклу на пол, рвать книжки и т.д.

Надо приучать ребенка после игры убирать игрушки на место. Всякая сломанная игрушка должна быть, если это возможно починена на глазах ребёнка. Всё это воспитывает аккуратность, бережное отношение к вещам. Детям полезно в этом возрасте разнообразно двигаться. Поэтому у них должны быть такие игрушки, как мячи, коляски, игрушечные машинки. Ребёнка надо приучать играть без взрослых, но следует помнить, что играть целый день один он не может. Опыт ребёнка ещё очень мал, он не знает, что делать с ними или другими игрушками. Нужно не только время от времени общаться с ребёнком, а обязательно несколько раз в день заниматься с ним, показывая как можно играть с той или иной игрушкой, учить ребёнка использовать игрушки по назначению. Приучайте ребёнка использовать в игре предметы- заменители. Не выбрасывайте кусочки меха, катушки от ниток, различные колёса от машин, кусочки поролона. Кусочек меха- может заменить вашему малышу игрушку собачку, зайчика, мышку, из остатков поролона ребёнок будет жарить картошку, когда порежете его квадратиками и кружочками, шарик — заменит ему яблоко, орешек и т. д.).

Предметы — заменители развивают воображение детей, помогают заменить недостающую игрушку или предмет в игре. У нас в яслях с детьми проводятся занятия по развитию речи. На третьем году продолжается быстрое развитие речи ребёнка. Словарь его растёт с каждым днём. Ребёнок как бы на лету ловит и повторяет не только новые слова, но теперь уже и целые обороты речи, легко запоминает стихи, песни. Активный словарь ребёнка.

Большую тревогу должно вызывать, если ребёнок на 3 году почти ничего не говорит или мало говорит. Запаздывание речи вызвано в основном тремя причинами: заболеваниями ушей и носоглотки, заболеваниями нервной системы и наконец недостатки воспитания, когда ребёнок растёт «запущенным», не получает должного внимания, когда с ним не занимаются. Нельзя забывать, что чем дольше длится отставание речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речи, начавшиеся в раннем детстве и вовремя не исправленное, может привести к деятельной задержки умственного развития ребёнка. Речь помогает ребёнку глубже воспринимать окружающий мир. Например, увидев мяч, ребёнок не только возьмет его в руки и будет им играть, как он это делал в более ранним возрасте, но и назовём его большим или маленьким, спросит чей он, можно ли его взять, какого он цвета. Ребёнок 3 лет постоянно задаёт вопросы Когда? Зачем? Где?

С ребёнком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время назад. Рассматривание отдельных картинок и рассказывание по ним очень полезно детям. Объясняя изображение или рассказывая, взрослые должны давать образцы правильной речи. С большим удовольствием дети слушают рассказы из жизни о других детях, о животных. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями. Детям этого возраста нужно рассказывать сказки такие, как «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Козлята и волк». Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку. Малышам нужно читать короткие стихи. Это в первую очередь стихи, прибаутки, потешки.

«Водичка- водичка», «Наша Маша- маленька», «Как у нашего кота», «Кисонька- мурысенька»; произведение советских писателей «Игрушки» А. Барто; «Снег, снег кружится», «Флажок». Высотская «Споём мы дружно песню». Бродский «Солнечные зайчики» и т. д.

Желателтно, чтобы стихотворения закрепляли непосредственные впечатления ребёнка. Например, он видит за окном снег, хорошо именно в это время рассказать ему стишок про снег. Не нужно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают ; если стихи время от времени повторять. Дети учатся от взрослых не только словам, но и речевым оборотам, подражают даже их манере говорить. Недопустимо употреблять в присутствии ребёнка те слова, которые мы не хотели бы слышать из его уст.

В группе ежедневно проводится два занятия, длительностью по 15 минут; для этих занятий группа детей делится на две постоянные подгруппы. В основном все дети активно отвечают на вопросы воспитателя по сказке или картинке. Были отставания в развитии речи у отдельных детей (в индивидуальной беседе с ними говорилось об этом). Но сейчас эти дети стали заниматься намного лучше. Но некоторым родителям нужно ещё обратить на это особое внимание. Мы будем беседовать с ними индивидуально, постараемся помочь им своими советами. Итак, дети трёх лет к концу года должны рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке. Дети должны уметь говорить не торопясь, внятно, отвечать на несложные вопросы взрослых.

С этого года у нас вводится два новых занятия: рисование и лепка. На занятиях по рисованию дети учатся правильно держать карандаш, кисточку, проводить вертикальные и горизонтальные линии, замкнутые округлые линии. Учим ребёнка замечать нанесённые линии на бумагу, понимать, что эти линии и их простейшие комбинации могут быть изображением предметов. Учим относиться к рисунку, как к результату своей работы. Учим детей на занятиях различать и правильно называть основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый). Занимаясь с ребёнком, учите его не просто водить карандашом по бумаге, мять пластилин и беспорядочно нагромождать кубики, а лепить, рисовать и строить что-то определённое (например рисовать дорожку, дождик, шары, флажок). Надо учить его узнавать и называть то, что он рисует, лепит, строит.

Больше общайтесь и играйте со своими детьми, закрепляйте умения и навыки полученные на занятиях в детском саду. Помните, что ранний возраст- это период детства, когда у ребёнка закладываются основы физического и психического здоровья.

Задачи воспитания детей 3-го года жизни

Для того, чтобы малыш своевременно и всесторонне развивался, надо:

  • 1) Создать все необходимые условия для его активного поведения и бодрого, жизнерадостного настроения.
  • 2) Расширять кругозор, развивать умственные способности и речь ребенка.
  • 3) Удовлетворять его потребности в движениях (бег, ходьба, прыжки) и совершенствовать их.
  • 4) Усложнять и разнообразить предметную деятельность.
  • 5) Прививать культурно-гигиенические навыки.
  • 6) Воспитывать положительные чувства, дружеские взаимоотношения со взрослыми и детьми, положительные черты характера, т.е. формировать нравственные качества.
  • 7) Воспитывать любовь и интерес к музыке, пению, художественном слову (стиху, сказке), т.е. способствовать эстетическому развитию ребенка.

Занятия с детьми 3-го года жизни

Чем нужно заниматься с детьми в возрасте от 2 до 3 лет? Неверно думать, что это должны быть лишь игры-развлечения. Ребенка следует, конечно, повеселить и позабавит. Это делает его более жизнерадостным, веселым. Такие игры, как игры в прятки, в догонялки, катание малыша на спине у взрослого и т.п., очень радуют, вызывают смех, оживление малыша. Но занятия с ребенком не должны ограничиваться лишь забавами и развлечениями. Занятия должны содействовать всестороннему развитию ребенка — его движений, речи, органов чувств, внимания, памяти, сообразительности, умения наблюдать.

В этих целях можно рекомендовать такие занятия, как рассматривание картинок и рассказывание по ним. Надо рассказывать сказки, читать стихи детям и без показа картинок.

Следует использовать настольные игры, такие, как предметное лото, домино, складные картинки, игры «Кому что нужно», «Ку-ка-ре-ку» и подобные им.

Очень полезны для развития ребенка и различные разборные игрушки — матрешки, пирамиды, вкладные чашки и др. Под руководством взрослого, занимаясь ими, он учится решать доступные ему простые умственные задачи: составлять из частей целое (складные картинки), сравнивать и находить сходство и различие (парные картинки, лото); учится не только различать, но и называть цвет (красный, желтый, синий, зеленый), форму (кубик, кирпичик, шарик), размер (большой, маленький), число (один, два, много).

В этих играх усложняются также действия: ребенок стремится довести начатое до конца (правильно, по размеру, надеть все кольца пирамидки), действует целенаправленно, соблюдает целый ряд правил (игры в лото, домино).

В этом возрасте следует уже учить ребенка рисовать карандашом, лепить из пластилина, глины. Хотя кубиками ребенок умеет играть уже самостоятельно, нужно иногда вместе с ним сооружать постройки более сложные, чем те, которые он делает сам.

Взрослый должен показывать правильные приемы рисования, лепки, постройки из кубиков — правильно держать карандаш, проводить линии горизонтальные, вертикальные и закругленные, отрывать и катать кусочки глины, строить из кубиков, правильно выбирая их по форме, размеру. Сделав что-то, взрослый предлагает ребенку посмотреть, узнать, что это, и сделать такое же (например, слепить лесенку, морковку, нарисовать яблочко и т. п.).

Для развития музыкального слуха, привития ребенку интереса и любви к музыке, а также для создания у него радостного настроения надо петь с ним песенки, вместе слушать детские передачи по радио, танцевать. Следует иногда спеть или, если есть какой-либо инструмент, поиграть без слов мелодию знакомой песни и предложить ребенку узнать ее. Хорошо песенкой сопровождать некоторые подвижные игры. Хотя ребенок в этом возрасте уже запоминает и напевает песни и не совсем понятные ему по содержанию, все же лучше петь ему специальные детские песенки. Такие песни часто передают во время детских передач по радио, например: «На свой флажок на красненький любуясь я гляжу», «Дует ветер озорной», «Барабан висит на ленте», «В лесу родилась елочка». Для слушания и развития музыкального вкуса можно использовать также русские народные мелодии и наиболее мелодичные современные песни. Такие занятия очень сближают родителей с детьми. Ребенок начинает делиться с ними своими интересами, рассказывает о своих успехах и неудачах, ищет у них объяснения, просит помощи при затруднениях. Ребенок с нетерпением ждет прихода отца, чтобы заняться постройкой из кубиков, побегать, пошалить с ним, а у матери он просит, чтобы она ему рассказала сказку, спела песенку и т. п., т. е. ребенок заранее ждет, что отец и мать будут с ним заниматься чем-то для него интересным.

План-конспект занятия с детьми 3-го года жизни.

Тема: «Волшебная кисточка»

  • 1. Образовательная: познакомить с кисточкой и красками.
  • 2. Обучающая: формировать умение действовать с предметами.
  • 3. Воспитательная: учить играть рядом.

Демонстративный материал Игрушечный заяц; красивая коробочка для кистей и красок, кисточка № 8 (предварительно украшенная) для воспитателя. Красная, синяя, желтая, зеленая гуашь, емкости для красок и воды. Альбомный лист, на котором заранее нарисован красной краской круг; кисточка № 5 — на каждого ребенка.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Раздается стук в дверь. Появляется заяц. У него в лапах коробочка. Дети здороваются с ним.

Воспитатель. Зайчик, что ты принес? Какая коробочка красивая! Там что-то стучит и гремит. В гости к вам пришла, друзья, посмотрите, кто же я? (Открывает коробку, достает кисточку № 8.) Посмотрите, что это? Дети, это кисточка. Смотрите, какая она нарядная, красивая. (Проводит кисточкой по детским ладоням.) Кисточка мягкая, пушистая. А в коробочке еще что-то лежит. Ну-ка, посмотрим. Еще кисточки! Только они маленькие. Они тоже пушистые, мягкие. А что же умеют делать кисточки?

Мы умеем рисовать, только краски нужно взять.

Где же нам взять краски? Зайчик их в коробочке принес! Смотрите, какие краски принес зайчик (достает по одной краске и показывает): это синяя, это зеленая, это желтая, это красная. Сегодня мы будем рисовать красной краской (показывает). На улице светит яркое солнышко, мы с вами и нарисуем солнышко.

Вот смотрите, дети, круг, много палочек вокруг. Это солнышка лучи — так теплы и горячи. Посмотрите, как я буду рисовать солнышко (рисует).

Дети рассматривают рисунок. Воспитатель предлагает им «нарисовать» солнышко рукой в воздухе.

Возьмем бумагу (раздает детям листы с красными кругами), кисточки (показывает, как надо их правильно держать), обмакнем кисточки в красную краску и нарисуем лучи солнышка.

Дети выполняют задание. Зайчик рассматривает получившиеся рисунки, хвалит и благодарит малышей.

Источники:

http://www.baby.ru/blogs/post/462675793-181805786/
http://dohcolonoc.ru/cons/13471-vospitanie-detej-tretego-goda-zhizni.html
http://vuzlit.ru/447797/zadachi_vospitaniya_detey_goda_zhizni

Ссылка на основную публикацию